Сведения для цитирования: Буров, Ю. Б. Сценическое волнение музыканта-исполнителя в контексте современных теорий личности / Ю. Б. Буров, А. Ю. Лаптева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 41-48.
УДК 159.9 ББК 88.53
СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ
Ю. Б. Буров, А. Ю. Лаптева
Статья посвящена проблеме активности личности как субъекта деятельности в значимой для нее ситуации. Модель взаимодействия субъекта и ситуации соотнесена с деятельностью музыканта-исполнителя. Закономерность возникновения сценического волнения обусловлена субъективным образом ситуации концертирования. В связи с этим проанализирована зависимость выбора стратегий совладания со сценическим волнением от индивидуально-психологических особенностей личности. В статье приводятся рекомендации к изменению индивидуальных моделей сценического поведения музыканта-исполнителя, апробированные в условиях дистанционного обучения в период пандемии СОУЮ-19.
Ключевые слова: сценическое волнение, стратегии совладания, поток, факторный анализ черт личности, акцентуации характера, механизмы психологической защиты, психосинтез, нейролингвистическое программирование, дистанционные технологии, психокоррекционная работа.
Человек на жизненном пути сталкивается с трудными ситуациями, выходящими за рамки повседневности и превышающими адаптивный потенциал субъекта. К таким ситуациям автор теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер относит ситуации, в которых индивид подвергается внезапным изменениям в образе жизни, профессиональным и социальным изменениям; оказывается в ситуации публичной оценки значимой для себя деятельности [1]. Представитель экспериментальной психологии П. Фресс в качестве условий неизбежного возникновения эмоциогенных ситуаций называет: новизну; необычность; внезапность [2]. В целом представляется закономерным определять трудную ситуацию как ситуацию, когда один или несколько параметров субъективной реальности индивида оцениваются неадекватно в сторону повышения их значимости по отношению к реальной действительности. Любая ситуация, переменные которой переоцениваются человеком, потенциально трудна.
Ситуация музыкального исполнительства (публичного исполнения классического музыкального произведения солистом в рамках конкурса или концерта) является специфически трудной, выходящей за пределы повседневности ситуацией в силу того, что она регламенти-рованно обособлена во времени и пространстве,
предполагает обязательность художественно-эмоционального и художественно-интеллектуального переживания смыслов исполняемой академической музыки, обязательность взаимодействия (диалога) с публикой. Объективные и субъективные переменные ситуации сценического выступления, преломляясь в сознании концертанта в субъективный «образ ситуации», делают возникновение сценического волнения неизбежным [3].
Музыканты по-разному относятся к феномену сценического волнения. Выдающийся пианист Э. Гилельс считал волнение «счастливым» состоянием концертанта. Не менее выдающийся скрипач Д. Ойстрах оценивал свое состояние перед концертом как «предынфарктное». Гениальный пианист С. Т. Рихтер считал сценическое волнение неизбежной частью профессии музыканта-исполнителя: «Мне всегда очень страшно. И я считаю это нормальным» [4, с. 165]. Вне зависимости от своего отношения к сценическому волнению все профессионалы указывают на исключительную важность решения данной проблемы.
Условно все эмоциональные состояния концертанта можно разделить на две основные группы: позитивные и негативные. Позитивное состояние (сценический комфорт, исполнительский кураж) позволяет артисту максимально
мобилизоваться в творческом акте. Негативное состояние (сценический дискомфорт в виде апатии, тревоги, страха) мешает артисту реализовать свой замысел на сцене. Сценическое волнение нежелательно тогда, когда оно преобразуется в сценический дискомфорт, поэтому проблема психического состояния музыканта-исполнителя во время конкурсного или концертного выступления должна быть решена исключительно в направлении овладения им состоянием сценического комфорта с помощью совладающего поведения (копинга).
Исследователь в области психологии стресса Р. Лазарус определяет копинг «как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями ситуации» [5, с. 14]. Основные усилия совладания должны быть направлены либо на преодоление трудности, либо на уменьшение ее отрицательных последствий, либо на избегание стрессогенной ситуации.
В самом факте взаимодействия субъекта и ситуации потенциально просматриваются три модели совладания.
