Научная статья на тему 'Издание и распространение музыкальной литературы в советский период (1960-1980-е годы)'

Издание и распространение музыкальной литературы в советский период (1960-1980-е годы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
835
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / СИСТЕМА НОТОИ КНИГОИЗДАНИЯ / УЧЕТ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ / КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яскажук Татьяна Сергеевна

Рассматриваются особенности издания, регистрации и распространения нот и книг о музыке в CCCP в 1960-1980-х гг., роль государства в этих процессах. Представлена система библиографического информирования, рекламы музыкальных изданий, порядок формирования и пополнения специализированных фондов музыкальных библиотек и отделов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Издание и распространение музыкальной литературы в советский период (1960-1980-е годы)»

Книговедение

УДК 655+78 ББК 76.17+85.313(2)

ИЗДАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1960-1980-Е ГОДЫ)

© Т.С. Яскажук, 2006

Барнаульское государственное музыкальное училище 656049, г. Барнаул, ул. Песчаная, 84

Рассматриваются особенности издания, регистрации и распространения нот и книг о музыке в СССР в 1960-1980-х гг., роль государства в этих процессах. Представлена система библиографического информирования, рекламы музыкальных изданий, порядок формирования и пополнения специализированных фондов музыкальных библиотек и отделов.

Ключевые слова: музыкальная литература, система ното- и книгоиздания, учет печатной продукции, книжная торговля, библиографическое информирование, формирование фондов.

В Советском Союзе к середине 1970-х гг. сформировалась отлаженная система выпуска и распространения музыкальной литературы (нот и книг о музыке). Значительную часть музыкальной печатной продукции выпускали государственные издательства - «Музыка», «Советский композитор», «Муз1чна Украша». Причем каждое издательство имело свою специфику, поддерживало определенные направления музыкального искусства. Издательство «Музыка» специализировалось на выпуске произведений классической русской и зарубежной музыки, крупных произведений современных композиторов, написанных в классических жанрах (симфонии, оратории и т.п.). «Советский композитор» непосредственно в своем названии отразил основную идею издательской политики - выпуск произведений современных советских и зарубежных композиторов. На базе издательства выходили также музыкальные периодические издания. «Му-з1чна Украша» соответственно занималась популяризацией произведений украинских композиторов /6, с. 493; 7, с. 206/. Кроме индивидуальных направлений деятельности, музыкальные издательства выполняли своего рода государственный заказ на выпуск многотысячных тиражей произведений педагогического и методического репертуара для детских музыкальных школ, школ искусств, музыкальных училищ, а также в помощь музыкальной самодеятельности, так как в то время сферы музыкального образования и просвещения были одними из приоритетных в государственной культурной политике. В свою очередь государство не только осуществляло субсидирование всей издательской деятельности, но и обеспечивало изда-

телям надежное и постоянное место на книжном рынке. Государство создавало комфортные условия распространения литературы как для издательств, так и для покупателей. Оно же формировало условия для расширения потребностей в музыкальной литературе и увеличения числа потенциальных потребителей нотно-музыкальной печатной продукции путем популяризации музыкального искусства, патронирования музыкального образования и музыкальной самодеятельности.

Благодаря такой позиции государства в систему нотоиздания вливались и немузыкальные специализированные издательства. Музыкальная литература выпускалась ими в рамках собственной специфичной издательской тематики. Например, «Детская литература» издавала детские книги с нотами, музыкальные игры, детские песенники; «Просвещение» - учебники и учебные пособия для занятий по музыке в общеобразовательной школе, детском саду; «Военное издательство» - произведения военной музыки (марши, песни, хоровые произведения) /6, с. 494; 7, с. 206/. Учитывая интернациональный язык музыки, в ходе реализации государственной культурной политики уделялось внимание популяризации национальной музыки народов СССР. В результате музыкальную литературу стали выпускать некоторые республиканские издательства (Средней Азии, Прибалтики), имеющие кроме яркой музыкальной культуры достаточную полиграфическую базу.

