Научная статья на тему 'Студенческий фестиваль социальной рекламы как ресурс медиаобразования Российской молодежи'

Студенческий фестиваль социальной рекламы как ресурс медиаобразования Российской молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
532
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ежова Елена Николаевна

Исследование посвящено анализу современного состояния и перспектив развития студенческих конкурсов социальной рекламы и их ресурсного потенциала в развитии медиаобразования российской молодежи. Рассматривается специфика социального рекламирования в современной России и за рубежом; определяются подходы к исследованию аудитории конкурсов социальной рекламы; выявляются особенности разработки концепции, стратегии студенческих конкурсов социальной рекламы; определяются технологии их реализации и продвижения; выявляются критерии эффективности. Устанавливается, что реализация проектов, посвященных разработке и созданию социальной рекламы, направленной на привлечение внимания творческой молодёжи к наиболее острым, актуальным общественным проблемам, является действенным ресурсом повышения медиаграмотности молодежи через предоставление ей творческой методической площадки для разработки и реализации медийных проектов и поиска новых нестандартных решений в сфере массовых коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческий фестиваль социальной рекламы как ресурс медиаобразования Российской молодежи»

УДК 316.77; 070 Б01: 10.24411/2070-0695-2019-10404

Е. И. Ежова

Северо-Кавказский федералъныйуниверситет, Ставрополь

СТУДЕНЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ СОЦИАЛЬНОЙРЕКЛАМЫ КАКРЕСУРСМЕДИАОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙМОЛОДЕЖИ

Исследование посвящено анализу современного состояния и перспектив развития студенческих конкурсов социальной рекламы и их ресурсного потенциала в развитии медиаобразования российской молодежи. Рассматривается специфика социального рекламирования в современной России и за рубежом; определяются подходы к исследованию аудитории конкурсов социальной рекламы; выявляются особенности разработки концепции, стратегии студенческих конкурсов социальной рекламы; определяются технологии их реализации и продвижения; выявляются критерии эффективности. Устанавливается, что реализация проектов, посвященных разработке и созданию социальной рекламы, направленной на привлечение внимания творческой молодёжи к наиболее острым, актуальным общественным проблемам, является действенным ресурсом повышения медиаграмотности молодежи через предоставление ей творческой методической площадки для разработки и реализации медийных проектов и поиска новых нестандартныхрешений в сфере массовых коммуникаций.

Ключевые слова: медиаобразование, медиатехнологии, студенческий фестиваль социальной рекламы.

В условиях глобализации и стремительного развития инфокоммуникационных технологий в обществе остро ощущается потребность в медиаобразовании, направленном на облегчение процесса адаптации человека к новым технологическим и социальным реалиям современной медиасреды. Важнейшими задачами современного российского медиаобразования сегодня становятся, на наш взгляд, следующие задачи: 1) освоение новейших цифровых технологий и их органичное внедрение в социально-производственную и бытовую сферы жизнедеятельности человека; 2) расширение доступа к различным источникам информационного поля и выработка умений и навыков в интерпретации, анализе и критическом осмыслении информации; 3) повышение вовлеченности граждан в общественно-политические и социально-экономические процессы гражданского общества, заинтересованности в развитии свободы выражения мнений, плюрализма средств массовой информации, диалога и терпимости; 4) развитие творческих способностей личности и возможностей самореализации и самовыражения посредством создания собственного медиапродукта для различных каналов [25].

Важнейшим ресурсом решения этих задач становятся сегодня молодежные фестивали и конкурсы социальной рекламы, целеполагание которых основывается на стимулировании молодых талантливых рекламистов к поиску новых идей в решении социально значимых проблем общества. Под конкурсом социальной рекламы чаще всего подразумевают массовые социокультурные мероприятия, на которых осуществляется представление работ участников по заданным тематикам, связанным с актуализацией уже признанных в обществе и поиском новых социальных проблем.

