Научная статья на тему 'Роль государственной поддержки в развитии региональной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации Тюменской области'

Роль государственной поддержки в развитии региональной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / AGRICULTURE / AGRICULTURAL COOPERATION / RURAL CREDIT COOPERATION / GOVERNMENT SUPPORT / THE DIRECTION OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомчик С. А., Клыкова Т. В.

Рассмотрено состояние сельскохозяйственной кооперации юга Тюменской области, ее институциональное развитие, меры поддержки, оказываемые Правительством региона и направления для дальнейшего развития всей системы. Основными направлениями повышения эффективности работы сельских кредитных кооперативов в настоящее время являются: работа по оптимизации просроченной задолженности по выданным займам и ее не допущению; в целях повышения финансовой устойчивости кооперативов стоит задача о формировании страховых резервов (на покрытие недостач от не возврата займов и других непредвиденных потерь); формирование необходимой материально-технической базы кооперативов для более эффективной работы всей системы; продолжение работы по повышению квалификации работников; увеличение кредитных ресурсов с целью пополнения фондов финансовой взаимопомощи. Сельская кредитная кооперация является неотъемлемой частью финансовой системы Тюменской области. Формирование целостной замкнутой двухуровневой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в области обеспечивает легитимный рыночный механизм саморегулирования и контроля за деятельностью кредитных кооперативов, что повышает их устойчивость и эффективность. Государственная поддержка предусмотрена в действующей в настоящий момент долгосрочной целевой программе «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2008-2014 гг.» и разработанной «Концепции развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации на период до 2017 г.», где обозначен ряд мероприятий, по дальнейшему совершенствованию всей системы сельскохозяйственной кооперации региона. Ожидаемый экономический эффект от принятых мер будет выражаться в увеличении объемов товарной продукции, по предварительным расчетам, на 12-15 % и, следовательно, росте доходов от реализации продукции, активизации деятельности отраслей переработки, услуг по ремонту, страхованию, лизингу, и вследствие этого увеличение налогооблагаемой базы отраслей. Социальным результатом проводимых мероприятий будет являться увеличение деловой активности и самозанятости сельского населения, улучшение благосостояния сельских жителей и сохранение стабильности на сельских территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE STATE SUPPORT IN DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM OF AGRICULTURAL CREDIT COOPERATION OF THE TYUMEN REGION

The condition of agricultural cooperation of the South of the Tyumen region, its institutional development, the measures of support rendered by the Government of the region and the direction for further development of all system is considered. The main directions of improving the efficiency of rural credit cooperatives currently are working to optimize the overdue debt on loans granted and it is not approved, in order to improve the financial sustainability of cooperatives is the problem of the formation of insurance reserves (to cover the shortages of non-repayment of loans and other unforeseen losses), the formation of the necessary material and technical base of cooperatives to more efficient operation of the whole system; continued work to improve the skills of workers, an increase in credit to replenish the funds of financial mutual aid. Rural credit cooperatives are an integral part of the Tyumen region financial system. Formation of a complete closed-loop two-tier system of agricultural credit cooperatives in the region provides a legitimate market mechanism of self-regulation and supervision of credit cooperatives, which increases their stability and efficiency. State support is provided in the designation of the currently long-term target program “The main directions of development of the agro-industrial complex of the Tyumen region in 2008-2014” and developed the “Concept of development of agricultural credit consumer cooperatives for the period up to 2017”, which identifies a number of actions to further improving the whole system of agricultural co-operatives in the region. The expected economic impact of the measures will be expressed in the increase of commodity output, according to preliminary estimates by 12-15 % and, consequently, the growth of revenue from the sale of products, the revitalization of industries processing, repair services, insurance, leasing, and thereby increase the tax base of industries. Social result of the activities will be an increase in business activity and self-employment of the rural population, the improvement of the welfare of rural residents and the preservation of stability in rural areas.

