Научная статья на тему 'Обеспечение кредитно-финансовыми услугами сектора малого и среднего агробизнеса'

Обеспечение кредитно-финансовыми услугами сектора малого и среднего агробизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА / КРЕДИТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / SMALL FORMS OF MANAGING / AGRICULTURAL CREDIT COOPERATION / CREDIT SUPPORT / CREDIT AND FINANCIAL POLICY / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомчик Сергей Алексеевич, Клыкова Татьяна Васильевна

В статье рассматривается текущее финансовое состояние системы сельскохозяйственной кредитной кооперации Тюменской области, определяется главная проблема кредитных кооперативов на селе. Сравниваются объемы предоставленных займов кредитными кооперативами и кредитов банковскими учреждениями сектору малого аграрного предпринимательства региона. Анализируется кредитная политика ОАО «Россельхозбанк» в отношении средних и малых форм предпринимательства в сельской местности. Предлагаются направления в сотрудничестве ОАО «Россельхозбанк» и системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов через: а) ассоциированное членство банка в кооперативах, б) непосредственное участие банка в создании кооперативов, в) льготное кредитование кооперативов в зависимости от суммы портфеля займов, г) использование кредитных кооперативов в качестве агента банка и др. Сотрудничество банка с кредитными кооперативами на льготных для кооперативов условиях должно компенсироваться предоставлением преференций: ресурсных, налоговых и пруденциальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing credit and financial services sector of small and medium agribusiness

In article the current financial state of system of agricultural credit cooperation of the Tyumen region is considered, the main problem of credit cooperatives in the village is defined. Volumes of the granted loans by credit cooperatives and the credits banking institutions to sector of small agrarian business of the region are compared. The credit policy of JSC Rossel-hozbank concerning averages and small forms of business in rural areas is analyzed. The directions in cooperation of JSC Rosselkhozbank and system of agricultural credit cooperatives are offered through: a) the associated membership of bank in cooperatives, b) direct participation of bank in creation of cooperatives, c) preferential crediting of cooperatives depending on the sum of a portfolio of loans, d) use of credit cooperatives as the agent of bank, etc. Cooperation of bank with credit on preferential conditions for cooperatives has to be compensated to cooperatives by providing preferences: resource, tax and prudential.

Текст научной работы на тему «Обеспечение кредитно-финансовыми услугами сектора малого и среднего агробизнеса»

Пахомчик С.А.

кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и кооперации ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», Россия, г. Тюмень

Клыкова Т.В.

преподаватель кафедры экономики и кооперации ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», Россия, г. Тюмень

УДК 336.717.036

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫМИ УСЛУГАМИ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО АГРОБИЗНЕСА

В статье рассматривается текущее финансовое состояние системы сельскохозяйственной кредитной кооперации Тюменской области, определяется главная проблема кредитных кооперативов на селе. Сравниваются объемы предоставленных займов кредитными кооперативами и кредитов банковскими учреждениями сектору малого аграрного предпринимательства региона. Анализируется кредитная политика ОАО «Рос-сельхозбанк» в отношении средних и малых форм предпринимательства в сельской местности. Предлагаются направления в сотрудничестве ОАО «Россельхозбанк» и системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов через: а) ассоциированное членство банка в кооперативах, б) непосредственное участие банка в создании кооперативов, в) льготное кредитование кооперативов в зависимости от суммы портфеля займов, г) использование кредитных кооперативов в качестве агента банка и др. Сотрудничество банка с кредитными кооперативами на льготных для кооперативов условиях должно компенсироваться предоставлением преференций: ресурсных, налоговых и пруденциальных.

Ключевые слова: малые формы хозяйствования, сельскохозяйственная кредитная кооперация, кредитная поддержка, кредитно-финансовая политика, сотрудничество.

