13 (55) - 2011
Налоги и налогообложение
УДК 336.22:332.1
ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ПУТЕМ ПОСТРОЕНИЯ
U U ,
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ*
в. в. РОЩУПКИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Е-mail: [email protected] Северо-Кавказский государственный технический университет
Важным условием положительной динамики региональной экономической системы является достоверная оценка финансовых ресурсов и своевременная разработка направлений рационального использования бюджетных средств. Использование существующих методик оценки налогового потенциала целесообразно рассматривать как часть процедуры анализа ретроспективной, текущей и перспективной экономической информации и финансовой устойчивости региона.
Ключевые слова: налог, потенциал, бюджет, округ, оценка, платеж, налоговая система.
Налоговые ресурсы формируются в результате взаимодействия сложных экономических процессов в сфере бизнеса через перераспределение результатов хозяйственной деятельности предприятий и платежей населения, которые в совокупности определяют качественную сторону налогового потенциала. К таковым характеристикам относятся виды и состав налогов, приоритеты в налогообложении различных видов бизнеса, уровень налоговых ставок, масштабы льгот и отсрочек по налогам, характер налогообложения доходов и имущества граждан и др. Налоговый потенциал
* Статья подготовлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Северо-Кавказском государственном техническом университете.
предполагает качественный и содержательный процесс его формирования, приобретая различное количественное значение в разнообразных экономических условиях.
Потенциально возможный размер доходов бюджетов, полученный при максимально полном использовании совокупных налоговых ресурсов в условиях действующего законодательства, а также существующей структуре государственных органов, идентифицирован как налоговый потенциал Российской Федерации. Тогда как налоговый потенциал региона — это его финансовые возможности по воспроизводству налоговых поступлений в бюджетную систему, рассчитанных по налогооблагаемой базе, сложившейся в регионе, без отрицательного воздействия на хозяйствующие субъекты. Макрорегион в контексте исследования ассоциируется с федеральным округом.
Измерение налогового потенциала является важной процедурой оценки эффективности бюджетной и налоговой политики, экономических возможностей регионов. В зависимости от изменяющихся экономических условий он может принимать различные количественные и качественные характеристики.
Сущность методов оценки налогового потенциала региона заключается в количественной интерпретации зависимости налоговых доходов
финансовая аналитика
проблемы и решения
13 (55) - 2011
Налоги и налогообложение
региональных бюджетов от факторов, характеризующих налоговую базу в субъектах Федерации. Иначе говоря, происходит усреднение значений налоговых обязательств региональных бюджетов (которые определялись как сумма налоговых доходов и годового прироста задолженности по налогам и сборам в региональный бюджет) в зависимости от избранных факторов.
Метод репрезентативной налоговой системы может использоваться для определения налогового потенциала с учетом реальных возможностей и существующей практики формирования налоговых баз.
Оценка налогового потенциала региона в соответствии с используемым методом в некоторой степени подвержена влиянию выбора региональных властей, который включает предпочтения об относительном размере частного и государственного секторов экономики субъекта Федерации. Использование для оценки налогового потенциала некоторого макроэкономического показателя, включающего данные о размере как частного, так и государственного секторов экономики, позволяет значительно уменьшить зависимость итоговых оценок от решений региональных властей в области изменения долей частного и государственного секторов в экономике региона (в качестве примера такого показателя можно привести валовой региональный продукт). Поскольку экономическая динамика характеризуется показателями вариабельности, моделирование развития налоговой системы базируется на концепции взаимозависимости факторных признаков и их совокупного влияния на результативный признак.
Зависимость оценки налогового потенциала от фискального выбора региональных властей и экономических агентов известна как эффект обратной связи (feedback effect). Обычно определяется, что указанный эффект имеет место в случае, если показатели налоговой базы либо иные факторы, используемые при оценке налогового потенциала, определяются выбором региональных властей или экономических агентов [2]. Устранение эффекта обратной связи является одной из важнейших задач при разработке методики оценки налогового потенциала, поэтому рассмотрим, какие факторы могут привести к возникновению этого эффекта в случае использования различных методов оценки налогового потенциала.
1. изменение структуры потребления в частном секторе. В большинстве государств с многоуровневой бюджетной системой налоговые полномочия
субнациональных властей и налоговые доходы субнациональных бюджетов распространяются на несколько налогов с различными ставками и налоговыми базами. В этом случае (т. е. если оценка налогового потенциала осуществляется на основании данных о нескольких налоговых базах, а налоговые ставки различаются в зависимости от баз), изменения в структуре совокупной налоговой базы (т. е. соотношение величины налогооблагаемой базы по нескольким налогам, для которых осуществляется оценка потенциальных доходов) могут оказать влияние на оценку налогового потенциала, проводимую с помощью метода репрезентативной налоговой системы [3].
