Научная статья на тему 'Вопросы взаимосвязи системы высшего образования и формирования предпринимательской этики'

Вопросы взаимосвязи системы высшего образования и формирования предпринимательской этики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / ПРОГРАММЫ ДВОЙНЫХ ДИПЛОМОВ / ENTREPRENEURIAL ETHICS / ENTREPRENEURSHIP / EDUCATIONAL INNOVATIONS / PROGRAM OF DOUBLE DIPLOMAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурова Н. В.

В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи системы высшего образования и формирования предпринимательской этики, выделены межстрановые различия в менталитете молодежи, анализируются образовательные инновации в совместных с зарубежными вузами партнерами программах подготовки магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of mutual connections between the system of higher education and entrepreneurial ethics development

The article discusses a number of issues related to the mutual connections between the system of higher education and formation of entrepreneurial ethics, focuses on differences in youth mentality in different countries, and analyses educational innovations in joint international MA programs.

Текст научной работы на тему «Вопросы взаимосвязи системы высшего образования и формирования предпринимательской этики»

кие теологи должны изучать, прежде всего, идеальную модель исламской экономики, сформулированную в трудах мусульманских ученых. В отличие от теологов, экономисты изучают не то, как должно быть, а то, что есть в реальной жизни, иначе говоря, существующую практику исламских финансовых институтов. В любом экономическом или финансовом вузе исламская экономика рассматривается с позиций западной экономической мысли — в отличие от исламских теологических учебных заведений, где исламская экономика изучается в контексте мусульманской науки. При этом экономисты, в отличие от теологов, не просто исследуют исламскую экономику как феномен, присущий некоторым мусульманским и немусульманским странам, но и анализируют ее эффективность.

Что касается исламоведов, чья подготовка осуществляется в светском вузе, то им важна не столько эффективность исламской экономической модели, сколько сам факт реализации в социально-экономической жизни постулатов ислама.

Есть еще одна категория учебных заведений (бизнес-школ) или консалтинговых структур, предлагающих всем желающим на коммерческой основе прослушать специализированные курсы. В качестве примера я уже приводил Школу страхового бизнеса при МГИМО, где в период с 2002 по 2005 гг. мною были прочитаны лекции по исламскому страхованию. Слушателями таких курсов могут быть разные люди, но, как правило, это либо сотрудники финансовых институтов, исповедующие ислам, представители малого и среднего бизнеса из среды мусульман, или же люди, старающиеся повысить свою ценность как сотрудника путем получения новых знаний.

Вопрос о целесообразности и эффективности таких курсов обсуждать здесь, на мой взгляд, бессмысленно. Очевидно одно: поскольку на подобные услуги есть спрос, количество предложений будет только расти. Что касается качества, то оно зависит от компетенции приглашаемых лекторов. Если это хорошие специалисты, то задача ознакомления с дисциплиной может быть успешно выполнена.

Наиболее известным примером являются курсы по исламской экономике и финансам при Московской международной вы-

сшей школе бизнеса (МИРБИС). Это одни из первых коммерческих курсов такого рода. Было осуществлено несколько наборов слушателей. Стоимость курсов составляла 28 300 руб. (72 акад. часа). К чтению лекций по различным аспектам исламской экономики и финансов были привлечены ведущие отечественные и зарубежные специалисты по исламской экономике.

О дистанционном обучении в сфере исламской экономики мне практически ничего неизвестно. Некоторые Интернет-сайты предлагают такую услугу, но о том, насколько она востребована, данных нет.

Несмотря на наличие большого числа предложений в сфере образования по изучению исламской экономики в таких городах как Москва и Казань возможности приобрести хорошие знания из первых рук ограничены. Качественная подготовка по указанной дисциплине в настоящее время может осуществляться лишь в нескольких вузах России, принимая во внимание небольшое число специалистов и отсутствие практического опыта применения исламской экономической модели в нашей стране.

В заключении обозначим некоторые важные выводы:

— исламскую экономику как отдельную дисциплину необходимо изучать в трех категориях учебных заведений: 1) в экономических и финансовых вузах (на экономических и финансовых факультетах), 2) в востоковедных вузах (на востоковедных факультетах) и 3) в исламских религиозных (теологических) вузах.

