Налоговая политика
УДК 336.22:332.1
методологические основы анализа налогового пространства
федерального округа
В.В. РОЩУПКИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита Е-mail: [email protected] Северо-Кавказский федеральный университет
Направления налогового планирования на субфедеральном уровне приоритетно ориентированы на модернизацию технологической составляющей на основе инновационного подхода. Разработкам механизма налогового планирования и прогнозирования как основного структурного компонента системы финансового регулирования в Российской Федерации не уделяется должного внимания. Свидетельством сложившейся ситуации служит отсутствие единого подхода к оценке доходных возможностей субъектов Федерации в части их налоговой составляющей, в то время как в условиях экономической стагнации возрастает значение объективных оценок их потенциальных налоговых возможностей и налогового самообеспечения.
В работе рассматривается модифицированный подход к оценке налогового потенциала, который дает возможность компаративного анализа его величины на межрегиональном уровне. Кроме того, назрела необходимость методического обоснования измерения асимметрии налогового потенциала территорий в масштабах федерального округа. Методология комплексного анализа налогового пространства, раскрываемая в статье, позволяет применить ее в любом регионе, проанализировать исполнение налоговых обязательств. Автор охарактеризовал уровень концентрации налоговых ресурсов в масштабах Северо-Кавказского федерального округа, определяемого как асимметричного, большинство территорий которого признаны регионами с депрессивной экономикой.
Предложения по развитию методологии оценки налогового пространства направлены на совершенс-
твование аналитической технологии, а именно, комплексного использования существующих подходов к анализу будущих налоговых доходов бюджетной системы государства. Сделан вывод о целесообразности комплексной оценки налогового пространства в масштабах федерального округа для получения целостной картины по возможности наполнения консолидированного бюджета налоговыми доходами.
Ключевые слова: налоговая система, налоговая политика, налоговая активность
Актуальные в настоящее время способы налогового планирования позволяют снизить риски от неопределенности оценок при принятии стратегических решений, произвести верификацию прогнозных данных. Их реализация происходит за счет:
- обоснования размеров потенциальных налоговых поступлений;
- представления возможных результатов с указанием основных допущений их достижения (вероятности налогового риска);
- принятия во внимание региональных и муниципальных принципов социально-экономического развития;
- разработки соответствующих правил принятия решений и стратегии модернизации и инновационных преобразований налоговой системы. Налоговое пространство макрорегиона складывается (исходя из приоритетов налогового феде-
рализма) под воздействием нормативно-правовой базы и согласно налоговому механизму. В целом налоговое пространство макрорегиона формализуется совокупным выражением указанных компонентов.
В свою очередь всякая структурная единица обладает рядом характеристик, главными из которых являются ее текущее состояние и потенциал влияния указанного элемента на налоговое пространство макрорегиональной системы. Подчеркивая эластичность взаимосвязей компонентов системы, методология синергизма концентрирует внимание на разнообразной интенсивности их взаимной адаптации, пределах вероятного сжатия взаимосвязей, качественно различных характеристиках равновесия.
В связи с этим представляется целесообразным разделение совокупности элементов, создающих налоговое пространство макрорегиона, на компоненты, вносящие фискальный вклад в его формирование, и элементы, создающие потенциальную к фискализации часть. Путем сопоставления рассматриваемых частей и использования синергети-ческих методов выявляется степень интенсивности развития обеих частей, их взаимовлияние друг на друга, раскрываются характеристики равновесных состояний, перспективы модернизации составляющих и всего налогового пространства макрорегиона, которое можно представить в следующем виде:
ТРМ = ± (/с)+£ (р]с] ) /=1 м
где ТРМ - налоговое пространство макрорегиона;
4 500 • 4 400 4 300
4 200
4 100
4 000
3 900
3 800
3 700
3 600
2004
2005
2006
2007
2008 2009
2010
п - количество элементов, оказывающих влияние на формирование налогового пространства макрорегиона;
/ - поправочный коэффициент, выражающий степень вклада /-го элемента системы в развитие фискальной составляющей налогового пространства;
С . - вклад/-го элемента системы в формирование налогового пространства; Р/ - поправочный коэффициент, выражающий степень вклада/-го элемента системы в развитие потенциальной составляющей налогового пространства.
