Научная статья на тему 'Сценарии развития экономики России: оценка и перспективы'

Сценарии развития экономики России: оценка и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2122
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РОССИИ / СЦЕНАРИЙ / РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИК / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / РОССИЯ / КИТАЙ / ГЕРМАНИЯ / США

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рау Э. И.

В статье дана оценка перспектив развития экономики страны по возможным расчетным сценариям Минэкономразвития России на основе анализа динамики макроэкономических показателей в сравнении с аналогичными показателями Китая, Германии, Японии и США. Обозначены основные проблемы, препятствующие развитию экономики России, даны рекомендации по переходу на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии развития экономики России: оценка и перспективы»

36 (174) - 2013

Вопросы экономики

УДК 330.357

СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

Э. И. РАУ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: edr2006@mail. ru Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул

В статье дана оценка перспектив развития экономики страны по возможным расчетным сценариям Минэкономразвития России на основе анализа динамики макроэкономических показателей в сравнении с аналогичными показателями Китая, Гзрмании, Японии и США. Обозначены основные проблемы, препятствующие развитию экономики России, даны рекомендации по переходу на инновационный путь развития.

Ключевые слова: экономика России, сценарий, развитие, экономик, инновационный путь, макроэкономический показатель, Россия, Китай, Германия, США.

Оценивая перспективы развития экономики России, Министерство экономического развития РФ составило прогноз долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2030 г., который предполагает три возможных сценария развития. Сам факт создания подобных прогнозных сценариев можно оценить как положительный, так как он может позволить определить возможности и способности российской экономики в настоящее время и на перспективу. Также эти сценарии могут служить «маятником», который покажет направление для развития российской экономики. В этой связи в статье дана авторская оценка перспектив развития экономики страны по возможным сценариям, предложенным Минэкономразвития России.

Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. \ в России предполагаются создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, ускоренное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики, повышение инвестиционной активности и улучшение предпринимательского климата, рост производительности труда и решение задач социального развития. При этом рассматриваются три основных сценария долгосрочного развития: консервативный, инновационный и форсированный. Указанные сценарии предполагают сохранение до 2030 г. тенденции глобализации рынков с опережающим ростом мировой торговли, сокращение разрыва в уровне доходов между развивающимися и развитыми странами и исходят из достаточно консервативных предположений относительно мировых цен на нефть марки Urals — 91—110 долл. /барр. в 2013—2030 гг. в ценах 2010 г.

Основные различия сценариев заключаются в степени модернизации экономики России, исходных предпосылках возможных ограничений уровня бюджетных расходов и демографических прогнозах. Характеристика возможных сценариев развития экономики России приведена в табл. 1.

1 Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/macro/ prognoz/doc20120428_0010.

Таблица 1

Характеристика сценариев развития экономики России до 2030 г.

Сценарий Характеристика

Консервативный Характеризуется более активной модернизацией топливно-энергетического и сырьевого секторов по сравнению с гражданскими высоко- и среднетехнологичными отраслями экономики. При этом модернизация ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Среднегодовые темпы прироста ВВП оцениваются на уровне 3—3,2 % в 2013—2030 гг., инвестиции в основной капитал — 4,7 %. Согласно сценарию доля России в мировом ВВП сократится с 3,8 % в 2012 г. до 3,6 % в 2030 г.

Инновационный Характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и опирается на создание современной транспортной инфраструктуры, конкурентоспособных высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020—2022 гг. Среднегодовые темпы прироста ВВП оцениваются на уровне 4—4,2 % в 2013—2030 гг., инвестиции в основной капитал — 5,9 %. Доля России в мировом ВВП возрастет до 4,3 % к 2030 г.

Форсированный Характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста и предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата, активизацию использования национальных сбережений, рост государственных расходов на развитие социальной, энергетической и транспортной инфраструктур, создание масштабного несырьевого экспортного сектора и значительный приток иностранного капитала. Среднегодовые темпы роста ВВП прогнозируются на уровне 5—5,4 %, инвестиций в основной капитал — 8,2 %. Доля России в мировом ВВП возрастет до 5,3 % к 2030 г. При этом указанный сценарий характеризуется повышенными рисками макроэкономической несбалансированности. В частности, сценарий предусматривает рост долгов корпоративного сектора к 2030 г. до 119 % ВВП (против 78 % ВВП по инновационному сценарию), а домашних хозяйств — до 65 % ВВП (против 52 % ВВП)

Для оценки перспектив развития экономики страны и перспектив реализации того или иного сценария целесообразно провести анализ макроэкономических показателей развития России. Свою оценку того, состоится ли новая модель экономического роста в России, уже ранее предложил коллектив авторов под руководством Е. Ясина [2].

