Научная статья на тему 'Материальное положение учащейся молодежи Российской империи xix - начала ХХ века'

Материальное положение учащейся молодежи Российской империи xix - начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1026
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЗЕМЛЯЧЕСТВО / ЗАРАБОТКИ / ВЗАИМОПОМОЩЬ / НУЖДА / УНИВЕРСИТЕТ / STUDENTSHIP / FINANCIAL STATUS / ASSOCIATION OF FELLOW-COUNTRYMEN / EARNINGS / MUTUAL AID / POVERTY / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юркина Наталия Николаевна

Проблема студенческой бедности волновала и волнует исследователей на протяжение более чем двух столетий. В статье анализируются реакции молодежи на материальные трудности. Раскрываются различные стороны материального положения студентов, бюджет и источники его формирования, возможности заработка студентов и виды работ, которые они выполняли. Изучаются особенности материальной взаимопомощи студенчества внутри корпорации, такие как землячества и благотворительность. В основной части статьи рассматривается отношение студентов к материальным лишениям и причины студенческой бедности. Автор приходит к выводу, что, во-первых, учащаяся молодежь не была однородной, во-вторых, даже в условиях роста численности бедных студентов в начале ХХ века лишения воспринимались ими как временные трудности и имели определенный воспитательный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL STATUS OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE LATE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES

The issue of poverty among students has been a topic of concern for researchers for over two hundred years now. The article analyzes university student’s attitudes towards their low income and highlights the different aspects of the student’s financial status, their budget and the sources of its formation, the opportunities of the earnings and types of jobs which students were involved in. There have been studied the peculiarities of the financial mutual aid of the students inside of the cooperation such as the association of fellow-countrymen and charity. In the main part of the article there has been studied the attitude of the students to the financial deprivation and the reasons of the students poverty. University students were far from being a homogeneous group. The early 20th century saw a growth in a number of poor students. However, they perceived their monetary difficulties as temporary and had a certain positive moral effect.

Текст научной работы на тему «Материальное положение учащейся молодежи Российской империи xix - начала ХХ века»

УДК 63.3(2)+284.2 ББК 93

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Н.Н. Юркина

Аннотация. Проблема студенческой бедности волновала и волнует исследователей на протяжение более чем двух столетий. В статье анализируются реакции молодежи на материальные трудности. Раскрываются различные стороны материального положения студентов, бюджет и источники его формирования, возможности заработка студентов и виды работ, которые они выполняли. Изучаются особенности материальной взаимопомощи студенчества внутри корпорации, такие как землячества и благотворительность. В основной части статьи рассматривается отношение студентов к материальным лишениям и причины студенческой бедности. Автор приходит к выводу, что, во-первых, учащаяся молодежь не была однородной, во-вторых, даже в условиях роста численности бедных студентов в начале ХХ века лишения воспринимались ими как временные трудности и имели определенный воспитательный характер.

Ключевые слова: студенчество, материальное положение, землячество, заработки, взаимопомощь, нужда, университет.

FINANCIAL STATUS OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE LATE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES

N.N. Yurkina

Abstract. The issue of poverty among students has been a topic of concern for researchers for over two hundred years now. The article analyzes university student's attitudes towards their low income and highlights the different aspects of the student's financial status, their budget and the sources of its formation, the opportunities of the earnings and types of jobs which students were involved in. There have been studied the peculiarities of the financial mutual aid of the students inside of the cooperation such as the association of fellow-countrymen and charity. In the main part of the article there has been studied the attitude of the students to the financial deprivation and the reasons of the students poverty. University students were far

53

from being a homogeneous group. The early 20th century saw a growth in a number of poor students. However, they perceived their monetary difficulties as temporary and had a certain positive moral effect.

Keywords: studentship, financial status, association of fellow-countrymen, earnings, mutual aid, poverty, university.

Проблема материального положения молодежи университетских городов Российской империи XIX века находится на стыке таких направлений, как социальная история и история повседневности. Подавляющее большинство источников и литературы, посвященных учащейся молодежи, приводит читателя к мысли о бедственном положении студента, большой материальной нужде, регулярно испытываемой молодежью.