Анализ налогового пространства Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) свидетельствует о том, что факторы интенсивности фискализации в 2011-2014 гг. более значимы для развития бюджетно-налоговой устойчивости всех субъектов округа.
Значения показателя неоднородности налогового пространства округа приведены на рисунке.
Следовательно, формализованная трактовка модели налогового пространства макрорегиона, предполагающая ряд сочетаний структурных компонентов, при котором система будет находиться в равновесном состоянии при отсутствии достаточных стимулов к модификации ее существующего состояния, позволит выявлять тенденции развития, выполнять расчет эффективности применения составляющих налогового потенциала и развивать приоритетные направления модернизации. Применительно к субъектам СевероКавказского федерального округа это заключается прежде всего в повышенной функциональной роли
активности экономических субъектов как необходимого условия развития налогового потенциала.
Критическая диспропорциональность величины потенциальных налоговых возможностей субъектов федерального округа обусловила необходимость разработки методического инструментария, позволяющего выявить регионы-лидеры по критерию налоговой активности, а также количественно оп-
2011
2012
2013
Значения показателя неоднородности налогового пространства Северо-Кавказского федерального округа в 2004-2013 гг.
ределить ее сложившийся уровень. В связи с этим был
использован гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возможности интегрального анализа индикаторов налогового потенциала, налоговой восприимчивости, номинальной и реальной налоговой нагрузки, показателей налоговой базы. При этом налоговая активность интерпретирована автором как степень готовности налогоплательщиков территории выполнять налоговые задания в условиях высокой эффективности реализации налогового потенциала и предпосылки его роста.
По величине энтропии (асимметрии налогового потенциала) субъекты Северо-Кавказского федерального округа были объединены в два кластера: первый включает регион-лидер - Ставропольский край. Во второй кластер вошли все остальные субъекты СКФО, что позволило подтвердить экстремально высокий уровень межрегионального неравенства налогового потенциала, который к концу 2013 г. составил 82,34%.
Серьезное влияние на налоговую восприимчивость и активность хозяйствующих субъектов и физических лиц исследуемого СКФО оказывает дифференциация финансового развития территорий, отсюда - резкая градация полюсов технологических новаций, значительный уровень теневой экономики, безработица, низкая инвестиционная активность и др. Это подтверждается следующими фактами. Доля каждого из регионов Северного Кавказа в суммарном ВВП Российской Федерации не превышает 1,0% вследствие относительно невысоких объемов производства валового регионального продукта в данных регионах. Следующей отрицательной чертой, которая характеризует специфику ВРП Северо-Кавказского федерального округа, выступает невысокая доля обрабатывающей промышленности, что, несомненно, приводит к отсутствию положительного влияния уровня производства обрабатывающей промышленности на производственный рост и рост уровня занятости населения.
В связи с этим предложен методологический подход к формированию системы показателей налоговой активности региона, позволяющий количественно определить ее сложившийся уровень:
i
I = Л_
i ^
где 1ти - интегральный показатель налоговой активности 7-го региона в ¿-м году;
п - количество стандартизированных частных показателей;
П - значение/-го частного показателя налоговой активности 7-го региона в ¿-м году; Wjt - весовой коэффициент значимости /-го частного показателя в ¿-м году. Для приведения частных показателей налоговой активности к сопоставимому виду используется метод многомерной средней величины.
Для градации регионов по уровню налоговой активности полученные величины были преобразованы с помощью инструментального аппарата Харрингтона:
°=•
где D - значение интегрального показателя налоговой активности;
Г"
п ПХ] - среднее геометрическое показателей
V}=
отдельных параметров.
При этом границы зон определялись как среднее арифметическое значение ряда плюс (минус) два значения среднего квадратического отклонения для верхней и нижней границ зоны соответственно (см. таблицу).
Представленный инструментарий позволяет корректировать систему критериев налоговой активности, включать или исключать из нее показатели. В этом состоит ее принципиальное отличие от других изученных автором методик, в которых либо не предполагается расчет интегрального показателя, либо он жестко привязан к конкретным индикаторам, что лишает их универсальности. Важно отметить, что оценивать налоговую активность необходимо не только в тот момент, когда платежи поступили в бюджет, но и в период их планирования.
