Научная статья на тему 'Студенческий педагогический отряд как организационно-педагогическая система: генезис, функции'

Студенческий педагогический отряд как организационно-педагогическая система: генезис, функции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1110
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД / STUDENT PEDAGOGICAL DETACHMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Людмила Николаевна, Козарезенко Ксения Алексеевна

В статье представлена хронология развития студенческих педагогических отрядов, выделены основные компоненты СПО как педагогической системы. Студенческий педагогический отряд рассмотрен как организационно-педагогическая система, предоставляющая своим участникам уникальную возможность получить практический опыт педагогической работы с детьми, а также сформировать необходимые во взрослой жизни качества, овладеть коммуникативными умениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student pedagogical order as the organizational-pedagogical system: genesis, functions

The article presents the chronology of the development of student pedagogical teams, highlights the main components of the act as a pedagogical system. The student pedagogical team is considered as the organizational and pedagogical system providing the participants with a unique opportunity to receive practical experience of pedagogical work with children, and also to form qualities necessary in adult life, to master communicative abilities.

Текст научной работы на тему «Студенческий педагогический отряд как организационно-педагогическая система: генезис, функции»

9. Шулекина Ю.А. Специфика декодирования парадигматических кодов языка при недоразвитии речи в младшем школьном возрасте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А .И. Герцена. 2008. № 51. С. 329-333.

Педагогика

УДК: 372. 8

кандидат культурологии, доцент Кондратьева Людмила Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); магистрант направления подготовки 51.04.03

Социально-культурная деятельность Козарезенко Ксения Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА: ГЕНЕЗИС, ФУНКЦИИ

Аннотация. В статье представлена хронология развития студенческих педагогических отрядов, выделены основные компоненты СПО как педагогической системы. Студенческий педагогический отряд рассмотрен как организационно-педагогическая система, предоставляющая своим участникам уникальную возможность получить практический опыт педагогической работы с детьми, а также сформировать необходимые во взрослой жизни качества, овладеть коммуникативными умениями.

Ключевые слова: студенческий педагогический отряд, образовательно-воспитательный процесс, организационно-педагогическая система.

Annotation. The article presents the chronology of the development of student pedagogical teams, highlights the main components of the act as a pedagogical system. The student pedagogical team is considered as the organizational and pedagogical system providing the participants with a unique opportunity to receive practical experience of pedagogical work with children, and also to form qualities necessary in adult life, to master communicative abilities.

Keywords: student pedagogical detachment, educational process, organizational and pedagogical system.

Введение. В настоящее время студенческие педагогические отряды являются самым популярным направлением МООО «Российские Студенческие Отряды». Ежегодно в работе педагогических отрядов принимают участие более 65 тысяч ребят из 72 субъектов Российской Федерации.

Современные студенческие педагогические отряды составляют основной кадровый потенциал страны в сфере детского отдыха и оздоровления. Сохраняя традиции, бойцы педагогических отрядов, как и в прежние времена, работают в загородных лагерях и детских центрах вожатыми, организуют акции в поддержку социально незащищённых слоёв населения, участвуют в масштабных мероприятиях, акциях государственного значения.

Студенческие педагогические отряды, помимо обеспечения вторичной занятости студентов, позволяют приобрести дополнительные профессиональные навыки, дают возможность будущему педагогу пройти практическую школу, подготовить учащуюся и студенческую молодежь к вступлению в социально-экономические отношения на рынке труда.

Деятельность студенческих педагогических отрядов рассматривается в работах таких авторов как: А.З. Иогалевич, Р.В. Соколов, А.Г. Фомина, теоретические и методологические разработки в области деятельности студенческих педагогических отрядов были принадлежат таким авторам как: Р.А. Литвак,

A.Н. Чиж, Р.М. Ситько.

Изложение основного материала статьи. На рубеже XX-XXI в. студенческие педагогические отряды стали играть немаловажную роль в организации детского отдыха в каникулярный период. Студенческий педагогический отряд представляет собой добровольное объединение молодых людей, обучающихся в средне специальных и высших учебных заведениях. Отряды формируются на некоммерческой основе, являются самоуправляемой единицей, объединяющей студентов с целью развития индивидуальных навыков в педагогической деятельности для улучшения качества детского отдыха.

История возникновения студенческих отрядов связана с государственными и общественными преобразованиями на рубеже Х1Х - ХХ веков, которые повлекли за собой бурный всплеск социальной активности молодежи. Развитие индустриализации, особое внимание к образованию дало толчок к новым подходам воспитания: человека самостоятельного, инициативного, творчески развитого.

