Научная статья на тему 'Сценарии профессионального самоопределения и особенности личности педагогов'

Сценарии профессионального самоопределения и особенности личности педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ / PROFESSIONAL SCRIPT / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / AN EMPIRICAL STUDY / РЕСПОНДЕНТЫ / RESPONDENTS / ПЕДАГОГИ / TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шнейдер Лидия Бернгардовна, Кулямзина Анна Александровна

Показано, что профессиональное самоопределение в педагогических профессиях может иметь определенные сценарии, определяющиеся рядом параметров. Под профессиональным сценарием понимается программа (порядок действия, ключевые моменты и детали развития, очередность событий, содержательное наполнение и построение) профессионального служения и реализации себя как специалиста.The article argues that professional identity in teaching professions may have certain scenarios, which is determined by a number of parameters. Under the professional scenario refers to the program (the order of steps, key points and details of the development, sequence of events, content and build), professional service, and self-realization as a specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии профессионального самоопределения и особенности личности педагогов»

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Э01: 10.25586^Ми.НЕТ.18.02.Р.51 УДК 159.9

Л. Б. Шнейдер, А. А. Кулямзина,

Российский новый университет

Сценарии профессионального самоопределения и особенности личности педагогов

В условиях динамично изменяющейся структуры общества меняются акценты в отношении специалиста к себе и к миру, обостряется проблема активности и самоэффективности отдельного индивида и социально-профессиональных групп. В последние годы в теории и практике профессионального развития все больше ощущается необходимость широкого осмысления сущности и смысла труда конкретных профессиональных групп, например педагогов, специфики их профессионального самоопределения. На первый план все чаще выдвигаются проблемы, связанные со становлением и реализацией профессиональных сценариев.

В отечественной научной и публицистической литературе термин «профессия» употребляется чаще всего в четырех разных значениях, выделенных Е. А. Климовым [5]. Прежде всего под ней подразумевают общность людей, занятых в конкретной области; саму область трудовой деятельности; работу, процесс деятельности в определенной области; качественную определенность человека как специалиста.

Профессии описываются как в терминах, выражающих присущие им свойства, т.е. обязанности, умения, навыки, так и в таких характеристиках, как престиж, уровень требуемого образования, материальный достаток, социальная значимость труда, привилегии и др. Профессиональное служение тре-

© Шнейдер Л. Б., Кулямзина А.А., 2018

Российский новый университет

бует выполнения функциональных обязанностей, соблюдения этических норм и следования правилам профессионального сообщества.

Решение проблемы самореализации человека на профессиональном поприще связано с вопросами профессиональной пригодности и готовности [11]. Свойство «пригодность» отличается тем, что может быть приписано лишь конкретной ситуации, включающей обязательно два компонента: «данный человек» и «данная специальность». Свойство «профессиональная пригодность» не присуще человеку как таковому. Профпригодность - это взаимное соответствие данного че-

ловека и конкретной области приложения его сил в данное время.

Оценка уровня профессиональной готовности человека к какому-либо труду должна основываться на следующих критериях: удовлетворенность трудом и взаимоотношениями в коллективе; успешность в овладении профессией или в работе; психофизиологическая «цена» труда. Также в качестве признаков готовности человека к профессиональной деятельности рассматривается степень сформированно-сти у него основных психических регуляторов деятельности: «образа объекта» (субъективного образа профессии); «образа субъекта»

ЛИДИЯ БЕРНГАРДОВНА ШНЕИДЕР

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогического образования Российского нового университета. Сфера научных интересов: психология девиантного поведения детей и подростков, психология семейных отношений, психология развития, психология профессиональной деятельности, профессиональная идентичность, психологическое консультирование; школьно-семейное консультирование. Автор 200 опубликованных научных работ

АННА АЛЕКСАНДРОВНА КУЛЯМЗИНА

Магистрант, преподаватель кафедры педагогического образования Российского нового университета. Сфера научных интересов: психология, биографинализация педагогического работника. Автор 2 опубликованных научных работ

Показано, что профессиональное самоопределение в педагогических профессиях может иметь определенные сценарии, определяющиеся рядом параметров. Под профессиональным сценарием понимается программа (порядок действия, ключевые моменты и детали развития, очередность событий, содержательное наполнение и построение) профессионального служения и реализации себя как специалиста.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный сценарий, эмпирическое исследование, респонденты, педагоги.

