Научная статья на тему 'Сценическое искусство как важная составляющая воспитательного процесса кольника'

Сценическое искусство как важная составляющая воспитательного процесса кольника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
789
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценическое искусство как важная составляющая воспитательного процесса кольника»

СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ШКОЛЬНИКА

Кириллова М.Е.

В течение последних двадцати лет в сфере образования наблюдается кризис, который затягивается по причине противоречивости и неопределенности направления поиска новой образовательной парадигмы, что не способствует нравственному оздоровлению современной школы. Во всех культурных традициях воспитание новых поколений всегда осуществлялось на основах духовного просвещения, которое опиралось на те или иные религиозные традиции. Применительно к русской культуре это было православие. В нынешней массовой школе царит обстановка духовного вакуума, которая настойчиво требует активного вмешательства в процесс духовного развития ребенка. Ситуация такова, что сама школа стала сегодня «аккумулятором и производителем пресловутой бездуховности»1. Необходим активный поиск форм и методов, которые способствовали бы приобщению хотя бы некоторых учащихся к основополагающим духовно-нравственным ценностям. В условиях отделенности Церкви от государства невозможно так организовать школьную жизнь детей, чтобы они вместе со своими наставниками в обязательном порядке принимали участие в православных богослужениях, чтобы они приучались жить церковной жизнью. Но необходимо искать способы приобщения к христианскому мировосприятию. И тому в большей степени может способствовать русское культурное наследие, которое возросло на корнях православной традиции.

Приобретать образование, в полном смысле этого слова, значит осваивать нравственный Закон, присваивать себе образ. У В. Даля сказано, что «науки образовывают ум и знание, но не всегда нрав и сердце»2. Лев Толстой в своей статье «О воспитании» писал: «И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания,

о

всякое же знание действует воспитательно» . Но необходимо этот процесс

1 Кислов А.Г. Духовные ориентиры современной педагогики// MAGISTR.- 1996.- № 5.- 49.

2Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка в четырех томах.- М.- ПОГРЕСС. УНИВЕРС.- Т. 2 , 1580, 224.

3 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 тт.- М. - Л.- 1928-1958.- Т. 38, 62.

сделать управляемым и направляемым. Воспитывать сердце при помощи разума нужно начинать как можно раньше, чтобы человек, созревая, сформировал в своем представлении тот идеальный образ, на который ему хотелось бы быть похожим. Человеку присуще переживание «идеала себя» или «духовного Я»: «Человеческая душа как таковая связана с какой-то высшей духовной точкой, которой она как бы принадлежит... обычно душа не видит духовное Я, но в некоторые минуты чувствует его...и всем сердцем устремляется к нему»4, писал исследователь творчества Л. Толстого И. Мардов. Он утверждал, что «период идеалов» начинается с годами духовного рождения (13 - 14 лет). Именно к началу этого возраста необходимо успеть помочь ребенку сформировать «идеал себя», дать ему стержень, осевую линию, чтобы качания души при росте, как явление неизбежное, были упорядочены и серьезны»5. Применительно к сегодняшней школе период подготовки к духовному рождению совпадает с периодом обучения ребенка в 5-9 классах. Ликом духовного «идеала себя» может стать фигура основателя религии, фигура исторического героя, вождя, наставника, а также героя литературного произведения. Каждый из них может стать живым прообразом, путеводной звездой на пути собственного духовного становления.

Практика сегодняшней школы такова, что в ней не ставится задача гармоничного развития личности ребенка, в ней фактически отсутствует стремление к развитию духовных запросов ребенка, «энергия которых может замкнуться на вещи, на эротику, на причуды, порой весьма небезопасные. Вопрос о духовности настолько социально небезразличен, что школа не должна позволять себе уклоняться от него»6. Еще А.С. Хомяков писал в своей статье «Об общественном воспитании в России»,

п

что «школьное образование должно быть соображено с воспитанием» . В сложившейся школьной практике, когда детей готовят исключительно для того, чтобы они стали «полезными обществу», приоритет рационального знания очевиден перед лицом знания совестного, знания духовнонравственного.