В 2013 г. Ставропольский край и Республика Дагестан обладали налоговой активностью выше среднего уровня (зона А2 - средний уровень, рейтинг А2+). Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания находились в зоне низкого уровня налоговой активности с рейтингом В.
Регионами с неудовлетворительным уровнем налоговой активности В- являются Республика Ингушетия и Карачаево-Черкесская Республика, что подтвердило высокую поляризацию потенциальных возможностей по сбору налогов в бюджетную систему в исследуемом округе.
Комплексная оценка налоговой активности субъектов Северо-Кавказского федерального округа в 2013 г.
Уровень налоговой активности Рейтинг Комплексный показатель Характеристика Субъект федерального округа
Высокий -зона А1 А1+ От 7,547 до 8,370 Высокий уровень налоговой активности, высокая степень реализации потенциальных налоговых возможностей (близкая к предельной), положительная динамика реальной налоговой нагрузки без отрицательного воздействия на экономических субъектов, полное выполнение налоговых назначений, максимальный уровень эффективной налоговой ставки
Средний -зона А2 А2+ От 6,095 до 7,546 Уровень налоговой активности выше среднего в условиях превышения реальной налоговой нагрузки над номинальной, средней степени реализации налогового потенциала, отрицательной динамики показателя собираемости Республика Дагестан, Ставропольский край
А2 От 3,191 до 6,094 Средний уровень налоговой активности, рост номинальной налоговой нагрузки, низкая реализация налогового потенциала, рост скрытого налогового потенциала, отрицательная динамика показателя собираемости
Низкий -зона В В От 1,739 до 3,190 Низкий уровень налоговой активности, обусловленный низкой степенью реализации налогового потенциала, высокий уровень скрытого налогового потенциала, низкий уровень налоговой дисциплины, экстремально низкие значения коэффициента собираемости Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания
В- От 0,901 до 1,738 Неудовлетворительный уровень налоговой активности, превышение номинальной налоговой нагрузки над реальной, минимальная эффективность использования налогового потенциала, низкий уровень налоговой дисциплины, экстремально низкие значения коэффициента собираемости Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика
Формирование единого налогового пространства федерального округа должно происходить в условиях ориентации на снижение асимметрии в налоговых процессах естественным образом. Вместе с тем сглаживание поляризации величин налогового потенциала возможно лишь при регулирующем воздействии государства, обеспечивающем снижение региональных диспропорций в уровне налоговых возможностей субъектов Федерации на фоне тенденции роста налогового потенциала макрорегиона в целом.
Существует необходимость применения прогрессивного механизма стратегического налогового планирования, предусматривающего совершенствование инструментарной составляющей с позиции возможной конкретизации мероприятий по управлению целевым, предельным и скрытым налоговым потенциалом.
Для повышения эффективности управления налоговым потенциалом в Северо-Кавказском федеральном округе необходимо решить комплекс задач, связанных со структурированием основополагающих этапов его развития, определением их характеристик, адаптивным инструментарием их реагирования на изменения внутренней и внешней среды, обеспечением информационной поддержки управляющих воздействий.
В перспективе связь между субъектами макрорегиона приобретет инновационный характер, а новая система (макрорегион СКФО) приобретет однородность. Налоговые потоки приобретут прямой путь по непосредственной связи, что значительно облегчит процесс управления ими.
Проведенный анализ свидетельствует о существенной асимметричности предельных, реализованных и скрытых потенциальных налоговых возмож-
ностей Северо-Кавказского федерального округа: несмотря на положительную динамику абсолютной величины налогового потенциала, изменение его относительного показателя свидетельствует об усилении поляризации в развитии субъектов макрорегиона, что становится дополнительным фактором затяжного регионального налогового кризиса. В связи с этим обоснована целесообразность использования меры межрегионального выравнивания налогового потенциала в масштабах федерального округа, практическая реализация которой ориентирована на нивелирование негативного влияния асимметрии потенциальных налоговых возможностей на достоверность компаративного анализа.
В условиях замедления темпов экономического роста особую актуальность приобретает формирование эффективной аналитической системы определения налоговой активности федерального округа в целом и его субъектов в частности.
