Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЖИЛЫХ КОМНАТ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЖИЛЫХ КОМНАТ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ ЖИЛИЩЕ / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ДИЗАЙН / ТРАНСФОРМАЦИЯ / МЕБЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / STUDENT'S DWELLING / SUBJECT AND SPATIAL ENVIRONMENT / DESIGN / TRANSFORMATION / FURNITURE MODULE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лазаренко О.В., Кругликова М.Л., Барменкова М.А., Труханович С.В.

Рассмотрена сложившаяся предметно-пространственная среда студенческих общежитий, построенных в XX веке и эксплуатируемых в настоящее время. Выявлено несоответствие предметной среды современным тенденциям, сложившимся в практике дизайн-проектирования - предметно-пространственная среда должна обеспечивать социализацию студентов в период обучения. Улучшение комфортности проживания без выполнения реконструкции общежитий возможно за счет преобразования предметной среды жилища. На примере жилых комнат общежития Полоцкого государственного университета разработаны условное зонирование, мебельные модули предметного наполнения с учетом функционального назначения помещений, антропологических, эргономических, экологических требований. Представленные схемы предметного наполнения пространственной среды комнат для проживания 2-х, 3-х студентов с трансформируемой мебелью обеспечат студентам комфортность проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFUNCTIONAL-PLANNING SOLUTION OF SPECIAL HOUSES FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

The developed subject and spatial environment of the dormitories built in the 20th century and operated now is considered. The discrepancy of the subject environment to the current trends, which developed in practice of design design, is revealed: the subject and spatial environment has to provide socialization of students during training. Improvement of comfort of accommodation without performance of reconstruction of hostels is possible due to transformation of the subject environment of the dwelling. On the example of living rooms of the hostel of the Polotsk state university conditional zoning, furniture modules of subject filling taking into account functional purpose of rooms, anthropological, ergonomic, ecological requirements are developed. The submitted schemes of subject filling of the spatial environment of rooms for accommodation of the 2nd, 3rd students with the transformed furniture, will provide to students comfort of accommodation.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЖИЛЫХ КОМНАТ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ»

УДК 72.012

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЖИЛЫХ КОМНАТ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ

канд. техн. наук, доц. О.В. ЛАЗАРЕНКО;

М.Л. КРУГЛИКОВА; М.А. БАРМЕНКОВА; С.В. ТРУХАНОВИЧ (Полоцкий государственный университет)

Рассмотрена сложившаяся предметно-пространственная среда студенческих общежитий, построенных в XX веке и эксплуатируемых в настоящее время. Выявлено несоответствие предметной среды современным тенденциям, сложившимся в практике дизайн-проектирования - предметно-пространственная среда должна обеспечивать социализацию студентов в период обучения. Улучшение комфортности проживания без выполнения реконструкции общежитий возможно за счет преобразования предметной среды жилища. На примере жилых комнат общежития Полоцкого государственного университета разработаны условное зонирование, мебельные модули предметного наполнения с учетом функционального назначения помещений, антропологических, эргономических, экологических требований. Представленные схемы предметного наполнения пространственной среды комнат для проживания 2-х, 3-х студентов с трансформируемой мебелью обеспечат студентам комфортность проживания.

Ключевые слова: студенческое жилище, предметно-пространственная среда, дизайн, трансформация, мебельный модуль.

Введение. Период обучения в вузе является важным этапом для социализации молодежи. Среди большого количества факторов, влияющих на социализацию, важное место занимает предметно-пространственная среда, с которой студент ежедневно соприкасается. Для многих студентов такой средой на 4-5 лет обучения является общежитие. Студенческое общежитие как категория жилища должно выполнять общие социальные функции: сохранение здоровья; создание здорового психологического климата, условий для подготовки к занятиям; организация досуга вне учебного времени, отдыха.