4 Мардов И.Б. Путь восхождения.- М.- Гендальф.- 1993, 398.

5 Там же, 118

6 Кислов А.Г. Духовные ориентиры современной педагогики// MAGISTR.- 1996.- № 5.- 50.

7 Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки.- М.- Современник.- 1988, 222.

Если проанализировать действия родителей, выступающих в качестве заказчиков содержания обучения для своих детей, то увидим, что это играет немаловажную роль в прагматической направленности школьного дела. Но, к сожалению, далеко не всегда можно сказать о родителях, что они знают, что должно руководить человечеством. Идея накопления естественнонаучных знаний, широко развившихся на базе физики, математики, химии и других дисциплин, самого ребенка создает инструмент, способствующий успешному развитию технического прогресса. Но этот путь развития личности зачастую обнаруживает бездумное использование достижений науки.

Недооценка гуманитарного образования привела к распространению тотальной бездуховности. Очень многие выпускники наших школ (далеко не худшие!) выходят в жизнь без должных знаний в области культуры, философии, искусства общения, с низким эстетическим и этическим вкусом. Конечно, не приходится в скором времени ожидать в развитии школьного образования положительных перемен, но все-таки необходимо привлечь все возможности, чтобы переломить ситуацию. На передний план в решении этой трудной, но важной задачи могут помочь различные формы дополнительного образования. Современная образовательная система состоит из базового компонента и из дополнительного, в части которого возможно широкое применение новых форм и методов работы в направлении их духовно-нравственного развития. «Совокупный социальный «спрос» на дополнительное образование детей... заметно превышает

о

«предложение», а потому его развитие всегда было актуально» . На первом месте для дополнительного образования ставится задача не накопления знаний, а задача развития творческой деятельности детей. Ребенок должен постигать мир не только мыслью, но и сердцем, и лишь совокупность этих элементов дает достойное человека отображение мира в его сознании и может стать надежной основой его жизни.

Литература, философия, история России и мировая история, история религий и история художественная, все они присутствуют в школьной образовательной практике, но не играют практически никакой роли в формировании личности ребенка. Причин тому много: и недостаточное

8 Козырь В.И. Общественная ценность дополнительного образования // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи.- 2002.- № 10 (103), 1-2.

количество часов по названным предметам, и недооценка их важности со стороны родителей, и со стороны управленцев от образования, и, к сожалению, со стороны многих педагогов. Все вышеперечисленные науки, а также многие другие гуманитарно-направленные дисциплины, могут стать предметом занятий с детьми в различных объединениях, группах по интересам. Особо нужно отметить эффективность развития творческого начала ребенка, когда он приобщается к практической деятельности в сфере различного рода искусств. Это может быть музыка, декоративно-прикладное творчество, танцы. Об искусстве театра и художественного слова речь ниже пойдет особо, но прежде хочется еще раз подчеркнуть важность и необходимость воспитания чувств ребенка посредством приобщения к миру искусства.

Л. Толстой в своей знаменитой книге «Что такое искусство?» писал: «Искусство не есть наслаждение, утешение или забава; искусство есть великое дело. Деятельность искусства есть деятельность очень важная. искусство есть духовный орган человеческой жизни, и его нельзя уничтожить»9, но «орган искусства был извращен,.. последствие извращения искусства - это та путаница, которую оно производит в понятиях детей и народа. Искусство прямо развращает людей посредством заражения их самыми дурными и вредными для человечества чувствами». Л.Толстой особо подчеркивает, что «искусство служит главною причиной развращения людей в важнейшем вопросе естественной жизни людей - в половых отношениях.В замещении идеала нравственности идеалом красоты заключается ужасное последствие извращения искусства нашего общества»10. «Понятие красоты не только совпадает с добром, но скорее противоположно ему, так как добро большею частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий»11. Разве это не о нас с вами и не о наших ли это детях? Отчего же происходит эта «путаница» в оценке созданий искусства? Л. Толстой называет главную причину: отсутствие религиозно-нравственной позиции.

Приведем один пример. Общеизвестна распространенная точка зрения на искусство эпохи Возрождения, которое все обращено к

9 Толстой Л.Н. Что такое искусство? М.- Современник.- 1985, 263.