Конкурсы социальной рекламы могут быть систематизированы по различным основаниям. По регулярности проведения различают регулярные (чаще всего - ежегодные) конкурсы и разовые. По статусу мероприятия конкурсы социальной рекламы бывают муниципальные, региональные, федеральные, международные. По организационному типу конкурсы социальной рекламы подразделяются на государственные (в качестве учредителей выступают органы государственной власти, местного самоуправления и пр.); коммерческие (в качестве учредителей выступают коммерческие организации); некоммерческие (в качестве учредителей выступают общественные некоммерческие организации, благотворительные фонды и пр.).

Считается, что идея о проведении фестивалей рекламного искусства родилась во время проведения Каннского кинофестиваля, основанного в 1954 году. Группа рекламистов, которая занималась продажей рекламного времени между киносеансами, решила, что их деятельность

тоже должна быть отмечена, поскольку рекламная индустрия во многом не уступает киноиндустрии. Сегодня Международный фестиваль рекламы «Каннские Львы» (Cannes Lions International Advertising Festival) является популярнейшим мероприятием в сфере маркетинга и рекламы, которое собирает около десяти тысяч специалистов в сфере рекламного бизнеса. Во время фестиваля проводится презентация лучших работ всего мира в таких номинациях, как наружная реклама, кино- и телереклама, медиа-решения и интерактивная реклама.

Особого внимания заслуживают зарубежные рекламные фестивали Clio Awards (проводится с 1959 года В Майами) и Epica Awards (проводится с 1987 года в разных европейских странах). В России наибольшей популярностью пользуется «Ночь пожирателей рекламы» - многочасовой ночной шоу-показ лучших рекламных роликов, снятых в разное время в разных странах, в том числе в качестве произведений искусства. Созданный Жаном Мари Бурсико в 1981 году проект был подхвачен в России в 1995 году и с тех пор стал площадкой, в рамках которой зрители в разных городах России имеют возможность познакомиться с лучшими идеями в области рекламного творчества. В рамках всех этих фестивалей рекламы значимое место занимают обучающие площадки для «молодых креаторов», где проводятся конкурсы и мастер-классы от ведущих специалистов рекламных агентств.

Большое количество конкурсов и фестивалей рекламы непосредственно направлено на молодежную среду и предполагает возрастные ограничения конкурсантов. Среди таких российских конкурсов наиболее значимыми стали Международный студенческий фестиваль рекламы «Созвездие Юлы» (проводится с 1999 года Московским гуманитарным университетом); Ежегодный межвузовский студенческий фестиваль креативной рекламы «Галерея рекламы / GRfest» (проводится с 2001 года Донским государственным техническим университетом); Всероссийский ежегодный конкурс социальной рекламы «Новый взгляд» (проводится с 2009 года Межрегиональным общественным фондом «Мир молодежи»); Международный фестиваль социальной рекламы и коммуникаций LIME (проводится с 2010 года факультетом коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, Комитетом общественных связей и молодежной политики города Москвы и AHO «Лаборатория социальной рекламы»); Всероссийский конкурс государственной и социальной рекламы «Импульс» (проводится с 2015 года Международной медиагруппой «Россия сегодня» при учредительстве органов государственного и муниципального управления РФ) и др.

Целевая установка повышения медиаграмотности молодежи полиэтничного региона Северного Кавказа и других территорий России легла в основу разработанной нами концепции проекта -Всероссийского студенческого фестиваля социальной рекламы «Время решать». Реализуемый с 2014 года в Северо-Кавказском федеральном университете фестиваль стал, с одной стороны, эффективным средством привлечения внимания молодых людей к актуальным проблемам современного общества, с другой стороны, действенным ресурсом повышения медиаграмотности молодежи через предоставление ей творческой площадки для разработки и реализации массмедийных проектов и поиска новых нестандартных решений в сфере медиатехнологий.