1) совладание, связанное с взаимодействием внешнего плана;
2) совладание, связанное с переходом внешнего плана во внутренний;
3) совладание, связанное с изменением внутреннего плана.
В первой модели совладания субъект пытается устранить возникшие трудности с помощью приемов отвлечения (например, снятием эмоционального напряжения с помощью двигательной активности непосредственно перед выходом на сцену). Такая модель эффективна для обычных ситуаций. Во второй модели субъект пытается устранить возникшие трудности путем сознательного переосмысления тех или иных переменных ситуации по принципу «Не можешь изменить обстоятельства — измени свое отношение к ним». Такая модель эффективна для большинства трудных ситуаций. Однако в жизни человека встречаются запредельные, «пиковые» ситуации, в которых модели отвлечения и переосмысления не срабатывают или малоэффективны. В третьей модели совла-дания субъект пытается устранить возникшие трудности путем кардинального преобразования ситуации с помощью «надситуативной активности» (А. Г. Асмолов) и продуктивной деятельности в состоянии «потока» (М. Чиксен-тмихайи) [6; 7]. Поток — особое психическое состояние сосредоточенности субъекта на про-
цессе деятельности, когда человек, несмотря на значительные затраты физической и психической энергии, ощущает прилив энергии и творческий подъем. Основными условиями преобразования состояния повседневной психической энтропии человека в счастливое состояние «потока» в процессе значимой для него деятельности являются: наличие ясных целей и понятных «правил игры»; глубокая концентрация внимания; измененное восприятие времени («часы превращаются в минуты, а минуты растягиваются в часы»); потеря чувства эгоистичного самосознания; оптимальное соотношение задачи и мастерства («если задача слишком сложна — возникает тревога и страх; если слишком проста — возникает апатия и скука»); ощущение контроля над всеми аспектами вдохновляющей ситуации [7].
Соотношение сложности задачи, уровня мастерства и эмоциональных переживаний представлено на рисунке 1.
Совладание в различных вариантах модели взаимодействия субъекта и ситуации реализуется при помощи копинг-стратегий (конкретных когнитивных, эмоциональных, поведенческих приемов совладания). Ученые выделяют три стиля стратегий совладания:
- проблемно ориентированный (совладание ориентировано на решение проблем);
- эмоционально ориентированный (совла-дание ориентировано на оптимизацию эмоциональных состояний);
- избегающий.
Выбор того или иного стиля совладания обусловлено и ситуативными переменными, и индивидуально-психологическими особенностями личности.
В целях установления зависимости выбора ведущего стиля совладания со сценическим волнением музыканта-исполнителя от его индивидуально-психологических особенностей из всего многообразия современных теорий личности были выделены две группы типологий. типологии характера и типологии личности. Типологии характера («как действует человек») позволяют понять выбор того или иного стиля совладания со сценическим дискомфортным состоянием. Типологии личности («для чего он действует») позволяют определиться с приемами преобразования сценического дискомфорта в состояние сценического комфорта. В рамках типологий характера рассмотрены теория черт, психология акцентуаций и теория психологической защиты, в рамках типологий личности — глубинная и гуманистическая психология.
Мастерство
Рис. 1. Оптимальное переживание (по М. Чиксентмихайи)
Теория черт личности, разработанная Р. Кеттелом, опирается на идею о том, что черты характера определяют поведение человека в конкретных ситуациях. Р. Кеттел раскрывает черты характера личности с помощью 16 факторов первого порядка:
1) фактор А (замкнутость — общительность);
2) фактор В (низкий интеллект — высокий интеллект);
3) фактор С (эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность);
4) фактор Е (подчиненность — доминантность);
5) фактор Б (сдержанность — экспрессивность);
6) фактор О (низкая нормативность — высокая нормативность);
7) фактор Н (робость — смелость);
8) фактор I (жесткость — чувствительность);
9) фактор Ь (доверчивость — подозрительность);
10) фактор М (практичность — мечтательность);
11) фактор N (прямолинейность — дипломатичность);
12) фактор О (спокойствие — тревожность);
13) фактор (консерватизм — радикализм);
14) фактор Р2 (конформизм — нонконформизм);
15) фактор Р3 (низкий самоконтроль — высокий самоконтроль);
16) фактор Р4 (расслабленность — напряженность)
и четырех факторов второго порядка:
1) фактор (низкая тревожность — высокая тревожность);
2) фактор Б2 (интроверсия — экстраверсия);
3) фактор Б3 (неуравновешенность — уравновешенность);
4) фактор Б4 (зависимость — независимость).