Выпуском музыкальной литературы, помимо издательств, активно занимались издающие организации. Это учебные заведения (как правило, вузы), профессиональные, научные учреждения и организации (музыкальный фонд СССР, Союз ком-

позиторов СССР, Академия наук СССР) /6, с. 295/. Участие издающих организаций в нотном и книжном музыкальном издании было вызвано, прежде всего, учебной, профессиональной необходимостью. Решались задачи обеспечения литературой активно развивающегося и совершенствующегося учебного процесса, музыковедческой науки, советской музыкальной педагогической и исполнительской школы; оказания помощи начинающим композиторам. Издательская деятельность организаций, так же как и деятельность издательств, полностью финансировалась государством. Это позволяло выпускать музыкальную литературу не только для узкого круга конкретных пользователей одной организации, но и предоставлять печатную продукцию для распространения через государственную систему по всей стране, в том числе путем свободной продажи. Таким образом, различие целей в деятельности издательств и издающих организаций обеспечивало разнообразие жанрового репертуара музыкальной литературы. А государственная поддержка разных субъектов издательской сферы позволяла обеспечивать специалистов, музыкантов всех уровней профессиональной подготовки. Государство при этом контролировало и регулировало выпуск и распространение нотномузыкальной продукции, соответствующим образом выстраивало тиражную и ценовую политику, реализуя тем самым идею всеобщей доступности и популяризации музыкальных ценностей.

Отлаженно действовала и система государственного учета издаваемой музыкальной литературы. С 1931 г. выходит «Нотная летопись», где регистрировались все выпущенные на территории СССР нотные издания; музыковедческая литература учитывалась в «Книжной летописи». Был период, когда «Нотную летопись» заменила «Летопись музыкальной литературы» (1939-1967 гг.). Последняя представляла собой сводное издание, учитывающее и нотную, и музыковедческую литературу (книги о музыке). Несомненно, пользоваться таким изданием было удобно, так как оно давало в полном объеме представление о разнообразии видов музыкальной литературы по всем направлениям музыкального искусства. Но трудоемкость, технические и методические сложности при составлении пособия потребовали видового разделения регистрируемых документов /11, с. 24/.

В сфере информирования потенциальных потребителей издательской продукции особо благоприятные условия были созданы для специальных библиотек и отделов. Осуществляя текущее комплектование, они использовали перспективные аннотированные годовые тематические планы, которые регулярно поставляли библиотекам (отделам) все музыкальные издательства. Сведения о литературе народов СССР (в том числе о нотно-

музыкальной), издаваемой на русском языке, библиотеки получали из «Сводных тематических планов республиканских и областных издательств». В помощь текущему комплектованию фондов предназначалась также перспективная часть «Книготоргового бюллетеня», выпускаемого Всесоюзным объединением «Союзкнига» раз в две недели (с 1981 г. - 2-3 раза в неделю). Это издание позволяло библиотекам следить в течение года за изменениями, происходящими в планах издательств. Кроме того, регулярные сообщения о сигнальных экземплярах литературы помещались в профессиональном периодическом издании «Книжное обозрение» /5, с. 22; 8, с. 140/. При ретроспективном комплектовании для восполнения лакун музыкальные библиотеки (отделы) использовали «Нотную», «Книжную» летописи, печатные карточки на нотный обязательный экземпляр, издаваемые Государственной библиотекой СССР им. В.И. Ленина. Также в помощь библиотекам своей сети специализированные отделы крупных государственных библиотек регулярно издавали бюллетени и информационные списки поступлений. Используя ретроспективные библиографические пособия, музыкальные библиотеки могли оценить разнообразие рынка нотно-музыкальной литературы, представленного печатными изданиями самых разных издательств и издающих организаций, в том числе и немузыкальных. Помимо этого, пособия содержали образцовые, с точки зрения действующих стандартов, библиографические записи регистрируемой литературы. Это помогало специалистам библиотек грамотно, профессионально осуществлять комплектование фондов, формировать справочно-библиографический аппарат и предоставлять читателям возможность также грамотно оперировать информацией.

Действующая в 1970-1980-х гг. система информирования библиотек имела ряд положительных сторон: централизованность, системность,

регулярность получения сведений. Заблаговременное оповещение о новинках музыкальной литературы позволяло выстроить планомерную, продуманную политику качественного текущего комплектования на год-полтора вперед. Точное знание жанрово-тематического профилирования литературы, выпускаемой каждым конкретным издательством, давало возможность отследить выпуск литературы в течение заявленного срока, скорректировать планы текущего комплектования, восполнить пробелы в ретроспективном формировании фонда. Регулярность и плановость новых поступлений способствовали рациональному распределению средств на приобретение музыкальной литературы, а также организованному, четкому распределению рабочего времени и сил при включении изданий в фонд.