П.П. Блонский писал: «Человек» - существо общественное, деятельность человека - деятельность общественная, именно к этой деятельности мы должны подготовить ребенка» [3, с. 129]. О необходимости социального воспитания, социальной активности молодого поколения пишут Л.Н. Толстой,

B.В. Зеньковский. В процессе социального воспитания особое место следует уделить самоуправлению, творческой самодеятельности, а также общественным молодежным объединениям. Самоуправление побуждает молодежь к самостоятельным решениям в особых ситуациях, ответственности за принятые решения, к творческому саморазвитию и общественному долгу. Новые идеи в процессе воспитания поддерживаются обществом и на этой волне организовываются первые социально активные отряды. Так, в университетах России появляются инициативные студенты, которые становятся инициаторами создания общеобразовательных школ и вечерних курсов. Со стороны правящей элиты появились негативные отзывы в сторону активной молодежи, так как устоявшиеся правила поведения и воспитания могли нарушить «бунтующие активисты».

Отсутствие государственного заказа, а также неясная обстановка в педагогических вузах затруднила процесс становления самостоятельных студенческо-педагогических организаций в плоть до 1917 года.

1918 год характерен приходом к власти большевиков, которые в свою очередь были обеспокоены развитием социальной активности молодежи, становлением самостоятельной личности с четким устоем коллективной морали. Постановление Наркомпросса от 18 июля 1918 года расширяло права самодеятельных

студенческих организаций с добровольным вступлением в них. В 20-30 гг. XX в. происходит формирование социального государственного заказа по формированию социально активной молодежи, узаконивается деятельность студенческих отрядов. Основными функциями студенческих отрядов становятся: студенческо-политическая, социальная, творческая, реализующиеся в ключе коммунистического устоя.

В 30-50 гг. XX в. студенческие отряды теряют свою самодеятельность, идет превращение из самостоятельной организации в централизованный комсомол. Студенческие объединения регламентируются распоряжениями партийных органов. Такой подход к работе студенческих отрядов негативно сказывается на взращивании социально активной самостоятельной личности.

Постановление ЦК ВЛКСМ от 13 июля 1948 года гласило: «Считать необходимым создание научно-студенческих обществ и кружков во всех педагогических институтах». С 1950 года происходит взлет студенческих отрядов. Создаются студенческие конференции, педагогические слеты, фестивали. Разрабатываются программы и учебники по подготовке и организации работы в студенческих отрядах. Студенческий отряд берет на себя работу с трудными подростками, что в дальнейшем становится традицией всех педагогических отрядов.

В соответствии с постановлением III Пленума ЦК ВЛКСМ от 26 - 27 декабря 1967 года «...студенты должны выступать организаторами технического творчества, культурно-массовой, спортивной, туристской, краеведческой работы в школах, воспитателями пионеров и подростков, инициаторами работы по месту жительства» [6, с. 246]. Так по всей стране были созданы кружки и клубы по месту жительства, целью которых была воспитательная работа с детьми и трудными подростками. Студенты организовывали вечера, встречи, творческие выступления.

В 1971 году появляется первый студенческо-педагогический отряд (СПО). Основной целью педагогического отряда было добровольное вступление для достижения общих педагогических целей, воспитание детей и подростков в идейно-политической направленности, воспитание нравственности и трудолюбия. Студенческие педагогические отряды стали основателями проведения игры «Зарница», норм ГТО, организаторами творческих мероприятий, объединений по интересам с дебатами. Педагогические отряды стали основой педагогической системы. СПО проявляли свою деятельность в школах, детских домах, внешкольных кружках и секциях, а также в детских оздоровительных лагерях. Координаторами отрядов были учителя школ, преподаватели педагогических вузов, администрация районов.

К середине 80-х г. XX в. возможность развития педагогических отрядов, как фактора повышения социальной активности студентов, тормозится из-за кризиса командно-административной системы.

С начала 1990-х г. В студенческих педагогических отрядах происходит уход от унификации, единых методов и форм работы отрядов. Отказ от опыта, приобретенного в комсомольский период, объясняется незаинтересованностью государственной власти в СПО.

