Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОБЪЕКТ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кусовская А.В.

Рассматривается студенческая молодежь как объект культурологического исследования, как динамично развивающийся социально-культурный феномен. Это позволяет дать общую характеристики молодежи, в т.ч. и студенческой, в контексте потенциала ее социокультурной активности и культуротворчества. С культурологической точки зрения студенческая молодежь раскрывает свой культуротворческий потенциал в культурно-образовательном пространстве. В этой связи выделяются четыре ключевых характеристики этой группы молодежи как объекта культурологического исследования. Автор исходит из того обстоятельства, что социально-культурная активность студенческой молодежи имеет двунаправленный характер и ориентирована как на профессионально-компетентностное развитие, так и на творческую самореализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT YOUTH AS AN OBJECT OF CULTURAL RESEARCH

In this article, research efforts are focused on students as an object of cultural research. The author considers student youth as a developing socio-cultural phenomenon. This allowed revealing the general characteristics of young people, including students, in the context of their socio-cultural activity and cultural creativity. From the perspective of cultural studies, students reveal their cultural potential in cultural and educational space. In this regard, four key characteristics of this group of young people as an object of cultural research are highlighted. The author stated the fact that the socio-cultural activity of students has a bi-directional character and is focused on both professional and competence development and creative self-realization.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Культурология

№ 15

УДК 351.858.009

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

А.В. КУСОВСКАЯ (Республиканский институт высшей школы, Минск)

Рассматривается студенческая молодежь как объект культурологического исследования, как динамично развивающийся социально-культурный феномен. Это позволяет дать общую характеристики молодежи, в т.ч. и студенческой, в контексте потенциала ее социокультурной активности и куль-туротворчества. С культурологической точки зрения студенческая молодежь раскрывает свой куль-туротворческий потенциал в культурно-образовательном пространстве. В этой связи выделяются четыре ключевых характеристики этой группы молодежи как объекта культурологического исследования. Автор исходит из того обстоятельства, что социально-культурная активность студенческой молодежи имеет двунаправленный характер и ориентирована как на профессионально-компетентностное развитие, так и на творческую самореализацию.

Ключевые слова: молодежь, студенческая молодежь, объект, культурология, культурологические исследования, социокультурная активность, творческая самореализация.

Введение. Одной из методологических основ исследования социокультурных явлений является проблема определения объекта и предмета научного исследования. От этого будет зависеть результат исследования, поскольку он заложен уже в определении объекта и предмета. Известно, что положение и социальный статус молодежи находятся в переходном состоянии, т.е. они уже не могут считаться детьми, но еще и не были взрослыми. Именно такую группу с социально-культурной точки зрения принято рассматривать в качестве молодежи.

Молодежь традиционно является объектом исследования социально-гуманитарных наук (социологии, психологии, политологии, философии, культурологии и отдельной отрасли научного знания ювен-тологии (науки о молодежи). Студенческая молодежь как динамично развивающийся социально-культурный объект в настоящее время не нашла своего отражения в культурологических исследованиях и в большей степени изучается в рамках социологии, философии, психологии, т.е. ее изучение носит междисциплинарный характер. На протяжении ряда лет студенческую молодежь исследуют российские ученые С.П. Иваненкова, В.Т. Лисовский, а также белорусские - Д.М. Булынко, Д.Г. Ротман, А.К. Вод-нева и др. Вместе с тем анализ научных работ и исследований показал, что вопросы студенческой молодежи как объекта культурологического исследования не нашли достаточного отражения в научных исследованиях.

В период индустриализации большое развитие получили различные социальные институты, которые были ориентированы на внесемейный тип образования. К ним относились и университеты. Это привело к выделению особой социокультурной группы - студенческой молодежи.

Студенческая молодежь не является объектом собственно культурологических исследований. Тем не менее, исследовательский интерес к этой группе закономерен, поскольку студенческая молодежь является как объектом, так и активным субъектом культурных трансформаций.

Цель статьи - определить основные характеристики и особенности студенческой молодежи как объекта культурологического исследования.

Основная часть. Понятие «молодежь» широко используется во многих гуманитарных исследованиях. В этой связи возникает ряд исследовательских проблем, связанных с корректным использованием категориально-понятийного аппарата.

Во-первых, в гуманитарной науке не сложилось единого понимания понятия «молодежь». На данный момент используются различные толкования этого понятия, т.к. ученых разделяют подходы к предмету изучения с позиций разных наук, а также подходов к классификации, которые сформировались в тех или иных научных школах.

Предложены и универсальные определения понятия «молодежь». Например, известный российский ученый В. Т. Лисовский определяет молодежь как «поколение, которое проходит стадию социализации, усваивает или усвоившее образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [5, с. 32].

