УДК 343.326 : 343.3 : 343.34 ББК 67.408
Меняйло Людмила Николаевна Menyailo Lyudmila Nikolaevna
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина кандидат политических наук.
Associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina, PhD in Political Sciences. E-mail: [email protected]
Меняйло Дмитрий Васильевич Menyailo Dmitry Vasilievich
заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина кандидат юридических наук, доцент.
Deputy Head of the Department of State and Legal Disciplines of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina, PhD in Law, Associate Professor. E-mail: [email protected]
Соколов Валерий Анатольевич Sokolov Valery Anatolievich
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат политических наук.
Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Political Sciences. E-mail: [email protected]
ОТ КСЕНОФОБИИ К ЭКСТРЕМИЗМУ: СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
From xenophobia to extremism: modern threats to the security of society and the state
В настоящей статье рассматривается актуальный и злободневный вопрос о том, как страх и неприязнь к инородному могут усилить свое проявление в российском обществе. В многонациональном и многоконфессиональном государстве ввиду трансформации общества, сопровождающейся социально-экономическими проблемами, всегда существует риск уйти в череду межнациональных, межконфессиональных конфликтов. В ходе таких событий и происходит слабо уловимый переход от ксенофобии к экстремизму.
Ключевые слова: ксенофобия, национализм, экстремизм, национальный характер, менталитет.
Не смотря на то, что современные тенденции свидетельствуют о стремлении человеческого общества к интеграции и сотрудничеству, обмену опытом между странами и всестороннему взаимодействию в различных сферах, в российском обществе существуют некоторые проявления нетерпимости и ксенофобии по
This paper examines the current and topical issue of how fear and dislike of a foreign object can strengthen its manifestation in Russian society. In a multi-ethnic and multi-confessional state, there is always a risk of going into a series of inter-ethnic and inter-confessional conflicts on the sharp turns of the transformation of society accompanied by socio-economic problems. In the course of such events, there is a barely perceptible transition from xenophobia to extremism.
Keywords: xenophobia, nationalism, extremism, national character, mentality.
отношению к отдельным социальным, конфессиональным и этническим группам. Деятельность экстремистских организаций, проявление ксенофобии и национализма сегодня продолжают оставаться серьезными факторами дестабилизации социально-политической ситуации в стране.
Левада-центр в сентябре 2019 года опубликовал результаты ежегодного исследования ксенофобских настроений среди россиян. Исследования касались мигрантофобии и этно-фобии. Согласно проведенным исследованиям рост благоприятного отношения к мигрантам и этническим меньшинствам прекращается, а занимавшие нейтральную позицию респонденты поляризуются во мнениях. Так, доля противников трудовой миграции выросла на 5 % по сравнению с 2018 годом. Уровень эт-нофобии также вырос и в 2019 году составил 71 %. Возросло число респондентов, называющих как минимум одну этническую категорию, количество представителей которой они хотели бы сократить на территории России. В порядке уменьшения ксенофобских настроений россияне менее всего рады цыганам, выходцам из Африки, выходцам из Средней Азии, китайцам, чеченцам, украинцам, евреям [1].
Ксенофобию рассматривают как восприятие чужого (человека или группы людей) и неприятного, а значит - опасного и враждебного [2].
Можно сказать, что по своей природе ксенофобия очень схожа с так называемым культурным расизмом, но в отличие от него ксенофобия больше основана на неприятии чужого именно из-за поведенческих особенностей и образа жизни людей, формируемых посредством традиций, обычаев, религии, а также социального статуса, образования, нежели из-за имманентно присущих ему качеств.
Также данным термином принято обозначать враждебность и подозрительность, возникающую в обществе в отношении мигрантов или иностранцев, прибывших для временного или постоянного проживания в какую-либо страну.
