УДК391.2
Р.Ф. Салахов, Р.И. Салахова, К.Р. Валиева
ТАТАРСКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ КАК АНАЛОГ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ
В статье рассматривается татарский национальный костюм как основа проектирования современной женской одежды. В частности, описываются такие традиционные элементы одежды, как туника, камзол, калфак, штаны и др.,используемые материалы и аксессуары женской одежды. На основе изученных источников представлены три комплекта татарской женской одежды.
Ключевые слова: национальная одежда, женский костюм, дизайн,культура народов Татарстана, модная индустрия
Rasykh F. Salakhov, Rada I. Salakhova, Kamilya R. Valieva TATAR WOMEN'S COSTUME AS AN ANALOGUE IN THE DESIGN OF MODERN WOMEN'S CLOTHING
The article considers the Tatar national costume as the basis for designing modern women's clothing. In particular, such traditional elements of clothing as tunic, camisole, calfak, trousers, etc., used materials and accessories of women's clothing are described. Based on the studied sources, three sets of Tatar women's clothing are presented.
Key words: national dress, women's costume, design,culture of the peoples of Tatarstan, fashion industry
Введение
В современном мире народный костюм является одним из наиболее ярких выразителей национальной культуры народа. В отличие от традиционной архитектуры, предметов быта и интерьера, также имеющих многовековую эволюцию,но сегодня не находящих должного применения, национальный костюм используется широко и активно.Элементы, крой, материалы, орнаментацию и другие особенности национальный одежды разных народов мы можем наблюдать на изделиях самого разного назначения, начиная скомплектов для торжественных мероприятий высшего уровня и заканчивая изделиями широкого потребления, рекламными изображениями и др.
Республика Татарстан - многонациональный и многоконфессиональный регион.Ее географическое расположение,пересечение важнейших торговых путей между Востоком и Западом, культурное сотрудничество со многими народами и странамиопределилисоци-ально-экономическую и культурную жизнь края на многие столетия. Культура народов Татарстана- это богатейшее наследие, в котором гармонично соединилисьтрадицииислам-ской культуры, западного ренессансаи др.Все это создает уникальные возможности для творческой реализации в сфере модной индустрии. Современные технологии вкупе с тра-диционнымиматериалами, орнаментикойсо-здают основу для оригинальных дизайнерских решений.
Особый интерес представляет одежда казанских татар - элемент материальной культуры татар, региональной субкультуры мест-
ных татар. Ее эволюция представляет собой пример трансформации национального костюма под влиянием длительного совместного проживания народов,отличающихся религией, укладом жизни, типом хозяйствования, характером труда и др.
Серьезные требования при проектировании современной национальной одежды предъявляются к используемым элементам декора и украшений, которые должны соответствовать их семантическому смыслу. Известно, что одежда как своеобразный язык общения являетсяважным источником информации о его владельце, указывающим на его социальное положение, род занятий, возраст и др.Татарский костюм - важный элемент материальной культуры татар - в том числе отражает уровень развития ремесел и затем и производства (изготовление тканей, выделка кожи, ювелирное дело и др.), природные и географические особенности территории, на которой проживает народ и др. (степная или лесная зона, наличие вблизи водоемов, климатические особенности и др.). Все вместе взятое мы можем наблюдать на головных уборах, украшенных национальным орнаментом, мужской и женской одежде, обуви и ювелирных украшениях. Гармонично соединенные вместе по цвету, форме, материалу, элементы костюма образуют единый ансамбль [4].
Материалы и методы
При написании статьи использовался библиографический метод для выявления материалов по теме исследования. В электронном каталоге Казанского государственного института культуры, в электронных библиоте-
ках были выявлены научные статьи и монографии по теме работы. Данные источники послужили базой для выявления аналогов национальной одежды. Метод анализа аналогов и сравнительно-сопоставительный метод позволили охарактеризовать традиционную одежду татар, ее семантику и историю развития. Данный аспект изучен достаточно, что позволило нам дать краткий обзор эволюции костюма. Метод проектирования был использован при создании новых моделей на основе традиционной женской одежды - комплекта «Сирин», состоящего из 3 ансамблей.