Важным компонентом методологии комплексной оценки налогового потенциала выступает прогноз его целевой величины на основе концепции стимулирующего реагирования. При этом снижение уровня асимметрии налогового потенциала предполагается наиболее вероятным, однако естественными условиями для этого должны выступить меры по модернизации системы управления потенциальными налоговыми возможностями макрорегиона и его субъектов. Симметричное налоговое пространство характеризуется близкими по уровню качества условиями протекания налоговых механизмов и относительно равной степенью концентрации налоговых ресурсов в разных частях налогового пространства.
Для формирования симметричного налогового пространства макрорегиона будут необходимы:
- реализация основных законодательных инициатив, связанных с либерализацией экономики и повышением эффективности работы государственного аппарата;
- формирование стабильного и предсказуемого институционально-правового поля функционирования налоговой системы;
- формирование модели налоговой системы, способной эффективно привлекать и перераспределять налоговые ресурсы, стимулировать налоговую активность.
Определены направления развития системы стратегического налогового планирования, учитывающие специфику конкретных регионов и позволяющие увязать федеральные и субфедеральные
стратегические цели и механизмы их достижения. Стратегическими задачами субфедеральной налоговой политики являются:
- расширение имеющихся, а также поиск альтернативных возможностей роста налоговых доходов бюджетной системы в условиях оптимальной налоговой нагрузки на налогоплательщиков;
- построение системы налоговых мер, направленных на стимулирование процесса реализации налоговых возможностей региональной экономики;
- увеличение налогового потенциала региона. При этом этапами развития налогового потенциала Северо-Кавказского макрорегиона, по мнению автора, должны стать:
- стабилизационный этап - 2013-2015 гг.;
- переходный этап - 2016-2020 гг.;
- этап устойчивого развития - 2021-2025 гг.
В сложившихся экономических условиях целесообразно пересмотреть подходы субъектов управления налоговым потенциалом к управляемым структурам, активизировать функции налогового мониторинга, акцентировать внимание на нахождении наилучших вариантов оценки и управления налоговым потенциалом территории.
Новационными принципами налогового планирования станут:
- процесс разработки налоговых планов, который должен обеспечивать полноценную реализацию потенциальных налоговых возможностей субфедерального уровня;
- гибкость предполагаемых преобразований, позволяющая эффективно использовать собственные налоговые ресурсы.
Целью данных мер является рост величины будущих налоговых поступлений в бюджетную систему региона с учетом полного использования налоговых ресурсов во взаимосвязи с процессом регулирования плотности горизонтальных связей субъектов макрорегиона для удовлетворения общих налоговых потребностей.
Список литературы 1. Долгова И.В. Имидж региона как ключевой фактор привлечения инвестиций // Экономика, предпринимательство и право. 2013. № 3. С. 15-34.
2 . Кузнецов Н.Г. Развитие налоговой системы России как фактор устойчивости бюджетной системы // Современные финансовые рынки: стратегии развития: материалы Международной научно-
практической конференции. 18-19 апреля 2013 г. Санкт-Петербург / СПбГУ. СПб., 2013.
3. Кузнецов Н.Г., Пороло Е.В., Шелепов В.Г. Актуальные тенденции развития налогообложения банковской деятельности // Роль банков в развитии инвестиционных процессов в экономике региона: материалы Научно-практической конференции. 25-26 апреля 2013 г. / РГЭУ (РИНХ). Ростов н/Д., 2013. 127 с.
4 .МайбуровИ.А., ИвановЮ.Б., ГончаренкоЛ.И. Реформирование налоговой системы: обсуждение проблем и перспектив // Налоговая политика и практика. 2012. № 8. С. 10-12.
5 . Татуев А.А., Нагоев А.Б., Гергова З.Х. Приоритеты модернизации экономики Северо-Кав-
казского федерального округа. М.: Креативная экономика, 2012. 272 с.
6. Тюпакова Н.Н. Проблемы налогового регулирования инвестиционных процессов в экономике России // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 276-279.
7. Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. Налоговый механизм как фактор развития инновационной деятельности // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 13. С. 23-31.
8. Фадеев В.А., Шорова Б.В. Моделирование внутри- и межрегионального инвестиционного взаимодействия субъектов Северо-Кавказского федерального округа // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2012. № 1. С. 133-140.
