Научная статья на тему 'Опыт становления и развития сельскохозяйственной кооперации в Тюменской области'

Опыт становления и развития сельскохозяйственной кооперации в Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / AGRICULTURE / RURAL CONSUMER COOPERATION / RURAL CREDIT COOPERATION / GOVERNMENT SUPPORT / DEVELOPMENT DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомчик Сергей Алексеевич, Клыкова Татьяна Васильевна

Рассмотрен процесс становления и развития сельскохозяйственной кооперации в Тюменской области начиная с момента принятия в 1995 г. ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». В каждом сельском районе Тюменской области действует несколько кооперативов различного профиля — кредитные, заготовительные, обслуживающие, по оказанию услуг. В структуре сельских кооперативных формирований Тюменской области преобладают закупочные и обслуживающие кооперативы (59 или 46% от общего количества), 45 кооперативов занимаются оказанием услуг сельскому населению и 23 кооператива — кредитные. Система сельской кредитной кооперации Тюменского региона за весь период своего существования прошла все этапы становления и развития, начиная с образования локальных кооперативов (первого уровня) до образования регионального (областного) кооператива второго уровня. Дальнейшее развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции предусмотрено в действующей в настоящий момент долгосрочной целевой программе «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2008-2014 годы». Система сельских кредитных кооперативов Тюменской области получает значительную финансовую поддержку со стороны областных и районных органов власти в пополнении фондов финансовой взаимопомощи. Следующим этапом в развитии всей системы выступает самостоятельная деятельность, направленная на привлечение средств в кооперативы из других источников — населения и коммерческих организаций. Для развития всей системы необходима более четкая и направленная политика государства, выражающаяся в принятии долгосрочных целевых программ поддержки сельской кредитной кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пахомчик Сергей Алексеевич, Клыкова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL COOPERATION IN THE TYUMEN REGION

The formation and development of rural cooperation in the Tyumen Region is studied since the adoption of the Federal Law "On Rural Cooperation" in 1995. There are some cooperatives of various types in each rural district of the Tyumen Region, credit, purchasing, and service cooperatives. Purchasing and service cooperatives dominate in the structure of rural cooperative entities of the Tyumen Region (59 or 46% of the total number), 45 cooperatives are engaged in provision of services to the rural population, and 23 cooperatives in crediting. The system of rural credit cooperation of the Tyumen Region has passed through all development stages, beginning with the formation of local cooperatives (the 1st level) to the formation of regional cooperatives of the 2nd level. The further development of agricultural consumer cooperatives engaged in purchasing, sale and processing of agricultural products is provided by the effective long-term target program "Main Directions of Development of Agro-Industrial Complex of the Tyumen Region for 2008-2014". The system of rural credit cooperatives of the Tyumen Region gets considerable financial support from the regional and district authorities to replenish the funds of financial mutual aid. The following stage in the development of whole system is an independent activity to raise funds from other sources, the population and commercial organizations. More clear and directed policy of the state by means of long-term target programs to support rural credit cooperation is necessary for the development of the whole system.

Текст научной работы на тему «Опыт становления и развития сельскохозяйственной кооперации в Тюменской области»

матинской (115 ед.), Южно-Казахстанской (103 ед.) областях. Наименьшая концентрация субъектов МСП в Кызылординской (40 ед.), Северо-Казахстанской (50 ед.) и Павлодарской (50 ед.) областях.

Библиографический список

1. Байзаков С. Глобальная конкурентоспособность: экономические индикаторы и

инструменты анализа. — Алматы: НЦ НТИ, 2007. — С. 33.

2. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана // «Егемен Казахстан» от 18 февраля 2005 г.

3. www.stat.kz.

+ + +

УДК 336.717.036

С.А. Пахомчик, Т.В. Клыкова

ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственная потребительская кооперация, сельская кредитная кооперация, государственная поддержка, направления развития.

Введение

Процесс становления и развития сельскохозяйственной кооперации в нашей стране происходил в разные исторические эпохи в сложных и противоречивых условиях: в дореволюционной России кооперация стала мощным рычагом развития рыночных отношений в деревне и стимулом экономического подъёма; кооперация «советского образца», которая характеризовалась растворением собственности между членами-пайщиками, что не стимулировало население к активной деятельности, и полным подчинением деятельности кооперативов государству. В настоящее время идёт процесс становления кооперации в аграрной сфере. С принятием в 1995 г. ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» потребительская кооперация выросла количественно и качественно, сформировалась как значимая социальная сила.

