- - Аграрный вестник Урала № 9 (115), 2013 г. -t^Jgg
Экономика
УДК 333(571.12)
СЦЕНАРНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АПК ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ю. в. зубарева,
кандидат экономических наук, доцент,
а. м. Ермакова,
кандидат экономических наук, доцент,
тюменский государственный архитектурно- строительный университет
(625001, г. Тюмень, ул. Луначарского, д. 2; e-mail: j_zubareva@mail.ru, ermakovaa82@mail.ru)
Ключевые слова: стратегическое управление, сценарное прогнозирование, стратегия, механизм государственной поддержки, конкурентоспособность предприятия, индустриальные технологии производства, инструменты государственного регулирования.
Аннотация. Успех экономической реформы в стране невозможен без эффективной экономической политики, обеспечивающей радикальные преобразования в технологическом укладе производства на основе научно-технических достижений. Для предприятий АПК должны быть разработаны перспективные траектории инновационного и технического развития, реализация которых позволит выйти на такой уровень, который обеспечит производство конкурентоспособной продукции. Решение этой проблемы должно базироваться на комплексной системе мер, способствующих движению по разработанной траектории и охватывающих такие стороны жизни общества, как агропромышленная политика, развитие науки и техники, механизм государственной поддержки и реализации приоритетов, институциональные преобразования в экономике, инвестиционная политика, ценовая политика, кредитно-денежная система, налоговая политика. Экономику Тюменской области трудно представить без сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс Тюменской области создает 26,3 % всей сельскохозяйственной продукции Уральского федерального округа. Сельскохозяйственная продукция, выпущенная в Тюменской области за 2012 г., сопоставима с половиной объемов промышленного производства. В статье показано, что развитие рыночных отношений без соответствующей системы стратегического управления рыночной инфроструктурой агропромышленного комплекса может усугубить социальное положение населения. Отмечено, что одним из главных направлений стабильного развития АПК регина является сценарное прогнозирование, разработка стратегий, а также инновационная и социальная ориентированность ведущих отраслей сельского хозяйства.
scenic prediction as a tool for the development
STRATEGY OF THE AGROINDUSTRIAL cOMPLEX OF THE TYUMEN REGION
yu. v. zubareva,
candidate of economic sciences, associate professor,
a. m. ermakova,
candidate of economic sciences, associate professor, Tyumen state university of architecture and civil engineering
(625001, Tjumen', Lunacharskiy st., 2; e-mail: j_zubareva@mail.ru, ermakovaa82@mail.ru)
Keywords: strategic management, scenic prediction, strategy, the mechanism of state support, the competitiveness of an enterprise, industrial production technology, instruments of state regulation of.
Abstract. The success of economic reforms in the country is impossible without effective economic policies that radical changes in the technological way of production on the basis of scientific and technological achievements. For agricultural enterprises should be developed promising path of innovation and technological development, the implementation of which will reach a level that will ensure the production of competitive products. the solution to this problem should be based on a complex system of measures to facilitate movement by the developed trajectory and covering such aspects of society as agro-industrial policy, science and technology, the mechanism of state support and implementation priorities, institutional changes in the economy, investment policy, price policy, credit and monetary system, the tax policy. It is shown that the development of market relations without appropriate system of strategic management of the market infrostrukturoy agro-industrial complex can aggravate the social situation of the population. the economy of the tyumen region is difficult to imagine without agriculture. Agro-industrial complex of the tyumen region generates 26.3 % of the total agricultural output of the Urals federal District. Agricultural products released in the tyumen region in 2012, comparable to half the volume of industrial production. Noted that one of the main directions of stable development of agroindustrial complex Regina is scenario planning, developing strategies, and innovative, and the social orientation of the leading branches of agriculture.
Положительная рецензия представлена А. В. Набоковым, директором Строительного института Тюменского государственного архитектурно-строительного университета.
-' ~ Аграрный вестник Урала № 9 (115), 2013 г. - <
Экономика ^Ф/
Развивающиеся в России экономические события показывают, что известные закономерности рыночных отношений неоднозначно проявляют себя в нашей стране, поэтому необходимо исследование параметров динамики изучаемых объектов, процессов, их взаимосвязей имногочисленных факторов развития общественного производства.
