Научная статья на тему 'СЦЕНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАТИМЫ КАМАЛОВОЙ (В СВЯЗИ СО 120-ЛЕТИЕМ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКТРИСЫ)'

СЦЕНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАТИМЫ КАМАЛОВОЙ (В СВЯЗИ СО 120-ЛЕТИЕМ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКТРИСЫ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. Камалова / актриса / драма / комедия / сцена / образ / F. Kamalova / actress / drama / comedy / stage / image

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каюмова Гульия Ильдусовна

В статье рассматривается сценическая деятельность народной артистки ТАССР, заслуженной артистки РСФСР Ф. Камаловой – актрисы с широким диапазоном, чьей творческой манере были свойственны виртуозная техника перевоплощения, жизненная достоверность, точность и выразительность в отборе характерных деталей при создании того или иного образа; жены драматического актёра и режиссёра, одного из основоположников татарского профессионального театра Камалова – Габдуллы Галиакберовича (Камала I). Так как сценическая деятельность артистов прошлых лет является образцом для артистов молодого поколения, изучение и сохранение их творческого наследия остаётся актуальным и сегодня. Исходя из этого, целью данной работы является исследование личностного аспекта татарского те-атрального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGE ACTIVITY OF FATIMA KAMALOVA (IN CONNECTION WITH THE 120TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF THE ACTRESS)

The article examines the stage activity of the People's Artist of the TASSR, the Honored Artist of the RSFSR F. Kamalova, an actress with a wide range, whose creative manner is characterized by a virtuoso technique of rein-carnation, vital authenticity, accuracy and expressiveness in the selection of characteristic details when creating an image; a wive of the dramatic actor and the stage manager, one of the founders of the Tatar professional theater Kamalov Gabdulla Galiakberovich (Kamal I). The purpose of this work is to study the personal aspect of the Tatar theatrical art. As the stage activity of the artists of the past years is a model for artists of the younger generation, the study and preservation of their creative heritage remains relevant today. Based on this, the purpose of this work is to study the personal aspect of the Tatar theatrical art.

Текст научной работы на тему «СЦЕНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАТИМЫ КАМАЛОВОЙ (В СВЯЗИ СО 120-ЛЕТИЕМ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКТРИСЫ)»

7. Specifika proektirovaniya bashkirskogo nacional'nogo scenicheskogo kostyuma. - URL :http://vatandash.ru/index.php?article=229 (data obrashcheniya : 20.04 2023).- Tekst : elek-tronnyj.

8. Suslova, S. V. Narodnyj kostyum tatar Povolzh'ya i Urala (seredina XIX - nachalo HKH vv.) : istoriko-etnograficheskij atlas tatarskogo naroda. - Kazan' : Fen, 2000.- 312 s.

9. Halilova, A. A. Razrabotka kollekcii zhenskih ansamblej dlya torzhestvennyh sluchaev na osnove kanonov islama / A. A. Halilova, G. I. Garipova, YU. A. Kovalenko // YUnost' i znaniya - garantiya uspekha-2019 : sbornik nauchnyh trudov 6-j Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj konferencii, g.Kursk, 18-19 sentyabrya 2019 goda. Tom 4. - Kursk : YUgo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2019. - S. 285-287.

УДК 792.071

Г. И. Каюмова

СЦЕНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАТИМЫ КАМАЛОВОЙ (В СВЯЗИ СО 120-ЛЕТИЕМ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКТРИСЫ)

В статье рассматривается сценическая деятельность народной артистки ТАССР, заслуженной артистки РСФСР Ф. Камаловой - актрисы с широким диапазоном, чьей творческой манере были свойственны виртуозная техника перевоплощения, жизненная достоверность, точность и выразительность в отборе характерных деталей при создании того или иного образа; жены драматического актёра и режиссёра, одного из основоположников татарского профессионального театра Камалова - Габдуллы Галиакберо-вича (Камала I). Так как сценическая деятельность артистов прошлых лет является образцом для артистов молодого поколения, изучение и сохранение их творческого наследия остаётся актуальным и сегодня. Исходя из этого, целью данной работы является исследование личностного аспекта татарского театрального искусства.

