Налоги и налогообложение
30 (168) - 2013
УДК 336.22:332.1
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
В. В. РОЩУПКИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита Е-mail: kluvil@rambler. ru Северо-Кавказский федеральный университет
Вопросы прогнозирования налогового потенциала в методическом плане тесно сопряжены с вопросами его оценки. Система прогнозирования налогового потенциала региона является важнейшей составляющей бюджетно-налоговой политики, формой реализации бюджетно-налогового механизма.
Ключевые слова: регион, налоговый потенциал, кластер, прогнозирование.
Эффективное прогнозирование налогового потенциала региона играет важную роль. С одной стороны, завышенный уровень потенциальных налоговых возможностей может не оправдаться и вызвать трудности с мобилизацией налоговых поступлений в бюджет, с другой — заниженный прогноз может привести к превышению доходов бюджетной системы над расходами, что, в свою очередь, может привести к снижению эффективности расходования бюджетных средств. В связи с этим одним из важнейших направлений является совершенствование системы налогового прогнозирования как на межрегиональном, так и региональном уровне.
При этом потенциально возможный размер налоговых доходов бюджетной системы, полученный при максимально полном использовании совокупных налоговых ресурсов в условиях действующего законодательства, а также существующей структуре государственных органов, идентифицирован автором как налоговый потенциал Российской Федерации. Тогда как налоговый потенциал региона — это фи-
нансовые возможности субъекта Федерации по воспроизводству налоговых поступлений в бюджетную систему, рассчитанных по налогооблагаемой базе, сложившейся в регионе, без отрицательного воздействия на хозяйствующие субъекты территории.
Основными задачами прогнозирования налогового потенциала региона являются:
- повышение научно-экономической обоснованности стратегических налоговых прогнозов, процессов и нормативов в процессе их разработки, с учетом объективного изменения регионального (макрорегионального) налогового климата;
- определение эффективности использования налогового потенциала;
- контроль за осуществлением требований экономического расчета;
- выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях процесса налогового прогнозирования;
- проверка оптимальности управленческих решений с учетом кризисных проявлений в бюджетно-налоговых системах субъектов Федерации.
Создание инновационной системы прогнозирования налогового потенциала региона призвано систематизировать усилия налоговых органов по перспективной оценке налогового потенциала как отдельно взятого региона, так и федерального округа в целом.
В первую очередь возникает необходимость решения трех задач по созданию комплекса прогнозирования налогового потенциала региона:
1) создать единую методическую платформу с возможностью размещения аналогов используемых методик с учетом их совместимости с федеральной прогнозной технологией, с одной стороны, и региональной — с другой;
2) создать совместимый с единой программной платформой и информационно-справочным блоком подблок «базовый» (формирование баз данных) аналитический блок — систему автоматизированного сбора и агрегирования информации в соответствии с используемыми в управлениях ФНС по регионам показателями прогнозирования налогового потенциала и методикой структурирования показателей;
3) создать совместимую с единой программной платформой и базами данных из «базового» подблока аналитическую программу, позволяющую на основе экономико-математических моделей проводить прогноз налогового потенциала субъекта Федерации на длительную перспективу, а также отражать качество происходящих изменений с учетом стратегических приоритетов и специфики развития бюджетно-налоговых систем регионов.
Для разработки долгосрочного прогноза необходимо использовать математический аппарат, позволяющий объединить механизм оценки, планирования и прогнозирования налогового потенциала с учетом мультипликативного эффекта и способного объективно отображать и аналитически раскладывать информацию о современном и прогнозном налоговом потенциале региона.
Данный блок должен формировать возможность применения нескольких наборов инструментов для моделирования прогноза, в том числе:
- изменение ставок региональных налогов, сборов, тарифов;
- динамику задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему;
- добавление участия в федеральных программах поддержки;
- добавление источников финансирования стратегических программных мероприятий;
- изменение ключевых аспектов налогового законодательства;
вниз, что направлено, прежде всего, на возможность структуризации налогового потенциала макрорегиона, и далее вниз по уровням территориального деления. То есть цели и задачи, определяемые для конкретного региона, должны быть приведены в соответствие с целями и задачами федерального округа.