Произведения художественной литературы и публицистики XIX вее ка постоянно воспроизводят перед читателем прискорбные картины студенческих лишений и нужды [1— 2]. Особенно остро реагирует на проблему бедности учащейся молодежи 54 периодическая печать [3—7]. Яркую картину бедствий студенчества рисуют воспоминания многих бывших студентов, известных политических деятелей и ученых, писателей и простых обывателей, оставивших свои мемуары [8—13]. Проблема материального положения молодежи поднималась и в фундаментальных работах отечественной историографии, изобилующих цифровыми данными и таблицами [14—19]. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы: восприятие самой молодежью тех материальных трудностей, которые они испытывали регулярно или ситуационно и возмож-

ности получения средств к существованию, которыми они могли воспользоваться.

В университетские города, которых в Российской империи было порядка десяти, устремлялись для получения образования молодые люди из провинции. Расходы провинциалов на учебу, например, в Москве, были зачастую несоизмеримы с теми суммами, которые они везли с собой [20, с. 88]. В. Курбский иллюстрирует расходы студентов цифрами: 200 руб. было с собой у приехавших учиться первокурсников. Поселились на время в гостинице за 1 руб. 25 коп. в сутки. За право слушать лекции нужно сразу отдать сто рублей [10, с. 9]. Гарин-Михайловский комментирует типичную ситуацию: деньги «таяли, как снег весной», студент «...старался считать каждую копейку». Казалось бы, крупная сумма растворилась за несколько дней пребывания в городе — «масса мелочей, .которые съедают много, очень много денег» [2, с. 28]. Особенно большие расходы несли студенты на первом курсе, когда необходимо было поступить в вуз, найти квартиру и обжиться на новом месте. Учеба для подавляющего большинства тоже не являлась бесплатной. Общежитий до конца XIX — начала ХХ века не суе ществовало.

В 90-е гг. XIX — начале ХХ века тема проблем студенчества стала од-

ной из ключевых в отечественной публицистике. В 1918 г. выходит монография П. Иванова, в которой автор подводит итог публицистическим исследованиям в сфере проблемы достатка учащейся молодежи. Интересны его рассуждения о студенческом бюджете на фоне инфляции военного времени. Самый маленький «бюджет» студента на месяц — 20-25 руб. «Идеальный бюджет» с точки зрения автора — 50 руб., при котором «создаются более или менее сносные условия для занятий» и «студент может беспрепятственно выполнять свою миссию» [6, с. 10]. Даже средним бюджетом, тем не менее, студенты располагают редко. Кроме того, подрывают бюджет «Экстренные расходы»: «разорвал сапоги, заболел, — вот и нарушено бюджетное равновесие», а еще нужно регулярно покупать книги. В такой обстановке «нервы расстраиваются до невозможности» [там же, с. 5]. Анализируя состояние достатка молодежи в целом, публицисты заключают: «Основная ... масса студентов состояла из скромных, трудолюбивых молодых людей весьма ограниченных средств» [5, с. 138].

В художественной литературе конца XIX в. образ бедного студента занял прочное место. Н.Г. Гарин-Михайловский в повести «Студенты» рисует тип бедного, даже скорее нищего студента, который спокойно переносит невзгоды: «чем запутаннее становилось положение, тем Ларио делался беспечнее» [2, с. 119-121]. У А.П. Чехова бедный студент беседует с зашедшим к нему товарищем: «Извините, Клочков, но вы ужасно по-свински живете!», — замечает он. Клочков отвечает: «Иначе нельзя

жить. От батьки я получаю только двенадцать в месяц», а ведь даже за воду приходится платить, и надо успевать готовиться к экзаменам [1, с. 190-192]. В художественной литературе отразились также и те расходы, которые были необходимы, как полагал молодой человек XIX столетия, признания о которых не часто встретишь в воспоминаниях [2, с. 88-99].