10 Там же, 260-263.

11 Там же, 176, 180.

культурному наследию античности, как бы «возрождая его» (отсюда и название). П. Чаадаев писал: «Искусство сделалось одной из величайших идей человеческого ума благодаря грекам. Посмотрим же, в чем состоит это великолепное создание их гения. Все, что есть материального в человеке, было идеализированно, возвеличено, обожествлено; естественный и законный порядок был извращен. То, что по своему происхождению должно занимать низшую сферу духовного бытия, было возведено на уровень высших помыслов человека;. и великая разграничительная черта, отделяющая в разуме Божеское от человеческого, была нарушена. Отсюда хаотическое смешение всех нравственных элементов. В результате наше физическое существо выросло настолько же, насколько нравственное чувство умалилось»12

Л. Толстой разделял эту точку зрения вполне: «письма Чаадаева очень интересны. Он смотрел так правильно на греческое искусство, потому что был религиозный человек. Если я так же смотрю на греческое искусство, думаю, что по той же причине. В том то и есть религия, чтобы во всем видеть и искать духовное содержание»13. Бывает страшно наблюдать, когда люди не видят разницы между искусством, которое тянет их вверх, и массовой культурой, пригибающей их к земле. Так возникает важная задача -сформировать критерии восприятия художественных ценностей, развить духовное зрение и ориентированный на него художественный вкус.

Остановимся на двух видах сценического искусства - это искусство художественного слова и драматический театр. Всякое сценическое искусство - вторично; потому что основой для создания произведения искусства на сцене является литература.

Проникновение в глубины, и, в первую очередь, русских классических произведений, активно способствует развитию у детей подросткового и юношеского возраста внелогического, образного мышления. Взрослеющий человек, осваивая и присваивая словесную культуру своего народа, в высшем ее проявлении, на практике постигает ее духовную основу и сам становится носителем этой духовности. Митрополит Евлогий в своей книге «Путь моей жизни» писал: «Я считаю светскую литературу одним из великих средств для воспитания человеческой души, почти столь же действенным, как

12 Чаадаев П.Я. Статьи и письма.- М.- Современник.- 1989.- 127.

13 Толстой Л.Н.Собрание сочинений:в двадцати двух томах.- М.- Худож. литература.- 1984.- Т. 20, 594.

природа...»14. Вспоминая о своем внутреннем юношеском становлении, он утверждает, что «воспитательное значение литературы для молодежи огромно. Трудно даже учесть меру ее благотворного влияния». И там же: «Чтение стало моей страстью... Она (литература) повышала самосознание, спасала от грубости, распущенности, безобразия поступков, питала склонность юношеской души к идеализму»15.

Конечно, нужно иметь развитый вкус, чтобы отличить литературу, по словам С. И. Фуделя, «полную хаоса и развращенности» от той литературы, которая способна сделать «из неверующего верующего... Не только не нужно, но прямо вредно все подряд читать. Но не надо отрицать возможность увидеть свет и в этом темном лесу. Если люди от Бога, то и стихи их могут быть от Бога. «Все из Него, Им и к Нему»16.

К сожалению, такое эффективное средство не только душевного, но и духовного воспитания, как литература, в стенах школы утрачивает свою действенность. В практике сегодняшнего учебного процесса при анализе с учащимися литературного произведения духовно-нравственная составляющая фактически отсутствует. Евангельское содержание, так присущее лучшим образцам русской литературы, не имеет своей значимости при анализе произведений на школьных уроках. Главная задача учителя - наделить ребенка определенной суммой знаний, а не духовным опытом. Эта тенденция укореняет западную традицию, которая утверждает приоритет рационального знания. В отношении к произведениям русской литературы это недопустимо. А. С. Пушкин, который вырос на восьмисотлетнем фундаменте русской духовной традиции, был уверен, что «... У России другая формула, нежели мысли и формулы христианского Запада»17.