Кооперация является лидирующей формой объединения сельских индивидуальных товаропроизводителей во многих странах, где практически вся система производства,

переработки и реализации находится под контролем непосредственно самих товаропроизводителей и управляется ими же через кооперацию. Сложные формы кооперативных связей представлены в европейских странах (Германии, Италии, Франции, Испании), где кооперативы не только производят и перерабатывают сельскохозяйственную продукцию, но и за счет общественных фондов обеспечивают своих членов жильем, оказывают услуги социального направления. Международная практика кооперативного движения свидетельствует о её существенном влиянии на благосостояние сельских жителей [1, 2]. Обеспечение стабильного развития, повышение эффективности и государственная поддержка сельскохозяйственной кооперации в условиях системного кризиса АПК и становления рыночной экономики — основополагающие моменты в экономическом подъеме сельского хозяйства страны и дальнейшего устойчивого развития сельских территорий в нашей стране.

Агропромышленный комплекс юга Тюменской области является одним из крупных производителей сельскохозяйственной продукции на территории УрФО — на его долю приходится более 20% всей производимой продукции. Региональными властями разрабатываются программы по преобразованию отрасли с целью создания замкнутого цикла

производства — от получения сырья до выпуска конечного продукта, его транспортировки и реализации.

В каждом сельском районе действует несколько кооперативов различного профиля — кредитные, заготовительные, обслуживающие, по оказанию услуг. Структура сельскохозяйственной потребительской кооперации Тюменской области представлена на рисунке 1.

Исходя из данных рисунка 1, можно сказать, что в структуре кооперации села нашего региона большую часть занимают закупочные и обслуживающие кооперативы (59 кооперативов, или 46% от общего количества), в т.ч. 8 кооперативов занимаются переработкой продукции. Направление кооперации по переработке сырья развито пока ещё очень слабо и в ближайшем будущем предстоит большой объем работы по заполнению этой ниши. Общий объем выручки закупочных, обслуживающих и оказывающих услуги кооперативов сельским товаропроизводителям в 2011 г. превысил 721 млн руб. По объему годового товарооборота большинство кооперативов можно отнести к категории с выручкой свыше 1,5 млн руб. (60 кооперативов, или 58% от общего количества) (табл. 1).

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы по заготовке продукции, обслуживанию и оказанию услуг (местного, или первого уровня) ведут деятельность самостоятельно и разрозненно, пока ещё не создав кооператива второго уровня, который бы выступал в роли координатора и информационного центра в их функциони-

ровании, представлял бы интересы товаропроизводителей на региональном уровне и перед органами власти (областными, районными и поселковыми). Действующая в настоящий момент долгосрочная целевая программа «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2008-2014 годы» предусматривает развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции. К 2014 г. планируется увеличить охват сельских населенных пунктов закупом продукции до 82% (сейчас этот показатель составляет 50%), а объёмы реализации животноводческой продукции, производимой частными подворьями и крестьянскими хозяйствами, по молоку — на 15%, мясу — на 20%.

Исключительно важная роль принадлежит сельскохозяйственной кредитной кооперации. Проведение финансовых потоков через кредитные потребительские кооперативы позволяет развивать сельскохозяйственное производство, улучшать социально-экономическое развитие села. Значение кредитной кооперации для села многопланово и разнообразно. Это прежде всего: 1) повышение социальной поддержки населения через предоставление надежных ссудосберегательных услуг; 2) аккумулирование свободных денежных средств членов кооператива и формирование дополнительного источника инвестиций в региональную экономику; 3) содействие развитию личных подсобных хозяйств, фермерства, среднего и малого предпринимательства.

Рис. 1. Структура сельскохозяйственной потребительской кооперации юга Тюменской области

(данные 2011 г.).

Таблица 1

Группировка сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных) по специализации и объему товарооборота в 2011 г.

Специализация Количество действующих кооперативов, ед. В т.ч. с объемом годовой выручки, тыс. руб.