PROVIDING CREDIT AND FINANCIAL SERVICES SECTOR OF SMALL AND MEDIUM AGRIBUSINESS

In article the current financial state of system of agricultural credit cooperation of the Tyumen region is considered, the main problem of credit cooperatives in the village is defined. Volumes of the granted loans by credit cooperatives and the credits banking institutions to sector of small agrarian business of the region are compared. The credit policy of JSC Rossel-hozbank concerning averages and small forms of business in rural areas is analyzed. The directions in cooperation of JSC Rosselkhozbank and system of agricultural credit cooperatives are offered through: a) the associated membership of bank in cooperatives, b) direct participation of bank in creation of cooperatives, c) preferential crediting of cooperatives depending on the sum of a portfolio of loans, d) use of credit cooperatives as the agent of bank, etc. Cooperation of bank with credit on preferential conditions for cooperatives has to be compensated to cooperatives by providing preferences: resource, tax and prudential.

Key words: small forms of managing, agricultural credit cooperation, credit support, credit and financial policy, cooperation.

Развитие малых форм хозяйствования в сельской местности, их финансово-экономическая устойчивость невозможны без соответствующих элементов рыночной экономики, обеспечивающих благоприятную атмосферу для их деятельности. В становлении

адекватной малым и средним формам деятельности экономической сферы особо важная роль принадлежит сельскохозяйственной кредитной кооперации. Сельскохозяйственная кредитная кооперация - одна из составляющих структур всей финансово-

кредитном системы в экономике рыночного типа. Исключительное значение кредитная кооперация приобретает в финансировании экономики сельской местности, удаленной от крупных финансовых центров, прежде всего сельскохозяйственного производства - сектора, где значительна доля малого предпринимательства и хозяйственная деятельность связана с высокими рисками и сезонностью, - факторами, обуславливающими его непривлекательность для банковских учреждений. Территориально ограниченный характер деятельности кредитного кооператива определяет самостоятельность оказываемых финансовых услуг, которая способствует независимости как непосредственно потребителей этих услуг, так и, в конечном счете, самодостаточности в развитии сельских территорий, поскольку процессы оборачиваемости и обмена в сфере финансовых услуг проходят в их границах, стимулируя деловую активность в конкретной местности.

Сформировавшаяся сеть из 23 сельскохозяйственных кредитных кооперативов Тюменской области получает существенную финансовую поддержку со стороны областных и районных органов власти в пополнении фондов финансовой взаимопомощи из областного бюджета. Так, с на-

чалом действия ПНП «Развитие АПК», переросшего затем в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2008-2012 годы», с 2006 года фонд финансовой взаимопомощи постоянно пополнялся и к 2013 году увеличился более чем в 3 раза (с 171 млн. руб. в 2006 году до 638 млн. руб. в 2012 году). Удельный вес выделенных бюджетных ресурсов к 2013 году составил 91 % от всей суммы фондов кооперативов (рис. 1) [1]. Доля собственных средств сельскохозяйственных кредитных кооперативов (кроме бюджетных) в региональной системе Тюменской области невелика - средний показатель равен 9 %. Степень удовлетворенности членов - пайщиков кооперативов спроса на займы в настоящее время составляет порядка 60-70 %, очередь за получением займа во временном промежутке длится от двух до пяти месяцев, пик наибольшего спроса приходится на весенне-летний период, что обусловлено сезонностью сельскохозяйственного производства, и к концу осени и началу зимы спрос на займы несколько сокращается. Анализ деятельности первичных кооперативов показывает, что их дальнейшее развитие сдерживается наличием финансовых проблем в плане привлечения ресурсов.

39,7 54-6

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. □ бюджетные средства, млн. руб. ■ собственные средства, млн. руб.

Рис. 1. Динамика размера и структуры фондов финансовой взаимопомощи сельскохозяйственных кредитных кооперативов Тюменской области, млн. руб.

