Научная статья на тему 'Развитие и современное состояние информационной инфраструктуры музыкальной деятельности'

Развитие и современное состояние информационной инфраструктуры музыкальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
629
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яскажук Татьяна Сергеевна

Инфраструктура музыкальной деятельности обеспечивается продукцией издательств, книжных магазинов, библиотек, а также информацией об этих продуктах и услугах по их продвижению. Она является базой взаимодействия музыкальной культуры и общества. Уровень развития инфраструктуры влияет на качество организации творческой деятельности в музыкальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development and the state of informational infrastructure of musical activity

The infrastructure of musical activity is provided by the products of publishing houses, bookshops, libraries and also by the information of these products and the promotion services. It is the basis of the interrelation between musical culture and society. The level of the development of infrastructure influences the quality of the organization of creative activity in musical sphere.

Текст научной работы на тему «Развитие и современное состояние информационной инфраструктуры музыкальной деятельности»

Т. С. Яскажук

РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инфраструктура музыкальной деятельности обеспечивается продукцией издательств, книжных магазинов, библиотек, а также информацией об этих продуктах и услугах по их продвижению. Она является базой взаимодействия музыкальной культуры и общества. Уровень развития инфраструктуры влияет на качество организации творческой деятельности в музыкальной сфере.

Современная звуковая среда наполнена разнообразной музыкальной информацией. Благодаря средствам массовой коммуникации музыка стала неизменным атрибутом повседневной жизни людей. Тиражирование музыкальных концертов, конкурсов, шоу-программ, ток-игр, «раскручивание» новых исполнителей, музыкального материала на телевидении, музыкальных и немузыкальных радиоканалах, в Шете^ печатных изданиях способствуют восприятию музыки как развлечения, шоу, своеобразного бытового фона. В то же время не менее активная творческая жизнь серьезной музыки гораздо скромнее отражается в мультимедийной сфере. Такая ситуация лишает человека «навыков слушания» серьезной музыки, появляется потребительское отношение к музыке в целом. Любое музыкальное явление становится объектом развлечений, социально -го престижа, бизнес-проектов, политических манипуляций и т. п. без внутренней осмысленной творческой работы слушающего.

Надежда на оптимизацию данной ситуации видится в развитии и совершенствовании взаимодействий музыкальной культуры и общества. В арсенале музыкальной культуры существует целая инфраструктура, которая обеспечивает творческий и информационный потенциал отрасли. Она включает специализированные музыкальные и немузыкальные издательства, издающие организации (высшие и средние специальные музыкальные учебные заведения, научные, профессиональные, творческие музыкальные организации, общества и учреждения), книжные магазины и книготорговые фирмы, специальные библиотеки, многие из которых имеют уникальные коллекции литературы. Деятельность этих учреждений менее известна, но благодаря им музыкальное сообщество имеет организованную структуру современного технологичного информационного обеспечения.

Становление и значительное развитие информационной инфраструктуры музыкальной деятельности пришлось на середину XX в., когда была организована стабильная государственная система по выпуску и распространению музыкальной литературы и сведений о ней. В СССР работали три крупных государственныхспециали-зированных издательства: «Музыка», «Советский композитор», «Муз1чна Украина», которые издавали ноты, книги о музыке, профессиональные журналы. Музыкальную литературу в ограниченных количествах выпускали республиканские и региональные издательства, также издательской деятельностью занимались учебные, профессиональные учреждения и организации. Работала государственная структура книжной торговли и система централизованного пополнения фондов библиотек, в основном через специальные учреждения - библиотеч-

ные коллекторы. Выпускались многотысячные тиражи музыкальной литературы разных жанров и направлений для всех видов музыкальной деятельности (учебной, профессиональной, самодеятельной), разрабатывались специальные серии нотных и книжных изданий, которые были рассчитаны на разный уровень музыкальной подготовки. В сфере информирования потенциальных потребителей о выходе новинок издательской продукции особо благоприятные условия были созданы для специальных библиотек и отделов. Государство при этом контролировало и регулировало выпуск и распространение нотно-музыкальной продукции, соответствующим образом выстраивало тиражную и ценовую политику.