— вводить исламскую экономику как массовую специализацию (например, осуществлять подготовку бакалавров или создавать магистратуру по исламской экономике) в настоящее время нецелесообразно по причине отсутствия возможностей для трудоустройства будущих выпускников,

— углубленную подготовку по специальности «Исламская экономика и финансы» необходимо осуществлять лишь тем вузам, которые смогут гарантировать в будущем своим студентам практику и, возможно, трудоустройство в исламских банках и других исламских финансовых институтах (в России или за рубежом).

ВОПРОСЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ

предпринимательской этики

Н.В. Бурова,

профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,

доктор экономических наук bagiev@finec.ru

В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи системы высшего образования и формирования предпринимательской этики, выделены межстрановые различия в менталитете молодежи, анализируются образовательные инновации в совместных с зарубежными вузами-партнерами программах подготовки магистров.

Ключевые слова: деловая этика, предпринимательство; образовательные инновации; программы двойных дипломов

УДК 174.4: 334.7

Предпринимательское сообщество заинтересовано в при- школы в формировании предпринимателей, одновременно токе образованных специалистов, обладающих компетенция- обладающих багажом знаний и имеющих твердый этический ми, навыками и умениями, сформированными в соответствии стержень?

с нормами современной деловой этики. Как известно, деловая Высшая школа и развитие деловой этики. Мировой

этика представляет собой совокупность принципов поведения опыт показывает, что отправной точкой, инициатором процесса

людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности. модернизации общества может быть институт высшего образоДеловая этика — система идеалов, моральных норм, на которые вания и студенческая молодежь как особая социальная группа.

опирается любой деловой человек, чтобы достичь поставлен- От молодежи зависит инновационное настоящее и будущее

ной цели. Каковы задачи и возможности российской высшей страны. От молодежи, занятой в бизнесе, получающей экономи-

ческое и управленческое образование, зависит экономическое будущее страны, а значит, и в целом, ее развитие.

Ежедневно специалисты, менеджеры, служащие, руководители на разных уровнях принимают решения в своей профессиональной, деловой жизни и подчас эти решения связаны с серьезным этическим выбором. Решение о приеме на высокооплачиваемую, престижную должность знакомого или родственника, тендер в пользу определенного предприятия, согласие на продвижение лекарств определенной компании, или создание системы «платных» экзаменов в университете. И в том, и в другом, и в третьем случае, перед человеком встает проблема выбора. Каким, более или менее этичным будет решение, зависит от многих факторов: это и воспитание в семье и школе, это и социальная среда, в которой происходит взросление человека, это, так называемые, «лучшие практики», которые молодой человек может наблюдать в процессе обучения в университете или производственной среде.

Высшее образование как институт социализации молодежи. Система высшего образования может быть рассмотрена как институт социализации, который передает студентам не только профессиональные знания и умения, но и общепринятые в обществе стили поведения и особенности мышления. Кроме явных, формализованных знаний, образовательная система (университетские преподаватели, система администрирования в вузе, преддипломная практика на предприятиях и т.д.) транслирует неявное, неформальное знание — информацию о культурных характеристиках, которые присущи данному сообществу или обществу в целом. Чем больше будет расхождение между нормативной этикой и этикой практической, тем более привлекательнее станет пример последней. Но роль преподавания дисциплин, в которых, так или иначе, упоминается профессиональная или деловая этика, по-прежнему, остается чрезвычайно важной.

Понятие деловой этики в мировой практике и науке, включая Россию, безусловно, основывается на Аристотелевских принципах, хотя и трансформировалось в истории, приобретая черты современности.

Российский абитуриент опирается на небольшой опыт социальной жизни, воспитание семьи в процессе выбора и принятия решений, а так же культурные особенности страны, где сильно развит патриархальный уклад в семье, и довольно поздно для большинства молодых людей наступает момент осознания истинного призвания. Процесс выбора и принятия решений неизбежно всегда связан с этикой — с согласованием сделанного выбора с нормами и ценностями, принятыми в обществе, а также с внутренними нормами самого человека.

В России ответственность университета заключается в развитии, укреплении и утверждении этического «стержня» молодого специалиста, и должна быть особенно высока, в силу юного возраста абитуриентов.

Отличительные особенности студенчества в России, Европе и США. Различие в деловой этике дипломированных специалистов в разных странах имеет ряд объяснений, и одно из основных — это состав абитуриентов высшей школы в России и других странах мира. Во-первых, в России в вузы поступают более молодые люди (16-18 лет), чем, например, во Франции (18-19 лет) или в США (18-22). Наши европейские коллеги имеют дело с более взрослыми и ответственными абитуриентами, которые довольно часто платят за свое обучение самостоятельно или берут кредит на образование.