Наряду с положительными моментами специалисты отмечали и недостатки в сфере информирования музыкальных библиотек (отделов). С. Л. Лохвицкая в пособии «Организация работы музыкальных библиотек СССР» отмечает, что, во-первых, далеко не все намеченные к выпуску произведения бывали изданы; во-вторых, в специальные библиотеки поступали тематические планы в основном музыкальных издательств, тогда как нотно-музыкальную литературу выпускали и определенные специализированные немузыкальные издательства; в-третьих, не всегда регулярно поступали сведения о текущем издании литературы, так как отсутствовала централизованная подписка на «Книготорговый бюллетень», где отражалась данная информация /5, с. 22-23/.

Кроме вышеперечисленных, существовал ряд каналов информирования всех потенциальных потребителей - периодические издания, библиографические источники, рекламные сведения в самих нотно-музыкальных изданиях. Активную работу проводили специализированные магазины и отделы, создавая информационно-рекламные списки, каталоги имеющейся в продаже музыкальной литературы. Такая «многоканальная» система информирования позволяла привлекать внимание к издательской продукции, предоставлять и получать наиболее полные сведения, которые имели, в том числе, и рекламный характер.

Особый статус советского книгоиздания, которое причислялось к сфере «духовного производства», оказывал влияние на все процессы, связанные с выпуском литературы, в том числе на тиражную и экономическую политику. В этом отношении государство действовало по законам строгого административного регулирования. Соответствующие государственные структуры распределяли, кому, когда, что и сколько издавать, воздействуя на книгоиздательскую отрасль через систему норм, распоряжений, предписаний /4, с. 27/. В области тиражной политики культура, искусство, образование и просвещение были среди приоритетных направлений. Это прослеживается и в издании нот и книг о музыке. Особое внимание уделялось тиражности учебных изданий, литературы для самообразования, произведений классического музыкального наследия. Вплоть до конца 1980-х гг. средний тираж одного названия учебно-педагогического репертуара для детской музыкальной школы составлял 50-70 тыс. экземпляров, сборника для самодеятельного исполнения - 10-20 тыс. экземпляров, классического музыкального произведения - 7-15 тыс. экземпляров. Насыщенность рынка и соответственно фондов библиотек этими изданиями, стабильность обучающих программ позволяли обеспечить музыкальной литературой учебно-образовательный процесс в учебных заве-

дениях, самодеятельных коллективах на долгосрочную перспективу. И сегодня большинство учебных и специальных музыкальных отделов и библиотек имеют в обращении от 40 до 70% литературы, изданной в советский период (1960-1980-е гг.). Но политика государственного благоприятствования определенным направлениям музыкальной культуры сочеталась с системой запретов или ограничений в тиражах части музыкального наследия, например духовных сочинений композиторов-классиков (Д. Бортнянского, С. Рахманинова и др.), произведений некоторых современных отечественных и зарубежных композиторов (Г. Свиридова, Д. Шостаковича, А. Шнитке, А. Шёнберга и др.), современной зарубежной эстрадной популярной музыки. В связи с таким положением музыкальная общественность страны не имела полноценной и достоверной информации об общей картине отечественной и мировой музыкальной жизни. Экономическая политика в области книгоиздания также имела определенные особенности: государство компенсировало выпуск значительной части убыточных книг, а это 60-80% выпускаемой продукции. В разряд «убыточных» входили учебные издания, специализированная литература, в том числе музыкальная, книги на национальных языках и другое. Таким образом, деятельность и региональных, и крупных центральных издательств в целом была бесприбыльна /1, с. 14; 3, с. 12/. В этой ситуации государство использовало систему перераспределения средств в интересах «широкого развития образования, культуры, науки и производства», реализуя идею общедоступности и общественной значимости печатных изданий /2, с. 8/.

Распространение музыкальной литературы также имело организованный, вариативный характер и было выстроено в иерархическую систему: от центра, где в основном располагались полиграфические базы, на места - в регионы страны. Библиотеки основную часть литературы получали централизованным образом - через библиотечные коллекторы. На их долю приходилось до 80% до-кументоснабжения /8, с. 142; 10, с. 86/. Удобство пользования библиотечным коллектором обусловливалось тем, что библиотеки, заключив договор с коллектором, были уверены в систематичности, гарантированности выполнения заказа на вновь выходящую литературу. Кроме этого, библиотечные коллекторы предлагали консультационнобиблиографическую помощь, вели централизованную обработку документов. Таким образом, текущее комплектование по большей части осуществлялось централизованно и из одного источника. Еще один вариант централизованного распространения литературы - это бесплатный и платный обязательный экземпляр. Наиболее полный бесплатный обязательный экземпляр нотно-музыкаль-