Успех экономической реформы в стране невозможен без эффективной экономичёеской политики, обеспечивающей радикальные преобразования в технологическом укладе производства на основе научно-технических достижений.
Для предприятий АПК должны быть разработаны перспективные траектории инновационного и технического развития, реализация которых позволит выйти на такой уровень, который обеспечит производство конкурентоспособной продукции.
Решение этой проблемы должно базироваться на комплексной системе мер, способствующих движению по разработанной траектории и охватывающих такие стороны жизни общества, как агропромышленная политика, развитие науки и техники, механизм государственной поддержки и реализации приоритетов, институциональные преобразования в экономике, инвестиционная политика, ценовая политика, кредитно-денежная система, налоговая политика.
Экономику Тюменской области трудно представить без сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс Тюменской области создает 26,3 % всей сельскохозяйственной продукции Уральского федерального округа. Сельскохозяйственная продукция, выпущенная в Тюменской области за 2012 г., сопоставима с половиной объемов промышленного производства.
Основные надежды на развитие стратегической для страны и региона отрасли связываются сегодня с реализацией мероприятий приоритетного национального проекта. Опыт Тюменской области в реализации проекта на официальном уровне признается успешным — строятся производственные комплексы, выдаются кредиты, ведутся работы по приобретению высокопродуктивных пород скота. Только в прошедшем году в рамках проекта по развитию сельского хозяйства региона было выделено 6,5 млрд руб., а в 2012 г. вложено в отрасль до 24 млрд. руб. бюджетных денег.
Государственная поддержка агропромышленного комплекса сохраняет инвестиционную направленность. Почти половина из общей суммы средств вложена в формирование современной производственной базы, улучшение генетики животных, расширение площадей сельскохозяйственных культур адаптированных к условиям Западной Сибири и применения ресурсосберегающих технологий.
В рамках задачи «ускоренное развитие животноводства» осуществлялось финансирование мероприятий по поддержке животноводческой отрасли.
В ЗАО «Племзавод «Юбилейный» выполнена реконструкция свинарников на 4,5 тыс. скотомест, построен кормоцех производительностью 20 тонн в час рассыпных и гранулированных кормов. В ООО «Согласие» Заводоуковского городского округа запущен в эксплуатацию агрегатный кормовой цех в две линии. Построена свиноводческая ферма на 300 голов в Уватском районе. Продолжается строительство
мини-ферм на базе личных подсобных хозяйств населения. В 2010 г. уже 36 мини-ферм осуществляли деятельность, из них 14 запущены в эксплуатацию в отчетном году.
Темпы роста объемов производства в сельскохозяйственных организациях, к уровню предыдущего года, составили — 107,8 % по молоку, 102,7 % по производству яиц, 104,6 % по скоту и птице на убой. Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях приросло на 1,6 % и составило 137,8 тыс. голов, в том числе коров 58,1 тыс. голов (прирост 3,9 %) [4]. Удельный вес племенного высокопродуктивного маточного поголовья в общем стаде хозяйств превысил 60 %.
В рамках задачи «организация эффективной системы ведения отрасли растениеводства» осуществлялось финансирование мероприятий по поддержке отрасли растениеводства.
В девяти семеноводческих хозяйствах области продолжается строительство сушильно-сортироваль-ных комплексов. Сельскохозяйственные товаропроизводители при поддержке областного бюджета закуплено 627 единиц сельскохозяйственной техники. В настоящее время доля энергонасыщенных тракторов, используемых в полеводстве составляет 27,5 %, высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов — 46 %, кормоуборочных комбайнов и кормозаготовительных комплексов 45 %.
Площади применения ресурсосберегающих и почвозащитных технологий в зерновом производстве расширены до 85 % от общей площади посевов, на выращивании картофеля и овощей — до 92 %.