2. изменение общего уровня экономической активности. Как известно, величина установленных налоговых ставок может оказывать влияние на общий уровень экономической активности в регионе через воздействие на величину налоговой базы в зависимости от эластичности спроса на соответствующий товар или услугу по цене.
3. Капитализация налогов в ценах на активы. Этот механизм возникновения эффекта обратной связи вызван влиянием дифференцированного налогообложения на рыночную цену активов.
4. изменения в пространственном размещении экономической деятельности. Различия в фискальной политике региональных властей могут также оказывать влияние на межрегиональное размещение экономической деятельности [1].
Таким образом, в основе метода репрезентативной налоговой системы лежит оценка способности региональных властей обеспечивать уплату в бюджет налоговых платежей, начисленных на декларируемую налогоплательщиками и выявленную налоговыми органами налогооблагаемую базу. Опыт использования данного метода накоплен в Канаде, Германии и Швейцарии. В Канаде концепция бюджетного федерализма отличается высоким уровнем бюджетной и налоговой самостоятельности регионов (провинций), что требует введения специального общенационального стандарта для сопоставления налоговых баз, поскольку при оценке налогового потенциала учитывается совокупность налоговых баз по 37 региональным и местным налогам [3].
Состав репрезентативной системы налогов варьируется в субъектах Российской Федерации от трех до семи бюджетообразующих налогов.
Для субъектов Северо-Кавказского федерального округа такими налогами с 2009 по 2011 г. являются налог на доходы физических лиц, налог
финансовая аналитика
проблемы и решения
Налоги и налогообложение
13 (55) - 2011
на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Рассматриваемая система показателей позволяет учесть влияние основных факторов на уровень налогового потенциала, полученные результаты отвечают требованиям достоверности и репрезентативности.
В качестве оценки налоговой базы для налога на доходы физических лиц применялся показатель совокупной величины фонда заработной платы в субъектах Федерации.
В кризисный период важнейшим источником налоговых доходов в Северо-Кавказском федеральном округе стала заработная плата. Однако анализ показывает серьезные различия между республиками округа по уровню доходов населения (табл. 1).
В ходе анализа налоговой базы по налогу на доходы физических лиц необходимо учитывать, что в общем фонде заработной платы субъекта Федерации большой удельный вес занимает заработная плата работников, занятых в бюджетных организациях.
Налоговый потенциал в отношении налога на прибыль организаций моделировался в зависимости от показателя совокупной прибыли организаций как критерия оценки соответствующей налоговой базы (табл. 2). В среднем по округу можно констатировать негативную тенденцию роста количества убыточных предприятий.
В отдельных субъектах поступления по налогу на прибыль возросли. Существенный рост отмечен в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Дагестан, а также в Республиках Ингушетия и Северная Осетия — Алания. Тем не менее удельный вес налога на прибыль в общей структуре доходов в регионах пока не достиг докризисной отметки. Не смог восстановить былой доли поступлений налога на прибыль в своем налоговом потенциале и ведущий индустриальный регион Северо-Кавказского федерального округа — Ставропольский край.
Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется из среднегодовой стоимости основных фондов предприятий (табл. 3).
Уменьшились расходы на увеличение стоимости основных средств (к основным средствам относятся, в частности, здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства). Этот показатель отражает тот факт, что модернизация экономики действительно приостановилась [1].
В настоящее время поступления по налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности имеют тенденцию к росту на территории всего федерального округа (табл. 4).
Предприниматели активно пользуются государственной поддержкой, по данным статистики каждый 25-й предприниматель в том или ином виде получал поддержку властей. Суммарный оборот розничной торговли в субъектах Северо-Кавказ-
Таблица 1
Налоговый потенциал субъектов Северо-Кавказского федерального округа по налогу на доходы физических лиц в 2009—2011 гг., млн руб.