В Республике Беларусь большое количество зданий общежитий построены по типовым проектам 70-80-х годов прошлого столетия и эксплуатируются в настоящее время. Сформированная предметно-пространственная среда с коридорным расположением жилых комнат на 2...4 человека не выполняет современные социальные функции. В Беларуси для соответствия студенческого жилища современным требованиям необходима реконструкция большинства студенческих общежитий с изменением объемно-планировочного решения, инженерных сетей: системы вентиляции, водоснабжения, водоотведения, санитарно-технического оборудования.

Государственная программа «Образование и молодежная политика» [1], в которой предусмотрено упорядочить к 2020 году материальную базу учреждений высшего образования, в том числе за счет капитального ремонта зданий и сооружений, включая студенческие общежития, направлена на реализацию планов по решению обозначенных проблем. Безусловно, выполнение задач программы потребует длительного времени и больших капитальных вложений.

Цель данного исследования - преобразование предметно-пространственной среды студенческого жилища (без изменения объемно-планировочного решения и инженерных сетей общежития) с учетом современных требований.

Основная часть. Рассмотрим сложившуюся предметно-пространственную среду, характерную для большинства студенческих общежитий Республики Беларусь, на примере общежитий Полоцкого государственного университета. Из шести общежитий четыре (№ 1, 3, 5, 6) характеризуются сложившейся пространственной средой: 5-ти этажные здания с несущими продольными кирпичными стенами и благоустроенной территорией коридорного типа, с расположенными поэтажно жилыми комнатами, вспомогательными и санитарно-бытовыми помещениями. Площадь жилых помещений, а также наполнение мебелью соответствует «Гигиеническим требованиям к устройству, оборудованию и содержанию общежитий»: не менее 6 м2 на одного человека, количество шкафов для одежды и обуви, тумбочек, стульев равно числу проживающих в комнате студентов [2], что не противоречит ТКП 45-3.02-324-2018. Жилые здания. Строительные нормы проектирования не предусматривают проектирования в жилых помещениях общежития зон, предназначенных для досуга, приема пищи [3]. Анализ действующих нормативных документов в Беларуси показал, что нормы не учитывают необходимость удовлетворения комплекса социальных, функциональных, технологических, творческих потребностей современных студентов. Это подтверждают многочисленные опросы студентов, проживающих в общежитии, проводимые практически во всех вузах Российской Федерации, Республики Беларусь, в том числе в Полоцком государственном университете. Основными показателями комфортного проживания в общежитии студенты называют домашний уют, функциональность и удобство жилища [4].

Сложившаяся предметная среда жилых комнат, побуждает студентов самостоятельно придать им функциональность и удобство, что приводит к загромождению пространства (рисунок 1).

Рисунок 1. - Предметная среда жилых комнат общежития № 3 Полоцкого государственного университета

В связи со сложившейся пространственной средой, сформированной конструктивным и объемно-планировочным решением зданий, не планируемой в ближайшее время реконструкции зданий общежитий, нами разработаны несколько вариантов предметной среды жилых комнат, на примере общежития № 3 Полоцкого государственного университета.

Дизайн-проектирование основывалось на выполнении главной социальной функции жилища -обеспечить каждому проживающему ощущение комфорта. Комфортность жилых комнат создавалась с учетом функциональных и соблюдением гигиенических, функциональных, психологических, эстетических требований. Определены функциональные процессы, свойственные жилищу такого назначения: сон; питание; учёба; отдых; приём гостей. С учетом функциональных процессов локализованы предметно-пространственные единицы - зоны в границах жилой комнаты: входная; гардеробная; зона приема пищи (обеденная); рабочая и спальная для каждого студента. В связи с небольшими площадями комнат принято объединение зон в две взаимосвязанные многофункциональные, с условным делением на зоны: входная, гардеробная, обеденная; рабочая, спальная (рисунок 2).

Яшаш и спальная

зона

7,52

ОЭеЗенвдя Входная .гардеробная

зона юна

2,59

ШЙ . 9 Эй [ ЯШ

Шй

ЙЙЙЯЯй и сгшнй»я

зона

13,12

ШеЗеДая ВййВйдя и гарЭероЯняя

.■астнв

2,59 3,38

ШИ } <300 I. 1?»