В современном мире социально ориентированная рекламная деятельность, направленная на решение значимых противоречий общества, несет очень важную социально-преобразующую функцию [24. С. 15]. В основу коммуникативной стратегии фестиваля социальной рекламы была положена идея формирования инновационной практико-ориентированной научно-образовательной площадки для творческой студенческой молодежи, деятельность которой была бы направлена как на внутреннюю среду, так и внешнюю среду [3. С. 231]. Работа во внутренней среде включала три этапа: 1) научный этап - проведение социологического исследования, связанного с выявлением социальных проблем современного общества, которые представляются наиболее актуальными для молодежи и требуют, с их точки зрения, преодоления и разрешения; 2) образовательный этап - проведение для студентов серии консультативных семинаров и мастер-классов (в том числе и в дистанционном режиме) специалистами различных государственных и общественных организаций, деятельность которых связана с регулированием выявленных в результате опроса социальных сфер жизнедеятельности человека; 3) практический этап - разработка участниками фестиваля концепции социальной рекламы по избранной проблеме, выбор стратегии и тактик рекламирования, а также их воплощение в поликодовом медийно-рекламном тексте (визуально-вербальном, вербально-акустическом, визуально-вербально-акустическом, мультимодальном). Работа с внешней средой предполагала

создание условий для интеграции коммуникационных ресурсов образовательных учреждений, государственных структур (министерств, ведомств, организаций), средств массовой информации, бизнеса и политики, заинтересованных в продвижении тех или иных социально значимых идей в современном медийном пространстве. Представители внешней среды были привлечены к организации фестиваля в качестве экспертов-консультантов, членов жюри, спонсоров, информационных партнеров.

Фестиваль в определенной степени призван способствовать удовлетворению потребностей государственных институтов и общественных организаций в производстве доступной по цене качественной рекламной продукции. Согласно закону «О рекламе», распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы [19], однако, как показывают исследования, сегодня социальная реклама занимает менее 1 % эфирного времени и еще меньше рекламных площадей печатных изданий, что обусловлено не только высокой стоимостью производства социальной рекламы, но и часто отсутствием заинтересованности рекламораспространителей в продвижении социальных идей. Хотя, как показывает практика, именно социальные проекты становятся сегодня наиболее эффективным инструментом повышения репутационного капитала компании, организации и пр.

Целью проекта стало создание инновационной практико-ориентированной научно-образовательной площадки для повышения медиаграмотности иразвития гражданской активности студенческой молодежи через привлечение её внимания к острым социальным проблемам общества и активизации совместных усилий по их разрешению посредством разработки социальных проектов. Реализация проекта позволила создать условия для обмена опытом между студентами российских вузов, активизировать поиск новых нестандартных технологий и решений в области социальной рекламы, повысить роль социальной и государственной рекламы в воспитании молодежи; создать условия для формирования у участников важнейших культурных и общепрофессиональных компетенций в сфере межкультурного взаимодействия и согласия, укрепления базовых нравственных ценностей, пропаганды экологического мышления, популяризации здорового образа жизни и пр.

Методология разработки проекта опиралась на институционально-дискурсивный метод, который в данных условиях был направлен на разработку проекта в рамках институционального статусно-ориентированного медийно-рекламного дискурса, а также деятельностный подход, который был направлен на рассмотрение работы по созданию поликодового рекламного текста как деятельности, предполагающей воздействие на адресата с целью изменения моделей его поведения.

В основу концепции проекта были положены идеи современной теории медиаобразования, которое было признано ЮНЕСКО приоритетным направлением педагогики XXI столетия и стало предметом внимания ученых разных областей знаний. Значимыми для разработки теоретико-методологической основой концепции студенческого фестиваля социальной рекламы стали общетеоретические исследования в области медиаобразования А. В. Федорова [20], И. В. Челышевой [23]; исследования в области культурологических аспектов медиаобразования Г. В. Михалевой [11], Н. Ф. Хилько [22]; в области психологии медиаобразования Р. В. Сального [17], К. К. Бакулевой [1]; в области вузовской педагогики Ю. А. Ворохоб [2], И. В. Григорьевой [5], Н. А. Параниной [15]; в области медиатехнологий И. Г. Елинер [7], М. В. Кузьминой [9], К. А. Подлесного [16] и др.

