Научная статья на тему 'Инновационная образовательная технология «Учебная фирма» – эффективный способ формирования предпринимательского поведения студентов'

Инновационная образовательная технология «Учебная фирма» – эффективный способ формирования предпринимательского поведения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательский тип поведения / учебные фирмы / entrepreneurial type of behavior / practice firm / training firm

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Завгородняя, В Б. Рыбина, Н М. Гаврилов

Способность к предпринимательству не является врожденной, ее можно развивать. Предпринимателем может стать индивид, реализующий в своей жизнедеятельности предпринимательский тип поведения, подразумевающий осуществление совокупности действий, направленных на активное преобразование внешней среды. Определение круга факторов, препятствующих реализации предпринимательского типа поведения и поиск эффективного механизма снятия ограничений позволят увеличить круг потенциальных предпринимателей. Инновационная образовательная технология «Учебная фирма» по итогам ее реализации в студенческой среде показала существенные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY ‘TRAINING FIRM’ – AN EFFECTIVE WAY OF FORMING ENTREPRENEURIAL STUDENTS’ BEHAVIOR

Entrepreneurship capability to is not innate, it can be developed. Entrepreneur can be an individual that realizes the ability to live in an entrepreneurial type of behavior that involves the implementation of set of actions aimed at the active transformation of the environment. Identification of barriers to the implementation of entrepreneurial type of behavior and the search for an effective mechanism for these restrictions removal will increase the number of potential entrepreneurs. Innovative educational technology ‘Training Firm’ has shown significant results by the outcomes of its implementation in the student community.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная технология «Учебная фирма» – эффективный способ формирования предпринимательского поведения студентов»

УДК 378.147

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «УЧЕБНАЯ ФИРМА» -ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО

ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

А. В. Завгородняя1, В. Б. Рыбина2, Н. М. Гаврилов3

Санкт-Петербургский государственный экономический университет Российская Федерация, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 Е-mail: :azavgor@yandex.ru; 2rvera@unecon.ru; 3gnm_nikita@mail.ru

Способность к предпринимательству не является врожденной, ее можно развивать. Предпринимателем может стать индивид, реализующий в своей жизнедеятельности предпринимательский тип поведения, подразумевающий осуществление совокупности действий, направленных на активное преобразование внешней среды. Определение круга факторов, препятствующих реализации предпринимательского типа поведения и поиск эффективного механизма снятия ограничений позволят увеличить круг потенциальных предпринимателей. Инновационная образовательная технология «Учебная фирма» по итогам ее реализации в студенческой среде показала существенные результаты.

Ключевые слова: предпринимательский тип поведения, учебные фирмы.

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY 'TRAINING FIRM' - AN EFFECTIVE WAY OF FORMING ENTREPRENEURIAL STUDENTS' BEHAVIOR

A. V. Zavgorodnyaya1, V. B. Rybina2, N. M. Gavrilov3

Saint-Petersburg State University of Economics 21, Sadovaya str., St.-Petersburg, 191023, Russian Federation Е-mail: :azavgor@yandex.ru; 2rvera@unecon.ru; 3gnm_nikita@mail.ru

Entrepreneurship capability to is not innate, it can be developed. Entrepreneur can be an individual that realizes the ability to live in an entrepreneurial type of behavior that involves the implementation of set of actions aimed at the active transformation of the environment. Identification of barriers to the implementation of entrepreneurial type of behavior and the search for an effective mechanism for these restrictions removal will increase the number of potential entrepreneurs. Innovative educational technology 'Training Firm' has shown significant results by the outcomes of its implementation in the student community.

Keywords: entrepreneurial type of behavior, practice firm, training firm.

Необходимость подготовки специалиста, соответствующего требованиям рынка труда в последнее время становится всё более актуальной. Ранее базовый уровень приобретенных в высшем учебном заведении профессиональных теоретических знаний был достаточен для работодателя и вновь прибывающий молодой специалист «доращивался» до нужного уровня профессионализма уже в самой компании. Теперь бизнесу наличия базовых знаний недостаточно, требуются особые компетенции и навыки, позволяющие молодому сотруднику компании быстро встроиться в бизнес-процессы организации и способствовать ее количественному и качественному росту. Эти особые навыки и компетенции можно охарактеризовать как предпринимательский тип поведения. Зачастую именно наличие в портфеле у недавнего выпускника вуза адекватного реальному уровня развития технологий набора компетенций и является ядром формирования ключевых компетенций компании, так как быстрая смена технологических укладов, появление новых технологий, в том числе и образовательных приводит к тому, что работники, получившие

образование несколько лет назад не имеют преимущества перед новоиспеченным выпускником за счет приобретенного опыта и навыков, наоборот именно выпускник обладает преимуществом в багаже знаний. Но в настоящее время быть более конкурентоспособным по сравнению с опытными работниками выпускнику мешает отсутствие предпринимательского типа поведения.

