молодежная политика
УДК 378.18 ББК 74.58
М.М. Овчинникова
модернизация медиаобразовательного проекта в соответствии с практической концепцией медиаобразования
Рассматривается проблема модернизации студенческой газеты, актуальность практической модели медиаобразования в студенческой среде.
Ключевые слова: модернизация, медиаобразование, медиапроект, медиакультура, интерактивность.
Современная школа высшего и среднего профессионального образования сегодня испытывают трудности в воспитании гуманистически мыслящего, активного, грамотного поколения. Проблема компетентности профессионалов напрямую зависит от их воспитания, знания культуры, истории, психологии, умения организовать деятельность (управленческие компетенции, тайм-менеджмент, самомаркетинг), креативности мышления.
Сегодня, когда «речь идет о профессиональной мобильности, главный смысл которой заключается в постоянном творческом обновлении, развитии и совершенствовании каждого человека на протяжении всей жизни» [5, с. 216], необходимо находить новые подходы к формированию личности студента.
Русско-Британский Институт Управления как международный вуз, внедряет инновационные технологии, основной вид деятельности студентов - проектное обучение. Деятельность международного вуза предполагает постоянное расширение творческих и научных границ: общение между студентами, обмен студентами и преподавателями, зарубежная профессиональная практика, владение иностранными языками.
И.А. Фатеева называет медиаобразо-вательными проекты (газеты, журналы, сайты, теле/радиопередачи, рекламные и анимационные студии и т.д.), специально созданные в учебных целях, а также
учрежденные учебными заведениями (т.н. корпоративная пресса учебных заведений). Студенческая газета «Апельсин» Русско-Британского Института Управления - пример корпоративной прессы. Газета издается с ноября 2000 г. (первое название издания - «Лабиринт»), имеет тираж 999 экземпляров, распространяется среди студентов бесплатно.
Основной целью работы в редакции газеты мы видим в создании коллектива молодых журналистов, способных выпускать собственный медиапродукт. То есть открывший двери для всех желающих студентов РБИУ MEDIA курс «Оранжевое настроение» призван не только научить основам журналистики, но и сформировать новое поколение студентов, активно влияющих на медиасреду города, умеющих конструктивно взаимодействовать с участниками медиарынка.
В результате работы редакции в 2008 -2009 году принято решение о модернизации газеты как в плане формы, так и содержания. Модернизация дизайна газеты касается обновления сетки и шапки газеты, программы. Создание нового креативного образа газеты будет поручен студентам Высшей школы дизайна, по итогам конкурса будет выбран лучший вариант. «Крупные фотографии, инфог-рафика (таблицы), цвет, выразительные заголовки» [2, с. 81] - так должна выглядеть современная, идущая в ногу со временем газета.
Электронная версия газеты - проблема, которая давно волнует корреспондентов. Планируется, что создавать и актуализировать страницы будут студенты, таким образом они смогут познакомиться с интернет-культурой, научатся вести блоги, освоят навыки грамотной работы во Всемирной паутине.
Интерактивность - одна из наиболее важных и востребованных в современном журналистском пространстве категорий. По наиболее популярным рубрикам газеты «Студент месяца» и «Преподаватель месяца» планируется проводить голосование среди студентов и преподавателей. В форме летучек будут организованы встречи с читателями и обсуждение наиболее ярких, злободневных, интересных материалов.
И.В. Жилавская отмечает, что «интерактив в журналистской модели является инструментом медиадеятельности и заключается в партнерстве, совместной творческой работе профессиональных журналистов и молодежной аудитории. Результат этой работы выражается в совместном готовом продукте и, в конечном счете, в приращении медиакомпетентной аудитории СМИ» [1].
Командная работа - один из самых актуальных современных журналистских подходов к творческой деятельности. Принципы командной работы над медиа-текстами применяются в областной ежедневной газете «Челябинский рабочий». «Современной газете нужны журналисты, готовые к командной работе, к мозговым штурмам, умеющие коллективно обсуждать проблему и приходить к неординарным выводам [2, с. 61], внедрять новую технологию подготовки материалов: командная работа, тщательный учет читательских запросов, последовательная их реализация [2, с. 75].
Главный редактор «Челябинского рабочего» Б.Н. Киршин поясняет принцип командной работы следующим образом: «Если мы хотим, чтобы у газеты было больше читателей, надо, чтобы она от-
ражала как можно больше точек зрения. Добиться этого можно в том случае, если над материалом будут творчески работать как можно больше людей» [2, с. 61]. Поэтому мы рады каждому новому студенту в нашей редакции: нам нужны студенты всех специальностей: менеджеры в ресторанном и гостиничном бизнесе, дизайнеры, будущие управляющие салонами красоты и экономисты. Редакция только начинает осваивать принципы командной работы и ждет изменения читательского мнения как результата обновления технологии создания текстов.
