Научная статья на тему 'Сценарии развития аграрной экономики и трансформация роли земельных отношений'

Сценарии развития аграрной экономики и трансформация роли земельных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии развития аграрной экономики и трансформация роли земельных отношений»

СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А.Н. КВОЧКИН

Мичуринский ГАУ

Земельная политика любого государства во многом складывается под влиянием общей социально-экономической политики. Наиболее ярко она проявляется в правилах и механизмах перераспределения земель, в формах собственности на землю и складывающихся между ними пропорциях, в сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования земельных отношений, в преобладающих организационных формах землепользования. Изменения всех перечисленных факторов может либо ускорить, либо замедлить течение воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве и в экономике в целом. Характер развития ситуации во многом определяется тем, как субъекты отношений собственности реализуют свои права на землю и результаты ее использования, насколько сильна мотивация расширения производства, повышения его эффективности и сохранения качества земли как основного ресурса.

Сегодня в России распространены различные формы земельной собственности (государственная, муниципальная, частная), сложились разные по организационно-правовым формам, масштабам производства и укладам формы землепользования. Однако процесс реформирования нельзя считать завершенным, так как не достигнута главная цель - не сформирована рациональная структура землепользования, которая обеспечивала бы высокую конкурентоспособность, эффективность и устойчивость аграрной сферы, сохранение плодородия земель и агроландшафтов, рост доходов сельского населения и его благосостояния.

Дальнейшие направление и скорость преобразований аграрных земельных отношений во многом будут определяться развитием экономики в стране и прежде всего в сельском хозяйстве. Чтобы представить возможные изменения, спрогнозировать пути эволюции земельных отношений и оценить их роль в ближайшей перспективе, рассмотрим три наиболее вероятных, по нашему мнению, сценария развития экономической ситуации (оптимистический, пессимистический и промежуточный).

Оптимистический вариант предполагает, что в ходе выполнения национального проекта развития сельского хозяйства государству удается привлечь в этот сектор частный капитал и сформировать банковскую систему, способную обеспечить сельхозтоваропроизводителей всех хозяйственных укладов доступными заемными финансовыми ресурсами в объемах, достаточных для перевооружения и работы отрасли на качественно обновленной технологической основе. Широкое внедрение долгосрочных схем кредитования под залог земли и приобретенной техники создает условия для обновления материально-технического парка с рассрочкой платежей на 8-10 лет.

Упрощение схем получения и удешевление краткосрочных кредитов позволяет сельхозпредприятиям закупить оборотные ресурсы в необходимых объемах. Доступность кредитов для ЛПХ и малых предприятий агробизнеса с широким развитием сферы услуг и кооперации способствует качественному обновлению материально-технической базы производства и в этом секторе.

В результате удается увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции, при значительном повышении производительности труда, росте качества продукции и снижении её себестоимости. Это способствует увеличению конкурентоспособности отечественного сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, полученных на его основе. Следует заметить, что спрос на продукты существует всегда, он более устойчив, в сравнении с другими товарами, при этом ярко выраженное предпочтение сегодня отдается отечественной продукции.

Технологическое обновление создает условия для эффективного функционирования основных отраслей аграрного производства. Это означает, что реализация сельскохозяйственной продукции дает возможность покрывать текущие затраты, выплачивать достойную зарплату и накапливать средства для развития предприятия. Благодаря спросу на материальные ресурсы начинает развиваться первая сфера экономики АПК, обеспечивающая сельское хозяйство средствами производства. Возникает спрос на землю как главный ресурс и условие для приложения капитала в отрасли. Она получает свою реальную оценку. Формируется рынок земли, главными операторами которого станут банки, получившие землю в качестве обеспечения по долгосрочным кредитам, и государство. При этом предприятия, не сумевшие воспользоваться благоприятной экономической ситуацией реструктурировать и правильно организовать производство, не смогут вернуть кредиты и лишатся земли, заложенной банкам под их обеспечение.

Таким образом, через механизм залога и ипотечного кредитования формируется нормальный рыночный оборот сельскохозяйственных земель и цивилизованная форма их передачи в распоряжение наиболее эффективным землепользователям. На ранних стадиях его запуска существенная роль отводится государству, которое должно выступить гарантом для банковской системы по выкупу сельскохозяйственных земель, передаваемых в залог, обеспечить необходимый уровень ликвидности такого рода активов. На эти цели можно использовать средства стабилизационного фонда. Подобная форма их привлечения для развития АПК страны наиболее целесообразна по ряду причин. Во-первых, привлекаются средства инвестиционного и даже инновационного характера, так как они направляются на качественное обновление производственной базы АПК. Во-вторых, средства стабилизационного фонда не ис-

пользуются непосредственно, а включаются в процесс, главным образом, лишь как гарантия под привлекаемые в отрасль заемные финансовые ресурсы. В-третьих, выкуп у коммерческих банков земель, полученных последними в качестве обеспечения по невозвращенным кредитам будет означать лишь преобразование одной формы активов в другую — из валютных в недвижимое имущество (землю). В дальнейшем государство сможет распоряжаться им исходя из принципов экономической целесообразности (передавать в аренду либо продавать).

