Научная статья на тему 'Психологические предпосылки формирования ксенофобии'

Психологические предпосылки формирования ксенофобии Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
Ксенофобия / русофобия / страх / тревога / психологические предпосылки / причины ксенофобии / способы преодоления ксенофобии
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические предпосылки формирования ксенофобии»

Психологические предпосылки формирования ксенофобии

статья

40

Психологические предпосылки формирования ксенофобии

Юношева Дарья Александровна — психолог отдела профилактической работы НЦПТИ, г. Ростов-на-Дону.

В настоящее время проблема возникновения межгрупповых и межнациональных конфликтов стала приобретать мировой масштаб. Ситуации проявления нетерпимости, интолерантности, агрессии к другим людям стали привлекать к себе все больше внимания. Закрепляясь в общественном сознании, негативная установка по отношению к другому человеку становится причиной возникновения вражды на национальной, религиозной или социальной почве. Сегодня данный феномен получил название «ксенофобия».

Понятие «ксенофобия» происходит от греческих слов хепов (чужой) и рИоЬов (страх, боязнь) и понимается как неприязнь и нетерпимость к представителям другой национальной, расовой, половой или религиозной группы. Можно сказать, что ксенофобия понимается как любая иррациональная или чрезмерная боязнь чего-либо чужого, незнакомого, непривычного [4].

Этот страх, возникающий при взаимодействии с другими, чаще всего незнакомыми людьми, всегда несоразмерен с реальной существующей опасностью. Именно фактор угрозы имеет первостепенное значение.

С психологической точки зрения предпосылками формирования ксенофобии являются иррациональная тревога и страх. Чувство тревоги имеет эволюционное значение и связано с ожиданием опасности,

неопределенностью или мыслями о потенциальной угрозе. При этом источник волнения субъективен и является внутренним переживанием человека. Страх же является осмысленной реакцией на реальную конфликтную или опасную ситуацию.

В случае формирования ксенофобии различие между тревогой и страхом стирается. Тревога приобретает внешний фокус, и теперь объект «потенциальной» опасности воспринимается как реальная угроза. Так, например, иностранец становится объектом тревоги, которая трансформируется в бессознательную агрессию или страх [8].

В рамках социально-психологической теории, объясняющей причины формирования ксенофобских настроений, можно выделить психологическое состояние фрустрации и агрессивность как основные факторы возникновения неприязни и страха незнакомого.

Согласно взгляду Дж. Долларда и Л. Берковица, неприязнь или нетерпимость по отношению к представителям других групп зарождается в результате фрустрации (психологического состояния безысходности или невозможности удовлетворения своих потребностей и желаний), которая приводит к развитию агрессивного поведения. Это очень важный момент, поскольку одним из условий возникновения межгруппового напряжения и дискриминации в ряде цивилизованных стран выступает

осмысление представителями различного рода меньшинств невозможности удовлетворения психологических потребностей в своей группе. Это создает ощущение несправедливости, что может привести к выражению агрессии в отношении других групп [3].

Солдатова Г.У. в качестве причины формирования ксенофобии выделяет иррациональный страх и относит ее к числу «социальных фобий» [6].

Как социальная фобия ксенофобия формировалась в течение длительного времени под влиянием различных факторов человеческой жизни. В какой-то степени она является защитной реакцией на возможную опасность или угрозу. Так, например, каждому племени или народности присущ определенный ареал заселения, в границах которого складываются особые нормы, правила, устои, зарождаются традиции, взаимоотношения, система социальных, моральных норм и так далее. Данная местность нередко оказывается объектом территориальных претензий и соперничества со стороны представителей других народностей. На этом социальном фоне формируются понятия «свой» и «чужой». «Свой» — это опора и поддержка, а «чужой» — возможная угроза. Такой этноцентризм выражается в склонности относить свою этническую группу или общность к условной «норме» и оценивать остальные группы как источник возможной опасности. Мы можем наблюдать такие проявления в делении людей по расовым, возрастным, половым признакам и умственным способностям [4, 7].

Так, ксенофобия может проявляться в форме антисемитизма и синофобии (ненависти или враждебном отношении к еврейскому и китайскому народам

соответственно), выражаться в негативном отношении к социальным группам (мигрантам, людям без определенного места жительства и т. д.), а также выступать в качестве религиозной фобии (исламофобии, христианофобии и т. д.).

