Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ КАК ФАКТОР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ РОСТ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА МОЛОДЕЖИ'

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ КАК ФАКТОР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ РОСТ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гнатюк Максим Александрович, Усов Владимир Николаевич, Кротов Дмитрий Валерьевич

В данной статье анализируются эффективность, а также - факторы снижения неопределенности в России с помощью организационной формы студенческих отрядов в формировании продуктивного социального капитала молодежи. Для повышения эффективности социального капитала в студенческой молодежной среде, необходимо повышение организационных усилий со стороны государственно-правовых институтов, а также - со стороны административной составляющей в управлении российскими образовательными организациями. Необходимо совершенствовать и сохранять единую систему координации деятельности отрядов по всей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гнатюк Максим Александрович, Усов Владимир Николаевич, Кротов Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT GROUPS AS A FACTOR ENSURING THE GROWTH OF THE SOCIAL CAPITAL OF YOUTH

This article analyzes the effectiveness, as well as the factors of reducing uncertainty in Russia with the help of the organizational form of student groups in the formation of productive social capital of youth. To increase the efficiency of social capital in the student youth environment, it is necessary to increase organizational efforts on the part of state and legal institutions, as well as on the part of the administrative component in the management of Russian educational organizations. It is necessary to improve and maintain a unified system for coordinating the activities of detachments throughout Russia.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ КАК ФАКТОР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ РОСТ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА МОЛОДЕЖИ»

УДК 316

DOI 10.23672/g6420-5081 -0756-g

Гнатюк Максим Александрович

кандидат социологических наук, доцент,

Самарский государственный университет путей сообщения gnatyuk@samgups.ru

Усов Владимир Николаевич

кандидат социологических наук, доцент,

Самарский государственный университет путей сообщения v.n.usov@gmail.com

Кротов Дмитрий Валерьевич

доктор социологических наук, профессор,

Ростовский государственный экономический университет dsm2000@mail.ru

Maksim A. Gnatyuk

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Samara State Transport University gnatyuk@samgups.ru

Vladimir N. Usov

Candidate of Sociological sciences, Associate Professor, Samara State Transport University v.n.usov@gmail.com

Dmitry V. Krotov

Doctor of Social Sciences, Professor,

Rostov State Economic University dsm2000@mail.ru

Студенческие отряды

как фактор, обеспечивающий рост социального капитала молодежи

Student groups as a factor

ensuring the growth

of the social capital of youth

Аннотация. В данной статье анализируются эффективность, а также - факторы снижения неопределенности в России с помощью организационной формы студенческих отрядов в формировании продуктивного социального капитала молодежи. Для повышения эффективности социального капитала в студенческой молодежной среде, необходимо повышение организационных усилий со стороны государственно-правовых институтов, а также - со стороны административной составляющей в управлении российскими образовательными организациями. Необходимо совершенствовать и сохранять единую систему координации деятельности отрядов по всей России.

Ключевые слова: студенческие отряды, социальный капитал, трудовое воспитание, молодежь.

Annotation. This article analyzes the effectiveness, as well as the factors of reducing uncertainty in Russia with the help of the organizational form of student groups in the formation of productive social capital of youth. To increase the efficiency of social capital in the student youth environment, it is necessary to increase organizational efforts on the part of state and legal institutions, as well as on the part of the administrative component in the management of Russian educational organizations. It is necessary to improve and maintain a unified system for coordinating the activities of detachments throughout Russia.

Keywords: student groups, social capital, labor education, youth.

Производство социального капитала является важным фактором и ресурсом национального экономического развития и социально-политической стабильности. Однако эмпирическое подтверждение важности социального капитала достаточно затруднительно. Несмотря на данное обстоятельство, государственная политика по стимулированию роста социального капитала должна учитывать, в числе прочего, и трудовое воспитание молодежи как одно из условий ускоренного накопления человеческого, структурного и социального капитала.

Представление о человеке, как Homo Econo-micus, является не действительным, а абстрактным экономическим понятием, если не карикатурным образом человека. На практике не существует человека, который бы постоянно руководствовался исключительно стимулом максимизации своей прибыли. В действительности, люди ведут себя достаточно иррационально. Примером тому могут стать опасные профессии, донорство, благотворительность, помощь людям из маргинальных слоев общества, замечания по поводу общественного порядка и многое другое. Но

иррациональное поведение еще не означает, что действия людей не имеют каких-либо положительных эффектов, сказывающихся, в том числе, и на экономике. Как показал П. Бурдье «все действия, даже свободные от интересов и не имеющие явной цели, все-таки направлены на максимизацию материальных и символических выгод» [1]. Немаловажно отметить и тот факт, что экономическая выгода не является единственным «выигрышем» от человеческих отношений, существует множество иных полей интереса, напрямую никак не связанных с непосредственной финансовой выгодой. Бурдье вводит в социальные науки понятие «габитус», как «системы приобретенных схем восприятия и оценивания». Формирование габитуса происходит именно в процессе и через взаимодействие людей друг с другом. Габитус позволяет спонтанные интеракции, которые минуют процедуру рациональной оценки ситуации и опираются на приобретенный в прошлом опыт, становящийся, тем самым, схемой социального действия, применяемой в дальнейшем в ускоренном режиме[1].

