сти при прохождении ими первого этапа осознания поступающей информации.
Знаемые - составляющие остов его базы знаний, являющиеся ядром его интеллекта, логики сравнений и убеждений; как правило, эти значения помещены в долговременную память индивида, и лишь незначительная их часть принадлежит "ядру убеждений", составляющему базаль-ную основу знаний личности.
Взаимодействие знаемых и постигаемых значений происходит на уровне взаимодействия механизмов кратковременной и промежуточной памяти индивида и проявляется как выполнение этапа вторичного осознания. Весьма тесно и стабильно этот процесс совпадает с проявлениями реминисценсии, которая чаще всего резонирует с генеральным ритмом деятельности организма - ритмом бодрствования (примерно 120 мин). Припоминание и прояснение смысла часто наступает через 1,5-2 часа после восприятия сообщения, потребовавшего напряженной работы сознания. Итогом этой работы восприятия являются создаваемые значения. По сути, здесь происходит полное и окончательное отчуждение знаний, их качественная трансформация из чисто учебных в личностно значимые. Знания приобретают утилитарное назначение.
Литература
1. Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. - Киев: Наукова думка, 1988.
2. Бердина С.А. Применение технологии витагенного обучения в воспитании познавательного интереса у уча-
щихся к математике // Школьные технологии. - 2003. -№2.
3. Лобашев В.Д. Тоннель Зинченко как модель усвоения учебной информации / В.Д. Лобашев, В.Ф. Тропин, А. А. Талых // Педагогическое образование и наука. - 2005. - №4.
4. Макарова Л.Н. и др. Моделирование системы повышения квалификации преподавателей педвузов и колледжей // Педагогика. - 2004. - №3.
5. Мальчуков В.А. Теория знаков и познание психических явлений: Учебное пособие / В.А. Мальчуков, К.С. Жуков, И.А. Конопак. - Иркутск: Изд-во Иркут. унта, 1993.
6. Мейзерский В.М. Взаимодополнительность символа и метафоры как психолого-семиотическая проблема / Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия: Сб. научн.тр. / Н УССР.ИН-т философии. - Киев: На-ук.думка, 1990.
7. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
8. Содин С.Л., Данилова В.Л. К проблеме развития понимания в инженерном образовании / Концептуальные вопросы развития высшего образования: Сб. научн. тр. - М.: НИИВО, 1990.
9. Харре Р. Вторая когнитивная революция // Психологический журнал. - Т. 17. - №2, 1996.
10. Штроо В.А. Исследование групповых защитных механизмов // Психологический журнал. - 2001. - №1.
УДК 378.18 ББК 74.580.058
СТУДЕНЧЕСКИЙ ДОСУГ КАК РЕСУРС И ФОРМА СКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ
УЧИТЕЛЯ
В.Э. Черник, кандидат педагогических наук, доцент, докторант Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова
Автор рассматривает досуг студентов как ресурс и форму скрытого образования будущих учителей. Различные виды педагогически ориентированной внеучебной деятельности студентов влияют на формирование профессиональной культуры будущего учителя.
Ключевые слова: педагогическое образование, студенты, досуг, внеучебная деятельность, скрытое образование, опыт деятельности.
STUDENTS' LEISURE ACTIVITIES AS A RESOURCE AND FORM OF HIDDEN CURRICULUM IN TEACHER
TRAINING
Chernik V.E.
The author views students' leisure activities as a resource and form of hidden curriculum of training future teachers. Different types of pedagogically-oriented extra-curricular students' activities contribute to the formation of the professional culture of a future teacher.
Keywords: pedagogical education, students, leisure activities, extra-curricular activities, hidden curriculum, experience of activity.
Провозглашение компетентностного подхода как основного в подготовке современного специалиста на самом деле не снимает проблему совершенствования качества этой подготовки, но даёт дополнительные основания убедиться в правоте мысли, что педагогический вуз не может выпускать «мастеров педагогического труда». Так, в частности, считал авторитетный ученый, много лет посвятивший проблемам профессионально-педагогического образования, - академик А.И. Пискунов.
Иронизируя по поводу стремления части коллег выпускать из педагогического вуза студентов, овладевших педагогическим мастерством, он вместе с тем полагал, что для педагогического вуза «первейшей обязанностью является вооружение студентов такими знаниями и умениями, выработка у них таких качеств личности, которые позво-
лят молодому специалисту в кратчайший срок адаптироваться к учительской деятельности, практически овладеть «секретами» педагогической профессии и в итоге сделаться подлинным педагогом-мастером» [2].
