Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В'

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
693
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / RUSSIAN LITERATURE / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / SOCIAL HISTORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сперанская А. Н.

В статье исследуются стереотипные образы студенчества, создававшиеся отечественными писателями во второй половине XIX в. Показано, что русская художественная литература интенсивно формировала образ постоянно нуждающегося «бедного студента». Отмечается, что этот образ в целом соответствовал действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В»

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

XIX В.

Сперанская А.Н. ®

Кандидат исторических наук, кафедра Отечественной и зарубежной истории, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

Аннотация

В статье исследуются стереотипные образы студенчества, создававшиеся отечественными писателями во второй половине XIX в. Показано, что русская художественная литература интенсивно формировала образ постоянно нуждающегося «бедного студента». Отмечается, что этот образ в целом соответствовал действительности.

Ключевые слова: студенчество, русская литература, социальная история. Keywords: students, Russian literature, social history.

В последнее время в историографии наметилась тенденция активного использования художественной литературы как исторического источника. Советская методология признавала литературу важным художественно-эстетическим методом познания действительности наравне с научно-теоретическим и практико-эмпирическим [5, 13]. Современная историческая наука рассматривает литературу и историю как особые формы самопознания и самовыражения общества [7, 22; 8, 61; 9; 14, 92]. Литературные произведения не только ярко воспроизводят представления общества, но и активно воздействуют на общественное сознание, формируя систему исторических представлений и стереотипов. По мнению С.О. Шмидта, образы прошлого в обществе складываются в большей мере под влиянием художественных произведений, памятников литературы и искусства, а не научно-исследовательских работ специалистов, рассчитанных на узкий круг читателей [13, 40].

Объектом исследования данной работы является студенчество как корпоративная группа. В статье предполагается выявить, какие стереотипы создавала русская литература во второй половине XIX в., обращаясь к образам студенчества, и насколько они соответствовали действительности. Русские писатели второй половины XIX в. создавали свои произведения в основном в жанре реализма. Они стремилась отображать действительность максимально точно и близко к историческим реалиям, поэтому отечественная литература дает множество конкретно-исторических деталей существования студенчества: учеба, быт, настроения, межличностные связи, отношения между профессорами и студентами.

Во-первых, в литературе отмечается социальная неоднородность студенчества. Сам фактор происхождения мог иметь как решающее значение для характеристики героя-студента, так и незначительное. При этом в художественных произведениях чаще изображались студенты-разночинцы. С одной стороны, это могло быть отражением реального процесса возрастания во второй половине XIX века числа студентов-разночинцев. Если в 1855 г. во всех университетах страны дворянство составляло 65%, то на протяжении последующих двух десятилетий рост числа студенчества сопровождался падением удельного веса дворянства почти на 20%, и увеличением числа студентов из среды духовенства и разночинцев[15, 70-72]. Но с другой стороны, возможно, сознательное стремление авторов сделать именно разночинца эталоном настоящего студента.

® Сперанская А.Н., 2017 г.

Студенчество - это будущее России, и это будущее писатели связывают с представителями разных сословий, а не только дворянства.

Таким образом, типичный студент, изображенный в художественном произведении -это выходец из недворянской среды. Это и герой рассказа А.П. Чехова «Тяжелые люди» Петр Ширяев и студент из рассказа «Почта» [12, 273, 394]. Герой повести Н.Г. Гарина-Михайловского Шацкий, студенты Зухин и Оперов из повести Л.Н. Толстого, Лопухин из романа Н.Г. Чернышевского [2; 10; 11].

Во-вторых, писатели уделяют внимание формированию корпоративного сообщества студентов. «Я везде чувствовал связь, соединяющую все это молодое сообщество», -отмечает Иртеньев [10, 219]. «Чувство сознания себя членом этого огромного сообщества было очень приятно» [10, 219]. Во всех произведениях герои-студенты объединяются в кружки, союзы, землячества, проводят совместные акции и мероприятия в университетах и за их стенами [2,129,195,196-201,]. Герои отчетливо осознают свою причастность к студенческому сообществу. Именно в аудитории, среди студентов «радостное чувство охватило Карташева, и он вдруг впервые ощутил какую-то тесную связь с толпой. Нет, все-таки это уже не толпа улицы, а его толпа» [2,32].

