Научная статья на тему 'Сценарное моделирование в контексте стратегии развития налоговой системы'

Сценарное моделирование в контексте стратегии развития налоговой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рощупкина В.В.

В статье подчеркивается, что в условиях финансовой неустойчивости экономических процессов, протекающих в России и в мире в целом, а также глобализации мировой экономики обозначилась совокупность взаимосвязанных проблем в области управления налоговой системой. Это проблемы в сфере функционирования налоговой системы как пускового механизма поддержания макроэкономической и финансовой стабильности социально-экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарное моделирование в контексте стратегии развития налоговой системы»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 336.22:332.1

сценарное моделирование в контексте стратегии развития налоговой системы

В. В. рощупкина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита

E-mail: kluvil@rambler. ш северо-Кавказский государственный технический университет

В статье подчеркивается, что в условиях финансовой неустойчивости экономических процессов, протекающих в России и в мире в целом, а также глобализации мировой экономики обозначилась совокупность взаимосвязанных проблем в области управления налоговой системой. Это проблемы в сфере функционирования налоговой системы как пускового механизма поддержания макроэкономической и финансовой стабильности социально-экономического развития страны.

Ключевые слова: налоговая система, бюджетные средства, налоговое регулирование, сценарное моделирование.

Стратегия развития налоговой системы представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленный на установление оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач, разрабатываемых на длительный срок. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами налогового регулирования.

Преимуществами сценарного моделирования для оценки влияния изменений элементов налоговой системы на показатель налогового потенциала региона являются:

- значительное количество взаимосвязей, которые невозможно представить аналитически;

- возможность применения инструментов моделирования как к налоговым поступлениям, так и к исследуемым показателям социально-экономического развития;

- разработка сценариев реформирования элементов налоговой системы с последующей их оценкой и анализом;

- выбор аргументированного сценария налогового регулирования на основе индикативных показателей.

В качестве основных параметров, необходимых для построения модели, выбраны модули, показанные на рис. 1.

При этом выделяют следующие этапы моделирования:

1) определение начальных условий, тенденций, характеризующих развитие ситуации на данном этапе. Это необходимо для придания адекватности модельного сценария реальной ситуации, что усиливает доверие к результатам моделирования;

2) задание целевых, желаемых направлений (увеличение, уменьшение) и силы (слабо, сильно) изменения тенденций процессов в ситуации;

3) выбор комплекса мероприятий (совокупности управляющих факторов), определение их возможной и желаемой силы и направленности воздействия на ситуацию;

4) выбор комплекса возможных воздействий (мероприятий, факторов) на ситуацию, силу и направленность которых необходимо определить;

5) выбор наблюдаемых факторов (индикаторов), характеризующих развитие ситуации, осуществляется в зависимости от целей анализа и желания пользователя [7].

Теории экстраполяционных, адаптивных и рациональных ожиданий относятся к направлению, которое в макроэкономике называется новой классической школой. Краткий анализ этих теорий показывает, что общая специфика понимания неоклассиками макроэкономического равновесия состоит в том, что в это понятие включаются колебания экономической конъюнктуры, вызванные

несовершенной информацией, ошибками в про-

Рис. 1. Блок-схема формирования совокупности данных для моделирования

гнозах экономических субъектов или нестабильностью налоговой политики государства. В этом случае практически любое состояние экономики, при котором с учетом допустимой погрешности оправдываются ожидания экономических субъектов, может считаться равновесным. Поскольку в экономике действуют рациональные субъекты, их ожидания, как правило, оправдываются и государственного вмешательства для достижения равновесия не требуется.

Методика планирования налоговых поступлений в рамках концепции рациональных ожиданий

тг

Определение предполагаемого совокупного налогового потенциала при каждом режиме налогообложения

X

Сравнение предполагаемой налоговой нагрузки на агентов при каждом режиме налогообложения

X

Выбор оптимального режима налогообложения на текущий момент и перспективу

Рис. 2. Методика планирования налоговых поступлений в рамках концепции рациональных ожиданий

Основная особенность концепции рациональных ожиданий состоит в утверждении, что рациональные налоговые агенты не просто учитывают ошибки прошлого опыта, но при выборе решений привлекают всю доступную информацию, которая может повлиять на состояние финансовой конъюнктуры (рис. 2). Иными

словами, экономические субъекты не только оглядываются в прошлое, но и заглядывают в будущее, что позволяет им достаточно точно предвидеть последствия изменений в экономике при решении вопроса о способе отчисления налоговых платежей и налоговой базе. В результате они не совершают систематических ошибок. Хотя такие ошибки вполне возможны, но они являются скорее исключением, чем правилом.