Начиная с древних времен, литература на Руси несла религиозный аспект, а вместе с тем и особую весомость нравственного начала, что определяет ее учительный характер. Древнерусская литература вся пронизана рассуждениями на темы: «что такое добро», «в чем заключается зло», «как сберечь свою душу», «как подняться над жестокой действительностью».

14 Георгиевский Евлогий, митрополит. Путь моей жизни: воспоминания.- М.- 1994, 600.

15 Там же, 29.

16 Фудель С.И. У стен Церкви // Собрание сочинений: В трех томах, Т. 1.-М.- 2005, 162-163.

17 Пушкин А.С. О втором томе «Истории русского народа» Полевого// Собрание сочинений в шести томах. -Т. 6.- М.- 1969, 215.

Неторопливое чтение и обсуждение с детьми любого литературного памятника Древней Руси дает возможность ввести их в живую историю, пожить в том времени, когда жили наши предки, впитать их нравственные критерии. Жития святых, исторические сочинения и хроники, проповеди отцов Русской Православной Церкви, все они могли бы активно помогать детям в определении истинных ценностей. В нынешней школьной программе древнерусские литературные произведения присутствуют и в 6, и в 7, и в 8, и в 9 классах, но требования базового образования вынуждают в первую очередь учиться отвечать на вопросы: «кто», «когда», «с кем», «сколько», а не на вопросы духовного порядка.

Но не только древнерусская литература помогает внутренне приподнять ребенка, помочь ему обрести тот самый «идеал себя». Многие произведения XIX и XX вв. дают возможность духовного прозрения, в первую очередь, это, конечно, романы Ф.М. Достоевского, драматические произведения А. С. Пушкина, а так же его исторические повести, роман «Евгений Онегин»; очень глубока и трагична литература некоторых писателей серебряного века. Объем данной работы не позволяет коснуться всего перечня произведений русских классиков, которые присутствуют в программах образовательных школ и которые должны в первую очередь стать материалом для работы с детьми по воплощению их на сцене, но на русской лирике стоит остановиться особо.

Истинная лирика - это всегда разговор с Богом, или - о Боге, это, как

правило, или исповедь, или проповедь. А. С. Пушкин сказал, что «религия

1 8

есть вечный источник поэзии у всех народов» . Лирика в программах средней школы присутствует в достаточном объеме, но вся она проходит как бы «мимо» ребенка, не касаясь его души и не участвуя в развитии его духовности. В первую очередь это относится к лирике так называемого «золотого» и «серебряного» века русской поэзии, где есть образцы, которым равных по духовной глубине во всей мировой поэзии нет. Но самое печальное то, что в практике школы отсутствуют духовнонравственные ориентиры как в подборе произведений, так и в их анализе, что превращает русскую поэзию в некую сумму дополнительной информации. И. Бродский говорил, что наше общество имеет и другие

18Пушкин А.С. О ничтожестве литературы русской// Собрание сочинений в шести томах. Т. 6.- М.- 1969, 300.

занятия, помимо чтения стихов; но «не читая их, общество опускается до такого уровня речи, при котором оно становится легкой добычей демагога или тирана. Это тяжкое преступление - пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация - она платит за это своей историей»19. В. А. Жуковский писал:

...Поэзия - религии небесной Сестра родная...

И как бы в продолжение этой мысли строки Ф. И. Тютчева:

...Она с небес слетает к нам -Небесная к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре -И на бунтующее море Льет примирительный елей...

В дополнение к сказанному хочется привести слова С. И. Фуделя о том, что «можно приблизится к вере или укрепиться в ней через некоторые стихи Лермонтова, Тютчева, Пастернака или Блока»20.

Высокая поэзия это всегда и словесное чудо, и религиозное действие. Исповеднические формулы-заклинания рассыпаны во многих стихах. Вот несколько примеров:

Н. Гумилев Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога...

О. Мандельштам Я христианства пью холодный горный воздух...

А. Ахматова В каждом древе распятый Господь,

В каждом колосе тело Христово...

Б. Пастернак Я в гроб сойду, и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко Мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты...

Истинная поэзия независимо от тематики - младшая сестра молитвы,

Л 1

«как бы ее мирской двойник» . А. Пушкин говорил о том же:

Мы рождены для вдохновенья,

19 Бродский И. Поклониться тени: эссе. - СПб.- 2005, 84.

