Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманизация образования / высшее образование / научная деятельность / студенческое научное общество / Удмуртский государственный университет / humanization of education / higher education / scientific activity / student research community / Udmurt State University

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сираева Марина Наилевна

Актуальность проблемы обусловлена, с одной стороны, признанием студенческой науки в качестве одного из ключевых критериев, применяемых для мониторинга результативности деятельности высшего учебного заведения, с другой стороны – социальной необходимостью в более эффективном и компетентном использовании ее гуманитарных и гуманистических ресурсов, отсутствием устойчивых связей между научным, инновационным и производственным секторами и государственными структурами, противоречием между потребностью студентов в инновационно-творческом характере деятельности и недостаточным уровнем их вовлеченности в научно-исследовательскую работу и проектную деятельность. Цель исследования – анализ ресурсных характеристик студенческих научных обществ в условиях гуманизации образовательной среды современной высшей школы (на примере Удмуртского государственного университета как классического регионального образовательного учреждения). Студенческое научное общество понимается как добровольное объединение обучающихся высшего учебного заведения, занимающихся научно-исследовательской и научно-просветительской работой на основе общности интересов и единства устремлений. Автор приходит к выводу о том, что студенческая наука реализует свой гуманистический и гуманитарный потенциал посредством знакомства с научными школами региона с целью их дальнейшего продвижения, популяризации актуального научного знания и технологических достижений среди студенческого сообщества, внедрения геймифицированного контента. При этом продвижение межрегиональных студенческих научных объединений следует рассматривать как одну из эффективных траекторий развития студенческой самоорганизации, которая в перспективе призвана обеспечить расширение научных и гуманитарных связей между вузами, создать межвузовскую площадку для поддержки студенческих научных и проектных инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT RESEARCH COMMUNITY IN THE CONTEXT OF HUMANIZATION OF REGIONAL HIGHER EDUCATION

The relevance of the article is conditioned, on the one hand, by the recognition of student science as one of the key criteria used to monitor the performance of a higher education institution, and, on the other hand, by the social need for a more effective and competent use of its humanitarian and humanistic resources, by the lack of stable correlations between the scientific, innovative and industrial sectors and state structures, by the contradiction between the students' need for innovation and creativity and the insufficient level of their involvement in research work and project activities. The aim of the study is to analyze the resource characteristics of student research communities in the conditions of humanization of the learning environment of modern higher education (on the example of Udmurt State University as a classical regional educational institution). Student research society is understood as a voluntary association of students of a higher education institution engaged in research and scientific-educational work on the basis of common interests and unity of aspirations. The author comes to the conclusion that student science realizes its humanistic and humanitarian potential by means of acquaintance with scientific schools of the region with the aim of their further promotion, popularization of actual scientific knowledge and technological achievements among the student community, introduction of gamified content. At the same time, the promotion of interregional student scientific associations should be considered as one of the effective trajectories for the development of student self-organization, which in the future is expected to ensure the expansion of scientific and humanitarian ties between universities, to create an inter-university platform for the support of student scientific and project initiatives.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.184(045) М.Н. Сираева

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность проблемы обусловлена, с одной стороны, признанием студенческой науки в качестве одного из ключевых критериев, применяемых для мониторинга результативности деятельности высшего учебного заведения, с другой стороны - социальной необходимостью в более эффективном и компетентном использовании ее гуманитарных и гуманистических ресурсов, отсутствием устойчивых связей между научным, инновационным и производственным секторами и государственными структурами, противоречием между потребностью студентов в инновационно-творческом характере деятельности и недостаточным уровнем их вовлеченности в научно-исследовательскую работу и проектную деятельность. Цель исследования - анализ ресурсных характеристик студенческих научных обществ в условиях гуманизации образовательной среды современной высшей школы (на примере Удмуртского государственного университета как классического регионального образовательного учреждения).

Студенческое научное общество понимается как добровольное объединение обучающихся высшего учебного заведения, занимающихся научно-исследовательской и научно-просветительской работой на основе общности интересов и единства устремлений. Автор приходит к выводу о том, что студенческая наука реализует свой гуманистический и гуманитарный потенциал посредством знакомства с научными школами региона с целью их дальнейшего продвижения, популяризации актуального научного знания и технологических достижений среди студенческого сообщества, внедрения геймифицированного контента. При этом продвижение межрегиональных студенческих научных объединений следует рассматривать как одну из эффективных траекторий развития студенческой самоорганизации, которая в перспективе призвана обеспечить расширение научных и гуманитарных связей между вузами, создать межвузовскую площадку для поддержки студенческих научных и проектных инициатив.

Ключевые слова: гуманизация образования, высшее образование, научная деятельность, студенческое научное общество, Удмуртский государственный университет.