В 1990-е гг. - период реформ - эти системы перестали эффективно работать, начал развиваться самостоятельный книготорговый рынок, где государство оставило за собой правовое и социальное регулирование. Стали появляться новые частные издательства, и почти все они возникали в столичных центрах (Москве, Санкт-Петербурге), где была развита и сохранилась полиграфическая инфраструктура [1. С. 12]. Кроме этого изменения в системе книгоиздания, в частности музыкального, были вызваны распадом СССР и образованием независимых суверенных государств. Оставшиеся на территории России государственные специализированные музыкальные издательства «Музыка», «Композитор» (бывший «Советский композитор») в начале 1990-х гг. не могли в достаточной мере организовать наполнение рынка нотно-музыкальной печатной продукцией. В условиях становления рыночной экономики более мобильными оказались небольшие частные предприятия. Для многих из них выпуск нот и книг о музыке являлся одним из направлений деятельности, т.к. многопрофильность издаваемой литературы позволяла существовать и развиваться [2. С. 42]. Работа таких издательств имела коммерческую основу, поэтому репертуар производимых изданий чаще всего включал современную популярную музыку, ретро-шлягеры, а также педагогическую литературу для детских музыкальных школ, что оказалось рентабельным в условиях рынка. В этих целях издательства выпускали небольшие тиражи, которые реализовывались в Москве, Санкт-Петербурге, близлежащих регионах. Отдаленные районы страны такую печатную продукцию получали в ограниченных количествах, т. к. были слабо налажены связи с распространителями литературы на местах [2. С. 24].

Отказ от перспективного планирования, отсутствие координации деятельности приводили к тому, что в разных издательствах одновременно выпускали одинаковые или однотипные нотные сборники, книги о музыке. Издательства, удовлетворяя массовый спрос, «экс-

плуатировали» популярную тематику и несколько музыкальных жанров, в основном рассчитанных на любителей, интересующихся музыкой. Активно развивался жанр мемуаров, жизнеописания известных эстрадных певцов, музыкантов, что привело к неравномерному представлению разнообразия музыкальной литературы на книжном рынке страны. Из поля зрения издательств выпали жанры классической и современной музыки, рассчитанные на профессиональных музыкантов - исполнителей, студентов и преподавателей среднего и высшего звена музыкального образования. Как реакция на сложившуюся ситуацию, начиная с середины 1990-х гг., стали возникать новые специализированные музыкальные издательства: «Кифара» (М.), «Современная музыка» (М.), Издательство Вл. Катанского (М.), «Живой звук» (М.) и др. Особенностью данных издательств является привлечение для их организации и работы профессиональных музыкантов, нередко сами музыканты и создавали издательские предприятия («Северный олень» СПб., «Классика XXI» М., «Арт-классик» Новосибирск и др.). Мотивом для этих начинаний послужило сокращение доли профессиональной музыкальной литературы на книжном рынке страны [3. С. 152]. В целом, 1990-е гг. можно назвать переходным периодом в развитии книжной отрасли.

К началу XXI в. расширился круг действующих издательств, выпускающих ноты и книги о музыке, а также возникли новые издательства и издающие организации, специализирующиеся на выпуске музыкальной литературы. Положительным моментом в их работе явилось соединение творческого потенциала и коммерческого подхода. В результате творческих поисков и учета потребностей рынка музыкальной литературы новые издательские проекты значительно расширили жанровый и тематический состав выпускаемых изданий. Помимо классического репертуара, приоритетным направлением нотоиздания для ряда издательств («Союз художников» СПб., «Композитор» М., СПб., «Ме-лограф» М., «Нота» СПб. и др.) стала музыка современных отечественных и зарубежных композиторов, в том числе никогда ранее не выходившая в России [4]. Активно востребован сегодня значительный пласт методического наследия русской музыкальной педагогической школы, т. к. многие работы были напечатаны в начале XX в. и по различным причинам более не переиздавались. Развивая данное направление, специальные и универсальные издательства, кроме переизданий уже существующих монографий, выпускают учебнометодические пособия современных российских и зарубежных авторов (помимо перечисленных издательства «Лань» СПб., «Академия» М., «Владос» М., «Диалектика» СПб. и др.) [5]. Широкий круг издательств занимается выпуском разнообразных книг о музыке популярного характера, возрождая и развивая жанр популяризации музыкального искусства, игравший большую роль в сфере музыкального просвещения в начале и середине прошлого века.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. наряду со столичными центрами специализированные музыкальные издательства стали возникать в регионах России: «Мир нот» (Курган), «Эоловы струны» (Краснодар), «Окарина», «Камертон» (Новосибирск) и др. [4, 5]. Особое внимание они уделяют местным авторам, популяризации

музыкальной культуры своих территорий. Также музыкальную литературу выпускают и универсальные издательства в регионах («Книжное издательство» Оренбург, «Вектор Бук» Тюмень, «Кузбассвузиздат» Кемерово, «Лео» Омск, «Наука» Новосибирск и др.) [4]. Чаще всего это разовые проекты: к юбилейным датам региона, частные заказы от авторов, выпуск учебно-методических пособий, в том числе на материале музыкального фольклора области или края. Нередко выпуск подобных изданий финансируется и патронируется администрацией территории и, несмотря на малые тиражи, является общественным, культурным, краеведческим достоянием региона.

