УДК 316 Н. В. Губина
СТУДЕНЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ГОРОДА КАК УСЛОВИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. НИЖНЕКАМСКА)
Ключевые слова: общественное участие, местная демократия, ценности молодёжи.
В статье научно обобщён опыт выработки компетенций, необходимых будущим управленцам, с помощью привлечения студентов к эмпирическим исследованиям экологических проблем города и к разработке проектов решения этих проблем в рамках Европейской недели местной демократии
Keywords: public participation, local democracy, the values of the youth
In the article research experience to develop competencies needed for future managers, with help attract students to empirical research on ecological problems of the city and to develop projects to address these problems in the framework of the European week of local democracy
Теоретическое обоснование проблемы
Новая, демократическая Россия невозможна без наличия гражданского общества и системы самоуправления. Поэтому начатое в начале ХХ! века реформирование местного самоуправление, обозначенное в качестве одной из приоритетных задач государства, было призвано включить население, в том числе и молодёжь, в процесс управления, развить социальное участие граждан, способствовать достижению в обществе политической и социальной стабильности. На введение нового уровня управления возлагались надежды об успешном развитии не только городов, но и страны в целом. Однако затраты огромных сил и средств на разработку и внедрение механизмов реализации данной системы не всегда обеспечивают эффективное решение проблем муниципальных образований и связано это во многом с низкой социальной активностью населения.
Особые надежды в освоении активных моделей общественно-политического и социального поведения возлагаются на молодёжь, так как только она способна обеспечить претворение сегодняшних планов в будущем.
Содержательно под молодёжью понимают большую социально-демографическая группу социализирующихся индивидов в возрасте от 15 до 30 лет, специфическим образом репродуцирующую социальную и этническую структуру общества, призванную инновационно решать его проблемы [1]. Однако в реальности активность и инновационно сть этой категории населения (особенно в условиях аномии общественной среды) не всегда имеет позитивную направленность. Кроме того, хотя в последнее время и появилось множество самых разных молодежных объединений, в том числе политических, однако в своём большинстве они они создаются с помощью манипулятивных технологий. При ближайшем рассмотрении выясняется, что среди такого рода объединений крайне мало тех, которые созданы самой молодежью для реализации собственных интересов. Подавляющее большинство из них, либо молодежные отделения ведущих политических партий, либо политические проекты, созданные старшим поколением для решения каких-то конкретных политических задач [2].
Для решения этой проблемы необходимы новые практики включения молодёжи в общественную и политическую деятельность с целью повышения её позитивной социальной активности. Эти практики должны научить молодое поколение страны быть социально активным независимо от действий властных структур.
Одним из действенных механизмов активизации молодёжи и усиления её взаимодействия с властями может выступить повсеместное проведение в России Европейской недели местной демократии (ЕНМД). Инициатива Совета Европы и его Конгресса местных и региональных властей, осуществляемая с октября 2007 года, посвящена дню открытия подписания Европейской хартии местной демократии (15 октября 1985 г.). В своё время она была подхвачена 47-мью странами-членами Совета Европы, так как позволяет на практике реализовать основные принципы демократии и участия. В 2014 году к данному мероприятию впервые подключился и г.Нижнекамск.
Тема ЕНМД 2014 года звучит так — «Демократия участия: обмениваться, предлагать, решать»:
- «обмениваться» означает, что необходимо поощрять обмен политическим опытом работы на местах между гражданами, руководителями и местными выборными лицами;
- «предлагать» означает, что граждане должны быть осведомлены о таких возможностях и способах участия, как собрания, «круглые столы», специальные веб-сайты, форумы и т.д. Их идеи и инициативы должны приниматься во внимание и живо учитываться ко всеобщему интересу;
- «решать» означет, что участие граждан должно отражаться на процессе принятия решений с тем, чтобы они могли распоряжаться своим собственным будущим.
Описание этих процедур со всех сторон раскрывает практическое содержание понятия « общественное участие».
Теоретический смысл данного понятия представлен в следующем определении. Общественное участие в принятии властных решений представляет собой непрерывный двунаправленный процесс взаимодействия между общественностью и
органами власти, ответственными за подготовку, принятие и исполнение решений. Концепция общественного участия появилась в процессе развития демократии как системы государственного управления [3]. Но истинной причиной ее развития были требования граждан учитывать их мнение. Общественное участие особенно важно при решении локальных проблем, касающихся, например, здравоохранения, состояния окружающей среды, образования и т.д., к рассмотрению которых политики и чиновники часто подходят, не имея детальной информации и не чувствуя конфликт «изнутри».