Текст научной работы на тему «Роль государственной поддержки в развитии региональной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации Тюменской области»

_______________________________Экономика —

УДК 336.717.036

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

С. А. ПАХОМЧМк,

кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой,

т. в. клыкова,

аспирант, преподаватель, государственный аграрный университет Северного Зауралья

(625003, г. Тюмень, ул. Республики, д. 7; тел.: 8 (3452) 62-55-96; e-mail: ekonomikaapk@mail.ru, konivect@yandex.ru)

Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственная потребительская кооперация, сельская кредитная кооперация, государственная поддержка, направления развития.

Аннотация. Рассмотрено состояние сельскохозяйственной кооперации юга Тюменской области, ее институциональное развитие, меры поддержки, оказываемые Правительством региона и направления для дальнейшего развития всей системы. Основными направлениями повышения эффективности работы сельских кредитных кооперативов в настоящее время являются: работа по оптимизации просроченной задолженности по выданным займам и ее не допущению; в целях повышения финансовой устойчивости кооперативов стоит задача о формировании страховых резервов (на покрытие недостач от не возврата займов и других непредвиденных потерь); формирование необходимой материально-технической базы кооперативов для более эффективной работы всей системы; продолжение работы по повышению квалификации работников; увеличение кредитных ресурсов с целью пополнения фондов финансовой взаимопомощи. Сельская кредитная кооперация является неотъемлемой частью финансовой системы Тюменской области. Формирование целостной замкнутой двухуровневой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в области обеспечивает легитимный рыночный механизм саморегулирования и контроля за деятельностью кредитных кооперативов, что повышает их устойчивость и эффективность. Государственная поддержка предусмотрена в действующей в настоящий момент долгосрочной целевой программе «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2008-2014 гг.» и разработанной «Концепции развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации на период до 2017 г.», где обозначен ряд мероприятий, по дальнейшему совершенствованию всей системы сельскохозяйственной кооперации региона. Ожидаемый экономический эффект от принятых мер будет выражаться в увеличении объемов товарной продукции, по предварительным расчетам, на 12-15 % и, следовательно, росте доходов от реализации продукции, активизации деятельности отраслей переработки, услуг по ремонту, страхованию, лизингу, и вследствие этого увеличение налогооблагаемой базы отраслей. Социальным результатом проводимых мероприятий будет являться увеличение деловой активности и самозанятости сельского населения, улучшение благосостояния сельских жителей и сохранение стабильности на сельских территориях.

ROLE OF THE STATE SUPPORT IN DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM OF AGRICULTURAL CREDIT COOPERATION OF THE TYUMEN REGION

S. A. PAKHOMCHIK,

candidate of economic sciences, professor, head of department,

T. V. KLYKOVA

graduate student, teacher, State agrarian university of North Zauralye

(625003, Tyumen, Republicy St., 7; phone: З (3452) 62-55-96; e-mail: ekonomikaapk@mail.ru, konivect@yandex.ru)

Keywords: agriculture, agricultural cooperation, rural credit cooperation, government support, the direction of development. abstract. The condition of agricultural cooperation of the South of the Tyumen region, its institutional development, the measures of support rendered by the Government of the region and the direction for further development of all system is considered. The main directions of improving the efficiency of rural credit cooperatives currently are working to optimize the overdue debt on loans granted and it is not approved , in order to improve the financial sustainability of cooperatives is the problem of the formation of insurance reserves (to cover the shortages of non-repayment of loans and other unforeseen losses), the formation of the necessary material and technical base of cooperatives to more efficient operation of the whole system; continued work to improve the skills of workers, an increase in credit to replenish the funds of financial mutual aid. Rural credit cooperatives are an integral part of the Tyumen region financial system. Formation of a complete closed-loop two-tier system of agricultural credit cooperatives in the region provides a legitimate market mechanism of self-regulation and supervision of credit cooperatives, which increases their stability and efficiency. State support is provided in the designation of the currently long-term target program “The main directions of development of the agro-industrial complex of the Tyumen region in 2008-2014” and developed the “Concept of development of agricultural credit consumer cooperatives for the period up to 2017”, which identifies a number of actions to further improving the whole system of agricultural co-operatives in the region. The expected economic impact of the measures will be expressed in the increase of commodity output, according to preliminary estimates by 12-15 % and, consequently, the growth of revenue from the sale of products, the revitalization of industries processing, repair services, insurance, leasing, and thereby increase the tax base of industries. Social result of the activities will be an increase in business activity and self-employment of the rural population, the improvement of the welfare of rural residents and the preservation of stability in rural areas.