дата

а б

Рисунок 2. - Локализация функциональных зон в пределах комнат для проживания 2-х студентов (а); для проживания для 3-х студентов (б)

Мебель, оборудование представляют предметно-пространственные единицы с соответствующими ресурсами для реализации функциональных процессов.

Наполнение предметной среды единичными элементами (мебель, оборудование) производят различными способами [5], такими как:

- специализация - устойчивая комбинация единиц с минимальным количеством резервной площади помещения;

- универсализация - количество резервной площади помещения 50% и более от общей, позволяющее свободную комбинацию единиц;

- трансформация - объединение «специализации» и «универсализации» с ограниченным количеством резервной площади и свободной комбинации единиц.

Рассматривая различные приемы, принято решение проектировать предметную среду жилых комнат, используя трансформацию, позволяющую комбинировать мебель в модули с многофункциональным назначением, соответствующую процессам жизнедеятельности, а также стилистику минимализма с минимальным количеством декоративных элементов.

Проектирование модулей проводилось на основе средних антропометрических признаков человеческого тела, составляющих 95 процентилей [6, с. 39], эргономических требований [7], ГОСТ 16371-93 Мебель. Общие технические условия [8].

В настоящее время большое количество зарубежных производителей выпускают многофункциональные модели мебельных модулей, отдельные элементы модулей в виде блоков.

Однако применение серийных блоков для предметного наполнения конкретных жилых комнат ограничено имеющимися размерами помещений.

В проектируемых интерьерах предлагается использование авторской встроенной мебели.

Нами разработаны разъемные мебельные модули, позволяющие за счет замены блоков менять функцию модуля.

Модули разработаны для двух многофункциональных зон.

Модуль № 1 - для первой многофункциональной зоны, объединяющей входную, гардеробную и обеденную зоны (рисунок 3).

Рисунок 3. - Схема модуля № 1 первой многофункциональной зоны

Размещение в верхней части антресоли обеспечивает максимальное использование вертикального пространства входной зоны комнаты.

Конструкция трансформируемого стола позволяет разместить скрытые полки для хранения столовой утвари, запасов продуктов.

В модуле предусмотрена ниша для установки холодильника (рисунок 4).

Учитывая одинаковую ширину комнат для проживания 2-х и 3-х студентов, модуль № 1 можно использовать для обеих комнат.

Модули № 2, 3 разработаны для второй многофункциональной зоны, объединяющей рабочую и спальную зоны (рисунок 5).

Рисунок 4. - Модель модуля № 1 первой многофункциональной зоны с трансформируемым столом

Модуль № 2 разработан для комнаты с проживанием 2-х студентов. В него входят: рабочий стол, одно спальное место, ящики и полки, предназначенные для хранения вещей. Трансформация блока рабочего стола осуществляется опусканием-поднятием столешницы - спального места поворотным механизмом. В сложенном виде блоки представляют собой фальшь-фасады модуля (рисунок 5).

Рисунок 5. - Схемы модулей № 2, 3 второй многофункциональной зоны

В связи с принятым условным делением комнат на зоны спроектированы разграничители, расположенные перпендикулярно стене, в виде шкафа-ширмы. Таким образом, в комнате для проживания 2-х студентов размещены: модуль № 1; два модуля № 2; шкаф-ширма; 2 стула (рисунок 7).

Рисунок 7. - Схема предметного наполнения пространственной среды комнаты для проживания 2-х студентов с трансформируемой мебелью

Модуль № 3 разработан для комнаты с проживанием 3-х студентов. В него входят два спальных места, полки и ящики для хранения вещей. Трансформация двухъярусных спальных мест осуществляется опусканием-поднятием её поворотным механизмом. Таким образом, в комнате для проживания 3-х студентов размещены: модули № 1, 2, 3; шкаф-ширма; 3 стула; рабочие места; две подвесные полки (рисунки 8, 9).

