УДК 378.19
Дворникова Ирина Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара», din4mail.ru, Арзамас
СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СУБЪЕКТ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА*
Аннотация. В статье раскрывается сущность проблемы студенческого коллектива как субъекта личностно-профессионального воспитания будущего специалиста. На основе анализа психолого-педагогических аспектов проблемы автор обосновывает необходимость создания инновационной системы управления развитием личности будущего специалиста с учетом специфики осваиваемой профессии, вузовского этапа профессиональной подготовки и социально-психологических характеристик самих студентов и преподавателей.
Ключевые слова: студенческий коллектив как субъект личностно- профессионального воспитания, инновационная система управления развитием личности будущего специалиста, вузовский этап профессиональной подготовки, совместная деятельность.
Dvornikova Irina Nikolaevna
PhD in Psychology, assistant professor of General and Pedagogic Psychology department, A.P. Gaidar teachers’ training institute, din4mail.ru, Arzamas
STUDENT TEAM AS A SUBJECT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL EDUCATION OF A FUTURE SPECIALIST
Abstract. The article reveals the essence of the problem of student team as a subject of personality and professional education of a future specialist. Based on the analysis of psychological and pedagogical aspects the author substantiates the need for creation of innovative control system development of a future specialist taking into account the specifics of the mastered profession of high school stage of professional training and socio-psychological characteristics of students and teachers.
Keywords: student team as a subject of personal professional education, innovative control system development of the future of an individual professional, high school stage of training, joint activity.
Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева [6, с. 225], является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, “пиковых” результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой,
выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта Анализ реальной ситуации развития студенчества в современности показывает, что часть юношей и девушек зачастую отличает низкая учебная и профессиональная мотивация, слабо развитые коммуникативные навыки, отсутствие «умения учиться», т.е. не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.
* В статье использованы материалы исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования», проект № 11-06-00593а.
Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Задача студенческой группы - не поиск усредненного варианта включения учащихся в новые виды деятельности, а создание условий для совместной деятельности.
Г.М. Андреева и А.В. Петровский [6], сформулировали наиболее общий объяснительный принцип деятельности в социальной психологии: конкретные социальнопсихологические феномены (и, прежде всего, групповые) могут быть понятны и объяснены исходя из анализа содержания деятельности, которую выполняет личность или группа.
Одним из наиболее крупных направлений исследований является разработка теоретических представлений Б.Ф. Ломова [3], о психологии совместной деятельности как проблеме и объекте психологического исследования. Б. Ф. Ломов рассматривает проблему соотношения индивидуальной и совместной деятельности: «индивидуальная деятельность не существует сама по себе, а «вплетена» в деятельность общества». К.А. Абульхановой-Славской, А.И. Донцовым, А. Л. Журавлевым, А. С. Чернышовым и др. [2], разрабатывалось важнейшее понятие «коллективного субъекта деятельности» (или, в другой формулировке, - «субъекта совместной деятельности») и тем самым подчеркивалась не пассивная, а активная сущность коллектива по отношению к выполняемой им совместной деятельности. Благодаря теоретическим и экспериментальным исследованиям В.В.Рубцова [7, с. 138] произошло также принципиальное развитие традиционно изучавшейся проблемы совместной учебной деятельности. Суть заключается в переходе к рассмотрению проблем образования, основанного на разработ-
ке системы развивающихся взаимодействий и разных направлений сотрудничества. Была предложена новая парадигма обучения, включающая главнейшим своим компонентом организацию групповой работы. Более интенсивное психическое развитие ребенка достигается при этом с помощью преобразования самих способов его взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Совместная жизнедеятельность людей как более сложное по сравнению с индивидуальной жизнью системное образование, эффективное функционирование которого в изменяющихся условиях возможно только при соответствующей перестройке индивидуальной психики, приводит к возникновению и развитию качественно новых психических процессов. Представление о совместном формировании людьми отвлеченных понятий посредством знаков в процессе коллективной деятельности людей, а также использование знака в качестве средства управления поведением другого человека в той же совместной деятельности стало основой для создания психологической теории, объясняющей возникновение высших форм психической активности индивида из общественных форм жизни.
