Сценарий
профилактического семинара «Просто о сложном»
практические мптериплы
48
Сценарий профилактического семинара «Просто о сложном»
Зайцева Юлия Николаевна — аналитик отдела профилактической работы НЦПТИ, г. Ростов-на-Дону.
Семинарское занятие ориентировано на профилактику распространения ксенофобии среди молодежи. Оно состоит из двух этапов: легкий и сложный. При желании можно ограничиться одним этапом, легким или сложным, в зависимости от аудитории, с которой вы проводите мероприятие. Итогом мероприятия будет просвещение молодежи о различных проявлениях ксенофобии и способах ее распространения.
Семинар можно проводить как автономное профилактическое мероприятие или инкорпорировать в рабочие программы гуманитарных учебных дисциплин.
Участники: 20-30 человек.
Время проведения: 1-1,5 часа.
Задачи, решаемые в рамках профилактического мероприятия:
1. Повышение уровня знаний о ксенофобских проявлениях и их недопустимости.
2. Формирование критического мышления и навыков противодействия стереотипам.
Ход мероприятия:
Подготовка
Кто должен заниматься организацией мероприятия?
Организацией и проведением мероприятия может заниматься как специалист по профилактической/воспитательной работе (самостоятельное профилактическое мероприятие), так и преподаватель гуманитарных дисциплин.
Каких студентов нужно привлекать к мероприятию?
Семинар может быть проведен среди студентов любых курсов, специальностей и направлений как в рамках учебной гуманитарной дисциплины, так и в виде отдельного профилактического мероприятия.
В рамках проведения адресной профилактики к данному мероприятию можно привлекать студентов, распространяющих ксенофобские и радикальные идеи.
Как организовать пространство?
Для семинарского занятия необходимо расставить столы и стулья в аудитории так, чтобы участникам было комфортно работать в командах.
Проведение
Шаг 1. Разбейте участников на команды (или попросите их рассесться самостоятельно), чтобы в каждой группе было по 4-6 человек. Поприветствуйте студентов и объясните суть семинара.
Речь модератора:
«Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем семинарское занятие и поговорим на важную тему, но не совсем обычным способом. Вам предстоит узнать и вспомнить несколько терминов. Все термины будут объединены одной тематикой, а какой — вы узнаете во второй части нашего семинара.
Всего раунда будет два: первый — легкий, второй — посложнее. По окончании каждого из раундов у нас будет проходить обсуждение. Я задам вам несколько вопросов, а вы ответите мне на них.
Работать вы будете в командах. Каждой команде я раздам карточки, на которых будет либо термин, либо его определение (например, термин «язык» или определение «— это средство общения людей в форме слов»). В первом раунде таких терминов и определений, которые необходимо соотнести, будет шесть, а во втором — восемь. Готовы? Тогда начнем».
Шаг 2. Раздайте карточки со следующими терминами:
«Социальная группа» — совокупность индивидов, объединенных любым общим признаком: общим пространственным и временным бытием, деятельностью, экономической демографией, психологическими и другими характеристиками.
«Культура» — совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни, а также уровень таких достижений в определенную эпоху у какого-либо народа, общества. «Религия» — одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существ
(богов, духов), которые являются предметом поклонения. «Стереотип» — устойчивая система социальных установок человека, определяющая отношения большинства людей в данном обществе или социальной группы к чему-либо. «Мигранты» — физические лица, въезжающие на территорию государства или выезжающие за его пределы, а также перемещающиеся по территории государства вне зависимости от причин этого перемещения. «Миф» — оторванное от действительности изложение каких-либо событий, фактов, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании.
Дайте участникам 7-10 минут на то, чтобы соотнести карточки. Раздаточный материал вы найдете в Приложении № 1.
Шаг 3. Начните обсуждение. Попросите студентов самим зачитать свои варианты ответов и, если кто-то дал неверное определение термину, попросите другие команды поправить его или дайте верный ответ сами. Проговорите каждый термин и его определение, чтобы участники сверились со своими ответами.
Можно также задать участникам следующие вопросы:
1. На ваш взгляд, является ли религия частью культуры народа? Если да,
то в чем это проявляется?
2. По вашему мнению, почему люди верят в стереотипы? Как они формируются?
3. Чем отличается стереотип от мифа? Можете привести примеры одного
и другого?
4. Может ли целое государство быть подвержено какому-либо мифу? Чем это может грозить?
При обсуждении вопросов воспользуйтесь подсказкой (Приложение № 1).