Ключевые слова: Ф. Камалова, актриса, драма, комедия, сцена, образ

Guliya I. Kayumova STAGE ACTIVITY OF FATIMA KAMALOVA (IN CONNECTION WITH THE 120TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF THE ACTRESS)

The article examines the stage activity of the People's Artist of the TASSR, the Honored Artist of the RSFSR F. Kamalova, an actress with a wide range, whose creative manner is characterized by a virtuoso technique of reincarnation, vital authenticity, accuracy and expressiveness in the selection of characteristic details when creating an image; a wive of the dramatic actor and the stage manager, one of the founders of the Tatar professional theater Kamalov Gabdulla Galiakberovich (Kamal I). The purpose of this work is to study the personal aspect of the Tatar theatrical art. As the stage activity of the artists of the past years is a model for artists of the younger generation, the study and preservation of their creative heritage remains relevant today. Based on this, the purpose of this work is to study the personal aspect of the Tatar theatrical art.

Key words: F. Kamalova, actress, drama, comedy, stage, image

Введение

В истории сценического искусства сохранились имена таких личностей, которые своим неимоверным трудом внесли большой вклад в развитие татарского национального театра и не только, чьи имена заняли достойное место в театральном наследии. Одна из них - драматическая актриса, народная артистка ТАССР (1954), заслуженная артистка РСФСР (1957) Камалова (Халиуллина) Фатима Хайрулловна, чья профессиональная деятельность выступает предметом данного исследования. Целью работы является исследование личностного аспекта татарского театрального искусства. Как известно, сценическая деятельность артистов прошлых лет, отличавшихся высоким профессионализмом, преданностью национальным культурным традициям и духовным ценностям, является образцом для артистов молодого поколения, поэтому изучение и сохранение их творческого насле-

дия остаётся актуальным и в наше время.

Материалы и методы

Источниковую базу составили исследования театроведческого характера, рецензии татарских театроведов, литературоведов, театральных и литературных критиков, ценным источником является также книга, посвященная 100-летию Татарского академического театра им. Г. Камала, на двух языках. Методологическую основу работы составили следующие методы: историко-биографический, эвристический, системный анализ, сравнение.

Литературный обзор

Книга И. Иляловой на двух языках «Артисты театра им. Г. Камала: Биографический справочник» (2005) [4], посвящёная артистам национального театра им. Г. Камала, в которой содержатся ценные архивные материалы самого театра, рукописного отдела библиотеки Дома актёров, воспоминания актёров и др.;

солидный коллективный труд «Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Сто лет» (2009) [3], посвященный 100-летию Татарского академического театра им. Г. Камала в двух томах и на двух языках, в котором содержатся биографии актёров национального театра, иллюстрируются их роли в разные годы со сценками из спектаклей и научными статьями об актёрах и их ролях; также энциклопедический справочник М. Арсланова «Татар театры: энциклопедик сузлек-белешмэ» (2014) [2], где можно найти нужную и важную информацию о театре, театральных деятелях (актёрах, режиссёрах, художниках сцены, композиторах), драматургах и др.; книга «Татар совет театры (очерклар)» под общей редакцией Б. Гиззата, И. Иляловой, Х. Махмутова, А. Ахмадуллина, в которой представлена история татарского театра советского периода; книга Ш. Рахманкулова «Фатыйма Камалова» (1965); шеститомная Татарская энциклопедия [14]; отдельные рецензии театральных и литературных критиков, таких как Г. Карам, Х. Кумысников, Г. Ар-сланов, И. Илялова, Н. Исанбет, М. Хасанов, Ш. Рахманкулов и др.; также эго-документы в виде воспоминаний [6; 15] помогают составить целостную картину творческой деятельности актрисы Ф. Камаловой и глубже проникнуть в суть тематики.