Психологическое средство в культурноисторической теории Л. С. Выготского [5, с. 147] - это искусственное образование, социальное по своей природе и направленное на овладение процессами поведения - чужого или своего подобно тому, как техника направлена на овладение процессами природы. Л. С. Выготский писал в 1930 году, что человек создавал не только орудия труда, с помощью которых он подчинял своей власти силы природы. Он создал стимулы, побуждающие и регулирующие его собственное поведение, подчиняющие собственные силы своей власти. Именно это делает человека свободным. По Л.С. Выготскому, свобода характерна для человека культуры, развитие свободы действия находится в прямой функциональной зависимости от употребления знаков. В исследованиях Л.С. Выготского и его последователей в качестве психологических орудий используются язык, различные формы нумерации, мнемотехнические приспособления, произведения искусства, схемы, диаграммы, карты, чертежи, всевозможные условные знаки. По нашему мне-
нию, ритуалы также можно считать одним из видов психологических орудий, поскольку они, выполняя функцию опосредования, играют важную роль в межличностных отношениях, подобную знакам и техническим средствам в процессе формирования ВПФ.
Ритуалы - это понятие, введенное в психологию развития Э. Эриксоном [3, с. 153]. Согласно его теории, ритуалы - это повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия. Ритуалы
- это формализованные, стереотипизиро-ванные, индивидуализированные формы взаимодействия между людьми, их значение не выступает в качестве объекта рефлексии участников взаимодействия. Подлинные ритуалы играют особую роль в идентификации личности с коллективом. Они способствуют сплочению группы.
В педагогической системе А. С. Макаренко [4, с. 46] ритуалам и традициям отводится особая роль в идентификации личности с коллективом и его сплочении. В качестве примера можно назвать ритуал приема в колонию, сопровождающийся торжественным сжиганием лохмотьев вновь прибывших; выдача форменной одежды; неукоснительное соблюдение почести знамени; специальная терминология и др. Так, на практике, намного опередившей теорию, было показано, что подлинные ритуалы способствуют нормативному регулированию функционирования группы, координируют поведение каждого для достижения общей цели.
Таким образом, личность в юношеском возрасте получает развитие в системе обширной, многоплановой, социально признаваемой и социально одобряемой совместной деятельности, в ходе которого решаются возрастные задачи, формируются профессионально важные качества специалиста и, в целом, происходит становление субъектности личности. В связи с этим, что очевидно, что решение проблемы управления качеством подготовки специалистов в современных условиях развития высшего образования должно быть системным. Исследования последних лет показывают необходимость создания инновационной системы управления развитием личности будущего специалиста с учетом специфики осваиваемой профессии, вузовского этапа профессиональной подготовки и социально-психологических харак-
теристик самих студентов и преподавателей. В такой системе, как отмечает Т.Т. Щели-на, освоение образовательного стандарта по специальности, организация практики, научно-исследовательской работы студентов должны быть органично взаимосвязаны и реализованы сквозь призму социальнопрофессионального и личностного развития будущих специалистов, а также необходимой и возможной индивидуальной помощи им [8].
Особое внимание автор уделяет созданию условий для формирования и развития профессионально важных личностных качеств будущего специалиста. Такими условиями являются:
• формирование у студентов в процессе изучения базовых дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки гуманистических установок по отношению к различным субъектам социальных систем себе самим как самосознательным субъектам собственного развития;
• обеспечение субъектной позиции студентов в овладении практическим опытом социально-профессионального взаимодействия посредством преимущественного использования активных групповых методов в обучении и жизнедеятельности на основе личностного подхода в воспитании и обучении;
• организация усвоения позитивного социального опыта в жизнедеятельности студенческих групп на основе специфики осваиваемой профессии посредством организации быта учебного заведения, интенсивной, содержательной жизнедеятельности с учетом предыдущего, актуального и последующего возрастных периодов, взаимодействия и обучения ему с использованием соответствующих технологий;
• реализация индивидуальной помощи студентам, направленной на развитие их личностной и профессиональной рефлексии, эмпатии, способности к децентрации, диалогу и взаимодействию, выработку адаптивных способов психологической защиты на основе индивидуально-групповой децен-трации [9].
