Научная статья на тему 'Историческая роль П. И. Юргенсона в нотоиздательской деятельности во второй половине XIX - начале ХХ в'

Историческая роль П. И. Юргенсона в нотоиздательской деятельности во второй половине XIX - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
552
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОЗИТОРЫ / НОТОГРАФИЯ / ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ РАБОТЫ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / PUBLISHING / MUSIC CULTURE / COMPOSERS / SPIRITUAL MUSIC / MUSICOLOGICAL WORKS / MUSICAL AND PEDAGOGICAL LITERATURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Логачева Наталья Вячеславовна

Статья посвящена особенностям издательской деятельности видного представителя русской музыкальной культуры второй половины XIX начала ХХ в. П.И. Юргенсона. Созданное им издательство нотной литературы превратилось в крупный музыкально-творческий и научный центр, вокруг которого объединились композиторы, известные исполнители, литераторы, художники. В статье особо подчеркивается тот факт, что за годы деятельности П.И. Юргенсон опубликовал в своем издательстве сочинения почти 140 авторов, среди которых П.И. Чайковский, А. Аренский, М. Балакирев, М.И. Глинка, С.В. Рахманинов, Л. Бетховен, Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Н. Римский-Корсаков и др. Автор заключает, что изданные П.И. Юргенсоном нотные произведения пользуются большим спросом у музыкантов и музыкальной общественности современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ROLE OF P.I. JURGENSON IN MUSIC PUBLISHING IN SECOND HALF OF XIX TH - EARLY XX TH CENTURIES

The article is devoted to the peculiarities of publishing activity of P.I. Jurgenson in the second half of the XIXth early XXth centuries, who was the outstanding representative of the Russian musical culture. He created a musical publishing house, which became the major musical, creative and scientific center which brought together composers, famous singers, writers, artists and other representatives of the Russian pre-revolutionary elite. The article highlights the fact that for years in his publishing house P.I. Jurgenson published nearly 140 works by famous authors, including Tchaikovsky, Arensky, Balakirev, Glinka, Rachmaninoff, Beethoven, Mendelssohn, Chopin, Rimsky-Korsakov and others. The author emphasizes the fact that the musical works published by P.I. Jurgenson are in great demand among contemporary musicians and music community of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Историческая роль П. И. Юргенсона в нотоиздательской деятельности во второй половине XIX - начале ХХ в»

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

_

историческая роль в нотоиздательскои во второй полови

Российск ул. Миклухо-Ма

иннсона ьности гачалехх в.

истории России |ерситет дружбы народов Я, 10-2, Москва, Россия,

Статья посв ля русской музы сона. Созданное им кально-творыа

'енарсобенностям издательской деяте. 'о^культуры второй половины XI здательство нотной литературы аучный центр, вокруг котор<

ного представите-в. П.И. Юрген-ось в крупный музы-ись композиторы, из-

вестныЕисполнидели, литераторы, художники.^£тать#особо подчеркивается тот факт, что за годы деятельности П. И. Юргенсон опубликовал в своем издательстве сочинения 140"Авторов, среди которых П.И^Чайковский, А. Аренский, М. Балакирев, а, С.В. Рахманинов, Л. БетХовен, Ф^Мендельсон, Ф. Шопен, Н. Римский-каков и др. Автор заключает, чтоизданнуе П.И. Юргенсоном нотные произведения уются большим спросом у муз^ык^нтов и музыкальной общественности современ-й России.

Ключевые слова: из,

графия, духовно-музыкальны педагогическая литература.

ьское дело, музыкальная культура, композиторы, ното-роизведения, музыковедческие работы, музыкально-

Введение

Обоснование темы. Как известно, русская культура, в частности музыкальная, является составной, важной частью российской культуры, в том числе нотоиздательское дело, во главе которого в XIX - начале XX в. стоял известнейший в Российской империи и за рубежом издатель и просветитель нотной литературы П.И. Юргенсон. Он был тесно связан со многими круп-

ными как российскими, так и зарубежными композиторами и исполнителями. В настоящее время его биография и деятельность изучены крайне недостаточно, несмотря на тот факт, что до настоящего времени его имя не сходит с титульных листов многих музыкальных изданий как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Все это является основанием для исследования основн ^вяк уникальной деятельности П.И. Юргенсона как крупнейшего нотРизгал^и распространителя музыкальной литературы в период второйаоловы XIX - начала ХХ в.