Рисунок 8. - Схема предметного наполнения пространственной среды комнаты для проживания 3-х студентов с трансформируемой мебелью

Рисунок 9. - Предметное наполнение спальных и рабочих мест комнаты для проживания 3-х студентов с трансформируемой мебелью

Заключение. Современные тенденции в проектировании предметной среды жилых комнат для проживания студентов определяют необходимость учета функциональных, психологических, эстетических, гигиенических, антропологических, экологических аспектов, существенно влияющих на социализацию студентов в период обучения в вузе. Однако сложившаяся предметная среда жилищ, вновь построенных и эксплуатируемых общежитий, не удовлетворяет потребности современных студентов.

Анализ нормативной базы Республики Беларусь показал, что установленные требования к устройству, оборудованию общежитий, жилых комнат не обеспечивают комфортность проживания студентов.

Разработанные многофункциональные зоны, модели модулей с блоками трансформируемой мебели, схемы предметного наполнения пространственной среды комнат для проживания студентов, в отличие от сложившейся предметной среды студенческих общежитий, обладают преимуществами:

- соответствуют нормам и правилам проектирования;

- функциональны и эргономичны; образуют составляющие «домашней среды»;

- обеспечивают функциональный, психологический, физиологический комфорт проживания.

Таким образом, изложенное подтверждает актуальность проведенного исследования, свидетельствуя тем самым о необходимости внедрения моделей модулей с блоками трансформируемой мебели, схемы предметного наполнения пространственной среды комнат для проживания студентов с целью улучшения комфортности проживания без выполнения реконструкции общежитий за счет преобразования предметной среды жилища.

ЛИТЕРАТУРА

1. Образование и молодежная политика : государственная программа на 2016-2020 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2016 г., № 250 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2016. - № 5/41915.

2. Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий : санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы [Электронный ресурс] : утв. постановлением М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 11 авг. 2009 г., № 91. - Режим доступа: minzdrav.gov.by. - Дата доступа: 30.04.2019.

3. Жилые здания. Строительные нормы проектирования : ТКП 45-3.02-324-2018. - Введ. 13.45.2018. -Минск : М-во архитектуры и стр-ва Респ. Беларусь, 2018. - 20 с.

4. Боровкова, А. А. Основная проблематика и тенденции формирования студенческого жилья. Объемно-планировочное решение студенческих общежитий Полоцкого государственного университета / А.А. Боровкова // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. F, Строительство. Прикладные науки. - 2016. -С. 18-23.

5. Основы композиции и дизайна мебели / А. А. Барташевич [и др.]. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 192 с.

6. Покатаев, В.П. Конструирование оборудования интерьера : учеб. пособие / В.П. Покатаев. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 352 с.

7. Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. - М. : Архитектура-С, 2005. - 328 с.

8. Мебель. Общие технические условия : ГОСТ 16371-93 ; Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. Межгосударственный стандарт. - Введ. 01.01.1995 ; с изм. от 14.03.2012. -Минск : ИПК Изд-во стандартов, 2012. - 22 с.

Поступила 07.06.2019

AFUNCTIONAL-PLANNING SOLUTION OF SPECIAL HOUSES FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

О. LAZARENKO, M. KRUGLIKOVA, M. BARMENKOVA, S. TRUKHANOVICH

The developed subject and spatial environment of the dormitories built in the 20th century and operated now is considered. The discrepancy of the subject environment to the current trends, which developed in practice of design design, is revealed: the subject and spatial environment has to provide socialization of students during training. Improvement of comfort of accommodation without performance of reconstruction of hostels is possible due to transformation of the subject environment of the dwelling. On the example of living rooms of the hostel of the Polotsk state university conditional zoning, furniture modules of subject filling taking into account functional purpose of rooms, anthropological, ergonomic, ecological requirements are developed. The submitted schemes of subject filling of the spatial environment of rooms for accommodation of the 2nd, 3rd students with the transformed furniture, will provide to students comfort of accommodation.

Keywords: student's dwelling, subject and spatial environment, design, transformation, furniture module.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.