В этой связи следует говорить о приоритетности равномерного развития макрорегиона в целом. Отсюда следует, что в процессе прогнозирования налогового потенциала региона должны учитываться не только аналитические ретроспективные данные по налоговому потенциалу территории, но и макроэкономические прогнозы развития бюджетно-налоговой системы макрорегиона в целом.
В современных условиях налогового прогнозирования на региональном уровне предлагается следующий алгоритм:
- объективная оценка существующего налогового потенциал региона;
- составление вариантного сценарного прогноза;
- разработка стратегических (приоритетных) направлений развития бюджетно-налоговой системы региона на долгосрочный период;
- разработка программы мероприятий и механизмов поэтапного выполнения конкретных задач;
- расчет индикаторов достижения прогнозных показателей.
Различные способы прогнозирования налогового потенциала региона предполагают использование показателей, в большинстве своем отражающих поступление тех или иных налогов в бюджетную систему и учитывающих уровень их собираемости. При этом следует применять экономические индикаторы, оказывающие влияние на формирование налоговой базы.
На основе существующих в настоящее время подходов к прогнозированию, предложены методические рекомендации по прогнозированию налогового потенциала региона, согласно которым его прогнозное значение может быть рассчитано по формуле
" ( С ^
- изменение параметров налоговой стра- НП = ^
тегии региона;
- внесение форс-мажорных условий и применение антикризисных мер.
Очередность составления прогнозов налогового потенциала по уровням территориальных образований необходимо вертикально интегрировать сверху
ФП х 1) ТРНБ —
(х-1) у ху трнБ
С
(х-1) у^ (х-1) у
нДу + Су
где НПпр — прогнозируемое значение величины
налогового потенциала, руб.;
ФП, — значение величины налогового
(х — 1) у
поступления по i-му налогу за предшествующий прогнозному период (х — 1), руб.;
1=1
Налоги и налогообложение
30 (168) - 2013
ТРНБу — темп роста соответствующего показателя налоговой базы по i-му налогу; Су — ставка по i-му налогу у на прогнозируемый период х, %;
НДу — показатель изменения недоимки по соответствующему i-му налогу у в прогнозируемом периоде х, руб.
Предлагаемая методика позволяет учесть сложившуюся ситуацию по выполнению бюджетных назначений по налоговым доходам и является следующим элементом алгоритма комплексной оценки налогового потенциала региона, базирующимся на определении вероятности исполнения регионом налоговых обязательств и расчете коэффициента потенциальных бюджетных поступлений. При этом ее реализация учитывает не только характеристики налоговой базы, но и уровень задолженности по каждому налогу.
Таким образом, прогнозируемое значение дохода по конкретному налогу будет рассчитываться на основе прогнозных и ретроспективных значений. Макроэкономический показатель, влияющий на налоговую базу, выбирается в зависимости от прогнозирования конкретного налога.
Степень трансформации налогового потенциала в налоговые доходы бюджета в прогнозируемом периоде зависит от институциональной организации бюджетно-налоговой системы, определяющей особенности проводимой бюджетно-налоговой политики, налоговых усилий региональных властей, оптимизации налоговых платежей хозяйствующими субъектами.
Проблемы, возникающие на первом и втором этапах, зачастую сводятся к недостаточности и разной форматности статистической информации, в связи с чем в комплексной программе необходимо делать особый акцент на развитие и стандартизацию системы оперативного сбора и обработки информации, способствующей объективной оценке налогового потенциала региона.
На третьем и, соответственно, на дальнейших этапах
процесса подготовки программного документа конкретные проблемы бюджетно-налоговых систем регионов имеют большее значение, так как от достоверности прогноза и формирования стратегических направлений зависит качество реализации налоговой стратегии в целом.
Проведенные изыскания позволили уточнить и дополнить методическую основу прогнозирования налогового потенциала, учитывающую приоритеты и организационно-методический механизм многоуровневого налогового планирования, направления развития бюджетно-налоговых систем макрорегиона и конкретной территории.
Методические основы прогнозирования налогового потенциала на уровне региона представлены на рис. 1.
При этом в процессе реализации приоритетов налоговой стратегии региона целесообразно опираться на долгосрочное налоговое прогнозирование.
Стратегическое налоговое прогнозирование, с точки зрения автора, представляет собой специализированный уровень осуществления экономического действия, предъявляющего более специфические, конкретные, строго детерминированные в перспективе требования к системе стратегического выстра-
Рис. 1. Методические основы прогнозирования налогового потенциала региона
7х"
29
ивания программы действий региона по развитию своего налогового потенциала.
