Научная статья на тему 'Основная проблематика и тенденции формирования студенческих общежитий'

Основная проблематика и тенденции формирования студенческих общежитий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2187
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕЖИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / ЖИЛАЯ ЯЧЕЙКА / СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верещагина Э.И.

Статья посвящена проблемам проживания иногородних студентов в общежитиях. Проанализирована динамика численности студентов высших учебных заведений. Проведен анализ состояния жилого фонда студенческих общежитий в Ростовской области. На основе проведенных социологических исследований выявлены потребности учащейся молодежи во временном жилье в период обучения в ВУЗе. Определены основные требования, предъявляемые современным студенчеством к своему жилищу. Обозначены основные функциональные зоны студенческого общежития и сформулированы главные тенденции формирования студенческих общежитий в современных условиях. Обоснована необходимость комплексного подхода в решении обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основная проблематика и тенденции формирования студенческих общежитий»

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕЖИТИЙ

Э.И. Верещагина

Институт архитектуры и искусств Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация

Статья посвящена проблемам проживания иногородних студентов в общежитиях. Проанализирована динамика численности студентов высших учебных заведений. Проведен анализ состояния жилого фонда студенческих общежитий в Ростовской области. На основе проведенных социологических исследований выявлены потребности учащейся молодежи во временном жилье в период обучения в ВУЗе. Определены основные требования, предъявляемые современным студенчеством к своему жилищу. Обозначены основные функциональные зоны студенческого общежития и сформулированы главные тенденции формирования студенческих общежитий в современных условиях. Обоснована необходимость комплексного подхода в решении обозначенных проблем.

Ключевые слова: студенческое общежитие, функциональное зонирование, планировочная структура, жилая ячейка, современные требования

THE BASIC PROBLEMATICS AND TENDENCIES OF FORMATION OF STUDENT'S HOSTELS

E. Vereshchagina

Institute of Architecture and Arts of Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia Abstract

The article deals with the problem of non-resident students living in hostels. The dynamics of the number of university students and the state of housing of student hostels of the Rostov Region have been analyzed. On the basis of case studies the needs of students in temporary lodging in the period of study at universities as well as the requirements to their homes have been identified. The principal tendencies of present day student hostels formation and their main functional areas have been indicated. The need for an integrated approach in solving the identified problems has been substantiated.

Keywords: student dormitory, functional zoning, planning structure, housing unit, modern requirements

Перестройка социально-экономической сферы общества на рыночных условиях ставит новые задачи при проектировании жилища. Сегодня рынок жилья формирует дифференциацию жилищных потребностей: от экономичного муниципального жилья для малообеспеченных семей до высококомфортного жилья для семей с высоким достатком.

Молодежь всегда была и остается особой категорией потребителей жилья. Обладая большим жизненным потенциалом и, как правило, не имея больших финансовых возможностей, являясь достаточно мобильной категорией населения, она всегда была заказчиком особых форм жилища, предназначенных для одиноких и семей, не ведущих расширенного домашнего хозяйства - общежитий.

На кафедре архитектуры жилых и общественных зданий (АЖОЗ) Института архитектуры и искусств Южного федерального университета (ИАрхИ ЮФУ) ведутся исследования по формированию новых типов жилья, отвечающих современным требованиям социально-экономических изменений в стране. Одно из направлений этих исследований касается вопросов жилья для учащейся молодежи, в частности, общежитий для иногородних студентов.

Внедрение в российское образование такого феномена как ЭГЕ открыло, с одной стороны, равные возможности для обучения в престижных вузах страны всех ее граждан, независимо от места их постоянного проживания, а с другой стороны в разы повысило приток иногородних студентов. Это, в свою очередь, создало для самих вузов серьезные проблемы с их расселением, т.к. мест в общежитиях хронически не хватает.

Общее материально-техническое, санитарно-гигиеническое состояние и имеющийся в вузах жилой фонд студенческих общежитий, как правило, не соответствуют современным потребностям нового поколения российского студенчества. На текущий момент большинство студенческих общежитий не отвечают требованиям, предъявляемым современностью, многие из них построены достаточно давно и нуждаются не просто в капитальном ремонте, а в полной модернизации и перепланировке.