На первый взгляд, могло бы показаться, что рынок как сумма индивидуальных усилий, не координируемых никем и ничем, должен стать саморегулирующимся и сверхэффективным социальным институтом, подобным биогеоценозу в природе. Но рыночное равновесие не всегда распределяет ресурсы оптимальным образом. В случае, если бы было иначе, то в гражданском обществе, как неформальном регуляторе общественных отношений, не было бы никакой нужды, поскольку со всеми проблемами, в том числе, и социального типа, вполне было бы под силу справляться рынку. Но в реальности чистый рынок, сам по себе, не является ключом к процветанию. Категорией, дополняющей ситуацию чистых рыночных отношений, является социальный капитал. Данное понятие является «упущенной» категорией, не учитывающейся долгое время при анализе факторов социального благополучия.

Социальный капитал можно считать как социологическим, так и экономическим понятием, поскольку он имеет влияние, как на структуру социальных взаимосвязей, так и на рост общественного благосостояния. В рамках концепции социального капитала возникает возможность анализа экстерналий, т.е., внешних эффектов деятельность личности или коммерческой компании для другого человека или общества, в целом. К примеру, внешние эффекты возрождения движения студенческих отрядов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, достаточно серьезны для того, чтобы настаивать на их практическом и социально-политическом, а также, на правовом развитии в дальнейшем. Но экстерна-лии могут быть как положительными, так и отрицательными, поэтому социальный капитал должен строиться таким образом, чтобы общая сумма положительных экстерналий значительно превышала отрицательные.

Университеты в качестве положительных экстерналий создают новые социальные связи и компетенции. Студенческие отряды формируют практические навыки и малые социальные группы,

которые обладают способностью вырастать в новые организационные формы, обеспечивающие как новый социальный капитал, так и национальный экономический рост.

Добровольное сотрудничество в форме волон-терства и студенческих отрядов не должно использоваться исключительно в коммерческих рамках. Конечной целью создания студенческих отрядов, кроме очевидных целей трудового воспитания, является создание общественного блага, т.е., такого блага, которое обладает свойствами совместного потребления и неисключае-мости, которые могут потребляться большим количеством людей. Важно учитывать, что при использовании формы студенческих отрядов возможно обнаружение некоторых членов, которые, будучи воспитанными в концепции классической политэкономии, могут реализовать «стратегию безбилетника», т.е., пользуясь общественным благом, внешне поддерживая идею, в то же время, не вносить вклад в его создание. При этом такие «безбилетники» могут мигрировать своим поведением в сторону активного участия, мимикрируя к изменению внешних условий.

Студенческий отряд, с точки зрения социологии и социальной психологии, можно понимать как один из видов малой группы. Связь между закономерностями функционирования малой группы и социальным капиталом можно проследить, обратившись к определению социального капитала П. Бурдье. Он полагал, что социальный капитал -это «совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания - иными словами, с членством в группе» [1]. Обратим внимание на последние слова «с членством в группе», т.е., социальный капитал можно обратить в капитал экономический исключительно посредством «монетизации» новых социальных взаимодействий. Сам факт принадлежности человека к малой группе обеспечивает ее «членам взаимную «кредитоспособность», а за пределами группы формируется ее «репутация» как сплоченной». Так, к примеру, встреча двух незнакомых людей на «дежурной» вечеринке и выяснение факта причастности к движению студенческих отрядов и работы на одном трудовом проекте, знание обоими командира проекта вполне может стать причиной их дальнейшего сотрудничества, основанного не столько на принципах гражданского договора, сколько на принципе взаимного доверия. Тем самым, социальный капитал, возникший внутри малой группы, вполне способен привести к ощутимой финансовой выгоде (в данном случае, к исключению затрат на нотариальное заверение договора или на иные юридические гарантии).