Наполнение и разнообразие рынка музыкальной литературы, востребованность изданий различными категориями читателей способствовали распределению «сфер влияния», специализации издательств. Целая группа издательств отдает приоритеты выпуску современной популярной вокальной и инструментальной музыки (русской и зарубежной эстрадной, рок-музыке), которая рассчитана, в основном, на массовую молодежную аудиторию («Рок-клуб» М., «Дека-ВС» М., «Нота-Р» М., «ЛЕАН» М. и др.) [4]. Есть издательства, специализирующиеся на выпуске музыкальных произведений для детей («Гном и Д.» М., «МИ» СПб., «Верже АВ» М., «Детство-Пресс» СПб. и др.) [4]. Деятельность московских музыкальных издательств «Музыка», «Издатель То-роповъ», «Дмитрий Шостакович», Издатель О. С. Харченко и др. направлена на удовлетворение потребностей в литературе музыкантов-профессионалов [4]. Отдельно можно выделить издательства, специализирующиеся на выпуске произведений духовной музыки, предназначенной как для концертного исполнения, так и для исполнения во время церковных служб: «Издательство Московской Патриархии» (М.), «Библейская лига» (М.), «Красногорский монастырь» (Золотоноша), «Лествица Диоптра» (М.), «Мастерские Валаамского монастыря» (СПб.) и др. [4].

Наряду с издательствами активную издательскую деятельность по выпуску литературы развивают музыкальные учреждения и организации. Этим занимаются как давно существующие научные, профессиональные, творческие музыкальные организации, общества и учреждения: РАН, Союз композиторов России, Всероссийское музыкальное общество, Музыкальный фонд РФ, так и более молодые: Российский фольклорный союз (М.), Ассоциация струнников, баянистов и аккордеонистов Урала (Екатеринбург), Ассоциация деятелей классической гитары (М.), Ассоциация детских и юношеских хоров (М.) и др. Выпуская печатную продукцию, издательские организации прежде всего решают собственные научные, образовательные, творческие задачи. И репертуар изданий не выходит за рамки означенных задач. Таким образом, издательская деятельность направлена в первую очередь на обеспечение и развитие образовательного и творческого процессов. В то же время распространение части тиражей происходит благодаря сохраненным и развивающимся информационным и творческим связям в системе музыкальных учреждений, организаций, коллективов, т.е. в среде потенциальных потребителей печатной продукции.

Современный коммерческий подход в издательской и книгораспространительской деятельности подразумевает наличие эффективной информационной инфраструктуры.

Доступность и оперативность информации о рынке музыкального ното- и книгоиздания важна не только для частных лиц (музыкантов, любителей), но и для специалистов музыкальных библиотек и отделов - одной из важных систем в инфраструктуре, обеспечивающей жизнедеятельность музыкальной сферы. Издательства и издающие организации, отдельные авторы применяют различные направления информационно-рекламной деятельности в целях оперативного и достоверного оповещения потенциальных потребителей. Сегодня сведения о выпущенной музыкальной литературе библиотеки и музыкальные организации получают из публикуемых издательствами каталогов («Кифара» М., «Классика XXI» М. и др.). Многие издательства в своих печатных информационных ресурсах помимо литературы, имеющейся в наличии, помещают информацию о дальнейших планах выпуска печатной продукции. Большинство издательств предоставляют возможность проследить за реализацией своих планов, обновляя каталоги ежеквартально или раз в полгода. Как правило, помимо библиографических сведений (автор, заглавие и т.п.), в каталогах могут помещаться фотография самого издания (визуальная презентация), аннотация, прилагается бланк-заказ на представленную литературу и бланк квитанции с реквизитами издательства для предоплаты заказа через банк. Необходимо отметить, что многие издательства предоставляют потребителю несколько вариантов оплаты и получения заказа («Мир нот» Курган, «Нота» СПб., «Владос» М. и др.).

