Научная статья на тему 'Теоретический анализ причин возникновения эмоционального выгорания и аддиктивизации представителей социальных профессий'

Теоретический анализ причин возникновения эмоционального выгорания и аддиктивизации представителей социальных профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ДИСФУНКЦИЯ / "КРИТИКУЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ" / "АДАПТИВНЫЙ РЕБЕНОК" / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / АДДИКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / REPRESENTATIVES OF SOCIAL PROFESSIONS / DYSFUNCTIONAL PERSONALITY / DYSFUNCTION / "CRITICIZING PARENT" / "ADAPTIVE CHILD" / SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT / ADDICTIVIZATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева Анна Валерьевна

В статье описан тип дисфункциональной личности, носители которой, исходя из индивидуальных потребностей, часто выбирают профессии социального типа. Рассмотрены теоретические основания развития эмоционального выгорания у этих специалистов, а так же взаимосвязь между развитием синдрома эмоционального выгорания и последующей аддиктивизацией личности. Данная статья будет полезна представителям социальных профессий на любом этапе профессионализации. А так же исследователям и специалистам, работающим в сфере профессионального образования, психологии, социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE CAUSES OF EMOTIONAL BURNING OUT AND ADDICTIVIZATION OF REPRESENTATIVES OF SOCIAL PROFESSIONS

In article the author described the type of the dysfunctional personality whose carriers, proceeding from individual requirements, often choose professions of social type; considered the theoretical bases of development of emotional burning out in these experts, and also interrelation between development of a syndrome of emotional burning out and the subsequent addictivization of personality. This article will be useful to representatives of social professions at any stage of professionalizing and also to the researchers and experts working in the sphere of professional education, psychology, socially pedagogics.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ причин возникновения эмоционального выгорания и аддиктивизации представителей социальных профессий»

УДК 159.944:37 doi: 10. 20310/1810-231X-2019-18-2(40)-13-17

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И АДДИКТИВИЗАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ

Королева Анна Валерьевна

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов e-mail: Anna-valerevnak@yandex.ru

В статье описан тип дисфункциональной личности, носители которой, исходя из индивидуальных потребностей, часто выбирают профессии социального типа. Рассмотрены теоретические основания развития эмоционального выгорания у этих специалистов, а так же взаимосвязь между развитием синдрома эмоционального выгорания и последующей ад-диктивизацией личности. Данная статья будет полезна представителям социальных профессий на любом этапе профессионализации. А так же исследователям и специалистам, работающим в сфере профессионального образования, психологии, социальной педагогики.

Ключевые слова: представители социальных профессий, дисфункциональная личность, дисфункция, «критикующий родитель», «адаптивный ребенок», синдром эмоционального выгорания, аддиктивизация личности

Синдром эмоционального выгорания, ад-диктивность - это острые проблемы современности. В данной статье мы предпримем теоретическую попытку объяснить распространенность данных нарушений у представителей социальных профессий, описать взаимосвязь между синдромом эмоционального выгорания и аддиктивизацией, опираясь на некоторые аспекты «Теории трансакционного анализа» Эрика Берна и «Драматический треугольник» Стивина Карпмена.

Для выполнения первой задачи обратимся к теории Э. Берна. Согласно трансактному анализу в структуре личности присутствуют три эго-состояния: «ребенок (естественный, адаптивный)», «родитель (критикующий, заботливый)», «взрослый» (рис. 1).

Они, по мнению автора, присущи всем людям, но находятся в разной степени развитости, свободы и активности. В рамках нашей статьи нас интересует характеристика «адаптивного ребенка» и «критикующего родителя», так как согласно описанию автора, они несут в себе интересующие нас деструктивные установки личности.

«Адаптивный ребёнок - это постоянные сомнения и комплексы. Его легко определить в окружении по «маске жертвы» - постоянно озабоченному и тревожному выражению лица. Обычно эта маска полностью соответствует

его внутреннему состоянию - напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения, борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу. Жизнь для него - это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория, чаще выбирает не он» [1, с. 34]. Формируется он под воздействием «критикующего родителя», изначально в роли которого выступает один из реальных родителей или значимых лиц, оказывающих значительное воздействие на становящуюся личность. Именно он в дальнейшем закрепляется в качестве эго-состояния «родителя» и продолжает критиковать внутри личности.

«Критикующий родитель - это контролирующее эго-состояние нашей личности. Однако, он контролирует не только других людей, но и нас самих, функционирует двумя способами. На внешнем уровне, когда мы используем его по отношению к другим, он проявляет себя в форме игр власти, как это имеет место в случаях, когда мы принуждаем людей следовать нашим желаниям. Внутренне он проявляет себя как наш «внутренний голос». Разговаривая «в нашей голове», Критикующий Родитель удерживает нас от совершения того, что мы могли бы сделать, угрожая нам расплатой в случае неповиновения» [1, с. 26].