Литературный обзор
Вопросами истории татар, в частности татарской женской одежды, в разное время занимались такие авторы, как Р.И. Салахова, С.В. Суслова, М.К. Завьялова, Э.А.Хамматова, Е.В.Кумпан, Ф.Г.Вагапова, Г.Ф.Валеева-Сулейманова, Г.Р. Давлетьянова и др.
Проектирование одежды, в том числе на основе традиционных базовых элементов, в своих работах рассматривали А.Камалиева, И.Н.Савельева, И.А. Стар, В.А.Мальцева, Э.М.Андросова, Г.М.Гусейнова, Т.В.Козлова, Л.С.Закирова, К.В.Адымова, С.А.Муртазина, А.А.Халилова и др.
Как отмечают авторы работ, до середины XIX века татары носилитрадиционную одежду, о чем свидетельствуют музейные источники, архивные документы, материалы этнографических научных экспедиций. На семантике национального татарского костюма отразились территориальные и конфессиональные особенности, а внутри них - возрастные, социальные и другие особенности. Наряду с особенностями этнической истории и неравномерностью социально-
экономического развития различных групп татар, природных условий территории, конфессиональной принадлежности, большую роль играла территориальная разбросанность татар. Так, одежда казанских, касимовских, астраханских, сибирских и других групп татар характеризуется местными особенностями костюма, в том числе женская одежда.Она отличается меньшейтрансформацией, менее подвержена изменениям под воздействием социально-экономических и культурно-исторических условий. Татарки вели более замкнутый образ жизни, занимаясь прежде всего домом, хозяйством, не так активно участвуя в общественной жизни.
Несмотря на то, что татары проживают вразных уголкахземли, в их одежде можно найти общие элементы народного костюма.
Обратимся к ее описанию. В основе женской одежды - длинная рубаха, широкие штаны. Рубаха шилась с ластовицами, швы на плечах отсутствовали, по бокам вшивались клинья. По своему крою женские рубахи очень походили на мужские, шились длинными. Различались одежды татарок и по своему материалу. Так, состоятельные женщины носили одежду из дорогих тканей, таких как шелк, шерсть, парча. Изделие украшалось воланами и нагрудником - элемент одежды, который надевали под платье с глубоким вырезом. А сверху надеваласьраспашная верхняя одежда (например, покрывало-накидка, меховая или стеганая шапка с мехом по краям).Одежда татарок декорировалась украшениями, прежде всего рукава и грудь.
В качестве легкой домашней и выходной одежды татарки использовали камзолы, которые надевались поверх рубахи. Если рубахи шились просторными, широкими, то камзолы, наоборот, должны были подчеркнуть женскую фигуру, то есть изделие делали приталенным. Спинку кроили из двух половинок (иногда - из пяти), по центру - шов. Книзу камзол расширялся. Для придания вариативности изделиям широко стала использоваться фабричная фурнитура и аксессуары.
Длина камзолов была разной: длинные до колен и короткие до бедер, с рукавами или без, с бортом или с глубоким вырезом. Края изделия - низ, рукава- оформлялись, например, кусочками меха, перьями, позументом, монетами (пришивались на тесьму) и др.
Результаты
Приведенные выше характеристики татарской национальной одежды были учтены при проектировании современной одежды. Нами разработаны три комплекта татарской женской одежда «СИРИН». Рассмотрим технологические аспекты их создания.
Комплект № 1
В основе комплекта №1 - длинное платье свободного кроя (размер 42-44). Используется материал темно-зеленого цвета из стопроцентного льна. Платье с длинными рукавами с манжетами. На рукава и подол пришиваются орнаментальные вставки ручной работы из узорчатых тканых полотен производства Алексеевкой фабрики художественного ткачества. Обувь - высокие ботинки кремового цвета из экокожи с зелеными шнурками и бордовой подошвой.Шарф красного с белым цвета изготовлен полностью из узорчатых тканых полотен Алексеевкой фабрики художественного ткачества, хлопка.
