Научная статья на тему 'Студенческая пресса РБИУ как экспериментальное, индивидуальное и творческое обучение'

Студенческая пресса РБИУ как экспериментальное, индивидуальное и творческое обучение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДИЗАЙН. / SUDENTS' PRESS / DESIGN. / MEDIA EDUCATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Овчинникова Мария Михайловна

Анализируется процесс модернизации дизайна студенческой газеты. Исследуются новые площадки для медиаобразования и творческого развития корреспондентов вузовских изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RBIM students' press as an experimental individual and creative training

The process of modernizing the design of a students' newspaper is analyzed. New areas for media education and creative development of correspondents at higher school media are studied.

Текст научной работы на тему «Студенческая пресса РБИУ как экспериментальное, индивидуальное и творческое обучение»

РБИУ: ИННОВАЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД

НА ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.18 ББК 74.58+76.02

т со

о

М.М. Овчинникова СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА РБИУ КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Анализируется процесс модернизации дизайна студенческой газеты. Исследуются новые площадки для медиаобразования и творческого развития корреспондентов вузовских изданий.

Ключевые слова: студенческая пресса, медиаобразование, модернизация, дизайн.

В редакции студенческой газеты «Апельсин» в 2009-2010 гг. проходила модернизация газеты как в плане дизайна и верстки, так и в плане содержания. Первый номер студенческой газеты Русско-Британского Института Управления вышел в ноябре 2000 г., издание вуза назвали «Лабиринт» (по аналогии с нитью «Ариадны», - как назывался колледж, основанный в 1992 г. и выросший в гуманитарный институт). С тех пор прошло более 10 лет, издание сменило название, расширился состав редакции (до 25 студентов), периодически меняется дизайн, тираж газеты, изменилось и содержание, появляются новые рубрики.

Для чего существует студенческая пресса? Цели и задачи студенческого издания, как считает А. Носова, схожи с целями молодежной прессы: «объективно и непредвзято информировать студенческую аудиторию о происходящем в вузе; рассказывать о конфликтных ситуациях, публиковать анонсы предстоящих мероприятий, акций, событий; давать советы, касающиеся учебного процесса; развлекать; образовывать» [5, с. 21-22]. Студенческая пресса, в основном, использует информационные жанры: новость, интервью, репортаж, -хотя довольно часто можно встретить пу-

бликации, называемые в зарубежной теории журналистики «колонкой мнений».

К задачам именно студенческой прессы исследователь добавляет PR-составляющую - «создание положительного имиджа вуза. Объем подобной информации нередко занимает не менее 80% площади газеты» [5, с. 21-22].

Отметим, что студенческая пресса охватывает те события, мероприятия, в которых, прежде всего, участвовали студенты вуза, информирует о том, что близко, понятно, о том, что волнует каждого читателя. Еще Г.М. Маклюэн отмечал, почему в прессе читатели прежде всего находят информацию о событиях, в которых принимали участие: «Сообщения в прессе, на которые все люди в первую очередь обращают внимание, - это сообщения о том, о чем они уже знают. ... Почему? Потому что для разумных существ заново видеть или узнавать свой опыт в новой материальной форме - высшая радость в жизни. Опыт, переведенный в новое средство коммуникации, дарит чарующее возвращение прежнего переживания, в самом буквальном смысле. Пресса повторяет то возбуждение, которое мы получаем от работы своего ума, а посредством работы своего ума мы можем переводить внешний мир в ткань нашего бытия. Этим возбужде-

нием от перевода как раз и объясняется, почему люди совершенно естественным образом желают все время пользоваться своими чувствами. Те внешние расширения чувств и способностей, которые мы называем средствами коммуникации, мы используем так же постоянно, как глаза и уши, и притом исходя из тех же самых мотивов». [4, с. 239-240].