Эффективность реализации программных мероприятий выражается позитивной динамикой в отрасли животноводства, стабильным обеспечением потребностей области в растениеводческой продукции, высокими темпами модернизации производства и сохранением финансовой устойчивости большей части сельхозорганизаций.
Комплекс проблем устойчивого развития сельских территорий и устойчивого воспроизводства природных ресурсов в той или иной форме возникает при любом варианте развития сельского хозяйства, если он не предполагает разработки комплексной стратегии, которая направлена на создание предпосылок системной реализации целевых установок в трех сопряженных областях:
— в области развития производства (повышение конкурентоспособности сельского хозяйства для удовлетворения растущих потребностей населения страны в качественном продовольствии преимущественно за счет его внутреннего производства в соответствии с критериями продовольственной безопасности);
— в области социально-экономического развития сельских территорий (диверсификация структуры экономики, повышение занятости и уровня жизни населения);
— в области природопользования (сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых сельским хозяйством).
Целью разработки Концепции является определение долгосрочных стратегических направлений, целей и приоритетов, сбалансированных сценариев развития экономики и социальной сферы и разме-
Аграрный вестник Урала № 9 (115), 2013 г. - <
Экономика
Целевая ориентация
Институциональная структура (эконо мические условия и механизмы, интересы различных субъектов регионального развития)
L
Производственная структура
Ключевые экономические и социальные показатели
щения производительных сил региона. Сценарное представление перспектив развития Тюменской области предполагает идентификацию в каждом из сценариев:
Перспективное развитие Тюменской области целесообразно проводить в три этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики России.
I-й этап (до 2015 г.) базируется на реализации и расширении глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях специализации Тюменской области.
II-й этап (2016-2020 гг.) предполагает диверсификацию экономики области, повышение конкурентоспособности перерабатывающих и сервисных отраслей, улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды.
III-й этап (2021-2030 гг.) — интенсивный качественный рост экономики области на новой технологической базе, высокий уровень и качество жизни населения.
Конкурентоспособность АПК Тюменской области в долгосрочной перспективе будет определяться, в первую очередь, инновационностью и социальной
Рисунок 1
ориентированностью ведущих отраслей сельского хозяйства.
Предложенные варианты стратегического развития позволяют выделить две особенности развития сельского хозяйства в рассматриваемой перспективе. Во-первых, повышение конкурентоспособности отраслей животноводства и растениеводства обеспечит прирост производства продукции, который следует оценить как имеющий стратегическое значение. Во-вторых, этот потенциал позволит увеличить емкости внутреннего рынка продукции животноводства и растениеводства. Заблаговременно подготовленная система инструментов государственного регулирования, адекватных особенностям будущего этапа развития АПК, позволит обеспечить выход отечественных производителей на новые рынки сбыта, а также эффективное решение социально-экономических проблем устойчивого развития сельских территорий в условиях неизбежного замедления темпов роста аграрного производства, что также должно стать важнейшими направлениями стратегии развития сельского хозяйства.
Реализация предложенных мероприятий позволит сократить сроки реализации национального проекта развития АПК, улучшит экономическую ситуацию, повысит благосостояние граждан.
Литература
1. Ахилесов Р. Н. Приоритетные национальные проекты. М. : Право, 2008. 245 с.
2. Виханский О. С. Стратегическое управление : учебник. М. : Гардарики, 2010. С. 69-86.
3. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М. : ИНФРА-М, 2000.
4. Информация о ходе выполнения областной целевой программы «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области». Информация подготовлена аппаратом комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям. URL : http://www.duma72.ru.
References
1. Ahilesov R. N. Priority national projects. M. : Pravo, 2008. P. 245
2. Vikhansky O. S. Strategic management : a textbook. M. : Gardariki, 2010. P. 69-86.
3. Thompson A. A., Strickland A. J. Strategic Management. Art design and implementation of the strategy. M. : INFRA-M, 2000.
4. Information on the implementation of the regional target program "Guidelines for the development of agro-industrial complex of the Tyumen region". Information prepared by the apparatus of the regional Duma Committee on Agriculture and Land Affairs. URL : http://www.duma72.ru.