Обзор литературы. В настоящее время ской роли П. И. Юргенсона в нотоиздател интересовать как музыкантов, композитор исследователей многих социально-гу рес представляют исторические предЬосы,

тельности П.И. Юргенсона [1], е особенности распространения

Цель и задачи. В стать торическую роль П.И. Юркенсо рой половине XIX - начале следующие задачи: выявить и исследовать основные ции издателем вышеназванной цели.

изучения историче-еятельности продолжает нителей, так и научных наук. Значительный инте-начала нотоиздательской дея-с П.И. Чайковским [2], а также о-музыкальных произведений

ется выявить и проанализироваь ис-в нотоиздательской деятельности в вто-В соответствии с этойЦе ставлены

реализа-

Исследование проблем

оссийской империи второй полов тельство и торговля нотами получил

стью исторической панора тивно сказался на качестве поли ^ма^Москвы и Петербурга. лоев общества на нотную чества издателей и ком заслуга крупнейших ру на, Гутхейля, Бесселя,

-начала XX вв. нотоизда-азвитие и являлись состав-скальной жизни. Этот факт пози-го производства в лучших фир-етворении возрастающего спроса разных , укреплению творческого сотрудни-активизации этого принципа большая оиздателей этого периода - П. И. Юргенсо-ва, Кусевицкого и др., которые проявили себя

умелыми предпринимателями, талантливыми представителями современной русской музыкальной культуры. В результате руководимые ими издательства стали постепенно выполнять функции музыкально-творческих общественных и даже научных центров. Уникальность этих центров состояла также и в том, что они объединяли, помимо композиторов, граверов, живописцев, литераторов и других творческих личностей.

В этой связи необходимо отметить, что издатели нотной продукции принимали активное участие в обсуждении актуальных вопросов музыкального искусства, выступали с глубокими статьями на страницах периодической печати и т.д. Среди этой знаменитой плеяды выделялся П.И. Юргенсон,

глава самого крупного и динамично развивающегося нотоиздательства второй половины XIX - начала XX в. Впоследствии оно было признано одним из лучших среди аналогичных издательств такого рода [4]. И это было неслучайно. Профессионал высокого класса П.И. Юргенсон постоянно совершенствовал деятельность издательства с учетом потребности и интересов русского музыкального сообщества.

Юргенсон был одним из немногих издателей, кто учитывалсвою печатную продукцию в специальных книгах, ставших основой^гоя&талогов. В них была наиболее полно отражена персональная и тематинаИ&я (жанровая) но-тография, содержался перечень опубликованных^ди\отовящихся к изданию, например, духовно-музыкальных сочинений. В частности, каталог той же духовной музыки входил в общий издательский каталог фирмы или печатался отдельно, как каталог духовно-музыкальных сочинений.

В этой связи необходимо отметить, что одновременно П. И. Юргенсон опубликовал крупные нотные каталопик(С^10ёие général de musique de tous

^музыке разных стран. Подобщ^Всеоб-1» Юргенсон составил и с 1894^Т. впервые

духовно-музыкальных с 1е издания, опубликов

ко-

ак фирмой

льствами, ое практиче-2 названия со-другими издатель-риоритете издатель-ем его нотные каталоги ней информационной базой

les pays), которые были посвя щему каталогу музыки все: начал издавать «Всеобщий^катал' тором были представлены

П.И. Юргенсона, так и другими известными российс. что имело для российских композиторов и исполните ское значение. С частности, в каталоге 1911 быложказа: чинении, из которых 2382 выпущены их фирмойж340 ствами 12Чк.ЭГог|фикт красноречиво свидете, ской деятельности П. И. Юргенсона и сынове в отличиеот других были снабжены раз^о' издания, авторов, исполнителей и т. д.