На формирование образа «врага» или «чужеземца», а также поддержание ксенофобских установок большое влияние оказывают стереотипы и предрассудки, присущие массовому сознанию, в том числе сформированные под влиянием средств массовой информации [2]. Так, например, транслируемый западными СМИ стереотип о том, что «русские бескультурные варвары», создает в умах иностранных граждан моральные предрассудки, приписывая русскому народу агрессию, злобу, корысть и другие негативные качества [1].

На сегодняшний день зарождение ксенофобии заметно прослеживается в критике России и действий российских органов власти. Русофобия получила особое развитие с начала проведения специальной военной операции, направленной на защиту прав и свобод русского и русскоязычного населения Донбасса, демилитаризацию и денацификацию Украины.

С точки зрения психологии разжигание ненависти и неприязни к русскому народу, его культуре, ценностям и традициям можно рассматривать как механизм проекции собственного страха и агрессии. В этом отношении происходит формирование того самого образа «чужого».

Искаженное восприятие русской культуры идет через стереотипизацию и формирование образа русского населения как своеобразных варваров, пьяниц и дебоширов. Таким образом,

мы видим, что по всем основным признакам русофобия представляет собой разновидность ксенофобии, при этом в настоящее время ее проявления стали приобретать все более политический аспект и содержать социальную дискриминацию по этнокультурному признаку [5].

Так, например, русофобия на территории Украины превратилась из поощряемой общественной практики в неотъемлемую часть государственной политики, что в итоге привело к геополитической декомпозиции страны.

Разворачивание русофобских кампаний как инструмента политического влияния нашло свое отражение в оскорблениях, актах вандализма, нападении на русских дипломатов, санкциях и т. д. Такими примерами являются снос памятника советским солдатам-освободителям в Риге в августе 2022 года или запрет на въезд туристов из России в ряд европейских стран, таких как Эстония, Латвия, Литва, Польша и Чехия.

Все это наводит на мысль о том, что в современном мире ксенофобия и русофобия все чаще выступают как инструменты политического влияния и запугивания.

Исходя из вышеперечисленного анализа, рассмотрение психологических предпосылок ксенофобии позволяет выявить пути предотвращения распространения неприязни и ненависти, а также обратить внимание на способы снижения воздействия этого явления на индивидуальном и групповом уровне. Подлинная толерантность невозможна без формирования у человека уважительного отношения к воззрениям других людей и народов, без понимания механизмов, лежащих в основе ненависти. Выявление психологических причин

развития ксенофобии способствует выработке рекомендаций по преодолению нетерпимого отношения к представителям разных социальных групп.

Таким образом, основными причинами ксенофобии выступают:

— иррациональный страх и тревога по отношению к представителям различных культур, наций, этносов, религий и т. д.;

— низкий уровень культурного просвещения и критического мышления;

— психологическое состояние фрустрации, приводящее

к распространению волнений и агрессивного поведения к представителям различных слоев общества и национальностей;

— навязывание стереотипов

и формирование образа «врага» по отношению к представителям различных национальностей, религий, культур и т. д.;

— политическая гонка и борьба за власть (агитация на национальной почве и выбор кандидатов определенной социальной идентичности).

В разные исторические периоды способствующими факторами развития ксенофобии выступают:

— наличие негативной исторической памяти, связанной с конфликтами или жестокостью;

— территориальные претензии, приводящие к распространению ксенофобских установок

и межнациональным конфликтам;

— ухудшение социально-экономического положения страны, ведущее

к беспорядкам, зарождению расизма, массовой эмиграции и т. д.;

— отсутствие просветительских мероприятий, духовных и правовых традиций, позволяющих обеспечить управление межнациональными отношениями.

В качестве небольшого шага в преодолении ксенофобии предлагаются следующие рекомендации.

Что делать, если вы столкнулись с признаками ксенофобии

1. Не молчите о проблеме.

Если вы или кто-то из ваших знакомых стали жертвой дискриминации или негативного отношения к себе по национальному, религиозному или половому признаку, с унижением достоинства или причинением физического вреда, первое, что стоит сделать, это сообщить обо всех деталях инцидента в полицию, которая обязана провести расследование и привлечь виновного к правовой ответственности.

Любые действия, направленные на возбуждение ненависти, унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка и т. д., рассмотрены в статье 20.3.1 КоАП РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» и в статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

В случае если нетерпимость проявляется в учебном заведении, то студент может обратиться в администрацию вуза или колледжа для дальнейшего разбирательства.

2. Поддержите тех, кто стал жертвой ксенофобии.