Следовательно, при анализе социальных эффектов (в том числе, и роста социального капитала молодежи), возникающих вследствие взаимодействия бойцов студенческого отряда друг с другом и администрацией, вполне уместно использовать закономерности возникновения, развития и угасания интеракций в внутри малой группы. Именно внутри малой группы и в ответах на вызовы,

которые спровоцированы внешними условиями и обстоятельствами по отношению к социальным взаимодействиям малой группы, обеспечивается рост ценности каждого отдельного участника для общества в целом и конкретного проекта в частности. Тем самым обеспечивается рост социального капитала студенческой молодежи.

Положительной экстерналией является социальный эффект получения в рамках студенческого отряда членами группы своеобразного «всеобуча» по общению в малой группе. Краткосрочные социальные взаимодействия, переросшие в долгосрочные деловые отношения за счет облегчения Интернет-коммуникаций, исключающие дополнительные правовые затраты, являются результатом социального капитала, трансформировавшегося в культурную традицию. Но не всякое взаимодействие способно перерасти в социальный капитал, кроме того, не всякий социальный капитал можно квалифицировать как качественный, т.е., сопровождающийся положительными экстерналиями. Так, например, девиантные контакты приобретают ценность именно благодаря нарушению табу, а значит девиантные контакты также можно считать социальным капиталом молодого поколения. Но экстерналии такого социального капитала нельзя назвать качественными, поскольку они, зачастую, ведут к нормативному искажению мировоззрения молодого человека.

«Социальный капитал «всецело подчинен логике знания и признания, что всегда функционирует как символический капитал». Символизм социальных отношений имеет огромное значение и для развития студенческих отрядов, поскольку все отношения между людьми носят символический, и даже ритуальный характер, что было осознано еще задолго до П. Бурдье в Древнем Китае.

Признание человека своим в малой группе является результатом признания с его стороны истинности символов, которые на деле объективируют и легитимируют нормативные, должные поведенческие реакции, принятые в данном коллективе. Их нарушение немедленно влечет совокупность санкций разного рода (моральные (вина и стыд), коллективное порицание, разрешение мести, исключение из микрогрупп, возможность распространения негативной информации о нарушителе, из которых исключены правовые санкции, поскольку их легализация ведется иным путем, чем легитимизация норм малой группы.

Само понятие «социальный капитал», если учесть сказанное выше, не вполне точно и не укладывается в требования к логической процедуре определения понятия. В частности, любое понятие, используемое в рамках науки, должно быть ясным, отчетливым и однозначным, что означает недопустимость метафорического толкования, приводящего к размытости содержания понятии, и, как следствие, к несоблюдению центрального закона логики - закона тождества. Блок М. и Головин Н.А. предлагают выход из создавшегося затруднительного положения с помощью замены словесной формы понятия «социальный капитал» на понятие «социальные коммуникативные активы» [2], одновременно сохраняя

утвердившийся в социологических, правовых и политологических текстах термин «социальный капитал». Но такая замена не решает проблему метафоричности понятия «социальный капитал», поскольку не обеспечивает ее количественными средствами измерения.

Относительно российской студенческой молодежи социальный капитал имеет непреходящее значение, в частности, являясь определяющим фактором повышения адаптивных способностей каждого из студентов. Особенно важно сохранение традиции установления неформальных социальных связей, основанных на доверии в периоды серьезных социальных трансформаций. Но при этом важно включение социального капитала и в формальные отношения с различными уровнями власти. Принципом таких отношений должно стать соблюдение паритета между свободой применения связей социального капитала, обеспечиваемых со стороны норм гражданского общества и гарантиями выполнения обязательств, обеспечиваемых со стороны публичной государственной власти. В конце концов, общественное и государственное на современном этапе развития государства должны не столько вступать в противоречие, сколько находить возможности для создания совместных проектов, в которых будут задействованы ресурсы обеих сторон. Таким образом, формируется новый «общественный договор» между органами власти и частью общества объединенной, в данном случае в студенческие отряды.

Подобные задачи сотрудничества гражданского общества и государства были осознаны еще на самой заре становления новой России: «Главное в государственной молодежной политике - повышение активности молодых людей и молодежи как социальной группы в реализации личных, государственных и общественных интересов, направленных на возрождение России и социальное развитие личности» [3]. Особенно важно использование возможностей социального капитала российского студенчества как традиционно наиболее социально активного слоя российского общества.

Особенности активности студенческих отрядов должны учитываться при построении государственной молодежной политики. Для этого крайне необходимо изучение механизмов образования студенческих отрядов, исключающих прямое принуждение к трудовой деятельности, но включающих нематериальную мотивацию. Объяснение ценности, создаваемых в процессе общей трудовой деятельности социальных связей, удовлетворение от реализованных проектов, чувства «плеча товарища» создает особую социально-креативную атмосферу доверия и сотрудничества, не заменимую никакими экономическими активами [4].