Результаты исследования

Одна из уважаемых и почитаемых актрис татарского национального театрального искусства Ф. Камалова родилась 12 декабря 1903 года в Оренбурге в семье грузчика Хай-руллы агая и Газзи ханум. Они жили в старом доме на одной из улиц пригорода Оренбурга, считавшегося городом мелких ремесленников. Семья была многодетной, жизнь - тяжёлой. Мать Фатимы, Газза, вынуждена была браться за любую работу: стирала бельё у богатых, работала прислугой, ухаживала за их детьми. Разумеется, жизненные трудности выпадают и на долю Фатимы. Становясь подмогой взрослым в хозяйстве, она тоже начала помогать матери, присматривала за братьями и сёстрами, занималась домашними делами. С детства любила читать книги, увлекалась искусством... Её детство, отрочество и первые годы сценической деятельности прошли в Оренбурге. Работа в Оренбургском театре среди многих талантливых профессиональных артистов закалила юную актрису, оказала сильное влияние на становление её творческого опыта. Связав свою жизнь с семьёй Ка-

маловых, большую поддержку в сценической деятельности Фатима получила от мужа Габ-дуллы Камала I и его брата Г. Камала, что ещё больше вдохновило молодую актрису на творческую деятельность. В конце 1920-х годов среди любителей театра, проживающих в городах и сёлах Оренбургской и Средневолж-ской областей, Ф. Камалова «успела проявить себя как талантливая артистка, глубоко отразившая реалистическое направление в театральном искусстве» [10, с. 149].

Ф. Камалова, начавшая свою сценическую деятельность в 1918 году в организованном молодёжью татарском драматическом кружке в Оренбурге, в 1919-1922 годах работала в Оренбургском театре «Шарык», в 1922-1923 годах - в Татарском государственном театре в Казани (ныне Татарский академический театр), в 1923-1925 годах - в Астраханском татарском театре, в 1925-1927 годах - в Узбекском музыкально-драматическом театре в Ташкенте, в 1933-1936 годах - в Оренбургском татарском драматическом театре, в 1927-1928 и 1939-1963 годах - в Татарском академическом театре. В своей сценической деятельности она всю жизнь была верна реалистическим традициям первых «ласточек» татарского театра, таких как Габдулла Кари-ев, Зайни Султанов, Габдулла Камал I, Бари Тарханов, Гульсум Болгарская, Нагима Тажда-рова, Ашраф Синяева, Нафига Арапова.

Ф. Камалова - одна из самых многогранных актрис широкого диапазона; исполняла значительные, глубоко содержательные роли, воплощающие национальный характер; была мастером создания комических образов. Её исполнение отличалось жизненностью, убедительностью, психологическим обоснованием каждого поступка действующего лица, острой социальной направленностью; при создании образа она умела глубоко проникать в духовный мир персонажа, ярко передавать его чувства. «Виртуозная техника перевоплощения, безупречное владение словом, необычное богатство и разнообразие приёмов делали каждое выступление актрисы заметным театральным явлением» [14, с. 204]. Её творческое наследие составляют такие роли, как Биби, Гульзиган («Несчастный юноша», «Банкрот» Г. Камала), Марфуга («Голубая шаль» К. Тинчурина), Гайнавал, Ханза-фа, Сахиба («Потоки», «Свящённое поручение» Т. Гиззата), Маймуна, Салима («Минни-камал», «Песня жизни» М. Амира), Айша («Зи-фа» Н. Исанбета), Ниса («Потерянная красота» Х. Такташа), Жихан («Аршин мал алан» У. Га-

джибекова), Кабаниха, Пелагея Егоровна («Гроза», «Бедность не порок» А. Островского), Нагима («Хаджи эфэнди женится» Ш. Ка-мала), фрау Миллер («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Елизавета («Неугасимое пламя» Б. Полевого), Харитонова («За тех, кто в море» Б. Лавренёва) и др.