Лица, ставшие жертвами ксенофобских настроений, психологически уязвимы — они чувствуют тревогу, страх, беспокойство по поводу своего будущего, ощущают отверженность обществом и бессилие изменить ситуацию. Если вы узнали о том, что кто-то из ваших знакомых, друзей или соседей стал жертвой ксенофобии, то посочувствуйте, поддержите его, предложите помощь

в разрешении ситуации. Дайте возможность понять, что такие люди не одиноки. В этом отлично могут помочь простые знаки внимания: можно позвонить или написать сообщение, спросить о том, что случилось.

3. Повышайте свой собственный уровень культурного интеллекта.

Культурный интеллект представляет собой способность человека адаптироваться и эффективно взаимодействовать в условиях, характеризующихся культурным разнообразием. Данное умение позволяет развить толерантное отношение к представителям другой культуры, понять их образ мышления, поведение, традиции, привычки, особенности быта и многое другое.

Культурное знание достигается путем использования различных источников информации (изучением языка, истории, чтением научных и художественных книг, просмотром кинокартин и т. д.). Таким образом, полученные знания не только формируют навык рефлексии, ментальную модель другой культурной среды, толерантное сознание, но и выступают в качестве эффективного инструмента борьбы с ксенофобскими установками и расовыми предрассудками.

4. Ищите общие точки соприкосновения.

Поиск общих взглядов, культурных особенностей, ценностей с представителями различных групп позволит снизить уровень критичности и отойти от прежних предубеждений и социальных стереотипов, что окажет существенное влияние на преодоление ксенофобии.

5. Старайтесь сохранять человеческие отношения.

В общении с представителем другой национальности, культуры, страны, вероисповедания всегда помните, что перед вами индивидуальная личность. Не стоит навешивать на человека социальные ярлыки и стереотипы, думать, что он всецело разделяет политические взгляды своей страны или является воплощением образа «врага».

Специалистам по воспитательной и профилактической деятельности важно заниматься превентивной работой. Так, в качестве профилактических мероприятий можно использовать: — кинопоказ с последующим обсуждением. Является отличным форматом, позволяющим через просмотр художественных фильмов или социальных роликов обсудить проблему ксенофобии, делая акцент на сопереживании героям. В ходе занятия можно использовать фильмы «Чудо» или «Зверополис». Такой формат позволяет специалисту выбрать вектор, по которому будет происходить дальнейшая дискуссия.

Рис. 1. Кинопоказ с обсуждением.

Рис. 2. Дискуссионная игры «Дебаты».

— дискуссионная игра «Дебаты». Данный формат работы предполагает критическое осмысление ксенофобских постулатов, поиск логических ошибок

и контраргументов нерациональности идей. Таким образом, мероприятие позволяет выявить возможные причины ксенофобских настроений, услышать мнение или отношение участников к различным формам ксенофобии, сформировать критическое мышление.

— открытый диалог. Занятие позволит обсудить со студентами имеющиеся представления о ксенофобии, поговорить о стереотипах, узнать их мнение

по поводу возникающих межнациональных конфликтов, обсудить

Рис. 3. Открытый диалог.

вопросы профилактики нетерпимости или развития толерантного отношения к представителям различных национальностей, культур и рас. Мероприятие предполагает постоянное взаимодействие между специалистом-экспертом и студенческой группой в формате «вопрос — ответ». — тематическая викторина. Игровой формат, направленный на формирование представлений об особенностях культуры и традициях разных народов, будет способствовать культурному обогащению, развитию толерантности и отказу от привычных стереотипов мышления. Рис> 4. тематическая викторина.

Список использованных источников

1. Афаунов А.З., Урумов A.B., Гапоненко О.Ю. Русофобия

как разновидность ксенофобии: социокультурный и правовой аспект // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. №10. С. 22-26.

2. Гонцовский В.К. Влияние средств массовой информации на этническую ксенофобию в молодежной среде современной России // Научный журнал: социально-гуманитарные знания. 2013. №11. С. 369-376.

3. Зотова Л.Э. Вопрос соотношения фрустрации и агрессии в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Психологические науки. 2007. №2. С. 7-11.

4. Мутагиров Д.З. Ксенофобия

как социальное явление // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2008. №1. С. 3-12.

5. Никитин В.Н. Русофобия: суть и методы сдерживания. Псков, 2017. С. 92.

6. Солдатова Г., Кричевец А., Филилеева Е. Мониторинг толерантности, социального доверия и ксенофобии // Бюллетень №1. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.

7. Шевченко О.М. Ксенофобия в истории России: факторы формирования

и доминирующие виды // Научный журнал: историческая и социально-образовательная мысль. 2013. №5. С. 322-326.

8. Юрасова E.H. Психологические особенности лиц, склонных

к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология. 2008. №4.

ВОПРОС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.