Как правильно заметила Г.А. Сагалакова «...человеку свойственно оценивать чужие системы социальных или культурных ценностей и норм сквозь призму своей культуры» [3, с. 256-273], и порой эта оценка носит негативный характер. В данном случае ксенофобия служит механизмом противопоставления «нас» «им», механизмом сопоставления, национальных менталитетов [4, с. 219-222] и не всегда, представители одной культурной матрицы готовы уважительно относиться к ценностям и мировоззрению других. Этническая культура подобно биологическим особенно-
стям дается человеку по факту рождения? и порой складывается убеждение, что интеграция между двумя различными этносами видится оскорбительной и даже невозможной. Фобии часто не поддаются логическому объяснению и являются по определению иррациональными [5, с. 225-231]. Такие фобии межнациональной несовместимости дремлют в бессознательной сфере менталитета общества до тех пор, пока существует благополучие в жизни людей, но с появлением социально-экономических проблем, ухудшением уровня жизни, старые, некогда неразрешенные конфликты всплывают в общественном сознании, будоражат его [6, с. 103-107].
Сегодня исследователи понимают под ксенофобией негативную психическую установку, выраженную в иррациональном страхе и ненависти к людям иного народа, расы или веры, выходцам из других регионов и социальных групп.
В данном случае мы должны говорить о реализации такой негативной функции ксенофобии как функция изоляции. Выполняя эту функцию, ксенофобия стоит на пути интеграции, конструктивного межкультурного и межнационального диалога.
В научной литературе выделяют следующие разновидности ксенофобии - это мигрантофо-бия, сексизм, гомофония, этнофобия, религиозная ксенофобия. Мигрантофобия, этнофобия и религиозная ксенофобия являются самыми опасными и могут переродиться в расизм, радикальный национализм и экстремизм - крайние социальные формы ксенофобии.
Проявляться она может на различных уровнях: на уровне личности, социальных групп, общества в целом и иногда даже на уровне государства (в истории государств мирового сообщества хорошо известны такие примеры, когда крайние социальные формы ксенофобии находят свое отражение в политике государства и ее идеологии, например, фашистские Германия, Италия).
Предпосылкой формирования ксенофобии на индивидуальном уровне являются особенности воспитания и социализации личности, влияющее на ее ближайшее окружение, авторитетные и значимые лица, уровень культуры, образования человека. Если в ближайшем окружении демонстрируется агрессивное поведение к «иным» людям по различным основа-
ниям, идет поддержка ксенофобских установок со стороны семьи, присутствует информационная изоляция сообщества или группы, наблюдается отчуждение от общечеловеческих гуманистических ценностей и общепринятых образцов поведения, то формирование ксенофобии неотвратимо.
Укажем некоторые причины формирования ксенофобии:
- различия в темпах развития и социально-экономической базы регионов приводят к большой мобильности населения, а также миграционным процессам, что способствует повышению конкуренции за рабочие места;
- тиражирование в средствах массовой информации фактов противоправного поведения граждан с указанием национальной принадлежности или региона, выходцами которого правонарушители являются, что способствует формированию ксенофобских настроений;
- поддержание и распространение негативных стереотипов в отношении каких-либо народов, этносов или их культурных особенностей;
- историческая обусловленность неприятия друг друга представителями различных этносов и народностей;
- низкий уровень образования и культуры, повышающий риск возникновения ксенофобии.
Проведенный анализ позволил нам выделить специфические особенности, присущие этому социальному явлению:
- ксенофобия основана на психологии «своих» и «чужих» и служит инструментом противопоставления одних социальных групп другим;
- выступает как защитный инструмент сохранения и закрепления идентичности индивида;
- ксенофобия - это важный психологический мотив конфликтов и общественно-опасного поведения;
- она может быть использована как инструмент политических манипуляций, для реализации целей господствующих социальных групп.
Стоит отметить, что исследователи данной проблемы ставят в зависимость уровень ксенофобии от социальной напряженности в обществе и утверждают, что именно высокая степень напряженности служит своеобразной де-терминантной развития ксенофобских настроений и формирования ксенофобии как социального явления. Об этом свидетельствует и ранее приведенная статистика.