20 Фудель С.И. У стен Церкви // Собрание сочинений: В трех томах, Т. 1.-М.- 2005, 162.

21 Струве Н.А. Православие и культура.- М.- 2000, 259.

Для звуков сладких и молитв...

На занятиях с детьми именно духовно-нравственный аспект должен быть главным предметом освоения русской лирики.

Искусство и литература обладают значительно большей силой индивидуального воздействия на психику человека, и тем более ребенка и подростка, чем наука. «Дети воспринимают мир прежде всего в виде образов окружающей жизни и природы. Эти живые образы заставляют

Л Л

думать, чувствовать красоту мира, радость и горе других людей» . Очень важно, чтобы атмосфера внеклассных занятий приближала сердца педагогов и учеников друг к другу, чтобы передача мыслей и чувств носила глубоко личностный характер. «Такого рода отношения невозможны в огромных современных учебных «комбинатах»... и школа

Л о

не становится общим пространством жизни, совместного бытия»23. Некоторое подобие «школьной семьи» можно создать в структуре дополнительного образования, где педагог не скован так жестко требованиями общеобразовательного процесса. Наиболее плодотворной формой работы над литературным произведением нам представляется приобщение детей к искусству художественного слова.

«Искусство звучащей литературы», «Искусство слова», «Художественное чтение», «Искусство чтеца», «Литературный театр», «Театр слова» - так неоднозначно именуется искусство, которое легло в творческую основу Театра слова «Рифма», руководителем которого является автор данной работы. Это искусство имеет давние традиции. Литература звучала всегда: когда не было письменности, авторы сами исполняли свои произведения, а потом их стали исполнять и сказители, заучивая со слуха. Хотя литература с появлением письменности перестала нуждаться в посреднике между собой и воспринимающим, но она все-таки “звучала”. Читали перед слушателями и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов, и Достоевский, и Толстой, и Блок, и Маяковский... Секрет тяги к звучащему слову - в интонации читающего; в ней скрыты огромные возможности. Все оттенки мысли, воображения, чувства можно передать в интонационном «подтексте», о котором К. Станиславский говорил, что в театр он ездит ради подтекста, а текст можно прочитать и дома. Говоря о теоретической разработанности жанра чтеца, следует отметить, что

22 Каледа Г леб, протоиерей. Домашняя Церковь.- М.- 2001, 100-101.

23 Лихачев А.Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога)// Педагогика.- 2001.- № 3, 34.

мы имеем богатое наследие, оставленное нам мастерами художественного слова. Книги А. Закушняка, В. Яхонтова, А. Шварца, Д. Журавлева и многих других авторов вводят нас в мастерскую художника, дают представление о специфике жанра, о его приемах и методах.

Используя слово «театр» применительно к искусству художественного слова, чтецы следуют давней традиции. Еще Владимир Яхонтов назвал книгу о своей сценической жизни «Театр одного актера»24. Антон Шварц так и называл это искусство «театр чтеца»25, а Дмитрий Журавлев «театр

'Л/'

воображения» . Элементы в искусстве чтеца, (декорации, костюмы, сценический свет, музыкальное или шумовое оформление и т. д.) сведены до минимума или вовсе отсутствуют, но это не уничтожает близости этого искусства к драматическому театру, а диктует несколько иные технические приемы жизни на сцене.

Искусство актера и искусство чтеца, соседствуя, взаимообогащая друг друга занимают в школьной жизни немалое место. Конечно, искусство художественного слова, применительно к школьно практике, имеет множество преимуществ для решения задачи духовного воспитания детей. Но есть один существенный недостаток: эти занятия не могут охватить большое количество детей, так как носят индивидуальный характер. Школьный драматический театр может привлечь на свои репетиции, тренировочные занятия по технике речи, по сценическому движению, на занятия по изготовлению костюмов, декораций гораздо больше желающих, чем на занятия по художественному слову. Это, безусловно, несет и свои трудности. Режиссеру детского театра часто приходится самому писать сценарии для постановок того или иного литературного произведения из-за отсутствия пьес, которые бы заняли достойное место в репертуаре школьного театра и активно способствовали нравственному развитию личности. Очень хочется, чтобы жизненные обстоятельства и душевные переживания литературных героев сделались настолько близки молодым исполнителям, что стали бы ступенями их нравственного совершенства. Другая проблема - в условиях современной школы трудно заложить хорошую материальную базу, которая позволила

24 Яхонтов В. Театр одного актера.- М.- 1958.