В-третьих, литература акцентирует особое внимание на описании тяжелых бытовых условий студенчества, постоянной нужды и лишений. Подробное описание жизни состоятельного студента на материалах исследуемой литературы встречается лишь у Л. Толстого. В произведениях отечественных писателей, как правило, довольно точно и подробно описывается бедственное материальное положение студентов, нехватка денег, хронические болезни. Создается художественный стереотип, что настоящий студент - это бедный студент.

Автобиографическая повесть Н. Г. Гарина-Михайловского дает множество ярких деталей. Герои повести снимают самые дешевые квартиры, им постоянно не хватает денег на еду, одежду, книги. «Лекций нет, одежи нет, жрать нечего...»: рассуждает студент Ларио[2, 146]. «В доме не было ни копейки денег. Имелся только чай, сахар, да несколько папирос» [2, 165]. Чтобы раздобыть денег, они вынуждены распродавать свои вещи. В крайних случаях приходится закладывать всю свою одежду и обувь: «Нужда у них с Ларио. Его прогнали. Ларио в одном белье. Шацкий все с него продал и с себя все ... сидит в салопе горничной. и больной совсем» [2, 153]. У студента Клочкова из рассказа А.П. Чехова «нет табаку, нет чаю, а сахару осталось четыре кусочка» [12, 155]. Лопухин из романа Чернышевского «Что делать?» в первые годы студенчества тоже испытывал «невыносимую нищету», периодически сидел «без чаю, иной раз без сапог» [11, 78]. Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» подробно останавливается на признаках бедственного положения Раскольникова и Разумихина: заношенная одежда, практически лохмотья, жалкая комната «шагов в шесть длиной», нехватка денег на еду и отопление [7, 32, 35, 58]. Л.Н. Толстой, описывая кампанию студентов-разночинцев, также подчеркивает, что это были «очень бедные и очень молодые люди» [10, 240].

Тяжелое материальное положение часто становится причиной исключения из университета. Из-за неуплаты за обучение был отчислен студент-юрист из рассказа В. В. Вересаева [1,116]. По этой же причине вынуждены были уйти из университета и герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников и Разумихин [3,59].

При этом материальное положение студентов не зависело от сословного происхождения. По данным Г.И. Щетининой в 1875 г. число студентов-дворян было чуть более 40% , а малообеспеченные студенты составляли 75 % от общей численности [15,70-72]. К числу «недостаточных» студентов относились и студенты-разночинцы, и обедневшие дворяне.

Согласно исследованиям А.Е. Иванова, на рубеже Х1Х-ХХ вв. среднестатистический бюджет студента в провинции составлял около 20-30 руб., для учащихся столичных вузов нижней границей материального достатка было сумма в 40 руб. [4, 297-298]. Но студенты, даже располагавшие подобной суммой, все равно недоедали и «недопотребляли». Поэтому

реплика студента-медика Клочкова, что «от батьки я получаю только двенадцать в месяц, а на эти деньги мудрено жить порядочно», указывает на действительно вопиющую нищету молодого человека [12, 155]. Так же студент Петр из рассказа А.П. Чехова «Тяжелые люди» может рассчитывать всего лишь на 15 рублей в месяц, присылаемых отцом [12, 274]. А 18 рублей, с которыми Ларио приехал в Петербург, «разошлись очень быстро» [2,58]. Примечателен диалог между Шацким и Карташевым, подсчитывающих свою наличность: «Восемьдесят семь рублей... - Четыре месяца жизни для бедного студента, - проговорил Карташев. - И один день для порядочного человека,- перебил Шацкий» [2,179]. Поэтому все малообеспеченные студенты постоянно находились в поиске дополнительных источников дохода, подрабатывая гувернерами, репетиторами, журналистами, переводчиками и т.д.