The article argues that professional identity in teaching professions may have certain scenarios, which is determined by a number of parameters. Under the professional scenario refers to the program (the order of steps, key points and details of the development, sequence of events, content and build), professional service, and self-realization as a specialist.

Key words: professional identity, professional script, an empirical study, the respondents, teachers.

(образа «Я» - самосознание); «образа субъектно-субъектных и субъек-тно-объектных отношений» (профессионального самосознания) [5].

В связи с этим, с одной стороны, повышается значение внутренней работы по обнаружению этих профессионально-дифференцирующих признаков, а с другой стороны, возрастает роль других людей, которые бы замечали эти признаки и признавали их. Профессиональное служение также связано с нравственными профессиональными ориентирами, выражающимися в ощущении субъ-ектности своего труда, ответственности за него и в переживании собственной профессиональной самоэффективности [12].

Р. Л. Кричевский отмечает, что оценка людьми своей эффективности обуславливает выбор ими профессиональной деятельности и профессиональной общности. Люди охотно берутся за такие дела и выбирают такую социальную среду, которые подвластны их контролю. Их убежденность в своей эффективности влияет на уровень мотивации, отражающейся в величине и продолжительности прилагае-

мых усилий по выполнению задачи, она позволяет не расслабляться и быстро восстанавливать уверенность в себе в ситуациях неудач. Под влиянием самоэффективности в сознании человека часто формулируются сценарии будущего поведения в различных жизненных ситуациях. Люди с сильной верой в собственную эффективность мысленно набрасывают успешные сценарии, ориентирующие их на удачное выполнение задачи [6].

Современный мир расширяет возможности для самоопределения специалистов. Развитие человека как субъекта профессиональной деятельности идет по пути «пошагового возникновения и даже преднамеренного создания им некоторых возможностей», из которых какие-то выбираются для реального осуществления. При этом в связи с исключительным многообразием и нестандартностью любых ситуаций в обществе, в мире труда и в профессиональной сфере, высоким уровнем неопределенности возможных исходов из нестандартных ситуаций принципиально невозможно заранее предвос-

хитить весь трудовой жизненный путь человека [5].

С учетом рассматриваемой социально-профессиональной ситуации Д. Сьюпер создал теорию, в которой выдвинуты следующие положения.

1. Каждый человек имеет способности, интересы и свойства личности.

2. Их совокупность определяет соответствие человека определенному ряду профессий и наоборот.

3. Наряду с этим профессиональный выбор определяется как объективными, так и субъективными условиями профессионального развития, что делает профессиональное самоопределение многомерным и неоднократным.

4. Само профессиональное развитие включает ряд последовательных стадий и фаз.

5. Его особенности определяются социально-экономическим уровнем исходной семьи, образовательным цензом родителей, свойствами индивида, его профессиональными намерениями и возможностями и др.

6. На разных стадиях развитием можно управлять, способствуя формированию у индивида интересов и способностей и поддерживая его в стремлении «попробовать» себя в реальной жизни.

7. Профессиональное развитие состоит прежде всего в развитии и реализации «Я-концепции», проявление которой в реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей.

8. Удовлетворенность работой зависит от степени реализации способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая казалась подходящей на начальных стадиях профессионального развития - «пробуждения и исследования» [10].

Свою роль в становлении сценариев и особенностей профессионального самоопределения играют определенные ожидания и предпочтения, некие идеальные образы выбранной профессии и себя в ней у каждого человека.

Возможно возникновение ошибочного (ложного) профессионального самоопределения, построенного на основе престижа профессии, элитарности профессиональных групп, супероригинальности функционального «Я». В этих случаях внутренние ресурсы профессиональной идентичности остаются незадействованны-ми, весь упор сделан на внешний аспект, антураж.