Описание процедур и этапов проекта
Опираясь на концепцию ЕНМД кафедра государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента Нижнекамского химико-технологическом института разработала проект, который бы позволил повысить социальную активность студентов, обучающихся по специальностям и направлениям «государственное и муниципальной управление» и «управление персоналом». В рамках этиго проекта не только студенты НХТИ, но и школьники г. Нижнекамска должны были ознакомиться с основными положениями Европейской недели местной демократии, провести теоретические и эмпирические исследования экологических проблем г. Нижнекамска, разработать собственные проекты по решению этих проблем. Кроме того, студенты получали возможность публично, на круглом столе «Город начинается с меня», защитить свои проекты перед общественностью города и представителями властных структур, обеспечив тем самым формирование своих общекультурных и профессиональных компетенций.
Параллельно должна была быть реализована ещё одна цель: выявление у студентов и школьников готовности к участию в общественных делах города.
В ходе разработки проекта были сформулированы следующие цели, подцели и задачи.
Главная цель проекта - сформировать у будущих управленцев отвественность за решение проблем городского сообщества, как составную часть их профессиональных и общегуманитарных компетенций. Это, в свою очередь, не только позволит муниципальному самоуправлению разнообразить формы участия (самодеятельности) населения в решении вопросов экологической безопасности г. Нижнекамска, но и создаст условия для активизации широких слоев населения и заинтересованного включения их в жизнедеятельность города.
Подцели проекта:
- развитие доверительных, толерантных отношений между всеми слоями населения города и между населением и властными структурами;
- воспитание чувства гражданского долга и ответственности у населения, позволяющего осознать необходимость поддержания стабильной экосферы, здорового образа жизни;
- формирование у всех слоёв населения системы ценностей, касающихся комфортности, чистоты родного города, родного края.
Для достижения целей и подцелей были оп-
ределены следующие задачи:
• приобщение студентов и школьников к процессам городского развития;
• освоение студентами различных форм активности и участия в жизни города;
• развитие у студентов навыков и умений работать с населением;
• развитие навыков взаимодействия студентов с органами местного самоуправления в интерактивном обмене информацией и в двусторонней обратной связи, а также публичных выступлений по острым социальным проблемам;
• формирование инициативности у студентов и школьников по месту жительства для решения актуальных задач, связанных с созданием комфортной, благоустроенной среды проживания, развитие у них социального творчества;
• выработка у студентов и школьников исследовательских навыков и умений по вопросам окружающей среды.
На неделю местной демократии (13-19 октября 2014 г.) были запланированы следующие мероприятия на базе НХТИ.
1. Подготовка и раздача заданий для студентов НХТИ и учащихся 10-11 классов школ города по проведению теоретических и эмпирических исследований проблем загрязнения окружающей среды в г. Нижнекамске.
- Выезды студентов в сады-огороды, лесные зоны отдыха для сбора эмпирической информации и бесед с населением по вопросам экологии и позитивном экологическом поведении в этих местах.
- Проведение студентами НХТИ «чистого средника» по уборке несанкционированных свалок и последующих «пикника на свежем воздухе» и дебатов с представителями от населения и органов власти.
3. Публичная защита результатов лучших теоретических и эмпирических исследований проблем загрязнения окружающей среды в г. Нижнекамске в формате «круглого стола» с приглашением представителей органов муниципальной власти, общественности города и СМИ.
- В рамках этого же мероприятия организация фотовыставки и плакатов экологической направленности.
- Подведение итогов и принятие резолюции по круглому столу, награждение отличившихся.
Ценность данного проекта заключается в том, что мероприятия экологической направленности смогут объединить людей, независимо от национальности, вероисповедания, возраста, политических взглядов.
Осуществление проекта, позволит повысить эмоциональное, морально-психологическое, социальное состояния населения, что, соответственно улучшит результативность и эффективность местного самоуправления.