В начальный период творчества актриса воплощала на сцене в основном положительные образы, запоминающиеся высокой нравственностью и внутренним стержнем. Её первая роль - образ Галиябану в спектакле по одноимённой пьесе татарского драматурга М. Файзи, в котором представлена искренняя любовь двух молодых сердец и трагическая судьба этой любви в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Социальный фон, представленный в спектакле, глубже и ярче освещал трагедию любви. Фатима успешно справилась с этой ролью и завоевала широкое общественное признание. В периодической прессе того времени высоко оценивалась её игра, высказывались предположения, что в будущем она станет многообещающей актрисой. В спектакле «В вороньем гнезде» по пьесе Ш. Камала она исполняла роль Фахрии - девушки, ведущей праведную жизнь, стирающей бельё для людей, которая искренне любила бедного шахтёра и была верна своему возлюбленному. Эту роль Фатима, видимо, исполнила настолько безупречно, что автор произведения, выразив ей своё уважение и благодарность, подарил рукопись драмы. Там было написано: «...Вы стали звездой моего произведения. Я верю, что в будущем вы ещё больше создадите таких образов, как Фахрия, поэтому, посвятив вашему таланту, обещаю написать для вас новое произведение . С уважением склоняя перед вами голову, Шариф Камал» [6, с. 2]. Роль Дездемоны в спектакле по трагедии английского драматурга У. Шекспира «Отелло» стала для актрисы большой школой в плане приобретения сценического опыта, которая отличалась богатством нюан-сировок в передаче внутреннего мира героини. Ф. Камалова выносила на сцену положительные образы, вдохновлённые идеями современности, борющиеся за справедливость, истину, стремящиеся к свету, и воплотила их на высоком художественном уровне. Один из таких образов - образ Пелагеи Егоровны в комедии А. Островского «Бедность не порок». Она обиженная жизнью, измученная в среде купцов-самодуров, униженная, лишённая права быть матерью своей дочери, но не утратившая человеческих качеств, мать с

мягкой душой и приветливым лицом. Женщина, опасавшаяся религиозных запретов, приходящая в ужас от одного только взгляда мужа, чтобы сделать счастливой свою дочь в браке с её возлюбленным, смогла найти в себе мужество восстать против мужа, ставшего преградой для искренних чувств молодых. Актриса «в этой скромной, спокойной, застенчивой женщине» мастерски высвечивала «появление человеческой гордости, переросшее в сильное недовольство существующими порядками» [12, с. 34]. Одним из положительных образов стала Марфуга в исполнении Ф. Ка-маловой в спектакле по пьесе Г. Насрыя «Дорогие минуты». «За свою жизнь мне пришлось поработать над множеством образов матерей. А вот Марфуга - совсем другая, близкая сердцу, широкая душа, заслуживающая уважения каждого из нас. Этот образ я старалась представить, как мать с большим сердцем, разделяющую успехи молодёжи, заботящуюся о будущем, мать нашего времени, умеющую воспитывать молодое поколение в духе преданности Родине, истинного патриота» [12, с. 34],

- пишет актриса. Луиза («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Амалия («Разбойники» Ф. Шиллера), Сарвар («Угасшие звёзды» К. Тин-чурина), Гульюзюм («Наёмщик» Т. Гиззата), Мария Ланге («Жизнь начинается снова» В. Собко), отличающиеся художественным совершенством, идейно-эстетическим своеобразием, также дополняют галерею положительных образов актрисы.

Известно, что Ф. Камалова вместе с мужем

- режиссёром и актёром Габдуллой Камало-вым - внесли большой вклад в развитие узбекского национального театра. По этому поводу следует отметить, что актриса, изучив узбекский язык, успешно исполняла такие роли, как Джамиля в спектакле по пьесе «Бай и батрак», Майсара в комедии «Проделки Майсары» Хамзы Хакимзадэ Ниязи, внёсшего огромный вклад в развитие узбекской культуры, Танка в спектакле по драме казахского драматурга М. Ауэзова «Айман-Чулпан». Когда они жили и работали в Ташкенте, между семьёй Камаловых и Хамзой установилась большая дружба, основанная на общности творческих устремлений, и длилась она долгие годы. Ф. Камалова и Габдулла Камал трудились в узбекском театре вместе с такими известными узбекскими артистами, как народные артисты Узбекской ССР Алим Тур-дыев, Маннон Уйгур, Ятим Бобаджанов, народные артисты СССР Шукур Бурханов, Алим Ходжаев.