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-2-181-190

Введение

Одной из ведущих тенденций, которая определяет инновационную траекторию развития современного высшего образования в глобальной перспективе, является его гуманизация и гуманитаризация, что предполагает расширение автономной и субъектной позиции студента и признание его фундаментальных прав и свобод в качестве приоритетной социальной ценности и общественного блага. Постепенно траектория развития высшего образования смещается от аккумулирования и передачи установленного образовательными стандартами объема знаний в сторону активного вовлечения обучающихся в организацию учебного процесса, в его мониторинг и управление. В свою очередь, это требует гибкой и компромиссной стратегии к внедрению основных образовательных программ, адаптированных к актуальным личностным и профессиональным потребностям обучающихся, отвечающих требованиям перспективных профессий будущего, запросам экономики знаний, а также позволяющих готовить специалистов, способных к быстрому овладению новыми технологиями, освоению новых квалификаций и надпрофессиональных компетенций, обладающих самостоятельностью, системностью и рефлексивностью мышления.

По сути, речь идет о становлении модели высшей школы, интегрирующей автономию, свободу организации учебно-воспитательного процесса, общечеловеческие ценности, фундаментальность и динамизм, а также множество образовательных стратегий и технологий и индивидуализацию образовательного маршрута обучающегося.

Поиск адекватной стратегии реагирования на современные вызовы общества новой формации, связанные с универсальными общечеловеческими ценностями, вступившими в противоречие с антигуманистическими эффектами цифровой цивилизации, в определенной степени зависит от нового

типа личности специалиста будущего, обладающего гуманитарной, нравственной, интеллектуальной культурой, критическим мышлением, устойчивой структурой ценностных ориентаций.

Основными параметрами, составляющими основу процессов образования и развития личности, являются знания и информация. Очевидно, что данный информационный фундамент был заложен и продолжает расширяться за счет научной и исследовательской деятельности ключевых субъектов образовательного процесса. Современные тенденции в интерпретации предназначения науки в высшем образовании так или иначе требуют актуализации всех компонентов образовательного процесса, включая его цели, средства, результаты, принципы, формы, содержание и методы. Иными словами, речь идет о том, что в основании образовательного процесса в современной высшей школе должны лежать актуальная научно-философская картина мира и релевантные научно обоснованные подходы и технологии.

Традиционно для оценки эффективности научно-исследовательской деятельности современного вуза применяются следующие критерии:

- увеличение масштабов, повышение качества, диверсификация форматов и расширение «географии» научно-исследовательских работ и проектной деятельности;

- продвижение приоритетных направлений в науке с целью внедрения их в практическую деятельность и укрепление культурного, интеллектуального, научного потенциала региона;

- создание и продвижение научно-технической продукции с целью содействия обеспечению технологического суверенитета государства;

- создание научно-производственных площадок в сотрудничестве с ведущими предприятиями региона;

- повышение качества научных публикаций и расширение их «географии»;

- увеличение объема научных публикаций в ведущих рецензируемых изданиях и расширение их «географии»;

- увеличение контингента студентов, вовлеченных в перспективные научные исследования и проектную деятельность;

- расширение механизмов поощрения и поддержки наиболее одаренных студентов и молодых ученых;

- результативная конгрессно-выставочная и конференционная деятельность с целью обеспечения активного обмена актуальной информацией и расширения междисциплинарных связей.

В соответствии с нормой, закрепленной в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года, неотъемлемой частью высшей школы является наличие органов студенческого самоуправления. При этом обращает на себя внимание довольно широкий спектр форм студенческого самоуправления, представленного, например, студенческими советами, статус и деятельность которых регламентируются специально утвержденным положением, организациями общероссийских и региональных молодежных общественных объединений, студенческих профсоюзов и т. п. [33].

Одной из форм приобщения студентов к науке и исследованиям является их участие в деятельности студенческих научных обществ (СНО).

Одним из факторов, актуализирующих создание СНО в вузах разных направлений и категорий, является то, что в рамках академических занятий у обучающихся появляется потребность и заинтересованность в более глубоком изучении определенных учебных тем, учебного модуля, курса в целом, либо возникает стремление устранить пробелы в неосвоенных темах. Учитывая эти сверхмотивы обучающихся, преподаватель имеет возможность использовать научное общество как площадку для организации развивающей и просветительской научно-исследовательской работы, создавать условия для научного сотворчества, а также осуществлять общее руководство и мониторинг деятельности студентов [27, с. 48].

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы на примере Удмуртского государственного университета проанализировать роль и потенциал студенческих научных обществ в контексте гуманизации высшего образования в субъектах Российской Федерации.