Второй особенностью российского студенчества выступает факт конкурсного поступления в вузы (по результатом ЕГЭ, объективность которого мы в данном случае не оцениваем), тогда как в Европе в вузы принимаются все желающие учиться, получившие диплом о среднем образовании, путем простой «записи» в университеты. В США, напротив, портфолио абитуриента должно содержать не только положительные результаты об окончании среднего образования, но и спортивные и творческие достижения, благотворительную деятельность.

Не одинаковым нам представляется и отношение студентов к учебе. Многие российские студенты ориентированы на получение диплома, как самоцели, а не на получение знаний. В США и странах ЕС у обучающейся молодежи четко сформирована ориентация на получение знаний, что исключает явление списывания.

Отличными являются и конечные стремления российских студентов и студентов других стран. Многие российские студен-

ты стремятся после окончания вуза стать менеджерами среднего и высшего уровня (иначе говоря занять «теплое местечко»). Студенты же стран ЕС и США ориентированы на профессиональную карьеру и предпринимательство.

Еще одной отличительной чертой российского высшего образования является единый образовательный стандарт для всех вузов страны. Возможности учебного заведения самостоятельно формировать структуру курсов, а также стратегию обучения невелики. Современный стандарт подчас не включает дисциплин, где студенты могли бы обсуждать вопросы профессиональной и деловой этики, а если и существует курс «Культура делового общения» или «Профессиональная этика и этикет», то в усеченном виде. Этикету и правилам поведения в обществе уделяется больше внимания в силу недостатка часов. Представляется чрезвычайно важным обсуждать вопросы деловой этики на старших курсах университета, в процессе решения ситуационных задач и кейсов, чтобы на реальных примерах студенты могли оттачивать «мастерство» принятия решений, не только исходя из вопросов прибыли, но и учитывая интересы общества, природы, отдельно взятых людей. Студенты разных курсов и специализаций выбирают в качестве тем докладов вопросы коррупции и отношения к ней молодежи, а также вопросы проявления национализма и расизма в деловой жизни, проблемы родственных связей при поиске работы и т.д. Результаты исследований, проводимых самими студентами, практически не удивляют: процент молодежи, считающей, что коррупция — неизбежное зло, сталкивались с ней лично или через знакомых и родственников — больше 50. Больше половины студенческой молодежи готовы дать взятку преподавателю, чтобы успешно сдать экзамен. Коррупция, существующая в вузах, всего лишь капля воды, в которой отражается ситуация в обществе в целом. Учебный стандарт третьего поколения немногим отличается от предыдущего в области чтения курсов по деловой или профессиональной этике. Это означает, что не только практически, но и теоретически — через обучение, современное высшее образование не способно повлиять на этическое и нравственное развитие будущего специалиста или руководителя. Решение может быть найдено, как это традиционно было принято в России, через обучение «лучшим практикам» из-за рубежа.

Образовательные инновации для формирования современной деловой этики. Под инновациями стратегии понимаются качественные изменения системы образования, ее моделей и механизмов их реализации для достижения долгосрочных целей. В рамках международного образовательного сотрудничества СПбГУЭФ1 применяются следующие инновационные стратегии:

— подготовка по программам двойного диплома;

— импорт образовательных услуг (привлечение профессорско-преподавательского состава из-за рубежа);

— экспорт образовательных услуг (преподавание российского профессорско-преподавательского состава за рубежом, обучение иностранных студентов в российских вузах);

— интеграция вузов с профессиональными сообществами.

Под инновациями продукта (услуги) понимается создание

и распространение новых образовательных программ, отвечающих потребностям инновационной экономики, основанной на знаниях, а именно:

— разработка интегрированных образовательных программ на основе образовательных и профессиональных стандартов;

— включение в образовательную программу инновационных курсов;

— включение предпринимательских идей в содержание курсов;

— создание современного контента учебно-методических материалов.

К числу инновационных технологий, успешно применяемых в рамках программ двойных дипломов СПбГУЭФ2 можно отнести: преподавание на иностранном языке; профессорско-преподавательский состав из России и Европы; мастер-классы, видеоконференции, кейсы, тренинги, открытые лекции практиков и профессоров, круглые столы; педагогическая платформа Доке-ос; Adobe Connect—единый рабочий стол; научные студенческие конференции на иностранном языке; внедрение тематических ресурсных центров (создание сети единомышленников, функция накопления информации (закрытой и открытой); участие и проведение образовательных выставок, создание презентационных буклетов программ, и многое другое.