Вследствие того, что мы используем новые подходы к изданию, работаем над развитием студенческой газеты, редакция «Апельсин» заняла 2 место в номинации «Журналистика. Перспектива» на фестивале «Весна студенческая-2011». Модернизация дизайна газеты касалась обновления сетки и шапки газеты, программы. В ноябре 2010 г. газета отметила 10-летие. Вот что вспоминает Майя Давыдова - редактор газеты «Лабиринт» в 2002-2003 гг. (сейчас литературный редактор Нового художественного театра): «Газета была в самом начале пути. Множилась на ксероксе прямо в кабинете приёмной комиссии, где располагался стол главного редактора. Редакция была активной и творческой - ребята сами приходили, изъявляли желание работать. Писали обо всём, что происходило в ЧГИ, создавали рецензии на спектакли театров, писали о том, что волнует. У нас были постоянные рубрики: «Отклик», «Наши новости», «Дискуссионный клуб», «Психологический листок», «Проблемная статья» и др. А в конце мы, как правило, размещали анекдоты, студенческие шутки и т.д. Я вела колонку редактора. Руководство института заботилось о том, чтобы газету делали люди, хотя бы немного знакомые с основами журналистики. К нам регулярно приходила главный редактор газеты «Уралочка» - Людмила Николаевна Опалева. Она вела своеобразные уроки о газетных жанрах. Нам всем это очень помогало в работе. С вёрсткой газеты нам помогали информатики. Работа в редакции «Лабиринта» стала для меня большим профессиональным опытом. Умение работать с людьми, отвечать за конечный результат, постоянно писать

самой как журналисту, брать интервью, -всё это очень обогатило меня, и, думаю, ребят, что трудились над каждым номером. Я училась у своих корреспондентов, а они, наверное, учились у меня» [12, с. 6].

С 2006 по 2010 гг. газета выпускалась в формате А3 на 4 страницах: трехцветные страницы - первая и последняя. Изменился формат: с А3 на А4, формат таблоида, журнальный формат более современен и удобен для читателя. Согласно нашему анализу британских газет, почти все студенческие газеты сейчас имеют формат таблоида. Изменение формата привело к тому, что в газете стало помещаться больше материалов: на 20% увеличилось количество материалов, соответственно, теперь мы можем разместить больше текстов и фотографий, инфографики. Проблема размещения материалов была достаточно большой: газета выходит только один раз в месяц, поэтому приходилось жертвовать материалами, сокращать (а полные версии выкладывать в Интернет). Но если раньше в редакции было около 10-15 студентов, то в 2011/12 учебном году их стало более 25 (!) (в основном, работали студенты направления «Менеджмент в ресторанном и гостиничном бизнесе», «Дизайн», «Прикладная информатика»). Причем, очень много студентов колледжа, и это логично, ведь студенты в 15-18 лет думают, о том, каквыразитьсебя.

Поскольку газета печатается на четырех страницах, стала полноцветной, появилась возможность печатать большее количество ярких фотографий. Как считает А. Влезько, «некорректное использование фотографий и других видов графики - проблема, к сожалению, не только студенческих газет.. Чаще всего иллюстрации многотиражных газет остаются непонятыми читателями, для большинства создателей таких изданий процесс «подписывания» фотографий остается непостижимым (оно и понятно, ведь верстаются они, как правило, любителями или при помощи программ, абсолютно для этого непригодных).

ш о.

о

Однообразие фотографий (то есть использование только одного типа снимков: портретные, групповые, общий план и т. д.) тоже плюсов газете не добавляет» [2].