Научная новизна результатов исследования заключается в оценке гуманистического потенциала СНО и в актуализации их основных целей и задач в условиях регионального высшего образования.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в конкретизации особенностей организации и функционирования студенческого научного общества в образовательной среде регио-

_Студенческое научное общество в контексте гуманизации..._183

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2024. Т. 34, вып. 2

нального вуза, в уточнении ресурсных характеристик СНО как одной из наиболее эффективных форм научно-исследовательской деятельности студентов.

Методы

Научное обоснование процесса функционирования студенческих сообществ в современных вузах представлено в работах А.А. Бушуевой [7], О.В. Голубевой [7], М.Л. Груздевой [12], А.В. Канда-уровой [11], Е.А. Козловой [12], М.И. Кочергина [15], А.А. Толстеневой [12], А.В. Хижной [7, 12] и др.; сущность и структурно-содержательные характеристики системы студенческого самоуправления раскрыты в трудах В.К. Ботковой [4], Г.С. Инертбаевой [10], С.П. Куликова [16] и др.

Анализу разных форм вовлеченности студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность посвящены труды Т.Д. Косинцевой [14], Т.И. Пядиной [34], В.Ю. Стромова [26], П.В. Сысоева [26], М.А. Федоровой [29], Р.Н. Хвощ [14], И.А. Царевой [34] и др.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили концепции гуманизации, гуманитаризации и демократизации образования (А.Г. Асмолов [1], Н.Д. Никандров [19], A.M. Новиков [20] и др.), компетентностная парадигма высшего образования (К.Э. Аскарова [5], А.И. Бурибаева [5], З.В. Возгова [30], Н.П. Гончарук [8], О.Ю. Ефричева [9], Т.Н. Кочетова [25], И.В. Мельник [9], В.С. Михайлюкова [9], Г.С. Сагдеева [8], Я.Г. Стельмах [25], М.Г. Федотова [30], М.А. Хлыбова [31] и др.) и системно-деятельностный подход (М.В. Воробьева [21], А.В. Ефременко [35], В.Ю Питюков [21], М.Г. Пряникова [22], О С. Тоистева [28], Е.А. Хованская [32], С.Р. Чанышева [35], В.И. Шевченко [35], Н.В. Шинкарева [35] и др.).

Материалом исследования послужили положения о деятельности студенческого научного общества Удмуртского государственного университета (УдГУ), студенческого научного общества Института истории и социологии, Института языка и литературы УдГУ, а также продукты деятельности студентов - членов указанных СНО.

В соответствии с заявленными целями и задачами исследования основную группу методов составили анализ, синтез, описание, обобщение, наблюдение и опрос.

Результаты и их обсуждение

Анализ организации научно-исследовательской деятельности в современном вузе, проведенный представителем Казанской научной педагогической научной школы Е.Ю. Левиной, позволил выделить 2 основные группы проблем, требующих теоретического и практического решения для обеспечения эффективной траектории развития вузовской науки. Автор классифицирует выявленные группы проблем как локальные и системные. По мнению исследователя, локальные проблемы связаны с определением глобальной миссии университета в соответствии с уровнем исследования и особенностями педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава. В свою очередь, системные проблемы обусловлены несбалансированностью требований к профессорско-преподавательскому составу, одним из последствий которых является преобладание количественных критериев оценки эффективности деятельности сотрудников и структурных подразделений образовательного учреждения над качественными критериями [17].

Одной из основных целей кадрового обеспечения современной науки признано омоложение состава научных сотрудников, что актуализирует роль студенческой науки в вузах разных категорий и направлений.

Представляя результаты многофакторного анализа системы высшего образования, современное научно-педагогическое сообщество считает подтвержденной гипотезу о том, что одним из актуальных вызовов, с которыми сталкивается система современного отечественного высшего образования, является увеличение доли российских исследований, технологий, сервисов и инноваций в сфере образования на международном уровне и улучшение их конкурентных позиций, а также увеличение удельного веса России в глобальном рейтинге высокоцитируемых публикаций. Так, в исследовании, проведенном группой ученых Московского городского педагогического университета, делается вывод о том, что молодые ученые в данном контексте могут рассматриваться в качестве ключевых генераторов новых идей и авторов инновационных подходов в сфере образовательной политики [23].

Современный выпускник вуза как активный участник общественных отношений должен владеть достаточно широким «портфелем» профессиональных компетенций, в том числе проектно-

исследовательской компетенцией. В связи с этим можно говорить о том, что удовлетворению потребности обучающихся в профессиональном самоопределении и в решении личностно-значимых задач познавательного характера призвана способствовать научно-исследовательская работа как одна из основных форм студенческой самоорганизации и внеучебной занятости студенческой молодежи.

