Научная статья на тему 'Современная молодежная политика в вузе'

Современная молодежная политика в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / EDUCATIONAL WORK / YOUTH POLICY / STUDENT SELF-GOVERNMENT / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абуталипова Людмила Николаевна, Суляев Нариман Исхакович

В статье представлены некоторые положения концепции организации воспитательной работы в современном университете, включая ее основные функции и задачи. Перечислены гуманитарные технологии, используемые при реализации молодежной политики в университете. Среди них: развитие системы студенческого самоуправления, самосовершенствование и развитие лидерства, работа в студенческом общежитии, создание условий для творческой самореализации студентов, развитие волонтерства и популяризация добровольчества, здоровье сберегающие технологии, практики патриотического воспитания и формирования гражданской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN YOUTH POLICY

The article dwells on the main theses of the conception of the university youth policy, reveals the basic functions, tasks of the educational work, and the basic implemented such as development of student self-government, self-improvement and leadership development, recreation and cultural work at student hostels, development and popularizationof volunteering, patriotic education and formation of students’ civic stand, health-saving technologies and others.

Текст научной работы на тему «Современная молодежная политика в вузе»

86

Высшее образование в России • № 5, 2015

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ВУЗЕ 1

АБУТАЛИПОВА Людмила Николаевна - д-р техн. наук, профессор, проректор по воспитательной и социальной работе, Казанский национальный исследовательский технологический университет. E-mail: [email protected]

СУЛЯЕВ Нариман Исхакович - директор института военного обучения, полковник, доцент кафедры РХБ защиты, Казанский национальный исследовательский технологический университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлены некоторые положения концепции организации воспитательной работы в современном университете, включая ее основные функции и задачи. Перечислены гуманитарные технологии, используемые при реализации молодежной политики в университете. Среди них: развитие системы студенческого самоуправления, самосовершенствование и развитие лидерства, работа в студенческом общежитии, создание условий для творческой самореализации студентов, развитие волонтерства и популяризация добровольчества, здоровьесберегающие технологии, практики патриотического воспитания и формирования гражданской позиции.

Ключевые слова: воспитательная работа, молодежная политика, здоровьесберегающие технологии, студенческое самоуправление, военно-патриотическое воспитание

Целевым ориентиром молодежной политики в вузе является формирование современного специалиста высшей квалификации, обладающего должным уровнем профессиональной и общекультурной компетентности, комплексом профессионально значимых качеств, твердой социальноориентированной жизненной позицией и системой социальных, культурных и профессиональных ценностей. Она направлена на формирование и развитие гармонично развитой личности, сочетающей качества научной и профессиональной добросовестности, высокой гражданственности, патриотизма, содействует самоопределению личности в обществе [1, с. 108].

Основными целями воспитательной работы со студентами в университете выступают: интеллектуальное и духовное развитие; профессионально-трудовое самосовершенствование; гражданско-правовое развитие; культурно-нравственное развитие; физическое совершенствование.

Задачи воспитательной работы:

- формирование научного мировоззре-

ния студентов, развитие их познавательных интересов и стремления к поиску;

- ориентация студентов на гуманистическое мировоззрение, воспитание у них потребности к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формирование эстетического вкуса;

- воспитание потребности к труду как высшей жизненной необходимости и нравственной ценности, развитие инициативы, целеустремленности в профессиональной сфере и во всех других сферах жизнедеятельности;

- воспитание студента как личности и гражданина, формирование у него активной жизненной позиции, гражданской ответственности, национального самосознания, патриотизма, развитие правовой культуры, уважения к закону и правопорядку;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни, стремления к созданию семьи, воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии;

- адаптация первокурсников, иного-

1 Исследование выполнено в рамках «Программы развития деятельности студенческих объединений образовательных организаций высшего образования» (Протокол № ВК-47/09пр от 27.12.2013, рег. номер заявки № 2014-ПСО-059).

Юбилей

87

родних и иностранных студентов к условиям вузовской среды.

Решение поставленных задач предполагает создание следующих условий:

• проведение научно обоснованной управленческой и организационной деятельности по созданию инфраструктуры воспитательной работы;

• разработка эффективной системы воспитания, мониторинг и разработка методов, обеспечивающих формирование и развитие необходимых качеств личности;

• создание механизмов, обеспечивающих функционирование целостной системы воспитательной работы на факультетах.