до 500 501-1500 свыше 1500

Заготовительные и обслуживающие кооперативы 59 1 11 47

Кооперативы по оказанию услуг 45 12 20 13

Итого 104 13 31 60

Тюменская область, несомненно, входит в список лидирующих регионов Урала и Сибири по опыту создания и количеству функционирующих сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Сельская кредитная кооперация нашего региона начинала свой путь с 1998 г. (было создано 2 первых кооператива («Кредит» в Омутинском и «Юр-га» в Юргинском районах), хотя проработка вопросов их создания осуществлялась с 1996 г. Начиная с 2006 г. функционируют уже 23 сельских кредитных кооператива (в каждом сельском районе области). В регионе организован областной сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «ТЮМЕНЬ» второго уровня (ОСКПК «ТЮМЕНЬ»), созданный в 2009 г., членами-пайщиками которого являются все 23 кооператива местного (первого) уровня. Основной целью работы, проводимой в ОСКПК «ТЮМЕНЬ», выступает обеспечение эффективной деятельности кредитных кооперативов на сельских территориях на принципах саморегулируемой организации, путем координации, мониторинга и методического руководства их деятельности. Областной кооператив осуществляет контроль за сохранностью и целевым использованием бюджетных ресурсов, а также за соблюдением правовых и финансовых норм в деятельности кооперативов, осуществляет разработку и внедрение единых правил и стандартов деятельности, следит за соблюдением баланса между дефицитом и избытком финансов путем организации межкоопера-тивных займов и привлечения дополнитель-

ных ресурсов. Кроме того, через ОСКПК «ТЮМЕНЬ» выделяются субсидии из средств областного бюджета на пополнение фондов финансовой взаимопомощи кооперативам первого уровня. За время своего существования областной кооператив с учетом замечаний рабочей группы департамента финансов региона обобщил и разработал рекомендации для кооперативов первого уровня по организации правил выдачи займов и взыскания задолженности. ОСКПК «ТЮМЕНЬ» также организует семинары по повышению квалификации работников кооперативов с участием специалистов банковских структур, страховых организаций, преподавателей вузов и специалистов правительства Тюменской области [3, 4].

Сформировавшаяся система сельских кредитных кооперативов Тюменской области получает существенную финансовую поддержку со стороны областных и районных органов власти в пополнении фондов финансовой взаимопомощи. Так, с началом действия Приоритетного национального проекта «Развития АПК» (ПНП), переросшего затем в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции на 2008-2012 гг.» (Госпрограмма), с

2006 г. фонд финансовой взаимопомощи постоянно пополнялся и к 2011 г. увеличился более чем в 3 раза (с 171 до 622 млн руб. в 2011 г.). Удельный вес выделенных бюджетных ресурсов колеблется от 70 до 95% размера фондов кооперативов (рис. 2).

Рис. 2. Динамика размера и структуры фондов финансовой взаимопомощи сельских кредитных кооперативов Тюменской области, млн руб.

Одной из задач кредитной кооперации является привлечение средств членов в виде сберегательных вкладов, но в настоящее время они невелики и составляют от 3 до 10% от фондов кооперативов, что свидетельствует об отсутствии достаточных средств у населения, фермерских хозяйств, личных хозяйств и прочих субъектов предпринимательства, на развитие которых и направлена деятельность кредитных кооперативов.

Сельскохозяйственная кредитная кооперация региона, несмотря на экономический кризис 2008-2009 гг. и экономические сложности, показывает устойчивую динамику своего развития. Численность членов кредитных кооперативов Тюменской области с 2003 г. возросла более чем в 11 раз к

2011 г., хотя по сравнению с некоторыми регионами нашей страны охват сельского населения кредитной кооперацией все ещё достаточно низок. Прирост численности членов кооперативов происходит за счет граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. За рассматриваемый период с 2003 по

2012 гг. доля их членства увеличилась с 91 до 98%. Следовательно, они являются основными и наиболее активными заемщиками в кооперативах. Членами кредитных кооперативов является 8,63% от общего количества граждан, ведущих личное хозяйство, но если сравнивать аналогичные показатели кооперации в развитых странах, например, в Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии, аграрный сектор охвачен кооперацией практически полностью, а в ФРГ и Франции — не менее 80% сельхозтоваропроизводителей, то очевидно, что потенциал кооперативных связей не раскрыт полностью и сельские товаропроизводители не осознали себя кооператорами и по разным

причинам не вступили в кооператив или не создали собственный [2]. Привлечение в кооперативы новых членов с разными организационно-правовыми формами организации производства и занимающихся различными, а порой и несколькими видами деятельности поможет защитить портфель займов от неподдающихся контролю сельскохозяйственных и природных рисков. Общая динамика численности членов сельских кредитных кооперативов в Тюменской области представлена на рисунке 3.