Положительная рецензия представлена Б. А. Ворониным, доктором юридических наук, профессором, проректором по научной работе и инновациям Уральского государственного аграрного университета.

2012 г. объявлен ООН годом кооперации. Кооперативное движение в России шло изначально с организации потребительских обществ. По пути исторического развития отечественная кооперация знала и взлеты и падения. Наибольшего расцвета она достигала в начале 20 столетия — во времена Столыпинской экономической реформы и немного позднее — в период новой экономической политики (НЭПа). Эти два пика в развитии кооперативного движения произошли благодаря государственной политике поддержки этой гибкой, хорошо адаптируемой к внешним условиям системы хозяйствования и взаимоотношений ее участников.

Объекты и методы исследований.

Объектом исследования послужила система сельскохозяйственной кредитной кооперации, включающая в себя два уровня ее функционирования — местный и областной. В процессе исследования использовались абстрактный, статистико-экономический и монографический методы исследования.

Результаты исследований.

Современный период развития, а по существу возрождения кооперации, начался после принятия федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» № 193 ФЗ в конце 1995 г. На уровне регионов это возрождение проходило сложно, неравномерно и с большими проблемами на местах. Казалось что меры, предпринятые вдогонку после вступления в силу упомянутого выше федерального закона: законодательные, институциональные, организационно-экономические, моральные и т. д. должны, наконец, дать результаты. В процессе совершенствования этого нормативно-правового акта было сделано не менее 10 поправок, направленных на его дальнейшее улучшение. Однако объективная реальность, а именно отсутствие в современном российском селе среднего класса — социальной основы для прогресса кооперации перечеркивает все эти потуги. Современные крестьяне в силу отсутствия у большинства из них достаточных средств, которые бы они могли вложить, в кооперативные формирования в качестве паевых взносов являются крайне слабой социальной базой кооперативов.

В последнее время в число наиболее значимых рисков и угроз для агропромышленного комплекса России становится вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Аграрный сектор, по прогнозам экспертов, относится к тем отраслям экономики нашей страны, для которых вступление в ВТО будет иметь наиболее негативные последствия. Основными перспективными направлениями аграрной политики должны стать поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции и так называемой, «зеленой корзины», к которым можно отнести меры по дальнейшему развитию сельскохозяйственной кооперации. Российская кооперация будет сильной, когда будут развиты региональные системы кооперации на местах. Почти двадцатилетний опыт возрождения сельскохозяйственной кооперации в Тюменской области, где в прошлые времена она была развита и сохранены традиции этого явления, позволяет сделать некоторые выводы и высказать соображения по этому вопросу. В регионе еще до выхода в свет закона «О сельскохозяйственной кооперации» началась работа по ее возрождению, вначале в порядке экспери-

мента, а затем на основе специального соглашения между Минсельхозом, РАСХН и Администрацией области [3].

Начиная с 1995 г. по первую половину 2001 г. в области активно проходила работа по формированию нормативно-правовой базы для возрождения и развития кооперативных форм хозяйствования, по разработке организационно-правовых документов для различных форм и видов производственных и потребительских сельскохозяйственных кооперативов, создавалась система подготовки и переподготовки кадров для кооперативных формирований, закладывалась основа системы консультирования по вопросам кооперации, начали формироваться региональные системы потребительских кооперативов. В этот период Тюменская область была определена в качестве базовой в России для отработки моделей кооперирования сельхозпроизводителей в отраслевой программе развития сельскохозяйственной кооперации до 2000 г., принятой Министерством сельского хозяйства РФ.

Со второй половины 2001 по 2003 г. был отмечен снижением внимания со стороны органов управления. Как следствие, количество организованных в течение первого этапа сельскохозяйственных кооперативов (производственных и потребительских), стало сокращаться. Тем не менее, принятая в первом этапе Целевая областная программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и интеграции в Тюменской области на 2001-2003 гг.» и региональный закон «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Тюменской области (от 08.02.2001) не позволили в этот период существенно ухудшить ситуацию в этом сегменте аграрной экономики.