С принятием в 1995 году Закона РФ «Об общественных объединениях» и в 1996 году Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ситуация значительно меняется, делая работу СПО легитимной. Деятельность новых педагогических отрядов меняется, она базируется не на формировании личности, а на ее становлении. К 2000 году на территории России уже действовало большое количество студенческих педагогических отрядов, и была предпринята попытка объединения СПО. В ноябре 2000 года в Москве представителями 15 регионов России было подписано соглашение о создании межрегиональной общественной организации «Межрегиональное содружество педагогических отрядов -ассоциации педагогических отрядов» [10, с. 37].

В 2007 году происходит процесс объединения студенческих педагогических отрядов, оформление официального статуса - Молодежное общероссийское общественное движение «Российский студенческий отряд» (СПО РСО).

Студенческий педагогический отряд сегодня - это добровольное общественное объединение молодежи, целью которого является оказание социально-педагогической помощи и организации досуга и отдыха детей. СПО действует на основании Конституции РФ, Закон РФ «Об общественных объединениях», Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений», конвенции «О правах ребенка».

Современный студенческий педагогический отряд с полной уверенностью можно рассматривать как организационную педагогическую систему. Педагогическая система - это взаимосвязь воспитания, образования, методы и методики форм учебного пространства между субъектами и объектами воспитательно-образовательной плоскости. Педагогическая система - это группа людей объединенных общей педагогической целью, задачей которых является образование и воспитание личности. Задачи могут быть выполнены с помощью методологического комплекса образовательно-воспитательной системы, которые направлены на достижение поставленных целей работы с детьми.

Авторские педагогические системы были разработаны такими педагогами как А. Макаренко, К. Ушинский, Л. Толстой, В. Сухомлинский. Это педагоги классики, которые в своих работах рассматривали воспитание и образование дошкольников и школьников.

Педагогическая система представляет собой четыре взаимосвязанных компонента: объект и предмет образовательно-воспитательной плоскости, методологическая база и средства, с помощью которых реализуется педагогический процесс. Профессор, доктор педагогических наук В.П. Симонов в своих работах выделяет девять составляющих педагогической системы: цели, те, кто осуществляет педагогический процесс, тот, кто управляет, ученики, сама деятельность образования, педагогические приемы и методы, направления обучения и воспитания, их способы и результат проделанной работы.

Педагогические системы включают в себя ряд принципов: логичность и последовательность в процессе обучения, обоснование и управление, гуманное и демократическое воспитание, гласность и открытость, получение доступной информации. Образование в наши дни - это диалог между учителем и учеником, соблюдение демократичности в обучении и воспитании.

Педагогическая система занимает определенное положение: государственная, региональная, локальная и педагогическая система конкретного учреждения. Педагогические системы создаются в дошкольных организациях, школах, лицеях, учреждениях культуры, в дополнительном образовании.

Организационная педагогическая система реализуется не только в дошкольном и школьном образовании, но и в студенческих педагогических отрядах.

Учеными выявлены различия между СПО и группой студентов сформированных временно, для выполнения производственной и учебной практики:

1. В СПО студент вступает добровольно и самостоятельно определяет степень участия в работе отряда.

2. СПО - это более сплоченная группа объединенная осуществлением общей педагогической цели.

3. СПО - это механизм самоорганизации, самоуправление на основе демократии и гласности.

В результате данных отличий СПО от учебно-производственных групп можно сделать вывод определения СПО - добровольное, некоммерческое, самоуправляемое формирование студентов, имеющий устав, участники объединены общей педагогической целью по осуществлению воспитательно-образовательной программы, досуга и отдыха детей.

СПО как педагогическая система характеризуется несколькими компонентами:

1) главная цель и задачи существования отряда. Основной целью педагогической системы является образование и воспитание личности. Педагогическая система по своему происхождению создана искусственно, человеком, им же она и осуществляется. Цель их существования - реализация педагогической идеи.

В студенческих педагогических отрядах существует три уровня целей:

1) цель организации - развитие и социальная активность педагогов в общественной деятельности;

2) цель деятельности самой организации - осуществление образовательно-воспитательной работы с детьми в каникулярный период времени;

3) цель студентов состоящих в данной организации - практика педагогической деятельности, повышение квалификации, улучшение мастерства, самореализация;

4) деятельность, реализующаяся в педагогической системе. Для участников педагогического отряда такой деятельностью является осуществление образовательно-воспитательной работы с детьми. Данная деятельность должна быть творческой и личностно значимой для каждого участника педагогического отряда;