Ряд издательств, отказавшись от производства каталогов, присылает в адрес музыкальных организаций и специальных библиотек прайс-листы («Композитор» М., СПб., «Эоловы струны» Краснодар, «Лань» СПб., «Музыка» М., «Арт-Классик» Новосибирск и др.). Причем сегодня издательства распространяют прайсы не только в печатном, но и в электронном виде - на СБ. Также издательства, издающие организации и отдельные авторы информируют о своей деятельности с помощью буклетов и информационных писем (чаще всего таким образом подробно анонсируется одно или несколько новых изданий). Кроме этого используются информационно-рекламные акции в форме рассылки потенциальным потребителям в дар одного экземпляра (выпуска, тома) определенного издания с предложением приобрести партию представленной литературы, т. е. остальные тома или выпуски. Например, издательство «Нота» (СПб.) в 2003 г. осуществило рассылку в библиотеки средних специальных и высших музыкальных учебных заведений страны второй том впервые изданного в России полного собрания произведений композитора В.Н. Салманова [6]. Остальные тома (1-й, 3-й и 4-й) предлагалось приобрести в издательстве или по почте наложенным платежом. В 2004 г. подобная акция была предпринята автором книги - дочерью известного российского хорового дирижера и композитора В.Я. Шебалина. От ее имени в музыкальные библиотеки была направлена монография, посвященная жизни и деятельности музыканта [7].

Еще один вариант рекламного информирования потенциальных покупателей - это размещение информации о новой литературе и возможностях ее приобретения на последних страницах или на обложке нот и книг.

Важным источником информации для библиотек и частных потребителей являются специализированные периодические издания. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. их

круг значительно расширился. Это профессиональные музыкальные журналы: «Музыкальная жизнь», «Старинная музыка», «Музыка и время», «Фортепиано», «Народник», «Музыковедение», «Музыкальное просвещение»; газеты: «Музыкальное обозрение», «Российская музыкальная газета», «Играем с начала», «Музыкальный клондайк» и др. Сведения о музыкальных изданиях также помещаются в профессиональной библиотечной прессе: «Книжное обозрение», «Мир библиографии». Во многих музыкальных периодических изданиях существуют постоянные рубрики, где размещаются сведения о новинках музыкальной литературы. Также в некоторых журналах и газетах регулярно проводятся персональные презентации какого-либо известного музыкального издательства, выпущенных им новинок литературы (издательства «Классика XXI», «Композитор», «Музыка», «Лань», «Мир нот», «Арт-Классик»).

Не менее важным каналом получения информации являются книжные магазины, книготорговые фирмы. В настоящее время музыкальная литература в книжных магазинах, как правило, представлена в отделах гуманитарной литературы, литературы по искусству, а в крупных магазинах существуют специальные отделы. В столичных и в части региональных центров сохранились или вновь создаются специализированные музыкальные магазины. Также производится продажа литературы при издательствах. В отличие от других видов информирования, в магазинах можно не только получить библиографическую информацию, но и непосредственно «de vise» ознакомиться с изданиями. Это важно, т.к. в музыкальной практике существуют различные варианты переложений и интерпретаций одного произведения, что не всегда указывается в библиографических сведениях. С середины 1990-х гг. в стране стали появляться книготорговые фирмы. В конкурентной среде получили развитие наиболее крупные из них, имеющие филиалы в регионах: «Библио-сфера» М., «Инфра-М» М., «Топ-книга» Новосибирск и др. [8]. Сотрудничество с такими книготорговыми фирмами дает возможность отслеживать информацию о выпуске новинок и наличии необходимой литературы, т.к. подобные фирмы имеют контакты с несколькими десятками издательств, выпускающих музыкальную литературу.

Перспективным источником получения оперативной информации о выходе музыкальных изданий становится Internet. Многие музыкальные издательства имеют собственные сайты, где размещают подробную информацию о выпущенной литературе, новинках и перспективах издания. Сведения удобно размещены по различным поисковым параметрам (автор, название, способ исполнения, отдельные инструменты, музыкальный жанр и т.п.). Кроме информации о печатной продукции на сайтах помещаются сведения о самих издательствах, способах приобретения литературы, различные клубы и форумы для читателей, гостевые книги, странички авторов наиболее востребованных современных музыкальных и музыковедческих произведений и т.д. Например, издательство «Композитор» (СПб.) на своем сайте предлагает ознакомиться с новостями о деятельности издательства, а также о музыкальной жизни Санкт-Петербурга, осуществить поиск необходимой литературы в каталогах. Разработаны страница

заказа, гостевая книга, страница «контакты». Отдельно представлены новинки, бестселлеры месяца, петербургская музыка XX в. Все представленные издания, кроме библиографического описания, снабжены аннотациями, некоторые - цветными иллюстрациями [9]. Кроме этого на сайтах издательств существуют разделы, где размещается первичная информация, т.е. тексты самих произведений, что увеличивает интерес к этому виду информирования и возможностям сотрудничества. Еще одно преимущество электронной информации - работа в режиме реального времени и ее оперативная обновляемость.