Пессимистический взгляд публицистов и литераторов корректируется множеством воспоминаний, которые свидетельствуют о том, что лишения переносились студентами не так тяжело, преодоление трудностей даже доставляло своего рода удовольствие. А.П. Кирпичников вспоминает как однажды, когда у нескольких товарищей уже совершенно не было денег и они изнывали от голода, вдруг, неизвестно откуда пришли студентам 25 руб. Они поели как следует в кухмистерской, купили вина и сыра и пошли в оперу, потом в Большой [9, с. 165-168]. Студенческая философия не позволяла молодым людям впадать в тоску. Старший товарищ советует младшему не думать о грустном, когда того стали беспокоить мысли о том, на какие средства он будет жить. Он вспомнил, что московские студенты помогают товарищам-беднякам. «Верь и надейся! . а не то затоскуешь и впрямь погибнешь преждевременно. Верь, что мы сегодня будем сыты, а завтра, что будет то и будет! В Москве чуть не на каждом шагу можно встретить благодетеля...» [9, с. 213]. Студенты были готовы терпеть лишения и искать способы и средства существования ради учебы в прославленном университете.

55

От студенческого бюджета зависело многое, но достаток не являлся еще веской причиной для того, чтобы, не отвлекаясь на заработки, серьезно заниматься наукой. Часто бедные студенты значительно лучше учились, тогда как обеспеченные студенты проводили время в кутежах и ходили в университет только, чтобы сдать экзамены и перевестись на следующий курс. И.А. Свиньин обращается к теме заработка: «бывали минуты поистине трагические. . Уроки . были сопряжены с потерей времени и расходами, а главное — рваньем сапог, которые для студента составляли самую изнурительную статью карманного расхода». И «нужда эта доводила подчас до отчаяния» [12, с. 47-48]. «Высшая степень студенческой нищеты выражалась обыкновенно в отсутствии осветительного материала», который всегда был ощутимой статьей расходов [там же, с. 48]. В крайней нужде студенты часто закладывали родительские вещи, привезенные из дома, предметы быта и даже свою одежду.

56 Студент мог зарабатывать, и к концу XIX — началу ХХ века кроме уроков и переводов, которые являлись основным способом заработка, появились и альтернативные. В 40-е гг. XIX в. студент IV курса Малышев давал братьям Чичериным уроки географии [11, с. 17]. Эта работа, как правило, была довольно трудной и низкооплачиваемой [14, с. 227]. В.О. Ключевский зарабатывал, давая уроки. У Ключевского было много уроков, он ходил в разные семьи: в богатых семействах платили дорого, работать было удобно, не отказал Ключевский в уроке и сыну лесничего, живущего на окраине и скромно

оплачивавшего труд своего наставника [20, с. 96]. Другой студент каждую ночь трудился над новой статьей в газету, где работал журналистом, чтобы содержать жену-курсистку и себя [10, с. 82-84]. «Несомненным подспорьем бедным студентам. служила периодическая печать». Одно время «.мы все неудержимо пустились в литературу» [12, с. 48]. Даже летом студент был озабочен заработком, например, В. Курбский, живя на даче, давал уроки на условиях полного пансиона, ему предоставили питание и жилье и предложили оплату 30 руб. в месяц [10, с. 91]. Студент А.Н. Трайнин нашел хороший заработок, его взяли в семью. Стол и дом ему обеспечили, в день занимался с учеником по 2-3 часа, остальное время было свободно [21, с. 56-57]. Также студенты могли подработать в частных библиотечных собраниях, составляя библиотечные каталоги [10, с. 80]. Некоторые способы заработка казались молодежи недостойными, позорящими студентов. В начале ХХ века студенты «ввиду крайней нужды», часто прибегали к «американским» способам добычи куска хлеба: играли на пианино в кинематографах, на частных вечерах, пели в церковном хоре, служили контролерами на железных дорогах, на пароходах, принимали участие на сцене в качестве статистов [там же, с. 124]. Тем не менее, возможностей у студента начала ХХ века в получении заработка было гораздо больше.

Найти работу было особенно трудно тем студентам, которых полиция подозревала в неблагонадежности. Переписка Министерства народного просвещения с местной админи-

страцией свидетельствует об этом. «Из дел Министерства народного просвещения усматривается, что нередко в народных училищах и школах бывают учителями студенты высших учебных заведений, неокон-чившие в них курса. Признавая вредным допускать подобные личности, высказавшие уже свою неблагонадежность... Управляющий Министерством просит. сделать распоряжение»: если начальство признает студента вправе преподавать в училищах и гимназиях, нужно сделать особые отметки на их документах [22]. Таким образом, возможность заработать была не у всех студентов. Надо сказать, что не всегда студент стремился тратить время на работу и отвлекаться тем самым от учебной деятельности. Работающих студентов становится больше, и это явление можно признать типичным только к началу ХХ веку.

