Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕЖИТИЕ - МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЖИЗНИ'

СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕЖИТИЕ - МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕЖИТИЕ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЖИЛАЯ ЯЧЕЙКА / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровкова А.А.

В статье рассмотрена функционально-планировочная структура типовых общежитий 50-70-ых годов XX века. Определена потребность в преобразовании внутренних пространств в общежитиях для студентов на уровне как жилой ячейки, так и общественных пространств. Предложена типологическая структура универсальной модели общежития для студентов: варианты жилых и общественных пространств, структурированные с учетом потребностей респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT HOSTEL - MULTI-FUNCTIONAL SPACE FOR LIFE

The article examines the functional planning structure of typical hostels of the 50-70s of the XX century. The need for the transformation of internal spaces in hostels for students, both at the level of a residential unit and public spaces, has been determined. The typological structure of a universal model of a hostel for students is proposed: variants of residential and public spaces, structured taking into account the needs of the respondents.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕЖИТИЕ - МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЖИЗНИ»

ания выяснено, что размещение предпочтительно на верхних этажах. Жилые пространства в качестве гостевых и комнат для людей с инвалидностью необходимо разместить в структуре первого этажа, в «тихой» общественной зоне «ТЗ» (рисунок 4).

Рисунок 4. - План-схема жилой ячейки I типа

II тип - жилая ячейка - блок: 2 жилые комнаты + уборная. Предназначена для проживания 5-6 человек: холостые студенты младших курсов. Проживание такого количества студентов в ячейке обусловлено резкой сменой жилищных условий: родительский дом - общежитие. Во избежание психологического дискомфорта, чувства «одиночества» и «оторванности от родителей», необходимо создать условия для обретения навыков коммуникации в виде материальной, архитектурно-планировочной единицы. Размещение предпочтительно над «шумной» общественной зоной («ШЗ»), в структуре 2-4 этажей (при рассмотрении 5-этажной модели общежития). Согласно «методу разбросанных писем», разработанному С. Милгрэмом, исследования подтверждают, что студенты, проживающие на нижних этажах общежитий, более социализированы, так как чаще бывают в местах общего пользования, скорее узнают соседей, больше доверяют им и в большей степени удовлетворены жилищными условиями (рисунок 5) [6, с. 161].

Рисунок 5. - План-схема жилой ячейки II типа

III тип - жилая ячейка - блок: жилая комната + кухня + уборная. Предназначена для проживания студентов в браке, в том числе с ребенком. Размещение предпочтительно над «тихой» общественной зоной, в структуре 2 этажа (рисунок 6).

Рисунок 6. - План-схема жилой ячейки III типа

В 2020/2021 учебном году в высших учебных заведениях нашей страны обучалось 54,4 тысячи студентов мужского пола в возрасте от 20 до 24 лет, в том числе 13,3 тысячи находилось в браке. Согласно статистическим данным, 24,5% обучающихся в браке - студенты дневного отделения УВО [2].

Невозможность предвидеть заранее индивидуальные особенности каждого жильца-студента, его типологическую принадлежность, предопределяет основную тенденцию к отказу от проектирования типового жилья в общежитии, с предложением функциональной структуры здания на основе жилых ячеек, каждая из которых представляет собой самостоятельную в планировочном отношении группу комнат с помещениями общего пользования, отвечает многообразной деятельности студента и создает наиболее благоприятные условия для жизни [7].

Общественные пространства в студенческом общежитии. При проведении натурного обследования общежитий № 1, 3 учреждения образования «Полоцкий государственный университет» были выполнены планы этажей с общественной функционально-планировочной структурой (рисунок 7).

Рисунок 7. - План-схема студенческого общежития № 3 Полоцкого государственного университета

Согласно исследованию, общественная зона размещена на первом этаже. Ее функциональная структура разобщенная, зонирование помещений отсутствует, ориентация в пространстве затруднена ввиду отсутствия информационных указателей. Среда не является доступной в связи с присутствием барьеров на пути передвижения. По результатам опросов в сети Интернет методом онлайн-анкетирования, 82% респондентов считают условия времяпрепровождения в общественном пространстве общежития неудовлетворительными [2].