Под стратегическим прогнозом налогового потенциала в данном контексте понимается предвидение потенциальных налоговых доходов бюджетной системы с учетом важнейших характеристик (параметров) ее функционирования в долгосрочной перспективе.
Стратегическое прогнозирование налогового потенциала региона строится на разработке прогноза, в рамках которого определяются возможные сценарии развития бюджетно-налоговых возможностей региона.
Важнейшими особенностями стратегического прогнозирования налогового потенциала региона являются:
- исходные данные для прогноза налогового потенциала региона должны учитывать устойчивые в долгосрочной перспективе бюджетно-налоговые процессы региона;
- прогноз должен согласовываться с долгосрочными прогнозными программными документами Российской Федерации, федерального округа и отдельно взятого субъекта Федерации;
- прогноз должен позволять определить, оценивать и учитывать прямые и косвенные эффекты основных бюджетно-налоговых процессов.
Исследования показали, что специфическими особенностями бюджетно-налоговой системы Северо-Кавказского федерального округа являются:
- депрессивность бюджетно-налоговых систем большинства субъектов округа;
- размещение на территории региона крупных промышленных предприятий, являющихся основными налоговыми агентами, вовлеченными в трансконтинентальные корпорации с внешним управлением;
- высокая асимметрия уровня налогового потенциала по территории округа;
- низкий и экстремально низкий региональный налоговый потенциал по основным видам налогов;
- острая проблема невыполнения налоговых назначений субъектами Федерации по платежам в бюджетную систему;
- слабое развитие форм налогового стимулирования для налоговых агентов и налогоплательщиков — физических лиц.
Для Северо-Кавказского федерального округа предлагаются три варианта сценариев развития
бюджетно-налоговой системы: инерционный, базовый и оптимальный.
В инерционном сценарии асимметрия налогового потенциала субъектов Северо-Кавказского федерального округа сохранится, что приведет к сохранению структуры бюджетно-налоговой системы Северо-Кавказского макрорегиона с отрицательной тенденцией в сторону снижения доли регионов с благоприятным налоговым климатом.
Предполагается, что при базовом сценарии проблемы низкой эффективности использования регионального налогового потенциала могут быть решены в течение ближайших 10 лет, в данной ситуации основной акцент будет сделан на улучшение налогового климата для крупнейших налогоплательщиков.
Оптимальный сценарий предполагает полную реализацию заявленных в налоговой стратегии целей и мероприятий (табл. 1).
На следующем этапе была выполнена группировка регионов Северо-Кавказского федерального округа по величине прогнозируемого налогового потенциала.
Иерархический кластерный анализ был выполнен по методу Варда. Результаты кластерного анализа представлены на рис. 2.
Итеративный анализ проводился по методу ^ средних, число кластеров задавалось заранее, кроме того, методика позволила выделить регионы, наиболее ярко представляющие свой кластер. Результаты типологизации регионов представлены в табл. 2.
Проведенная типологизация позволяет идентифицировать четыре кластера регионов Северо-Кавказского федерального округа. Кластеры являются достаточно однородными, при этом первый — занимает более высокую позицию по сравнению с остальными (Республика Дагестан), второй кластер сформирован регионами-«аутсайдерами» — Республикой Ингушетией и Карачаево-Черкесской Республикой, третий — идентифицирован как кластер центральной тенденции и включает Кабардино-Балкарскую Республику, Республику Северная Осетия — Алания, четвертый характеризует регион—лидер — Ставропольский край.