* система ценностей, глодающаяся из поколения it пошлите,

♦ воспитание детей

• перерабатывает информацию, ,k}k|icicn]u-НО взаимодействует с окружающим миром,

* контролирует действия Родителя и Ребенка, яиляясь посредником между ними

• ИСТОЧНИК HEtTViiUKii, творчества, спонтанны*; побуждений и радости,

* детсКНЙ эгоцентризм

Рис. 1. Эго-состояния по Э. Берну

У человека с доминирующим эго-сос-тоянием «критикующий родитель» во внутренней структуре всегда присутствует «адаптивный ребенок». Такой человек постоянно находится под внутренним давлением: «адаптивный ребенок» стремится соответствовать высоким стандартам, предъявляемым «критикующим родителем», а именно, к «сверх-правильному» поведению, перфек-ционизму, вкладывая в стремление получить, таким образом похвалу или избежать пори-

цания «родителя», пренебрегая удовлетворением других потребностей, порой даже базовых. Между тем сам «родитель» неадекватен в своих представлениях и оценках. Все это порождает внутреннюю деструкцию личности.

Чтобы описать логику отношения к себе/окружающим такой личности и уточнить ее деструктивность, обратимся к хорошо иллюстрирующей это теории «Драматического треугольника» С. Карпмена (рис. 2).

Рис. 2. Драмматический треугольник С. Карпмена

Понятная и достаточная для определения положения в ней описываемого типа личности схема, очевидно, показывает, что личность может находиться в любой из ролей, воспроизводя эту схему во внутреннем плане. Человек, имеющий такую внутреннюю модель взаимоотношений с собой, применяет ее при взаимодействии с другими. Преимущественно он выступает в роли «жертвы» или «преследователя» - по отношению к себе

и в роли «спасателя» или «жертвы» по отношению к другим. «Спасая», он компенсирует чувство собственной неполноценности, низкую самооценку. Оценивает «жертву» так же низко, как собственного «ребенка» и пытается через «спасательство» контролировать, получая удовлетворение от признания псев-до-превосходства. Выступая в роли «жертвы», стремится получить подтверждение от других правоты внутреннего «критикующего

родителя» о собственной личностной несостоятельности, рационализируя это как стимул для развития, хотя по сути это удерживает его от активных попыток преодоления сложившейся внутренней деструкции [2].

Эта деструкция участвует в формировании и развитии направленности личности, поэтому люди часто выбирают профессии, позволяющие реализовывать потребности этих главенствующих эго-состояний и позволяющих «проигрывать» драматический треугольник в привычной для них форме. К таким профессиям относятся профессии, подразумевающие: контроль над другими, жесткую регламентацию, префекционизм, идеализацию, требовательность, возможность получения социального подтверждения ценности собственной личности. Таким запросам отвечают социальные профессии: врач, военный, учитель/преподаватель, сотрудник МВД, психологи и пр. При благоприятных обстоятельствах подобная реализация личности может привести к компенсации чувства внутренней неудовлетворенности собой, помочь в разрешении внутренней деструкции и даже «реанимировать» «естественного ребенка», возрождая творческость, креативность, оптимизм, открытость. Здесь большое значение имеет то, насколько имеющийся личностный потенциал может быть использован для удовлетворения собственных индивидуальных потребностей в рамках выбранной профессии. Об этом подробнее было написано в нашей статье «Воспитание потребностей как мера предотвращения синдрома эмоционального выгорания у представителей социальных профессий» [3]. Однако не стоит забывать о нахождении такой личности, по-прежнему, в зоне риска, т.к. деструктивная структура не исчезает, но компенсируется.

Даже при внешней положительной оценке окружающими личностных и профессиональных качеств и начальном положительном изменении под воздействием профессионализации, такая личность может все же не получить желаемого поощрения - одобрения. «Критикующий родитель» обесценивает все достижения и похвалу, повышает планку требований, взвинчивая ее до превосходящего потенциала данной личности. Так как «естественный ребенок» в такой личности находится под запретом, то этот запрет распространяется и на все его функции: творчество,

эмоциональность, открытость, жизнелюбие и пр. То есть человек описываемого типа склонен к подавлению всех эмоций, как негативных, так и позитивных или к ангедонии, что является началом развития присутствующего в латентном состоянии синдрома «эмоционального выгорания».

Перейдем к его рассмотрению. В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания, объясняющих данный феномен.

Однофакторная модель эмоционального выгорания (Аронсон, Пайнс). Согласно ей, выгорание - это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели, риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий [4].

Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, X. Сиксма, В. Шауфели). Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй - деперсонализация - проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного» [5].

Трехфакторная модель (С. Джексон, К. Маслач). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других - усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам.

Третья составляющая эмоционального выгорания - редукция личностных достижений - может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим [61.

Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab). В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация связана с работой и с реципиентами соответственно и т. д. [71

Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы или стадии; как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними, как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений) [7].

Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:

- физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);

- аффективно-когнитивнаые реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);

- поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность) [61.