Музыканты — тонкие натуры со сложной
организацией психики, поэтому им нередко присущи акцентуации — крайние варианты нормы, преувеличенные отдельные черты характера. В психологии акцентуаций К. Леонгарда выделяют следующие типы акцентуаций:
1) гипертимический — преобладание приподнятого настроения;
2) дистимический — склонность к депрессии;
3) циклотимический — чередование фаз хорошего и плохого настроения;
4) экзальтированный — резкая смена настроения под влиянием ситуации;
5) тревожный — повышенная впечатлительность;
6) педантичный — аккуратность, мнительность;
7) возбудимый — вязкость мышления, склонность к злобно-тоскливому настроению;
8) застревающий — повышенная подозрительность, стремление к доминированию;
9) демонстративный — склонность к притворству, привлечению внимания;
10) эмотивный — склонность к сопереживанию.
В связи с активной разработкой современными учеными проблемы копинга в стрессо-генных ситуациях вновь возрождается интерес к теории психологической защиты. Когда индивид не справляется с трудными жизненными обстоятельствами с помощью сознательно применяемых стратегий совладания, он бессознательно прибегает к использованию механизмов психологической защиты. К основным механизмам психологической защиты относятся.
1) отрицание (отказ осознавать неприятные события);
2) регрессия (переход на более ранние стадии индивидуального развития);
3) подавление (вытеснение неприятной информации или поступка из памяти);
4) замещение (перенос действий с недоступного объекта желаний на доступный);
5) проекция (перенос своих неприемлемых желаний и мыслей на другого человека);
6) интеллектуализация (поиск логического оправдания для своего проступка);
7) компенсация (присвоение себе желаемых черт другого человека);
8) гиперкомпенсация (трансформация своих желаний в противоположное поведение).
Диагностику ведущего стиля совладания музыкантов-исполнителей мы проводили на основе анализа анкет и бесед респондентов по методике Е. А. Белан, структурный анализ черт личности — по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттелла 16 РБ (форма С), диагностику акцентуаций характера — по тесту Шмишека — Русалова, диагностику механизмов психологической защиты — по тесту «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика. Исследование проводилось со студентами-скрипачами старших курсов Южно-Уральского государственного института искусств имени П. И. Чайковского в период с февраля по март 2020 года.
Анализ проведенного исследования позволяет сделать определенные выводы: 57,1 % испытуемых используют в качестве ведущего проблемно ориентированный стиль совладания
(сосредоточивая в ситуации публичного выступления усилия на технической, эмоциональной и художественно-интеллектуальной сторонах произведения), 14,2 % — эмоционально ориентированный стиль совладания (сосредоточивая в ситуации публичного выступления усилия на положительных эмоциях и снятии напряжения при помощи двигательной активности), 28,7 % — избегающий стиль совладания (сосредоточивая в ситуации публичного выступления усилия на игнорировании публики и вере в чудо). Объяснить преимущественный выбор проблемно ориентированного стиля совладания музыкантами — студентами старших курсов вуза в нашем исследовании можно тем, что занятия музыкой с возрастом переходят в разряд профессиональной деятельности, постепенно накапливается положительный опыт публичных выступлений.
В целом испытуемые с ведущим проблемно ориентированным стилем совладания чаще демонстрируют: высокий интеллект, высокую нормативность, высокий самоконтроль, уравновешенность, сдержанность (теория черт Р. Кеттелла); экзальтированность, эмотивность, тревожность (теория акцентуаций); механизмы психологической защиты компенсации и регрессии. Испытуемые с эмоционально ориентированным стилем совладания чаще демонстрируют. высокую чувствительность, экспрессивность, спонтанность эмоций, неуравновешенность (теория черт Р. Кеттелла); циклотимность, застревание, демонстративность (теория акцентуаций); механизм психологической защиты замещения и сублимации. Испытуемые с избегающим стилем совладания чаще демонстрируют общительность, расслабленность, низкий самоконтроль (теория черт Р. Кеттелла); крайне редко проявляют педантичность, демонстративность и тревожность (теория акцентуаций); используют механизм психологической защиты отрицания.