СНО представляют собой одну из подтвердивших свою эффективность форм студенческого самоуправления и в контексте современной парадигмы высшего образования призваны реализовы-вать следующую совокупность задач: развитие, популяризация и продвижение студенческой науки, приобщение студентов к исследовательской деятельности, развитие творческих, поисковых компетенций обучающихся, организация научного сотворчества и партнерства. Вовлеченность в деятельность СНО и других подобных организаций (студенческие советы, студенческие лаборатории, клубные объединения, творческие альянсы, инновационные центры, Дни студенческой науки, Центры компетенций, волонтерское движение и т. п.) способствует улучшению имиджа отечественной науки за счет того, что создает обучающимся необходимые условия для инициирования, разработки и продвижения своих научных идей, новаторских подходов и проектов, приобретения ключевых квалификационных характеристик как будущих специалистов. В качестве самостоятельного элемента СНО С.И. Колодезникова и П.Д. Гуляев рассматривают научные кружки, определяя их как неотъемлемую часть образовательного процесса, как способ освоения студентами навыков научной и исследовательской работы и основных уровней познания, а также знакомства с основами методологии научного исследования, ключевыми этапами и процедурой его проведения [13, с. 147].

Ю.Н. Незнамова рассматривает СНО как «точку профессионального роста» будущих специалистов, призванную расширять круг интересов и научную эрудицию, обогащать индивидуальную картину мира, развивать компетенции исследовательской и командной работы, закреплять и отрабатывать усвоенные теоретические знания на практике в условиях, приближенных к реальным профессиональным задачам. Исследователь приходит к выводу о том, что критерием результативности участия в мероприятиях СНО можно считать умение обучающихся находить нестандартные ответы на некоторые актуальные вопросы классической науки, проявление уверенности в себе, сформированность компетенции публичных выступлений, готовность выходить из зоны комфорта с целью определения новых ориентиров для личностного и профессионального становления [18].

Исходя из индивидуального характера процесса исследования, его ценности в образовательном и личностном смыслах, С.Д. Резник и С.В. Черниковская подчеркивают, что участие студентов в научном поиске является платформой для проявления их субъектности, нестандартности мышления, самореализации и самоактуализации [24].

Е.П. Бачурина и М.В. Сычева определяют СНО как уникальную форму студенческой активности, как инструмент, способствующий интенсификации и динамизации процесса профессиональной идентификации студента, развитию широкого спектра личностных, деловых и профессиональных качеств. В соответствии с особенностями структурной организации СНО внутри сообщества создаются условия для роста актуального и объективного научного знания за счет атмосферы единомыш-ления, сотрудничества, общности целей, педагогической поддержки, наставничества, коллективного начала, инновационности, инициативности, взаимной ответственности и конкуренции [3].

СНО также позволяют использовать геймификацию в научных целях. Геймификация дает возможность инкорпорировать новые технологии вовлечения молодежи в научно-инновационную и проектную деятельность, не изменяя содержания образования, и при этом повышая уровень учебно-познавательной мотивации.

Перенос игрового формата в структуру подготовки нового поколения ученых является востребованным в связи со сложившейся системой организации научно-инновационной деятельности молодежи, которая подразумевает внедрение новых механизмов вовлечения обучающихся в науко-творческий процесс со стороны различных акторов (государство, высшие учебные заведения, научные центры, субъекты инновационной инфраструктуры регионов, рынок труда и т. п.). В данном контексте геймификация представляет собой эффективный ресурс для стимулирования системно-творческого инновационного мышления, сотворчества, для объединения групп обучающихся по интересам, для переосмысления реальности и создания нового, для развития компетенции самостоятельной работы, а также для проверки эффективности различных стратегий групповых форм организации деятельности, методов командной и индивидуальной работы и межличностного взаимодействия [6].

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

В исследовании Н.А. Асташовой, С.К. Бондыревой и О.С. Попова обосновано, что одной из сильных сторон геймификации в контексте организации научно-исследовательской деятельности обучающихся является то, что она предоставляет студенту широкий спектр нетипичных заданий и упражнений, требующих нестандартных решений, возможности для апробации разных социальных ролей с последующей рефлексией полученного опыта, развития аргументативной компетенции, а также стимулирует включение обучающихся в процесс научного творчества, способствует развитию оригинальности мышления и способности принимать творческие решения [2].

Таким образом, на основании проведенного анализа научной литературы можно сделать вывод о том, что СНО обладают значительным потенциалом для реализации гуманитарной и гуманистической миссий учебного заведения за счет конференционной деятельности, просветительской деятельности, разработки как групповых, так и индивидуальных проектов различного уровня, приобретения опыта самостоятельной исследовательской работы, участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня, а также внедрения игровых элементов в научных целях.

Представим опыт Удмуртского государственного университета (УдГУ) как классического регионального высшего учебного заведения.