Для достижения обозначенной цели проведем сравнительный анализ макроэкономических показателей России с аналогичными показателями других стран. Автор считает целесообразным провести анализ таких показателей, как ВВП, темпы прироста ВВП, ВВП на душу населения, численность населения, объем инвестиций в экономику, уровень инфляции, ставка по кредитам, доходы бюджета и структура его расходов.

Одним из важнейших показателей, характеризующих объемы производства, является показатель ВВП. Величина ВВП разных стран по паритету покупательной способности (III 1С) за 2012 г. приведена в табл. 2.

Анализ табл. 2 показывает, что лидером по величине ВВП в 2012 г. являются США. Россия занимает шестое место, уступая лидеру по этому показателю более чем в 5 раз.

Для сравнения основных макроэкономических показателей рассмотрим ведущие капиталистичес-

Таблица 2

Величина ВВП (ППС) ведущих стран мира в 2012 г.

Место Страна ВВП (ППС), млрд долл.

1-е США 15 653,366

2-е КНР 12 382,559

3-е Индия 4 710,807

4-е Япония 4 616,876

5-е Германия 3 194,199

6-е Россия 3 015,408

7-е Бразилия 2 365,875

8-е Великобритания 2 316,246

9-е Франция 2 252,536

10-е Италия 1 833,945

11-е Мексика 1 757,580

12-е Республика Корея 1 621,869

13-е Канада 1 445,532

14-е Испания 1 406,684

15-е Индонезия 1 211,961

Европейский союз 16 073,550

Все страны мира 82 762,149

кие страны: США, Японию, Германию и лидера среди развивающихся стран — Китай. Динамика основных макроэкономических показателей развития экономик этих стран приведена в табл. 3.

Для оценки роста экономики страны в настоящее время достаточно рассмотреть значение показателя темпа прироста ВВП.

Вопросы экономики 36 (174) _ 2013

Таблица 3

Динамика основных макроэкономических показателей развития экономики некоторых стран в 2005—2013 гг.

Страна 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013*

Темп прироста ВВП, %%

Китай 11,310 12,677 14,162 9,635 9,214 10,447 9,295 7,800 8,038

Германия 0,843 3,891 3,388 0,802 —5,073 4,024 3,096 0,865 0,613

Япония 1,303 1,693 2,192 —1,042 —5,527 4,652 —0,569 1,996 1,584

Россия 6,388 8,153 8,535 5,248 —7,800 4,500 4,300 3,400 3,371

США 3,070 2,658 1,913 —0,337 —3,069 2,391 1,808 2,211 1,851

Динамика ВВП на душу населения, долл.

Китай 1 726,054 2 063,871 2 644,563 3 403,526 3 739,622 4 422,663 5 434,361 6 075,919 6 628,86

Германия 33 603,03 35 274,92 40 463,14 44 334,37 40 393,25 40 512,53 44 110,99 41 512,75 44 010,37

Япония 35 780,57 34 076,75 34 038,35 37 865,07 39 321,22 42 916,74 46 108 46 735,72 40 441,75

Россия 5 313,054 6 912,933 9 101,561 11 630,58 8 567,942 10 674,27 13 335,01 14 246,76 15 650,35

США 42 628,55 44 750,29 46 467,47 46 900,91 45 461,43 46 811,06 48 328,25 49 922,11 51 248,21

Численность населения, млн чел.

Китай 1 307,56 1 314,48 1 321,29 1 328,02 1334,5 1 340,91 1 347,35 1 354,04 1 360,763

