Научная статья на тему 'Воспитательный аспект в образовательном процессе на технологическом факультете НХТИ'

Воспитательный аспект в образовательном процессе на технологическом факультете НХТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / STUDENTS’ SELF-GOVERNMENT / EDUCATIONAL ACTIVITY / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL PROCESS / YOUNG SPECIALIST UP-BRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Э. Н., Сафиуллина Т. Р.

Рассмотрены и описаны особенности воспитательного процесса на технологическом факультете НХТИ КНИТУ. Представлена организационная структура и проанализированы основные направления воспитательной работы на факультете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the educational process are shown and described at the Technological Department of the NCHTI. Organizational structure is shown and the main tendencies of educational activities are analyzed at the Department.

Текст научной работы на тему «Воспитательный аспект в образовательном процессе на технологическом факультете НХТИ»

Э. Н. Нуриева, Т. Р. Сафиуллина

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ НХТИ

Ключевые слова: воспитательная деятельность, студенческое самоуправление, организационная структура воспитательного процесса, основные направления воспитательной работы.

Рассмотрены и описаны особенности воспитательного процесса на технологическом факультете НХТИ КНИТУ. Представлена организационная структура и проанализированы основные направления воспитательной работы на факультете.

Keywords: educational activity, students’ self-government, organizational structure of the educational process, young specialist upbringing.

The peculiarities of the educational process are shown and described at the Technological Department of the NCHTI. Organizational structure is shown and the main tendencies of educational activities are analyzed at the Department.

Становление молодого специалиста в период его обучения в вузе в настоящее время требует основательного обращения к теме воспитания студента. Это продиктовано

современными требованиями к уровню профессиональных знаний и навыков, социальной и гражданской активности [1].

Высшее учебное заведение решает задачу предоставления каждому гражданину возможности для интеллектуального, культурного и

нравственного развития, получения высшего образования и квалификации в соответствии с его способностями, знаниями и желаниями,

обеспечение широты и качества образования, повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики. Воспитательная работа является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Главная ее цель -формирование гармонично развитой, творческой и нравственной личности, способной работать в коллективе и быть лидером, умеющим действовать и побеждать в условия конкурентной среды. Практическое воплощение данной цели строится на основе Концепции воспитательной работы КНИТУ. Данная концепция распространяется на все филиалы, в том числе НХТИ.

Наличие эффективной организационной структуры является необходимым условием организации воспитательной деятельности вуза. Организацией внеучебной деятельности студентов на технологическом факультете занимается заместитель декана по воспитательной работе [2]. В этом ему помогают кураторы академических групп 1-2 курсов очной и очно-заочной форм обучения. Важным элементом в организационной структуре воспитательной работы являются органы студенческого самоуправления. Развитие и углубление демократических традиций

студенчества, воспитании у молодежи гражданской ответственности, активного отношения к жизни, формирование у будущих специалистов лидерских качеств, является главной целью студенческого самоуправления.

Органами студенческого самоуправления в масштабах вуза являются ССиА и Студенческий профком.

Важным участником формирования воспитательного пространства на технологическом факультете является социально-психологическая служба. Социолог и психолог оказывают программную, методическую и дидактическую помощь в разработке и организации воспитательной деятельности в НХТИ, ведут активную работу по поляризации психологических знаний и результатов социологических исследований, сотрудничают с вузовской газетой «Мир НХТИ», проводят обучающие и профилактические лекции и семинары.

Работа психологической службы осуществляется по нескольким направлениям, ведущим из которых является консультирование студентов, сотрудников и преподавателей по различным психологическим проблемам. Обязательным элементом организационной структуры воспитательной работы в вузе являются средства массовой информации. С 2001 года в НХТИ выходит газета «Мир НХТИ», где студенты могут не только узнать вузовские новости и анонсы мероприятий, но и проявить свои журналистские способности, поделившись на ее страницах своими проблемами, предложениями и просто интересной информацией. Редактором газеты в настоящее время является студент технологического факультета! Воспитательная работа на технологическом факультете ведется по ряду основных направлений:

Организационная работа с новым контингентом студентов. В этом направлении ведется работа по сохранению факультетских и вузовских традиций. Воспитание уважительного отношения студентов начинается с первого курса. В рамках акции «День первокурсника» студенты знакомятся с правилами внутреннего распорядка, уставом НХТИ, с особенностями организации учебного процесса. Важным(или одним) моментом данной акции является предложение

первокурсникам выпустить газету «Разрешите представиться». !!! Тем самым первокурсники

вовлекаются в среду большого профессионального коллектива.