результате благодаря кропотливой научно-издательской и организаторской деятельности П.И. Юргенсон^здал сочинения около 140 компози-ров, среди которых были: дрдГоиерей Д. Аллеманов, А. Аренский, А. Архангельский, М. Балакирев, Д^^ортнянский, А. Варламов, протоиерей М. Виноградов, М. Глиик§1^^речанинов, А.П. Есаулов, В.А. Жданов, протоиерей В. Зиновьев, М. ИЛполитов-Иванов, Вас. Калинников, А. Кастальский, Н. Компанейский, протоиерей М. Лисицын, Л. Малашкин, протоиерей В. Металлов, А. Никольский, В. Орлов, М. Остроглазов, В. Ребиков, С. Рахманинов, А. Рождественский, Ю. Сахновский, Н. Толстяков, протоиерей П. Турчанинов, П. Чайковский, Н. Черепнин, А. Чесноков, П. Чесноков, К. Шведов и др. Многие сочинения этих авторов вошли в золотой фонд музыкальной культуры мира.

Необходимо также отметить, что по инициативе П.И. Юргенсона произошла кардинальная эволюция взглядов издателей на историческую ценность автографов известнейших в настоящее время русских композиторов, что свидетельствует о том, что издательства становятся своеобразными хра-

нилищами уникальных нотных рукописей, имеющих мировое значение. Кроме этого музыкальный репертуар, изданный П. И. Юргенсоном, был довольно обширным. Как показывает наш анализ, основное внимание уделялось отечественным композиторам, затем следовали издания известных опер западноевропейских композиторов и камерно-вокальные сочинения с переводами на

я Л. Бет-Юрген-кие и музыко-льно-педагоги-

русский язык, а также любимые публикой фортепианные ховена, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Э. Грига. Одновр сон издавал оригинальные русские и переводные т ведческие работы, учебники, методические пособия ческую литературу.

Изучая уникальную нотоиздательскую^еятельность П.И. Юргенсона, нельзя хотя бы кратко не назвать основные вриичго биографии. Петр Иванович родился 5 июля 1836 г. в Реведе^го^родители были выходцами из поселка Кяйна на острове Хийумаа. Модест Ильич Чайковский - брат Петра Ильича, - писал о Юргенсоне, чтртот^восщ...] в очень бедной семье. Учился на гроши в местном городск^м^иилище. Детские годы его, благодаря окружающей обстановке, былл^чень тяжелы.

В 1850 г. мать отправила 14-шетнего мальчика в Петербург, "пелпокровительство старшего брата,^ывШего в то время старшимЛвиказчиком в музыкальной торговле М. Бернарда. В Петербурге мальчик был помещен для изучения ремесленной профессии. Дойдя до степени мастера, он бросил это занятие, получав^^855 г. предложение места приказчиков музыкальной торговле Ф. Стелловского. Петр Иванович очень быстро освоился с этим новым деломи"%1з три года] перешел в мубыкальнуто торговлю Битнера. [Спустя несколько месяцев Юргенсон] получил уже предложение места управляющего нотным отделом фирмы братьев Шильбах, в Москве. [Через а фирма] прекратила свое существование. Оставшись без места [...],

его денежных средствах шаг, а имен-шальной фирмы» [5]. а П.И. Юргенсона датируется 10 авгу-Большой Дмитровки и Столешникова магазин П. Юргенсона. С этого дня Петр

ванович решился на смел на открытие своей собст Начало деятельности из ста 1861 г., когда в Мос^в переулка открылся муз

Иванович Юргенсон посвятил всю свою жизнь делу музыкального издательства, находясь во главе его в течение 42 лет.

История создания фирмы, ее деятельность и расцвет неразрывно связаны с Москвой и с плеядой замечательных русских композиторов того времени - П. Чайковским, Н. Рубинштейном, С. Танеевым, С. Рахманиновым, М. Балакиревым и Н. Римским-Корсаковым. О масштабах работы фирмы П.И. Юргенсона говорят сохранившиеся каталоги и прейскуранты, а также существующая в наши дни «Нотница» издателя.

Репертуар нотных изданий фирмы поражает своим разнообразием. Во-первых, П.И. Юргенсон с первых дней своей деятельности максимально уделял внимание сочинениям отечественных композиторов начиная с XVIII в.