На сцене Татарского государственного академического театра имени Г. Камала (Татарского академического театра) Ф. Камалова исполняла главные роли в спектаклях по многим оригинальным и переводным произведениям. Созданные ею образы отличались сценическим обаянием, глубокой логичностью, тонкостью психологического рисунка, реалистичностью решения. В 1922-1923 годах актриса на казанской сцене создала такие убедительные по своей внутренней наполненности образы, как Сарвар («Угасшие звезды» К. Тинчурина), Свояченица («Свояченица» А. Ку-туя), Голубь («Сизый голубь» А. Кутуя).

В галерее женских образов, созданных Ф. Камаловой, большое место занимают отрицательные типы. Среди них - образы абыстай и старушек, являющихся рабами капитала, развратных купчих, а также женщин, ставших жертвами мрака и невежества. Считаем целесообразным отметить некоторые из них. Подлинным событием стал созданный Ф. Камаловой образ Вассы в спектакле по драме М. Горького «Васса Железнова». Через этот образ актриса «убедительно показывает причины внутреннего разложения буржуазного класса в эпоху смены общественных формаций» [12, с. 28]. Владелица пароходной компании, много лет тратившая всю свою энергию на накопление богатства, Васса Железнова -состоятельная и влиятельная особа, которая прекрасно понимает, что её жизнь прошла даром. Она осознаёт, что нет людей, которые могли бы продолжить начатое ею дело, также не может передать его и своим детям, так как они духовно убогие и не могут принять эстафету. Не желая сдаваться, она по-своему борется с препятствиями, встречающимися на её пути, но, как представитель класса, приговоренного к «смерти» в связи с историко-социальными изменениями, эта женщина и слаба, и несчастна. Ф. Камалова, «мастерски раскрывая многогранность и противоречивость судьбы и характера этого персонажа, обогатила татарский театр оригинальным образом» [12, с. 28]. За эту роль актриса получила первую премию на конкурсе с участием около десяти коллективов в Сталинграде в 1937 году. В спектакле по пьесе А. Островского «Гроза», перекликающейся с общественным звучанием татарской жизни, ярко освещающей социальные противоречия и трагедии того времени, Кабаниха, владычица «царства тьмы» в исполнении Ф. Камаловой,

отличается лютостью и невежеством. «Движения Камаловой-Кабанихи продуманы заранее, она хладнокровно преследует свою жертву, постепенно высасывая из неё кровь» [12, с. 30]. По мнению Ш. Рахманкулова, между образами Вассы Железновой и Кабанихи существует внутренняя взаимосвязь. Они обе представители одного класса, обе преследуют одинаковые цели. Разница в том, что эти образы олицетворяют социальные слои двух эпох. Кабаниха более твердо стоит на ногах, она еще чувствует себя настоящим хозяином жизни [12, с. 29]. «Артистка от спектакля к спектаклю развивала и дополняла образ Кабанихи. В результате она возвысилась до самого сложного и опасного представителя «царства тьмы». Она предстала перед зрителем как своеобразный теоретик старой жизни, домостройства» [12, с. 30], -подчёркивает автор. Схожее мнение наблюдается и в словах М. Хасанова: «Создание образа Кабанихи стало переходным периодом к новому этапу в творчестве артистки. Воплощая главную представительницу «царства тьмы», достигшую предела зла, душой и телом ненавидящую новизну, талантливая артистка оставила неизгладимое впечатление» [16, с. 119]. В спектакле по пьесе «Несчастный юноша» Г. Камала «антибуржуазную направленность постановки, её