25 Шварц А. В лаборатории чтеца.- М.- 1968.

26 Журавлев Д.Н. Жизнь искусство встречи.- М.- 1985.

бы изготавливать костюмы и декорации; необходимо также специально оборудованное помещение и т.д. Но при поддержке со стороны школьных учителей, администрации, родителей эти трудности разрешимы.

Г ораздо большую проблему создает отсутствие грамотных режиссеров-педагогов, которые ориентируются в школьных программах по литературе, по истории, так как детскому театру необходимо максимальное сближение с требованиями школьного учебного процесса, что дает большее проникновение в выбранный материал. С другой стороны, чтобы успешно решать задачу духовного воспитания ребенка, сам педагог должен быть человеком духовно просвещенным. Искусство театра таит для любого актера опасности воспитательного характера, особенно для несозревшего детского организма. Л. Толстой в своем трактате «Что такое искусство?» подробно анализирует одну из репетиций оперы в Московской консерватории: «Для кого это делается? Кому это может нравиться?... В России, где на народное образование тратится только одна сотая того, что нужно для доставления всему народу средств обучения, делаются миллионные субсидии на

97

театры» . Приведённые слова свидетельствуют о беспокойстве Л.Н.Толстого за ту меру ответственности, которую каждый творческий человек должен брать на свои плечи, выступая в роли проводника по высотам искусства, в особенности, когда дело касается воспитания души ребёнка. С.И.Гессен, исследуя отношение Л. Толстого к искусству, к культуре, и сам не остаётся в стороне, говоря, что «культура искусственна, в ней нет простоты и непосредственного чувства... Всякая культура означает господство рассудочности... Театральное искусство, где актёр «представляется», стараясь изобразить то, чего сам не переживает,.. лживо и лицемерно. Насколько оно ниже простой деревенской песни, не столь, быть

может, совершенной по форме, но выражающей полноту чувства

28

поющего» .

Об этой же опасности, таящейся в искусстве театра в своей статье «Быть и казаться» писал Н.И.Пирогов: «Спрашивается, дозволяет ли здравая нравственная педагогика выставлять детей и юношей перед публикой в более или менее искажённом и, следовательно, не в настоящем их виде? Оправдывает ли цель в этом случае средство? Не обязаны ли истинные

27 Толстой Л.Н. Что такое искусство? М.- Современник.- 1985, 136,139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М.- Школа-Пресс.- 1995, 44-45.

нравоучители смотреть на духовную сторону юноши и дитяти как на святой храм, о котором сказано: «храм Мой, храмом молитвы наречётся...» Родитель или наставник, дозволяя себе выставлять юношество в искажённом виде на публичное созерцание, не вносит ли в восприимчивую душу начало лжи и притворства? Разве разыграть хорошую роль, принять кстати подготовленную позу, суметь сделать удачный жест и живо выразить миной поддельное чувство, разве - говорю - всё это не есть школа лжи и притворства? А шумные похвалы, воздаваемые именно этому притворству, которое сделалось натуральным,... Совместима ли со взглядом на духовную сторону юности как

л о

на святой храм выставка, возбуждающая суетность и тщеславие?»29. Мы позволили себе привести такую пространную цитату по причине важности тех доводов, которые выставляет автор статьи, далеко не одинокий в своём мнении. Г. Померанц в статье «Акафист пошлости» убеждённо говорит, что «профессия прямо требует от актёра вжиться в личину, которую он надел; и соблазн подмостков, рампы, аплодисментов - более непосредственный, более чувственный, чем искушения пишущей братии. Актёру труднее, чем кому бы

о А

то ни было, забыть о зрительном зале» .