^зыки (танцев, гм бессмертных на всю неприбыль-^ний начинающих рус-

Что не менее важно, он стал первым в России, кто издал полные собрания фортепианных сочинений Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, оперы Р. Вагнера. Одновременно первым осуществил издание учебной литературы, «дешевых» изданий для широкой публики. В этой связи М.И^,Чайковский отмечал, что «.он умел примирить эгоистическую тенденциС^аживы с искренним желанием послужить и делу распространения хорошей, настоящей музыки в России.

Несмотря на всю прибыльность, он отказался от^ цыганских песен и проч.) и явился первым русским образцов классического немецкого искусства. Несм ность, он также первый принялся за издание произвед ских композиторов.» [6].

Кроме этого, нотоиздатель понимал*ИГо необходима публикация новых отраслей музыкальных изданий, в частности духовной музыки. В результате эта уникальная задача была им уДпеШно решена: с 1874 по 1918 г. вышло в свет около 2500 духовно-музышлвнь1х произведений 167 авторов^Ц^. Юр-генсон понимал, чем в ист0рй^мировой музыкальной культуры является русская духовная музыка. Этим объясняется его интерес к изданиюкдухЮвно-музыкальных произведенийЦи^менно поэтому он писал^-^айковскому: «.Я не могу дойти до того, чтобы думать, будто лучш^^есл^фартнянского забудут или чтобЛо вещи стали библиографической^редкщтью. Покуда Россия так бедна духовной музыкальной литературою, мне сдается, не следует пренебрегать и Бортнянским, и за мною остается тслугж конечно, не спасе-5тя бы исторически интересного^узыкального деятеля» [7]. ое внимание духовной музыке, он старался заполнить про-юм'нотоиздании. При этом^му^пищлось столкнуться с больши-стями, прежде всего с засильем монополии Придворной певческой капеллы на издание духовно-музык!льных^Ьочинений. Первое столкновение ..с ней произошло в 1879 г. в авязи с выходом в свет «Литургии св. Иоанна латоуста» П. Чайковского. Цй^^оренсон, получив согласие цензора, проверившего по существующему в то время положению только канонический текст, намеренно не стал^врвЩаться за разрешением на издание «Литургии» в дирекцию Придворной певческой капеллы. Известно, что в то время директор капеллы имел единоличное право на печать и исполнение в церквях церковно-певческие сочинения.

Исторически это право появилось в 1814 г., когда согласно Высочайшему указу Александра I директор капеллы Д. Бортнянский одновременно назначался и цензором духовной музыки. Указ гласил: «Все, что ни поется в церквах по нотам, должно быть печатанное и состоять или из собственных сочинений Директора Придворного хора, действительного статского советника Бортнянского, или других известных сочинителей, но сих последних сочинения непременно должны быть печатаны с одобрения г. Бортнянско-го.» [8]. С этого времени Д. Бортнянский получил монополию на публика-

цию церковных нот. После его смерти в 1825 г. Придворная певческая капелла еще продолжительное время распоряжалась монополией на издание духовно-музыкальных сочинений, тем более что данный указ Александра I отвечал содержанию ряда документов Священного Синода, принятых в раз-ны годы. Основным положением в них являлось следующее: «Д.^б^игде в православных церквах не вводить новых духовных сочинени^бе^предвари-тельного одобрения оных директором Придворной певческой^ипелрь1.» [9].

В 1879 г. П.И. Юргенсон добился снятия с Придворной п1ънеской капеллы привилегии на печатание духовно-музыкальной литературы и права русским композиторам свободно сочинять и издавать авоиЬсоизведения. в 1881 г. было опубликовано полное собрание духовно-музыкальных сочинений Д. Борт-нянского в 10 томах, редактором которого являлся П. Чайковский, а позднее -и духовно-музыкальные сочинения других русских композиторов. При этом П.И. Юргенсон стал главным издате^м русской духовной музыки. В 1887 г. в издательстве был создан специальный комитет по отбору церковнопевче-ских сочинений. В 1896 г. его Издательство стало комиссионером^ридвор-ной певческой капеллы и получило право на распространение ее изданий.

