Научная статья на тему 'Студенческий проект "Книжный остров"'

Студенческий проект "Книжный остров" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
139
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "КНИЖНЫЙ ОСТРОВ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческий проект "Книжный остров"»

М. С. Костюхина, доцент кафедры детской литературы

СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «КНИЖНЫЙ ОСТРОВ»

Студенческая проектная деятельность — актуальная форма работы в высшей школе. Студенческий проект «Книжный остров» (сокращенно — КНОС), созданный на кафедре детской литературы института детства, активно развивается в течение трех лет. Для «внеурочной» деятельности студенческого коллектива три года — большой срок, который позволяет подвести некоторые итоги.

«Книжный остров» был задуман как молодежный проект, направленный на популяризацию чтения среди детей и подростков. Поскольку круг подросткового чтения достаточно широк, был выбран только один его срез, но зато самый неизученный и трудный для работы — это современная массовая литература. Дело в том, что объемы выпуска новых детских книг в последние годы резко возросли: это десятки новых писательских имен и сотни книжных названий. Как сориентироваться в этом море новинок воспитателю и учителю? И, не менее важный вопрос, с каких позиций их оценивать?

Современная детская литература является частью живого литературного процесса. Поскольку речь идет именно о процессе, то разделить книги сегодняшнего дня на литературу массовую и классическую, невозможно — для этого требуется временная дистанция, которая служит залогом объективности наших оценок. От построения литературной иерархии лучше отказаться, оценивая современную культуру по тенденциям и направлениям. Но работа педагога и учителя требует оценок: они необходимы, чтобы установить реальные возможности того или иного явления литературы, в том числе и массовой. На основании этого можно заниматься воспитанием художественного вкуса, сохраняя при этом контакт с новым поколением читателей.

Но в действительности все обстоит иначе: учитель не только плохо

знаком с книгами своих учеников, но и относится к ним предвзято. Быть объективным ему мешают возрастные и культурные стереотипы, а также отсутствие профессиональной информации о новых явлениях детской и молодежной культуры. Между тем школьник находится со своей литературой в тесном контакте: охотно читает ее, быстро ориентируется в новинках и тенденциях. В этом заслуга книжных издательств, которые в последние годы активно борются за своего читателя. В борьбе за читателя участвуют также мультимедийные проекты (кино, компьютерные игры, журналы), частью которых является детская книга. От педагога в этой ситуации требуется мобильная культурная реакция — условие для диалога между взрослым и ребенком.

Студенческий проект «Книжный остров» разрабатывает формы такого диалога. Основным форматом проекта стал информационный стенд с обзорами и рецензиями на новинки детской литературы. Причем вниманию подлежат как отечественные, так и зарубежные книги для детей: эпоха глобализации делает ребенка или подростка участником мирового культурного процесса. Внимание к переводной литературе позволяет оценивать специфику этого процесса и результаты его воздействия на отечественного читателя.

Составление рецензий требует от студента серьезной филологической работы, ведь оценке подлежит явление, еще не прошедшее проверку временем. Необходимо включить новую книгу в общий культурный ряд, дать ее жанровотипологическую характеристику. Жанровые форматы, которым следует нынешняя литература, не облегчают, а затрудняют работу: далеко не всегда можно отличить второсортную подделку от тонкой игры с культурными стереотипами. Не менее важна тематика детских книг и их идейная программа. Современная литература для детей очень сильно идеологизирована: в ней активно пропа-

КРУГ ЧТЕНИЯ

гандируются ценности, принятые сегодняшним обществом: политкорректность, культ успешной личности, свобода волеизъявления. К содержательной стороне относятся также психологические программы, которые отражены в современных книгах для детей. Разобраться во всем этом бывает не просто.