Период с 2004 по 2007 г. характеризовался активными процессами развития кредитной сельскохозяйственной кооперации, основа для которых были заложены в предшествующий период. Их численность достигла 20 единиц. Региональные власти, считали это направление в развитии сельскохозяйственной кооперации приоритетным и ежегодно поддерживали бюджетными средствами. Кроме того развивались ранее созданные сельскохозяйственные потребительские кооперативы по закупу излишков сельскохозяйственной продукции от хозяйств населения и обслуживанию мелкотоварного сектора аграрной экономики региона. Принятый в этот период приоритетный национальный проект «Развитие АПК» ставил одной из целей развитие мелкотоварного сектора и повышение уровня товарности производства. Кооперативные формы по обслуживанию этого сектора аграрной экономики опять стали поддерживаться и расширение их деятельности поощряться.

Этап, начавшийся после завершения ПНП «Развитие АПК» в основном характерен тем, что завершилось формирование системы кредитной кооперации. В каждом районе области создан кредитный кооператив. Их число достигло 23 единиц. На областном уровне в 2009 г. создан кооператив 2-го уровня «Тюмень». Основной целью работы проводимой им выступает обеспечение эффективной деятельности кредитных кооперативов в сельских территориях на принципах саморегулируемой организации. Общее количество сельскохозяйственных потребительских коопера-

Рисунок 1

Состав сельскохозяйственной потребительской кооперации юга Тюменской области (данные 2011 г.) тивов в этом этапе несколько сократилось с 140 ед. в 2007 г. до 128 ед. в 2010 г. Сегодня в каждом сельском районе действует несколько кооперативов различного профиля: кредитные, заготовительные и обслуживающие, по оказанию услуг. Состав сельскохозяйственной потребительской кооперации нашей области представлена на рис. 1, исходя из данных которого, можно говорить, что в кооперации села нашего региона большую часть занимают закупочные и обслуживающие кооперативы (59 или 46 % от общего количества), в том числе 8 кооперативов занимаются переработкой продукции. Действующие сельскохозяйственные потребительские кооперативы закупают произведенную сельскохозяйственную продукцию и оказывают различные услуги малым формам хозяйствования на селе: машинно-тракторные, транспортные, ветеринарные, информационно-консультационные и другие востребованные на селе. Направление кооперации по переработке сырья развито пока еще очень слабо и в ближайшем будущем предстоит большой объем работы по заполнению этой ниши.

Общий объем выручки закупочных, обслуживающих и оказывающих услуги кооперативов сельским товаропроизводителям в 2011 г. превысил 721 млн руб. (рис. 2).

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы по заготовке продукции, обслуживанию и оказанию услуг (местного или первого уровня) ведут деятельность самостоятельно и разрозненно, пока еще не создав кооператива второго уровня, который бы выступал в роли координатора и информационного центра в их функционировании, представлял бы интересы товаропроизводителей на региональном уровне и перед органами власти (областными, районными и поселковыми). Учитывая первостепенную роль сельскохозяйственных потребительских кооперативов в обеспечении работы мелких и средних сельскохозяйственных производителей, а также в становлении гражданского общества на селе, в области необходимо разработать и реализовать комплекс мер по идеологической и экономической поддержке этих трудовых форм ведения хозяйства. Из числа зарегистрированных перерабатывающих и снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов осуществляет деятельность чуть более половины. Подавляющее большинство этих кооперативов создано формально и не соответствует кооперативным принципам либо недееспособно. К сожалению, на данный момент практически невозможно говорить о конкуренции сельскохозяйственных потребительских кооперативов области с холдингами и иными предприятиями-посредниками, в чьих руках сосредоточена www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru

вся обслуживающая село инфраструктура, и которые получают основную прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции. Создание развитой сети перерабатывающих, торгово-закупочных, снабженческих и обслуживающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов играет огромную роль в развитии демократических институтов ведения сельского хозяйства и в повышении его эффективности, необходимость их массового создания и развития диктуется отсутствием у многих сельскохозяйственных товаропроизводителей достаточного опыта и знаний ведения рыночного хозяйствования с его правилами, а порой и отсутствием каких-либо правил, преобладанием в аграрной экономике более мелких и менее монополизированных по сравнению с другими отраслями организационных структур.