Встает острая задача описания ключевых характеристики предпринимательского типа поведения и возможных путей формирования, столь необходимых для молодых неопытных выпускников качеств. Необходимо выявить базовые навыки, необходимые для реализации предпринимательского типа поведения и определить поведенческие характеристики, мешающие реализации предпринимательского типа поведения. В конечном итоге описать механизм, способствующий формированию у студента предпринимательского типа поведения

Предпринимательский тип поведения.

Под предпринимательским типом поведения мы понимаем поведение, связанное с реализацией инди-

Решетневскуе чтения. 2014

видом набора характеристик, направленного на активное преобразование имеющихся в распоряжении ресурсов с целью извлечения прибыли (финансового результата) и/или пользы для внешней среды (нефинансового результата). Это означает, что деятельность индивида направлена не только на извлечение прибыли, но и полезных для внешней среды результатов, которые не могут по различным причинам быть оценены финансово. Предпринимательское поведение -поведение, направленное на изменение, а не на консервацию существующего состояния.

Базовые навыки необходимые для реализации предпринимательского типа поведения:

1. Навыки, основанные на личностных характеристиках:

- организованность;

- ответственность;

- умение работать в коллективе;

- стрессоустойчивость.

2. Профессиональные навыки в выбранной сфере деятельности:

- знание и умение работать с документами;

- знание базовых процедур и технологий;

- умение организовать ключевые бизнес-процессы.

3. Предпринимательские навыки:

- аналитическое мышление (умение эффективно обрабатывать информацию);

- стратегическое планирование;

- стремление к самостоятельному определению направления собственного развития;

- готовность пробовать новое, неизвестное;

- креативный подход;

- умение управлять людьми;

- развитые коммуникативные навыки;

- умение быстро принимать решения;

- навык быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней среды;

- стремление к постоянному самообучению и самосовершенствованию.

Поведенческие характеристики, препятствующие предпринимательскому типу поведения.

1. Ориентация на процесс, а не на достижение результата.

2. Неумение доводить дело до конца, боязнь первых трудностей.

3. Неумение адекватно оценить степень сложности задач, излишне упрощение ситуации.

4. Стремление отложить решение вопроса, вызывающего затруднение на более поздний срок.

5. Дисбаланс в знаниях - перекос теоретических знаний над практическими навыками.

6. Отсутствие практических навыков и опыта.

7. Стремление делать все по заранее заданному шаблону - неготовность воспринимать изменения.

8. Пассивное поведение - ожидание распоряжений, боязнь брать ответственность на себя.

Анализ вышеперечисленных ограничений дает нам информацию о том, что большая часть этих ограничений может быть снята за счет реализации образовательных методик, направленных на формирование