Ожидаемые результаты от реализации
проекта:
- постепенное увеличение числа участников низовых массовых форм активности молодых горожан;
- увеличение разнообразия форм молодёжной гражданской активности;
- рост социальной ответственности молодёжи;
- увеличение количества молодёжных организаций (союзов, ассоциаций, комитетов и пр.) гражданской активности;
- вовлечение молодёжи в поле управленческих решений;
- принятие городских программ, ориентированных на поддержку молодёжных гражданских инициатив;
- увеличение объема информации о деятельности органов местного самоуправления и повышение степени доверия молодёжи к ним;
- создание более благоприятной экономической, экологической, политической, духовной среды обитания, повышение качества жизни городского социума;
- изменение духовного мира молодёжи за счет повышения уровня её информированности о городе и его проблемах, устойчивого интереса к городским процессам;
- повышение позитивного социального тонуса молодёжи города.
Таким образом, проект стал инструментом формирования социального капитала города на основе организации и самоорганизации молодёжи [4].
Для эффективного погружения студентов в проблематику городской жизни и культивирования у них чувства ответственности за место своего проживания в рамках семинарских занятий по дисциплинам «введение в специальность», «социология», «инфраструктура муниципального образования», «городское хозяйство», «лидерство и управление командой», «управление социальным развитием организации» преподавателями были представлены цели и задачи Европейской недели местной демократии, озвучены основные проблемы г. Нижнекамска, сформулированы возможные направления и задачи исследований, представлены техники сбора эмпирических данных. Всё это стало базой для формирования социальных и политических установок студентов [5].
Студентам было объяснено, что многочисленные социологические исследования, проводимые в г. Нижнекамске, выявляют экологическую проблему как наиболее волнующую население города.
При этом в сознании населения сложился стереотип, что единственными субъектами загрязнения выступают предприятия нефтехимического комплекса. Этот взгляд на проблемную ситуацию формирует у населения:
• негативный взгляд на деятельность предприятий;
• пассивность и отсутствие желания включиться в решение данного вопроса;
• некритическое отношение к собственному экологическому поведению и сознанию.
При этом нарушать нормы экологической культуры склонны все слои городского населения:
1. дети и школьники, которые мусорят воз-
ле дома на детских и спортивных площадках, на пришкольных территориях, совершают акты вандализма в подъездах домов;
2. подростки и молодёжь, которые совершают все эти же действия ещё и в общественных местах досуга и отдыха;
3. взрослое население, которое подаёт пример подрастающему поколению, выбрасывая мусор из окон многоквартирных домов; оставляя мусор в полях и лесах после пикников; моя личные автомашины у природных водоемов и рек; устраивая несанкционированные свалки на садово-дачных массивах и на окраинах города; захламляя организованные места вывоза мусора отходами огородного хозяйства, которые могут быть утилизированы ими в пределах своих земельных участков и т. п.
Такое поведение населения может быть объяснено с помощью «теории разбитых окон», сформулированной Джеймсом Уилсоном и Джорджем Кел-лингом в 1982 году. Согласно этой теории, если кто-то разбил стекло в доме, и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародерство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм экологической культуры провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. Если вы плюнете на тротуар или бросите использованный билет, фантик от конфеты и т.п., то, кто-то обязательно повторит за вами это действие и дело может дойти до того, что люди начнут выбрасывать на дорогу старую мебель или радиоактивные отходы.
Вот почему важно и крайне актуально для г. Нижнекамска дать почувствовать всем слоям населения их ответственность за решение данной проблемы и показать на примере их участия в мероприятиях ЕНМД, что комфортное проживание в городе начинается с каждого («Город начинается с меня»).
Реализация проекта состояла из трёх этапов.
На первом этапе в течение трёх недель, пока студенты осуществляли сбор информации и оформляли её в виде научных работ по выбранной теме, преподаватели осуществляли встречи с 10-ми и 11-ми классами школ города. На этом же этапе проводился социологический опрос школьников.
Второй этап. После завершения исследовательского этапа и предварительного заслушивания результатав исследований в рамках семинарских занятий, преподавателями были выбраны студенческие проекты, для совместного осуществления: экологический субботник, формирование экологического сознания школьников и создание экологических экспонатов для городского музея. На этом этапе был осуществлён социологический опрос студентов.
Третий этап. Проведение круглого стола «Город начинается с меня» на базе Нижнекамского химико-технологического института с приглашением гостей.
Результаты реализации проекта и выводы
Работа со школьниками, проведённая кафедрой ГМУСМ, состояла из информационно-познавательных бесед и социологического опроса. Всего этими мероприятиями было охвачено восемь
школ города разного уровня (лицеи, гимназии и средние образовательные школы). В беседах и опросах приняли участие более 270 учащихся 10-11 классов.