Тюменская область, несомненно, входит в список лидирующих регионов Урала и Сибири по опыту создания и количеству функционирующих сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Начиная с 2006 г. функционирует уже 23 сельских кредитных кооператива (в каждом сельском районе области). В регионе организован областной сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «ТЮМЕНЬ» второго уровня (ОСКПК «ТЮМЕНЬ»), созданный в 2009 г., членами-пайщиками которого являются все 23 кооператива местного (первого) уровня. Система сельскохозяйственной кредитной кооперации Тюменской области в настоящий момент представляет собой модель, объединившую кооперативы 1-го уровня в областной кооператив 2-го уровня с координационными функциями (рис. 3). Основной целью работы, проводимой в ОСКПК «ТЮМЕНЬ» выступает обеспечение эффективной деятельности кредитных кооперативов на сельских территориях на принципах саморегулируемой организации, путем координации, мониторинга и методического руководства их деятельности. Областной кооператив осуществляет контроль за сохранностью и целевым использованием бюджетных ресурсов, а также за соблюдением правовых и финансовых норм в деятельности кооперативов, осуществляет разработку и внедрение единых правил и стандартов деятельности, следит за соблюдением баланса между дефицитом и избытком финансов путем организации межкоо-перативных займов и привлечения дополнительных ресурсов.

Сельскохозяйственная кредитная кооперация региона, несмотря на финансовый кризис 2008-2009 гг.

Рисунок 2

Структура и динамика товарного оборота сельскохозяйственных потребительских кооперативов юга Тюменской области (данные 2011 г.)

Рисунок 3

Действующая модель системы сельских кредитных кооперативов юга Тюменской области

и экономические сложности, показывает устойчивую динамику своего развития. Численность членов кредитных кооперативов Тюменской области с 2003 г. возросла более чем в 11 раз к 2011 г., хотя по сравнению с некоторыми регионами нашей страны охват сельского населения кредитной кооперацией все еще достаточно низок. Основную массу членов-пайщи-ков районных кредитных кооперативов составляют граждане, ведущие личное подсобное хозяйство

— их более 98 %, доля крестьянских (фермерских) хозяйств и прочих организационно-правовых форм незначительна, и занимают они 0,71 и 0,93 % соответственно. Членами кредитных кооперативов является 8,63 % от общего количества граждан, ведущих личное хозяйство, но в сравнении с аналогичными показателями в развитых европейских странах мы значительно отстаем: аграрный сектор там охвачен кооперацией практически полностью. Очевидно, что потенциал кооперативных связей не раскрыт полностью и сельские товаропроизводители не осознали необходимости стать кооператорами, и по разным причинам не вступили в кооператив или не создали собственный.

В 2001 г. в Тюменской области был принят региональный закон, направленный на государственную поддержку сельскохозяйственной потребительской кооперации и утверждена целевая областная программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и интеграции в Тюменской

области на 2001-2003 гг.» завершившаяся в 2004 г. в рамках которой из областного бюджета выделялись средства на приобретение машин и оборудования, пополнение оборотных средств, строительство и реконструкцию зданий и сооружений для кооперативных формирований. В декабре 2004 г. Тюменской Областной Думой был принят закон № 305 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области», согласно которому государственная поддержка развития сельскохозяйственной кооперации была направлена на формирование и пополнение фондов сельскохозяйственных кооперативов. После завершения целевой областной программы потребительская кооперация на селе региона осталась без особого внимания со стороны органов власти, поэтому численность потребительских кооперативов сократилась, но развитие системы кредитования через сеть кооперативов и ее прямая государственная поддержка привлекла внимание экономически активного сельского населения. Государственная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации юга Тюменской области за счет регионального бюджета ведется по трем направлениям:

1. субсидии на пополнение фондов финансовой взаимопомощи (ФФВП) кредитных кооперативов;

2. субсидии на компенсацию затрат по обслуживанию личных подсобных хозяйств населения (ЛПХ);

3. субвенции местным (районным) бюджетам на развитие материально- технической базы кооперативов для приобретения специализированной техники и оборудования с последующей передачей кооперативам на условиях аренды.