В настоящее время повышаются требования, предъявляемые учащейся молодежью к своему, пусть и временному, жилищу. Наряду с этим, часто прослеживается нарушение санитарно-гигиенических норм проживания в построенных более 50 лет назад студенческих общежитиях. Очень большой проблемой остается проживание семейных студентов, имеющих детей. Сложившееся положение требует поиска путей активизации молодежного жилищного строительства и создания условий для интеллектуального, культурного и физического развития, реализации творческого потенциала и социальной активности молодежи. Очевидным становится тот факт, что решением данной проблемы может служить лишь большая программа по строительству новых жилых площадей для нуждающихся студентов.

С целью разработки научно-обоснованных рекомендаций по архитектурно-планировочной организации жилища для учащейся молодежи с учетом современных культурно-возрастных и социально-бытовых требований, на кафедре АЖОЗ (заведующий кафедрой канд. арх., профессор В.М. Молчанов) был проведен ряд различных социологических исследований. В задачи нашего исследования входило:

1) выявление потребности учащейся молодежи во временном жилье и определение динамики ее роста;

2) изучение основных требований, предъявляемых молодежью к жилищу в современных условиях.

В результате исследований были получены следующие данные:

По данным мониторинга Института статистических исследований и экономики знаний (НИИУ ГУ) ВШЭ и Левада-Центра с 2000 года охват населения в возрасте 17-25 лет

АМ1Т 2 (19) 2012

программами высшего образования увеличился с 23 до 36,4%. В 2000-2009 годах сеть государственных высших учебных заведений выросла на 15,4%, а негосударственных - на 26,3%.

Из поступивших в 2009 году в госвузы за счет бюджета сегодня обучаются 2691,1 тыс. человек. Доля принятых в вуз на платной основе с 48% в 2000 году возросла за последние

10 лет до 57% [2].

Ректоры вузов отмечают, что до сих пор подсчет объемов строительства, необходимых для полного решения проблем с общежитиями, не проводился ни разу. Как не велся и мониторинг текущей ситуации с дефицитом мест в общежитиях. Только в вузах численность иногородних студентов очной формы обучения составляет порядка 600 тысяч человек, 470 тысяч иногородних студентов нуждаются в общежитии, из них 65,8 тысяч не могут быть заселены. Обеспеченность общежитиями на разных территориях России в основном колеблется от 60 до 85 процентов. Наибольшие трудности в вузах Южного федерального округа, где этот показатель несколько превышает шестьдесят процентов[5].

Ситуация в Ростовской области полностью соответствует положению в стране. Численность населения г. Ростова-на-Дону по данным последней переписи населения составляет 1089,9 тысяч человек. Численность студентов, обучающихся в 15 государственных и

11 негосударственных высших учебных заведениях города, составляет 213664 человек, более 50% из которых обучаются на дневном отделении. В положительной динамике находится показатель количества студентов на 10000 населения. Данные приведены в таблице 1 [4], по которой видно, что в Ростовской области этот показатель превышает значение по Российской Федерации.

Таблица 1. Численность студентов государственных высших учебных заведений на 10000 населения в Российской федерации и по региону (на начало учебного года; человек)

2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08

Российская федерация 208 229 256 294 335 365 391 407

Южный федеральный округ 168 185 204 270 261 312 341 336

Ростовская область 224 246 282 321 360 402 429 430

Демографическая яма из-за спада рождаемости в первой половине 1990-х незначительно повлияла на численность студентов высших учебных заведений в Ростовской области. Это можно наглядно проследить по данным таблицы 2 [3]. Годы поступления абитуриентов этих годов рождения совпали с введением ЕГЭ, что сбалансировало количество иногородних студентов. Глядя на ситуацию в стране с дефицитом мест в детских дошкольных учреждениях, нетрудно спрогнозировать ситуацию с еще большей, по сравнению с сегодняшним днем, проблемой - нехваткой мест в общежитиях для иногородних студентов через 10 - 15 лет.

Согласно проведенным исследованиям, численность студентов государственных вузов Ростова-на-Дону, нуждающихся в общежитии - 26784 человека, проживающих в общежитиях - 19485 человек. На диаграмме (Рис. 1) можно наглядно проследить, что практически во всех вузах Ростовской области процент обеспеченности общежитием иногородних студентов составляет в среднем 70-75%.