Комплект № 2
Комплект №2 включает длинную накидку свободного прямого кроя и широкие брюки. Длинные рукава оформлены декоративными вставками. На подоле платья - также вставки ручной работы из узорчатых тканых полотен Алексеевкой фабрики художественного ткачества. Длинная накидка кремового цвета. Материал - стопроцентный лен.Синие брюки свободного прямого кроя, выполнены из стопроцентного хлопка с резинкой на поясе. Аксессуар комплекта - высокие ботинки из эко-кожи цвета хаки с синими шнурками и бордовой подошвой.
Комплект № 3
Женский комплект № 3 представляет собой брючный костюм с короткой блузкой без застёжек. Блуза свободного прямого кроя. Блуза имеет длинные рукава, декорированные вставками ручной работы из узорчатых тканых полотен Алексеевкой фабрики художественного ткачества. Материал - стопроцентный лен бежевого цвета.Штаны кроятся прямого покроя. Материал - стопроцентный лен бежевого цвета.Под блузу надевается бордовая обтягивающая водолазка с длинными рукавами из хлопка и полиэсте-ра.Аксессуар - высокие сапоги ярко-синего цвета на высоком каблуке с острым носом.
Обсуждение
Таким образом, разработанные модели женского национального костюма гармонично соединили в себе как традиционную основу татарской одежды, так и современный дизайн. Все модели дополняются аксессуарами в виде клатчей из контрастных тканей. Используется фурнитура:застежка-«молния» потайная на синтетической основе;блочки метал-лические;крючки;нитки полиэстро-
вые.Мягкие линии рукавов, удлиненные силуэты, натуральные ткани, аксессуары- все это отличительные черты стиля модерн татарской интеллигенции 20-30-х годов XIX века, создающих романтичный и женственный образ.
Модели костюма можно использовать в повседневной жизни, изделия удобны, функциональны, стилистически соответствуют модным тенденциям. Уместны они будут и как праздничные выходные костюмы.
Заключение
Проанализировав научную и методическую литературу, ознакомившись с первоисточниками, мы пришли к выводу, что в нынешнее время в обществе мировая мода тесно взаимосвязана с этнической культурой, которая по праву является одной из наиболее результативных источников появления новых стилей, форм и образов, которые способствуют обогащению современного костюма. И если источник зарождения новых образов или элементов в моде исчерпает себя, следовательно, и сама мода прекратит своё существование. Путем поиска и анализа аналогов национальных татарских женских костюмов предлагаемый комплект был рассмотрен в контексте универсальной культуры - в современной моде.
В ходе работы татарский национальный орнамент был рассмотрен как источник вдохновения в дизайн-проектировании современ-
ного татарского женского комплекта одежды, а также осуществлен проектный синтез национального татарского орнамента, традиционных форм женской одежды и современных цветовых сочетаний и реализован дизайн-проект по созданию татарского современного
онального татарского орнамента. Таким образом, была решена одна из задач исследовательской работы - создание современного комплекта женской одежды на основе использования традиционных элементов и орнамента татарского костюма.
женского комплекта одежды на основе наци-
Литература:
1. Вагапова, Ф. Г. Татарские ювелирные чеканные бляхи : технология и орнаментация I Ф. Г. Вагапова, Л. Н. Донина II Известия Общества археологии, истории и этнографии при Kазанском университете. - 2018. - Т. 38, № 2. - С. 36-SS.
2. Валеева-Сулейманова, Г. Ф. Aктуальные проблемы изучения искусства татар в контексте научного наследия Фуада Валеева I Г. Ф. Валеева-Сулейманова II Наследие и современность : проблемы изучения, сохранения и преемственности традиций в искусстве и архитектуре i Международная научная конференция, Казань, 20-21 мая 2021 года. - ^зань: Институт истории им. Ш.Марджани AH РТ, Ресурсный центр внедрения инноваций и развития традиций в сфере культуры РТ, 2021. - С. 8-2S.
3. Муртазина, С. A. Национальные традиции татар в дизайне современной одежды I С. A. Муртазина, Г. Р. Залялютдинова II Мировая художественная культура XXI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности : кол. монография по материалам Международной научной конференции, г.Москва, 22-23 октября 2021 года. Том 2. - Москва: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, 2021. - С. 140-144.
4. О татарской одежде.- URL : http://bam-bim.ru/Stati/306483_O_tatarskoy_odezhde.html (дата обращения : 19.04. 2023).- Текст : электронный.