В середине XIX века проблему материальной нужды молодежи решали иначе. Отечественные исследователи повествуют о создании студенческих кооперативов и других «хозяйственных объединений»: касс взаимопомощи, благотворительных учреждений, столовых и т.п. Организуется «самопомощь» и соответствующие общества [17, с. 49-54]. В целом, в литературе закрепилась позитивная характеристика студенческой благотворительности. Землячества и тому подобные организации работали довольно эффективно. «Без такой поддержки многие студенты, особенно из села, могли бы затеряться и даже погибнуть без родных и близких в большом городе» [23, с. 145].

А.Ф. Керенский в своих воспоминаниях позитивно оценивает роль

землячеств. «Своей главной задачей наше землячество, как и другие, ему подобные, считало оказание помощи малоимущим студентам и поддержание контактов между земляками. ... Каждое землячество занималось также просветительской деятельностью, создавая библиотеки, содействуя книжному обмену и так далее» [24, с. 15]. Положительную оценку благотворительных мероприятий можно встретить и в публицистике: «В пользу недостаточных студентов устраивались балы, концерты» [5, с. 140]. Большинство студентов считало своим долгом помогать бедным товарищам, к тому же молодежь имела высокую способность к самоорганизации, для студенчества была характерна корпоративность и взаимопомощь в целом. К минусам такого рода объединений можно отнести их организационную нестабильность. В зависимости от политики властей по отношению к студенческим организациям и собраниям, с одной стороны; и активности каждого отдельного пятилетнего потока студентов деятельность землячеств и касс взаимопомощи то исчезала, то возобновлялась, то носила масштабный и систематический характер, то функционировала слабо, а помощь осуществлялась от случая к случаю.

Еще одним видом помощи нуждающимся была продажа подержанных книг и вещей. Особенно распространена такая взаимопомощь была в Московском университете. «Продажа учебных книг велась и в университете, через сторожей, вывескою записок со стороны как спроса, так и предложения» [9, с. 242-243]. Студент нередко пользовался предметами, уже бывшими в употреблении, не но-

57

выми. «В шинельной университета сторожа, обслуживающие вешалки, были своего рода комиссионерами. У каждого имелась стопка учебников, пособий, конспектов, которые они продавали по поручению бывших студентов, конечно с большой скидкой. Они же продавали тужурки и шинели окончивших» [5, с. 138]. Такие комиссионные выручали многих.

Студент готов был терпеть нужду ради науки. Значимость университетского ученья перед материальными проблемами целой семьи иллюстрирует переписка Ф.И. Буслаева и его мамы. «Пожалуйста, на книги меньше употребляй. казенным воспитанникам не только книги, даже карандаши и бумага даются казенные... книги надобно много денег» [8, с. 97, 99]. Тем не менее, главное для студента XIX века — это наука, приобретение нужной научной книги, справочника происходило в ущерб самому насущному. Ради приобретения такой ценности студент готов был голодать месяц. «Анатомия Вальтера, купленная мною из семи-58 рублевого месячного бюджета, — пишет И.А. Митропольский, — была первым собственным учебным пособием и казалась капитальным приобретением, ради которого легко переносить лишения», а стоимость книги составляла 5 руб.» [9, с. 243].

С плохой материальной обеспеченностью связана, по мнению авторов воспоминаний и публицистов, смертность студентов. «Студенческая нужда... или голодающая молодежь, является больным вопросом русской жизни» [10, с. 122]. Трагические случаи не являлись случайностью или вымыслом одного автора, отчеты инспекторов свидетельствуют о том, что

смертность среди молодежи была нередкой [25]. Эта проблема привела к установлению в конце XIX века регуи лярного медицинского надзора за состоянием здоровья учащихся в отдельных вузах.