Не менее важно оценить, как учитывается в книге детское восприятие, и соотнести его с возрастом и полом читателя. Проблему осложняет то, что нынешняя массовая книга работает на читателя от «шести до шестидесяти», так что рассматривать приходится очень широкий круг литературы. И не только литературы. Важно проследить, как «читается» книга в кино, мультипликации, комиксах и компьютерных играх. Пренебрегать всем этим не стоит, ведь к современному ребенку литература приходит не только со страниц книг, но и с экранов телевизоров и мониторов.

Подспорьем для участников проекта служат интернет-ресурсы, журналы, справочники и указатели по выпуску новых книг. Но ни один указатель не заменит непосредственной работы с книгами, прочитывать которые приходится в большом объеме (тем более что многие книги выходят сейчас многотомными сериалами). Только тогда характеристика литературного процесса станет объективной, а оценка конкретной книги обоснованной.

Несмотря на объемную работу, проект вызвал большой интерес у студентов. За три года были прорецензированы две сотни книг, написано несколько десятков рецензий. Роль критика и эксперта, проводника в мир современной культуры оказалась очень привлекательной, тем более что в этой области культуры профессиональная деятельность и личные интересы участников проекта часто совпадали. Дело в том, что многие из рецензируемых книг относятся к непосредственному чтению нынешних студентов, так что рецензирование этих книг стало толчком для познания себя и идеалов своего поколения.

Деятельность проекта вызвала широкий интерес не только у студентов. Результатами работы заинтересовались издательства, занимающиеся выпуском детской литературы. Дальновидные редакторы озабочены не только сбытом своей продукции: их интересует «обратная связь» с читателями, их оценки и рекомендации. У КНОСа установились взаимовыгодные контакты с издательством «Азбука-классика» (СПб.), «Детская литература» (СПб.), «Самокат»

(М.), ОГИ (М.). Эти контакты позволили нам решить проблему получения книжных новинок, которые нам поставляют сами издательства. В свою очередь материалы КНОСа размещаются на сайтах издательств, в том числе и с нелицеприятными рецензиями.

Другими союзниками студенческого проекта стали учителя и библиотекари, причем, не только петербургские, но и московские. Весной 2007 г. участники проекта выступали на Всероссийской конференции учителей с демонстрацией своей работы, а рецензии КНОСа неоднократно печатались в учительской газете «Первое сентября. Литература», которая выходит в Москве тиражом 8 тысяч экземпляров. Чтобы сделать материалы КНОСа доступными для широкого круга читателей, мы стали выпускать сборники рецензий, но материальные трудности не дают возможности развернуться в этом направлении. Выпуски КНОСа были выставлены на двух Международных книжных салонах, проходивших осенью 2006 и весной 2007 г. в Ленэкспо. За участие в таком престижном мероприятии КНОС получил почетные дипломы. Сейчас идет работа над созданием сайта, который позволит сделать продукцию проекта доступной для всех желающих.

Неотъемлемой частью проекта является межвузовский студенческий семинар: на нем отрабатываются принципы оценки массовой детской литературы,

результат ее воздействия на ребенка-читателя. Семинар проводится два раза в год в институте детства, но участие в нем принимают студенты из разных вузов Петербурга. Осенний семинар 2007 г. стал международным: в его работе принимали участие студенты из университетов Западной Украины. Тезис о

том, что «детская литература — это посол мира», нашел свое подтверждение. Семинар был посвящен сложной и практические не изученной проблеме: как

воспринимается современная детская книга ребенком, в том числе такие ее жанры, как фэнтези, детектив, ужастики. Проблема восприятия — междисциплинарная, и мы попытались это отразить в тематических разделах семинара, среди которых были: рецептивная эстетика, социология читателя, практики детского чтения, рецепция книги в ролевой игре, телевизионное и компьютерное прочтение.

Междисциплинарный подход лежит в основе всей деятельности проекта, существующего на факультете разных дисциплин (в этом специфика дошкольного и начального образования). КНОС дает возможность увидеть детскую книгу глазами филолога, педагога, психолога, и такой подход представляется наиболее продуктивным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.