Таблица 2. Образовательные учреждения высшего профессионального образования в Ростовской области (на начало учебного года)

2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11

Всего

Число образовательных учреждений 31 31 27 28 27 26

в них студентов, чел. 213664 220143 220747 220786 217729 209962

в том числе обучавшихся на отделениях:

очных 111324 110245 107067 103348 97791 92850

очно-заочных (вечерних) 9505 8347 7414 6521 6043 5631

заочных 92169 100539 105350 109803 112470 109948

экстернат 666 1012 916 1114 1425 1533

На 10000 населения приходилось студентов 496 515 519 521 515 491

Государственные образовательные учреждения

Число образовательных учреждений 19 19 16 16 16 15

в них студентов, чел. 196811 198957 200737 199577 195267 188552

в том числе обучавшихся на отделениях:

очных 103152 102352 100811 97686 92910 88902

очно-заочных (вечерних) 8766 7705 6806 5958 5473 5170

экстернат 471 849 528 655 859 915

На 10000 населения приходилось студентов 457 465 472 471 462 441

Негосударственные образовательные учреждения

Число образовательных учреждений 12 12 11 12 11 11

в них студентов, чел. 16853 21186 20010 21209 22462 21410

в том числе обучавшихся на отделениях:

очных 8172 7893 6256 5662 4881 3948

очно-заочных (вечерних) 739 642 608 563 570 461

экстернат 195 163 388 459 566 618

На 10000 населения приходилось студентов - 39 50 47 50 53 50

1 Самостоятельные

2 За 2005-2009гг показатели рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010 г. - с учетом предварительных итогов ВПН-2010

: Уменьшение числа государственных высших учебных заведений связано с образованием Южного федерального университета

Для обеспечения всех нуждающихся иногородних студентов вузов в стране необходимо построить общежития общей площадью порядка одного миллиона квадратных метров. Фактически велось строительство в 2006 году 27 новых студенческих общежитий, в 2007 году - 39. В 2008 году в федеральном бюджете было предусмотрено на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы «Жилище» 352,8 млн. рублей.

По поручению президента Министерство образования и науки совместно с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС) объявили конкурс архитектурных проектов студенческих общежитий. Его итоги подведены в феврале 2012 года.

Правительство подсчитало, сколько денег нужно на решение проблемы с общежитиями для студентов. 1 марта 2012 года президенту была представлена программа «О восполнении дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов» с бюджетом 21,1 млрд рублей до 2015 года. За эти деньги предполагается полностью удовлетворить потребности студентов в общежитиях. В текущем учебном году дефицит в мест в общежитиях для иногородних бюджетников оценивается в 65,8 тыс.

Рис. 1. Диаграмма нуждающихся и проживающих студентов в общежитиях вузов Ростовской области

Сейчас строительство новых и реконструкция ветхих общежитий осуществляются по нескольким федеральным целевым программам — «Жилище», «Научные и научно-педагогические кадры инновационный России» и «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2011-2016 годы». Общее финансирование по этим программам до 2015 года составляет 9,94 млрд. рублей, на эти средства предполагается реконструировать и заново построить максимум 19,6 тыс. мест.

Устаревшие требования и нормы проектирования студенческих общежитий, несоответствие их современным потребностям нового поколения молодых людей вызвали необходимость проведения исследования нынешнего состояния фонда общежитий вузов Ростовской области. Следуя этой цели, нами было обследовано 42 общежития 11 государственных вузов Ростова и Ростовской области. В параметры исследования входили, прежде всего, функциональные и архитектурно-планировочные характеристики зданий: тип планировочной структуры, площадь жилых комнат, расположение по отношению к жилым комнатам санитарно-гигиенических и хозяйственных помещений, наличие и разнообразие помещений соцкультбыта. Результаты обследования общежитий вузов Ростовской области приведены в таблице 3.

За последние 10 лет в области достроено общежитие № 7 Технологического института ЮФУ в г. Таганроге (общая площадь 6044 кв.м.), введено в эксплуатацию общежитие № 5 Донского государственного технического университета (общая площадь 3147,1 кв.м.). Проведена реконструкция уже существующих общежитий Ростовского государственного строительного университета и Ростовского государственного университета путей сообщения.