Значимыми для разработки и реализации проекта стали исследования в области социальной рекламы таких ученых, как О. Ю. Голуб [4], Р. В. Дыкин [6], П. А. Кузнецов [8], Б. Р Мандель [10], Е. В. Степанов [18] и др. Особое внимание привлекли работы в области организации фестивалей рекламы Г. Г. Николайшвили [13], М. С. Новиковой [14], О. А. Феофанова [21] и др. В статье А. А. Морозовой, Е. Ю. Немчиновой «Реклама в социальных сетях: основные формы и способы продвижения» исследуются медиаобразовательные ресурсы рекламного творчества [12].

Реализация проекта. Для участия в фестивале было предложено пять номинаций: 1) видеореклама; 2) аудиореклама; 3) печатная реклама, рекламный плакат; 4) мультимедийная реклама; 5) инсталляция.

Кроме того, участникам был предложен набор тем социального рекламирования, которые были выявлены как наиболее актуальные в результате проведенного социологического исследования. Формулировки тем были уточнены экспертами в соответствующих сферах деятельности:

1) защита живой и неживой экосистемы (растительного и животного мира, естественной природной среды) в эпоху современной индустриализации;

2) здоровье нации как основа формирования сильного государства; борьба с вредными привычками; здоровый образ жизни как основа здоровья и успешности современного человека;

3) преодоление демографического кризиса в России; социально-демографические проблемы репродуктивного здоровья населения; стимулирование рождаемости и поддержка семей с детьми;

4) социальные практики по формированию «мира равных возможностей»; забота о ветеранах, людях пожилого возраста и инвалидах, создание для них комфортной среды и возможностей для самореализации; формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;

5) формирование норм поведения в микро- и макросоциуме и социальная защищенность различных слоев общества; гармонизация семейных отношений; профилактика подростковой преступности;

6) гармонизация межэтнических отношений в полиэтничном социуме; воспитание патриотизма, гражданственности и культуры межнационального общения;

7) формирование активной гражданской позиции молодежи, привлечение молодых людей в политику; волонтерство как форма проявления гражданской ответственности государства, общества и бизнеса;

8) формирование внешнего и внутреннего имиджа государства; сохранение материального и духовного культурного наследия, транслирующего культурный код России; развитие историко-культурного туризма;

9) формирование медиаграмотности современного общества; медиаграмотность как фактор сохранения информационного здоровья и противостояния манипуляции и фейковой информации в условиях информационных войн;

10) защита персональных данных в условиях глобальной цифровизации и медиатизации; защита детской аудитории от медианасилия;

11) поддержка предпринимательства в России; создание максимально благоприятных условий для эффективного функционирования малого бизнеса;

12) продвижение приоритетных направлений деятельности конкретных государственных институтов (развитие государственной безопасности, формирование правовой и финансовой грамотности, противодействие коррупции, исполнение гражданских обязанностей, формирование культуры безопасности жизнедеятельности и др.).

Результаты проекта. Важнейшим результатом деятельности фестиваля стало привлечение творческой молодёжи к решению социально значимых проблем через предоставление ей творческой методической площадки для осуществления различных форм медиакоммуникации и поиска новых нестандартных решений в сфере медиатехнологий.

Работа над созданием социальной рекламы позволила каждому участнику опробовать свои возможности в роли конвергентного специалиста, способного работать на разных медийных платформах. По сути, начинающие рекламисты создавали рекламные медиатексты в различных жанрах, используя ресурсы всех знаковых систем (вербальной, визуальной, акустической) в зависимости от канала и формата распространения на различных мультимедийных платформах -печатных, вещательных, онлайновых, мобильных. Им приходилось совмещать в себе функции арт-директора, копирайтера, визуализатора, фотографа, веб-дизайнера, оператора, монтажера, редактора и др.

Выводы:

1) в условиях цифровизации и медиатизации современного общества остро ощущается потребность в медиаобразовании, направленном на облегчение процесса адаптации человека к новым технологическим и социальным реалиям современной медиасреды;

2) эффективной практикой в сфере медиаобразования молодежи являются студенческие конкурсы социальной рекламы, которые выполняют задачи привлечения внимания общества к наиболее острым социальным проблемам и одновременно повышения медиаграмотности студенческой молодежи;

3) создание в рамках конкурсов системно работающей творческой среды способствует возникновению креативных идей в решении актуальных проблем современного общества, а

также позволяет участникам обсудить их в медийном сообществе, что, несомненно, способствует продвижению лучших социальных практик.