В результате земля приобретает реальную залоговую силу и превращается в элемент финансового механизма в АПК. Вложения с целью улучшения земли делаются привлекательными, так как увеличивают её стоимость. Обладание землей становится фактором, повышающими стабильность аграрного бизнеса.

Государство оказывает финансовую поддержку сельскому хозяйству в рамках определенных целевых программ и косвенных механизмов (льготного кредитования, страхования, венчурного финансирования и развития социальной сферы села). Оно контролирует функционирование рынка сельскохозяйственных земель, служит гарантом по сделкам их залога. Через эти механизмы формируется и доля государства в собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, с его участием осуществляется комплекс землеустроительных и оценочных работ, проводятся мероприятия по улучшению земель и ландшафтов.

Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей все больше перестраивается на рентный характер в зависимости от качества, местоположения и социально-инженерного обустройства территорий. Это создает с одной стороны, более благоприятные условия для агробизнеса и стабильную доходную основу для бюджетов различных уровней, а с другой, формирует устойчивую финансовую базу для разработки и реализации всевозможных целевых программ, направленных на развитие отрасли и сельских территорий.

Таким образом, согласно оптимистическому сценарию в течение 8-10 лет будут получены ощутимые результаты в развитии агропродовольственной сферы, сформированы механизмы её саморегулирования и саморазвития, в которых земельные отношения выступают как фактор, способствующий решению экономических, социальных и экологических задач.

Пессимистический сценарий предполагает, что не удается привлечь финансовые ресурсы в аграрную сферу. Само государство не в состоянии субсидировать сельское хозяйство, да и требования ВТО ограничивают возможности его прямой поддержки. У банков нет стимулов для кредитования отрасли, так как сельскохозяйственные товаропроизводители не имеют привлекательных ликвидных залоговых возможностей. Земля не стала реальным залоговым инструментом из-за нерешенности проблем с ее консолидацией в руках хозяйствующих субъектов. Реальные собственники земли (собственники земельных долей) не могут ею распорядиться в силу разобщенности и неорганизованности. Таким

образом, у сельскохозяйственных товаропроизводителей нет финансовых ресурсов не только на обновление, но и на покрытие текущих расходов. Следствие этого -дальнейшее разрушение материально-технической базы. Обостряются экологические проблемы, в силу несоблюдения требований рационального земледелия. Ухудшается качество земельных ресурсов. Происходит сокращение посевных площадей, свертывание масштабов аграрного производства, его примитивизация, падение производительности труда. Все это подрывает продовольственную безопасность страны и вызывает необходимость наращивания импорта продуктов питания, что приводит к обострению конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей и усугубляет без того тяжелое положение отечественного сельского хозяйства.

В такой ситуации спрос на землю в аграрной сфере падает, что ликвидирует стимулы для развития земельного рынка и приводит к снижению уровня арендной платы. В результате институт частной земельной собственности теряет свою привлекательность. Реальные доходы и уровень жизни на селе падают, разрушается социальная инфраструктура, функции земельных отношений в сельском хозяйстве практически не востребованы, резко обостряются социальные и экономические проблемы в сельской местности, при этом отсутствуют реальные перспективы их разрешения на собственной финансовой базе.

Наиболее вероятный из ряда возможных промежуточных сценариев состоит в том, что крупный частный капитал, функционирующий или проявляющий интерес к агропродуктовым подкомплексам АПК, включая торговлю, начнет создавать стабильную сырьевую базу путем развития собственного производства. К этому его будут подвигать, как и в первом сценарии, устойчивый спрос на рынке продовольствия и складывающиеся предпочтения потребителя в пользу продукции из отечественного сырья. Таким образом, в сельском хозяйстве преимущественное развитие получат агрохолдинги. Одновременно они становятся крупными собственниками земли, приобретая её по демпинговым ценам у реальных владельцев (собственников земельных паев) или вообще бесплатно, в качестве доли в формируемом акционерном капитале. При этом земля приобретается как фактор стабильности существования агрофирм (агробизнеса) в будущем.