В психологическом смысле, по Эриксону, в процессе профессионального самоопределения человек проходит те же этапы, что и при социализации: доверие, автономия, инициативность, достижение, идентичность, интимность, творчество, интеграция. В устойчивом окончательном варианте оно происходит только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса [9].

Наиболее адекватным целям нашего исследования является подход В. Я. Ляудис, рассматривающей память (в ее основных формах: до-сознательной, непроизвольной; внешнеопосредованной переходной; произвольной и метапамяти) как «регуляторное образование личности, направленное на пространственно-временную (хронотопи-ческую) организацию поведения, деятельности и отношений в соответствии со смыслами и целями личности» [7, с. 9-33]. Именно эти внутренние факторы и лежат в основе конструирования сценариев профессионального самоопределения.

Далее уместно обратиться к взглядам Э. Берна, определяющего сценарий как постоянно развертывающийся жизненный план,

который формируется в раннем детстве под влиянием родителей. Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на матрицу поведения взрослых людей, является центральной в теории трансакт-ного анализа. В сценарной теории ключевой является идея, согласно которой ребенок составляет определенный план своей жизни и формирует основные взгляды на жизнь [3].

Следуя в русле представлений Э. Берна и его последователей, можно заключить, что существует и определенный профессиональный сценарий человека. Под ним мы будем понимать программу (порядок действий, ключевые моменты и детали развития, очередность событий, содержательное наполнение и построение) профессионального служения и реализации себя как специалиста. В нем есть те модели поведения, которые заблаговременно прописаны для определенных ситуаций и определенных профессий, в том числе педагогических. Однако взаимосвязь особенностей личности и профессионального сценария педагогов остается неизученной проблемой.

На основе проведенного теоретического анализа сформулирована цель эмпирического исследования: выявить личностные особенности и сценарии профессионального самоопределения у представителей педагогических профессий.

Выборка исследования: 31 педагог, в том числе 29 женщин и двое мужчин; возраст респондентов от 21 до 59 лет. Состоят в браке 23 человека, не состоят 9.

Особое внимание при организации эмпирического исследования уделялось вопросам этики научного исследования, общему состоянию респондентов и их отношению к тестированию, для того чтобы избежать влияния посторонних переменных.

Следует отметить, что на этапе диагностического обследования подбирались надежные и валидные методы психодиагностики, позволяющие получить достоверные данные. Для этого использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования.

Рассмотрим подробнее выбранный нами диагностический инструментарий.

Анкетирование

Респондентам была предложена авторская анкета, которая вклю-

Жажда профессиональное призвания

чала 20 вопросов. Цель анкетирования - изучение и описание выборки. Краткий вопросник Э. Берна Список, предлагавшийся респондентам, содержит только вопросы, непосредственно относящиеся к сценарному анализу, и рассматривается как дополнение полной профессиональной истории [3].

Тест«Личная эгограмма» (М. Барановская)

Это методика исследования ведущих эго-состояний, операциона-лизирующая теорию транзактно-го анализа Э. Берна, согласно которому, каждый человек ежеминутно реализует в совсем поведении одну из трех ролей: Взрослого, Родителя, Ребенка. По мнению Э. Берна, в различных ситуациях активизируются различные эго-состояния.

С помощью теста «Личная эгограмма» можно выделить следующие эго-состояния:

1) КР - эго-состояние «Критикующий Родитель»;

2) «Заботливый Родитель»;

3) «Взрослый»;

4) «Свободный или Естественный Ребенок» (Свободное Дитя);

5) «Адаптивный Ребенок» (Адаптирующееся Дитя) [2].

Методика анализа ранних воспоминаний А. Адлера

В основе метода анализа ранних воспоминаний лежит положение З. Фрейда о том, что детские воспоминания представляют собой не настоящий след давних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени. Результатом анализа ранних детских воспоминаний являются выводы о жизненном стиле личности (отношение человека к миру и самому себе, направленность его устремлений и выработанные им паттерны поведения, подходы к решению жизненных проблем). Для сценарного анализа важна фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения [1].