Во-вторых, понятие «молодежь» используется в контексте возрастных (количественных) характеристик.

2020

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е

Однако молодежь как социальнокультурная группа объективно имеет и качественные характеристики - психологические, социальные и культурные. Эти и другие обстоятельства выводят это понятие на междисциплинарный уровень исследования молодежной проблематики.

Молодежь принято выделять как социально-демографическую группу, которая обладает специфическими характеристиками: определенным образом жизни, ниличием большого потенциала, вступлением в самостоятельную жизнь, вхождением в новые социально-культурные отношения, формированием мировоззрения, духовного облика, становлением характера, стилем поведения, культурными нормами и ценностями. Так, с социально-демографической точки зрения молодежь - одна их наиболее динамичных социально-демографических групп общества. Это подтверждается статистическими данными. В Республике Беларусь на 1 января 2019 г. насчитывалось 2 млн 185,2 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 31 года. Самая большая группа, 940 тыс. человек (43%), - молодежь в возрасте 25-30 лет. Молодые люди в возрасте 20-24 года составляют 30,7%, 18-19 лет - 9,6% и 14-17 лет - 16,7% (данные Национального статистического комитета).

В энциклопедической литературе молодежь определяется как «динамично развивающийся ресурс общества, в определенных социально-культурных обстоятельствах быстро становящейся активной силой экономических, социально-политических и культурных трансформаций, ценностных и технологических сдвигов» [4, с. 101]. Включая в себя всевозможные подсистемы социально-культурных взаимодействий, молодежь является одним из ключевых элементов культурной и социальной структуры общества.

Молодежь включает в себя различные группы, среди которых выделяется студенчество. Студенческая молодежь - это социокультурная группа, которая призвана внести существенный вклад в культурную, экономическую, политическую и духовную жизнь общества. В этой связи актуализируется анализ проблем, связанных с ее включением в многообразную жизнь студенческой молодежи как особой современной субкультурной общности. Деятельность студенческой молодежи направлена на получение профессиональных знаний, навыков и умений, а также на возможность творческой самореализации в культурно-образовательном пространстве.

В научной литературе нет единой точки зрения по поводу определения понятия «студенческая молодежь» с культурологической точки зрения. Согласно О.В. Лармину, «студенческая молодежь - это специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого поколения, объединенная выполнением специальных учебных и социально-подготовленных функций, готовящихся к выполнению в обществе социальных функций, характеризующихся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни» [3, с. 29].

По мнению А.С. Власенко, «студенческая молодежь - это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием» [1, с. 43].

По утверждению П.А.Сорокина, любая социальная группа обязательно предстает как феномен культуры, а любой реально существующий феномен культуры всегда является и социальным феноменом. Студенчество (классификация П. А. Сорокина), бесспорно, может быть отнесено к важным социальным группам, повторяющимся во времени и пространстве, оказывающим сильное причинно-смысловое влияние на огромное множество индивидов, на другие социальные группы и на социокультурный мир в целом [8, с.18].

Для понимания студенческой молодежи как объекта культурологического исследования С.О. Елишев выделяет три основных подхода к ее определению [6, с. 92].

Первый подход опирается на определение студенческой молодежи как возрастной группы (психофизиологический аспект), как определенный этап в жизни человека, который условно можно разделить на два направления: возраст (не учитывая влияние других факторов на развитие личности, таких как культура, экономика и политические условия жизни общества) и как определенный этап жизни (приобретенные в процессе него опыт, знания и навыки являются следствием происходящих социальных и культурных процессов).

Второй подход опирается на нестабильность положения студенческой молодежи ввиду отсутствия у нее социального статуса, который определяется возрастом.

Третий подход ориентируется на социальную культуру и рассматривает молодежь как носителя ценностей, идеалов и собственной культуры.

С культурологической точки зрения особую роль в гармоничном развитии личности студенческой молодежи играет процесс творческой самореализации в культурно-образовательном пространстве. Интерес к проблеме творческой самореализации студенческой молодежи постоянен не только в социологии, педагогике, философии или психологии, но и в культурологии. Несмотря на активный интерес к данному

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Культурология

№ 15

вопросу, до сих пор не существует единой точки зрения на определение сущности понятия «творческой самореализации».

Творчество, являясь непреложным атрибутом человеческого бытия и важнейшим культурообра-зующим фактором, вызывает закономерный интерес исследователей во всех сферах научного знания. Современный энциклопедический словарь дает следующее определение понятия «творчество» - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности [9, с. 8]. Творчество, как считает О.В. Ромах, -вершина главной движущей силы - деятельности, в процессе которой создаются новые ценности, имеющие конкретный культурный статус [1, с. 83]. Итак, творчество - процесс культурной человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности; элемент социально-культурного опыта поколений, который неразрывно связан с познавательной деятельностью, в т.ч. и молодых людей.