Конечно, мы должны говорить и об опасности данного социального явления, которая заключается в том, что:
1. Ксенофобия - это немотивированная неприязнь, которая может приводить не только к искажению представлений о разных национальностях и формированию негативных стереотипов, но и к совершению противоправных действий в отношении различных социальных групп или их представителей, отличающихся по этническому, расовому, культурному и иному признаку.
2. В обществе, где высокий уровень ксенофобии, при определенных условиях социально-политического или экономического характера может наблюдаться резкий подъем националистических настроений, которые могут привести также к общественным беспорядкам.
3. Ксенофобия может способствовать распространению экстремистских настроений и образованию молодежных организаций экстремистской направленности, транслирующих идеологию национальной, расовой и религиозной нетерпимости.
4. Ксенофобия, возведенная в ранг идеи в коллективном мировоззрении, может стать причиной вражды по национальному или религиозному признаку больших социальных (этнических) групп, народов.
Несмотря на то, что ксенофобия может служить источником экстремизма [7, с. 178-182], и в некотором смысле есть сходства в этих явлениях, тем не менее необходимо указать и на различия. В этом смысле интересна позиция Ю.Н. Троегубова, который в своей статье указал на сущностные различия ксенофобии и экстремизма. Так, автор отмечает следующие различия: «...ксенофобия означает страхи, опасение и недоброжелательство (т. е. фобии) к чужим. Ксенофобия является чертой массового сознания, для которой свойственен преимущественно стихийный характер даже при воздействии на нее целенаправленными информационно-пропагандистскими установками. Экстремизм же представляет собой оформленную в той или иной степени идеологию и направленную деятельность организованных групп или отдельных личностей» [8, с. 66-72].
Безусловно, ксенофобию нужно рассматривать как деструктивный источник насилия, конфликтов и экстремизма в современном мире. Стереотипы, которые формируются под
ее влиянием, впоследствии становятся идеологической основой для формирования экстремистских организаций.
В основном агрессивные проявления ксенофобии имеют место в крупных городах России, где наблюдается наибольший приток мигрантов (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и др.), которые обусловлены фактами вандализма на почве национальной нетерпимости, осквернении храмов, кладбищ и др., ростом этнической преступности в целом [9, с. 30-31].
Сегодня, когда процесс социальной интеграции молодежи происходит в условиях кризиса социокультурной идентичности, привлечь ее в подобные организации для заинтересованных в преступных действиях людей не представляет большой проблемы. Кроме того, радикальные националистические и запрещенные экстремистские организации берут на вооружение различные социальные проблемы, существующие в обществе, чтобы стать более понятными и осуществлять свою деятельность в тренде социальных ожиданий общества и привлекать еще больше адептов в свои ряды, используют передовые маркетинговые технологии для ведения пропаганды своей противоправной деятельности. На различных Интернет-ресурсах размещаются видео-обращения с призывами к противоправным действиям, угрозами в адрес «оккупантов», «предателей», размещаются разного рода материалы, дискредитирующие людей определенной нации или вероисповедания, видеоролики с ложным толкованием и демонстрацией событий, фактов, истории, направленных на изменение и ломку мировоззрения. Часто в рамках формирования экстремистской идеологии упор делается на создание так называемого «чистого государства» по национальному или религиозному признаку.
Особенно этому влиянию подвержены молодые люди, которые в силу своего возраста характеризуются такими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности. Кроме того, к причинам возникновения экстремистских проявлений среди молодежи можно отнести и обострение социальной напряженности в молодежной среде, связанные с проблемами уровня, качества и доступности образования, изменение ценностных ориен-
таций (насаждение религиозного фанатизма, отрицание общепринятых норм и правил поведения), стереотипное мышление, отсутствие аналитических навыков и умения критически подходить к любой информации и т. д.