Материальное положение молодежи во многом зависело от социального происхождения и достатка семьи. Современные исследователи сходятся во мнении, что «.условия повседневной жизни в действительности сильно отличались для разных групп студентов» [14, с. 219-220]. Часть молодежи находилась на грани или за чертой бедности, и к началу ХХ века численность плохо обеспеченных студентов растет. На другом полюсе находились состоятельные молодые люди, не отказывавшие себе ни в чем, ведшие роскошную столичную жизнь. Университеты стремились поддерживать студенчество стипендиями: до 50% от общего числа студентов составляли те, кто получал стипендию, был освобожден от оплаты или «умеренно» оплачивал обучение [23, с. 144]. По воспоминаниям молодежи, такая помощь носила случайный характер.

Жизнь состоятельного студента ярко отражена в воспоминаниях, которые стали настольной книгой и руководством к действию студента конца XIX века. Значение молодежной корпорации, значимость науки и учения перед другими занятиями последовательно утверждает А.И. Герцен в воспоминаниях: «Идеализм, восторженность уберегли молодых товарищей от многих падений» [26, с. 154]. Б.Н. Чичерин [11, с. 13] показывает правильное отношение студентов 40-х гг. к научной деятельности, ставя науку и карьеру превыше всего.

Многие бедные студенты, став впоследствии известными людьми, охотно вспоминают о лишениях студенческих лет и тех возможных способах, посредством которых они боролись с бедностью. Очень интересны в этом отношении воспоминания профессора И.И. Янжула: «Я был сыном весьма бедных родителей из мелкопоместных дворян., распродавал по частям то жалкое имущество, которое осталось» после того, как дети осиротели. Так «началась моя самостоятельная жизнь...», — вспоминает автор [13, с. 6-9]. И.А. Митропольский отмечает, что материальная нужда и заработки молодежи приводили к такому массовому явлению, как систематические пропуски занятий. Студент вынужден искать заработок, а работа отвлекает «.не только от посещения лекций, но и вообще от занятий наукою.» [9, с. 235]. Статистика, приводимая современными исследователями проблемы, показывает, что нередко студенты отчислялись из вузов именно по причине бедности [23, с. 143].

Тем не менее, студенческая бедность, как социальное явление, имеет определенную стабильность и психологически оправдана. Минимальный достаток, дававший возможность молодому человеку скромно жить и учиться, позволяли пройти путь определенного аскетизма, отказа от тех благ, которые он получал до обучения в вузе и после его окончания. Таким образом, повышалась ценность и значимость науки, тех знаний и профессии, которую получал студент, с одной стороны, и приобретался первый опыт самостоятельной жизни — с другой. Совмещение учебы и работы моби-

лизовало, приучало к собранности и умению рассчитывать время, скромные средства сдерживали от излишеств, форм досуга, которыми изобиловали крупные города. В основном, как публицисты, так и мемуарная литература акцентирует внимание на тех крайностях, которые во все времена существовали в студенческой среде. Возмущение вызывали как абсолютно обнищавшие молодые люди, которых к началу ХХ века становилось все больше (тогда как в XIX веке их практичев ски не было), что связано с изменением социальной структуры Российской Империи; так и очень богатые, погрязшие в роскоши и развлечениях «белоподкладочники».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чехов, А.П. Избранные произведения в двух тт. Т. 1: Рассказы и повести [Текст] / А.П. Чехов. - Л., 1960.

2. Гарин-Михайловский, Н.Г. Студенты. Инженеры [Текст] / Н.Г. Гарин-Михайловский. - М.: Художественная литература,

1972. 59

3. Гиляров-Платонов, Н.П. Университетский вопрос («Современные известия» 1868-1884 гг.) [Текст] / Н.П. Гиляров-Платонов / Изд-е К.П. Победоносцева. - СПб.: Типогр. А.С. Суворина, 1903.

4. Еленеев, Ф. Наше молодое поколение (Писано в 1884 г.) [Текст] / Ф. Еленеев. -М.: Университетская типография, 1899.

5. Засосов, Д.А. Из жизни Петербурга 18901970-х годов. Записки очевидцев [Текст] / Д.А. Засосов, В.И. Пызин. - Л.: Лениздат, 1991.

6. Иванов, П. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы [Текст] / П. Иванов. - М.: Б.и., 1918.