Германия 82,465 82,366 82,262 82,12 81,875 81,757 81,779 81,917 81,753

Япония 127,775 127,851 127,983 128,065 128,051 128,048 127,896 127,611 127,341

Россия 143,8 143,2 142,8 142,8 142,7 142,9 142,411 141,924 141,439

США 296,115 298,93 301,903 304,718 307,374 309,733 311,943 314,184 316,845

Уровень безработицы (от работоспособного населения), %%

Китай 4,2 4,1 4 4,2 4,3 4,1 4,1 4,1 4,1

Германия 11,208 10,192 8,783 7,6 7,742 7,058 5,95 5,458 5,652

Япония 4,425 4,117 3,833 3,983 5,05 5,05 4,575 4,35 4,068

Россия 7,6 7,2 6,1 6,4 8,4 7,5 6,6 6 5,5

США 5,083 4,608 4,617 5,8 9,283 9,625 8,925 8,075 7,743

Общий объем инвестиций от ВВП, %%

Китай 42,099 42,972 41,738 44,046 48,243 48,219 47,56 46,875 47,052

Германия 17,269 18,135 19,261 19,259 16,455 17,488 18,264 17,219 17,369

Япония 22,466 22,681 22,884 22,977 19,665 19,823 19,956 20,581 21,204

Россия 19,494 21,12 25,36 24,081 17,136 21,734 24,336 24,463 26,24

США 20,314 20,574 19,615 18,086 14,715 15,469 15,489 16,16 16,756

Динамика инфляции, %%

Китай 1,817 1,467 4,767 5,900 —0,683 3,325 5,417 2,650 3,013

Германия 1,920 1,784 2,276 2,754 0,234 1,150 2,482 2,137 1,611

Япония —0,274 0,243 0,061 1,378 —1,343 —0,719 —0,287 —0,039 0,062

Россия 12,683 9,679 9,007 14,108 11,654 6,854 8,443 5,068 6,863

США 3,366 3,222 2,871 3,815 —0,320 1,640 3,141 2,076 1,828

Доходы консолидированного бюджета (в национальной валюте), млрд ден. ед.

Китай 3 184,255 3 944,042 5 255,378 6 172,235 6 881,93 8 554,951 10 696,64 11 759,39 12 733

Германия 969,33 1 011,05 1 062,3 1 088,62 1 071,74 1 087,38 1 154,89 1 194,08 1 201,238

Япония 147 631,9 156 253,7 160 171,8 158 481,1 139 406,8 142 833,2 144 971,3 148 014,3 151 611,8

Россия 8 851,27 10 625,8 13 250,7 16 169,1 13 599,72 16 031,93 20 855,4 23 088,7 24 644,06

США 4 160,5 4 523,1 4 759,5 4 645,5 4 307,5 4 527,3 4 734,1 4 980,836 5 346,348

— http://www. т£ org.

* Прогнозное расчетное значение. Источник: Международный валютный фонд

Рассматривая динамику прироста ВВП (см. табл. 3), видим, что лидером по этому показателю является Китай. Показатель прироста ВВП в России с 2008 г. снижается, а в кризисный год (2009 г.) он показал значительное снижение (7,8 %) по сравнению с показателем предыдущего года, что подтверждает уязвимость экономики России от внешних факторов.

При этом, оценивая величину ВВП на душу населения, среди сравниваемых стран, лидером являются США, при этом Китай показывает худший результат. Россия опережает Китай по этому показателю более чем в 2 раза, но при этом значительно отстает от Германии, Японии и США.

По численности населения лидером среди анализируемых стран является Китай.

Анализ данных по уровню безработицы среди работоспособного населения показал, что максимальное значение этого показателя характерно для США и России (см. табл. 3). Это говорит о сложностях в развитии экономики в России и США.

Еще одним важным показателем развития экономики страны, который используется для оценки перспектив ее роста, является объем инвестиций. По этому показателю лидирует Китай. Россия по объему инвестиций, измеряемому в процентах к ВВП, занимает второе место. Если же рассматривать этот показатель в абсолютном значении, то Россия отстает от других стран.

Также в России не решен вопрос о сравнительно высокой величине инфляции, которая превышает количественные значения этого показателя других стран, что также не способствует формированию инвестиционной привлекательности России при всех прочих равных условиях.