Международные образовательные программы двойных дипломов СПбГУЭФ, которые вуз реализует уже более 15 лет, являются программами с инновационными технологиями.

Во-первых, потому, что само понятие «программы двойного диплома» относится к инновационному явлению в системе высшего профессионального образования. Во-вторых, факт обучения на иностранном языке, в группах, где учатся студенты из различных стран, по учебному плану, составленному командами профессоров двух и более стран, завершающийся получением двух национальных государственных дипломов магистерского уровня, даже в современных условиях не является обыденностью для большинства вузов России. В-третьих, тезис о формировании единой деловой культуры в рамках обучения на программах двойного диплома обусловлен тем, что учебные планы программ двойных дипломов включают в себя такие дисциплины как: «Менеджмент межкультурных коммуникаций», «Стратегическое управление человеческими ресурсами», «Международная бизнес-этика и корпоративная социальная ответственность», «Международные кейс-стадиз», «Международные корпоративные организации», «Социальная ответственность компаний», «Трудовые отношения и коллективные переговоры в Европе», «Взаимодействие компаний и общественных организаций в международной среде», и др.

В результате, выпускники программ двойных дипломов обладают особым набором общекультурных и профессиональных компетенций. В составе общекультурных компетенций выделим умение сотрудничать в межкультурных командах, улучшенное знание делового английского языка. Состав особых, сформированных при обучении на программах двойных дипломов, профессиональных компетенций — это и наличие социальных компетенций, базирующихся на знании различных деловых культур и опыте межличностного кросс-культурного взаимодействия, и

способность учитывать межкультурные аспекты при формировании организационной структуры компании, действующей на международном рынке, понимать взаимное влияние организационной структуры, корпоративной культуры и национальной культуры. В итоге, сохраняя национальные особенности и приобретая опыт межкультурной коммуникации, у выпускников формируется новая деловая и профессиональная этика, основными чертами которой выступают честность, ответственность, порядочность, трудолюбие, самостоятельность, целеполагание и целеустремленность, экологичность принимаемых решений и т.д.

Международные совместные программы в рамках бакалавриата и магистратуры, стажировки студентов в разных странах мира оказывают неоценимое влияние на развитие морали и представлений российских студентов о нормах поведения в учебе и бизнесе. Списывание на экзаменах и компиляция без цитирования в дипломных и курсовых работах, бывшие нормой во вчерашней России и искореняемые в сегодняшней, в западных странах преследуются строго. Ответственность за собственные знания, судьбу, профессиональный рост, уровень жизни лежит на самом студенте. До тех пор, пока сила денег будет влиятельнее честных и моральных решений, доверие и открытость, о которых мечтают наши деловые партнеры из западных стран, останутся лишь идеалом или мечтой. Необходимы не только изменения в стандартах обучения, требуется коренное изменение в повседневных стандартах поведения преподавателей, администрации и студентов. И тогда можно надеяться на дальнейшее развитие автономной этики в российском деловом и профессиональном сообществе, да и в обществе в целом. Признавая все положительные моменты фундаментального российского образования, имеющего оригинальные, высококачественные программы, отметим, что программы двойных дипломов способствуют его развитию и признанию.

1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

2 Подробнее см. www.miep.finec.ru

О СОВРЕМЕННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ

инновационной инфраструктуры с участием

ВУЗОВ В российской ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ 1)

Е.Е. Досужева,

аспирант кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск) dosuzheva@gmail.com

О.Л. Лямзин,

доцент кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск), кандидат экономических наук oll@fb.nstu.ru

Первая часть стать, посвящена основным тенденциям формирования и развития инновационных инфраструктур образовательных учреждений высшего профессионального образования. Приведены основные формы научно-производственной интеграции на базе вузов. Также авторами рассмотрены примеры формируемых в настоящее время инновационных инфраструктур вузов — победителей открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, научно-производственная интеграция, инновационная экономика.

УДК 334.758.6 ББК 65.292

Одним из значимых направлений повышения эффек- заций, реализующих отдельные этапы инновационных циклов. тивности национального инновационного процесса является Отработанность стратегических и тактических аспектов такой обеспечение интеграции различных его участников, органи- интеграции, во многом определяет как количество и качество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.