Заметим, что это было сказано в годы, когда в системе педагогической подготовки будущего учителя её практической составляющей отводилось времени намного больше, чем в нашу, с позволения сказать, «компетентност-ную» пору. Не секрет, что в наши дни заметно сократилось время педагогической практики, «даваемых» уроков, проводимых «мероприятий». Педагогическая практика зачастую находится в плену межкафедральных интересов и «гипертрофированного функционализма» (А.И. Пискунов). Попытки разграничить «функционалом» как работу студента в ходе практики, так и руководство ею со сторо-
ны преподавателей различных кафедр оборачиваются неспособностью студента - будущего учителя - целостно подходить к восприятию педагогического процесса, его планированию, осуществлению, всестороннему анализу. Тем самым страдает общепедагогическая подготовка студентов, что многократно отмечалось в литературе о профессионально-педагогическом образовании.
В роковые перестроечные годы приказала долго жить и введённая в марте 1974 г. общественно-политическая практика студентов, которая, наряду с безотрывной, летней, учебно-воспитательной, способствовала эффективности общепедагогической и собственно практической подготовки будущих учителей. В этой связи активизируются поиски путей совершенствования подготовки будущего учителя.
Один из них - это педагогизация всей системы работы со студентами в период их обучения в педагогическом вузе. В том числе и в досуговой сфере. Она, как бы свысока и иронично ни относилась к ней часть коллег, таит в себе значительный ресурс для развития профессионально значимых качеств личности будущего педагога, повышения качества его подготовки.
Известно, что пришедшее в русский язык из французского слово «ресурс» с трудом «пробивалось» в педагогику. Первоначально оно употреблялось весьма ограниченно: в финансовом деле и армейском интендантстве в значении, близком к понятию «резервы». Современные словари определяют ресурсы как средства, запасы или источник средств, к которым обращаются в случае необходимости.
В данной работе под ресурсом досуговой сферы для повышения качества профессионально-педагогической подготовки понимаются те средства, виды досуговой деятельности, возможности и источники внеучебной активности студентов педагогического вуза, которые способствуют развитию профессионально значимых качеств личности будущего учителя.
В свою очередь, под досугом понимается время студентов, свободное от учебных занятий, которое используется ими для самореализации в различных видах социально-культурной деятельности.
Умение полноценно организовывать личностный досуг в нынешней национальной доктрине образования в Российской Федерации рассматривается как одно из условий высокого качества обучения и воспитания подрастающего поколения. В «Стратегии модернизации общего образования», принятой в России, акцент делается на формировании умения учителей и учащихся выбирать пути и способы использования свободного времени, которые обогаща-
ли бы личность культурно и духовно.
В организации этой работы со студентами для нас были значимы идеи Л. С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, которые считали творческую самодеятельность, самостоятельность определяющим фактором в личностном становлении и развитии. Образ человека как раз и формируется в реальных творческих делах. Это, безусловно, относится и к учителю. Чтобы уметь делать что-либо в работе с учащимися, будущему учителю необходимо приобрести личный опыт организации творческих дел, в которых определился бы его собственный образ. В том числе в сфере досуга. Поскольку научить ничему нельзя, а можно только научиться, то задача образования - создать условия, позволяющие научиться. Именно на это были направлены усилия при организации досугового пространства студентов сначала на уровне факультета, затем - университета. Студенту важно прожить и пережить свой процесс становления, приобретая собственный опыт культурно-досуговой деятельности.
Вовлекая студента - будущего педагога в различные виды такой деятельности, мы тем самым задаём определённый вектор не установленным и порой не относящимся напрямую к подготовке учителя формам деятельности, которые при этом имеют очевидную педагогическую направленность. Мы склонны называть это скрытыми формами педагогического образования. Скрытыми, поскольку они не предусмотрены государственным стандартом высшего профессионального образования, учебным планом, выходят за рамки учебных программ и не ставят в качестве основных задач развитие профессионально значимых качеств личности будущего педагога. Однако всем своим содержанием, характером организации и устанавливаемых в процессе реализации отношений студентов друг с другом и преподавателями определяют культурную среду, в которой формируется опыт поведения будущего педагога, осуществляется его самореализация и самоидентификация. В этом, как представляется, и состоит сущность педагоги-зации образовательной среды педагогического вуза.
Литература
1. Кондаков А.М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства / автореф. дисс. д-ра пед. н. - М., 2005.
2. Пискунов А.И. Усовершенствование общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и университетов / Избранные педагогические сочинения 1955-2001. - М.: Прометей, 2006.
3. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компе-тентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
УДК 372.862 ББК 74.00
ОБЩЕИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
А.А. Калекин, профессор, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета
В статье излагается понятийно-терминологическая специфика общеинженерной педагогики и ее значимость при подготовке в вузе учителя технологии для работы в профильной школе.
Ключевые слова: технология, профессиональная компетентность, подготовка учителя, общеинженерная педагогика.
GENERAL ENGINEERING TRAINING IN THE PROCESS OF FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCY OF
THE TECHNOLOGY TEACHER