Таблица 3. Анализ обследования общежитий вузов Ростовской области

ВУЗ 1 Год постройки Планирвоч нал струту ра Кол-во чел. в комнате Кол-во прожив. Кухни Душевые Уборные Объекты питания Комнаты для занятий Помещ. для занятий спортом Помещения Культмасс. Меропр-й

1 1938 коридорный 4-5 400 9 10 10 магазин Библиотека +

2 1960 коридорный 4-5 470 5 1 6 Буфет, столовая Библиотека

3 1966 коридорный 4-5 450 6 2 6 столовая +

4 1960 коридорный 4-5 450 3 1 4 Буфет, столовая Библиотека +

10 1962 коридорный 3 380 8 2 - Библиотека спортзал Актовый зал

2 1966 коридорный 2.3 357 8 2 4 кафе Читальный зал Тренажерн ыйзал -

£ а. 4А 1974 блочный 2.3 430 16 54 54 столовая Читальный зал - Актовый зал

4Б 1974 блочный 2.3 460 16 54 54 стоповая - - -

I 5А 1977 блочный 2.3 510 16 54 54 - - Тренажерн ыйзал, спортзал -

5Б 1978 блочный 2.3 510 16 54 54 - - спортзал -

5В 1980 блочный 2.3 510 16 54 54 - Чталь-ныйзап - -

1 1971 коридорный 3 630 2на этаж 2на 1 ЭТ 2на этаж е - - - Холл1 этаж

1= 2 1946 коридорный 14 450 2 на этаж 2на 1 зт 2 на этаж е - - - Актовый зал

4 1985 квартирный 2 200 столовая Тренажерный зал

РГСУ 2 1957 квартирный 3 480 Чталь-ныйзал

3 1971 квартирный 2 470 буфет Читальный зал

1 1954 коридорный 3 300 7 2 7 Буфет, столовая - - -

2 1956 коридорный 3 260 6 1 6 Буфет - - -

3 1960 коридорный 3 332 7 2 7 столовая - - -

> 4 1971 коридорный 2,3 393 9 2 6 буфет - + -

5 1936 коридорный 4 530 1 на этаж (11) 2 1 на этаж (11) Буфет, столовая - - -

6 1999 блочный 2.3 320 1 в блоке 2в блок е 2в блок е - - - -

или 1, 2 1974 блочный 2,3 680 2на2 крыла На блок буфет спортзал холл

1 1961 коридорный 2,3 539 11 2 19 буфет Чертежный зал. спортзал

£ 5 1956 коридорный 2,3 90 1 - 2 - - - -

У 6 1969 коридорный 2,3 417 9 2 11 - Чертежный зал. - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 1968 корццорный 2,3 405 9 5 10 - Чертежный зал. + -

8 1971 корццорный 2,3 493 8 2 8 столовая Чертежный зал. + -

9 1971 корццорный 2,3 440 9 1 9 столовая - - -

10 1973 блочный 2,3 478 В блоке (7) В блок е 100 столовая - + -

11 1976 блочный 2,3 534 10 В блок е 3 столовая - + -

12 1985 блочный 2,3 404 16 Вбл омэ 2 - - - -

ЮРГУЭС 1 1973 корццорный 2.3 420 9 В каждом бпсь 1С В каждом блоке буфет Ком д'заня- тий, чертежный зал, бибпио тека Тренажерн ыйзал Актовый зал

2 1983 блочный 2,3 370 В каждом блоке В каждом бпо ке В каждом блоке буфет Ком д/заня- тмй, чертежный зал, библиотека Тренажерн ыйзал Актовый зал

РостГМУ 1 1959 корццорный 3 270 2на этаже всегов 2на 1 этаже 2на этаже Буфет, столовая Читальный зал ЧИТЭЛЬг ные комнаты на каждом этаже Спортплощадка во дворе Читальный зал, холлы

2 1962 корццорный 2,3 463 2на этаже 2в подвале 2на эга- Буфет, столовая Читальный зал читал ьн. коми на као+дом этаже Спортплощадка во дворе иктеркпуб

3 1970 корпцорный 2,3 2на этаже 2на 1 эга->мз 2на1 этаже буфет Читальный зал спортзал Актовый зал

4 1976 блочный 2;3 525 2на этаже 2на этаж 2на этаж буфет Читапь-ныйзал читальн. комн. на кандом згтаже Спортзал в подвале Читальный зал, холгы

5 1976 блочный 2,3 485 2на зтдае 2на этаж 2на этаж буфет Читапь-ныйзал читальн. комн. на каидом этаже Спортпло-идааво дворе Читальный зал,

ШИ ЮРГГУ 2 1982 блочный 1-2-3 260 1 на8 ЖИЛ комнат 1 на 8 ЖИЛ комнат 2на8 жил комнат - -