практических навыков. Применение стандартных форматов обучения в высшем учебном заведении (использование начитка лекций - работа на семинарах) является необходимым, но недостаточным условием формирования полноценного специалиста. Такая форма организации процесса обучения способствует формированию пассивного усвоения информации без формирования активного навыка ее переработки. Как результат мы в конце обучения на выпускном курсе наблюдаем картину (особенно наглядно она проявляется в среде студентов нацеленных на учебу и старающихся выучиться как можно лучше) того, как студенты очень дисциплинированно, но пассивно воспринимает информацию, которая должна перерабатываться активно. Студенты отличники зачастую не могут адекватно воспринять практическую информацию и переработать ее в конечный продукт, происходит разрыв в их оценке сложившейся ситуации - у них возникает мнение, что они много знают и умеют, а потому могут претендовать на высокий уровень оплаты труда, а работодатель в процессе собеседования выясняет что возможно, что они много знают, но делать то, что ему нужно не умеют, а потому и отказывают в приеме на работу. Нетрудоустроенный сразу выпускник пополняет армию безработных, не устраивается работать по специальности. Возникает иллюзия избытка специалистов соответствующей квалификации на рынке. А работодатель продолжает тратить время и ресурсы на поиски специалиста с требуемыми характеристиками. Новоиспеченный выпускник избежал бы этой проблемы, если бы действительно понимал, что он мало что умеет делать и каких качеств ему не хватает для того, чтобы найти достойное место работы. Возникает проблемы приобретения необходимого опыта самопознания. Есть разные способы решения этой проблемы - кто-то устраивается на работу в надежде приобрести необходимые качества к моменту выпуска. Но основная проблема при этом решается не полностью - частично необходимые качества приобретаются, но что самое главное - необходимая база знаний формируется частично, а работодателю важно, чтобы его сотрудник владел необходимой теоретической базой. Система практик на каждом курсе обучения призвана решить ключевую проблему, но в существующих условиях этого не происходит. Так как по сложившейся традиции студент, приходящий на практику в организацию в течение ограниченного периода времени в лучшем случае наблюдает небольшой кусочек бизнес процесса, представления о том, как функционирует организация в целом, насколько важен вклад конкретного специалиста в развитие организации он не получает. И зачастую ему поручается самый рутинный, монотонный процесс, который не способствует приобретению необходимых практических навыков. В качестве выхода из сложившейся ситуации предлагается рассмотреть не применяемый ранее альтернативный вариант обучения студентов предпринимательскому типу поведения - Инновационная образовательная технология «Учебная фирма».

На базе инновационной образовательной технологии Учебная фирма реализуется модель обучения

молодежи предпринимательскому типу поведения. Для развития технологии реализуется Проект «Учебные фирмы России». Модель реализуется следующим образом: в государстве создается центральный офис учебных фирм (ЦО УФ), который имитирует работу ключевых институтов, необходимых для функционирования рыночной среды. В этой среде работает сеть учебных фирм, взаимодействующих между собой. Учебная фирма - модель реальной фирмы, в которой виртуальными являются только деньги и товары, а бизнес-процессы обеспечивающие эту деятельность, реальные, позволяющие на практике отработать базовые навыки. Группа единомышленников, объединенная общей идеей, во время работы учебной фирмы нарабатывает практические навыки: выбирается и обосновывается бизнес идея, разрабатывается фирменный стиль и рекламные кампании, организуется бухгалтерский учет, отрабатывается система документооборота в организации, заключаются сделки. Во взаимодействии с другими учебными фирмами и институтами центрального офиса реализуются ключевые бизнес процессы, способствующие приобретению участниками практического опыта принятия решений. Работа каждой учебной фирмы сопровождается тьютором-консультантом, Каждая учебная фирма проходит основные стадии от момента выбора идеи для бизнеса, до ликвидации компании. С учетом выбранной сферы деятельности выбирается организационная структура, способствующая наиболее эффективной организации работы фирмы. Каждый сотрудник фирмы, принимаемый на работу на определенную должность, отрабатывает специальные профессиональные навыки. А возможность ротации кадров позволяет расширить приобретаемые компетенции и получить уникальный опыт и понимание механизма работы компании в целом.

В процессе обучения и реализации взаимодействий участники снимают большинство ограничений, препятствующих реализации предпринимательского

типа поведения и меняют свое поведение на поведение предпринимательского типа.

Опыт реализации образовательной технологии «Учебная фирма» в среде студентов. В течение двух последних учебных годов (2012-2013, 2013-2014) в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете был запущен формат организации учебной практики для бакалавров направлений экономика, управление персоналом, торговое дело. За два года обучение прошли около 1400 студентов указанных направлений. В процессе обучения у большинства студентов произошла смена поведения по предпринимательскому типу, что проявилось не только в том, что произошел всплеск предпринимательской активности, когда студенты после прохождения обучения стали открывать свои уже реальные фирмы, но и изменении подхода к процессу обучения. Стали наблюдаться признаки смены пассивного формата обучения на активный. Приобретаемые теоретические знания перестали восприниматься как пассивный багаж, а как источник необходимой для деятельности информации.