Разнообразие музыкальной литературы на рынке, активное информационное продвижение продуктов издательской деятельности говорит о заинтересованности издателей и распространителей нот, книг о музыке в расширении круга потребителей. По объему фондов личные собрания музыкантов уступают общедоступным коллекциям музыкальной литературы. Самостоятельно профессиональным музыкантам, любителям музыки сложно охватить и оценить масштабы предложенных продуктов и услуг. В данной ситуации становится актуальной деятельность музыкальных библиотек, которые выступают в качестве квалифицированных экспертов в области информации и музыкальной литературы, выполняя социальную функцию отбора, хранения и предоставления в пользование музыкальных изданий. Представляя сеть специальных (музыкальных) библиотек, необходимо отметить, что в неё входят разнообразные по виду, составу фондов и контингенту читателей библиотеки. А именно: специальные отделы в публичных государственных областных, краевых универсальных библиотеках; учебные библиотеки и отделы, а также библиотеки музыкальных учреждений (музыкальных театров, филармоний, центров музыкального творчества) и коллективов (ансамблей, хоров, оркестров и т.п.). Наиболее крупными и старейшими являются отделы нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки (М.) и Российской национальной библиотеки (СПб.). Важную роль в процессе подготовки музыкантов играют учебные специальные библиотеки и отделы, которые являются базовыми информационными структурными подразделениями любого музыкального учебного заведения. Многие учебные библиотеки, особенно вузовские,

помимо информационной работы, занимаются научной, исследовательской, методической деятельностью. Значительную историю и опыт работы имеют специальные отделы в публичных библиотеках. Как правило, это краевые, областные, городские, юношеские библиотеки. В XX в. специальные отделы именовались «музыкальными» или «нотно-музыкальными», сегодня многие получили статус отделов искусств.

Несмотря на ведомственное разнообразие музыкальных библиотек, существуют единые подходы к формированию и пополнению их фондов. После ликвидации государственной централизованной системы комплектования (формирования) фондов, получив свободу выбора в области комплектования, библиотеки потеряли приоритетные позиции и преимущества со стороны издателей и распространителей литературы. В ситуации возникновения рынка они оказались приравненными к обычным мелкооптовым потребителям. И задача библиотек в этот период заключалась не только в том, чтобы сохранить фонды литературы, но и поменять механизмы, методы работы по их формированию. От пассивной позиции получателя информации о литературе и самих книг и нот, распределяемых через государственную систему библиотечных коллекторов, перейти к активному поиску сведений об издающихся новинках и вариантах их приобретения. Музыкальные библиотеки, как и многие библиотеки страны, пришли к необходимости построения новых деловых связей с различными участниками книжного рынка: издательствами, издающими организациями, книготорговыми магазинами и фирмами, частными предпринимателями. Это позволило библиотекам совершенствоваться и занять устойчивую позицию в информационной инфраструктуре музыкальной деятельности.

В целом можно сказать, что учреждения, которые формируют, создают, развивают и распространяют информационные ресурсы, питающие музыкальную среду (издательства, издающие организации, книготорговые учреждения и фирмы, учреждения регистрации и распространения библиографической информации, специальные библиотеки и отделы), как посредники в информационном поле музыкальной культуры своей деятельностью стремятся обеспечить ее представителям необходимые условия для полноценной творческой работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильницкий А. Книгоиздание современной России. М.: Вагриус, 2002. 80 с.

2. Морозовский М. Российское книгоиздание в период пятилетних юбилеев // Книжное дело. 1996. № 2-3. С. 21-27.

3. ПоляновскаяЯ. Сергей Баневич: монолог издателя // Музыкальная академия. 1995. N° 4-5. С. 151-154.

4. Нотная летопись: Гос. библиогр. указ. М.: РКП, 1999-2005.

5. Книги Российской Федерации: Гос. библиогр. указ. М.: РКП, 1999-2005.

6. Салманов В. Лирический альбом [Ноты]: для скрипки и ф-но. СПб.: Нота, 2003. 62 с.

7. Шебалин В.Я.: Жизнь и творчество / Авторский проект семьи Лебеденко. М.: Молодая гвардия, 2003. 376 с.

8. Книготорговые фирмы: Инфра-М. Режим доступа: Ьйр//^'^^.іпіга-т.т, свободный; Библио-Сфера. Режим доступа: Ьйр//^'^^.ЫЬ1ю^ега.ги,

свободный; Топ-книга. Режим доступа: http//www.top-kniga.ru, свободный.

9. Издательство «Композитор». Режим доступа: http//www.compozitor.spb.ru, свободный.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 8 января 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.