Еще одним постоянным элементом студенческого образа в литературе было неумеренное употребление спиртных напитков студентами, постоянные кутежи. Действительно, по статистике эпизодически выпивали более 95% российских студентов, а регулярно, в зависимости от университета - 58-74% [4, 333]. Постоянно выпивают студенты в повести Н.Г. Гарина-Михайловского [2, 21,67,206]. Пьют и герои рассказа А.П. Чехова «Припадок» [12, 570-579]. А у героя Рубцова из рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «студенческая привычка выпивать., кажется, росла с каждым днем..» [6, 87]. Л. Толстой описывает кутежи как «обыкновенные студенческие удовольствия» [10, 229]. Участие в кутежах авторами не осуждается, а напротив, является проявлением сильного характера, «поэзией молодости и удальства» [10, 239]. «В последний раз мы с ним вместе «Лиссабон» разбили. Великолепная штука вышла... Вот голова! Что огня в этом человеке! Что ума.» [10, 239]. Употребление алкоголя описывается как часть студенческой повседневности без негативного контекста.

Помимо сцен бурной студенческой жизни, в произведениях всех авторов мы видим и описание учебной деятельности. Мотивы, способности, отношения к учебе у героев различны. Но везде подчеркивается, что учеба - это ключ к успешному будущему. «Эта аудитория. - это источник света, знания. Он молодой, ... и перед ним целая жизнь, и все, все будет в ней зависеть от того, какой фундамент успеет заложить он в эти, в сущности, короткие дни своего учения» [2, 32].

Русская литература во второй половине XIX в. часто обращается к теме студенчества, не только осмысливая феномен этой социальной группы, но и формируя определенный художественный стереотип. Активно утверждается образ «бедного студента»: всегда нуждающийся молодой человек, но не унывающий, активный, не отказывающий себе в различных удовольствиях. Эти картина в целом совпадает с воспоминаниями современников и данными исторических исследований. И хотя литература отразила действительно пестрый социальный состав студенчества и различное материальное положение, но чаще всего авторы сосредотачивали свое внимание на изображении бедного студента-разночинца. В отечественной литературе просматривается сочувственное, благожелательное отношение к студентам. Подчеркивается, что бедность - это временное состояние, жизненный этап перед прекрасным будущим. Авторы работ, рассмотренных в статье, были популярнейшими писателями своего времени. Их произведения оказывали влияние на огромную аудиторию, обсуждались и осмысливались. Поэтому, созданные ими образы студенчества укореняется в общественном сознании.

Литература

1. Вересаев В.В. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1. - М., 1985. -463 с.

2. Гарин-Михайловский Н.Г. Студенты. Инженеры. - М.: Правда, 1981. -528 с.

3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М.: Эксмо, 2015. - 592 с.

4. Иванов А.Е. Высшая школа в России в конце XIX- начале XX века. - Москва, 1991. - 392 с.

5. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М.: Наука, 1987. - 439 с.

6. Мамин-Сибиряк Д.Н. Первые студенты. - М., 1905. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.litres.ru.

7. Николаева И.Ю. Новые возможности диалога истории и литературы в условиях методологической «смены вех» // «Диалог со временем». Альманах интеллектуальной истории. -2013. Вып. 45. - С. 22-33.

8. Соколов А.К. Наука, искусство и социальные реалии минувшего столетия // Отечественная история. - 2002. - № 1. - С. 60-72.

9. Твердюкова Е.Д. Источники по новейшей истории России в «человеческом измерении»: историко-антропологический подход // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2014. - № 14. - С. 18-32.

10. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. - М.: Издательство «Наука», 1979. - 527 с.

11. Чернышевский Н.Г. Что делать? - М., 1969. - 445 с.

12. Чехов А.П. Рассказы. - М.: СЛОВО^ЬОУО, 2000. - 784 с.

13. Шмидт С.О. Памятники художественной литературы как источники исторических знаний // Отечественная история. - 2002. - № 1. - С. 40-49.

14. Шмидт С.О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. - М.: Российский государственный университет, 1997. - 612 с. С.92.

15. Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884 года. - М.: Издательство «Наука», 1976. -232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.