Развитие личности студента, индивидуальный подход к каждому студенту - такова образовательная концепция РБИУ. Относительно школьной жизни мы разделяем точку зрения И.А. Фатеевой: «Досуговая деятельность детей, направленная на пополнение знаний, совершенствование способностей, лич-ностно-значимое творчество, активное воздействие на различные стороны детского коллектива, создание общественно значимых результатов творчества, превращение подростка в активного гражданина своей страны» [8, с. 64], актуальна эта мысль применительно к редколлегии газеты «Апельсин», в которую входят студенты колледжа, получающие среднее профессиональное образование, и студенты института.
За основу MEDIA курса берется практическая теория медиаобразования. Она является разновидностью теории медиа-образования как источника «удовлетворения потребностей аудитории», удовлетворяются не сюжетные, жанровые и стилистические предпочтения аудитории в области медиа, а потребности технические и практические [9, с. 42]. Также в процессе занятий будет осуществляться формирование «критического мышления» и культурологический подход.
Практическая работа над выпуском газеты, опыт юнкоров в написании различных жанров - основной мобилизующий фактор для студентов, то, что
привлекает их в журналистской деятельности. Обратимся к мнениям студентов, работающих в редакции. О. Горбушина, специальность «Психология» четвертый курс: «Меня привлекает возможность быть в курсе новостей, происходящих вокруг, узнавать что-то доселе неизвестное о жизни и о людях потому, что они интересны своей неповторимостью. Мне нравится делиться информацией, информация очень полезна для расширения кругозора». А. Левченко, специальность «Менеджер» колледж, второй курс: «Журналист - это увлекательная работа. Она легкая и трудная одновременно. Общение для меня нечто большее, чем просто знакомство. В процессе общения ты получаешь от человека опыт, открываешь для себя нечто новое». И. Ивашкевич, специальность «Дизайн» колледж, второй курс: «Мне нравится, что можно выразить свое мнение».
Отметим, что вчерашним школьникам очень важно самовыражение, возможность выразить собственное мнение. Во время учебы в школе, вероятно, мнения школьников учителей не интересовали, их не поощряли за умение думать, анализировать происходящее...
Выпускница филфака ЧГПУ Л. Фат-тахова в процессе обучения основной специальности за 2,5 года получила дополнительную специальность «журналистика». В течение года выпускница работает модератором портала www.chelsi. ги и во время пресс-конференций работает с журналистами, знает о наиболее острых вопросах журналисткой практики. После года практической журналистской работы основными качествами журналиста, которые ей бы пригодились, на которые стоит обратить особое внимание, Лилия называет: практические работы, кейсы, компетентность в журналистских жанрах (особенно глубоко следует обучать аналитическим жанрам), знание основ PR и рекламы, создание заголовков, насыщенная культурная жизнь, активная гражданская позиция, креативный под-
ход к действительности, этому следует учить нкачинающих, по мнению практикующего журналиста, прошедшего в свое время практику в студенческой газете «Молодой учитель».
«Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает» - этот постулат А. Аграновского сегодня особенно актуален. Для обучения аналитическим способностям студентов следует организовать на анализ статьи, телепередачи, которые формируют медиапро-странство в области политики, экономики, культуры, образования, молодежных тем. Обучение умению вести дискуссию, умению отстоять свою позицию предполагается в организации круглых столов, где ведущими темами станут: культура чтения, современное искусство, счастье, молодежные субкультуры, спорт, образование и карьера и т.д.
Никто не сомневается, что просмотр и обсуждение выпусков новостей, аналитических передач, обязательны для начинающих журналистов. Мы отмечаем тенденцию ухода молодежи из пространства ТВ и переход в интернет. Многие студенты просто не успевают смотреть новости. Отметим, что в данном случае необходимо формировать привычку знакомиться с новостями (утренние выпуски), вечерними вариантами подачи новостей, аналитическими статьями (обзорами событий).
В 2009 г. на занятиях редакции студенческой газеты «Апельсин» был изучен феномен интертекста. Стремление осмыслить текст на уровне идей свойственно не всем молодым читателям. Многие студенты совсем не знакомы с большинством актуальных на современный день прецедентных текстов, они не читали Библии, Ф. Достоевского, У Шекспира. По мнению студентов, интертекст часто выполняет «ностальгическую» функцию, особенно если трансформируются цитаты из художественной литературы XIX века. У молодежи возникает ощущение «потери чего-то большого, духовного, красивого».
В современных условиях возникает потребность в журналистах, способных создавать тексты, объединяющие разные аудитории, креативно сочетая различные культурные коды, наращивая слои. Таким образом, журналист создает широкую аудиторию. Интеллектуальная развитость, начитанность, культурный багаж, гибкость - вот каких качеств требует от журналиста действительность. «Центральным звеном медиаобразо-вания необходимо сделать воспитание (возвращение) привычки к чтению, и в особенности - к чтению газетно-жур-нальной периодики, которая как никакой иной источник информации способствует развитию гражданского самосознания молодого человека» [4, с. 219].
Больше того, «ученые обнаружили взаимосвязь между катастрофами, авариями и функциональной неграмотностью тех, кто становится виновником различных чрезвычайных происшествий. Выпускник школы, который не читает, был признан одним из главных факторов риска современности. Все потому, что вторично неграмотный взрослый человек не в состоянии полноценно выполнять свои профессиональные функции» [10].