Шаг 4. Начните второй раунд. Раздайте командам остальные термины и определения:
«Радикализм» — бескомпромиссная приверженность идеологии насилия, характеризующаяся стремлением к решительному и кардинальному изменению основ конституционного строя Российской Федерации, нарушению единства и территориальной целостности Российской Федерации. «Исламофобия» — враждебность и нетерпимость по отношению к мусульманам, основанные на предрассудках и ненависти, проявляющиеся в угрозах, преследовании и оскорблениях. «Ксенофобия» — ненависть, неприятие, нетерпение к кому-либо или чему-либо незнакомому, чужому; болезненное состояние, проявляющееся в навязчивом страхе перед незнакомыми людьми. «Экстремизм» — совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов. «Субкультура» — совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, стереотипов поведения, вкусов и т. д.), влияющих на стиль жизни и мышления групп людей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы» в отличие от остальных — «они». «Национализм» — идеология и политика, направленные на разжигание вражды между народами путем утверждения превосходства одного народа над другими.
«Расизм» — совокупность взглядов, основанных на антигуманистическом утверждении о том, что вместе с расовыми различиями наследственным путем передаются и различия в культурном развитии, поэтому одни расы получают право господства над другими.
«Нация» — исторически сложившаяся из различных племен и народностей общность людей, основанная на единстве территории, экономических связей, литературного языка, духовных и культурных особенностей, поведенческих стереотипов и бытового уклада.
Дайте студентам 10-15 минут на соотнесение.
Шаг 5. Обсудите со студентами термины, как делали это в первом раунде. Задайте им следующие вопросы:
1. Понятия «радикализм» и «экстремизм» довольно схожи. Но в чем заключается основное их отличие?
2. Исламофобия — одна
из разновидностей ксенофобии. Можете ли вы назвать какие-нибудь еще разновидности?
3. Термин «ксенофобия» связан со всеми рассмотренными нами понятиями.
Как связана ксенофобия со стереотипом? А видите ли вы связь ксенофобии с субкультурами?
4. Как ксенофобия проявляется в нашей с вами жизни и что мы можем сделать, чтобы избавиться от нее?
При обсуждении вопросов воспользуйтесь подсказкой для модератора (Приложение № 1).
Шаг 6. Подведите итоги семинара.
«Друзья! Надеюсь, что сегодняшнее занятие помогло вам начать лучше ориентироваться в тех сложных понятиях, которые мы разобрали. Помните, что многие стереотипы заложены в нас невольно и для того, чтобы преодолеть стереотипное мышление, нужно развивать критическое, то есть логично и рационально подходить ко всему, что вы видите и слышите. Всем большое спасибо за работу!»
Анализ результатов
После окончания мероприятия проанализируйте, как вели себя участники и какие ответы на вопросы они давали. Важно не только убедиться в том, что они достаточно хорошо различают понятия ксенофобии, национализма, радикализма и др., но и насколько верно эти понятия сходятся с их собственными представлениями о них.
Также важно осознать, нет ли среди участников тех, кто одобряет или романтизирует подобные проявления в обществе. Если вы все же увидели подобное поведение у участников или после проведения мероприятия какие-то термины все еще остались для них непонятными, стоит провести дополнительные мероприятия, нацеленные уже на работу с более узкой целевой аудиторией и по конкретным вопросам.
Определение терминов взяты по следующим источникам:
1. «Социальная группа» — Социологический энциклопедический словарь (ред. Г.В. Осипов).
2. «Культура» — Большой универсальный словарь русского языка (авторы: В.В. Морковкин, Г.Ф. Богачева, Н.М. Луцкая).
3. «Религия» — Большой толковый словарь русского языка (общ. ред. С.А. Кузнецов).
4. «Стереотип» — Словарь методических терминов (авторы: Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин).
5. «Мигранты» — Постановление от 13.04.2018 г. № 47-13 «О глоссарии терминов и понятий, используемых государствами-участниками СНГ в пограничной сфере».
6. «Миф» — Большой толковый словарь русского языка (общ. ред. С.А. Кузнецов).
7. «Радикализм» — Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344
«Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года».
8. «Исламофобия» — Новый дипломатический словарь.
9. «Ксенофобия» — Большой толковый словарь русского языка (общ. ред. С.А. Кузнецов).
10. «Экстремизм» — Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года».
11. «Субкультура» — Словарь методических терминов (авторы: Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин).
12. «Национализм» — Современный словарь иностранных слов (автор: Л.П. Крысин).
13. «Расизм» — Большой толковый словарь русского языка (общ. ред. С.А. Кузнецов).
14. «Нация» — Большой толковый словарь русских существительных (отв. ред. Л.Г. Бабенко).
Приложение № 1
Подсказка для модератора
Раунд 7.
1. На ваш взгляд, является ли религия частью культуры народа?
Если да, то в чем это проявляется?