Развитие любой экономики требует инвестиций. Размер инвестиций в экономику зависит от многих факторов, в том числе от прироста макроэкономических показателей страны. Если говорить о внутренних ресурсах реинвестирования капитала, то в абсолютном выражении это самый большой источник финансирования развития экономики. Его размер будет зависеть от политико-экономической стабильности в стране и от стоимости привлекаемого капитала. К сожалению, в настоящее время цена заемного капитала в России составляет 18—25 % годовых. Это превышает аналогичный показатель других стран в разы (максимальный размер цены

заемного капитала среди сравниваемых стран в Китае — 7—8 % годовых, в остальных странах значительно меньше) и негативно влияет на величину инвестиций в стране. Сложно найти бизнес, в котором бы окупились инвестиции, перекрыв ставку процента на заемный капитал, да еще бы принесли прибыль. Таким образом, данная ставка процента на капитал не способствует мотивации к инвестированию, окупаемости инвестиционных проектов, и, конечно, не обеспечивает роста инвестиций в реальный сектор экономики, что негативно сказывается на росте экономики страны. С такой ценой на заемный капитал инновационный и форсированный сценарии, по оценке автора, не смогут быть реализованы, причем под вопросом реализация и консервативного сценария развития экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По темпам прироста доходов бюджета за 2005—2012 гг. лидерами остаются Китай и Россия, что можно оценить как благоприятный фактор, так как темпы прироста доходов бюджета значительно превышают величину инфляции за тот же период.

Однако доходы бюджета России формируются в основном за счет доходов от экспорта углеводородов. Динамика объемов экспорта нефти приведена в табл. 4.

Анализируя данные табл. 4, следует отметить, что начиная с 2005 г. увеличения прироста продаж нефти не наблюдается, сбыт сохраняется примерно на одном уровне, при этом цена нефти значительно выросла.

Такая тенденция хоть и благоприятна для формирования российского бюджета, но с учетом

Таблица 4

Динамика экспорта Российской Федерации сырой нефти

Год Объем К соответствующему периоду предыдущего года, % Средняя экспортная цена, долл. /барр.

Всего В том числе

Количество, млн т Стоимость, млн долл. Количество Стоимость в страны дальнего зарубежья в страны СНГ

2000 144,4 25 271,9 107 178,5 23,94 24,58 19,12

2001 164,5 24 990,3 113,9 98,9 20,78 21,39 17,14

2002 189,5 29 113,1 115,2 116,5 21,02 22,24 15,21

2003 228 39 679 120,3 136,3 23,81 24,88 18,31

2004 260,3 59 044,8 114,2 148,8 31,02 31,78 26,88

2005 252,5 83 438 97 141,3 45,21 47,1 34,58

2006 248,4 102 282,9 98,4 122,6 56,32 58,79 42,31

2007 258,6 121 502,8 104,1 118,8 64,28 66,4 51,71

2008 243,1 161 147 94 132,6 90,68 95,27 66,11

2009 247,5 100 593,2 101,8 62,4 55,61 57,47 44,8

2010 250,7 135 799,3 101,3 135 74,11 76,24 56,2

2011 244,5 181 812,4 97,5 133,9 101,74 107,3 62,05

2012 240 180 929,7 98,2 99,5 103,14 109,67 54,5

Источник: ФТС России — http://www. customs. ru, Росстат — http://www. gks. ru.

Вопросы экономики

36 (174) - 2013

снижения темпов роста мировой экономики рост цены нефти будет замедлен, и прирост объемов долларовой выручки при сохранении существующей рыночной ситуации будет незначительным. Основные проблемы реализации денежно-кредитной политики в условиях значительного притока в страну валютных доходов от экспорта сырьевых ресурсов рассмотрены в статье А. Кудрина [1]. Текущая рыночная ситуация при желании в дальнейшем улучшить социально-экономические условия жизни большинства граждан страны требует диверсификации экономики.

Основное направление развития государства четко прослеживается в структуре затратной части годового бюджета.

Структура расходов федерального бюджета на 2012—2015 гг. по разделам классификации расходов бюджетов представлена в табл. 5.

В структуре общего объема расходов федерального бюджета первое место занимают расходы, направляемые на социальную политику (2013 г. — 29,6 %, 2014 г. — 29 %, 2015 г. — 29,2 %), второе место — расходы на национальную оборону (2013 г. — 16 %, 2014 г. — 17,6 %, 2015 г. — 19,7 %), третье место занимают расходы на национальную безо-

Структура расходов федерального

пасность и правоохранительную деятельность, которые будут опережать расходы на национальную экономику.

Анализ данных табл. 5 показывает, что расходы на национальную экономику структурно будут снижаться с 13,8 % в 2012 г. до 11,9 % в 2015 г., что также приведет к снижению инвестиций в экономику и не будет способствовать экономическому росту.

Таким образом, анализ макроэкономических и социальных показателей развития России показывает, что в настоящее время ее экономика развивается согласно консервативному сценарию, который, согласно прогнозам Минэкономразвития России, предполагает сокращение доли России в мировом ВВП с 3,8 % в 2012 г. до 3,6 % в 2030 г.