Охарактеризуем полученные результаты. Как отмечалось, в иссле-

довании принял участие 31 педагог. Все респонденты работают в различных школах Москвы и Подмосковья. Средний возраст педагогов -34 года, средний стаж -13 лет. 35% выборки представлены молодыми педагогами (возраст до 25 лет), 42% педагогами среднего возраста (до 50 лет включительно) и 23% -педагоги старшей возрастной группы (свыше 50 лет).

Основная часть педагогов (84%) из изучаемой выборки утверждают, что пришли на работу в школу, потому что нравится педагогическая профессия и устраивает стабильная работа. Только 3% респондентов среднего возраста указали на то, что в школу их привела безысходность. Такое же число респондентов (3%) и тоже среднего возраста затруднились обосновать свой выбор профессионального служения. Данные результаты свидетельствуют в пользу того, что педагогами сделан сознательный и позитивно окрашенный выбор образовательного учреждения. Практически все (94%) педагоги (кроме двух) имеют педагогическое образование.

97% респондентов указывают, что им нравится работа педагогом, 3% -что нет.

В работе педагогом респондентов устраивает содержание работы (58%), стабильный характер работы (6%), межличностные отношения (16%), оплата труда (10%), график работы (13%). 13% респондентов устраивает все.

Самое главное в работе педагога, по мнению респондентов, де-тоцентрация (любовь к детям, взаимодействие с ними и пр.) - 52%, интрацентрация (на себя, свое самообразование и пр.) - 42%, дело-центрация - 10% (концентрация на условиях труда, проведении уроков и пр.).

Если начать жить заново, стали бы вновь педагогом 94% респондентов, и только 6% ответили отрицательно.

В качестве эталона педагога 35% респондентов называют классиков

педагогики (Ушинского, Макаренко и пр.) и известных педагогов современности (Амонашвили и др.), 23% своих коллег, 10% своих учителей. 3% ориентируются на свою маму как эталон педагога. 16% отметили, что таковых не имеют.

Семья относится к профессиональной педагогической деятельности респондентов в основном положительно (94%), но в отдельных случаях безразлично (6%) или отрицательно (3%).

Проблемными зонами в профессиональной деятельности для педагогов являются загруженность бумажной работой (23%), условия трудовой деятельности (16%), неадекватная оплата их труда (13%), временная загруженность (10%), взаимодействие с родителями (10 %), повышенная ответственность (6%).

При этом помимо школы работали 61% опрошенных респондентов. 39% никаких других мест работы не имели. Как видим, число людей, искавших свое место в жизни достаточно велико, но тем не менее в итоге они остановили свой выбор на педагогической профессии. За спиной у респондентов отличная (29%), хорошая (61%) и средняя успеваемость (10%) в школе. 35% респондентов уже в школе мечтали о профессии учителя. Остальные опрошенные педагоги видели себя в детстве в роли врача, актрисы, балерины, парикмахера, повара, писателя, ветеринара, археолога. Обращает на себя внимание, что детские предпочтения носят нормативный характер, инициированный городским образом жизни.

В этом контексте интересны ранние воспоминания наших респондентов. В основе метода анализа ранних воспоминаний лежит предположение сторонников психоанализа о том, что детские воспоминания представляют собой не настоящий след давних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени. Результатом

такого анализа являются выводы о жизненном стиле личности (отношение человека к миру и самому себе, направленность его устремлений и выработанные им паттерны поведения, подходы к решению жизненных проблем). Для сценарного анализа, по мнению А. Адлера, важна фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения [1].