РГЭУ 1 2 260 Актовый зал

В Южном федеральном университете, реализуя Национальный проект «Образование», возводится кампус ЮФУ. И один из вопросов пилотажного социологического опроса среди студентов структурных подразделений, вошедших в состав Южного федерального университета, касался мнения студентов по выбору архитектурно-пространственного решения «жилого студенческого дома». Здесь наглядно демонстрируется значительный разрыв между предпочтением концептуальной, ультрасовременной архитектуры жилого студенческого здания и архитектуры «для человека» - комфортной, уютной, удобной. Не возникает у обычного студента желание жить и в экспериментальном футуристическом пространстве - только единицы одобряют это решение, что наглядно продемонстрировано на диаграмме (Рис. 2)

80

70

60

50

40

30

20

10

комфортная, уютная удобная среда в независимости от стилевого решения

концептуальное ультрасовременное решение в духе

футуристическая экспериментальная среда

ЮФУ ТИ ЮФУ ПИ ЮФУ ИАрхИ ЮФУ

0

Рис. 2. Выбор архитектурно-пространственного решения студенческого жилого дома

Диаграмма показывает, что в подавляющем большинстве студенты технических и гуманитарных специальностей желают отдыхать в своем жилище - уютной домашней среде с удобной функциональной организацией. При этом значительная часть студентов, видимо отвечая все-таки духу времени и модным тенденциям в средовом дизайне, выделяют возможность внесения самостоятельного творчества в пространство жилой среды. А студенты архитектурно-художественных специальностей, будучи по своей натуре и профессиональным устремлениям экспериментаторами и творческими первооткрывателями новых функционально-пространственных образований в жилой среде, ставят на первое место необычность и экстравагантность студенческого жилища, нестандартный дизайн интерьера жилой ячейки, отражающий внутренний мир личности студента либо малого сообщества.

Далее нами было проведено анкетирование студентов 1-5 курсов крупных государственных вузов Ростова-на-Дону различной направленности: федерального университета, технического университета, экономического университета и университета путей сообщения.

Среди опрошенных 50% женщин, 50% мужчин в возрасте до 20 лет - 50%, от 20 до 25 лет -50%. Семейные студенты составили 9,8% респондентов, из них: 42,9% - семьи, имеющие детей. У 80% опрошенных отсутствие необходимой жилой площади является существенным препятствием для рождения детей.

В результате опроса были получены данные по желаемому месту проживания на время обучения (Рис. 3):

56% опрошенных указали студенческий жилой комплекс, 23% - собственное жилье, 21% - арендуемую квартиру.

Рис. 3. Диаграмма предпочтений наличия помещений соцкультбыта

При определении планировки дополнительных помещений относительно жилой комнаты большинство студентов предпочли размещение кухни-ниши при каждой комнате и отдельной кухни на этаже (56,5%). Значительное количество выбрали отдельную кухню при каждой комнате (37,9%), а просто за кухню на этаже или вообще ее отсутствие высказались по 2,5%.

Размещение помещения для занятий в жилой ячейке предпочли 74,5% респондентов, в отдельной общей комнате на этаже - 17,3%, в комнате на нижнем общественном этаже - 8%.

За необходимость летних помещений при жилой комнате высказались 60,2% опрошенных, необязательными их посчитали 18,6%.

Среди желательных спортивных помещений были указаны:

- тренажерный зал (74,5%),

- зал для игры в настольный теннис (23%),

- зал для футбола, баскетбола, волейбола (25,5%),

- плавательный бассейн (78,2%),

- 7,5% дополнительно назвали теннисный корт, скалодром, бильярд, гимнастический зал.

Предприятия общественного питания - кафе, буфет и столовую - большинство респондентов предпочли разместить на первом этаже жилого корпуса, ресторан - как отдельно стоящее здание в составе комплекса.

«За» наличие библиотеки в студенческом жилом комплексе высказались 88,2% опрошенных, «против» - 11,2%.

В качестве дополнительных элементов студенческого жилого комплекса были названы следующие (в порядке предпочтения): интернет-кафе; продуктовый магазин; кинозал; компьютерный зал; магазин канцелярских товаров; студенческий парк; медпункт; клуб; стоянка автомобилей; универсальный зал для культурно-массовых мероприятий; парикмахерская; магазин хозяйственных товаров; комнаты для детей; почтовое отделение; телеграф; фотолаборатория; аптека; пункт ремонта одежды и обуви; баня(сауна); отделение сбербанка; прачечная; выставочный зал для студенческих работ; мини-гостиница для приезжающих (родственников); кассы продажи билетов; мастерские; тир.