Данные о размерах государственной поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации юга Тюменской области за счет регионального бюджета приведены на рис. 4. За период с 2006 по 2011 г. сельской кооперации было выделено более 1 млрд руб., в том числе на пополнение фондов финансовой взаимопомощи сельских кредитных кооперативов направлено 46,4 % от всей суммы, на компенсацию затрат потребительских кооперативов, обслуживающих личные подсобные хозяйства — 23,7 %, и субвенций местным (районным) бюджетам на развитие материально-технической базы (МТБ) — 29,9 % соответственно. В общей доле бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельскохозяйственной кооперации, наибольший удельный вес принадлежит кредитной кооперации, что свидетельствует о понимании областными органами власти проблемы финансирования и доступа к кредитным ресурсам сельскохозяйственных товаропроизводителей.

финансовые потоки средств государственной поддержки, как отмечалось выше, направлены в том числе и на пополнение фондов финансовой взаимопомощи сельских кредитных кооперативов. Так с началом действия Приоритетного Национального Проекта «Развития АПК» (ПНП), переросшего затем в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции на 2008-2012 гг.» (Госпрограм-ма) с 2006 г. фонд финансовой взаимопомощи постоянно пополнялся и к 2011 г. увеличился более чем в 3 раза (с 171 млн руб. в 2006 г. до 622 млн руб.

Рисунок 4

Динамика размера государственной поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации Тюменской области (без автономных округов) за счет средств регионального бюджета, млн руб.

в 2011 г.). Удельный вес выделяемых бюджетных ресурсов колеблется от 70 до 89 % размера фондов кооперативов (рис. 5). Поскольку большая часть фондов кооперативов сформирована за счет средств областного бюджета, характер выдаваемых займов носит строго производственный характер.

Одной из задач кредитной кооперации является привлечение средств населения, но в настоящее время они составляют от 3 до 10 % от фондов кооперативов, что свидетельствует об отсутствии достаточных средств у населения, фермерских хозяйств, личных хозяйств и прочих субъектов предпринимательства, на развитие которых и направлена деятельность кредитных кооперативов.

За время существования сети сельских кредитных кооперативов также происходят качественные изменения в структуре выдаваемых займов. Прежде всего, это выражается в сроках, на которые предоставляются займы. Если в начале 2000-х гг. займы предоставлялись на краткосрочный период (от 3 месяцев до 1 года), то начиная, с 2007 г. займы начали выдавать на срок до 2 лет, а средства, предоставляемые на строительство мини-ферм — на срок от 1 года до 8 лет, вследствие чего произошло замедление оборотов заимствования.

Выводы. Рекомендации.

Внимание к проблеме кредитования субъектов малого предпринимательства на селе со стороны областных и районных органов власти через сеть кредитных кооперативов повышает их роль в экономической и социальной жизни сельского населения, появляется возможность реализовать предпринимательский потенциал и, следовательно, нарастить объемы производства сельскохозяйственной продукции, прежде всего в мелкотоварном секторе. За счет займов, полученных в кредитном кооперативе, гражданами, ведущими ЛПХ, за 5 прошедших лет было

приобретено молодняка КРС и коров более 25 тыс. голов, свинопоголовья более 26 тыс. голов, тракторов и другой техники более 400 единиц, запчастей на сумму более 250 млн руб. и построено 56 миниферм. Созданная система сельской кредитной кооперации направлена на укрепление и поддержку крестьянских подворий с целью улучшения условий для наращивания объемов производства и сбыта продукции [2].

Основными направлениями повышения эффективности работы сельских кредитных кооперативов в настоящее время являются:

— работа по оптимизации просроченной задолженности по выданным займам и ее не допущению;

— в целях повышения финансовой устойчивости кооперативов стоит задача о формировании страховых резервов (на покрытие недостач от не возврата займов и других непредвиденных потерь);

— формирование необходимой материальнотехнической базы кооперативов для более эффективной работы всей системы;

— продолжение работы по повышению квалификации работников;

— увеличение кредитных ресурсов с целью пополнения фондов финансовой взаимопомощи.