С точки зрения подбора фотографий, культура студентов заметно выросла, фотографии стали более профессиональными, студенты ищут интересные ракурсы, творческие подходы. В 2010-2011 гг. заметна тенденция: больше ребят приходят с желанием работать в газете фотографами, они не хотят заниматься журналистским творчеством (создавать тексты), им проще выразить себя с помощью фотоискусства. Считаем, что причиной этого становится активное развитие медиа, доступность фототехники и курсов по фотографии, а также регулярное проведение фотокроссов среди студентов и школьников, организуемых РБИУ. При редакции сформирована достаточно большая группа фотографов (около 10 студентов), которые освещают мероприятия в институте (например, тренинги «7 ключей» для студентов, проектные недели). Если раньше редакция могла работать с одним-двумя фотографами, то в настоящее время необходимость и значимость работы фотографов возрастает, работа выходит в офф-лайн (т.к. не все снимки могут быть опубликованы в газете), зато все фото доступны на корпоративном портале.

Сегодня перед редактором встает вопрос, какую фотографию поместить на главную страницу, если необходимо отразить общеинститутское мероприятие, в котором принимали участие многие студенты. Здесь выходом пока является общая постановочная фотография. В других же случаях мы стараемся делать упор на репортажные снимки и пор -треты, которые отражают эмоции, яркие, студенческие истории, жизнь во всех ее го проявлениях.

§ «Еще одна серьезная проблема мно-

| гих студенческих газет - выбор шрифта. 5 Конечно, хочется, чтобы газета была яр-^ кой и не подавляла однообразием. Но по 2 все тем же правилам верстки допускает-

ся использование двух, максимум трех шрифтов» [2]. В газете «Апельсин» мы ис -пользуем шрифт Myriad Pro - шрифт фирменного стиля вуза. Кроме компактности и эстетики, данный шрифт поддерживает корпоративный стиль газеты, объединяет материалы газеты с другими внешними корпоративными атрибутами (буклетом, афишами, сертификатами и т.д.).

Вместо электронной версии газеты в ЖЖ (www.apelsin-rbiu.livejournal.com) с 2011 г. появились pdf-версии на сайте www.rbiu.ru, которые можно читать в режиме on-line. Это очень удобно на современном этапе развития, к тому же экономит трудозатраты редакции. Отметим, что блог предоставляет возможность обратной связи с читателями, интерактивности, одним из ярких примеров интерактивности служит следующий факт. В мае 2010 г. газета публиковала заметки студентов, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в рубрике «Моя история Победы». Студентка Светлана Кедина (студентка заочного отделения направления «Финансы и кредит») написала воспоминания о том, как работал во время войны ее дедушка Владимир Иванович Акшинцев, военврач III ранга, 507 артполка. После того, как статья была размещена в бло-ге, появился комментарий: «Прочел заметку о Ваших родных. Мой батя служил в этом полку, - Литвинов Григорий Филиппович 1921 г.р., лейтенант, командир взвода разведки 6-й батареи 507 кап. Тяжело ранен при прорыве в ночь на шестое августа. Потом лечение в Ставище у доктора Сахарова. Антифашистская работа в окружении, затем концентрационные лагеря «Голубой Дунай» и «Освенцим». Со мной вышли на связь родственники начальника штаба и одного из замполитов батарей. Как с Вами можно связаться? Александр Литвинов, Харьков, Украина». Также связалась со Светланой Ирина Нечаева. Мы рады, что благодаря газете поколения находят друг друга, общаются, делятся информацией о своих предках: отцах и дедах. Добавим,

что в последние два года у корреспондентов появилась возможность напрямую общаться с читателями с помощью групп в социальных сетях.

Мы стремимся расширить тематику и жанровое разнообразие газеты. Появляются новые рубрики, новые способы работы редакции. Командная работа - один из самых актуальных современных журналистских подходов к творческой деятельности. Главный редактор «Челябинского рабочего» Б.Н. Киршин поясняет принцип командной работы следующим образом: «Если мы хотим, чтобы у газеты было больше читателей, надо, чтобы она отражала как можно больше точек зрения. Добиться этого можно в том случае, если над материалом будут творчески работать как можно больше людей» [3, с. 61]. Разные точки зрения находили свое отражение в хронике газеты «Апельсин». Среди номеров в подшивке мы можем прочитать о событиях, праздниках института с трех точек зрения: зрителя (студента), участника (студента), члена жюри (как правило, преподавателя или эксперта). Также традиционные рубрики «Студент месяца» и «Преподаватель месяца» дают возможность читателям услышать голоса разных поколений, реализовать связь между ними.