Самореализация проявляется в стремлении не просто достичь результата, а найти в себе и раскрыть способности и возможности. Особенностью самореализации студенческой молодежи может выступить социализация личности, которая заключена в освоении прошлого культурного опыта.

Творческая самореализация - процесс реализации творческих замыслов личности, которая направлена на достижение целей в решении личностно значимых проблем, позволяющих в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Творческая реализация может проявляться в разнообразных видах социально-культурной активности, которая приобретает личностный характер и, соответственно, индивидуальные особенности, которые изменяются на разных этапах жизненного цикла. А. А. Солдатова рассматривает творческое самовыражение как одну из форм творческой самореализации личности, которая может выступать доминирующим фактором профессиональной подготовки [9, с. 41].

Таким образом, творческая самореализация студенческой молодежи в культурно-образовательном пространстве - это уникальный процесс, результаты которого имеют большое значение для развития мотивации, ценностных установок и самореализации студенческой молодежи.

Заключение. Значительную часть молодежи составляет студенческая молодежь. Студенческая молодежь - особая социально-культурная группа, которая может быть осмыслена как динамично развивающийся социально-культурный объект. Студенческая молодежь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста и динамичного социокультурного поведения призвана внести существенный вклад в научную, экономическую и социально-культурную сферы. Она характеризуется вступлением в самостоятельную жизнь, вхождением в социально-культурные отношения.

Исходя из вышесказанного, студенческая молодежь как объект культурологического исследования имеет следующие характеристики:

- студенческая молодежь - это особая современная субкультурная общность;

- социокультурная активность студенческой молодежи направлена на свою творческую самореализацию в культурно-образовательном пространстве;

- студенческая молодежь является динамично развивающимся социально-культурным объектом;

- студенческая молодежь обладает значительным культурным потенциалом, который раскрывается в социально-культурной активности, творческом самовыражении.

Социально-культурная активность студенческой молодежи имеет двунаправленный харктер: во-первых, на образовательный процесс (получение профессиональных знаний, навыков и умений) и формирование профессиональных компетенций; во-вторых, на творческую самореализацию в культурно-образовательном пространстве.

Результаты социокультурной активности имеют большое значение для развития мотивации, ценностных установок и самореализации студенческой молодежи. Социально-культурное творчество студенческой молодежи осуществляется в различных формах. Оно имеет социокультурное содержание и раскрывается в рамках университетской инфраструктуры.

Такое концептуальное видение студенческой молодежи как объекта культурологического исследования с теоретико-методологической точки зрения выводит исследователей молодежной сферы на уровень концептуализации и проблематизации содержания социально-культурной активности данной категории молодежи в конкретных культурно-исторических условиях и создает предпосылки для последующего более глубокого исследования ее предметного поля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева. - Тамбов : Изд-во Тамбов. гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2007. - 284 с.

2020

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E

2. Гутько, О.Л. Студенческая субкультура Беларуси как отражение трансформации общества : дис. ... канд культурологии : 24.00.01 / О.Л. Гутько ; БГУКИ. - Минск, 2009. - 135 с.

3. Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи [Электронный ресурс] / С.П. Иваненков. -СПб., 2003. - 390 с. - Режим доступа: https://in.b-ok.as/book/3235800/6de411. - Дата доступа: 26.09.2020.

4. Кравченко, А.И. Культурология : сл. / А.И. Кравченко. - М. : Академ. проект, 2000. - 496 с.

5. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В.Т. Лисовский. - СПб. :СПбГУП, 2000. - 508 с.

6. Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 5 (ч. 1) - С. 74-75.

7. Об утверждении Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016- 2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета министров Респ. Беларусь от 4 марта 2016 г. № 180. - Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551 &p0=C21600180&p1=1. - Дата доступа: 26.09.2020.

8. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П.А.Сорокин. - М. : Астрель, 2006. - 539 с.

9. Солдатова, А.А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.0 / А.А. Солдатова. - Улан-Удэ, 2000. - 22 с.

Поступила 10.10.2020 STUDENT YOUTH AS AN OBJECT OF CULTURAL RESEARCH A. KUSOVSKAYA

In this article, research efforts are focused on students as an object of cultural research. The author considers student youth as a developing socio-cultural phenomenon. This allowed revealing the general characteristics of young people, including students, in the context of their socio-cultural activity and cultural creativity. From the perspective of cultural studies, students reveal their cultural potential in cultural and educational space. In this regard, four key characteristics of this group of young people as an object of cultural research are highlighted. The author stated the fact that the socio-cultural activity of students has a bidirectional character and is focused on both professional and competence development and creative self-realization.

Keywords: youth, student youth, object, cultural studies, cultural studies, socio-cultural activity, creative self-realization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.