Выражаем благодарность спонсорам и партнерам фестиваля, оказывающим весомую помощь в методической разработке проекта и его реализации: Ассоциации преподавателей по связям с общественностью (АПСО), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СКФО, Управлению молодежной политики аппарата Правительства Ставропольского края, Ставропольской городской общественной организации «Союз Молодежи Ставрополья», Союзу журналистов Ставрополья, ГТРК «Ставрополье», ИД «Комсомольская правда» на Северном Кавказе, ООО «М-Кавказ», редакции газеты «Ставропольский репортер», ООО «Регион Медиа Групп», Коммуникационному агентству «Гранат».

Список литературы

1. Бакулева К. К. Психологические аспекты изучения политической медиакомпетентности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 3. С. 121-127.

2. Ворохоб Ю. А. Формирование перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2014. 176 с.

3. Гавра Д. П. Категория стратегической коммуникации: современное состояние и базовые характеристики // Век информации. 2015. № 3 (4). С.231.

4. Голуб О. Ю. Социальная реклама: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. 180 с.

5. Григорьева И. В. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования медиакомпетентности будущего педагога // Crede Experto. 2014. № 2. URL: http:// ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2014/05/grigoryeva.pdf (дата обращения: 30.05.2019).

6. Дыкин Р В. Социальная реклама в системе массовой коммуникации : учебное пособие. Воронеж : Факультет журналистики ВГУ, 2009. 156 с.

7. Елинер И. Г. Современная мультимедийная система и проблемы ее оптимизации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1. С. 27-31.

8. Кузнецов П. А. Социальная реклама. Теория и практика : учебное пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 175 с.

9. Кузьмина М. В. Формирование медиакультуры учащихся в процессе создания ими образовательных видеоматериалов : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2014. 295 с.

10. Мандель Б. Р. Социальная реклама : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2016. 302 с.

11. Михалева Г. В. Культурологическая теория медиаобразования в британском варианте // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 1 (19). С. 88-92.

12. Морозова А. А., Немчинова Е. Ю. Реклама в социальных сетях: основные формы и способы продвижения // Ценностные ориентиры современной журналистики : сборник научных статей. Пенза : Изд-во ПГУ, 2017. С. 147-153.

13. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама: Теория и практика : учебное пособие для студентов вузов. М. : АспектПресс, 2008. 191 с:

14. Новикова М. С. Российский событийный маркетинг. Тенденции и перспектива // Лаборатория рекламы и PR. 2007. № 5 (60). С. 32-36.

15. Паранина Н. А. Медиаобразование как средство развития медиакультуры студентов // Педагогическое образование и наука. 2014. №1.С. 80-83.

16. Подлесный К. А. Педагогический потенциал аудиовизуальных медиатекстов фантастического жанра//Инновации в образовании. 2014. № 3. С. 151-161.

17. Сальный Р В. Медиавосприятие как философская и психологическая проблема // Медиаобразование. 2014.№З.С. 24-37.

18. Степанов Е. В. Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция. М. : Вест-Консалтинг, 2006. 120 с.

19. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе». URL : http://ivo.garant.ru/#/ document/12145525/paragraph/108:0 (датаобращения: 30.05.2019).

20. Федоров А. В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов : монография. М. : МОО «Информация для всех», 2012. 182 с.

21. Феофанов О. А. Реклама. Новые технологии в России : учебное пособие. СПб. : Питер, 2000. 384 с.

22. Хилько Н. Ф. Социально-культурное воздействие экранной информации как механизм аудиовизуального творчества//Искусство и образование. 2014. № 2. С. 117-125.

23. Челышева И. В. Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960-2011). Таганрог : Изд-во Таганрогского института имени А. П. Чехова, 2014. 220 с.

24. Ezhova Е. N., Zamozhnykh Е. A. Communication strategies for social advertising // Proceedings of the 2018 IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop (2018 ComSDS). St. Petersburg, IEEE, 2018, pp. 15-18.