Ведущим структурным подразделением, призванным курировать и популяризировать студенческую науку в УдГУ, является Сектор научно-исследовательской работы студентов. Основная деятельность Сектора направлена на решение следующей совокупности задач:

- координация и мониторинг научно-исследовательской работы (НИР) студентов, студенческих экспериментальных проектов, комплекса научно-информационных мероприятий, проводимых в структурных подразделениях УдГУ;

- обеспечение партнерских связей с органами управления образованием города Ижевска и Удмуртской Республики, с общественными, научными и культурными организациями региона с целью создания условий для научной, исследовательской, проектной и инновационной деятельности студенческой молодежи и продвижения перспективных результатов ее деятельности;

- осуществление административной, организационной и информационной поддержки комплекса мероприятий, направленных на популяризацию и повышение статуса научной деятельности среди студенческого сообщества университета и региона;

- консультационная и организационная поддержка обучающихся при подготовке пакета документов для участия в региональных, всероссийских и международных конференциях, форумах, выставках, конкурсах и олимпиадах.

Нами был проведен опрос, целью которого являлась оценка уровня вовлеченности студентов УдГУ в деятельность СНО и других организаций и мероприятий, имеющих научную, исследовательскую и проектную направленность. Опытно-экспериментальной базой исследования стали Институт языка и литературы и Институт истории и социологии УдГУ. Участниками опроса стали 90 студентов 1-4 курсов, обучающихся по направлениям подготовки «Филология», «Лингвистика», «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», «История», «Политология».

Результаты исследования показали невысокий уровень вовлеченности студенческой молодежи в научную деятельность вуза. Так, лишь 3 % опрошенных указали, что имеют опыт участия в деятельности СНО в качестве организаторов; 35 % участвовали в качестве выступающих, докладчиков, публично представляя результаты самостоятельных научных исследований. 30 % респондентов отметили наличие пассивного опыта (в качестве слушателей) участия в деятельности СНО и научных мероприятиях университета / института / кафедры. Ожидаемо доля активного участия в СНО оказалось значительно выше среди студентов 3-4 курсов и составила 78 % среди числа опрошенных. В свою очередь, среди студентов 1-2 курсов лишь 10 % отметили свою вовлеченность в активные формы деятельности СНО.

На наш взгляд, полученные результаты во многом обусловлены тем, что первый год обучения в вузе предполагает многоэтапный процесс адаптации к новой образовательной среде, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося молодого организма. К третьему и четвертому курсам учащиеся вырабатывают индивидуальную стратегию учебно-познавательной и профессиональной деятельности, расширяют свой академический опыт и накапливают достаточный спектр ресурсов, необходимый для эффективной вовлеченности в научную деятельность. В то же время около 75 % студентов старших курсов в большей степени ориентированы на

расширение «портфеля» профессионально-значимых компетенций и не связывают свое будущее с научно-исследовательской сферой.

Также нами был проведен сравнительный анализ уровня вовлеченности в деятельность СНО на основе гендерного критерия.

Было выявлено, что доли активного участия (в качестве руководителей, организаторов, модераторов) примерно равны и составляют 25 % у девушек и 27 % у юношей. При этом доля непосредственного участия (в качестве докладчиков, модераторов) и число пассивных слушателей среди девушек оказались выше. В результате было выявлено, что у юношей более половины опрошенных (55 %) не имеют какого-либо значимого опыта участия в деятельности СНО, не чувствуют к ней склонности и не проявляют к ней интереса, в то время как у девушек на эту группу приходится 45 %.

Полученные результаты позволяют предположить, что для юношей более актуальным является фактическое материальное положение. Важным приоритетом для молодежи являются возможности карьерного роста, при этом речь идет как о вертикальном, так и о горизонтальном характере карьеры. Также молодые люди проявляют достаточно свободное, гибкое и прагматичное отношение к различным видам занятости. Кроме того, поскольку одними из характерных признаков современного молодого поколения являются динамизм, стремительное развитие событий, нацеленность на получение быстрого результата, это в определенной степени обусловливает невысокую популярность однообразной, кропотливой, требующей большой сосредоточенности, интеллектуальной отдачи и времени работы.

Безусловно, важным для понимания особенностей вовлеченности студенческой молодежи в деятельность СНО и иных подобных научных сообществ является мотивационный критерий.

Результаты опроса показали, что основным фактором, определяющим привлекательность СНО и науки среди студенческого контингента, является возможность построения личностной траектории развития, расширения общего кругозора и развития ключевых компетенций. Такое мнение высказали 65 % респондентов. 58 % участников опроса в качестве мотивирующего фактора отметили возможность приобретения навыков научной и исследовательской деятельности.

50 % студентов рассматривают участие в мероприятиях СНО как возможность для расширения круга общения, поиска единомышленников и новых контактов.