Ощущая страх или ненависть к людям другой национальности, вероисповедания и т. д., молодежь старается найти одобрение своим взглядам в социальных сетях, найти единомышленников, и здесь кроется опасность. Вербовщики в различные экстремистские организации мониторят социальные сети, изучают профили в социальных сетях, составляют психологические портреты, и ксенофобия даже в ее безобидных проявлениях может стать благодатной почвой для установления первого контакта. И на первоначальном этапе очень сложно распознать, что идет планомерная вербовка через общие взгляды и интересы. Конечно, в группу риска попадают молодые люди, чувствующие себя непонятыми, люди с личными проблемами, с высокой степенью внушаемости.
Таким образом, рост ксенофобских настроений является проблемой, которая может нанести значительный урон безопасности общества и государства. И проблему эту необходимо решать своевременно, чтобы предотвратить возможные массовые беспорядки, основанные на национальной вражде и нетерпимости.
Внимательное отношение со стороны представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, вовремя организованная профилактическая работа значительно снизит подобные риски. Поэтому формирование культуры толерантности населения представляет собой необходимый этап в деле противодействия экстремизму и снижения ксенофобских проявлений различного характера.
Конечно, технология преодоления фобий требует длительной внутренней работы по переосмыслению и изменению своих взглядов. Одновременно политика государства, направленная на формирование установок толерантности, должна быть ориентирована на создание атмосферы терпимости в области межконфессиональных и межнациональных отношений через сохранение и развитие культурных и национальных традиций, привлечение СМИ к просветительским мероприятиям, направленным на обоснование взаимозависимости культур и народов.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р содержит положения, прямо относящиеся к профилактике и преодолению ксенофобии. В частности указывается на необходимость формирования в обществе «стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям» [10].
Огромное значение имеют мероприятия правоохранительного характера, направленные на предупреждение межнациональных конфликтов, профилактику и противодействие экстремистским проявлениям, в том числе в молодежной среде, выявление факторов этнической и этнорелигиозной напряженности.
Особое внимание следует уделять:
- мониторингу Интернет-пространства и социальных сетей на выявление правонарушителей и пресечение проявлений ксенофобии, национального, расового и религиозного экстремизма;
- работе с молодежными общественными организациями и объединениями, национальными диаспорами, национальными меньшинствами;
- выявлению неонацистских организаций, экстремистских религиозных организаций, неформальных молодежных объединений противоправного характера (мимикранты), а также по типу той, которая сегодня получила название АУЕ [11, с. 107-111; 12, с. 184-187];
Литература
1. Левада-центр о ксенофобии в 2019 году. URL: https://www.sova-center.ru/racism-xeno-phobia/discussions/2019/09.
2. Ксенофобия: Большая Российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/ (дата обращения: 01.04.2020).
3. Сагалакова Г.А. Проблема ксенофобии и экстремизма в современном мире // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 4-2 (76).
4. Меняйло Д.В., Меняйло Л.Н., Ивано-
- правовому воспитанию и просвещению подростков, формированию правовой культуры, развитию навыков нивелирования негативных высказываний на этнической и конфессиональной основе.
Правовое воспитание и просвещение следует проводить в процессе социализации и всего периода становления молодого человека как личности. В этом процессе велика роль семьи, педагогов и других людей, которые на том или ином этапе становления мировоззрения молодого человека являются для него авторитетом, чьи мнение, модели поведения способны повлиять на его будущее. Невозможно переоценить роль семьи и образовательных организаций в формировании у молодого человека такого качества, как человечность.
Таким образом, подводя итог, отметим, что необходимо подходить к этой проблеме серьезно, нельзя преуменьшать ее значение, опираясь только на статистические данные. Ведь решая проблему ксенофобии в современном российском обществе, мы в значительной степени противостоим более серьезной угрозе -экстремизму. Только применение целостного комплекса превентивных мер в непосредственном сотрудничестве государственных учреждений и общественных организаций может быть эффективным по предупреждению экстремизма. Как неоднократно подчеркивалось учеными, наиболее актуальной формой взаимодействия является социальное партнерство, выступающее в качестве антиэкстремистской идеологической основы [13, с. 34]. Вопрос противодействия ксенофобии и экстремизму предполагает комплекс мер организационного, идеологического, социально-экономического и информационного характера.