Для удовлетворения потребности в займах, как производственного, так и потребительского назначения, требуется увеличение размеров финансовых фондов кооперативов. В настоящее время основным источником пополнения фондов выступает областной бюджет [1]. Но согласно теории кооперативного движения, опыту кооперации в дореволюционной

России и современному состоянию подобных организаций в некоторых регионах страны и за рубежом, основным источником увеличения фондов кооперативов являются собственные средства, а значительная государственная финансовая поддержка всей системы кооперации характерна на первоначальных этапах ее развития создания и становления. На наш

взгляд, система региональной сельскохозяйственной кредитной кооперации Тюменской области прошла этап создания и уже можно говорить о ней как об уже сформировавшейся и устойчивой с достаточно успешным опытом деятельности и вполне приемлемыми показателями для дальнейшего своего функционирования в непростых условиях рыночной экономики. Сегодня на первый план выходит проблема увеличения фондов кооперативов, в том числе и за

100 % 90 % 80 % 70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %

счет привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков и прочих структур.

Кредитование малых форм хозяйствования на селе в регионе осуществляется двумя крупными банками - ОАО «Россельхозбанк» и ЗападноСибирским отделением ОАО «Сбербанк», доля их кредитов в общем объеме предоставленных средств сектору малого аграрного предпринимательства составляет примерно одну треть (рис. 2).

54,3 б7,2 бб,б б5,5 б9,3

■ 45,7

32,S 33,4 34,5 '30,7

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

□ выдача займов сельскозяйственными кредитными кооперативами

□ выдача кредитов банками

Рис. 2. Структура источников финансирования сектора малого аграрного предпринимательства

в Тюменской области, %

Большая часть финансирования сектора малого предпринимательства приходится на сеть сельскохозяйственных кредитных кооперативов -их доля за прошедшие три года стабильно высока и к 2013 году составила 70 %. Такое положение свидетельствует об ужесточении условий кредитования и нежелании банковских структур работать с малым сектором аграрного производства как высокорискованным и ненадежным заемщиком.

Главной проблемой всех первичных сельскохозяйственных кредитных кооперативов выступает нехватка финансовых ресурсов для выдачи займов своим членам, которую в определенной ее части можно решить, ведя активную работу по получению кредитов в банковских организациях. Отдельно взятый первичный сельскохозяйственный кредитный кооператив, в индивидуальном порядке обращаясь в банк, государственный или частный, за кредитом, получает отказ или ему выставляются очень жесткие условия получения кредита и его обслуживания, не учитывающие некоммерческий характер его функционирования, как то: короткий срок кредитования

и высокие процентные ставки за пользование ресурсами. При положительном решении банка, получая кредит на таких условиях, кооператив должен выдавать займы своим членам на короткие сроки под высокую процентную ставку, тем самым теряя свою функциональную направленность и привлекательность в обеспечении мелкого сельхозтоваропроизводителя дешевыми кредитными ресурсами.

Основными игроками в сегменте кредитования в сельской местности, как было отмечено выше, выступают ОАО «Сбербанк» и ОАО «Россельхозбанк». ОАО «Россельхозбанк» является главным звеном в направлении финансово-кредитной поддержки сельхозтоваропроизводителей, реализующим государственную кредитную поддержку в агробизнесе. Но его кредитная деятельность в большей степени ориентирована на определенный круг заемщиков, обладающих ликвидным залогом, а значительная, можно сказать, что большая часть, мелких сельхозтоваропроизводителей не имеет возможности получить кредит в силу ряда причин. Такое положение ограничивает направление в стимулировании развития малых