Профессионально-творческое и трудовое воспитание. В этом направлении ведется работа по привлечению студентов к элементам трудовой деятельности. Студенты технологического факультета участвуют в акции «Чистый лес». Также для студентов организуются экскурсии на основные промышленные предприятия города Нижнекамска: ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО

«Нижнекамскшина», ОАО «ТАНЕКО», ОАО «ТАИФ-НК», городская станция водоочистки и др. Организуются встречи с выпускниками технологического факультета, работающие на этих предприятиях и занимающие руководящие должности. В ходе встреч студенты знакомятся более подробно со спецификой будущей профессии инженера-технолога. На последнем курсе очной формы обучения студенты по договору с ОАО «Нижнекамскнефтехим» устраиваются на работу по программе «Федеральная экспериментальная площадка» на рабочие специальности аппаратчиков или машинистов 3,4 разряда, подтверждая разряд сдачей квалификационного экзамена в учебном центре предприятия. Эти студенты проходят на своих рабочих местах преддипломную практику с последующей защитой дипломного проекта. Ежегодно членами государственной аттестационной комиссии в лице представителей работодателей отмечается высокий уровень защищаемых дипломных проектов [3].

Работа по усовершенствованию деятельности органов студенческого

самоуправления в институте. На

технологическом факультете имеется свой Совет студентов и аспирантов, в работе которого принимают студенты всех курсов. Его деятельность: решение проблем, касающихся академической успеваемости, быта и материального обеспечения, участие в стипендиальной комиссии факультета, организационная поддержка культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Формирование и пропаганда здорового образа жизни, профилактика социальнонегативных явлений в студенческой среде. Вопросы культивирования здорового образа жизни, профилактики различных асоциальных пристрастий всегда остаются достаточно значимым направлением воспитательной работы. На факультете ведется широкая профилактическая работа по борьбе с алкоголизмом, курением, наркоманией, популярны мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа. Ежегодно проводится акция «Мы против СПИДа», приуроченная к Дню борьбы со СПИДом (1 декабря) и «Здоровая планета НХТИ». Каждая академическая группа студентов 1-2 курсов выпускают стен-газеты, отражая свое видение проблемы. Встречи-лекции с представителями правоохранительных органов, со специалистами здравоохранения стали на факультете постоянными. Студенты принимают активное участие в различных акциях, направленных на формирование здорового

образа жизни. Значительный вклад в дело популяризации здорового образа жизни среди студентов технологического факультета вносит кафедра физического воспитания. Большинство студентов посещают различные спортивные секции, а также наши студенты достойно защищают честь не только факультета, но и вуза на спортивных соревнованиях различного уровня [4].

Нравственно-эстетическое воспитание. Значительное внимание уделяется нравственноэстетическому воспитанию студентов

технологического факультета. В рамках этого направления воспитательной деятельности регулярными стали организация и проведение специальных бесед, посещение выставок и встреч с интересными людьми, проводимых в культурных центрах г. Нижнекамска. Например, в 2012 году проводились круглые столы городского уровня, посвященные юбилею великого татарского поэта Г. Тукая, Хасана Туфана, Гаяза Исхаки. Также интересным моментом для студентов является участие в конкурсе творческих работ (художественные репродукции, макроме, вышивки, бисероплетение, вязание, фотографии и др.)