Особое внимание в будущем хотелось бы уделить темам практики и трудоустройства, проектным неделям, интервью со студентами, добившимися успехов, открывшими свой бизнес. Ведь эти темы очень важны в современных реалиях, они волнуют каждого студента. Но по статистике, в студенческой газете темам практики уделяется 1% запланированных материалов, а темам, связанным с будущей профессией - 3%. А практически выходит, что - темы практики занимают 6 % материалов в учебном году, а работа и трудоустройство - 3 % [9].

Анализ позволяет отметить значение интересных площадок в Интернет для развития студенческого журналистского и медиаобразования. Новые обра-

зовательные неформальные площадки создают уникальную возможность для обучения, расширения знаний, получения международного опыта. Это такие площадки, как TED, «Теории и практики», «Academic Earth», «Cafebabel».

TED - это проект, посвященный «Идеям, Достойным Распространения» (Ideas Worth Spreading). Первая конференция TED состоялась в 1984 г. и объединила людей из трех миров: Технологии, Развлечения, Дизайна. Ежегодные конференции TED в Лонг Бич/Палм Спринс и Оксфорде собирают со всего мира самых блистательных мыслителей и деятелей, каждый из которых за 18 минут вживую выступает перед искушенными зрителями и делится своими «идеями, достойными распространения». Сейчас на сайте www.TED.com собрана коллекция из 700 лучших выступлений с конференций TED и партнерских конференций, которые любой желающий может посмотреть в свободном доступе. Создатели и последователи TED страстно верят в силу идеи, способной изменить отношения к жизни, к миру в целом. TED - это площадка, которая предлагает бесплатные знания и вдохновение от лучших мировых мыслителей [10].

T&P - Теории и практики (http:// theoryandpractice.ru/) - это российский проект, объединяющий людей, которые ищут новые знания и готовы делиться ими. Мир стремительно развивается, информация слишком быстро устаревает, и нужны новые подходы к системе образования. В этих условиях самопроизвольно возник удобный формат передачи знаний. T&P собирает и распространяет информацию о событиях формата edutainment, которые ежедневно происходят в Москве, Петербурге, Копенгагене, Екатеринбурге, Челябинске.

Academic Earth - это проект, который создан для того, чтобы предоставлять любому человеку на земле доступ к обучению мирового уровня. Основатели этого проекта, молодые предприниматели Ричард Лудлов и Крис Брунер по-

ю о

ч:

>

LO CL

<U

:

>

н

О

ставили перед собой цель - создать глобальную образовательную экосистему, которая позволит любому желающему побывать на лекциях знаменитых профессоров [6].

Европейская газета Cafebabel.co.uk 11 лет назад, в 2000 г., казалась революционным проектом. Два студента программы «Эразмус Мундус» Никола Дел'Арчипрете и Адриано Фарано прибыли в Страсбургский институт политических наук, чтобы сделать первое панъевропейское медиа. Они начали с того, что нашли еще 12 студентов-единомышленников, говорящих на разных языках. Все вместе они создали собственную ассоциацию. Уже в 2001 г. на сайте вышла первая публикация сразу на четырех языках: английском, французском, итальянском и испанском. С 2002 г. в разных городах Европы начали открываться офисы портала Cafebabel.co.uk, а с 2004 г. проект начал расширять штат и брать людей на постоянную работу. В ноябре 2005 г. посещаемость сайта составила 100 тыс. уникальных посетителей в месяц. Сейчас на Cafebabel регулярно пополняются несколько рубрик: политика, общество, культура, экономика, международные отношения, интервью, кухни разных стран, колонки на другие актуальные темы [8].