ных изданий, выходящих на территории СССР, поступал через Всесоюзную книжную палату во все крупнейшие библиотеки страны. Областные, краевые и республиканские библиотеки получали также бесплатный обязательный экземпляр музыкальных изданий, выпущенных на их территории, -местный обязательный экземпляр. Региональные библиотеки имели возможность получать платный обязательный экземпляр, который распространял Центральный коллектор научных библиотек. Основным достоинством обязательного экземпляра как источника формирования библиотечных фондов, по оценкам библиотековедов, являлась его исчерпывающая полнота /5, с. 26; 8, с. 143/. Помимо этого, как и индивидуальные потребители, библиотеки пользовались услугами системы «Роспечать», осуществляя подписку на музыкальные периодические и подписные издания, а также при необходимости могли заказать литературу через систему «Книга - почтой», «Ноты - почтой».

Важным источником нецентрализованного распространения нотно-музыкальной литературы были книжные магазины. С середины 1960-х гг. шел активный процесс специализации книготорговой сети. В каждом крупном городе Советского Союза был один или несколько специализированных нотно-музыкальных магазинов, отделов /12, с. 48/. По определению специалистов, магазины как источники комплектования и докомплектова-ния фондов имели ряд преимуществ перед библиотечными коллекторами. В магазинах можно было приобрести литературу как вновь вышедшую, так и букинистическую, антикварную (в целях пополнения лакун в комплектовании фондов). Привлекала оперативность приобретения изданий, так как часто в магазины литература поступала значительно раньше, чем в библиотечные коллекторы, а также возможность просмотреть литературу de visu. В магазине проще было приобрести местные издания, не было ограничений в количестве приобретаемой литературы, в то время как коллекторы могли ограничивать экземплярность заказанных изданий /5, с. 27; 8, с. 144/. Кроме отечественной, в продажу поступала музыкальная печатная продукция социалистических стран. Процент зарубежных нотных изданий был невелик и не мог составить конкуренцию советским музыкальным изданиям, но интернациональный язык позволял использовать их как своеобразный канал межнационального, международного общения музыкантов. В качестве основного недостатка пользования услугами магазинов специалисты отмечали отсутствие гарантий на поступление ожидаемых изданий в срок /8, с. 144/. И теоретики и практики библиотечного дела указывали, что, в отличие от ряда зарубежных стран, в Советском Союзе слабо поставлено снабжение библиотек на основании пря-

мых договоров с издательствами. Исключение составляло получение местного обязательного экземпляра /8, с. 145/. Крупнейшие библиотеки страны использовали и такой канал пополнения фондов, как приобретение нотно-музыкальных изданий у владельцев личных библиотек, как правило, в целях ретроспективного комплектования. Многие библиотеки были получателями добровольных пожертвований от дарителей - учреждений и частных лиц. Широко применялся способ распространения литературы путем книгообмена через сеть обменно-резервных фондов библиотек различных министерств и ведомств.

Таким образом, можно говорить о том, что в СССР была организована и действовала государственная система выпуска, регистрации, оповещения и распространения нотно-музыкальной литературы. Государство полностью финансировало и патронировало выпуск и продвижение музыкальной печатной продукции от изготовителя к потребителю, а также создавало условия для деятельности всех участников книжного рынка. В сфере нотного и книжного издания были четко определены участники - специализированные издательства и издающие организации. Выпуск литературы по различным направлениям музыки и ее предназначению подразделялся между субъектами издательской деятельности - каждый имел свою нишу, тематический репертуар музыкальной печатной продукции, выпуск которой координировался и регулировался государственными структурами. Это исключало конкуренцию, но в совокупности представляло наиболее полную и разнообразную картину отечественного и зарубежного музыкального искусства, способствовало планомерному развитию различных его направлений: образовательному, профессиональному, любительскому.