Субъект Федерации Фонд начисленной заработной платы Налоговый потенциал
2009 2010 2011 (прогноз) 2009 2010 2011
Ставропольский край 126 548 147 345 169 800 19 790 21 852 22 507
Республика Дагестан 45 701 53 890 60 760 7 289 7 976 8 215
Республика Ингушетия 5 525 6 320 7 023 1 040 1 040 1 071
Кабардино-Балкарская Республика 22 017 27 410 30 167 3 704 3 997 4 116
Карачаево-Черкесская Республика 13 672 16 234 21 566 2 253 2 386 2 457
Республика Северная Осетия — Алания 21 284 25 100 29 710 3 544 3 819 3 933
Субъект Федерации Прибыль предприятий Налоговый потенциал
2009 2010 2011 (прогноз) 2009 2010 2011
Ставропольский край 26 189 29 331 34 318 4 989 5 837 6 245
Республика Дагестан 5 550 6 216 7 272 1 305 1 526 1 633
Республика Ингушетия 391 437 512 199 232 249
Кабардино-Балкарская Республика 1 632 1 827 2 138 429 501 537
Карачаево-Черкесская Республика 1 639 1 835 2 147 377 441 471
Республика Северная Осетия — Алания 3 114 3 487 4 080 662 774 828
Таблица 2
Налоговый потенциал субъектов Северо-Кавказского федерального округа по налогу на прибыль в 2009—2011 гг., млн руб.
финансовая аналитика
проблемы и решения
13 (55) - 2011
Налоги и налогообложение
Таблица 3
Налоговый потенциал субъектов Северо-Кавказского федерального округа по налогу на имущество организаций в 2009—2011 гг., млн руб.
Субъект Федерации Среднегодовая полная учетная стоимость основных фондов средних и крупных коммерческих организаций Налоговый потенциал
2009 2010 2011 (прогноз) 2009 2010 2011
Ставропольский край 377 625 404 058 436 383 4 468 4 780 5 306
Республика Дагестан 157 908 168 961 182 478 1 856 1 985 2 204
Республика Ингушетия 13 521 14 467 15 624 164 176 195
Кабардино-Балкарская Республика 50 776 54 330 58 676 622 665 738
Карачаево-Черкесская Республика 23 718 25 378 27 408 288 308 342
Республика Северная Осетия — Алания 55 272 59 141 63 872 675 722 802
Таблица 4
Налоговый потенциал субъектов Северо-Кавказского федерального округа по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2009—2011 гг., млн руб.
Субъект Федерации Розничный товарооборот, оборот общественного питания, объем реализации платных услуг населению Налоговый потенциал
2009 2010 2011 (прогноз) 2009 2010 2011
Ставропольский край 589 904 631 197 688 005 1 614 1 710 1 842
Республика Дагестан 292 270 312 728 340 874 878 930 1 002
Республика Ингушетия 17 619 18 852 20 549 215 227 245
Кабардино-Балкарская Республика 69 391 74 248 80 930 357 378 407
Карачаево-Черкесская Республика 35 149 37 609 40 994 271 287 309
Республика Северная Осетия — Алания 61 369 65 664 71 574 332 351 379
ского федерального округа в 2010 г. составил 560,1 млрд руб. — 4 % от общероссийского показателя.
Налоговые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав СевероКавказского федерального округа, незначительны. Крайне низка доля налоговых поступлений округа в бюджетную систему Российской Федерации, в общероссийском объеме налоговых поступлений в 2010 г. она составила 0,9 %.
При усилении контроля финансовых органов за сбором налогов возможно увеличение сумм поступления налогов в региональную бюджетную систему, поскольку данные резервы еще далеко не исчерпаны и составляют, по оценкам автора, значительные суммы.
Улучшение налогового климата в СевероКавказском федеральном округе представляется возможным посредством расширения финансовых стимулов (налоговые и таможенные льготы, доступ к льготному финансированию, льготы по аренде земли, гарантии и т. п.), развития необходимой
базовой инфраструктуры и создания эффективных процессов привлечения и взаимодействия с потенциальными инвесторами.
Стабильный рост налогового потенциала субъектов Федерации базируется на увеличении бюджетных доходов и снижении уровня задолженности (недоимки) по видам налогов.
Список литературы
1. Алиев У. И. Анализ налогового потенциала субъектов Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации как инструмента стратегического бюджетного планирования. URL: http://www. forumstrategov. га/upload/ documents/aliev2.pdf.
2. Smart M. Taxation and deadweight loss in a system of intergovernmental transfers // Canadian Journal of Economics, February 1998.
3. Tanzi V. Fiscal federalism and decentralization: а review of some efficiency and macroeconomic aspects, Washington: World Bank, 1995.
внимание! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru
финансовая аналитика
проблемы и решения