Студенты приобретают навыки самоорганизации, постепенно создавая новую структуру российского общества, пришедшего на смену советской директивной структуре. «Являясь составной частью молодежного общественного движения,

студенческие отряды обладают мощным дея-тельностным потенциалом позитивной направленности, эффективная реализация и развитие которого может осуществляться в процессе взаимодействия с органами управления молодежной политикой в качестве субъекта реализации государственной молодежной политики на основе использования принципов и механизмов социального партнерства» [5]. И недооцененным ресурсом в числе средств государственной молодежной политики является использование потенциала социального капитала.

Но, несмотря на достаточно высокий потенциал социального капитала современной российской студенческой молодежи, со стороны государственной молодежной политики нельзя уповать исключительно на самоорганизацию молодежи [6]. Студенческая молодежь является своеобразным зеркалом современного российского общества. Как и общество, она достаточно неоднородна по своему финансовому, образовательному, и даже правовому статусам. Социальный капитал, несомненно, отчасти, является фактором, нивелирующим социальную неоднородность российского общества. Но истинным и непреходящим средством достижения подобного социального равенства в студенческой среде является трудовое воспитание, достижимое, в числе прочего, и в рамках организованных, как со стороны гражданского общества, так и со стороны государства.

Литература:

1. Бурдье П. Формы капитала / П. Бурдье // Экономическая социология. 2005. № 3. С. 60-74. С. 62.

2. Блок М. Социальный капитал: к обобщению понятия / М. Блок, Н.А. Головин // Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 12. Выпуск 4. 2015. С. 99-111. С. 106.

3. Лутай М.Е. Партийное руководство трудовым воспитанием студенческой молодежи в 60-80-е годы : дис. ... д-р. ист. наук. М., 1992. С. 5.

4. Студенческие отряды в формировании трудового воспитания и социального капитала молодежи России / Д.В. Кротов [и др.]. Ростов-н/Д. 2018.

5. Ховрин А.Ю. Студенческие отряды как субъект реализации государственной молодежой политики: социолого-управленческий анализ : дис. ... канд. социол. наук. М.: 2003. С.15.

6. Гнатюк М.А. Российская молодежь в условиях глобализации: особенности социализации и формирования трудовых ценностей / М.А. Гнатюк // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 17. № 1. С. 219-228.

Для повышения эффективности социального капитала в студенческой молодежной среде, необходимо повышение организационных усилий со стороны государственно-правовых институтов, а также, со стороны административной составляющей в управлении российскими образовательными организациями. Необходимо совершенствовать и сохранять единую систему координации деятельности отрядов по всей России и в регионах, и совершенствовать механизмы правовых механизмов регулирования отношений как внутри целостной системы администрирования деятельности студенческих отрядов, так и внутри малых групп, на которые в реальном социальном бытии распадается все студенческое движение.

Кроме создания организационно правовых форм регулирования движения, необходимо повышать качество символического капитала, повышающего ценность, престижность звания бойца студенческого отряда, выращивать бойцов-примеров для подражания, разрабатывать формы награждения и материального поощрения. Вся совокупность указанных мер должна иметь своим ориентиром, кроме решения практических задач производственного характера в формате привлечения студенческих отрядов в качестве рабочей силы, и повышение социального капитала (социального актива) российского общества, который обладает структурной возможностью трансформироваться, в будущем, в действительный экономический актив .

Literature:

1. Bourdieu P. Forms of capital / P. Bourdieu // Economic sociology. 2005. № 3. P. 60-74. P. 62.

2. BlokM. Social capital: to generalize the concept / M. Blok, N.A. Golovin // Bulletin of St. Petersburg University Series 12. Iss. 4. 2015. P. 99-111. P. 106.

3. Lutai M.E. Party leadership of labor education of student youth in the 60-80s : dis. ... d-r of hist. sciences. M., 1992. P. 5.

4. Student detachments in the formation of labor education and social capital of the youth of Russia / D.V. Krotov [et al.]. Rostov-on/D., 2018.

5. Khovrin A.Yu. Student detachments as a subject of state youth policy implementation: socio-manage-rial analysis : dis. ... cand. of social. sciences. M. : 2003. P. 15.

6. Gnatyuk M.A. Russian youth in the conditions of globalization: features of socialization and formation of labor values / M.A. Gnatyuk // Humanities of the South of Russia. 2016. Vol. 17. № 1. P. 219-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.