Использовать эти площадки для распространения идей медиаобразо-вания - в частности, всеобщего меди-аобразования - нам представляется и как огромная возможность выхода на активную и открытую к знаниям и образованию молодежную аудиторию. Ведь «главная проблема современного мира - это менеджмент внимания. Конкурентное преимущество - не в обилии информации, а в ее ограниченности. Люди нуждаются не в объеме новой ин-го формации, а в мощных фильтрах и удоб-| ных средствах навигации в мире инфор-| мации, - считает заведующий кафедрой 5 изучения средств массовой информации ^ в Берлинском техническом университете 2 Норберт Больц [цит. по Симахин, 7].

Современному корреспонденту студенческой газеты необходимы современные знания и умения пользоваться техникой, которая предоставляет уникальную возможность быть оперативным, универсальным журналистом, расширять свои материалы с помощью видео, аудио, фото, мультимедиа. Студенты считают, что «в наше время, когда компьютерная грамотность выходит на передний план, когда на людей начинают влиять такие гении современности, как Сергей Брин, Ларри Пейдж или Стив Джобс, понимание хотя бы общих процессов и закономерностей устройств, используемых в повседневной жизни, становится крайне важным. Это знание открывает невиданные раньше возможности для учебы, оптимизации времени и трудозатрат» [11, с. 12].

Работа в студенческой редакции поможет выпускникам вузов быть более востребованными и успешными и в учебе, и в дальнейшей карьере, независимо от их специальности. «Образование должно измениться, чтобы появились люди, которые смогут решить глобальные проблемы планетарного масштаба: человечеству необходимы новая система обучения и дизайн-мышление» - считает Тренг Ли - руководитель образовательного направления архитектурной лаборатории Cannon Design. По мнению Гевера Тулли, учредителя Tinkering School, следует перестать рассматривать детей (а также студентов - прим. автора) как пассивных участников образовательного процесса и менять стратегию преподавания: обучение должно стать экспериментальным, творческим и индивидуальным» [1]. Библиографический список

1. Анциперова М. Образование будущего: дизайн-мышление и история Вселенной // [Электронный ресурс]: http://theoryandpractice.ru/posts/2864-obrazovanie-budushchego-dizayn-myshlenie-i-istoriya-vselennoy

2. Влезько А.А. Дизайн и верстка студенческих газет // [Электронный ресурс]:http://www.pws-conf.ru

3. Киршин Б.Н. «ЧР»: формула свободы». - Челябинск: Дом печати, 2004. - 254 с.

4. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М.: Кучково поле, 2011. - 464 с.

5. Носова Ю.А. Отечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типологический аспект // [Электронный ресурс]: philology. sfedu.ru>doc/nlife/auto_nosova.doc

6. Симахин Е. Academic Earth: на пути к мировой базе знаний // [Электронный ресурс]: http://www.marketingscout.ru/ search/label/лучшие практики

7. Симахин Е. «Азбука медиа» Норберта Больца // [Электронный ресурс]: www. marketingscout.ru лучшие практики.

8. Студенческие масс-медиа в Европе как авангард гражданской журнали-

стики // [Электронный ресурс]: http:// www.euro-pulse.ru/trend/media-studs/

9. Филиппов Д.Е. Корпоративная культура вуза как фактор формирования контента корпоративного СМИ (на примере газеты ЧелГУ «Университетская набережная») // Знак: проблемное поле медиаобразо-вания. 2010. № 2(6). C. 61-64.

10. Форматы TED и TEDX / [Электронный ресурс]: http://www.tedxvorobyovy-gory. ru/ted_tedx/i ndex. html.

11. Чернов В. «Аналоговые» студенты против «цифровых» // Молодежные известия. № 32. май 2011. C. 12.

12. 10 лет «Апельсину» // Студенческая газета «Апельсин», № 59, с. 6 // Электронный ресурс: http://rbiu.ru/ web/pdf/Apelsin_59.pdf.

:

<u

<u о

CP

IZ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.