В результате анкетирования студентов были выявлены потребности в тех или иных помещениях и учреждениях культурно-бытового обслуживания. Из ответов можно четко проследить, что в современном студенческом жилище молодые люди хотели бы иметь некое пространство для независимого личного мира в жилой ячейке, и одновременно наличие достаточно большого разнообразия помещений общего пользования для возможности контактов между всеми членами студенческого сообщества.

Выводы

Подводя итоги исследования, можно сделать определенные выводы. Численность студентов высших учебных заведений с каждым годом практически не уменьшается, а обеспеченность иногородних студентов жильем снижается. Ни санитарно-техническое, ни архитектурно-планировочное состояние существующих общежитий не удовлетворяют современным потребностям учащейся молодежи. Материалы анализа и проверок Рособразования и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер по улучшению условий проживания студентов в общежитиях.

Результаты опроса студентов по улучшению условий проживания в общежитиях выявили следующие подлежащие решению вопросы [5]:

- проведение неотложного ремонта и замена мебели;

- оснащение общежитий бытовой техникой, открытие столовых, буфетов, магазинов;

- открытие рабочей комнаты и библиотеки для подготовки к занятиям, обеспечение компьютерной техникой, подключение к Интернету;

- выделение комнаты психологической разгрузки, налаживание досуга и спортивной работы.

Федеральное агентство по образованию и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации в свое время приняли совместное решение от 03.07.2007

№12/11 «О задачах подведомственных высших учебных заведений по улучшению условий проживания студентов в общежитиях».

Это обусловлено, прежде всего, следующими факторами: количество общежитий и мест в них недостаточны для размещения иногородних учащихся дневной формы обучения; многие общежития были построены пятьдесят и более лет назад и находятся в неудовлетворительном состоянии.

Обследование зданий, построенных ранее по унифицированным проектам, показало, что они в недостаточной степени отвечают растущим требованиям молодежи к планировке жилой части и составу обслуживающих помещений общежитий.

В число основных функций общежитий входят: обеспечение условий для отдыха, сна, приготовления и приема пищи, общения с друзьями, занятий общественной работой и другие процессы, которые должны быть между собой функционально взаимно увязаны.

Жилая комната используется не только для сна, но и для индивидуальных занятий. Непрерывно растущее количество информации, которую должны усвоить студенты, приводит к увеличению роли самостоятельных занятий, научно-исследовательской работы. Студенты нуждаются в постоянном рабочем месте в жилой комнате. Это обуславливается, прежде всего, тем, что если студент живет не один, то его распорядок дня, особенно отдых, не должен зависеть от распорядка дня соседа. [1]

Помимо поэтажных обслуживающих помещений в состав общежития должны входить несколько групп помещений, размещаемых на нижних этажах, в отдельном или пристроенном блоке: для культурно-массовых мероприятий, общественного питания, административно-хозяйственные, бытового и медицинского обслуживания студентов и для спортивных мероприятий, составляющие общественную зону общежития. Буфет, столовая или кафе - необходимая составная часть студенческого общежития. Эти помещения также часто используются для проведения вечеров, дискотек и т.п. В состав комплекса общежития также может быть включена библиотека с читальным залом, книгохранилищем и интернет-классом.

В процессе исследования определены общие функционально-планировочные элементы студенческого общежития. Студенческое общежитие состоит из следующих основных функциональных зон (Рис. 4): жилая зона, включающая жилые комнаты с подсобными помещениями и поэтажные обслуживающие помещения; общественная зона (группа помещений общественного питания, культурно-бытового обслуживания, спортивных занятий); административно-хозяйственная (комнаты администрации, персонала, служебные и подсобные помещения).