В математической форме ожидаемые налоговые поступления в бюджетную систему для периода t могут быть записаны в виде:

НП' = НП[_1 + г(НП[_х - нп;_2), где НП' - налоговый потенциал периода t, руб.; НП'-1 - налоговый потенциал в предшествующий период, руб.; в - коэффициент ожиданий. В теории экстраполяционных ожиданий величина коэффициента ожиданий определяет поведение налоговых агентов, но корректировки ожиданий в соответствии с результатами не предусматриваются. Согласно теории адаптивных ожиданий налоговые агенты корректируют ожидания ex ante в зависимости от ошибок в определении ожиданий предшествующих периодов, т. е. учатся на своем прошлом опыте.

Адаптивные ожидания выражаются следующим уравнением:

НП't = НП'-2 + п( НП(_1 - НП'-1), где НП_ Х,НП'_1 - соответственно фактический и налоговый потенциал периода t—1 при условии предельного равновесия налоговой системы, руб.;

П - коэффициент адаптации. В зависимости от величины внешней нагрузки на налоговую систему различают допредельное и предельное состояние системы. Первое характеризуется вполне определенными изменениями в налоговой системе, происходящими из-за повышения уровня кризисных явлений или в результате временных изменений. Предельное состояние налоговой системы - это такое состояние, когда система находится на грани кризиса [3]. В качестве объективного критерия, позволяющего оценить результативность функционирования налоговой системы, можно использовать показатель налоговой прочности бюджета, определяемый как разница между ожидаемой и реально перечисленной в бюджет суммой налоговых платежей. Чем меньше величина такого показателя, тем более успешной

следует признать работу налоговых органов. Наиболее целесообразно оценивать эффективность функционирования налоговой системы по тому, насколько полно налоговый потенциал превращается в реальные налоговые поступления.

Выделенные элементы налогового механизма можно использовать на государственном уровне и на уровне субъекта Федерации для оценки эффективности действий в рамках проводимой налоговой политики.

Построение модели, характеризующей потенциальные налоговые доходы бюджетной системы региона (рис. 3), заключается в следующем:

1) выделение факторов, характеризующих объект:

• выделение базисных (основных) факторов. Выделение в совокупности базисных факторов целевых факторов. Основные показатели, определяющие налоговые возможности региона: «Налоговая база в разрезе видов налогов», «Недоимка по налоговым платежам», «Задолженность налоговых агентов перед бюджетной системой»;

• определение факторов, влияющих на целевые факторы. Эти факторы в модели будут являться потенциально возможными рычагами воздействия на ситуацию: «Собираемость налогов», «Финансовый потенциал региона», «Инвестиционный рейтинг региона» и др.;

• определение факторов-индикаторов, отражающих и объясняющих развитие процессов и их влияние на различные сферы (экономическую, социальную, политическую и др.);

2) группировка факторов по блокам. Объединяются в один блок факторы, характеризующие данную сферу проблемы и определяющие процессы в этой сфере. Здесь возможны варианты в зависимости от специфики проблемы, целей анализа, количества субъектов ситуации:

• выделение в блоке группы интегральных показателей (факторов), по изменению которых можно судить об общих тенденциях в данной сфере. «Дефицит бюджета» обобщенно характеризует ситуацию в бюджетно-налоговой сфере;

• выделение в блоке показателей (факторов), характеризующих тенденции и процессы в данной сфере (а именно - процент выполнения бюджетных назначений);

3) определение связей между факторами:

Рис. 3. Модель оценки налоговых возможностей региона

Оценка налогового потенциала региона

Налоговая база по видам налогов

Недоимка по налоговым платежам

Задолженность

налоговых

агентов

Процент выполнения бюджетных назначений

Уровень собираемости налогов

Налоговая нагрузка по региону

Эффективность контрольной работы налоговых органов

Выработка направлений увеличения налоговых возможностей региона

• определение связей и взаимосвязей между блоками факторов. Это позволит определить основные направления влияния факторов разных блоков друг на друга;

• определение непосредственных связей факторов внутри блока, к которым относится определение направлений влияния и взаимовлияния между факторами, а также определение силы влияния и взаимовлияния факторов (слабо, сильно).

• определение связей между факторами различных блоков;

4) проверка адекватности модели, т. е. сопоставление полученных результатов с характеристиками системы, которые при тех же исходных условиях были в прошлом. Если результаты сравнения неудовлетворительны, то модель корректируется [7].

Одна из серьезных проблем информационного обеспечения - наличие погрешностей, обусловленных высокой степенью неопределенности условий протекания экономических процессов на региональном уровне, их динамичностью, другими факторами. В основу восстановления параметров модели положена идея фильтрации, отыскания общих закономерностей в совокупности всей информации, проводимой средствами регрессионного анализа, адаптированными с учетом особенностей решаемой задачи. Полученное при этом решение, как правило, может не совпадать точно ни с одним из первоначальных значений параметров состояния. Суть подхода состоит в минимизации таких несовпадений.

Одним из преимуществ анализа также является возможность включения в него качественных

параметров налоговой системы, что позволяет минимизировать негативное воздействие нарушения принципа стабильности налогового законодательства, приводящего к усложнению системы налогообложения и уменьшению суммарного объема налоговых поступлений.