5. Савельева, И.Н. Имидж современного дизайна и пути его формирования на основе развития традиций этнодизайна II Материалы Третьего Международного симпозиума «Имиджелогия-2005 : феноменология, теория, практика». - Москва : РИЦ AИM, 2005. - C. 348-3S0.
6. Синева, О. В. Татарский орнамент как творческий источник при создании коллекций обуви I О. В. Синева, A. И. ^расева, В. В. ^стылева II Инновационные технологии в текстильной и легкой промышленности : материалы Международной научно-технической конференции, г.Витебск, 13-14 ноября 2019 г. - Витебск : Витебский государственный технологический университет, 2019. - С. 125-127.
7. Специфика проектирования башкирского национального сценического костюма. - URL :http:IIvatandash.ruIindex.php?article=229 (дата обращения : 20.04 2023).- Текст : электронный.
8. Суслова, С. В. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало XX вв.) : историко-этнографический атлас татарского народа. - ^зань : Фэн, 2000.- 312 с.
9. Xалилова, A. A. Разработка коллекции женских ансамблей для торжественных случаев на основе канонов ислама I A. A. Xалилова, Г. И. Гарипова, Ю. A. ^валенко 11 Юность и знания - гарантия успеха-2019 : сборник научных трудов 6-й Международной молодежной научной конференции, г^урск, 18-19 сентября 2019 года. Том 4. - ^рск : Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 285-287.
References:
1. Vagapova, F. G. Tatarskie yuvelirnye chekannye blyahi : tekhnologiya i ornamentaciya / F. G. Vagapova, L. N. Donina // Izvestiya Obshchestva arheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom universitete. - 2018. - T. 38, № 2. - S. 36-SS.
2. Valeeva-Sulejmanova, G. F. Aktual'nye problemy izucheniya iskusstva tatar v kon-tekste nauchnogo naslediya Fuada Valeeva / G. F. Valeeva-Sulejmanova // Nasledie i sovre-mennost' : problemy izucheniya, sohraneniya i preemstvennosti tradicij v iskusstve i arhitekture : Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya, g.Kazan', 20-21 maya 2021 goda. - Kazan': Institut istorii im. SH.Mardzhani AN RT, Resursnyj centr vnedreniya innovacij i razvi-tiya tradicij v sfere kul'tury RT, 2021. - S. 8-2S.
3. Murtazina, S. A. Nacional'nye tradicii tatar v dizajne sovremennoj odezhdy / S. A. Murtazina, G. R. Zalyal-yutdinova // Mirovaya hudozhestvennaya kul'tura XXI veka. Predmetno-prostranstvennaya sreda i problemy kul'turnoj identichnosti : kol. monografiya po materialam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, g.Moskva, 2223 oktyabrya 2021 goda. Tom 2. - Moskva: Moskovskaya gosudarstvennaya hudozhestvenno-promyshlennaya akademiya im. S.G. Stroganova, 2021. - S. 140-144.
4. O tatarskoj odezhde.- URL : http://bam-bim.ru/Stati/306483_O_tatarskoy_odezhde.html (data obrash-cheniya : 19.04. 2023).- Tekst : elektronnyj.
5. Savel'eva, I.N. Imidzh sovremennogo dizajna i puti ego formirovaniya na osnove razvitiya tradicij etnodizajna II Materialy Tret'ego Mezhdunarodnogo simpoziuma «Imidzhelogiya-200S : fenomenologiya, teori-ya, praktika». - Moskva : RIC AIM, 200S. - C. 348-3S0.
6. Sineva, O. V. Tatarskij ornament kak tvorcheskij istochnik pri sozdanii kollekcij obuvi / O. V. Sineva, A. I. Karaseva, V. V. Kostyleva // Innovacionnye tekhnologii v tekstil'noj i legkoj promyshlennosti : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii, g.Vitebsk, 13-14 noyabrya 2019 g. - Vitebsk : Vitebskij gosudarstvennyj tekhnologicheskij universitet, 2019. - S. 12S-127.
7. Specifika proektirovaniya bashkirskogo nacional'nogo scenicheskogo kostyuma. - URL :http://vatandash.ru/index.php?article=229 (data obrashcheniya : 20.04 2023).- Tekst : elek-tronnyj.