Многофакторный анализ черт характера в группе респондентов, демонстрирующих проблемно ориентированный стиль совладания, выявил такие устойчивые составляющие характера, влияющие на успешность музыкального исполнительства, как: любознательность, широкие интеллектуальные интересы, быстрая обучаемость, высокий уровень вербального и образного типов мышления (фактор В+ — высокий интеллект); приверженность моральным нормам и общечеловеческим ценностям, дисциплинированность, уважительное отношение к людям, (фактор в+ — высокая нормативность); умение планировать, настойчивость
в достижении цели, склонность последовательно решать проблемы (Р3+ — высокий самоконтроль); реалистичность, уравновешенность, склонность в трудных ситуациях полагаться больше на разум, а не на эмоции (Б3+ — уравновешенность); скромность, осторожность в принятии решений, проницательность (Б--сдержанность) и др.
В работах ряда ученых проблемно ориентированные респонденты юношеского возраста демонстрируют отрицательную корреляцию таких акцентуаций, как экзальтированность и ци-клотимность. Считается, что молодые люди с такими преувеличенными чертами характера больше склонны к отвлечению и уходу от трудностей («легко приходят в восторг, легко — в отчаяние»). Факторный анализ черт характера наших респондентов позволяет утверждать: данная группа акцентуантов способна активно противостоять стрессу в ситуации публичного выступления. Более того, экзальтированность помогает быть эмоционально подвижным в процессе исполнения музыкального произведения, что важно в профессиональном отношении с точки зрения обязательности художественно-эмоционального переживания классической музыки. В умении развивать социально адаптивные черты характера акцентуанта (эмоциональность, нестандартное отношение к жизни, искренность, умение сопереживать людям и вызывать у них чувство доверия, сочетание серьезности и романтичности), с одной стороны, и умении управлять дезадаптивными проявлениями акцентуаций (перепадами настроения и работоспособности, склонностью к мнительности и паникерству), с другой стороны, заложено одно из условий продуктивного совладания.
В рамках нашего исследования осуществлялась работа по составлению и апробации методических рекомендаций к изменению индивидуальных моделей сценического поведения музыканта-исполнителя с точки зрения современных подходов к изучению индивидуально-психологических особенностей личности. Изменение стратегий совладания со сценическим волнением проводилось с помощью аутопсихо-коррекционной работы в условиях дистанционного обучения в период пандемии СОУГО-19.
Основная цель аутопсихокоррекционной работы — научиться использовать стратегии сов-ладания, связанные с глубокими изменениями внутреннего плана, активизацией «потоковой» деятельности. Практическому аспекту профилактической и оперативной трансформации сценического состояния музыканта-исполнителя
наиболее соответствуют психосинтез в рамках глубинной психологии; нейролингвистическое программирование в рамках бихевиоризма, психология оптимального состояния М. Чиксент-михайи в рамках гуманистической психологии.
Психосинтез справедливо указывает на рассогласованность истинного «я» человека, расщепленного на отдельные части личности («субличности» по Р. Ассаджиоли), что является источником страха и неудач субъекта. Глубо -ко познать свою личность, открыть истинные возможности и нереализованные способности, сформировать «обновленную версию самого себя» вокруг нового центра — суть практических шагов психосинтеза. Психосинтез наработал методический арсенал проверенных временем, надежных, безопасных техник («Работа с субличностями», «Работа с постановкой целей», «Перестройка личности вокруг нового центра» и др.), которые можно активно использовать для долгосрочной коррекции в период предконцертного состояния музыканта [8]. Приведем примеры конкретных упражнений.
Упражнение «Встреча с Внутренним Саботажником»
1. Подумайте о каком-нибудь деле, которое вы хотели бы успешно проделать. Представьте, что вам предстоит ответственный концерт.
2. Придумайте такое, что может нанести ущерб вашему проекту, помешать его осуществлению. Вообразите это в виде кинофильма.