Для 48 % принявших участие в опросе СНО являются площадкой для расширения актуальных профессиональных компетенций.

25 % опрошенных студентов к участию в СНО мотивируют различного рода льготы, привилегии и поощрения со стороны ректората, руководства Институтов и профессорско-преподавательского состава.

15 % участников опроса высказали мнение, что вовлеченность в деятельность СНО дает возможность завоевать признание среди сверстников, научно-педагогических работников, обратить на себя внимание, заявить о себе, продемонстрировать свой потенциал, что может помочь в будущей карьере.

Доля тех, кто считает, что участие в мероприятиях СНО не дает никаких результатов в плане личностного и профессионального роста, составила 11 %.

Итоги опроса, проведенного среди студентов Института языка и литературы и Института истории и социологии, позволяют сделать вывод о том, что для повышения результативности студенческой науки как значимого ресурса повышения качества современного высшего образования, требуется реализация следующего комплекса условий: большее разнообразие форм участия студентов в деятельности студенческого научного общества; более широкий спектр регулярных мероприятий, направленных на популяризацию и продвижение молодежной науки; совершенствование механизмов поддержки студенческой научной инициативы; расширение информационных каналов с целью повышения осведомленности о формах, способах и возможностях участия в научной и проектной деятельности; повышение привлекательности системы льгот, поощрений и преимуществ, которые могут предоставляться студентам, проявляющим активность в научной деятельности кафедры, факультета, университета, региона; расширение и диверсификация каналов научной коммуникации на уровне «школа - вуз».

Учитывая тот факт, что публикационная активность студентов является важным дополнением личного портфолио, которое позволит молодому специалисту войти в мир науки и зарекомендовать себя как перспективного и конкурентоспособного исследователя, нами также были проанализирова-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ны сборники статей и тезисов, опубликованные за последние три года по итогам студенческих научно-практических конференций.

Ожидаемо тематика студенческих публикаций полностью коррелирует с направлением подготовки авторов статей и тезисов. В анализируемых сборниках представлены все институты, существующие в УдГУ. При этом примерно в равных пропорциях представлены результаты естественнонаучных, физико-математических и социально-гуманитарных исследований. Подавляющее большинство авторов статей и тезисов являются студентами 3-4 курсов бакалавриата либо магистрантами. Также обращает на себя внимание тот факт, что большая часть публикаций студентов бакалавриата носит теоретический характер и обобщает современные теоретические подходы к исследуемой проблеме. При этом магистранты чаще публикуют практические результаты своей опытно-экспериментальной работы. На наш взгляд, в определенной степени это может быть обусловлено тем, что довольно часто магистерские диссертации представляют собой продолжение бакалаврской выпускной квалификационной работы, в результате чего на уровне магистратуры студентом так или иначе уже проведен критический анализ и обзор научной литературы по исследуемой проблеме.

Таким образом, анализ показал, что вектор развития студенческой науки в УдГУ задается такими параметрами, как:

- активизация публикационной деятельности обучающихся и расширение ее «географии»;

- организация предварительных мероприятий, направленных на подготовку студентов к участию в инновационной и проектной деятельности;

- расширение сети межвузовских, межотраслевых и международных научных контактов;

- расширение формата самостоятельной общественной деятельности студентов;

- развитие сектора студенческого самоуправления, добровольчества и лидерства в области научно-исследовательской и проектной деятельности;

- создание, рационализация и продвижение общеуниверситетского научного пространства;

- опора на фундаментальные общечеловеческие ценности как фундамент духовной, материальной и предметной деятельности личности обучающегося.

Анализ опыта Удмуртского государственного университета позволяет констатировать у студенческого сообщества потребность ощущать свою принадлежность к известным научным школам, свою причастность к достижениям и прорывам региональной науки, культуры и искусства. Задачей руководства университетов в регионах является обеспечение коммуникации между студенческими научными обществами, между советами молодых ученых и реальным сектором экономики, используя возможно широкий спектр форматов, таких как хакатоны, стартапы, грантовая поддержка и т. п. При этом необходимо учитывать, что устойчивой характеристикой современной молодежи остается ее стремление к определенным «социальным стандартам» в отношении качества и образа жизни, динамичность и мобильность.

Заключение

Научно-исследовательская деятельность студентов, в организацию которой в той или иной степени вовлечены все ключевые субъекты системы высшего образования, является одним из важнейших параметров содержания академического и учебно-воспитательного процесса. Деятельность СНО призвана способствовать развитию инновационных компетенций обучающихся, их готовности к эксперименту, способности предлагать нестандартные решения и предпринимать нешаблонные альтернативные действия; стимулированию их аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска и решения актуальных исследовательских и проектных задач; предоставлять возможности для анализа наклонностей и профессиональных квалификаций, для оценки их готовности к предстоящей работе по основной получаемой специальности; обеспечивать условия для самообразования и формировать ценностное отношение к научно-исследовательской и проектной деятельности.