По результатам, полученным с помощью методики ранних воспоминаний А. Адлера, выявлено, что в ранних воспоминаниях опрашиваемых педагогов непременно (100%) присутствуют люди (сам субъект воспроизводимого воспоминания, сотрудники детского сада, родители, бабушки, дедушки и другие старшие родственники). Обнаруживается, что в запечатленном детским сознанием образе есть взрослый (ые) и ребенок. Сюжетно в ранних воспоминаниях предстает какая-то новая для ребенка ситуация и возбуждение, связанное с ней (65% упоминаний). Это возбуждение может окрашивать ситуацию страхом или тревогой (13% случаев). Описание ситуации чаще всего сопровождается перечислением деталей моторного (48%) или зрительного праксиса (19%).

Ф. Йейтс, ссылаясь на классическое определение памяти, повторяемое из века в век, заключает, что искусная память состоит из мест и образов. В приложении к профессиональному самоопределению место, удерживаемое в памяти, может быть указано как место профессионального служения (вспомним выражение «человек на своем месте»), а образы, удерживаемые в памяти, конструируют, предвосхищают сценарии профессиональной деятельности и образ себя в профессии [8].

В связи с этим уместно обратиться к анализу обстановки и действиям, воспроизводимым по ранним воспоминаниям. Чаще всего ребенка куда-то вели (в детский сад, церковь, на стадион 23%), везли (на море 16%) или перемещали (переезд на дачу 6%).

Иногда местом действия являлся родной дом (26%), куда кого-то приводили или должны привезти (гостей, друзей, родственников). Действия самого респондента в воспоминаниях носят, главным образом, активный характер (87%), реже - пассивный (13%). Поскольку, как известно, педагогом в античности называли раба, сопровождавшего ребенка в учебное заведение, то упоминание о том, что ребенка вели, перемещали, доставляли куда-то, наводит на мысль, что в ранних детских воспоминаниях уже присутствуют профессиональные приоритеты, связанные с педагогической деятельностью. В пользу этого же свидетельствуют неизменное упоминание связки «взрослый -ребенок», а также ситуация непременной новизны и связанного с ней возбуждения.

Эмоциональная окраска воспоминаний представлена прежде всего позитивными (77 %), нейтральными (13 %) и отрицательными (10 %) эмоциями. По-видимому, возбуждение, порождаемое новой ситуацией, продуцировало широкий эмоциональный спектр у ребенка.

В детстве любимыми сказками у респондентов были 1) женские сказки (согласно Р. П. Ефимкиной, такая отнесенность определяется по половой принадлежности главного героя) [4]; 2) сказки о зверях («Сказка о глупом мышонке», «Том и Джерри», «Курочка ряба», «Три поросенка», «Серый волк и семеро козлят», «Айболит» и др.). Выбор сказки, очевидно, обусловлен культурой, воспитанием и нередко современной ситуацией в области литературы и кино. Среди женских сказок преобладают: «Золушка» (23%), «Красная Шапочка» (10%) «Дюймовочка» (3%), «Снежная королева» (3%) и др.

Среди любимых сказочных героев преобладают женские персонажи (39%) и зверята-малыши (29%). Любимые сказки и любимые герои сказок не принадлежат одному сюжету: сказки любят одни, а любимыми героями считают персонажей из

других сказок. Но тематическая отнесенность и в той и в другой области выборов совпадает. Главное, что интересует педагогов из изучаемой выборки - проблематика взрослых и детей, что вновь наводит на мысль о раннем (бессознательном, непроизвольном) профессиональном самоопределении.

В настоящий момент больше всего респондентов беспокоят чувства тревоги, страха, грусти и беспокойства (45%), усталости (6%), ответственности (6%). Наряду с этим обнаруживаются доброжелательные чувства (10%). Есть и эмоциональная притупленность - безразличие, равнодушие (10 %). Проявление беспокойства у респондентов занимает разное время (от нескольких минут до нескольких дней). И проходит оно по-разному: от моментального исчезновения до нескольких часов.

Самые распространенные темы для домашнего обсуждения - семейные (52%) и рабочие (29%) проблемы, события прошедшего дня (16%). 6% приходится на разговоры об интересных событиях, театральных новинках, политике и пр.