и средних форм хозяйствования на селе. Современная политика банка преследует в первую очередь получение прибыли, а не направлена на обеспечение материальных и социальных условий развития малого и среднего слоя предпринимателей в аграрном секторе. Имеет место проблема «принципал - агент» (или заказчик - исполнитель), когда исполнителем (банком) по поручению заказчика (государства) выполняется определенная деятельность (кредитная политика в сельском хозяйстве), то есть ОАО «Россельхозбанк», действуя от имени государства, преследует свои определенные цели, которые не входят в интересы государства. Однако в установках государства существует диалектическое противоречие, затрудняющее работу банка. Перед ОАО «Россельхозбанк» поставлены две диаметрально противоположные задачи: как коммерческому предприятию банку необходимо работать как минимум на уровне самоокупаемости, но лучше повышать прибыль, и учредитель возложил на него функции государственной структуры по поддержке агропромышленного комплекса, то есть банк должен вести такую кредитную политику, которая должна быть направлена на кредитование аграриев на приемлемых для них (аграриев) условиях. А в сложившихся современных условиях ОАО «Россельхоз-банк» преследует одну наиболее значимую для себя цель - получение прибыли. Выбранные направления и элементы кредитной политики не соответствуют заявленной политике в сельском хозяйстве. Возникает объективная необходимость вмешательства государства в деятельность банка и регулирование его кредитной политики. К ОАО «Россельхозбанк» как коммерческому банку регулятором, а в данном случае таковым выступает Банк России, применяются стандартные требования, как и ко всем кредитным учреждениям независимо от их специализации. Но, учитывая национальную значимость агропромышленного комплекса, требуется усиление регулирующих функций государства по отношению к ОАО «Россельхоз-банк». Действующее в настоящее время субсидированное кредитование сельхозтоваропроизводителей в некоторой мере решило проблему доступа к кредитным ресурсам, но недостаточно согласовывает поставленные перед банком задачи [2]. Кредитная политика банка в направлении работы с малыми и средними формами хозяйствования на селе должна основываться на сочетании принципов рыночной экономики и сильного государственного воздействия. Как учредитель, государство могло бы «предложить» в обязательном порядке ОАО «Россельхозбанк» использование некоторых инструментов в отношении первичных сельскохозяйственных кредитных кооперативов и кооперативов 2-го уровня:

1) установление в каждом региональном филиале банка определенного объема финансовых ресурсов

на предоставление займов кредитным кооперативам для выдачи ссуд своим членам-пайщикам на производственные цели в зависимости от суммы кредитного портфеля кооператива на определенную дату с установлением платы за пользование средствами на уровне ставки рефинансирования или ниже. В этом случае банку необходимо наладить эффективное сотрудничество с координатором и регулятором всей региональной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации - региональным кооперативом 2-го уровня, в направлении выявления потребности первичных кооперативов в финансовых ресурсах, их объемах, портфеля выданных займов и контроля над выданными средствами;

2) пополнение фондов финансовой взаимопомощи кооперативов взносами ассоциированных членов. Возврат к подобной практике членства ОАО «Рос-сельхозбанк» в кредитном кооперативе сделает его государственным агентом и проводником государственной политики в развитии и поддержке сельскохозяйственных кредитных кооперативов;

3) создание сельскохозяйственных кредитных кооперативов с участием капитала ОАО «Россель-хозбанк». Подобная практика применялась в Центральном, Южном, Сибирском и Приволжском федеральных округах, но не нашла своего развития в Уральском, Северо-Кавказском и Дальневосточном округах. Участие государства через ОАО «Рос-сельхозбанк» в создании сельскохозяйственных кредитных кооперативов в сельской местности с соблюдением кооперативных принципов позволит обеспечить расширенный доступ в сельской местности к рынку финансов;

4) расширение инфраструктуры банка в сельской местности и взаимодействия с уже работающими первичными сельскохозяйственными кредитными кооперативами, что обозначено в Стратегии ОАО «Россельхозбанк» 2002 года как главное звено в секторе сельскохозяйственного кредита [3]. Проводимая в настоящее время политика банка не направлена на масштабную работу в сотрудничестве с организациями микрокредитования на селе - сельскими кредитными кооперативами. Некоторое время назад в банке была разработана и действовала целевая программа поддержки сельскохозяйственной кооперации, но сейчас она закрыта. Политика банка должна способствовать решению ресурсных, организационных и кадровых вопросов кредитных кооперативов через: а) прямое кредитование кооперативов; б) использование кредитных кооперативов в качестве агентов банка в финансировании не только производственных потребностей сельских товаропроизводителей, но и потребительского направления; в) использование кредитного кооператива как поручителя при кредитовании его членов в банке;