Со всеми этими доводами можно согласиться, а с некоторыми согласиться просто необходимо, но в раннем возрасте человека к искусству перевоплощения влечёт не жажда успеха, а врождённая и ещё не израсходованная потребность «поиграть». Мудрый и наблюдательный педагог сумеет предотвратить развитие в ребёнке нежелательных склонностей, которые вполне могут произрасти не только на этой почве. Тот же Г. Померанц допускает, что «не все актёры лицедеи; в исполнении

О 1

роли может быть и суд над ролью, в котором сказывается полное лицо» . В этом трудном умении научить ребёнка «суду над ролью» и должен проявляться педагогический талант каждого режиссёра, который приходит работать к детям.

«Ген» искусства, то есть способность выражать себя через творчество, в различной степени дан каждому ребёнку. В раннем возрасте у всех детей,

29 Пирогов Н.И. Быть и казаться// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России.- М.-Просвещение.- 1974, 172-173.

30 Померанц Григорий. Акафист пошлости// Григорий Померанц. Русское богатство. Журнал одного автора. -№ 2 (6), 214.

31 Померанц Григорий. Акафист пошлости// Григорий Померанц. Русское богатство. Журнал одного автора.-№ 2 (6), 214.

как правило вы найдёте задатки тех или иных склонностей. Вопрос в том, удавалось ли ребёнку развить в себе эти способности; это во многом зависит от обстоятельств. Искусство - один из способов постижения и выражения Истины. Далеко не каждый ребёнок сможет, да и захочет сделать искусство актера, чтеца своей профессией. Но воспринимать (потреблять) искусство должен научиться каждый. А для того, чтобы стать истинным ценителем (потребителем) искусства, нужно его «пропустить» через себя, прикоснуться к нему вплотную.

Тесное соприкосновение детского театрального коллектива с жизнью школы, с ее потребностями вынуждает педагога-режиссера изменить широко распространенную практику работы в любительском театральном коллективе. Вместо постановки в течение творческого сезона одного спектакля, как правило громоздкого, требующего огромного количества материальных затрат, педагог предпочтет поставить массу театральных зарисовок. Главными героями этих мини-пьес могут стать великие полководцы, князья, мифологические или библейские персонажи, богатыри из русских былин и летописей, персонажи классических повестей и романов. Каждый (!) ребёнок в тех или иных постановках должен играть одну из главных ролей, а в прочих роли второстепенные; и будет тому очень рад. У многих детей пропадет неуверенность в себе, а тех, кто нёс «ген» актёрской гордыни, убедится в том, что для передачи внутренней глубины и высоты многих героев мало иметь громкий голос и красивую внешность, нужно обладать талантом искреннего проникновения и сочувствия своим героям.

Одним из самых больших достоинств искусства школьного театра и вообще драматического искусства - обладание синтетическими свойствами, что предполагает огромное многообразие коллективного творчества. В подготовке праздничного спектакля, например, Рождественского, состоящего из многих фрагментов, объединённых единой темой, могут принять участие и преподаватели музыки, и преподаватели рисования, и труда - дети шьют костюмы и мастерят декорации, а преподаватели-литераторы вместе с детьми пишут сценарии. Коллективный труд объединяет как ничто иное. А зрители на детских праздниках всегда самые благодарные - это родители, братья, сёстры, друзья, соседи, которые и не замечают никаких оплошностей.

Такой эффективной отдачи в плане психологической коррекции детей, в их душевном и духовном становлении искусство театра должно играть первостепенную роль. Вместе с театром в школьную жизнь должен войти праздник, а вплетение праздника в ткань процесса обучения сделает жизнь ребёнка в школе многоцветной и радостной. Но эмоциональный мир ребёнка, его творческий потенциал фактически вытеснены из школы как результат «успешного» завершения многолетней модернизации учебного процесса. И самое главное в том, чтобы сценическое искусство, как и всякое истинное искусство, служило общей задаче воспитания христианского миропонимания, воспитания свободной и ответственной личности, чтобы целью искусства всегда было нравственное совершенство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.