Экологическое воспитание. Нижнекамск много раз завоевывал звание самого чистого города России и гордится своими лесопарковыми зонами. Студенты технологического факультета два раза в год участвуют в акции «Чистый лес», внося свой вклад в экологическую сохранность лесопарковых зон, принимают участие в студенческой конференции «Химия - одна из приоритетных наук в решении экологических проблем» и круглом столе «Проблемы региональной экологии».

Правовое воспитание. Вопросы правового воспитания остаются достаточно значимым направлением воспитательной работы на технологическом факультете. Для студентов организуются круглые столы, встречи с юристами, работниками УВД г. Нижнекамска,

представителями МЧС, инспектором отдела пропаганды ГИБДД.

Семейно-бытовое воспитание. Активно ведется на технологическом факультете работа и по семейно-бытовому воспитанию. На

технологическом факультете проводятся

мероприятия посвященные Дню матери: тематические вечера, круглые столы с приглашением мам, конкурсы стенгазет, рефератов; «Международный день семьи» - встреча с

психологами, представителями ЗАГСа г.

Нижнекамска.

Гражданско-патриотическое и

интернациональное воспитание. В рамках этого направления воспитательной деятельности является гражданско-патриотическое воспитание студентов, ориентированное на формировании в студенческой среде уважительного отношения к своему государству и активной жизненной позиции. Большая роль в реализации этого направления воспитательной работы принадлежит музею НХТИ. Этапы становления и развития вуза, его историческое прошлое научные достижения ученых,

яркая студенческая жизнь и учеба - все это отражено в музейной экспозиции [4].

В гражданско-патриотическом воспитании студентов особую роль играют торжественные мероприятия, приуроченные к памятным датам и событиям: Дню Победы - концерты, чествования ветеранов ВОВ и тружеников тыла, вахта памяти у монумента Победы, встречи с воинами-интернационалистами; участие в массовополитических мероприятиях, посвященных

государственным праздникам и памятным датам в истории России и Татарстана.

Студенты технологического факультета принимают участие в благотворительной акции, направленной на поддержку социально не защищенных детей, в акции «Международный день толерантности» и др [5]. Таким образом, получение высшего образования на технологическом факультете и активная воспитательная работа при этом, открывают перед студентами перспективу не только приобрести необходимые профессиональные знания и навыки, но и стать специалистом с высоким уровнем культуры и интеллекта, способного к созидательной деятельности в обществе и адаптации в нем; формирование у будущего специалиста высоконравственных, духовных, этических, гражданских, патриотических, профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности и общества; формирование толерантных отношений в студенческо-

педагогической среде; воспитание ответственности личности за принимаемые решения и действия; выработка у студентов способности к самоконтролю, самооценке, саморазвитию; формирование позитивной жизненной позиции, утверждение здорового образа жизни.

Литература

1. Барабанов, В.П. Научное обоснование концепции развития воспитательной системы высшего учебного заведения/ В.П. Барабанов, О.Ю. Макарова // Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2012. - № 8. - С. 416 - 420.

2. Охтень, О.С. Не только обучать, но и воспитывать/ О.С. Охтень // Высшее образование в России. - 2011. - №1. -С.63-69.

3. Елизаров, В.И. Итоги и перспективы реализации программы «Федеральная экспериментальная площадка» в Нижнекамском химико-технологическом институте КГТУ/ В.И. Елизаров, М.А. Закиров// Материалы Межрегион. науч.-практ. конференции «Инновационные процессы в области образования, науки и производства». - 2004. - Т.2. - 162-164.

4. Старшинова, Т.А. Психолого-педагогические механизмы формирования профессиональной компетентности в русле педагогической интеграции / Т.А. Старшинова // Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2012. -Т.15. №3. - С. 210-211.

5. Мочалин, С.М. Настоящее и будущее экономического факультета/ С.М. Мочалин, Д.И. Заруднев // Высшее образование в России. - 2011. - №1. - С.48-54.

© Э. Н. Нуриева - канд. пед. наук, доц. каф. химии, зам. декана по воспитательной работе НХТИ КНИТУ; Т. Р. Сафиуллина - канд. хим. наук, доц., декан технологического факультета НХТИ КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.