Одной из основных идей в сфере организации и функционирования каналов оповещения и распространения музыкальной литературы была идея доступности и разнообразия получения информации и самих нотно-музыкальных изданий, что позволяло удовлетворять самые различные потребности музыкантов. В свою очередь, отлаженная работа системы информирования и распространения печатной продукции позволяла устранить перекос в издательской деятельности, направленный в сторону европейской части страны, где в основном и выпускались музыкальные издания, планомерно и регулярно снабжать все регионы, республики Советского Союза необходимой музыкальной литературой. Вместе с тем к началу 1980-х гг. стали проявляться негативные тенденции в сфере книжного и библиотечного дела. Оценивая сложившуюся ситуацию, специалисты отмечали несколько наиболее важных причин. Жестко структурированная иерархическая система выпуска,

распространения и использования печатной продукции, рассчитанная на административно-командную модель управления, теряла динамику развития, мобильность управления, оставаясь инертной по отношению к прогрессивным предложениям и начинаниям. Отсутствие законодательной базы ставило все отрасли книжного, библиотечного дела в зависимое положение перед государственными органами управления /9, с. 73/. С середины 1980-х гг. отрасль книгоиздания испытывала дефицит бумажных ресурсов и полиграфических мощностей. В то же время наблюдался необоснованный рост запасов книжных фондов в книжной торговле. Наряду с неудовлетворением спроса потребителей на отдельные издания это свидетельствовало о диспропорции между выпуском литературы и ее потреблением. Такое положение дел связывали с недочетами в тематическом планировании, отсутствием достаточной взаимосвязи между перспективным и текущим планированием, проблемами системы тиражирования печатной продукции /2, с. 11; 4, с. 21/. Недочеты в деятельности системы библиотечных коллекторов сказывались на полноте и качестве формирования фондов библиотек, возникло несоответствие между потребностями во вновь вышедшей современной литературе и возможностями их удовлетворения библиотеками, тогда как большая часть фондов оставалась мало востребованной /9, с. 74/.

В поисках оптимального пути развития книгоиздательской отрасли специалисты ощущали потребность пересмотра отношения к самой книге как товару, зачастую остродефицитному, когда книга должна не только компенсировать затраты на ее выпуск, распространение, но и приносить прибыль издательству, типографии, книжному магазину, создавать материально-техническую и финансово-экономическую базу для их развития. У книгоиздателей появилось стремление «выде-

литься» из-под государственной опеки, самостоятельно выносить свою продукцию на книжный рынок, распоряжаться полученной прибылью, формировать читательский спрос /4, с. 29/. Эти и ряд других причин привели в начале 1970-х гг. к застою, а затем и к кризису книжного, библиотечного дела в стране.

Список литературы

1. Горбачевский, Б. С. Об опыте работы издательств в условиях экономической реформы // Книга : исслед. и материалы. - М., 1973. - Сб. 26. - С. 12-17.

2. Горбачевский, Б. С. Определение эффективности книгоиздательской деятельности // Книга : исслед. и материалы. - М., 1975. - Сб. 31. - С. 4-13.

3. Делюкин, Л. Н. Вопросы перспективного тематического планирования на современном этапе (на примере работы специализированной редакции Лениз-дата) // Книга : исслед. и материалы. - М., 1986. -Сб. 53. - С. 10-19.

4. Ельников, М. П. Перестройка книгоиздания (проблемы и суждения) // Книга : исслед. и материалы. - М., 1991. - Сб. 62. - С. 16-31.

5. Лохвицкая, С. Л. Организация работы музыкальных библиотек СССР (комплектование и организация фондов нотных изданий) : учеб. пособие. - Л., 1974. -43 с.

6. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М. : Совет. энцикл., 1991. - 671 с.

7. Музыкальная энциклопедия : в 6 т. Т. 2 / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М. : Совет. энцикл., 1974. - 958 с.

8. Столяров, Ю. Н. Библиотечный фонд : учеб. для студентов библ. фак. - М. : Кн. палата, 1991. - 271 с.

9. Столяров, Ю. Н. Документный фонд : учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Либерия, 2001. - 253 с.

10. Терешин, В. И. Библиотечный фонд : учеб. пособие. -М. : Изд-во МГУКИ ; Профиздат, 2000. - 341 с.

11. Туровская, А. А. Издание музыкальной литературы и нотографии в СССР. - Л., 1971. - 30 с.

12. Шпикалов, М. Ф. Книжный рынок и взаимоотношения издательств и книготорговых организаций // Книга : исслед. и материалы. - М., 1975. - Сб. 31.-С. 47-59.

Материал поступил в редакцию 3.02.2006 г.

Сведения об авторе: Яскажук Татьяна Сергеевна - заведующая библиотекой, тел. (385-2) 36-78-04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.