Financial analytics: science and experience Tax policy
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ANALYSIS OF TAX SPACE OF A FEDERAL DISTRICT
Violetta V. ROSHCHUPKINA
Abstract
Importance The directions of tax planning at a sub-federal level are in highest priority focused on modernization of a technological component on the basis of an innovative approach. The Russian Federation authorities do not pay due attention to the development of the mechanism of tax planning and forecasting as the main structural component of system of financial regulation. The lack of uniform approach to an assessment of the profitable opportunities of the territorial entities of the Russian Federation serves as an illustration of the current situation, whereas the conditions of an economic stagnation increase the value of objective assessment of their potential tax opportunities and self-reliance Methods In the paper, I consider the modified approach to an assessment of tax potential, which gives the chance of the analysis of its size at interregional level. Besides, there is the need of methodological justification of the measurement of asymmetry of tax capacity of territories on the scale of the Federal District. The methodology of the complex analysis of the tax space highlighted in the article, allows applying it in any region in order to analyze an execution of tax obligations. I describe
the concentration level of tax resources on the scale of the North Caucasus Federal District, defined as asymmetric, most areas of which are recognized as the regions with a depressed economy Results The proposals on the development of an assessment methodology of tax space are directed to the improvement of an analytical technology, namely, complex use of the existing approaches to an analysis of future tax income of the State budgetary system Conclusions and Relevance I arrive at conclusion that an expediency of a complex assessment of tax space in the scales of the Federal District is required for the purpose of receiving a complete picture whenever possible to ensure the fillings of.the consolidated budget by the tax income
Keywords: tax system, tax policy, tax activity References
1. Dolgova I.V. Imidzh regiona kak klyuchevoi faktor privlecheniya investitsii [An image of a region as a key factor in attracting investment]. Ekonomika, predprinimatel 'stvo i pravo - Economics, business and law, 2013, no. 3, pp. 15-34.
2. Kuznetsov N.G. [The development of the tax system in Russia as a factor in the stability of the budget system]. Sovremennye finansovye rynki: strategii razvitiya: mater. mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 18-19 aprelya 2013 g. [Int. Sci. Conf. "Modern financial markets: development strategy" held on April 18-19, 2013]. St. Petersburg, StPSU Publ., 2013.
3. Kuznetsov N.G., Porolo E.V., Shelepov V.G. [The current trends in the taxation of banking activities]. Rol' bankov v razvitii investitsionnykh protsessov v ekonomike regiona: mater. nauchno-prakticheskoi konferentsii 25-26 aprelya 2013 g. [Proc. Sci. Conf. "The role of banks in the development of investment processes in the economy of a region" held on April 25-26, 2013]. Rostov-on-Don, RSEU Publ., 2013, 127 p.
4. Maiburov I.A., Ivanov Yu.B., Goncharenko L.I. Reformirovanie nalogovoi sistemy: obsuzhdenie problem i perspektiv [Reforming the tax system: the discussion of problems and prospects]. Nalogovaya politika i praktika - Tax policy andpractice, 2012, no. 8, pp.10-12.
5. Tatuev A.A., Nagoev A.B., Gergova Z.Kh. Prioritety modernizatsii ekonomiki Severo-Kavkazskogo federal 'nogo okruga [Priorities for modernizing the economy of the North Caucasus Federal District].
Moscow, Kreativnaya ekonomika Publ., 2012, 272 p.
6. Tyupakova N.N. Problemy nalogovogo regulirovaniya investitsionnykh protsessov v ekonomike Rossii [Problems of tax management of investment processes in the Russian economy]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and practice of social development, 2011, no. 2, pp. 276-279.
7. Tyupakova N.N., Bocharova O.F. Nalogovyi mekhanizm kak faktor razvitiya innovatsionnoi deyatel'nosti [The tax mechanism as a factor in the development of innovative activities]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2011, no. 13, pp. 23-31.
8. Fadeev V.A., Shorova B.V. Modelirovanie vnutri-i mezhregional'nogo investitsionnogo vzaimodeistviya sub"ektov Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga [Modeling of intra- and inter-regional investment cooperation of the North Caucasus Federal District]. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN - Proceedings of Kabardino-Balkarian scientific center, RAS, 2012, no. 1, pp. 133-140.
Violetta V. ROSHCHUPKINA
North Caucasian Federal University, Stavropol,
Russian Federation