Возвращаясь к «делуМ о «Литургии» П.И. Чайковского скажем' что Н.И. Бахметев, бывший в тоЦремя директором капеллы, ^^над^ нарушении закона со стороны П.И. Юргенсона, приказал изъять^!. продажи «Литургию». Одновременно с этим Н.И. Бахметев обратился с письмом к тогдашнему обер-прокурдЦруСинода и министру народного просвещения Д.А. Толстому, в котором резко критиковал музыку композитора, считая, что она недопустима к исполнению в храме, так как «все без исключения входящие в Литургию песнопения не молитвенно-церковного напева». Начавшееся в сенате судебное разбирательство (адвокатомЬ^И^. Юргенсона был Д.В. Ста-Лв^^цкончилось в пользу издателя^ котврому были возмещены все понесенные убытки. Более того, было вынесено принципиально новое решение о свободном издании духовно-музыкальных сочинений, создаваемых русски-композиторами. Директора Придворной капеллы, таким образом, лишались самовольно присвоенного права цензурировать духовную музыку [10].

Являясь профессиональнвм издателем, с одной стороны, и реализатором своей продукции - с другой, П. И. Юргенсон постоянно совершенствовал издательское дело по поднятию качества нотных произведений, возможности ее реализации с учетом финансовых возможностей основных слоев русского общества.

Выводы

Таким образом, П. И. Юргенсон стал первым и единственным русским издателем, который регулярно и в большом количестве издавал православную духовную музыку, как старую, так и новую. И в этом смысле он явился родоначальником нотоиздательства русской музыкальной культуры.

После смерти П.И. Юргенсона в декабре 1903 г. во главе фирмы встал его старший сын, который продолжил его дело вплоть до 1918 г. В ноябре того же года, за месяц до выхода известного Декрета о национализации нотных магазинов, складов, нотопечатен и нотоиздательств, комитет фирмы при участии Б. П. Юргенсона постановил передать издательство (с нотопечатня-ми) и торговлю Советской власти. В декабре 1918 г. на базе издательства при содействии братьев Бориса и Григория ЮргенсонРв был^рганизован издательский подотдел Музыкального отдела Наркомвросащоторый явился предшественником современного издательства «Музыка»^В 2004 г. издательство П.И. Юргенсона получило вторую жизнь^_прюдолжило выполнять свою культурологическую миссию.

ПРИМЕ,

[1]

[2]

[3]

Белов С.В. Музыкальное издател библиотека, 1998; Лотош Е.С. щества. Первые годы деят^ серватория», 2012.

Прибегина Г.А. Петр ИльЧ^Чайковский. М., 1986; Переписка^ П.И. Юргенсона; Стасов ЯЯ^исьма к деятелям русско М., 1962. Т. 2. М., 1967; ИРЛИ РО Дело П.И. Чайковского Н.И. Бахметьевым: 1879-1881. Оп. 4. Д. 386; Чт П.И. ЮргеиCgнаM^ м 1. 1877-1883. М., 2011. ш Смоленский С. О «Литургии» ор. 41 соч. Чайковсково (из 1иг< ш) // Русская музыкальная газ^1ак190^|№' 42 'тоиздательством П. Юргенсона. узыральяое издательство П. Юргенсона_в Мос: Чайковский М.П. Жизнь Петра Иль

97. С. 197-198. Там же. С. 198-199.

Ыковский П.И. Перепискал_П.И^Юргенсоном. Т. 1: 1877-1883. М., 2011. С. 218. Ковалев К.П. Бортнянский. 184.

Левашев Е.М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских комшжЕорЯ^т Глинки до Рахманинова. 1825-1917: исторический очерк, нотография, оиблиография. М., 1994. С. 10. [10] Рукописный отдел Института русской литературы. Дело П.И. Чайковского, П.И. Юргенсона с Н.И. Бахметьевым. 1879-1881. Оп. 4. Д. 386.

.И.^Юргенсона. Российская Национальная овское отделение Русского музыкального об-чно-издательский центр «Московская кон-

айковского и ы: в 2 т. Т. 1. ргенсона с Г.И. Переписка с

ературно-юридичес-

42-43; Балакирев М.А.