3. Нарисуйте Саботажника или ту силу, которая противодействует задуманному. Дайте ему имя. Это может быть Упрямый Ребенок, Зачем Пробовать — Все Бесполезно, Бунтарь, Перфекционист и т. д. Иногда Саботажник может притвориться Жертвой (субличностью, которой нравится чувствовать себя беспомощной в целях привлечения внимания окружающих).
4. Войдите в роль Саботажника и обдуманно помешайте осуществлению своего проекта. Какую выгоду вы извлекли из этого? От каких неприятностей вас оградил Саботажник?
5. С точки зрения «я» представьте встречу с Саботажником и проведите с ним конструктивные переговоры.
Упражнение «Свободен!»
Представьте себе, что вы перед концертом приняли волшебную таблетку, которая на время устраняет все сдерживающие стрессогенные факторы. Вы освобождаетесь от робости, нерешительности, тревожности, от внутренней цензуры и любого внешнего давления. Действие волшебной таблетки продолжается в течение всего периода до, во время и после концерта.
Что вы будете делать все это время? Как будет выглядеть ваш день? Как вы будете себя чувствовать? Как будет выглядеть ваша жизнь, если действие волшебной таблетки продолжится в течение недели? Что бы вы хотели предпринять? Запишите свои мысли в течение пяти минут. Подумайте, что могли бы вы осуществить из написанного вами и без волшебной таблетки?
Согласно базисным идеям нейролингвисти-ческого программирования, каждый человек имеет скрытые, неиспользованные психические ресурсы («Мы обладаем всеми ресурсами для достижения цели»). Обеспечить доступ субъекта к собственным скрытым возможностям и ресурсам, извлечь их из подсознания и довести до уровня сознания, обучить самого себя пользоваться своими ресурсами своевременно и адекватно ситуации возможно благодаря использованию таких простых базовых техник, как: «Якорение», «Взмах», «Рефрейминг», «Стратегия творчества Уолта Диснея», «Стратегия В. А. Моцарта» и др. [9]. Данные техники после предварительной консультации психолога были апробированы участниками исследования. Приведем примеры упражнений, построенных на оперативной трансформации в сознании музыканта-исполнителя субъективного образа стрес-согенной ситуации.
Упражнение «Рефрейминг»
Рефрейминг (от англ. гейаше — «вставить картину в новую раму») — прием, позволяющий изменить свою точку зрения, взглянуть на ситуацию с неожиданной стороны. Переформулируйте неудачу в удачу («Это не глупость, это — опыт нестандартных решений»). Найдите в неприятной ситуации положительные моменты, используя союз «зато» («Упал на сцене, зато какой успех!»). Поставьте проблему в выгодный ряд сравнений («У Маши вообще этот технический пассаж не получается!»). Снизьте значимость ситуации во времени («Через пять лет ты будешь смеяться над этим»). Снизьте значимость аудитории («Успокойся, большинство зрителей не знают даже, как играть на твоем инструменте»). Совершенствуйтесь в искусстве позитивного рефрейминга.
Упражнение «Быстрый метод освобождения от тревоги»
Вспомните тревожный эпизод из вашей концертной практики. Просмотрите свой «кинофильм» от первого кадра до последнего. Начните с увеличенной скоростью смотреть кинофильм в обратном направлении. Добавьте параллельно к видеоряду смешную музыку или веселые звуки. Быстро «промотайте» киноплен-
ку с веселой музыкой от последнего до первого кадра. Насколько снизился уровень тревоги? Почувствовали ли вы облегчение? При необходимости повторите упражнение, изменив музыку или скорость «перемотки».
Особую роль в формировании состояния сценического куража и творческого потока играет феномен так называемого «концертного» внимания музыканта. Представители «нового кода НЛП» Дж. Гриндер и Дж. Делозье разработали развивающие компьютерные игры «Алфавит» и «Радуга», позволяющие оперативно изменять качество когнитивных процессов. Как показали самоотчеты испытуемых, такие игры способствовали развитию концертного внимания, улучшили возможности оперативной памяти, ускорили время принятия решений, развили мультизадачность и помехоустойчивость. После предварительной консультации психолога эти игры можно рекомендовать для активизации «оптимального состояния» сценического комфорта перед началом концерта.