За время существования сети сельских кредитных кооперативов также происходят качественные изменения в структуре выдаваемых займов. Прежде всего, это выражается в сроках, на которые предоставляются займы. Если в начале 2000-х годов займы предоставлялись на краткосрочный период (от 3 мес. до 1 года), то начиная с

2007 г. займы начали выдавать на срок до 2 лет, а средства, предоставляемые на строительство мини-ферм, — на срок до 8 лет. В настоящий момент положение таково, что только около 10% от всей суммы портфеля приходится на займы, выданные на срок до 1 года, а остальная часть — на займы со сроком более года. Большая часть средств выдана на срок от 2 до 3 лет — 35% (более 200 млн руб.), значительна доля займов со сроками гашения от 1 года до 2 лет — 21% и от 3 до 5 лет — 24%. Относительно немного, только 10,2% (свыше 58 млн руб.), в структуре занимают средства, выданные на длительные сроки — от 5 лет. Анализируя структуру выдаваемых займов по срокам погашения, можно говорить о том, что средства в основной своей массе выдаются на среднесрочные перспективы.

Рис. 3. Изменение числа членов сельских кредитных кооперативов в Тюменской области, ед.

Средний размер выдаваемых займов в кооперативах также с каждым годом увеличивается и за последние пять лет вырос более чем в 2 раза. В связи с этим оборачиваемость ресурсов несколько замедляется, но для заемщиков получение займа на более длительный срок выгодно и удобно. Из-за замедления оборачиваемости ресурсов и увеличения количества членов — пайщиков в кооперативах спрос на займы неудовлетворен полностью, потребность колеблется от 30 до 40% от общего портфеля, очередь за займами во временном промежутке длится от 2 до 5 мес. Немаловажным привлекающим моментом является также размер процентной ставки по выдаваемым займам — средний её показатель составляет в настоящий момент 12%, по сравнению с условиями, выставляемыми банками, этот размер платы за пользование денежными средствами приемлем для аграриев. Поскольку основным источником средств в кооперативах являются бюджетные средства, то займы, выдаваемые членам кооператива, имеют строго целевой производственный характер. Основные показатели деятельности сельских кредитных кооперативов нашего региона представлены в таблице 2.

Внимание к проблеме кредитования субъектов малого предпринимательства на селе со стороны областных и районных органов власти через сеть кредитных кооперативов повышает их роль в экономической и социальной жизни сельского населения, появляется возможность реализовать предпринимательский потенциал и, следовательно, нарастить объёмы производства сель-

скохозяйственной продукции прежде всего в мелкотоварном секторе. За счет займов, полученных в кредитном кооперативе, гражданами, ведущими ЛПХ, за 5 прошедших лет было приобретено молодняка КРС и коров более 25 тыс. гол., свинопоголовья — более 26 тыс. гол., тракторов и другой техники — более 400 ед., запчастей — на сумму более 250 млн руб. и построено 56 миниферм. Созданная система сельской кредитной кооперации направлена на укрепление и поддержку крестьянских подворий с целью улучшения условий для наращивания объемов производства и сбыта продукции. Устойчивое развитие ЛПХ предполагает стабильное и сильное сельское сообщество, снижение социальной напряженности, повышение уровня и качества жизни сельского населения, сохранение и поддержание экологического равновесия, что в целом характерно для успешного и устойчивого развития сельской территории.

Этап создания системы сельской кредитной кооперации в нашем регионе пройден следующий шаг в её развитии — это уход от финансовой зависимости от бюджетных средств и самостоятельная деятельность, направленная на привлечение средств в кооперативы из других источников, прежде всего — населения и коммерческих организаций. Работа с банковскими структурами должна вестись в направлении получения кредитов и ассоциированного членства, работа же с населением — в ссудосберегательной деятельности и в предоставлении разного рода финансовых услуг с наименьшими рисками.