5) субъект деятельности. Субъектами деятельности являются организаторы СПО и люди имеющее отношение к ним, студенты - члены педагогического отряда, дети и взрослые, вовлеченные в педагогическую деятельность СПО;

6) отношения в педагогической системе СПО. Отношения участников обозначены одной общей педагогической целью, являются отношениями единомышленников;

7) среда педагогической системы СПО. Средой педагогической системы СПО являются ВУЗы, образовательные учреждения, культурные учреждения, управление по делам молодежи, администрация того места, в котором реализуется СПО;

8) управление с целью интеграции и развития педагогической системы СПО. Управление можно разделить на два взаимосвязанных уровня: внешнее - вышестоящие органы управления СПО: Министерство образования, управление по делам молодежи, Администрация города, Администрация учебного заведения в котором реализуется деятельность СПО; внутреннее - руководители отряда и члены отряда.

Выводы. В.А. Караковски, Л.И Новикова, Н.Л. Селиванова выделяют: «Главное условие успешности образовательно-воспитательного процесса - его системный характер» [1]. Этим характеризуется педагогическая система - эффективный и правильный путь воспитания личности.

Педагогическая система в СПО реализует взаимосвязь компонентов, интеграцию процессов, где в свою очередь цели реализуются деятельностью, а сама деятельность порождает гуманистическое отношение.

Итак, студенческий педагогический отряд как педагогическая система представляет собой социально-активное психолого-педагогическое саморегулируемое образование, в котором воспитательно-образовательная деятельность, осуществляется членами студенческого педагогического отряда. В нее включены как дети, так и взрослые, а также взаимоотношения между ними в процессе педагогической деятельности, окружающая среда СПО и взаимодействие между руководителями и членами СПО, а так же самоуправление и самоорганизация.

Литература:

1. Адушинова, А.Г. Общественно-педагогическая деятельность в процессе становления будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук / А.Г. Адушинова. - Ярославль, 1972. - 284 с.

2. Астапенко, Г.П. Свободное время студентов как критерий активности // Проблемы активности студентов / Г.П. Астапенко. - Ростов, 1975. - С. 122-132.

3. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 695 с.

4. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / под ред. Н.Л. Селивановой, Л. И. Новиковой, Е. И. Соколовой. - Калуга:, 2000. - 145 с.

5. Ермолич, С.Я. Организационные аспекты деятельности студенческих педагогических отрядов -Минск: Изд. центр БГУ, 2010. - 278 с.

6. Комсомол и высшая школа: документы и материалы съездов, конференций ЦК ВЛКСМ по работе вузовского комсомола (1918 - 1968). - М.: Молодая гвардия, 1968. - 271 с.

7. Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен. Материалы научно-практической конференции «Воспитательный процесс как составная часть деятельности общественных молодежных организаций»: сборник выступлений. - М., 2005. - 105 с. 104.

8. Морозов, Н.И. Становление и развитие организационных форм молодежного движения в России (1917-1922 гг.): автореф. ... канд. ист. наук / Н.И. Морозов. - Пермь, 1994. - 20 с.

9. Харланова, Е.М. Развитие социальной активности студентов педвуза в деятельности студенческого педагогического отряда. - Челябинск, 2002. - 234 с.

10. Шаламова, Л. Московский студенческий педагогический отряд: единство практической и образовательной деятельности / Л. Шаламова, А.Ю. Ховрин // Нар. образование.- 2004. - № 3. - С. 68 -75.

Педагогика

УДК 37. 011

доктор педагогических наук Крылова Ольга Николаевна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук Даутова Ольга Борисовна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

СМЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ КАК ОСНОВАНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА В ОБЛАСТИ СОВЕРМЕННОЙ ДИДАКТИКИ

Аннотация. В статье поставлен вопрос о смене парадигмы в образовании как основании обновления понятийно-терминологического аппарата в области дидактики. Парадигма проанализирована по содержательному наполнению компонентного состава. Показана тенденция движения терминов.

Ключевые слова: дидактика, парадигма, традиционная парадигма, современная парадигма, термин, категория, движение терминов.

Annotation. In article the question of paradigm change in education as the basis of updating of a conceptual terms framework in the field of didactics is raised. The paradigm is analysed on substantial filling of component structure. The tendency of the movement of terms is shown.

Keywords: didactics, paradigm, traditional paradigm, modern paradigm, term, category, movement of terms.