С точки зрения позиционирования России в мире это оценивается как потеря сфер влияния. Причем эта тенденция сохранится, если не принять серьезных экономических стимулов для развития экономики, так как «бурная» деятельность по реформированию экономики идет давно, а в результате экономика страны на фоне других стран стагнирует, так как конкуренты не дремлют, а развиваются.

Для перехода экономики на инновационный путь развития, по мнению автора, целесообразно

Таблица 5

аджета на 2012—2015 гг., млрд руб.

2012 2013 2014 2015

Показатель Закон % Проект закона Проект закона Проект закона

Расходы, всего 12 745,1 100 13 387,3 100 14 207,0 100 15 626,3 100

Условно утверждаемые расходы 355,2 2,5 781,3 5

Без учета условно утверждаемых расходов 12 745,1 100 13 387,3 100 13 851,8 97,5 14 845,0 95

В том числе:

- общегосударственные вопросы 871,1 6,8 914,7 6,8 880,9 6,4 907,8 6,1

- национальная оборона 1 864,4 14,6 2 141,2 16,0 2 501,4 18,1 3 078,0 20,7

- национальная безопасность и правоох- 1 844,5 14,5 2 029,8 15,2 2 110,5 15,2 2 129,2 14,3

ранительная деятельность

- национальная экономика 1 754,1 13,8 1 740,8 13,0 1751,8 12,6 1 767,2 11,9

- жилищно-коммунальное хозяйство 136,9 1,1 157,6 1,2 145,1 1,0 117,0 0,8

- охрана окружающей среды 22,2 0,2 24,8 0,2 26,2 0,2 26,4 0,2

- образование 614,7 4,8 627,1 4,7 569,3 4,1 591,9 4,0

- культура, кинематография 90,9 0,7 97,4 0,7 95,6 0,7 99,3 0,7

- здравоохранение 554,7 4,4 506,5 3,8 457,4 3,3 373,1 2,5

- социальная политика 3 930,2 30,8 3963,2 29,6 4116,8 29,7 4563,4 30,7

- физическая культура и спорт 42,3 0,3 52,3 0,4 30,9 0,2 33,0 0,2

- средства массовой информации 75,6 0,6 72,5 0,5 65,6 0,5 50,9 0,3

- обслуживание государственного и муни- 383,3 3,0 425,3 3,2 476,0 3,4 508,0 3,4

ципального долга

- межбюджетные трансферты общего 560,2 4,4 634,1 4,7 624,3 4,5 598,8 4,0

характера

Источник: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». URL: http://www. ach. gov. ru/ru/expert/before/?id=931.

проблемы и решения ' 39

реализовать следующий необходимый минимум мероприятий, направленных на решение существующих проблем, а именно, на снижение цены капитала, повышение инвестиционной привлекательности России и развитие инфраструктуры.

1. Для развития конкурентоспособного производства и экономики в целом предлагается существенно снизить налоги для всех хозяйствующих субъектов до уровня ниже налогообложения, чем в странах БРИКС, что позволит снизить себестоимость продукции, повысить инвестиционную привлекательность ведения бизнеса и как следствие привлечь инвестиции во все сферы деятельности.

2. Разработать и реализовать долгосрочную программу целевого льготного кредитования для всех организаций и предприятий, занятых в реальном секторе экономики с ограничениями в сумме кредитов в зависимости от сферы деятельности не более 30—50 % от стоимости чистых активов. Эта мера будет способствовать постепенному обновлению основных средств во всех сферах деятельности,

мотивировать организации к осуществлению основной деятельности, сокращению числа неконкурентоспособных и неплатежеспособных компаний, росту производственной мощности, увеличению капитализации бизнеса и как следствие увеличению налоговых сборов.

3. Продолжить реализацию существующих инфраструктурных проектов и разработку новых, в том числе с привлечением иностранного капитала и расширением участия государственно-частного партнерства.

Список литературы

1. Кудрин А. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России // Вопросы экономики. 2013. № 3. С 4—19.

2. Ясин Е., Акиндинова Н., Якобсон Л., Яковлев А. Состоится ли новая модель экономического роста в России? // Вопросы экономики. 2013. № 5. С 4—39.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»

ISSN 2073-4484

Выпускается с 2008 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80-100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34158 80628 44368

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.