Наиболее существенным недостатком информационного обеспечения данного процесса является низкая оперативность в отражении ситуации. Так, практика показывает, что на апрель-июнь текущего года в органах статистики имеется лишь оценка показателей за предыдущий год. Утвержденные официальные цифры, пригодные для анализа, появляются еще позднее. Таким образом, разработка краткосрочных прогнозов теряет всякий смысл. Учитывая нестационарность процессов, и в силу этого - необходимость использования коротких выборок также делает трудновыполнимой задачу среднесрочного и долгосрочного прогнозирования, без чего практически невозможна научно обоснованная разработка стратегии развития налоговой системы региона.

Одним из перспективных путей снижения негативных проявлений недостатков информационного обеспечения является использование интервальной формы представления данных. Для этих целей развивается соответствующий инструментарий анализа экономических систем, включающий способы отображения и сопоставления ситуаций в многомерных признаковых пространствах, процедуры построения прогнозирующих моделей.

Предложенная система показателей позволяет определить уровень налогообложения в регионе, степень влияния налоговой политики на результаты развития

экономики, выявить факторы, лимитирующие такое развитие, а также резервы роста налогового потенциала.

Существующая система налогового прогнозирования позволяет получать данные только в разрезе бюджетообразующих налогов в целом по видам экономической деятельности и направлена на реализацию фискальной функции без учета интересов экономических субъектов, что отражается на точности составления прогнозов и их выполнения.

Предлагаемая методология налогового прогнозирования позволяет составлять среднесрочные сценарные прогнозы в разрезе видов налогов, направленных на выявление тенденций развития отраслей экономики и их влияния на налоговые поступления, позволяет проводить детальный анализ формирования прогнозных значений.

Методологические основы прогнозирования налоговых поступлений на уровне региона представлены на рис. 4.

Источник: составлено автором по данным [3]. Рис. 4. Методологические основы прогнозирования налоговых поступлений в регионе

Прогноз налоговых поступлений базируется на тщательном исследовании информации о состоянии налогооблагаемых баз в конкретный момент, определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей с учетом резервов их роста и нахождении наилучшего варианта (сценария) развития налоговых отношений.

Предложенная стратегия развития налоговой системы при использовании методов экономико-математического моделирования является результатом воздействия государственно-властного управления на сферу налогообложения в части манипулирования элементами налогового бремени, поскольку все действия государства относительно изменения условий налогообложения должны быть направлены на достижение роста налогового потенциала, а следовательно, и бюджетно-налоговой самостоятельности регионов. Поэтому существуют перманентные преобразования системы налогообложения в части количества налогов, их ставок, базы и сроков уплаты, главной целью которых является повышение эффективности системы налогообложения в целом.

В современных условиях оправдано более активное использование средств прогнозирования для повышения эффективности управления налоговым потенциалом. Методология налогового прогнозирования на уровне макрорегиона, базирующаяся на экономическом обосновании сумм налоговых поступлений, анализе прямого и косвенного влияния налоговых преобразований на динамику налогового потенциала, позволяет разрабатывать среднесрочные прогнозы на основе конструктивной взаимосвязи налоговых поступлений с основными показателями деятельности экономических субъектов. Внедрение разработанных рекомендаций позволит комплексно использовать результаты их применения в процессе реализации региональной налоговой политики.

Объективными предпосылками повышения результативности механизма налогового прогнозирования как необходимого института реализации

основных направлений налоговой политики государства и его регионов выступают:

- достижение целостности и согласованности устанавливаемых государством институционально-правовых норм и правил взимания налогов;

- расширение региональной практики мотивации к достижению бюджетно-налоговой самостоятельности;

- развитие налоговых отношений в направлении придания им не только фискального, но и стимулирующего характера.

Территориальное прогнозирование и планирование призваны стать самостоятельной формой экономической работы, имеющей конкретную цель, назначение и логику.

Список литературы

1. Бабешко Л. О. Математическое моделирование финансовой деятельности: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2009.

2. Бывшев В. А. Финансовая математика. М.: ТЕИС, 2001.

3. Варакса Н. Г. Методика налогового прогнозирования поступлений по отрасли сельское хозяйство // Экономические и гуманитарные науки. 2011. № 7.

4. Исаев Э. А. Модернизация региональных финансов // Финансы и кредит. 2010. № 14.

5. Исаев Э. А. Программирование экономического и финансового развития регионов // Сегодня и завтра российской экономики. 2010. № 35.

6. Коростелкина И. А. Применение сценарного подхода к регулированию налоговых отношений в регионе // Управленческий учет. 2011. № 8.

7. Максимов В. И. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений. URL: http://www. iis. ru/events/19981130/maximov. ru. html.

8. Минаков А. В. Методология управления бюджетно-налоговой системой России в условиях изменяющейся макроэкономики: монография. М. : Издательство Дашков, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.