студенческое общежитие

г

помещения общего пользования

жилые ячейки

жилые ячейки

административно^ коижткнные помещения

С Л объекты соцкультбыта

предприятия помещения для культурно-массовых мероприятий помещения спортивного назначения

Рис. 4. Блок-схема основных помещений студенческого общежития

Жилая зона - основная часть студенческого общежития, занимает, как правило, все этажи, за исключением первого или двух нижних. Жилые этажи обычно имеют одинаковую планировку или различаются незначительно. На жилом этаже общежития размещаются жилые комнаты с подсобными помещениями, а также некоторые общественные помещения повседневного пользования: комнаты для занятий и отдыха, кухни, комнаты для чистки и глажения одежды, холлы и др. [1] Комнаты рассчитаны на проживание двух и трех, за редким исключением, четырех человек.

С учетом этих исследований были выполнены два дипломных проекта: «Комплекс общежитий для студентов и аспирантов Южного федерального университета» студент Тимошевская А., руководитель ст. преподаватель Э.И. Верещагина (Рис. 5) и «Общежитие для студентов Ростовского государственного университета путей сообщения» студент Сеттарова Т. , руководитель ст. преподаватель Э.И. Верещагина (Рис. 6).

Рис. 5. Комплекс общежитий для студентов и аспирантов Южного федерального университета

Рис. 6. Общежитие для студентов Ростовского государственного университета путей сообщения

Выводы

Основными тенденциями при формировании новых зданий студенческих общежитий, способных удовлетворить основные потребности нового поколения Российских студентов, должны стать:

• оптимальное функционально-планировочное решение, как на уровне жилой ячейки, так и всего комплекса здания;

• наличие и разнообразие блоков и помещений соцкультбытового назначения;

• возможность создания малого личного пространства на уровне жилой ячейки;

• выразительность и современность архитектурно-пространственного облика здания.

Такие выводы подкреплены словами президента России Д.А. Медведева, высказанными на совещании по социальному положению студентов в сентябре 2011 г. «Общежития для студентов должны быть комфортными. Там не должно быть какой-то роскоши - достаточно посмотреть на зарубежные аналоги, - но должна быть вся инфраструктура, которая сегодня необходима современным студентам для получения знаний. Я имею в виду спортзал, медицинскую помощь - медпункт, комнаты для учебных занятий, тот же самый интернет (даже не обсуждается), кухня для приготовления нормальной пищи».

Но тех оперативных мер, которые на сегодняшний день предприняты на уровне государства, может оказаться недостаточно, если в законодательные и нормативные правовые акты не будут внесены дополнения и изменения, касающиеся более детальной регламентации обеспечения нуждающихся в общежитиях иногородних студентов и аспирантов, а также не будут внесены изменения в Типовые нормы оснащения мебелью и инвентарем студенческих общежитий в соответствии с современными требованиями.

Заключение

Необходим новый комплексный подход к учету факторов и условий, влияющих на формирование качества архитектуры студенческого жилища. Выявленные тенденции развития потребностей студенчества и формулировка адекватных нормативных требований, позволят целенаправленно решать при реконструкции уже имеющихся и строительстве новых общежитий ряд задач, как социальных, так и архитектурных: создание «комплексного жилища» с рациональным синтезом «индивидуального» и «общественного» пространства, которые в сочетании с повышением степени «динамичности» жилой ячейки во времени и решением новых эстетических задач обеспечивают условия для создания современной архитектуры жилой среды, отвечающей новым требованиям общества.

Литература

1. Научное издание. Общежития для молодежи / ЦНИИЭП жилища. М.: Стройиздат, 1990. - 128 с.

2. -URL: www.ng.ru/education/2011-07-20/8 vuzy

3. -URL: http://www.gks.ru/scripts/db inet/dbinet.cgi

4. -URL: http://stat.edu.ru/

5. -URL: www.ed-union.ru/cgi-bin/go.cgi?sid=&file=doc2403.doc

References

1. Nauchnoe izdanie. Obshchezhitija dlja molodezhi [Scientific Edition. Hostel for youth]. Moscow, 1990,128 p.

2. Available at: www.ng.ru/education/2011-07-20/8 vuzy

3. Available at: http://www.gks.ru/scripts/db inet/dbinet.cgi

4. Available at: http://stat.edu.ru/

5. Available at: www.ed-union.ru/cgi-bin/go.cgi?sid=&file=doc2403.doc

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Э.И. Верещагина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старший преподаватель кафедры архитектуры жилых и общественных зданий, Институт архитектуры и искусств Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия e-mail: evelinav@inbox.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR E. Vereshchagina

The Senior Lecturer, chair of Residential Buildings, Institute of Architecture and Arts of Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia e-mail: evelinav@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.