Введение. Проблема данного исследования состоит в необходимости систематизации педагогической терминологии, анализе существующих понятий и терминов с точки зрения развития гуманистической парадигмы образования, которая пришла на смену традиционной авторитарной модели. На сегодняшний день исследованы терминосистемы, как фиксация определенного этапа развития научного знания, однако не выявлены новые концептуальные структуры и форматы знаний как направления и основные тенденции развития педагогического научного знания в области дидактики.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является представление результатов анализа образовательной парадигмы по содержательному наполнению ее компонентного состава, выявление тенденции «движения» терминов педагогической науки и предложение в качестве основания для обновления понятийно-терминологического аппарата в области современной дидактики - смену образовательных парадигм.

Изложение основного материала статьи. Изменение традиционной парадигмы на современную можно зафиксировать практически по всем элементам: ценностям, общественному эталону, целям, принципам, содержанию, среде, формам, методам, технологиям, средствам, результатам (ряд ученых называет ее гуманистической, ряд гуманитарной).

Традиционную парадигму представляют источники (монографии, научные статьи, учебные пособия, словари) 80-х - середины 90-х годов, современную - начиная с середины 90-х годов по настоящее время.

По мнению Димухаметова Р.С., традиционная парадигма в Советском Союзе получила большое распространение и твердо закрепилась до конца XX века, однако дидактика как отрасль педагогики в меньшей степени была подвержена идеологии, чем другие педагогические отрасли и развивалась позитивно. Уже в 60-70-ые годы XX века гуманистическая парадигма стала получать распространение, а системно-деятельностный подход и система развивающего обучения на уровне теории и отдельных практик кардинально меняли образовательный процесс, обеспечивая активность, самостоятельность и субъектность учащегося. В научной литературе прочно закрепился субъект-субъектный подход. 80-ые годы XX прошли под девизом педагогики сотрудничества, вызвав многочисленные публикации, посвященные гуманизации отношений, распространению категории «взаимодействие», педагогическая поддержка и др. [4].

Приведем цитату В.И.Загвязинского, - «...серьезное изменение целей образовательной системы, переход от «знаниецентрической» организации, определяющей ведущими целями и результатами обучения знания, умения и навыки ученика, к гуманистической личностно-центрированной ориентации, к развитию и самореализации сущностных сил, способностей, дарований человека как главной цели образования (В.В.Сериков, Н.Я.Якиманская, Н.А.Алексеев и др.). Такая переориентация, смена приоритетов, вовсе не означает отказа от традиционных ценностей, от популярного девиза «Знание—сила». Система знаний и способов деятельности, качество знаний (полнота, глубина, систематичность, гибкость, осознанность, действенность) остаются основанием, несущей конструкцией образовательного процесса. Ведь, по меткому выражению К. Д. Ушинского, «пустая голова не мыслит». Речь только о том, что сами по себе знания еще не являются конечной целью и результатом обучения или самообразования» [17, с. 10].

«.О соотношении социальной и личностной ориентации образования — все это актуальные воспитательные цели, включенные в образовательный процесс. Личностная ориентация нисколько не вытесняет социальной направленности образования, формирования стремления служить обществу и государству, чувства долга, коллективизма. Она лишь требует, чтобы человек включался в социальные процессы как развивающаяся, социально устойчивая и одновременно мобильная, свободная и в то же время ответственная, творческая личность. Поэтому общую ориентацию современного образования можно определить как личностно-социальную, или социально-личностную (это зависит от расстановки акцентов), что в итоге совпадает с классической традицией (А. Дистервег, И. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Д. И. Писарев и др.). В последнем случае можно с самыми серьезными намерениями пошутить, что в образовании, как и при сотворении мира, вначале было СЛОВО, которое может расшифровываться как социально-личностно ориентированное воспитание и обучение» [17, с. 10].

В настоящее время происходит прежде всего серьезное изменение представлений о целях и конечных продуктах образования. Они гуманизируются и понимаются не просто как качество знаний или умений находить и использовать информацию, а выступают как критерий для выявления уровня развития личности, реализации и самореализации личностного потенциала, готовности к преодолению трудностей, творчеству, к выполнению роли субъекта деятельности и общения. Обучение и воспитание должны обеспечить общее и профессиональное развитие, необходимую для самореализации и продуктивного труда компетентность. Свободная, развитая, конкурентоспособная личность, востребованная обществом и государством, призвана активно участвовать в труде, общественной жизни — таков социальный заказ, который должно выполнить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.