25. Fedorov A. V. Media Literacy Education. Moscow, ICO "information for all". 2015. 577 p.

STUDENTS SOCIAL ADVERTISING FESTIVAL AS A MEDIA EDUCATION RESOURCE

OF RUSSIAN YOUTH

EzhovaE. N., North-CaucasusFederal University, Stavropol, ezhova.elenal@gmail.com

The research is devoted to the analysis of the current state, trends and prospectsfor the development of student contests for social advertising and their resource potential in the development of media education for Russian youth. The specificity of social advertising in modern Russia and abroad is considered; determined approaches to the study of the audience of social advertising contests;features of the development of the concept and strategy of student contests of social advertising are identified; the technologies for their implementation and promotion are determined; criteria for effectiveness are identified. It is established that the implementation of projects dedicated to the development and creation of social advertising aimed at attracting the attention of creative young people to the most acute, topical social problems is an effective resource for increasing the media literacy of young people by providing them with a creative methodological platform for developing and implementing media projects and finding new non-standard solutions in thefield ofmass communications.

Keywords: media education, mediatechnologies, student festival of social advertising.

References

1. Bakuleva, К. K. (2014). Psikhologicheskiye aspekty izucheniya politicheskoy mediakompetentnosti [Psychological Aspects of the Study of Political Media Competence]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12: Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika [Vestnik of St. Petersburg University. Series 12: Psychology. Sociology. Pedagogy], № 3, pp. 121-127.

2. Vorokhob, YU. A. (2014). Formirovaniye pertseptivnoy kul'tury studentov vuza sredstvami vizual'nogo iskusstva : dis. ... kand. ped. nauk [The Formation of the Perceptual Culture of University Students by Means of Visual Art: dis. ... cand. ofped. sciences]. Moscow, 176 p.

3. Gavra, D. P. (2015). Kategoriya strategicheskoy kommunikatsii: sovremennoye sostoyaniye i bazovyye kharakteristiki [Category of Strategic Communication: Current Status and Basic Characteristics]. Vekinformatsii [Information Age], № 3 (4), p.231.

4. Golub, O. YU. (2013). Sotsial'naya reklama : uchebnoye posobiye [Social Advertising : textbook], Moscow, Publishing and Trading Corporation "Dashkov & Co.", 180 p.

5. Grigor'yeva, I. V. (2014). Informatsionno-obrazovatel'noye prostranstvo vuza kak faktor formirovaniya mediakompetentnosti budushchego pedagoga [Information and Educational Space of the University as a Factor in the Formation of Media Competence of the Future Teacher], Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovaniye, yazyk [Crede Experto: transport, society, education, language],

№ 2, available at: http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2014/05/grigoryeva.pdf (accessed: 30/05/2019).

6. Dykin, R. V. (2009). Sotsial'naya reklama v sisteme massovoy kommunikatsii : uchebnoye posobiye [Social Advertising in the Mass Communication System : study guide]. Voronezh, Faculty of Journalism, VSU, 156p.

7. Yeliner, I. G. (2014). Sovremennaya mul'timediynaya sistema i problemy yeye optimizatsii [Modern Multimedia System and Problems of its Optimization], Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Saint Petersburg State University of Culture and Arts], № l,pp. 27-31.

8. Kuznetsov, P. A. (2010). Sotsial'naya reklama. Teoriya ipraktika : uchebnoye posobiye [Social Advertisement. Theory and Practice : textbook], Moscow, UNITY-DANA, 175p.

9. Kuz'mina, M. V. (2014). Formirovaniye mediakul'tury uchashchikhsya vprotsesse sozdaniya imi obrazovatel'nykh videomaterialov : dis. ... kand. ped. nauk [The Formation of Media Culture of Students in the Process of Creating Educational Video Materials : dis. ... cand. of ped. sciences]. Moscow, 295 p.

10. Mandel', B. R. (2016). Sotsial'naya reklama : uchebnoye posobiye [Social Advertising : textbook], Moscow, INFRA-M, 302p.

11. Mikhaleva, G. V. (2014). Kul'turologicheskaya teoriya mediaobrazovaniya v britanskom variante [The Culturological Theory of Media Education in the British Version], Problemy sovremennoy naukilobrazovaniya [Problems ofModern Science and Education], № 1 (19),pp. 88-92.