В основе деятельности СНО лежит идея самореализации студенческой молодежи в пространстве научного творчества и научной профессиональной коммуникации, формирование ценностного восприятия и личностного отношения к поисково-исследовательской деятельности, поддержка талантливых и перспективных обучающихся, развитие их интеллектуального потенциала. Научно-исследовательская деятельность расширяет и диверсифицирует пространство, в котором студенты могут развивать свою творческую активность и повышать познавательную мотивацию, проявлять свои сильные стороны. Высокая результативность деятельности научного общества напрямую зави-

сит от предоставляемой свободы выбора, заинтересованности, творческого партнерства преподавателя и студента, направленного на достижение совместно определенной цели.

Анализ опыта Удмуртского государственного университета показал, что эффективная организация деятельности студенческого научного общества будет способствовать:

- гуманизации образовательной среды вуза за счет активизации субъект-субъектной модели взаимоотношений всех участников образовательного процесса, продвижения достижений современных отраслей науки, техники, культуры и искусства, воспитания ценностного отношения студентов к своей специальности через исследовательскую деятельность, создания условий для социальной адаптации обучающихся;

- повышению эффективности деятельности сети высших учебных заведений с учетом региональных особенностей и конкурентных преимуществ;

- созданию условий для управления инициативностью субъектов высшего образования;

- детерминированию активной, постоянно усложняющейся деятельности как источника личностного и профессионального развития обучающихся;

- получению междисциплинарных знаний за счет интеграции научного общества студентов и педагогов и сочетания разных форматов проектной и научно-исследовательской деятельности.

Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с анализом ресурсных характеристик СНО как основы оптимизации управления научно-исследовательской деятельностью студентов, как площадки для разработки и продвижения студенческих стартапов, как платформы для обеспечения грантовой активности студентов и реализации грантовой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. Персонализация образования и антропология будущего // Народное образование. 2021. № 3 (1486). С. 75-82.

2. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Попова О.С. Ресурсы геймификации в образовании: теоретический подход // Образование и наука. 2023. № 1 (25). С. 15-49. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-1-15-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бачурина Е.П., Сычева М.В. Самореализация студентов высших учебных учреждений в научно-исследовательской деятельности студенческих научных обществ как фактор формирования их профессиональной компетентности // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 3. С. 33-38.

4. Боткова В.К. Модель формирования карьерных стратегий молодежи в условиях студенческого самоуправления // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, № 4 (168). С. 49-53. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-49-53.

5. Бурибаева А.И., Аскарова К.Э. Усовершенствование научно-исследовательской компетентности студентов при обучении английскому языку в вузах // Вестник науки и образования. 2020. № 2 (80), Ч. 2. С. 47-51.

6. Габитова А.Р., Фролова И.А. Геймификация в образовании как инновационный аспект развития научной деятельности молодых ученых // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 16 (17). С. 252-254.

7. Голубева О.В., Хижная А.В., Бушуева А.А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. № 6 (5). С. 152-155.

8. Гончарук Н.П., Сагдеева Г.С. Формирование научно-исследовательской компетенции будущих специалистов // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 3. С. 315-320.

9. Ефричева О.Ю., Мельник И.В., Михайлюкова В.С. Исследовательская компетенция: ее сущность и содержание // Актуальные исследования. 2021. № 14 (41). С. 59-62.

10. Инертбаева Г.С. Студенческое самоуправление как форма общественной деятельности студентов // Педагогическая наука и практика. 2020. № 4 (30). С. 65-68.

11. Кандаурова А.В. Студенческое научное общество: проблемы, история, перспективы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2023. № 207. С. 47-57. DOI: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2023-207-47-57.

12. Козлова Е.А., Толстенева А.А., Груздева М.Л., Хижная А.В. Проектирование и реализация работы студенческих объединений в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https:// https://science-education.ru/ru/artide/view?id=27838 (дата обращения: 15.01.2024).

13. Колодезникова С.И., Гуляев П.Д. К проблеме организации деятельности студенческого научного кружка в современных условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 11(165). С. 146-149.

14. Косинцева Т.Д., Хвощ Р.Н. Организация научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе в современном российском вузе // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2019. № 2 (12). С. 73-80.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

15. Кочергин М.И. Повышение конкурентоспособности будущих специалистов через включение в деятельность студенческих объединений // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2018. № 1 (23). С. 124-130.

16. Куликов С.П. Социометрическое апостериорное оценивание результативности функционирования механизмов государственной поддержки развития студенческого самоуправления в современных российских условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 8 (94). С. 87-93.