Данные теоретические позиции легли в основу осуществления работы по психологопедагогическому обеспечению развития студенческого коллектива как субъекта раз-
вития и воспитания личности специалиста на психолого-педагогическом факультете Арзамасского государственного педагогического института им. А.П.Гайдара. Формирование студенческого коллектива начинается практически до начала обучения на 1 курсе. Традицией факультета стало проведение собрания родителей первокурсников, целью которого является не просто информирование родителей о графиках учебного процесса, особенностях занятий, прохождения практики и т.п., а их вовлечение в процесс адаптации студента к условиям обучения в вузе и именно на психолого-педагогическом факультете АГПИ. Вторым важным шагом на пути формирования студенческого коллектива является проведение адаптивного лагеря для первокурсников, задачами которого являются первичное знакомство студентов друг с другом, прежде всего, через установление эмоциональных отношений, формирование актива группы как основы будущей формальной структуры и формальных отношений в студенческой группе, основанных на правах и обязанностях. Эти процессы можно считать основой формирования будущей совместной деятельности группы. Второй этап формирования студенческого коллектива продолжается практически весь первый год обучения, который сопровождается процессами адаптации студентов к вузу, факультету, профессии и др.
Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. Для оптимизации этого процесс на психолого-педагогическом факультете выстроена система работы с первокурсниками, в которую включены следующие структуры: куратор группы, студенческий актив старших курсов, психолого-педагогическая служба факультета, совет кураторов, деканат. Деятельность этих структур направлена на все три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:
1) адаптацию формальную, касающуюся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;
2) общественную адаптацию, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) дидактическую адаптацию, касающуюся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Работа с первокурсниками показывает, что они не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки. Еще в школе формируется своего рода «психология тройки», стремление «учиться не уча». Этот настрой переходит и в вузы. Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т.д. Успешное решение этой проблемы связано и с работой психологической службы факультета.
Серьезной задачей куратора и деканата является такая организация жизнедеятельности студенческой группы, при которой студенты оказывают друг другу помощь в учебных делах, проведении групповых и факультетских мероприятий. Одним из первых важных ритуалов факультета и группы является «День первокурсника», подготовка и проведение которого, с одной стороны, диагностирует уровень сложившихся в первые недели формальных и неформальных отношений в группе, и с другой, показывает пути дальнейшего развития группы. Другой важной формой жизнедеятельности каждой группы на факультете является подготовка и проведение первой межсессионной аттестации студентов, которая позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь, формировать группы поддержки более слабым студентам, диагностировать проблемы адаптации в целом.
В целом, проблема взаимодействия личности и общества активно разрабатывалась философами, психологами и социологами, по крайней мере, с конца XIX. Однако до сих пор актуальнейшей задачей педагогов и психологов является поиск такой социально заданной формы жизнедеятельности юношества, которая обеспечивает каждому возможность стать реальным субъектом социальной жизни, культуры, а значит, субъектом собственного развития. В современных условиях развития образования необходимо создание инновационной системы управления развитием личности будущего специалиста с учетом специфики осваиваемой профессии, вузовского этапа профессиональной подготовки и социально-психологических характеристик самих студентов и преподавателей. Определенный опыт создания такой системы получен.
Библиографический список
1. Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.
2. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 640 с.
3. Ломов Б. Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими. - М.: Знание, 1972. - С.211 - 240.
4. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. - М.: АПН РСФСР, 1951. - Т. 5. - С. 9-102.
5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.
6. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
7. Рубцов В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С.49-59.
8. Щелина Т. Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов: монография. - М.: МГПУ, 2006. - 385 с.
9. Щелина Т. Т. Проблема профессионального самоопределения и личностного готовности будущих педагогов-психологов и социальных педагогов к обучению в вузе. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.
- 2009. - Вып.4 (3). - С.6-11.