Таблица 2

Основные показатели деятельности сельских кредитных кооперативов

юга Тюменской области

Показатели Ед. изм. Годы Прирост (+), снижение (-), %

2006 2007 2008 2009 2010 2011

1. Количество сельских кредитных кооперативов ед. 23 23 23 23 23 23 -

2. Количество членов сельских кредитных кооперативов ед. 5700 8582 10971 13007 15429 16670 192

в том числе ЛПХ граждан чел. 5508 8361 10723 12742 15151 16397 197

3. Размер фонда финансовой взаимопомощи млн руб- 171,6 299,7 427,2 532,3 570,7 622,9 263

в том числе за счет бюджетных источников млн руб- 163,7 266,8 379,5 485,3 509,3 550,4 236

4. Доля средств бюджетных источников в фонде финансовой взаимопомощи % 95,40 89,02 88,83 91,17 89,24 88,36 -7

5. Количество выданных займов ед. 5025 4984 4845 5396 5584 4491 -11

на сумму млн руб- 217,7 288,0 390,7 407,2 458,3 451,9 107

6. Средний размер займа тыс. руб- 43,32 57,78 80,64 75,46 82,07 100,62 132

7. Средний размер процентной ставки по займу % 6,6 9,7 10,2 10,4 10,8 12 82

Для дальнейшего количественного и качественного роста, увеличения эффективности всей системы, более четкой и направленной государственной поддержки необходима целевая программа по развитию сельской кредитной кооперации. В настоящий момент в Тюменской области разработана «Концепции развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации на период до 2017 года», в которой обозначен ряд мероприятий по дальнейшему совершенствованию всей системы сельскохозяйственной кооперации региона, направленных на развитие системы сельской кредитной кооперации для обеспечения доступа субъектов среднего и малого агробизнеса к кредитным ресурсам с государственной поддержкой. Ожидаемое количество заемщиков сельских кредитных кооперативов из числа граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и крестьянских хозяйств, к 2014 г. увеличится почти вдвое и составит не менее 20 тыс. Для обеспечения роста этих показателей требуется финансовая поддержка всей системы сельской кредитной кооперации, направленная: а) на укрепление материально-технической базы, по предварительным расчетам, в размере 20-22 млн руб.; б) на создание резервного страхового фонда (10% от портфеля займов) в размере 40-45 млн руб.; в) на пополнение фондов финансовой взаимопомощи кооперативов в размере 220-240 млн руб. Ожидаемый экономический эффект от принятых мер будет выражаться в увеличении объемов товарной продукции, по предварительным расчетам, на 12-15% и, следовательно, росте доходов от реализации продукции,

активизации деятельности отраслей переработки, услуг по ремонту, страхованию, лизингу, и вследствие этого увеличение налогооблагаемой базы отраслей. Социальным результатом проводимых мероприятий будет являться увеличение деловой активности и самозанятости сельского населения, улучшение благосостояния сельских жителей и сохранение стабильности на сельских территориях.

Сельская кредитная кооперация является неотъемлемой частью финансовой системы Тюменской области. Формирование целостной замкнутой двухуровневой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в области обеспечивает легитимным рыночный механизм саморегулирования и контроля за деятельностью кредитных кооперативов, что повышает их устойчивость и эффективность.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» (в редакции на 1 июля 2011 года).

2. Егоров В.Г. Мировой опыт развития кооперации в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление. — 2012. — № 1. — С. 87-94.

3. Макарова Г.А. Информация ОСКПК «ТЮМЕНЬ» о деятельности СКПК в Тюменской области за период 2010-2011 годов. http:// www.duma72.ru.

4. Палаткин И.В. Инфраструктура в системе сельскохозяйственной кредитной кооперации // АПК: экономика, управление. — 2012. — № 4. — С. 34-41.

+ + +

УДК 330.332:636.5 Л.Г. Гордеева

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПТИЦЕВОДСТВЕ

Ключевые слова: инвестиции, инновации, инвестиционные проекты, инвестиционная деятельность, инновационные технологии, инновационные процессы, птицеводство, птицеводческие организации, эффективность.

Введение

В современных условиях происходящие изменения в инвестиционной деятельности сельского хозяйства тесно связаны с инновационными процессами, которые в первую

очередь должны обеспечить выход конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции на новые рынки сбыта.

Птицеводство является наиболее восприимчивой к инновационным технологиям отраслью. Значимость инвестиционного развития птицеводства усиливается тем, что быстрые темпы воспроизводства в данной отрасли предполагают постоянное распространение и освоения достижений науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.