Также группа испытуемых апробировала технику чек-листа в процессе самоподготовки к концертному выступлению. Чек-лист (контрольная карта, лист мастерства и т. п.) представляет собой структурированный список задач для достижения определенного результата. По мере выполнения задач соответствующие пункты отмечаются галочкой. Чек-листы активно используются для мотивации в саморазвитии (см. «чек-лист для изучения английского языка», «чек-лист для похудения», «чек-лист на период карантина, чтобы не сойти с ума» и др.). Основные требования при составлении чек-листа («Задачу привязывай к конкретной цели», «Каждый день сосредоточивайся на одной большой, трех средних и пяти небольших задачах», «Установи сроки», «Постепенно усложняй задачи» и т. д.) соответствуют условиям высокопродуктивной деятельности, указанным М. Чиксентмихайи.
Испытуемые самостоятельно формировали свой вариант чек-листа (flow list) при подготовке конкретного произведения к сценическому исполнению. Сначала указывались простые задачи ознакомительного плана («Узнать немного об авторе, эпохе, названии произведения и истории его создания. Прослушать произведение с нотами» и т. д.). Затем задачи усложнялись («Поработать над структурой произведения: выяснить характер и интонации каждой темы, выделить предложения, фразы» и т. д.). В процессе работы над произведением решение многих задач требовало многократного повторения
(«Технически сложные места еще учить медленно с метрономом, от медленного темпа к быстрому и наоборот. Работать над сменой смычка и плавностью звука в кантиленных местах» и т. д.). В процессе дальнейшей работы над произведением в перечень простых задач «вкраплялись» по 30-40 % задач более высокого уровня («Послушать произведение в исполнении трех-четырех исполнителей. Определить собственную трактовку произведения. Записать себя на видеокамеру, играя произведение целиком» и т. д.). На заключительном этапе включались задачи повышенной сложности, а также задачи по активизации состояния сценического комфорта и исполнительского куража («Сыграть произведение в темноте. Сыграть произведение с отвлекающими помехами — включенным телевизором, радио, смартфоном. Сыграть произведение в необычной одежде. Сыграть произведение „в образе" композитора или выдающегося исполнителя. Сымпровизировать фрагменты
произведения в жанрах комедии, мелодрамы, блокбастера» и т. д.).
По завершении эксперимента испытуемые отметили, что чек-листы помогают: «управлять временем в условиях вынужденного карантина в период пандемии»; «получать удовольствие от выполненной в срок работы»; «избавляться от чувства вины и стресса»; «не бояться ошибок»; «почувствовать радость от работы над музыкальным произведением»; «почувствовать эйфорию от того, что все получается».
В целом исследование позволило начинающим профессиональный путь музыкантам-исполнителям сформировать адекватное понимание закономерностей возникновения и протекания состояний сценического волнения, развить навыки оптимизации сценических состояний с помощью стратегий совладания, разработанных с учетом современных подходов к изучению индивидуально-психологических особенностей личности.
Библиографический список
1. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. — Москва : Эксмо, 2018. — 256 с. — ISBN 978-5-699-95705-7.
2.Фресс, П. Эмоциогенные ситуации. Экспериментальная психология / П. Фресс. — Москва : Юрайт, 2010. — 346 с.
3. Белан, Е. А. Психология активности: совладание личности с жизненными трудностями / Е. А. Белан. — Краснодар, 2008. — 129 с.
4. Цыпин, Г. М. Психология сценического волнения / Г. М. Цыпин // Развитие личности. — Журнал МГПУ. — 2012. — № 3. — С. 149-168.
5. Lasarus, R. Stress, appraisal and copyng / R. Lasarus, S. Folkman. — New York, 1984. — 445 c.
6. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — Москва : Смысл, 2019. — 448 с. — ISBN 978-5-89357-258-2.
7. Чиксентмихайи, М. Поток. Психология оптимального переживания / М. Чиксентми-хайи. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2018. — 460 с. — ISBN 978-5-91671-857-7.
8. Таланов, В. Л. Справочник практического психолога / В. Л. Таланов, И. Г. Малкина-Пых. — Москва : Эксмо, 2012. — 920 с. — ISBN 5-699-16666-1.