8. Suslova, S. V. Narodnyj kostyum tatar Povolzh'ya i Urala (seredina XIX - nachalo HKH vv.) : istoriko-etnograficheskij atlas tatarskogo naroda. - Kazan' : Fen, 2000.- 312 s.
9. Halilova, A. A. Razrabotka kollekcii zhenskih ansamblej dlya torzhestvennyh sluchaev na osnove kanonov islama / A. A. Halilova, G. I. Garipova, YU. A. Kovalenko // YUnost' i znaniya - garantiya uspekha-2019 : sbornik nauchnyh trudov 6-j Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj konferencii, g.Kursk, 18-19 sentyabrya 2019 goda. Tom 4. - Kursk : YUgo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2019. - S. 285-287.
УДК 792.071
Г. И. Каюмова
СЦЕНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАТИМЫ КАМАЛОВОЙ (В СВЯЗИ СО 120-ЛЕТИЕМ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКТРИСЫ)
В статье рассматривается сценическая деятельность народной артистки ТАССР, заслуженной артистки РСФСР Ф. Камаловой - актрисы с широким диапазоном, чьей творческой манере были свойственны виртуозная техника перевоплощения, жизненная достоверность, точность и выразительность в отборе характерных деталей при создании того или иного образа; жены драматического актёра и режиссёра, одного из основоположников татарского профессионального театра Камалова - Габдуллы Галиакберо-вича (Камала I). Так как сценическая деятельность артистов прошлых лет является образцом для артистов молодого поколения, изучение и сохранение их творческого наследия остаётся актуальным и сегодня. Исходя из этого, целью данной работы является исследование личностного аспекта татарского театрального искусства.
Ключевые слова: Ф. Камалова, актриса, драма, комедия, сцена, образ
Guliya I. Kayumova STAGE ACTIVITY OF FATIMA KAMALOVA (IN CONNECTION WITH THE 120TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF THE ACTRESS)
The article examines the stage activity of the People's Artist of the TASSR, the Honored Artist of the RSFSR F. Kamalova, an actress with a wide range, whose creative manner is characterized by a virtuoso technique of reincarnation, vital authenticity, accuracy and expressiveness in the selection of characteristic details when creating an image; a wive of the dramatic actor and the stage manager, one of the founders of the Tatar professional theater Kamalov Gabdulla Galiakberovich (Kamal I). The purpose of this work is to study the personal aspect of the Tatar theatrical art. As the stage activity of the artists of the past years is a model for artists of the younger generation, the study and preservation of their creative heritage remains relevant today. Based on this, the purpose of this work is to study the personal aspect of the Tatar theatrical art.
Key words: F. Kamalova, actress, drama, comedy, stage, image
Введение
В истории сценического искусства сохранились имена таких личностей, которые своим неимоверным трудом внесли большой вклад в развитие татарского национального театра и не только, чьи имена заняли достойное место в театральном наследии. Одна из них - драматическая актриса, народная артистка ТАССР (1954), заслуженная артистка РСФСР (1957) Камалова (Халиуллина) Фатима Хайрулловна, чья профессиональная деятельность выступает предметом данного исследования. Целью работы является исследование личностного аспекта татарского театрального искусства. Как известно, сценическая деятельность артистов прошлых лет, отличавшихся высоким профессионализмом, преданностью национальным культурным традициям и духовным ценностям, является образцом для артистов молодого поколения, поэтому изучение и сохранение их творческого насле-
дия остаётся актуальным и в наше время.
Материалы и методы
Источниковую базу составили исследования театроведческого характера, рецензии татарских театроведов, литературоведов, театральных и литературных критиков, ценным источником является также книга, посвященная 100-летию Татарского академического театра им. Г. Камала, на двух языках. Методологическую основу работы составили следующие методы: историко-биографический, эвристический, системный анализ, сравнение.
Литературный обзор
Книга И. Иляловой на двух языках «Артисты театра им. Г. Камала: Биографический справочник» (2005) [4], посвящёная артистам национального театра им. Г. Камала, в которой содержатся ценные архивные материалы самого театра, рукописного отдела библиотеки Дома актёров, воспоминания актёров и др.;