В целом, говоря об опыте применения разных модификаций построения обучения в студенческой среде (апробировались как очные так и дистанционные технологи) можно определить три ключевых эффекта от применения технологии:

1. Студент, прошедший обучение по образовательной технологи «Учебная фирма» осознает, что он готов нести предпринимательские риски, имеет представление о том, что ему нужно делать для того, чтобы начать свое собственное дело. Происходит снятие психологического барьера на предпринимательскую деятельность

2. Студент, прошедший обучение по образовательной технологи «Учебная фирма» осознает, что предпринимательство - не его стезя, но понимает, какие ему необходимы навыки для построения будущей карьеры. Он активен в своем поведении и знает что ему нужно делать.

Россия Китай Франция США

Центральный — Центральный — Центральный — Центральный — Центральный

офис УФ офис УФ офис УФ офис УФ офис УФ

г 1 г г 1 г г

Институты Институты Институты Институты Институты

ЦО УФ: ЦО УФ: ЦО УФ: ЦО УФ: ЦО УФ:

- Банк - Банк - Банк - Банк - Банк

- Налоговая ин- - Налоговая ин- - Налоговая ин- - Налоговая ин- - Налоговая

спекция — спекция — спекция — спекция — инспекция

- Фонд имущества

УФ 1 - УФ2 - УФ 3

УФ 1 -

УФ2

УФ 3

Схема мировой сети учебных фирм

Решетневские чтения. 2014

3. Студент, прошедший обучение по образовательной технологи «Учебная фирма» осознает, что его призвание - не заниматься предпринимательством самому и не строить карьеру в амбициозной компании, но учить других тому, чему научился сам. Такому студенту - дорога в тьюторы, это будущий преподаватель вуза, который освоил активный метод обу-

чения и вести занятия по-другому, в пассивном формате уже не сможет, а это означает, что и в этом случае технология сработала на формирование предпринимательского типа поведения.

© Завгородняя А. В., Рыбина В. Б., Гаврилов Н. М., 2014

УДК 165

АКТУАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

О. В. Летунова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: leto3105@mail.ru

Доказывается, что в современных программах экономического образования востребован философский анализ теоретических основ экономической науки. Раскрывается актуальность проблемы взаимодействия философии и экономики. Показана необходимость формирования соответствующего типу общества экономического мышления.

Ключевые слова: экономика, философия, методология, тип общества, экономическое мышление.

RELEVANCE OF ECONOMICS PHILOSOPHY IN DEVELOPING AND IMPLEMENTING AN ECONOMIC EDUCATION PROGRAM IN TECHNICAL COLLEGES

O. V. Letunova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: leto3105@mail.ru

In article it is proved that in the present economic education programs it is demanded a philosophical analysis of the theoretical foundations of the science interaction and economic importance problem. It is founded a philosophy and economics relevance. The necessity of the society corresponding type formation in economic thinking is showed.

Keywords: economics, philosophy, methodology, society type, economic thinking.

В современных образовательных программах не уделяется должного внимания вопросам философских основ экономики, в результате чего, студенты изучают экономическую теорию по зарубежной стандартам, при чем в особенности западным. Тем не менее необходимо знание не только зарубежной, но в большей степени отечественной философии экономического развития, адекватной стандартам естественности и стандартам социальности нашего типа общества. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изучение экономики по западным исследованиям сужает сферу экономического анализа.

Важно понимание того, что различные проблемы философии экономики, теоретизируются с точки зрения диалектики и метафизики. При этом, и методология диалектики, и методология метафизики по-своему продуктивны и позволяют понять логику экономического мышления, как русских теоретиков минувших веков, так и логику исследования и разрешения проблем экономики западных теоретиков, тем более, что

история экономики нашего отечества, и история экономики стран Запада раскрывают различные пути развития экономической жизни. Данное обстоятельство представляется весьма актуальным в обосновании практической значимости философских основ экономики и, несомненно, должно найти отражение в преподавании раздела философии экономики в целях формирования экономического мышления у будущих специалистов.

Роль философии в экономическом развитии общества заключается в выявлении и обосновании эффективности и целесообразности ориентиров экономического развития. В течение многих десятилетий философия и экономическая наука оказывались «оторванными» друг от друга, а с начала 1990-х годов философия оказалась никому не нужной с точки зрения серьезных государственных интересов. Возможно, это и послужило основной причиной возникновения различных экономических кризисов, в том числе в развитии отечественной экономики. Экономисты нередко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.