обличительный пафос усиливал выписанный яркими сатирическими красками

заострённый образ старой сводни» [3, с. 39] в исполнении Ф. Камаловой. Актриса блестяще справилась с этой ролью. Как пишет Х. Кумысников: «Это довольно энергичная старуха с плутовскими глазами. Озорная и весёлая Биби вдруг с азартом заиграет на гармошке или же лихо запоёт песню, а потом, пуская изо рта клубы дыма, неожиданно уставится на собеседника тупым, мутным взглядом. И ничего не остаётся человеческого в этом существе» [8]. По мнению Н. Исанбета, «Ф. Камалова сумела поднять эту роль до уровня типичной проститутки и исполнила её с неописуемым мастерством, подлинно» [5]. «Такая внешняя передача потери человеческих качеств позволила актрисе полностью раскрыть образ, вызвать у зрителя ненависть к нему» [13, с. 222]. Чтобы прокормить себя, «ставшая на путь божий», Биби «предстает жалкой жертвой капиталистического мира» [12, с. 32]. Театральная критика того времени охарактеризовала спектакль как «новый шаг

театра в новаторском прочтении национальной классики» [3, с. 39]. При воплощении отрицательных образов Ф. Камалова свободно пользовалась острыми сценическими приёмами, умело подбирала точные штрихи, правильные интонации с целью совершенного раскрытия внутреннего мира того или иного образа. В спектакле «Минникамал» по одноимённой драме М. Амира спекулянтка и саботажница Маймуна в исполнении Ф. Камаловой предстаёт как краснощёкая самодовольная баба с хорошо подвешенным языком, которая «больше занималась своим хозяйством и спекуляцией, чем работала в колхозе. Поэтому одета она, не в пример другим, нарядно. Всё на ней - и дорогой «французский» платок, и светлая кофта с коричневой юбкой, и передник с голубой каёмочкой, лёгкая курточка нараспашку - было новое» [1, с. 77]. Как хотел подчеркнуть режиссёр спектакля Х. Уразиков, во время войны в достатке могли жить только такие люди, как Маймуна и её друг Халим в исполнении Ф. Халитова, привыкшие существовать за чужой счёт и спекулирующие на ошибках Минникамал. «Ходит она напыщенно, важно. С односельчанами разговаривает свысока, нехотя;

необыкновенная слащавость в речи появляется при встречах с «начальством». Но вся её картинность моментально исчезает, как только замечает, что её сытому благополучию приходит конец» [8]. Сходная идея легла и в основу создания образа глупой мещанки Гайши ханум, интересы которой довольно ограничены и узки, из комедии Н. Исанбета «Зифа». Всегда высокого мнения о себе, Гайша ханум многие жизненные вопросы считает возможным решать без ведома мужа и любит командовать им, но её интересы не ограничиваются только семейным кругом. Сфера влияния этой властной женщины распространяется и на дела учреждения, которым руководит её муж Ильдархан Балтаев. По мнению Х. Кумысникова, актриса не до конца разоблачает свою героиню. «Она считает, что временами Гайша ханум становится доброй, сердечной женщиной. Но это до тех пор, пока не затронуты её личные интересы. С такой трактовкой вполне можно согласиться» [8], -пишет автор.

Оригинальностью и убедительностью трактовки было отмечено исполнение Ф. Камаловой роли Анны Андреевны в спектакле по одному из самых популярных

произведений русской классики - комедии «Ревизор» великого русского писателя Н. Гоголя, где «едко высмеяны невежество, взяточничество, мелкотравчатость русских чиновников того времени, разоблачены каждые их тёмные стороны» [7, с. 105]. В спектакле «Ходжа Насретдин» по одноимённой комедии Н. Исанбета, представшем настоящим пиршеством жизни, народной мудрости и сочного, искромётного юмора, актриса выступила в роли Гульбану, «сварливой, но по-своему доброй и любящей жены Ходжи Насретдина» [3, с. 231], «запомнившейся своей простотой и наивностью» [9]. Образ Гульзиган, представленный ею в спектакле по комедии «Банкрот» Г. Камала, способствует раскрытию пороков современности, погрешностей в людских характерах определенной эпохи.