Особое внимание следует уделить тому, что современные студенты в основном имеют плохую подготовку по истории, русскому языку, культуре речи. Компетенция «профессиональное владение русским языком» включает в себя, по мнению Е. Коноплева, грамотность, стилистику, логику, «владение словом» [3, с. 214-215]. Связь с медиасообщест-вом, медиабизнесом, разработка собственных медиапроектов (газета челябинского детского дома № 14), создание в электронной версии газеты раздела «Для MEDIAактивистов» - все это сформирует через работу в студенческой редакции «Апельсин» новое поколение увлеченных учебой, культурой, активных, творческих студентов.
Молодежь обладает достаточно высокими навыками работы с мультимедиа,
формально инструменты медиаобразо-вания (глобальная сеть, ТВ, коммуникаторы) изучены современной молодежью «от и до». Остается научить их, как перейти от формального пользования новинками технического прогресса к применению в образовательных целях. Расширение сферы медиапространс-тва создает новые возможности наряду с традиционными формами работы со студентами. Исследователи отмечают, что современные медиа позволяют легко находить разнообразную информацию, задача педагога - научить самостоятельно обрабатывать информацию, создавая собственный продукт [7].
Выход на просторы Интернет для редакции РБИУ являлся очень важным этапом. Были созданы страницы редакции на сайте www.rbiu.ru. В октябре 2009 г. появилась электронная версия газеты (www.apelsin-rbiu.livejournal.com). Создают и актуализируют страницы студенты, таким образом, они знакомятся с интернет-культурой, учатся вести бло-ги, осваивают навыки грамотной работы во Всемирной паутине. Согласно исследованиям, 10% представителей сферы образования и науки ведут блоги, сфера образования находится на 15 месте [6]. В будущем считаем актуальным создание и ведение блога студентами, особенно интересным будет «документ времени», проект блога, который студент ведет на протяжении четырех лет учебы, а затем при трудоустройстве.
Участие в пресс-конференциях портала www.chelsi.ru, киноклубах, дискуссионных клубах города расширит кругозор корреспондентов. Поддержка начинаний журналистов, взаимосвязь с их будущей профессией (так, дизайнеров очень интересует fashion-журналистика, планируется конкурс fashion-фотографии и создание портфолио для дизайнеров костюма и дизайнеров-графиков), организация традиционного фотокросса РБИУ, проведение фотогалерей на живые, интересующие темы, поддержка социальных проектов,
все это обогащает студентов, помогает им найти свое место в жизни, повышает их уровень проведения досуга.
«В итоге аудитория не только получает радость от общения с медиакультурой, но и умение интерпретировать медиатекст, связать его со своим опытом и опытом других. Здесь важны также умения реагировать на произведение, понимать культурное наследие, приобретать знания (знакомиться с основными видами и жанрами медиакультуры, определить развитие какой-либо темы в различных жанрах, в разные исторические эпохи, изучать стили, приемы, творчество выдающихся мастеров). Формирование данных умений способствует пониманию аудиторией места медиакультуры в обществе эпохи глобализации, развитию эстетического сознания (восприятия, вкуса и пр.), творческой индивидуальности студента, его гражданской позиции в современном демократическом обществе» [7, с. 50-51].
Библиографический список
1. Жилавская, И.В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразо-вания [Электронный ресурс] / И.В. Жи-лавская. - Режим доступа: http://www. mediascope.ru/node/229.
2. Киршин, Б.Н. «ЧР»: формула свободы» [Текст] / Б.Н. Киршин. - Челябинск: Челяб. Дом печати, 2004. - 254 с.
3. Коноплев, Е.С. 1пАэ-драйвер: Как выжить в мире информации / Е.С. Коноплев. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
4. Корконосенко, С.Г. Культура чтения как основа медиаобразования специалиста / С.Г. Корконосенко. - СПб: Изд-во гос. инж.-экон. ун-та, 2007. - С. 118-125.
5. Иванова, Л.А. Медиаобразователь-ное пространство в стратегии инновационного развития высшего профессионального образования в современной России: постановка проблемы [Текст] / Л.А. Иванова. - Иркутск: Изд-во Иркут. Ин-та повыш. квалиф. работ образования, 2008. - С. 215-228.
6. Попов, А. Для чего компании ведут блоги в кризис. PRавда о том, зачем компании ведут блоги в кризис. Исследование корпоративных блогов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prconf.ru/2009/ program.
7. Протокопова, В.В. Медиапедагоги-ка: лекционный курс (тезисы) [Электронный ресурс] / В.В. Протокопова. - Режим доступа.: http://www.media-pedagogics. ru/lectures.html.
8. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. [Текст] / И.А. Фатеева. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2007. - 270 с.
9. Федоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность / А.В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 340 с.
10. Часовникова, Е. Книги выходят из моды? [Электронный ресурс] / Е. Часовникова. - Режим доступа: http://www.lgz. ru/article/7121.