В рамка осуществления студенческих проектов по экологическому воспитанию школьников были задействованы 5-ые классы четырёх школ города. Этими мероприятиями было охвачено более 120 учащихся.
В экологическом «среднике», проведённом в городском парке 15.10.2014, приняло участие 93 студента факультета ЭиУ и 7 преподавателей кафедры ГМУСМ. В ходе этого мероприятия были реализованы следующие задачи:
1. практическая (очистка территории парка от мусора и закрепление навыков бережного отношения к окружающей среде);
2. просветительская (студенты воочию увидели состояние и проблемы окружающей среды, некоторые впервые узнали о принципах и задачах ЕНМД, население было ознакомлено с заботами молодёжи об окружающей среде и т.п.);
3. исследовательская (студенты группы 4107 провели социологический опрос посетителей городского парка);
4. интегративная (студенты и преподаватели сплотились в совместном труде и отдыхе, испытали чувство гордости за свою кафедру, о которой были сделаны репортажи в СМИ города и т.п.);
5. профориентационная (студенты, получающие управленческое образование, освоили навыки организационной работы; на примере увидели, как участвуют в выполнении своих функций должностные лица из муниципальных структур управления; первокурсники познакомились с практическими аспектами своей будущей профессии).
Собранный студентами эмпирический материал позволил вынести для обсуждения на круглой стол следующие вопросы:
- теоретические аспекты экологии;
- проблемы загрязнения окружающей среды твердыми бытовыми отходами;
- участие молодёжи в акциях по защите окружающей среды;
- уровень экологического сознания горожан;
- информационная поддержка экологического поведения;
- экологическое воспитание и просвещение детей и подростков;
- антиэкологическое поведение горожан;
- забота о «братьях меньших».
На круглый стол поступило 36 докладов, 10 из которых были заслушаны на пленарном заседании, а 26 — представлены на стендах. В подготовке докладов участвовало 70 студентов факультета экономики и управления и управления и автоматизации.
Всего на заседании круглого стола присутствовали более 150 студентов всех факультетов НХТИ; 11 преподавателей и 19 представителей муниципальных органов власти, депутатов и общественности города.
В качестве модераторов на круглом столе выступили заместитель главы Нижнекамского муниципального района и заведующий кафедрой ГМУСМ.
Доклады пленарного заседания вызвали оживленную дискуссию при обсуждении проблем негативного влияния человека на окружающую среду. Приглашенные принимали активное участие в процессе обсуждения, они не только высказывали свое отношение к поднятой проблеме, но делали компетентные замечания по проектам студентов и вносили свои предложения, позволяющие более эффективно реализовать проекты.
По окончании круглого стола 5 работ были отмечены грамотами в различных номинациях: «Гран При», «За лучшую, теоретическую работу», «За лучшую практическую работу», «За удачный дебют в науке», «За лучший фотосюжет».
Все присутствующие высоко оценили данное мероприятие и высказали удовлетворённость от участия в нём.
В дальнейшем на семинарских занятиях преподаватели кафедры ГМУСМ осуществили процедуру рефлексии студентами своего участия в проекте «Мой город начинается с меня». При этом было выявлено, что проект не только многому научил студентов в плане выработки навыков и умений проведения эмпирических исследований и расширения знаний об экологических проблемах города, но и позволил по итогам обсуждения их предложений на круглом столе сформировать более критическое отношение к себе. Студенты отметили:
- не все из них серьёзно подошли к написанию проектов, и это не дало им возможности получить призовые места при оценке проектов, а потребность в этом возникла, когда они увидели оценки других;
- они не всегда могли организовать свою работу в группе, выбрать лидера, выработать и принять общие правила и т.п.;
- было отмечено и то, что в ходе своего обучения в вузе, они не выработали у себя навыков работать самостоятельно и по чёткому графику, поэтому приходилось много времени тратить на корректировку этих недостатков и т.д.
Всё это ещё раз убедило организаторов в высокой практической значимости проведения подобных мероприятий.
Социологические опросы школьников и студентов также были очень информативны и дали пищу для размышления и преподавателям, и представителям властных структур.
Как уже говорилось, основной целью данного исследования было выявление причин, снижающих готовность студентов и школьников участвовать в общественных делах города.
По тендерному признаку респонденты распределились следующим образом: среди школьников участвовало в опросе 52,4% девушек, а среди студентов — 79,2%.