Обсуждение

Творческая биография и

профессиональная деятельность Ф. Камаловой демонстрируют любовь и преданность актрисы своей профессии. Драматические и комедийные роли, исполненные ею, вызывали общественное признание, восхищение и уважение среди театральных и литературных критиков. Талантливая, оптимистичная актриса, любящая жизнь и людей, Ф. Камалова также активно занималась общественной, культурно-пропагандистской деятельностью. В годы Великой Отечественной войны работала председателем шефской комиссии, четыре раза подряд избиралась депутатом Казанского городского совета депутатов трудящихся. Скончалась она 9 января 1974 года.

Данная публикация способствует воспроизведению целостной картины творческой деятельности известной актрисы, она также может быть рассмотрена как постановка новой научной проблемы и направление на дальнейшие изыскания по этой теме.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, с уверенностью можно сказать, что созданные Ф. Камаловой на татарской сцене образы-характеры отличаются глубоким смыслом, богатым содержанием, душевной теплотой, тонкой психологической нюансировкой, становясь идейно-смысловым центром спектаклей, и определяют творческий облик актрисы, увековечивая её светлое имя.

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №3 2023 Литература:

1. Арсланов, М. Г. «Минникамал» в постановке Х. Уразикова / / Татарский театр (Новаторские искания татарского советского театра) / М.Г. Арсланов ; редкол. : Ф. Н. Гиззатуллин, И. И. Илялова, Х. К. Махмутов.

- Казань : ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН СССР, 1980. - С. 65-89.

2. Арсланов, М. Г. Татар театры: энциклопедик сYзлек-белешмэ / М.Г. Арсланов. - Казан : Заман, 2014.

- 584 б.

3. Галиэсгар Камал исемендэге Татар дэYлэт академия театры. Йез ел : 2 томда. Спектакльлэр / авт.-тез.: Л. Шакирж;ан, Г. Гыйматова. - Казан : Заман : Татар. кит. нэшр., 2009. - 1 т. - 568 б. = Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Сто лет : в 2-х томах. Спектакли / авт.-сост.: Л. Шакирзян, Г. Гиматова. - Казань : Заман : Татар. кн. изд-во, 2009. - Т. 1. - 568 с.

4. Илялова, И. Г. Камал театры артистлары : биогр. белешмэлек = Артисты театра им. Г. Камала : биогр. Справочник / И.И. Илялова. - Казан : Татар. кит. нэшр., 2005. - 334 б.

5. Исэнбэт, Н. «Бэхетсез егет» / Н. Исэнбэт // Совет Татарстаны. - 1955. - 29 янв.

6. Камалова, Ф. Истэ калганнардан / Ф. Камалова // Азат хатын. - 1965. - № 5. - Б. 2.

7. Кэрам, Г. Артист Кариев иж;аты турында. «Ревизор» / Г. Кэрам // Габдулла Кариев турында истэлеклэр / тез. Хэсэн Гобэйдуллин. - Казан : Татар. кит. нэшр., 1967. - Б. 99 -106.

8. Кумысников, Х. Актриса из народа / Х. Кумысников // Сов. Татария. - 1963. - 24 дек.

9. Кумысников, Х. Фатыйма Камалова / Х. Кумысников // Совет Татарстаны. - 1958. - 16 март.

10. Рахманкулов, З. Сэхнэдэ кырык ел / З.Рахманкулов, Ш Галимова // Совет эдэбияты. - 1964. - № 2. -Б. 149-150.

11. Рахманкулов, Ш. Олы иж;ат юлы / З.Рахманкулов // Социалистик Татарстан. - 1963. -24 дек.

12. Рахманкулов, Ш. Фатыйма Камалова / З.Рахманкулов. - Казан : Татар. кит. нэшр., 1965. - 38 б.

13. Татар совет театры (очерклар) / редкол. : Б. Гыйззэт, И. Илялова, h. МэхмYтов. - Казан : Татар. кит. нэшр., 1975. - 495 б.