Описывая себя, респонденты (90 %) указывают свои положительные характеристики («творческая личность», «общительная», «добрая», «успешный человек», «неконфликтный», «дети - мое все» и пр.). На наличие негативных, мешающих качеств указывают 16% респондентов. Чувство тупика, бессилия, обесценивания себя и своей деятельности знакомо 52% респондентов («да, когда очень устаю», «посещает периодически», «было в прошлом» и др.).

Через пять лет респонденты предполагают продолжать заниматься педагогической деятельностью (71 %) или больше времени посвящать своим детям и внукам (10%), отдыхать (16%). 13% в рамках своего профессионального пристрастия планируют открыть собственное дело (творческую студию, гончарную мастерскую и пр.), 10% планируют декретный отпуск.

Свою трудоспособность, активность и продуктивность педагоги оценивают высоко. После выхода на пенсию педагоги планируют заняться отдыхом, путешествиями, вязанием, дачей, внуками, чтением, разведением собак и пр. (87%). Только 6% педагогов намерены продолжать педагогическую деятельность («очень долго, так как профессия интересная», «насколько хватит здоровья»). 16% вообще об этом не задумывались.

Работа как место приложения своих знаний и умений нравится 97% респондентов. Но в ней есть и мучительные, по мнению педагогов, моменты. Они связаны с не устраивающим их рабочим графиком, тратой времени на бумаги (журналы), отсутствием личного кабинета, невысоким уровнем зарплаты, тотальным контролем, повышенной степенью ответственности за детей, быстрой истощаемостью вследствие усталости, недостаточно полной отдачей от своей работы.

В профессиональной деятельности внимание педагогов сконцентрировано главным образом на личности обучающегося и своей компетентности. Есть «желание учиться всю жизнь», «делать что-то еще, кроме проведения уроков в школе», «вовлекать людей в состояние потока». Особо подчеркивается значимость в профессиональной деятельности любви к детям, профессионализма и творчества.

На основании обобщенного анализа ответов на вопросы респонденты были разделены на три группы (по аналогии с жизненными сценариями победителя, непобедителя и неудачника) в зависимости от вида сценария, рассмотренного в контексте профессионализации (табл. 1).

Первая группа (20% респондентов) - «Успешные специалисты». Для людей с этим сценарием характерны принятие ответственности за свою жизнь и способность к решительным действиям для достижения цели. Цели, которые они ставят, как правило, достигаются легко и радостно.

Вторая группа (47%) - «Адаптивные труженики». Этих респондентов отличает высокая трудоспособность, которая направлена не на достижение каких-либо высоких целей, а на то, чтобы удержаться на достигнутом уровне. Этот вид сценария представляет собой «золотую середину». Человек со сценарием «адаптивного» труженика» терпеливо несет свою ношу, его ценят на работе и в семейном кругу. Эти люди не стремятся к вершинам власти, довольствуются тем, что имеют, не создают проблем окружающим.

Третья группа (33%) - «Неадаптивные труженики». Люди, имею-

щие сценарий неадаптированного труженика, даже добившись определенного успеха, не удовлетворены своим положением, для них характерно обесценивание своих достижений, неверие в собственные силы, заниженная самооценка. Они могут ставить перед собой цели и нередко достигают их, однако достижение цели не делает их счастливыми.

Наглядно результаты использования краткого вопросника Берна представлены на рис. 1.

Перейдем к результатам теста «Личная эгограмма», который позволил выявить ведущие эго-состо-яния исследуемых (табл. 2).

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии разделения респондентов на группы

Параметры сравнения «Успешные» «Адаптивные труженики» «Неадаптивные труженики»

Стремление к достижению цели есть не выражено есть

Удовлетворенность трудом и его результатами высокая умеренная низкая

Ориентация в профессии на творчество на содержание на стабильность

Позиция в работе активная адаптивная пассивная

Жизненный стиль победитель непобедитель неудачник

Самооценка высокая средняя низкая

Рис. 1. Обобщенные результаты использования краткого вопросника Берна

Таблица 2

Результаты теста «Личная эгограмма»