Bibliography
1. Levada center on xenophobia in 2019. URL: https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/ discussions/2019/09.
2. Xenophobia: the Great Russian encyclopedia. URL: https://www.bigenc.ru/ethnology/text/ (accessed: 01.04.2020).
3. Sagalakova G.A. the Problem of xenophobia and extremism in the modern world. News of the Altai state University. 2012. № 4-2 (76).
4. Menyailo D.V., Menyailo L.N., Ivanova Y.A. The Concept of «legal mentality» in the
ва Ю.А. Понятие «правовой менталитет» в работах отечественных ученых // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 2.
5. Апанасюк Л.А. Ксенофобия как предмет социально-культурного исследования // Вестник ТГУ. Выпуск 12 (128). 2013.
6. Меняйло Л.Н. К вопросу о государственном регулировании предпринимательской деятельности // Сборник научных трудов Белгородского юридического института Министерства внутренних дел России. Белгород, 2013.
7. Капранова Ю.В. К вопросу о понятиях «экстремизм» и «терроризм» // Противодействие экстремизму и терроризму: философские, социологические и политологические аспекты. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2017.
8. Троегубов Ю.Н. Ксенофобия как один из источников этнополитического экстремизма // Вестник ЗабГУ. 2013. № 12 (103).
9. Капранова Ю.В. Этническая преступность: аспекты равноправия и национальной безопасности// Миграционное право. 2010. № 3.
10. Распоряжение правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской федерации до 2025 года // Российская газета. 2015. 29 мая.
11. Меняйло Д.В., Иванова Ю.А., Меняй-ло Л.Н. АУЕ - криминальное молодежное движение: сущность и способы распространения // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3.
12. Меняйло Д.В., Иванова Ю.А., Меняйло Л.Н. Способы профилактики и противодействия криминальному молодежному движению АУЕ // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3.
13. Агарков О.П., Осяк В.В., Понежина Л.Ю. Некоторые вопросы административно-правового регулирования противодействия экстремизму в современной России // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 1 (88).
works of domestic scientists. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2018. № 2.
5. Opanashuk L.A. Xenophobia as a subject of socio-cultural studies. Bulletin of TSU. Issue 12 (128). 2013.
6. Menyailo L.N. On the issue of state regulation of business activity. Collection of scientific papers of the Belgorod law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. Belgorod, 2013.
7. Kapranova Y.V. On the question of the concepts of «extremism» and «terrorism». Countering extremism and terrorism: philosophical, sociological and political aspects. Materials of the IV International scientific and practical conference . Krasnodar, 2017.
8. Troegubov Y.N. Xenophobia as one of the sources of ethnopolitical extremism. Bulletin Of Zabgu, № 12 (103). 2013.
9. Kapranova Y.V. Ethnic crime: aspects of equality and national security. Migration law. 2010. № 3.
10. Government Order № 996-R of may 29, 2015 approving the strategy for the development of education in the Russian Federation until 2025. Russian newspaper. 2015. May 29.
11. Menyailo D.V., Ivanova Y.A., Menyailo L.N. AUE-criminal youth movement: essence and methods of distribution. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2019. № 3.
12. Menyailo D.V., Ivanova Y.A., Menyailo L.N. Methods of prevention and counteraction to the criminal youth movement AUE. Bulletin of economic security. 2019. № 3.
13. Agarkov O.P., Osyak V.V., Ponezhina L.Y. Some questions of administrative and legal regulation of counteraction to extremism in modern Russia. Yurist-Pravoved. 2019. № 1 (88).