7. Изгоев, А.С. Об интеллигентной молодежи (Заметки об ее быте и настроениях) [Текст] / А.С. Изгоев // Вехи. Сборник

60

статей о русской интеллигенции. - М.: Новости, 1990.

8. Буслаев, Ф.И. Мои досуги. Воспоминания. Статьи. Размышления [Текст] / Ф.И. Буслаев / Сост., примеч. Т.Ф. Проко-пова. - М.: Русская книга, 2003.

9. Воспоминания о студенческой жизни. В.О. Ключевский, П.М. Обнинский, Д.Н. Свербеев, С.М. Соловьев, А.И. Кирпичников, В.А. Гольцев, Ф.И. Буслаев и др. [Текст]. - М.: Издание Общества распространения полезных книг, 1899.

10. Курбский, В. Очерки студенческой жизни (из дневника бывшего студента) [Текст] / В. Курбский. - М., 1912.

11. Русское общество 40-50-х гг. XIX в. Часть II. Воспоминания Б.Н. Чичерина [Текст].

- М.: Изд-во МГУ, 1991.

12. Свиньин, И.А. Воспоминания студента 60-х гг. за 1862-1865 гг. [Текст] / И.А. Свиньи. - Тамбов, 1890.

13. Янжул, И.И. Воспоминания И.И. Янжула о пережитом и виденном в 1864-1909 гг. [Текст] / И.И. Янжул - СПб., 1910.

14. Андреев, А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни начала XIX в. [Текст] / А.Ю. Андреев. - М., 2000.

15. Ерман, Л.К. Интеллигенция в первой русской революции [Текст] / Л.К. Ерман.

- М., 1966.

16. Иванов, А.Е. Студенчество России конца XIX - начала ХХ в.: социально-историческая судьба [Текст] / А.Е. Иванов. - М.: РОССПЭН, 2000.

17. Корягина, И.А. О бедном студенте замолвите слово. (Вопросы социально-экономического положения и активности российского студенчества) [Текст] / И.А. Корягина. - М., 1998

18. Лейкина-Свирская, В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах [Текст] / В.Р. Лейкина-Свирская. - М., 1981

19. Эймонтова, Р.Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX в. [Текст] / Р.Г Эймонтова. - М., 1993.

20. Нечкина, М.В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества [Текст] / М.В. Нечкина. - М.: Наука, 1974.

- 88 с.

21. Трайнин, А.Н. Воспоминания о Московском Университете [Текст] / А.Н. Трайнин // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1991. - № 2. - С. 56.

22. ЦИАМ, Ф. 213, оп. 1, д. 472, л. 61, Лазаревский институт восточных языков, отчет инспектора

23. Чиненный А. Студенчество российских университетов (XIX в.). [Текст] / А. Чиненный, Т. Стоян // Высшее образование в России. - 1999. - № 5.

24. Керенский, А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары [Текст] / А.Ф. Керенский; пер. с англ. - М.: Республика, 1993.

25. ЦИАМ, Ф. 213, оп. 1, д. № 472, 746, 917 Лазаревский институт восточных языков, 1888-1897 гг.; Ф. 229, оп. 2, д. № 1008, оп. 3, д. № 249 Донесения инспектора о состоянии Московской духовной Академии, 1856-1867 гг.

26. Герцен, А.И. Былое и думы [Текст] / А.И. Герцен. - М.: Детская литература, 1972.

REFERENCES

1. Andreev A.Ju., Moskovskij universitet v ob-shhestvennoj i kulturnoj zhizni nachala XIX veka, Moscow, 2000. (in Russian)

2. Buslaev F.I., Moi dosugi. Vospominanija. Stati. Razmyshlenija, Ed. T.F. Prokopova, Moscow, Russkaja kniga, 2003. (in Russian)

3. Chehov A.P., Izbrannye proizvedenija v dvuh tomah. Vol. 1: Rasskazy i povesti, Leningrad, 1960. (in Russian)

4. Chinennyj A., Stojan T., Studenchestvo ros-sijskih universitetov (XIX v.), Vysshee obra-zovanie v Rossii, 1999, No. 5. (in Russian)