Эго-состояние человек %

Критикующий родитель (КР) 2 6,4%

Заботливый родитель (ЗР) 12 38,8%

Взрослый (В) 1 3,2%

Свободное дитя (СД) 3 9,7%

Адаптивное дитя (АД) 5 16,1%

Несколько доминирующих эго-состояний 8 25,8%

Позиция «Родителя» отражает чувства родителей, их поведение, отношения и реакции. «Критикующий Родитель» оценивает, морализирует, создает чувство вины и стыда, все знает, соблюдает порядок, наказывает, поучает, не терпит несогласия с собственной точкой зрения. «Заботливый родитель» помогает, сочувствует, понимает, утешает, успокаивает, поддерживает, вдохновляет, хвалит.

«Ребенок» проявляется в двух различных стилях поведения. «Естественный/свободный ребенок» непосредственно выражает свои чувства, поднимает бунт. Он импульсивен, эмоционален, игрив, своенравен, полон чувств, требует внимания и заботы. Он умеет любить, ненавидеть, смеяться, грустить, у него есть способность к творческому мышлению, спонтанность и другие инстинктивные качества. «Адаптивный ребенок» приспосабливается к окружающему миру и внутренним требованиям. Он поддается влиянию, оправдывается, извиняется, делает комплименты, слушается, соблюдает правила хорошего тона, безынициативен.

Единственным рациональным эго-состоянием является эго-со-стояние «Взрослого». Он самостоятельно собирает информацию, обосновывает свой выбор и оценивает свою деятельность, оперирует исключительно фактами, устанавливает причинно-следственные связи, планирует.

Анализируя результаты теста, заметим, что у респондентов преобладает эго-состояние «Заботливый родитель» (38,8%). Эго-со-стояние «Заботливого родителя» имеет высокую значимость в сфере медико-социальной и психолого-педагогической деятельности. «Заботливый родитель» помогает, сочувствует, понимает, утешает, успокаивает, поддерживает, вдохновляет, хвалит.

У 16,1% педагогов отмечается эго-состояние «Адаптивный ребенок». «Адаптивный ребенок» яв-

ляется залогом профессиональной успешности в сфере услуг, работы с клиентами. «Адаптивный ребенок» приспосабливается к окружающему миру и внутренним требованиям. Он поддается влиянию, оправдывается, извиняется, делает комплименты, слушается, соблюдает правила хорошего тона, безынициативен.

9,7% педагогов показали доминирующее эго-состояние «Свободный ребенок». Такое эго-состояние является самым творческим эго-состо-янием, поэтому определяет достижения человека в таких сферах, как наука и искусство (актеры, режиссеры, писатели, поэты, художники, музыканты и т.д.). «Естественный ребенок» непосредственно выражает свои чувства, поднимает бунт. Он спонтанен, импульсивен, эмоционален, любит играть, своенравен, полон чувств, требует внимания и заботы.

У 6,4% респондентов доминирующее эго-состояние - «Критикующий родитель». «Критикующий родитель» обуславливает эффективность деятельности представителей силовых структур. Так, например, одним из принципов функционирования армейских подразделений является соблюдение жесткой дисциплины и субординации, безоговорочное соблюдение устава и выполнение приказов вышестоящих. По-видимому, респонденты, для которых характерно данное эго-состояние, придерживаются традиционных, устаревших моделей педагогического воздействия.

У 3,2% исследуемых доминирует эго-состояние «Взрослый». Люди с преобладающим эго-состояни-

ем «Взрослого» достигают больших успехов в сфере бизнеса, менеджмента и управления.

Также следует отметить, что у 25,8% педагогов доминирует несколько эго-состояний. Среди них преобладают сочетания «Заботливого родителя» и «Адаптивного ребенка».

В связи тем, что у некоторых респондентов доминирует несколько эго-состояний, рассмотрим средние показатели по каждой шкале для выявления доминирующего эго-состояния в группе испытуемых (табл. 3).

Из табл. 2 видно, что доминирующим эго-состоянием является «Заботливый родитель», что соответствует педагогической профессии, представителями которой являются все опрошенные респонденты.