Религия, будь то православие, ислам, буддизм или иная вера, существует у каждого народа. В детстве мы зачастую принимаем религию, которую исповедуют наши родители, а повзрослев, решаем сами, какая вера нам ближе. Так же как и следование каким-то культурным традициям. По своей сущности культура — это объединение всего, что делает или чего достиг тот или иной народ. В том числе и в рамках религиозных обрядов, учений и верований. При этом некоторые культурные традиции могут строиться на основе религиозных. Например, празднование Пасхи в православных народах давно перетекло из чисто религиозной в общенародную культурную традицию. А изначально «языческий» обряд Масленицы сегодня воспринимается как народная традиция. Так что можно сказать о том, что и религия является частью культуры, и культура строится на основе религии.
2. По вашему мнению, почему люди верят в стереотипы? Как они формируются?
Наше мировоззрение строится двумя путями: через познание личным опытом или опыта других людей, который мы воспринимаем «на веру». Стереотип всегда строится вторым путем и формируется на основе постоянных повторений. Мы можем слышать одну и ту же информацию из разных источников: от знакомых, родителей, средств массовой информации, блогеров и других. И на основе частых повторений
формируется определенный взгляд на вещи, который не был получен личным опытом, но воспринимается как таковой. Это своего рода самообман, иллюзия.
3. Чем отличается стереотип от мифа? Можете привести примеры одного
и другого?
В первую очередь они отличаются тем, что стереотип — это обобщенное представление о чем-то, иногда строящееся на единичном случае, а миф (в предложенной интерпретации) — полностью сконструированный нарратив. При этом, мифы могут строиться на основе стереотипов. Стереотип — «все русские пьют водку». Миф — Украина в рамках СВО сражается за свою свободу и независимость.
4. Может ли целое государство быть подвержено какому-либо мифу? Чем это может грозить?
Может. Такая ситуация была в Германии с 1933 по 1945 годы, когда во главе страны стоял Гитлер. В этот период целая страна держалась на мифологизированной идеологии о превосходстве арийской расы над остальными, что привело к развитию нацизма и геноциду народов.
Раунд 2.
1. Понятия «радикализм» и «экстремизм» довольно схожи. Но в чем заключается основное их отличие?
Сходство двух явлений проглядывается сразу — это приверженность крайним взглядам, то есть не принятым общественностью. А главное отличие между радикализмом и экстремизмом заключается в том, что радикализм более
обобщенное понятие. Под экстремизмом подразумевается конкретный перечень преступлений, прописанный в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Например, это публичное оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т. д. Можно сказать, что все экстремисты — радикалы, но не каждый радикал — экстремист.
2. Исламофобия — одна
из разновидностей ксенофобии. Можете ли вы назвать какие-нибудь еще разновидности?
Подобных разновидностей множество, например, мигрантофобия (ненависть к мигрантам), гомофобия (агрессия к сексуальным меньшинствам), эйджизм (дискриминация, основанная на неприятии определенной возрастной категории), сексизм (дискриминация по отношению к противоположному полу), гандикапизм (непринятие инвалидов), антисемитизм (ненависть к евреям) и другие.
3. Термин «ксенофобия» связан со всеми рассмотренными нами словами.
Как связана ксенофобия со стереотипом? А видите ли вы связь ксенофобии с субкультурами?
Любая ксенофобская идеология строится на стереотипном мышлении. Например, ненависть к мигрантам зачастую строится на стереотипе о том, что «они забирают наши рабочие места». Или антисемитизм строится на стереотипе о евреях, как о «жадных людях, торгашах и скупцах».
Также ксенофобия может проявляться со стороны общества по отношению к субкультурам. Например, после популяризации в России японских анимационных мультфильмов в обществе появились ненавистники анимешников,
которые в том числе применяли физическое и психологическое насилие к представителям субкультуры. Подобные проявления зачастую появляются из-за того, что новое может казаться обществу пугающим и чужим, особенно если оно пришло к нам из других культур. А мысль о том, что все чужое является неправильным и опасным — еще один стереотип общества.
4. Как ксенофобия проявляется в нашей с вами жизни и что мы можем сделать, чтобы избавиться от нее?
Как мы уже говорили, ксенофобия строится на стереотипах. В тот момент, когда мы начинаем не задумываясь давать оценку человеку или явлению, основываясь на мнении большинства, мы с вами не только делаем наше мышление ригидным, но и способствуем распространению ксенофобии. Поэтому самое первое, что должен сделать каждый из нас, это развивать критическое мышление и самостоятельно анализировать каждую ситуацию и делать выводы.
Семинар «Просто о сложном». Раздаточный материал.
https://disk.yandex.ru/cl/ 1д520ууа0СеЬ0тА