5. CIAM, F. 213, op. 1, d. 472, l. 61, Laza-revskij institut vostochnyh jazykov, otchet inspektora. (in Russian)

6. CIAM, F. 213, op. 1, d. No. 472,746,917 Lazarevskij institut vostochnyh jazykov, 1888-1897 gg.; F. 229, op. 2, d. No. 1008, op. 3, d. No. 249 Donesenija inspektora o sostojanii Moskovskoj duhovnoj Akademii, 1856-1867 gg. (in Russian)

7. Eleneev F., Nashe molodoe pokolenie (Pisa-no v 1884 g.), Moscow, Universitetskaja tipografija, 1899. (in Russian)

8. Erman L.K., Intelligencija v pervoj russkoj revoljucii, Moscow, 1966. (in Russian)

ЕК

9. Garin-Mihajlovskij N.G., Studenty. Inzhen-ery, Moscow, Hudozhestvennaja literatura, 1972. (in Russian)

10. Gercen A.I., Byloe i dumy, Moscow, Dets-kaja literatura, 1972. (in Russian)

11. Giljarov-Platonov N.P., Universitetskij vo-pros, St. Petersburg, Tipografia A.S. Suvori-na, 1903. (in Russian)

12. Ivanov A.E., Studenchestvo Rossii konca XX - nachala XX vv.: socialno-istoricheskaja sudba, Moscow, ROSSPEN, 2000. (in Russian)

13. Ivanov P., Studenty v Moskve. Byt. Nravy. Tipy, Moscow, 1918. (in Russian)

14. Izgoev A.S., "Ob intelligentnoj molodezhi (Zametki ob ee byte i nastroenijah)", in: Vehi. Sbornik statej o russkoj intelligencii, Moscow, Novosti, 1990. (in Russian)

15. Janzhul I.I., Vospominanija I.I. Janzhula o perezhitom i videnom v 1864-1909 gg., St. Petersburg, 1910. (in Russian)

16. Jejmontova R.G., Russkie universitety na putjah reformy: shestidesjatye gody XIX v., Moscow, 1993. (in Russian)

17. Kerenskij A.F., Rossija na istoricheskom povorote: Memuary, trans, Moscow, Respub-lika, 1993. (in Russian)

18. Korjagina I.A., O bednom studente zamol-vite slovo... (Voprosy socialno-jekonomi-cheskogo polozhenija i aktivnosti rossijsk-

ogo studenchestva), Moscow, 1998. (in Russian)

19. Kurbskij V., Ocherki studencheskoj zhizni (iz dnevnika byvshego studenta), Moscow, 1912. (in Russian)

20. Lejkina-Svirskaja V.R., Russkaja intelligen-cija v 1900-1917 godah, Moscow, 1981. (in Russian)

21. Nechkina M.V., Vasilij Osipovich Kljuchevskij. Istorija zhizni i tvorchestva, Moscow, Nauka, 1974, 88 p. (in Russian)

22. Russkoe obshhestvo 40-50-h gg. XIX v. Pt. II. Vospominanija B.N. Chicherina, Moscow, 1991. (in Russian)

23. Svinin I.A., Vospominanija studenta 60-h gg. za 1862-1865 gg., Tambov, 1890. (in Russian)

24. Trajnin A.N., Vospominanija o Moskovskom Universitete, Vestnik Moskovskogo universi-teta. Ser. 11. Pravo, 1991, No. 2, p. 56. (in Russian)

25. Vospominanija o studencheskoj zhizni. V.O. Kljuchevskij, P.M. Obninskij, D.N. Sver-beev, S.M. Solovev, A. I. Kirpichnikov, V.A. Golcev F.I. Buslaev i dr., Moscow, Iz-danie Obshhestva rasprostranenija poleznyh knig, 1899. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Zasosov D. A., Pyzin V.I., Iz zhizni Peter-burga 1890-1970-h godov. Zapiski ochevid-cev, Leningrad, Lenizdat, 1991. (in Russian)

61

Юркина Наталия Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, 61

Московский педагогический государственный университет, nat4377@mail.ru Yurkina N.N., PhD in History, Associate Professor, Department of Russian History, Moscow State University of Education, nat4377@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.