Сельская кредитная кооперация является неотъемлемой частью финансовой системы Тюменской области. формирование целостной замкнутой двухуровневой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в области обеспечивает легитимный рыночный механизм саморегулирования и контроля за деятельностью кредитных кооперативов, что повышает их устойчивость и эффективность.

Государственная поддержка предусмотрена в действующей в настоящий момент долгосрочной целевой программе «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на

(\^yL-

Экономика €

700 -1 600 500 -400 -300 200 -100 -о

/

1,4 >9 3 2,5 50,4

47_

/ ‘ 7,7

i2A 56.a 5 5

/ SB 3 I «>

у Ifi 1,2 M 1 >3,7

/ iuj|3 fzJj _J

2003 г 2004 г 2005 г 2006 г 2007г 2008г 2009 г 2010г 2011г

□ бюджетные средства, млн.руб.

□ собственные средства, млн.руб.

Динамика размера и структуры фондов финансовой взаимопомощи

2008-2014 гг.» и разработанной «Концепции развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации на период до 2017 г.», где обозначен ряд мероприятий, по дальнейшему совершенствованию всей системы сельскохозяйственной кооперации региона, направленных на:

— развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.

К 2014 г. планируется увеличить охват сельских населенных пунктов закупом продукции до 82 % (сейчас этот показатель составляет 50 %), а объемы реализации животноводческой продукции, производимой частными подворьями и крестьянскими хозяйствами, по молоку — на 15 %, по мясу — на 20 %;

— развитие системы сельской кредитной кооперации для обеспечения доступа субъектов среднего и малого агробизнеса к кредитным ресурсам с государственной поддержкой. Ожидаемое количество заемщиков сельских кредитных кооперативов из числа граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и крестьянских хозяйств, к 2014 г. увеличится почти

Рисунок 5

сельских кредитных кооперативов юга Тюменской области, млн руб.

вдвое и составит не менее 20 тысяч. Для обеспечения роста этих показателей требуется финансовая поддержка всей системы сельской кредитной кооперации, направленная: а) на укрепление материальнотехнической базы, по предварительным расчетам, в размере 20-22 млн руб.; б) на создание резервного страхового фонда (10 % от портфеля займов) в размере 40 -45 млн руб.; в) на пополнение фондов финансовой взаимопомощи кооперативов в размере 220240 млн руб. Ожидаемый экономический эффект от принятых мер будет выражаться в увеличении объемов товарной продукции, по предварительным расчетам, на 12-15 % и, следовательно, росте доходов от реализации продукции, активизации деятельности отраслей переработки, услуг по ремонту, страхованию, лизингу, и вследствие этого увеличение налогооблагаемой базы отраслей. Социальным результатом проводимых мероприятий будет являться увеличение деловой активности и самозанятости сельского населения, улучшение благосостояния сельских жителей и сохранение стабильности на сельских территориях.

Литература

1. Денисов В., Салова М. Слагаемые кооперативной политики в России // АПК : экономика, управление. 2011. № 6. С. 3-10.

2. Макарова Г. А. Информация ОСКПК «ТЮМЕНЬ» о деятельности СКПК в Тюменской области за период 20102011 гг. URL : http://www.duma72.ru.

3. Пахомчик С. А. Формирование системы сельскохозяйственной кооперации в АПК региона // АПК : экономика, управление. 2004. № 10. С. 21-26.

4. Пахомчик С. А. Годовщина закона «О сельскохозяйственной кооперации» // Агрофорум, 2011. № 8 (56). С. 36-39.

References

1. Denisov V., Salova M. The terms cooperative policy in Russia // AIC : economics, management. 2011. № 6. P. 3-10.

2. Makarova G. A. Information OSKPK “TYUMEN” on the activities of ACCC in the Tyumen region in the 2010-2011 period. URL : http://www.duma72.ru.

3. Pahomchik S. A. Formation of the system of agricultural cooperatives in the agribusiness in the region // AIC : economics, management. 2004. № 10. P. 21-26.

4. Pahomchik S. A. Anniversary of the law “On Agricultural Cooperation” // Agroforum. 2011. № 8 (56). P. 36-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.