Для выявления лояльности молодого поколения к своему городу и желания связать свою
судьбу с ним, были заданы вопросы: любите ли вы свой город и хотите ли вы покинуть Нижнекамск?
Ответы на первый вопрос показали следующее наполнение вариантов ответов: «очень люблю» - 42% школьников и 43,4% студентов; «не очень» - 32,4% школьников и 39,6% студентов; «не люблю» - 7,6% школьников и 0% студентов; «не думал об этом» - 12% школьников и 17% студентов.
Уехать из города собираются 91,6% школьников и 43,4% студентов.
Отсюда следует вывод, что молодёжь, оставшаяся учиться в НХТИ, более патриотично настроена к своему городу и готова связать свою судьбу с ним. Поэтому формирование у школьников и их родителей установок на поступление выпускников школ в старейший вуз города, для освоения ими программ бакалавриата, прогнозирует закрепление в городе почти 50% молодых нижнекамцев, которые массово покидают город после окончания школы.
Другая, решаемая опросом задача, - выявление уровня озабоченности молодёжи проблемами города. В связи с этим был задан открытый (без вариантов ответов) вопрос: «Какие проблемы ощущаются в Нижнекамске наиболее остро?». В таблице 1 представлены ответы, которые можно прокомментировать следующим образом.
Таблица 1 - Распределение ответов студентов и школьников на вопрос: «Какие проблемы ощущаются в Нижнекамске наиболее остро?»
Следует отметить, что мы будем считать все ответы, даже с очень маленьким наполнением, значимыми. Так как в вопросе не было предложено вариантов ответов, то заявленная проблема и предложенный дискурс обсуждения принадлежат рес-
пондентам, а, значит, действительно волнуют определённую часть населения города.
Проблема экологии имеет самое большое наполнение, так как именно с этим связано осуществление всего проекта, а вот на второй строке отмечены уже не абстрактные экологические проблемы, а те конкретные их проявления, которые действительно волнуют респондентов. К ним относятся несанкционированные выбросы вредных веществ в атмосферу нефтехимическими предприятиями города и бытовой мусор, загрязняющий город и его окрестности.
Состояние дорог в равной степени волнуют и школьников и студентов, это связано с тем, что большинство из них уже ездят на автомашинах, поэтому на себе ощущаю эту проблему.
Жалобы на досуговую структуру города в большей мере высказывают школьники, так как студенты в большей степени реализуют свои потребности в досуге в стенах института, где они очень интенсивно занимаются творчеством.
Работа общественного транспорта в большей степени волнует студентов, так как школы в основном расположены в тех же микрорайонах, где проживают учащиеся, а студентам приходится добираться до института через весь город, и они больше осведомлены об этой проблеме.
Интересным является выдвижение школьниками в значимые проблемы «бюрократизма, коррупции», «преступности, наркомании, алкоголизма», «социального неравенства, бедности». Если опираться на результаты более углублённого анализа, то отметим следующее. Первая и третья проблема выдвинуты лицеистами, то есть теми учащимися, которые прошли через бюрократические препоны, может быть взятки и ощутили на себе, как сложно попасть в престижное учебное заведение, не имея денег и блата. Ну, а школьники обыкновенных школ, которые часто живут в неблагополучных семьях, тоже не понаслышке знают, что такое преступность, алкоголизм и наркомания.
Автором был разработан индекс проблема-тизации жизни (Ипр), который рассчитывался для каждой группы в отдельности. Величина этого индекса (для школьников равна 147,6 б., для студентов — 177,5 б.) показала, что жизнь студентов более проблематична, и это не случайно, ведь для многих из них актуален вопрос о трудоустройстве, о материальном благополучии, о карьерном росте и т.п., поэтому для выпускников вузов этот индекс оказался ещё выше и равен 242,3б.
Третья задача опроса является самой важной для выявления готовности молодого поколения к активным и инициативным действиям.
Раскрывая её, были заданы вопросы о том, кто должен решать проблемы, существующие в городе, и как респонденты лично могут в этом участвовать.