1861-1911. М., 1911. ого. В 3-х т. Т. 1.: (1840-1877).

REFERENCES

[1] Belov S.V. Muzykal'noe izdatel'stvo P.I. Jurgensona [Music publishing PI Jurgenson]. Moscow, 1998; Lotosh E.S. Moskovskoe otdelenie Russkogo muzykal'nogo obshhestva. Pervye gody dejatel'nosti [The Moscow branch of the Russian Musical Society. The first years of activity]. Moscow, 2012.

[2] Pribegina G.A. Petr Il'ich Chajkovskij [Pyotr Ilyich Tchaikovsky]. Moscow, 1986; Perepiska P.I. Chajkovskogo i P.I. Jurgensona; Stasov V.V. Pis'ma k dejateljam russkoj

[3]

kul'tury: v 2 t. T. 1. M., 1962. T. 2. M., 1967; IRLI RO Delo P.I. Chajkovskogo, P.I Jurgensona s N.I. Bahmet'evym. 1879-1881. Op. 4. D. 386; Chajkovskij P.I. Perepiska s P.I. Jurgensonom [Correspondence with PI Yurgenson]. Moscow, 2011, vol. 1: 1877-1883.

Smolenskij S. O «Liturgii» op. 41 soch. Chajkovskogo (iz literaturnUBjuridicheskih

vospominanij) [On the "Liturgy» op. 41 Op. Tchaikovsky].

gazeta [Russian music paper]. 1903, no. 42-43; Balakirev Mj izdatel'stvom P. Jurgensona [Correspondence with the music Moscow, 1958.

Muzykal'noe izdatel'stvo P. Jurgensona v Moskve: 1861-19 genson in Moscow: 1861-1911]. Moscow, 1911.

[4]

[5] Chajkovskij M.P. Zhizn' Petra Il'icha Chajkovskogfi [

l'naja ska s noto-Jurgenson].

publisher P. Jur-

[6]

[7]

[8] [9]

tr Ilyich Tchaikovsky].

Moscow, 1997, vol. 1: (1840-1877), pp. 197-19 Ibid, pp. 198-199.

Chajkovskij P.I. Perepiska s P. I. Jurgensc Kovalev K.P. Bortnjanskij [Bortnyanskyir Mosc^w,T998, p. 184. Levashev E.M. Tradicionnye zhany Jkavoslavnogo pevcheskogo iskusstva v tvor-chestve russkih kompozitorov ot^Glinki^i^ahmaninova. 1825-1917: istoricheskij ocherk, notografija, bibliografua [Traditional genres of Orthodox art ofjjflPng in the works of Russian composais from Glinka to Rachmaninoff. 1825-1917: a historical sketch, notografiya, bibliogl|phy]. Moscow, 1994, p. 10.

[10] Rukopisnyj otdel Instituta rul^kii№teratury. Delo P.I. ChajkovskiLo,^.l Ju N.I. Bahmet'evym. 1879-1881, op. 4, d. 386.

historic

of p.i. jurgenson inmu id half of xixth - early xxth

N.V. Lo

ensona s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

publishing inturies

Departmer Peoples' Friendships Miklukho-MaklayCStrt 10-

History iversity of Russia Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the peculiarities of publishing activity of P.I. Jurgenson in the second half of the XIXth -wrly XXth centuries, who was the outstanding representative of the Russian musical culture. He created a musical publishing house, which became the major musical, creative and scientific center which brought together composers, famous singers, writers, artists and other representatives of the Russian pre-revolutionary elite.

The article highlights the fact that for years in his publishing house P.I. Jurgenson published nearly 140 works by famous authors, including Tchaikovsky, Arensky, Balakirev, Glinka, Rachmaninoff, Beethoven, Mendelssohn, Chopin, Rimsky-Korsakov and others. The author emphasizes the fact that the musical works published by P.I. Jurgenson are in great demand among contemporary musicians and music community of modern Russia.

Key words: publishing, music culture, composers, spiritual music, musicological works, musical and pedagogical literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.