17. Левина Е.Ю. Развитие университета будущего: задачи управления // Казанский педагогический журнал. 2021. № 4 (147). С. 22-33. DOI: https://doi.Org/10.51379/KPJ.2021.148.4.003.

18. Незнамова Ю.Н. Роль студенческого научного сообщества в жизни вуза и студентов юридических направ-ленностей // Вопросы Российской юстиции. 2023. Вып. 24. С. 38-42.

19. Никандров Н.Д. Ценности в жизни и образовании // Высшее образование сегодня. 2004. № 11. С. 34-40.

20. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.

21. Питюков В.Ю., Воробьева М.В. Развитие мотивации студентов как проявление системно-деятельностного подхода в профессиональном образовании // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. № 1 (5). С. 32-37.

22. Пряникова М.Г. Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС // Образовательная среда сегодня: стратегия развития. 2016. № 1 (5). С. 235-239.

23. Резаков Р.Г., Васильев И.А., Данилова Е.Ю., Земченкова В.В., Лигай Л.Г. Поле научных изысканий молодых исследователей образования в понятиях, терминах, тематических клише // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2023. № 17 (3). С. 210-226. DOI: https://doi.Org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.11.

24. Резник С.Д., Черниковская М.В. Развитие интереса студенческой молодежи к научному поиску: опыт и проблемы регионального университета // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. № 2 (5). С. 186-194. DOI: https://doi.org/10.21603/ 2500-3372-2020-5-2-186-194.

25. Стельмах Я.Г., Кочетова Т.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов технического вуза // Вестник ВГУ. Серия Проблемы высшего образования. 2021. № 1. С. 82-85.

26. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 75-82.

27. Сычева М.В. Деятельность студенческого научного общества педагогического вуза как инструмент формирования профессиональной компетентности // Современное педагогическое образование. 2022. № 2. С. 47-50.

28. Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 198-202.

29. Федорова М.А. Система оценки компонентов научно-исследовательского потенциала студентов технического вуза // Образовательные технологии. 2018. №3. С. 131-143.

30. Федотова М.Г., Возгова З.В. Формирование научно-исследовательской компетентности у студентов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 4. C. 83-89. DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/19-4/12.

31. Хлыбова М.А. Формирование научно-исследовательской компетенции у магистров и аспирантов в процессе обучения иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 2 (58). С. 272-275.

32. Хованская Е.А. Системно-деятельностный подход в контексте модернизации российского образования // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, вып. 2 (28). С. 257-260.

33. Храброва К.Г. Студенческие научные общества как форма реализации студенческого самоуправления // Вестник социально-политических наук. 2020. № 19. С. 33-35.

34. Царева И.А., Пядина Т.И. Научно-исследовательская деятельность как профессиональное совершенствование студента // Молодежный научный вестник. 2017. № 2 (14). С. 242-244.

35. Шинкарева Н.В., Шевченко В.И., Чанышева С.Р., Ефременко А.В. Системно-деятельностный подход как способ активизации познавательной деятельности учеников // Символ науки. 2020. № 7. С. 65-68.

Поступила в редакцию 20.01.2024

Сираева Марина Наилевна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 E-mail: marinasiraeva@mail.ru

M.N. Siraeva

STUDENT RESEARCH COMMUNITY IN THE CONTEXT OF HUMANIZATION OF REGIONAL HIGHER EDUCATION

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-2-181-190

The relevance of the article is conditioned, on the one hand, by the recognition of student science as one of the key criteria used to monitor the performance of a higher education institution, and, on the other hand, by the social need for a more effective and competent use of its humanitarian and humanistic resources, by the lack of stable correlations between the scientific, innovative and industrial sectors and state structures, by the contradiction between the students' need for innovation and creativity and the insufficient level of their involvement in research work and project activities. The aim of the study is to analyze the resource characteristics of student research communities in the conditions of hu-manization of the learning environment of modern higher education (on the example of Udmurt State University as a classical regional educational institution).

Student research society is understood as a voluntary association of students of a higher education institution engaged in research and scientific-educational work on the basis of common interests and unity of aspirations. The author comes to the conclusion that student science realizes its humanistic and humanitarian potential by means of acquaintance with scientific schools of the region with the aim of their further promotion, popularization of actual scientific knowledge and technological achievements among the student community, introduction of gamified content. At the same time, the promotion of interregional student scientific associations should be considered as one of the effective trajectories for the development of student self-organization, which in the future is expected to ensure the expansion of scientific and humanitarian ties between universities, to create an inter-university platform for the support of student scientific and project initiatives.

Keywords: humanization of education, higher education, scientific activity, student research community, Udmurt State University.

Received 20.01.2024

Siraeva M.N., Candidate of Pedagogy, Associate Professor Udmurt State University Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: marinasiraeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.