12. Morozova, A. A. & Nemchinova, Ye. YU. (2017). Tsennostnyye oriyentiry sovremennoy zhurnalistiki : sbornik nauchnykh statey [Value Orientations of Modern Journalism : collection of scientific articles]. Reklama v sotsial'nykh setyakh: osnovnyye formy I sposoby prodvizheniya [Advertising on Social Networks: the Main Forms and Methods of Promotion], Penza, Publishing House ofPSU, pp. 147-153.

13. Nikolayshvili, G. G. (2008). Sotsial'naya reklama: Teoriya i praktika : uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov [Social Advertising: Theory and Practice : textbook for university students]. Moscow, Aspect Press, 191 p.

14. Novikova M. S. (2007). Rossiyskiy sobytiynyy marketing. Tendentsii i perspektiva [Russian Event Marketing. Trends and Perspective]. Laboratoriya reklamy i PR [Laboratory of Advertising and PR], № 5 (60). pp. 32-36.

15. Paranina, N. A. (2014). Mediaobrazovaniye kak sredstvo razvitiya mediakul'tury studentov [Media Education as a Means of Developing Students' Media Culture]. Pedagogicheskoye obrazovaniye Inauka [Pedagogical Education and Science], № 1, pp. 80-83.

16. Podlesnyy, K. A. (2014). Pedagogicheskiy potentsial audiovizual'nykh mediatekstov fantasticheskogo zhanra [Pedagogical Potential of the Audiovisual Media Texts of the Fantastic Genre]. Innovatsii v obrazovanii [Innovation in Education], № 3, pp. 151-161.

17. Sal'nyy, R. V. (2014). Mediavospriyatiye kak filosofskaya i psikhologicheskaya problema [Media Perception as a Philosophical and Psychological Problem], Mediaobrazovaniye [Media Education], №3,pp. 24-37.

18. Stepanov, Ye. V. (2006/ Sotsial'naya reklama v Rossii: genezis, zhanry, evolyutsiya [Social Advertising in Russia: Genesis, Genres, Evolution], Moscow, West Consulting, 120 p.

19. Federal'nyy zakon ot 13 marta 2006. № 38-FZ «O reklame» [Federal Law of March 13, 2006. № 38-03 "On Advertising"], available at: http://ivo.garant.ru/#/document/12145525/paragraph/108:0 (accessed: 05/30/2019).

20. Fedorov, A. V. (2012). Analiz audiovizual'nykh mediatekstov : monografiya [Analysis of Audiovisual Media Texts : monograph], Moscow, ICO "information for all", 182 p.

21. Feofanov, O. A. (2000). Reklama. Novyye tekhnologUvRossii: uchebnoye posobiye [Advertising. New Technologies in Russia: textbook], St. Petersburg, Piter Publishing House, 384 p.

22. Khil'ko,N. F. (2014). Sotsial'no-kul'turnoye vozdeystviye ekrannoy informatsii kakmekhanizm audiovizual'nogo tvorchestva [The Socio-cultural Impact of Screen Information as a Mechanism of Audiovisual Creativity]. Iskusstvo i obrazovaniye [Art and Education], №2,pp. 117-125.

23. Chelysheva, I. V. (2014). Transformatsiya razvitiya esteticheskoy kontseptsii v rossiyskom mediaobrazovanii (1960-2011) [Transformation of the Development of an Aesthetic Concept in

Russian Media Education (1960-2011)]. Taganrog, Publishing House of the Taganrog Institute named after A. P. Chekhov, 220 p.

24. Ezhova, E. N. & Zamozhnykh, E. A. (2018). Communication Strategies for Social Advertising.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Proceedings of the 2018 IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop (2018 ComSDS), St. Petersburg, IEEE, pp. 15-18.

25. Fedorov, A. V. (2015). Media Literacy Education, Moscow, ICO "information for all", 577 p.

Ежова Елена Николаевна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью, Северо-Кавказский федеральный университет. ezhova.elenal@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.