Итак, сформулируем выводы, вытекающие из нашего исследования.

Как было показано, профессиональное самоопределение в педагогических профессиях может иметь различные сценарии: «Успешного специалиста», «Адаптивного труженика», «Неадаптивного труженика». Определяющими в профессиональных сценариях педагогов являются:

1) ориентация педагогов на содержание профессиональной деятельности и стабильность работы;

2) детоцентрация (любовь к детям, взаимодействие с ними и пр.), интрацентрация (внимание к себе, своему самообразованию, саморазвитию и пр.), де-лоцентрация (концентрация на условиях труда, проведении уроков и пр.);

Таблица 3

Средние показатели по тесту «Личная эгограмма»

Эго-состояние Ср. показатель

Критикующий родитель (КР) 11,6

Заботливый родитель (ЗР) 14,6

Взрослый (В) 11,6

Свободное дитя (СД) 12,8

Адаптивное дитя (АД) 13,8

Как найти свое профессиональное призвание?

3) эго-состояния «Заботливого родителя» и «Адаптивного дитя» с элементами конвенциональ-ности в проявлениях жизненного стиля;

4) раннее запечатление памятью матрицы профессионального

служения и сознательный выбор педагогической профессии с устойчивым позитивным настроем на нее.

Для сценарного анализа, по мнению А. Адлера, важна фундаментальная оценка человеком самого

себя и своего положения. Согласно полученным результатам, у педагогов наблюдается выраженное ощущение социальной принадлежности, расширенное поле социального действия, стремление к росту и самосовершенствованию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб., 2003.

2. Барановская М. С. Тест «Личная эгограмма». URL: http://www.transactional-analysis.ru/methods/153egogramma?format=pdf (дата обращения: 04.09.2017).

3. Берн Э. Люди, которые играют в игры. М., 2017.

4. Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей Красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. СПб., 2006.

5. Климов Е.А. Психология труда / отв. ред. О. Г. Носкова. М.: Юрайт, 2017.

6. Кричевский Р.Л. Черты современного эффективного менеджмента // Очерки организационной психологии. Воронеж, 1998.

7. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976.

8. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1979.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

10. Super D.E. Vocational development. N. Y., 1957.

11. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: учебно-метод. пособие. М., 2010.

12. Шнейдер Л. Б. Реконструкция идентичности: структурный и динамический аспект // Развитие личности. 2000. № 2. С. 44.

LITERATURA

1. Adler A. Praktika i teoriya individual'noj psihoLogii.SPb., 2003.

2. Baranovskaya M. S. Test «Lichnaya ehgogramma». URL: http://www.transactional-analysis.ru/methods/153egogramma?format=pdf (data obrashcheniya: 04.09.2017).

3. Bern Eh. Lyudi, kotorye igrayut v igry. M., 2017.

4. Efimkina R.P. Probuzhdenie Spyashchej Krasavicy. Psihologicheskaya iniciaciya zhenshchiny v volshebnyh skazkah. SPb., 2006.

5. KlimovE.A. Psihologiya truda / otv. red. O. G. Noskova. M.: YUrajt, 2017.

6. Krichevskij R.L. CHerty sovremennogo ehffektivnogo menedzhmenta // Ocherki organizacionnoj psihologii. Voronezh, 1998.

7. Lyaudis V. Ya. Pamyat' v processe razvitiya. M., 1976.

8. Hrestomatiya po obshchej psihologii. Psihologiya pamyati / pod red. Yu. B. Gippenrejter, V.Ya. Romanova. M., 1979.

9. Ehrikson Eh. Identichnost': yunost' i krizis. M., 1996.

10. Super D. E. Vocational development. N. Y., 1957.

11. Shnejder L. B. Osnovy konsul'tativnoj psihologii: uchebno-metod. posobie. M., 2010.

12. Shnejder L. B. Rekonstrukciya identichnosti: strukturnyj i dinamicheskij aspekt // Razvitie lichnosti. 2000. № 2. S. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.