Во всех приведенных моделях эмоционального выгорания присутствуют признаки,

имеющие место быть в рассмотренной нами выше деструктивной личности: низкая эмоциональность; негативизм и неудовлетворенность по отношению к себе и другим; сниженная мотивация. Однако синдром эмоционального выгорания порождает эскалацию внутреннего напряжения, от которого психика стремится избавиться, и здесь возникают серьезные риски возникновения аддитивных форм поведения, предрасположенность к которым заложена в рассматриваемой деструктивной личности.

«Аддикция (англ. Addiction— зависимость, пагубная привычка, привыкание), в широком смысле, - ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности» [8, с. 111. В случае личности такого типа - навязчивое стремление к одобрению, которое между тем может принять как форму социально-нейтральных аддикций (переедание, шопого-лизм, трудоголизм, зависимость от отношений и пр.), так и социально-порицаемых (алкоголизм, наркомания и пр.). Однако, выход из любой форм аддитивного поведения: во-первых, не гарантирует прекращение аддикции, может лишь сменить ее форму, а во-вторых, результат всегда одинаковый - деградация человека на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Форма аддикции только определяет скорость протекания данного заболевания.

Таким образом, теоретически мы привели аргументы, позволяющие сделать некоторые выводы. Социальные профессии выбирают часто личности, которые изначально имеют деструкцию, стремящиеся таким образом компенсировать ее. При благоприятном развитии в профессии, подразумевающем максимально удовлетворение индивидуальных потребностей, реализуемых через собственный потенциал, эти личности способны преодолеть деструкцию. В результате негативного развития сценария у таких личностей активируется эмоциональное выгорание, запускающее формирование и развитие аддикций, приобретающих различные формы. Такое видение проблемы эмоционального выгорания и аддиктивизации представителей социальных профессий может помочь найти альтернативные пути предупреждения их возникновения. Приведенные выводы являются теоретическими и для подтверждения требуют практической проверки.

Литература

1. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. СПб., 1992.

2. Королева А. В. Воспитание потребностей как мера предотвращения синдрома эмоционального выгорания у представителей социальных профессий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 38. С. 26-30.

3. Karpman S. Fairy Tales and Script Drama Analysis. Transactional Analysis Bulletin, vol. 7, no. 26, pp. 39-43.

4. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.

5. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 85-95.

6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2008.

7. Елисеева И. Н. Синдром выгорания и его профилактика. М., 2005.

8. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. М., 2011.

References

1. Bern E. Transaktnyj analiz v psikhoterapii [Transactional analysis in psychotherapy]. St. Petersburg, 1992. (In Russian).

2. Koroleva А. V. Vospitaniye potrebnostej kak mera predotvrashcheniya sindroma emotsional'nogo vygoraniya u predstavitelej sotsial'nykh professij [Upbringing of requirements as a measure of prevention of

a syndrome of emotional burning out at representatives of social professions] // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical journal Gaudeamus. 2018, vol. 17, no. 38, pp. 26-30. (In Russian).

3. Karpman S. Fairy Tales and Script Drama Analysis. Transactional Analysis Bulletin, vol. 7, no. 26, pp. 39-43.

4. Pajns E., Maslach K. Praktikum po sotsial'noj psikhologii [Case-study on social psychology]. St. Petersburg, 2000. (In Russian).

5. Ronginskaya T. I. Sindrom vygoraniya v sotsial'nykh professiyakh [A burning out syndrome in social professions] // Psikhologicheskij zhurnal - Psychological journal. 2002, vol. 23, no. 3, pp. 85-95. (In Russian).

6. Vodop'yanova N. E., Starchenkova E. S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika [Burning out syndrome: diagnostics and prevention]. St. Petersburg, 2008. (In Russian).

7. Eliseeva I. N. Sindrom vygoraniya i ego profilaktika [Syndrome of burning out and its prevention]. Moscow, 2005. (In Russian).

8. Sventsitskij A. L. Kratkij psikhologicheskij slovar' [Short psychological dictionary]. Moscow, 2011. (In Russian).

* * *

THEORETICAL ANALYSIS OF THE CAUSES OF EMOTIONAL BURNING OUT AND ADDICTIVIZATION OF REPRESENTATIVES OF SOCIAL PROFESSIONS

Koroleva Anna Valeryevna

Derzhavin Tambov State University,

Russia, Tambov e-mail: Anna-valerevnak@yandex.ru

In article the author described the type of the dysfunctional personality whose carriers, proceeding from individual requirements, often choose professions of social type; considered the theoretical bases of development of emotional burning out in these experts, and also interrelation between development of a syndrome of emotional burning out and the subsequent addictivization of personality. This article will be useful to representatives of social professions at any stage of professionalizing and also to the researchers and experts working in the sphere of professional education, psychology, socially pedagogics.

Key words: representatives of social professions, dysfunctional personality, dysfunction, «criticizing parent», «adaptive child», syndrome of emotional burning out, addictivization of personality

Об авторе:

Королева Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the author:

Koroleva Anna Valeryevna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Pedagogics and Educational Technologies Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.