Одним из перспективных путей повышения эффективности воспитательного процесса является разработка и внедрение новых воспитательных технологий, которые предполагают опосредованное воздействие на воспитывающую среду с целью создания оптимальных условий для становления личности. Среди эффективных технологий молодежной политики можно отметить следующие [2, с. 95].

• Развитие системы студенческого самоуправления как инструмент воспитательного процесса. Студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов их жизнедеятельности, развитие их социальной активности, поддержку социальных инициатив.

Студенческое самоуправление в КНИ-ТУ представлено Союзом студентов и аспирантов. Цель данной организации - поддержка талантливых, инициативных, креативных, заинтересованных студентов с активной жизненной позицией, реализация различного рода мероприятий, удовлетворяющих разносторонние интересы всего студенчества, а также работа, направленная на улучшение качества досуга и образования. Союз студентов и аспирантов включает в себя студенческие советы факультетов и структурные подразделения по

различным направлениям деятельности, такие как Штаб студенческих трудовых отрядов, отряд активизаторов, Клуб именных стипендиатов, PR-группа и др. Для консолидации деятельности молодёжных общественных объединений в КНИТУ создан Координационный совет обучающихся, который объединяет студенческие советы факультетов и институтов,студенческие советы Домов аспирантов и студентов, студенческую секцию профкома и различные клубы по интересам.

• Технологии самосовершенствования и развития лидерства. Для адаптации студентов первого курса к новым условиям и выявления студентов с лидерским потенциалом проводится Школа актива для первокурсников «Первый опыт ».

• Воспитательные технологии: создание условий, способствующих самореализации и развитию студентов в творческой и профессиональной сфере в условиях студенческого общежития.

• Технология творческой самореализации студентов. Культурно-массовая деятельность, имеющая у нас богатые традиции, способствует развитию творческих способностей и талантов студентов. Творческие коллективы университета работают

88

Высшее образование в России • № 5, 2015

по следующим направлениям: эстрадный и народный вокал, эстрадные, современные, бальные, народные танцы, брейк, ВИА, СТЭМ, театр моды, цирковое направление, световой театр и другие. На развитие творческих способностей и навыков студентов, аспирантов и сотрудников университета ориентирована деятельность студенческого клуба.

• Здоровьесберегающие технологии. Учитывая неофициальный статус Казани как спортивной столицы и предстоящие крупнейшие международные соревнования (Чемпионаты мира по водным видам спорта в 2015 г., Чемпионат мира по футболу в 2018 г.) развитию спорта в КНИТУ уделяется особое внимание.

• Т ехнологии развития и популяризации волонтерства и добровольчества. Сегодня в КНИТУ активно действует сводный, т.е. объединяющий команды со всех факультетов, отряд социальных добровольцев «Алхимики добра». Практически ежемесячно он проводит акции помощи нуждающимся, ветеранам войны и инвалидам, в том числе по хозяйству и уборке квартир, уходу за могилами на кладбищах. Кроме того, волонтеры участвуют в проведении детских праздников в домах-интернатах, в организации благотворительных концертов и т.п.

• Технологии патриотического воспитания и формирования гражданской позиции у студентов. Военно-патриотическое воспитание - многоплановая систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Для достижения целей патриотического воспитания требуется решение следующих основных задач:

- проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;

- утверждение в сознании студентов патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к традициям, к культурному и историческому прошлому России, престижа государственной, особенно военной службы;

- создание эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи 2.

Для решения поставленных задач в университете успешно реализуется программа «Патриотическое воспитание студентов », предполагающая совместную деятельность подразделений университета, институтов и кафедр университета и студенческих ини-

2 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795.

Юбилей

89

циативных объединений. Главной целью программы является формирование гражданского самосознания, активной гражданской позиции студенчества, ее социальной лояльности. В вузе постоянно организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Ежегодно курсанты факультета военного обучения участвуют в составе парадного расчета в параде войск Казанского гарнизона в честь дня Победы. Со школьниками старших классов города Казани и Республики Татарстан проводятся спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта. Стало традицией ко дню воинской славы России «День защитника Отечества» организовывать соревнования среди кадетских школ, классов и образовательных школ, имеющих классы оборонно-спортивного профиля, Офицеры и курсанты факультета военного обучения принимают участие в городских и республиканских мероприятиях, посвященных памятным датам воинской славы.