В рамках создаваемых агрохолдингов происходит единовременное обновление материально-технической базы. На качественно новой технической, породной, сортовой и технологической основе организуется высокоэффективное сельскохозяйственное производство (своего рода «оазис», в продолжающий деградировать в целом аграрной сфере). Одновременно разрушается социальная сфера села, поскольку нет оснований рассчитывать на её содержание за счет средств холдингов. Местные бюджеты вряд ли получат дополнительные возможности решить эти задачи, так как налоговые платежи будут проходить, главным образом, по месту регистрации головных компаний. В этом же направлении «перекачивается» и прибыль агроходдингов, посредством внутрифирменных трансфертных цен.

Скорее всего не будет развиваться I сфера АПК, поскольку для этого потребуются консолидированные действия нескольких десятков таких холдингов, причем долгосрочного характера, что также вряд ли возможно. Во-первых, в силу их взаимной конкуренции. Во-вторых, из-за временных ограничений. Нужен достаточно длительный период и значительные средства для восстановления потенциала I сферы АПК. При этом проблема обеспечения материальными ресурсами может быть решена в кратчайшие сроки за счет импорта современной техники с необходимыми сервисными услугами.

В условиях отсутствия достаточной государственной поддержки основная часть сельскохозяйственных предприятий сможет, в лучшем случае, покрывать часть текущих затрат и фрагментарно заменять давно устаревшую технику и оборудование по лизинговым схемам, причем только на отечественные образцы, уступающие по качеству импортным. Это, естественно, будет консервировать отставание отечественного аграрного сектора по производительности труда и эффективности производства, приводить к снижению объема и качества выпускаемой продукции, к дальнейшей деградации сельскохозяйственных земель, в силу нерационального их использования и экономии на почвозащитных и агрохимических мероприятиях. Рынок земли будет сохранять свой теневой характер.

В связи с этим, развитие сельского хозяйства, в конечном итоге, будет проходить в русле упомянутого ранее пессимистического сценария со всеми вытекающими из него негативными последствиями для аграрной сферы как отрасли экономики и среды обитания четвертой части населения России. То есть, в случае промежуточного сценария процесс деградации только растягивается во времени. Кроме того, свертывание аграрного производства и увеличение площадей невостребованных сельскохозяйственных угодий тормозит развитие земельных отношений, сужает их функциональную роль в воспроизвод-

ственном процессе и, тем самым, не способствует повышению эффективности аграрной отрасли, решению социальных и экологических задач на селе.

Таким образом, основная задача преобразований в системе аграрных земельных отношений на современном этапе состоит в формировании условий для их развития по первому сценарию. С этой целью необходимо обеспечить нормативно-правовую базу, стимулирующую и обязывающую собственников земельных паев рационально распоряжаться ими, дающую местным властям возможность оформлять в собственность государства (федеральный или региональный уровень) невостребованные, заброшенные земли. В кратчайшее время предстоит разработать и освоить полную систему экономического регулирования земельных отношений, включая рыночный оборот и ипотеку сельскохозяйственных земель.

Главным итогом реформы следует считать крупномасштабное перераспределение угодий в пользу эффективных землепользователей и формирование, наряду с государственным, крупного сектора корпоративных собственников земли (в том числе и в кооперативной форме). В результате создания новой системы земельных отношений структура земельной собственности будет состоять из примерно равных долей государственной, коллективно-совместной (в рамках кооперированного производства) и частной (корпоративной). Реализация залоговых возможностей земли и широкое развитие ипотечного кредитования обеспечат создание твердой финансовой основы воспроизводственного процесса в АПК. Кроме того, необходимо будет сформировать надежные механизмы мониторинга за состоянием земельных ресурсов как национального достояния страны, и обеспечить государственный контроль за эффективным их использованием. Поскольку это главное условие устойчивого развития сельских территорий, сохранения продовольственной независимости и обеспечения национальной безопасности России.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СТРАХОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР

А.В.НИКИТИН, кандидат экономических наук Мичуринский ГАУ

Государственная поддержка страхования посевов сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений — эффективный способ регулирования агропромышленного производства во всем мире.

Характерные черты зарубежной системы страхования в сельском хозяйстве:

участие государства как в субсидировании страховых взносов, так и в возмещении ущерба;

системный подход, который предполагает четкую

нормативно-правовую базу, учитывающую интересы всех сторон, наличие координирующей государственной структуры (Министерство сельского хозяйства, специальное агентство или организация), объединение финансовых ресурсов посредством создания специального фонда или проведение перестраховочных операций; четкие критерии программ, с участием государства; покрытие только определенной части урожая, то есть обеспечение необходимого минимума поддержки.

Мировой опыт свидетельствует, что страхование сельскохозяйственных рисков — это также механизм защиты инвестиций, которые направляются в современные инновационные технологии агропромыш-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.