9. Боденхамер, Б. НЛП. Полный курс освоения базовых приемов / Б. Боденхамер, М. Холл. — Москва : АСТ, 2019. — 448 с. — ISBN 978-5-17-099729-9.
For citation: Burov, Yu. B. Scenic excitement of a musician in the context of modern personality theories / Yu. B. Burov, A. Yu. Lapteva // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 2 (26). — P. 41-48.
SCENIC EXCITEMENT OF A MUSICIAN IN THE CONTEXT OF MODERN PERSONALITY THEORIES
Yu. B. Burov, A. Yu. Lapteva
The article is devoted to the problem of the activity of the individual as a subject of activity in a situation significant for her. The model of interaction between the subject and the situation is correlated with the activities of the musician. The pattern of the occurrence of stage excitement is due to the subjective image of the concert situation. In this regard, the dependence of the choice of coping strategies with scenic excitement on the individual psychological characteristics of the person is analyzed.
The article provides recommendations for changing individual models of stage behavior of a musician, tested in the conditions of distance learning during the COVID-19 pandemic.
Key words: stage excitement, coping strategies, flow, factor analysis of personality traits, character accentuations, psychological defense mechanisms, psychosynthesis, neurolinguistic programming, distance technologies, psychocorrectional work.
References
1. Festinger L. Teorija kognitivnogo dissonansa [Theory of Cognitive Dissonance]. Moscow, Jeksmo, 2018, 256 p. ISBN 978-5-699-95705-7. (In Russian)
2. Fress P. Jemociogennye situacii. Jeksperimental'naja psihologija [Emotional situations. Experimental psychology] Moscow, Jurajt, 2010, 346 p. (In Russian)
3. Belan E. A. Psihologija aktivnosti: sovladanie lichnosti s zhiznennymi trudnostjami [Psychology of activity: coping with life's difficulties]. Krasnodar, 2008, 129 p. (In Russian)
4. Cypin G. M. Psihologija scenicheskogo volnenija [Psychology of activity: coping with life's difficulties], Razvitie lichnosti, Zhurnal MGPU [Personal development, Journal MGPU], 2012, no. 3, pp. 149-168. (In Russian)
5. Lasarus R. Folkman S. Stress, appraisal and copyng. New York, 1984, 445 p. (In English)
6. Asmolov A. G. Psihologija lichnosti [Psychology of Personality]. Moscow, Smysl, 2019, 448 p. ISBN 978-5-89357-258-2. (In Russian)
7. Chiksentmihaji M. Potok. Psihologija optimal'nogo perezhivanija [Flow. Psychology of Optimal Experience], Moscow, Al'pina non-fikshn, 2018, 460 p., ISBN 978-5-91671-857-7. (In Russian)
8. Talanov V. L., Malkina-Pyh I. G. Spravochnik prakticheskogo psihologa [Handbook of Practical Psychologist]. Moscow, Jeksmo, 2012, 920 p. ISBN 5-699-16666-1. (In Russian)
9. Bodenhamer B., Holl M. NLP. Polnyjkurs osvoenija bazovyh priemov[NLP. A complete course of mastering basic techniques]. Moscow, AST, 2019, 448 p, ISBN 978-5-17-099729-9. (In Russian)
Буров Юрий Борисович, директор ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж», Челябинская область, г. Златоуст, e-mail: burov.1964@ list.ru
Лаптева Анна Юрьевна, студентка ГПОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Burov Yuri Borisovich, Director of the Zlatoust Pedagogical College, Chelyabinsk Region, Zlatoust, e-mail: [email protected]
Lapteva Anna Yuryevna, student of the South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Савельева, С. В. Реализация коллективной и групповой форм организации обучения на учебных занятиях по дисциплине «Информатика» / С. В. Савельева, Н. М. Иванова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 48-54.
УДК 378.047 ББК 74.57
РЕАЛИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ И ГРУППОВОЙ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»
С. В. Савельева, Н. М. Иванова
В статье обсуждается проблема использования коллективной и групповой форм организации обучения в аспекте формирования способности работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, что предполагает такая компетенция цифровой экономики, как коммуникация и кооперация в цифровой среде. Приводятся примеры