Сглаживание поляризации величин налогового потенциала возможно лишь при регулирующем воздействии государства, обеспечивающем снижение региональных различий в уровне налоговых возможностей субъектов Федерации на фоне тенденции роста налогового потенциала макрорегиона
е
s
X
>
X
n
0
1
■Я >
о 5
% i E —I
тз m E
tD z
Таблица 1
Прогнозная величина налогового потенциала субъектов Северо-Кавказского федерального округа (фрагмент) *
Субъект Федерации 2013 г. 2015г. 2017 г. 2019
Инерционный сценарий Базовый сценарий Оптимальный сценарий Инерционный сценарий Базовый сценарий Оптимальный сценарий Инерционный сценарий Базовый сценарий Оптимальный сценарий Инерционный сценарий Базовый сценарий Оптимальный сценарий
Республика Дагестан 42 682,76 43 113,90 47 387,22 52 589,42 53 120,63 58 385,79 64 094,94 64 742,36 71 159,43 78 117,63 78 906,70 86 727,69
Республика Ингушетия 2 901,18 2 930,49 3 220,95 3 574,55 3 610,65 3 968,53 4 356,58 4 400,59 4 836,76 5 309,72 5 363,35 5 894,95
Кабардино-Балкарская Республика 11 001,73 11 112,86 12 214,34 13 555,23 13 692,16 15 049,29 16 520,85 16 687,73 18 341,77 20 135,28 20 338,67 22 354,58
Карачаево-Черкесская Республика 5 970,79 6 031,10 6 628,89 7 356,62 7 430,92 8 167,46 8 966,10 9 056,66 9 954,33 10 927,70 11 038,08 12 132,14
Республика Северная Осетия — Алания 8 291,43 8 375,19 9 205,31 10 215,88 10 319,07 11 341,87 12 450,91 12 576,67 13 823,24 15 174,92 15 328,20 16 847,49
Ставропольский край 89 847,96 90 755,51 99 750,95 110 701,67 111 819,86 122 903,15 134 920,98 136 283,81 149 791,90 164 439,00 166 099,99 182 563,37
Итого 160 695,85 162 319,04 178 407,65 197 993,36 199 993,29 219 816,07 241 310,35 243 747,82 267907,43 294 104,23 297 074,97 326 520,22
а>
О)
а\ ь
0
1
т
' Без данных по Чеченской Республике.
Таблица 2
Отнесение регионов к кластерам по совокупности двух факторов
Кластер Количество регионов в кластере Состав кластера
1 1 Республика Дагестан
2 2 Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика
3 2 Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия — Алания
4 1 Ставропольский край
(jvJ
О) 00
NJ О н»
ы
РД 1
Рис. 2. Дендрограмма кластерного анализа однородной выборки регионов Северо-Кавказского федерального округа по уровню налогового потенциала: РД — Республика Дагестан, РИ — Республика Ингушетия, КБР — Кабардино-Балкарская Республика, КЧР — Карачаево-Черкесская Республика, РСО — Республика Северная Осетия — Алания, СК — Ставропольский край.
Без данных по Чеченской Республике.
в целом. Единое бюджетно-налоговое пространство федерального округа формируется только естественным образом при условии ориентации на усиление положительного эффекта бюджетно-налоговых преобразований в регионах.
Симметричное бюджетно-налоговое пространство характеризуется близкими по уровню качества условиями протекания механизмов в бюджетно-налоговых системах и относительно одинаковым уровнем концентрации налогового потенциала с учетом региональных социально-экономических характеристик в различных частях этого пространства.
На формирование симметрично развивающегося налогового потенциала макрорегина будут направлены следующие действия:
- формирование стабильного и предсказуемого институционально-правового поля функционирования бюджетно-налоговой системы;
- формирование модели бюджетно-налоговой системы мезоуровня, способной эффективно привлекать и перераспределять бюджетно-налоговые ресурсы, стимулировать налоговую активность.
Для радикального улучшения структуры налогового потенциала государственная бюджетно-налоговая политика должна реализовываться последовательно в согласии с другими мерами финансовой политики федерального центра. Приоритетами бюджетно-налоговой политики в этих условиях будут содействие модернизации и структурной перестройки существующей бюджетно-налоговой системы на основе разработки эффективного механизма управления налоговым потенциалом.
Список литературы
1. Кормановская И. Р., Птицына Е. В. Прогнозный сценарий устойчивого развития Новгородской области // Инновации. 2010. № 2.
2. Кормановская И. Р., Птицына Е. В. Сценарный подход к прогнозированию развития социально-экономических систем (на примере Новгородской области) // «Вест. ЮРГТУ. 2011. № 3.
3. Куницына Н. Н., Рощупкина В. В. Проблемы оценки налогового потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 2.
4. Птицына Е. В. Прогнозирование региональных стратегических макропоказателей в инновационной экономике // Креативная экономика. 2011. № 6.
0
5
КБР 3
PCO 5
РИ 2
КЧР 4
CK 6
dilib
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru