Научная статья на тему 'ОПТИМАЛЬНАЯ ЖИЛАЯ СРЕДА ОБЩЕЖИТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ'

ОПТИМАЛЬНАЯ ЖИЛАЯ СРЕДА ОБЩЕЖИТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
298
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОБЩЕЖИТИЕ СТУДЕНТОВ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЖИЛОЙ ЕДИНИЦЫ / EDUCATIONAL INSTITUTION / STUDENTS' DORMITORY / SPATIAL ORGANIZATION / ARCHITECTURAL ENVIRONMENT / EXPERIMENTAL MODEL OF RESIDENTIAL UNIT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Боровкова А.А.

Рассматриваются принципы и приемы проектирования жилья для студентов. Анализируются основные факторы, влияющие на формирование жилой студенческой среды. Изучены существующие жилищные условия в общежитиях. Проведено социологическое исследование для установления параметров комфортности жилья для студентов. Выявлены функциональные аспекты оптимизации среды с учетом психологических и социологических особенностей проживающих. Разработана теоретическая модель объемно-пространственной организации студенческого жилья. Определена оптимальная жилая среда в соответствии с представлениями студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMAL LIVING ENVIRONMENT OF THE HOSTELS FOR STUDENTS

The principles and methods of housing design for students are considered. The main factors influencing the formation of student living environment are analyzed. The existing living conditions in hostels are studied. A sociological study to establish the parameters of comfort of housing for students. Identified functional, aspetti optimize the environment, taking into account psychological and sociological peculiarities of living. The theoretical model of the volume-spatial organization of student housing is developed. The optimal living environment is determined by the eyes of students.

Текст научной работы на тему «ОПТИМАЛЬНАЯ ЖИЛАЯ СРЕДА ОБЩЕЖИТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 711.04

ОПТИМАЛЬНАЯ ЖИЛАЯ СРЕДА ОБЩЕЖИТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

А.А. БОРОВКОВА (Полоцкий государственный университет)

Рассматриваются принципы и приемы проектирования жилья для студентов. Анализируются основные факторы, влияющие на формирование жилой студенческой среды. Изучены существующие жилищные условия в общежитиях. Проведено социологическое исследование для установления параметров комфортности жилья для студентов. Выявлены функциональные аспекты оптимизации среды с учетом психологических и социологических особенностей проживающих. Разработана теоретическая модель объемно-пространственной организации студенческого жилья. Определена оптимальная жилая среда в соответствии с представлениями студентов.

Ключевые слова: учебное заведение, общежитие студентов, пространственная организация, архитектурная среда, экспериментальная модель жилой единицы.

Введение. Тематика «архитектура и психология», «человек в среде», «человек и пространство» рассматривается сегодня рядом наук, при этом большинство из них обеспечивает человеку безопасное, комфортное и долговечное жилье. Анализ взаимодействия жилой архитектурной среды и человека, исследование конкретных форм психической активности в выбранном архитектурном пространстве позволяют определить оптимальность тех или иных приёмов для пространственной организации жилой единицы.

На сегодняшний день взаимосвязь архитектурной среды и психосоматические характеристики человека при проектировании данной среды исследованы недостаточно, так как ритм жизни и рабочие процессы требуют дополнительных исследований в области психологии современного человека: выносливости, направленности, темперамента и др.

В ситуации, когда пространственные характеристики жилой среды формируются в основном исходя из потребностей «рынка», представляется актуальным и целесообразным исследование пространственных характеристик, сформированных с учетом потребностей обитателя. Требования, выработанные относительно организации жилой архитектурной среды для студентов с учетом их психологического портрета, позволят проводить экспертную оценку при расселении в общежития и улучшить их качественные и количественные показатели при обучении в вузах, а также раскрыть потенциал архитектуры как жизненного пространства для человека.

Как внешнее пространство человека, так и внутреннее являются сложноорганизованными понятиями, и если организация внешнего пространства предполагает наиболее эффективное использование материальных, энергетических и экономических ресурсов, то выражение организации внутреннего личного пространства человека часто не находит себе применения в архитектурной практике.

Основная часть. Общежитие - это микросоциум, который способен влиять на формирование у молодежи определенных жизненных ценностей и приоритетов. Общее материально-техническое, санитарно-гигиеническое состояние жилого фонда высших учебных заведений часто не отвечает современным требованиям проектирования и потребностям молодежи. Многие общежития построены достаточно давно и нуждаются в частичной модернизации и перепланировке. Студенческое жилье должно соответствовать многофункциональному комплексному объекту, учитывающему определенные потребности молодого контингента студентов. Эти требования формируются под воздействием многих факторов: социальных, психологических, эмоциональных [1].

В качестве основного метода исследования использовался анализ научных трудов по теме, специальной литературы по архитектурному проектированию студенческого жилья, материалов международной компьютерной сети «Internet», социологический опрос студентов по системе группового очного анкетирования, натурные обследования с использованием фотофиксации объектов, апробация результатов в экспериментальной модели жилой единицы.

Студенческий «дом» - это гармоничное единство множества составляющих, которые присущи обычному человеческому жилью. Создание идеальной жилой студенческой среды невозможно без разработки социальной программы, которая в идеале должна отражать иерархическую структуру общества:

- индивидуальное пространство студента в жилой ячейке;

- студенческая группа - жилая ячейка;

- соседское студенческое сообщество - студенческий дом, комплекс;

- студенческое сообщество городка - жилой студенческий городок.

Опираясь на систему социальных уровней, соответственно выстраивают гармоничную для жизни архитектурную среду. Студенческое жилище должно выполнять несколько важных социальных функций,

таких как: сохранение здоровья проживающих в нем студентов; укрепление студенческой группы, сообщества; создание здорового психологического климата в студенческой группе; создание условий для отдыха; выступать в роли психологического «убежища»; организация внерабочего времени [2].

Поэтому при проектировании общежитий указанных типов, прежде всего, следует обращать внимание на минимально необходимый состав жилой ячейки, ее минимальную вместимость, дифференциацию жилой площади в зависимости от количества проживающих в жилой комнате, минимальный набор оборудования санитарно-гигиенических помещений.

Характерной чертой для всей современной архитектуры является гибкость, «открытость» композиции, дающая возможность расширения, изменения и реорганизации в дальнейшем.

Каждый студенческий комплекс имеет выразительный архитектурно-пространственный облик, решенный в рамках проектной идеи. Все чаще эта идея сводится к организации удобного, комфортного жилья для студента, созданию «домашней» обстановки. На первый план выходят создание и сохранение малого личного пространства каждого студента, отражающего его интересы и потребности и способствующего его гармоничному успешному развитию.

В развитых зарубежных странах пора студенчества с точки зрения условий проживания рассматривается как полноценный жизненный период (в среднем обучение длится семь лет), соответственно, и жилье должно быть «полноценным».

В Республике Беларусь жилая студенческая среда формируется как из отдельных зданий общежитий, так и их комплексов - «студенческих городков». Эти архитектурные объекты включают в себя жилые ячейки, обслуживающие помещения, коллективные комнаты для различного рода мероприятий и административный блок.

Многие практикующие архитекторы и теоретики архитектуры ведут поиск новых типов студенческого жилища. Исследования проводятся архитекторами и специалистами Канады, Великобритании, Германии, США и других стран. Цель данных исследований - определение общих тенденций проектирования и строительства, выявление предпосылок для разработки новых рациональных проектов. Опыт показал целесообразность разработки функциональной структуры здания на основе жилых ячеек, каждая из которых представляла бы собой самостоятельную в планировочном отношении группу комнат с некоторыми помещениями общего пользования. Планировочное решение комнат должно разрабатываться на основе детального анализа многообразной деятельности студентов с целью создания наиболее благоприятных условий для занятий, отдыха, сна, приема гостей [1]. Например, не общая жилая ячейка на несколько человек с удобствами на этаже, а полноценная маленькая квартира. При этом широко распространены мобильные жилые квартиры, легко изменяемые и адаптируемые к различным ситуациям [3]. Невозможность предвидеть заранее индивидуальные особенности каждого жильца-студента предопределяет основную тенденцию проектирования - отказ от стандартизации типов комнат. Это дает студенту возможность самостоятельного выбора жилища (рисунки 1, 2 [4]).

Рисунок 1. - Интерьер комнаты студента. Париж

Рисунок 2. - Планировочное решение комнаты

Проектирование жилого интерьера общежития для студентов включает в себя предпроект-ный анализ и проектную модель. Предпроектный анализ позволяет изучить исходные предпосылки проектирования и специфику данного класса объектов (студенческих и рабочих общежитий, общежитий для инвалидов и т.п.), используя общие принципы формирования интерьера. В ходе экспериментальной разработки происходит непосредственное выполнение проекта интерьера: выделение функциональных зон; композиция пространства; зонирование по принадлежности [5].

В своей профессиональной деятельности архитектор-дизайнер учитывает две группы характеристик человека: соматические и психические. К соматическим относятся анатомические (тип телосложения, пол, параметры человека в статике и динамике, возможность преодоления препятствий и т.д.) и физиологические свойства (возраст, быстрота реакции, объем внимания, выносливость, скорость ходьбы, реакции на параметры биоклиматической среды и т.д.) [6]. К психическим - такие свойства личности, как её направленность, темперамент, характер, способности [7].

По данным социального опроса студентов выявлены определенные предпочтения в организации студенческого жилья: необходимость всестороннего развития жилой и общественной среды, насыщение ее современным оборудованием и средствами, соответствующими времени, основываясь на достижениях научных знаний. Также респонденты обратили внимание на тот факт, что студенческая среда должна быть доступна для всех категорий населения, в том числе для людей с ограниченными возможностями.

Анализ данных социологического опроса показал высокую степень неудовлетворенности как проживающих, так и не проживающих в общежитии студентов качеством существующих зданий и помещений студенческого жилища (рисунок 3).