Ответы на первый вопрос выявили следующие тенденции. «Проблемы должны решать власти РФ и РТ» - так считают 33,6% школьников и 26,4% студентов; «проблемы должны решать власти города» - 39,6% школьников и 30,2% студентов; «про-
Наименование проблем школ студ
экология 74,4 83
загрязнения воздуха и окружающей среды 10,4 28,3
плохие дороги 23,6 24,5
неразвитая досуговая инфраструктура 12,8 3,8
бюрократизм, коррупция 4,8 0
работа общественного транспорта 4 11,3
преступность, наркотики, алкоголизм 4 1,9
социальное неравенство, бедность 3,2 0
занятость населения 2,8 5,7
образование (нет нужных вузов, школ) 2,4 0
проблемы молодёжи 2 5,7
мало магазинов 1,2 0
плохая освещённость улиц 1,2 3,8
бездомные животные 0,4 3,8
высокая заболеваемость, проблемы мед.обслуживния 0,4 5,7
Общий уровень проблематизации 147,6 177,5
блемы должно решать население города» - 5,2% школьников и 5,7% студентов; «проблемы должны решать все вместе, по инициативе населения» -31,2% школьников и 45,3% студентов. Такой расклад ответов, подчёркивает большую социальную зрелость студентов, по сравнению со школьниками.
Предложения о личном участии в решении городских проблем школьников и студентов полно представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос: Как вы лично можете участвовать в решении проблем города?
Формы участия школ студ
Свести к минимуму использование авто 0,4 3,8
Никак (уехать) 22 3,8
Не знаю 24,4 20,8
Не сорить 14 13,2
Референдумы, митинги, жалобы 8 7,5
Участвовать в субботниках и других эко-акциях 16,4 32,1
Предлагать, организовывать, решать 12 24,5
У нас нет на это времени 2,8 0
Комментируя ответы респондентов, отметим, что школьники в меньшей степени склонны принимать участие в решение городских проблем. Да и среди студентов немало нашлось тех, кто не знает, как это сделать (20,8%).
Все ответы респондентов можно сгруппировать по признаку активности/пассивности действий. Это позволило наглядно представить структуру активности участия молодёжи г. Нижнекамска в решении проблем города.
Если для школьников эта структура выглядит следующим образом: активность — 20,4%, пассивность — 54,8%, неучастие — 24,8%, то для студентов: активность — 32%, пассивность — 64,2%, неучастие — 3,8%. Эти структуры активности должны стать обоснованием управленческих воздействий, оказываемых на молодёжь города представителями властных структур. Студентов в большей мере необходимо учить самостоятельности, развивать у них инициативность, уверенность в се-
бе, а для школьников необходимы ещё и коррекци-онные мероприятия, воспитывающие у них чувства ответственности и долга.
И результаты проведения практических мероприятий, и результаты социологического опроса показали:
- что социальная активность молодого поколения населения Нижнекамска должна находиться под пристальным вниманием властных структур и общественности города. Это позволит более эффективно реализовать тот социальный потенциал, который имеется в молодёжной среде;
- что метод «погружения в ситуацию», применённый преподавателями кафедры ГМУСМ для активизации студенчества, является действенным инструментов не только в педагогике, но и в решении реальных управленческих задач;
- что, несмотря на то, что российская молодёжь (и её конкретные представители в г. Нижнекамске) и в XXI веке переживает кризисы: самореализации, адаптации и социализации, доверия по отношению к власти, индивидуализации, вхождения в новую среду обитания — она всё равно остаётся главной движущей силой развития общества [6].
Литература
1. Д.А., Давыденко, В сб. Проблемы обществоведения: Материалы V межрегиональной научной конференции, Красноярск, 2004. С. 64;
2. Молодежь новой России: ценностные приоритеты, Российская Академия Наук, Москва, 2007. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_5_4_0.html;
3. L.W., Canter, Environmental Impact Assessment, McGraw-Hill, NY, 1996, 480 p.
4. Н.В., Губина, М.А. Хамидуллин, Позитивная самоорганизация молодёжи как основа роста социального капитала монопрофильного города, Вестник КГТУ, 15, 2, 111-114 ( 2012);
5. Э.А., Иванова, Р.М. Рахимова, Социальное настроение и политические установки различных возрастных групп населения провинциального города (на примере г. Альметьевска), Вестник Казан. технол. ун-та, 15, 2, 122-126 ( 2012);
6. О.Н. Коршунова, Социальная адаптация молодёжи в контексте постулатов просвещения, Вестник Казан. тех-нол. ун-та, 15, 2, 131-126 (2012)
© Н. В. Губина - д-р социол. наук, зав. каф. государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», [email protected].
© N. V. Gubina - doctor of social sciences, manager of chair of the public and municipal administration, sociology and management, NCHTI "KNRTU", [email protected].