В КНИТУ сформирован и успешно функционирует поисковый отряд «Химик», который объединяет в своих рядах добровольцев, осознающих важность увековечения и сохранения памяти о павших защитниках Отечества, привлечения к этой деятельности подростков и молодежи. Бойцы отряда «Химик» участвуют в проведении раскопок на территориях боевой славы, в поиске пропавших без вести солдат и офицеров Родины и захоронении их со все-

ми воинскими почестями. Кроме того, ведется работа по повышению информированности студентов о памятных датах истории нашей страны.

• Технологии интеллектуального развития. Повысить свою эрудицию и пополнить интеллектуальный багаж студенты могут в процессе участия в деятельности интеллектуальных клубов и кружков. Успешно реализуется проект «Интеллектуальная лига КНИТУ ».

В формировании современного специалиста высшей квалификации, обладающего должным уровнем профессиональной и общекультурной компетентности, комплексом профессионально значимых качеств личности, твердой социально-ориентированной жизненной позицией и системой социальных, культурных и профессиональных ценностей, существенная роль отводится воспитанию, которое является органичной частью системы профессиональной подготовки.

Литература

1. Нормативные документы, регламентирую-

щие воспитательную работу в КГТУ / Сост. Ж.С. Путовалова (и др.). Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2007.

2. Аникеева О.Б., Бургоянова Т.В. Органы сту-

денческого самоуправления: история, типология, правовое регулирование // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2011. №7(419.

Статья поступила в редакцию 16.04.15.

MODERN YOUTH POLICY

ABUTALIPOVA Lyudmila N. - Dr. Sci. (Technical), Prof., Vice Rector for Educational and Social Work, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia. E-mail: [email protected]

SULYAYEV Nariman I. - Director of the Institute of Military Studies, Colonel, Assoc. Prof., Faculty of Military Studies, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article dwells on the main theses of the conception of the university youth policy, reveals the basic functions, tasks of the educational work, and the basic implemented such as development of student self-government, self-improvement and leadership development, recreation and cultural work at student hostels, development and popularization

90

Высшее образование в России • № 5, 2015

of volunteering, patriotic education and formation of students’ civic stand, health-saving technologies and others.

Keywords: educational work, youth policy, student self-government, military-patriotic education, health-saving technologies, volunteering

References

1. Pustovalova Zh.S. etal. (Eds) (2007) Normativnye dokumenty, reglamentiruyushchie vospitatel’nuyu

rabotu v KGTU [Normative documents regulating the educational work at KSTU]. Kazan’: KSTU Publ., 108 p. (In Russ.)

2. Anikeeva O.B., Burgoyanova T.V. (2011) [Student self-government: history, typology, legal regulation]. Analiticheskii vestnik Soveta Federatsii FS RF [Analytical Bulletin of the Federation Council FA RF]. No. 7 (419), 95 p. (In Russ.)

The paper was submitted 16.04.15.

О СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ОВСИЕНКО Любовь Васильевна - канд. экон. наук, профессор, проректор по непрерывному образованию, Казанский национальный исследовательский технологический университет. E-mail: [email protected]

КАЙБИЯЙНЕН Алла Адольфовна - канд. филол. наук, доцент, начальник пресс-центра, главный редактор газеты «Технологический университет», Казанский национальный исследовательский технологический университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируется опыт создания университетской системы работы с одаренными детьми на примере Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ). Рассматриваются основные направления, механизмы и формы довузовской подготовки школьников и профориентационной работы КНИТУ. Обобщен практический опыт и представлены перспективные направления работы университета в сфере выявления одаренности, пропаганды инженерных профессий и инженерного образования среди школьников и учащихся колледжей.

Ключевые слова: одаренные дети, система довузовского взаимодействия, университетская профориентационная программа, сетевые формы взаимодействия, система «школа - колледж - вуз - предприятие », дуальная система обучения, единая образовательная среда, профессорские школы, университетские профильные классы, ресурсный центр проектного обучения школьников

Известно, что во всем мире у молодежи падает интерес к инженерным профессиям, отсутствуют мотивация и стремление получить техническое и технологическое образование. Поэтому университеты столкнулись с необходимостью проводить серьезную профориентационную работу с одаренными школьниками с целью выбора ими инженерии в качестве будущей профессии. Многие российские вузы уже осознали важность поиска и взращивания своего це-

левого абитуриента. Особую актуальность эта задача приобрела для национальных исследовательских университетов.

Создание развивающей образовательной среды, способной сформировать будущего инженера высокого уровня, является одним из приоритетов Казанского национального исследовательского технологического университета. Сегодня вуз последовательно решает актуальную задачу пробуждения интереса молодежи к перспективным профес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.