Рисунок 3. - Жилая комната общежития № 1 УО «ПГУ»: входная группа, рабочая зона, зона отдыха, зона хранения личных вещей

По результатам исследований, представленных в социологическом опросе и анкетировании, нами

была разработана экспериментальная модель жилых и общественных пространств общежитий, которая представлена распространенной объемно-планировочной структурой здания студенческого жилья -коридорным типом, с комнатами, выходящими в коридор. Для жилых комнат предусмотрены дополнительные функциональные зоны, входящие в минимальный перечень оборудования жилой ячейки: санузел и мини-кухня, а также зона для хранения вещей (рисунок 4).

Рисунок. 4. - Проектное планировочное решение (предлагаемое) плана типового этажа

Зона вестибюля разрабатывалась с учетом доступности для маломобильных студентов. В данном случае - инвалидов-колясочников (рисунки 5, 6). Для создания доступной среды для людей с особыми

потребностями также необходимо предусмотреть перила, пандусы, специальные подъемники и дверные проемы. Дополнительно рекомендуется проработать помещения первых этажей и приспособить их под жилые ячейки. Использование специального оборудования и мебели уменьшает ограничение жизнедеятельности инвалидов и повышает степень их самообслуживания.

Рисунок 5. - Экспериментальная модель вестибюля общежития (радиусы доступности, точки разворота)

Рисунок 6. - Экспериментальная модель вестибюля общежития (видовые точки)

Проектирование спальных помещений для инвалидов по типу коридорной системы - наиболее традиционный прием, применяемый в отечественной практике строительства.

Заключение. Полноценные условия жизнедеятельности молодых людей, а именно студентов, могут быть созданы только в специализированном жилище, т. е. в общежитиях, предназначенных для заселения молодыми людьми и отвечающих их требованиям, а также учитывающих специфику будущей профессии студентов и объединяющих их в группы по интересам.

Таким образом, учитывая принципы организации внутренних пространств, а также предпосылки их формирования, такие как освещение, цветовое решение, композиция пространства, оборудование, материалы, можно создать и реализовать новые современные студенческие общежития и студенческие городки. При проектировании студенческих общежитий необходимо принимать во внимание:

- специфику будущей профессии, а также индивидуальные особенности всех групп населения, в том числе маломобильных людей;

- антропометрические характеристики пользователей, соблюдение эргономических требований, предъявляемых к оборудованию и среде;

- интерьеры, разрабатываемые с учетом психологического портрета пользователя.

Также необходимо на примере зарубежной практики осуществлять переход культурно-досуговых учреждений на новый уровень, развивая новые культурные технологии, культурный сервис: кинобары, танцплощадки, клубы, кегельбаны, кафе, площадки для занятий спортом и др.

Необходимо отметить, что спортивные площадки играют важную роль в формировании эмоционального мира студентов, оказывая влияние на его физическое и психическое состояние.

Результаты проведенного исследования, а также разработанная экспериментальная модель жилой ячейки и входной группы общежития могут быть использованы в реальном проектировании как при новом строительстве, так и при реконструкции существующих объектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боровкова, А. А. Основная проблематика и тенденции формирования студенческого жилья. Объемно-планировочное решение студенческих общежитий Полоцкого государственного университета / А.А. Боровкова // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. F, Строительство. Прикладные науки. - 2016. - № 8. - С. 18.

2. Лисициан, М.В. Архитектурное проектирование жилых зданий : учеб. для вузов / М.В. Лисициан [и др.] ; под ред. М.В. Лисициана, Е.С. Пронина. - М. : Стройиздат, 1990. - 488 с.

3. Кропотова, О.В. Современные тенденции формирования архитектурной жилой студенческой среды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz14_pril/47/template_ articlear= K41-60-k63.htm. - Дата доступа: 01.09.2014.

4. Коссаковский, В. А. Студенческие общежития за рубежом / В. А. Коссаковский. - М. : Гос. изд. лит. по строительству, архитектуре и стройматериалам, 1963. - 45 с.

5. Агранович-Пономарева, Е.С. Dziecko w swiecie doroslych [Ребенок в мире взрослых] / Е.С. Агранович-Пономарева, Я.С. Жарновецка, А.В. Мазаник. - Bialystok : Oficyna Wydawnicza Politechniki Bialostockiej, 2009. - 56 с.

6. Рунге, В. Основы теории и методологии дизайна / В. Рунге, В. Сеньковский. - М. : МЗ-Пресс, 2001. - 252 с.

7. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 672 с.

Поступила 07.06.2018

OPTIMAL LIVING ENVIRONMENT OF THE HOSTELS FOR STUDENTS

A. BOROVKOVA

The principles and methods of housing design for students are considered. The main factors influencing the formation of student living environment are analyzed. The existing living conditions in hostels are studied. A sociological study to establish the parameters of comfort of housing for students. Identified functional, aspetti optimize the environment, taking into account psychological and sociological peculiarities of living. The theoretical model of the volume-spatial organization of student housing is developed. The optimal living environment is determined by the eyes of students.

Keywords: educational institution, students ' dormitory, spatial organization, architectural environment, experimental model of residential unit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.