14. Татарская энциклопедия. В 6 т. Т.3 / гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов ; АН РТ, Ин-т татар. энциклопедии. - Казань, 2006. - 664 с.

15. Хэйруллина, А. Фатыйма Камалова / А. Хэйруллина // Азат хатын. - 1963. - № 12. - Б. 18-19.

16. Хэсэнов, М. Сэхнэ остасы / М. Хэсэнов / / Совет эдэбияты. - 1954. - № 1. - Б. 118-120.

References:

1. Arslanov M. G. «Minnikamal» v postanovke X. Urazikova / / Tatarskij teatr (Novatorskie iskaniya tatarskogo sovetskogo teatra) / redkollegiya: F. N. Gizzatullin, I. I. Ilyalova, X. K. Maxmutov. - Kazan': IYaLI im. G. Ibragimova KFAN SSSR, 1980. - S. 65-89.

2. Arslanov M. G. Tatar teatry': e'nciklopedik sYzlek-beleshmэ. - Kazan: «Zaman» ^shr., 2014. - 584 b.

3. Ga^sgar Kamal isemendэge Tatar dэYlэt akademiya teatry'. Jez el. - 2 tomda. Spektakl'ter / avt.-tez.: L. Shakir^an, G. Gy'jmatova. - Kazan: Zaman-Tatar. kit. ^shr., 2009. - 1 t. - 568 b. = Tatarskij gosudarstvenny'j akademicheskij teatr imeni Galiasgara Kamala. Sto let. - V 2-x tomax. Spektakli / avt.-sost.: L. Shakirzyan, G. Gimatova. - Kazan': Zaman-Tatar. kn. izd-vo., 2009. - T. 1. - 568 s.

4. Ilyalova I. G. Kamal teatry' artistlary': Biogr. beleshmэlek = Artisty' teatra im. G. Kamala: Biogr. spravochnik. - Kazan: Tatar. kit. ^shr., 2005. - 334 b.

5. Isэnbэt N. «^xetsez eget» / / Sovet Tatarstany'. - 1955. - 29 yanvar'.

6. Kamalova F. ^э kalgannardan / / Azat xaty'n. - 1965. - № 5. - B. 2.

7. feram G. Artist Kariev i^aty' tury'nda. «Revizor» // Gabdulla Kariev tury'nda istэleklэr / tez. Xэsэn Gobэjdullin. - Kazan: Tatar. kit. ^shr., 1967. - B. 99-106.

8. Kumy'snikov X. Aktrisa iz naroda / / Sovetskaya Tatariya. - 1963. - 24 dekabrya.

9. Kumy'snikov X. Faty'jma Kamalova // Sovet Tatarstany'. - 1958. - 16 mart.

10. Raxmankulov Z., Galimova Sh. Sэxnэdэ ky'ry'k el // Sovet эdэbiyaty'. 1964. - № 2. - B. 149-150.

11. Raxmankulov Sh. Oly' i^at yuly' // Socialistik Tatarstan. - 1963. - 24 dekabr'.

12. Raxmankulov Sh. Faty'jma Kamalova. - Kazan: Tatar. kit. ^shr., 1965. - 38 b.

13. Tatar sovet teatry' (ocherklar) / redkollegiya: B. Gy'jzzэt, I. Ilyalova, h. MэxmYtov, A. Эxmэdullin. - Kazan: Tatar. kit. ^shr., 1975. - 495 b. (ill. beten 528 b.).

14. Tatarskaya e'nciklopediya: V 6 t. / gl. red. M. X. Xasanov, otvet. red. G. S. Sabirzyanov. - Kazan': In-t Tatarskoj e'nciklopedii AN RT, 2006. - T. 3: K-L. - 664 s.

15. Хэ^ШИм A. Faty'jma Kamalova // Azat xaty'n. - 1963. - № 12. - B. 18-19.

16. Xэsэnov M. Sэxnэ ostasy' // Sovet эdэbiyaty'. - 1954. - № 1. - B. 118-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.