В структуре универсальной модели студенческого общежития, с учетом проведенного анализа существующей ситуации, предлагается разделять общественное пространство на тихую и шумную зону, также обусловленную размещением жилых пространств. Реализация общественной зоны целесообразна в структуре первого и цокольного этажа. В зависимости от разделения функций, в том числе возможно размещение на верхнем этаже

как при новом строительстве, так и при реконструкции здания. При разработке общественных пространств необходимо выделять зоны свободного времяпрепровождения в открытые, полуоткрытые и закрытые. Они, в свою очередь, удовлетворят потребностям различных психотипов и типам модальности проживающих. Важную роль при организации внутреннего пространства сыграет предметное наполнение, композиция и конфигурация мебели, цвет и освещение, отделочные материалы [5].

В ходе экспериментального проектирования для общежития № 3 разработано проектное предложение по решению входной группы. Зону вестибюля предлагается трансформировать в полифункциональное пространство: зона рецепции, зона транзита потоков, зона ожидания и отдыха, зона приема пищи (рисунок 8).

Рисунок 8. - План-схема с интерьерным предложением зоны рецепции

Проектное решение входной группы в общежитии № 3 Полоцкого государственного университета предполагает реконструкцию вахты, зоны турникетов, дверных проемов, решая проблему препятствий на пути передвижения. Обозначение вахты (зоны рецепции) решается за счет выделения цветом, контрастирующим с основными цветами в интерьере. Вся визуальная информация отображается на доступных для понимания пиктограммах и информационном табло, которые дублируются по направлению движения, формируя визуально-информационное сопровождение в общежитии.

Зона ожидания, отдыха и приема пищи решена с учетом вариантного предметного наполнения, возможности различных комбинаций композиций мебели, трансформации пространства в открытые и полуоткрытые зоны. Турникеты размещены непосредственно перед входом в общежитие. Также они могут быть заменены на автоматическую пропускную систему дверей (рисунок 9).

Рисунок 9. - Интерьер входной группы, проектное предложение

Заключение. Универсальная модель общежития для студентов формируется на основе комплексного подхода, с учетом рекомендаций по проектированию внутренних пространств, многочисленных факторов и универсальных приемов в дизайне архитектурной среды. Наличие в интерьере различных зон, полифункциональность и возможность трансформации в зависимости от ситуации обеспечивает респондентам свободный выбор в жилом и общественном пространстве. В свою очередь, вне зависимости от пола, антропометрических характеристик человека, национальности, его специальности они формируют инклюзивное пространство для жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долотказина, Н.С. Принципы проектирования студенческих кампусов / Н.С. Долотказина, Ю.П. Прыткова // Инженерно-строительный вестн. Прикаспия. - 2016. - № 1-2 (15-16). - С. 9-15.

2. Официальный сайт Национального статистического комитета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bel-stat.gov.by/o-belstate 2/novosti-i-meropriyatiya/novosti/obrazovaniev respublike belarus-2021/. - Дата доступа: 30.10.2021.

3. Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 г. [Электронный ресурс] // М-во экономики Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://www.economy.gov.by/uploads/files/bsugdaemNPA/Kontsep tsiia-na-sait.pdf. - Дата доступа: 30.12.2020.

4. Боровкова, А.А. Основная проблематика и тенденции формирования студенческого жилья. Объемно-планировочное решение студенческих общежитий Полоцкого государственного университета / А.А. Боровкова // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. F, Стр-во. Прикладные науки. - 2016. - № 8. - С. 18-23.

5. Боровкова, А.А. Проблематика и тенденции формирования внутренних пространств студенческих общежитий / А.А. Бо-ровкова // Архитектура : сб. науч. тр. / Белорус. нац. техн. ун-т ; редкол.: А.С. Сардаров (гл. ред.) [и др.]. - Минск, 2021. -С. 207-212.

6. Эллард, К. Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / К. Эллард. - 2-е изд. - М. : Аль-пина Паблишер, 2017. - 288 с.

7. Дом для студента. Архитектурное проектирование жилой комнаты общежития / Е.С. Агранович-Пономарева [и др.]. -Белосток : Политехника Белостокская, 2017. - 317 с.

Поступила 22.11.2021

STUDENT HOSTEL - MULTI-FUNCTIONAL SPACE FOR LIFE A. BARAUKOVA

The article examines the functional planning structure of typical hostels of the 50-70s of the XX century. The need for the transformation of internal spaces in hostels for students, both at the level of a residential unit and public spaces, has been determined. The typological structure of a universal model of a hostel for students is proposed: variants of residential and public spaces, structured taking into account the needs of the respondents.

Keywords: student dormitory, multifunctional space, living cell, universal design, inclusive education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.