г) информационное взаимодействие - по мере расширения деятельности и появления необходимости в крупных инвестиционных затратах члены - пайщики кредитных кооперативов становятся самостоятельными клиентами банка. В этом контексте представляется перспективным взаимодействие первичных кооперативов как с банком с точки зрения предоставления информации о потенциальном заемщике и его кредитной истории в кооперативе, так и с бюро кредитных историй; д) консультационно-методическое взаимодействие банка с первичными сельскохозяйственными кредитными кооперативами - будет поддерживать осведомленность специалистов кооперативов при введении новых условий и требований в существующем законодательстве и кредитной политике банка. Специалистами банка также должна вестись разработка программ по улучшению качества обслуживания кредитных кооперативов и оказываться помощь в построении грамотной кредитной политики в кооперативе в отношении его членов. Прямое кредитование кооперативов, объединяющих тысячи сельских жителей, помогло бы значительно снизить текущие затраты банка по обслуживанию кредитного портфеля, а в некоторых случаях и в закрытии малоэффективных дополнительных отделений и сокращении численности работников банка. То есть банку необходимо выстраивать с кредитными кооперативами клиентоо-риентированный подход.

Применение в кредитной политике ОАО «Рос-сельхозбанк» государством вышеперечисленных обязательных инструментов в отношении сельскохозяйственных кредитных кооперативов должно компенсироваться предоставлением преференций: ресурсных, налоговых и пруденциальных. К возможным льготным инструментам в отношении банка можно применить:

• увеличение средств для расширения кредитования кооперативов за счет государства (Банка России) или гарантированное рефинансирование Банком России портфеля кредитов, выданных сельскохозяйственным кредитным кооперативам;

• льготное налогообложение прибыли (или полное освобождение от налога на прибыль) банка в части уже полученной прибыли, эквивалентной сумме возможной (или упущенной), не полученной прибыли при кредитовании сельскохозяйственных кредитных кооперативов;

• снижение нормативов отчислений в фонд обязательных резервов как государственному специализированному банку.

Использование вышеперечисленных компенсирующих инструментов в кредитной политике банка поможет снизить риски в его узкоспециализирован-

ной деятельности. Дополнение механизма саморегулирования в существующих рыночных условиях инструментами государственного воздействия приведет к расширению границ в кредитной политике банка в аграрном секторе и увеличению ресурсного потенциала сельскохозяйственных кредитных кооперативов, что на современном этапе является приоритетным направлением в их дальнейшем эффективном развитии [3]. Учитывая прошлый положительный опыт развития отечественной сельскохозяйственной кредитной кооперации в дореволюционный период, когда основным источником пополнения финансовых ресурсов кредитных товариществ выступал Государственный Банк, применение аналогичной кредитной политики и на современном этапе принесет позитивные сдвиги в работе всей системы по обеспечению кредитными ресурсами среднего и мелкого сектора аграрного производства. Кредитование сельских товаропроизводителей ОАО «Рос-сельхозбанк» через систему сельскохозяйственных кредитных кооперативов позволит сформировать направление поддержки деятельности в условиях членства во Всемирной торговой организации, когда прямая помощь хозяйствующим субъектам ограничена. Проведение политики обеспечения финансовыми средствами сельскохозяйственных кредитных кооперативов возможно не только через государственные банковские структуры, но и через частные. Применение в отношении частного банковского капитала мер компенсационного и стимулирующего характера при условии обязательного предоставления ресурсов кооперативному сектору для развития сельскохозяйственного производства также осуществимо и откроет значительные возможности доступа аграрного сектора к частным финансовым ресурсам.

Список литературы:

1. Макарова Г.А. Информация ОСКПК «ТЮМЕНЬ» о деятельности СКПК в Тюменской области за период 2010-2011 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.duma72.ru/.

2. Пахомчик С.А. Кредитная кооперация на селе. - Тюмень: Тюменский ИПК агробизнеса, 1999. - 144 с.

3. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. rshb.ru/.

List of literature:

1. Makarova G.A. OSKPK information «TYUMEN» about SKPK activity in the Tyumen region during 2010-2011 [Electronic resource]. - URL: http:// www.duma72.ru/.

2. PakhomchikS.A. Credit cooperation on селе. Tyumen. Tyumen IPK of agrobusiness, 1999. - 144 p.

3. Electronic resource. - URL: http://www.rshb.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.