Научная статья на тему '«Сценарии будущего» университетского образования'

«Сценарии будущего» университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ineternum
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО / ЦЕННОСТИ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА УНИВЕРСИТЕТА / GLOBALIZATION / HIGHER EDUCATION / SCENARIOS FOR THE FUTURE / VALUES / UNIVERSITY CORPORATE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров А. В.

В статье рассматриваются особенности трансформации миссии и корпоративной культуры как ценностных основ функционирования современного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Scenarios for the future” of university education

The article discusses features of mission and corporate culture transformation as value basis for modern university functioning.

Текст научной работы на тему ««Сценарии будущего» университетского образования»

INETERNUM. 2012. Nl.

Л.В. Прохоров A.V. Prokhorov

«Сценарии будущего» университетского образования “Scenarios for the future” of university education

Аннотация, abstract: В статье рассматриваются особенности трансформации миссии и корпоративной культуры как ценностных основ функционирования современного университета.

The article discusses features of mission and corporate culture transformation as value basis for modern university functioning.

Автор, author: Прохоров A.B., Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью, proh_and(3>rambler.ru

Prokhorov, A.V. - Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Ph.D., Head of the Department of Advertising and Public Relations, proh_and(3>rambler.ru

Ключевые слова, keywords: глобализация, высшее образование, сценарии будущего, ценности, корпоративная культура университета, globalization, higher education, scenarios for the future, values, university corporate culture

УДК 005:001.89

Глобализационные процессы уже сейчас трансформируют традиционную систему академических ценностей, являющихся основой функционирования университетов, и ставят на повестку дня проблему формирования новой модели университета.

К числу ведущих тенденций, задающих векторы развития современных университетов, относят:

- развитие информационной культуры в условиях экономики, основанной на знаниях;

- включение предпринимательской функции в деятельность вуза и развитие концепции предпринимательского университета;

- усиление конкурентной борьбы на внутреннем и международном рынке научных и обра-зовательных услуг4.

46 Грауманн О., Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования // Высшее образование в России.

2009. №6. С. 123-131.

На фоне происходящих изменений вполне объяснимо появление прогнозов и сценариев развития университетов, например, касающихся изменяющейся идентичности вуза в условиях интернационализации высшего образования47, роли научно-исследовательской инфраструктуры университета в условиях экономики знания48, включения университетов в «рыночноподобные» отношения.

Дискуссионной является проблема сохранения традиционных академических ценностей и принятий новых ценностей, например, ценностей академического капитализма, предполагающих генерацию экономически актуального знания, активное взаимодействие с бизнес-средой, региональным сообществом.

В новых условиях вуз рассматривается как самостоятельная конкурентоспособная организация, обеспечивающая современный уро-

49

вень и качество подготовки специалистов . Университеты, наряду с образовательной и научной деятельностью, вынуждены вести предпринимательскую деятельность, кон-курировать за привлечение средств из различных источников (фондов, спонсорской помощи и т.д.). Университет приобретает все более отчетливые черты предприятия, ориентированного на получение прибыли.

47 Грауманн О., Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования // Высшее образование в России. 2009. №6. С. 123-131; Прохоров А.В. Миссия как основной элемент корпоративной культуры университета // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2011. №11. С. 271-274.

48 Жуков Д.С., Лямин С.К., Шаршов И.А. Направления развития и совершенствования научной инфраструктуры университета // Молодёжь и социум. 2011. №4. С. 7-16.

49 Тюнников Ю, Мазниченко М. Корпоративная

культура как фактор конкурентоспособности вуза //

Высшее образование в России. 2005. №10. С. 69.

Расширение сфер деятельности университета сопровождается изменениями в структуре ценностей университета: на смену традиционной (академической) культуре приходит более сложная - корпоративная культура. Корпоративная культура понимается как система материальных и духовных ценностей, совокупность установок, норм и правил поведения, принимаемых и поддерживаемых членами организации и отражающих характер ее внутреннего и внешнего взаимодействия50. Понятие корпоративной культуры, на наш взгляд, в полной мере является проекцией тех изменений, которые происходят в современном университете, отражает принадлежность системы ценностей организации, выступающей экономическим субъектом. Корпоративная культура университета делает упор на таких понятиях как «ценности», «миссия», «убеждения».

А. Беляев подчеркивает двойственную природу корпоративной культуры образовательного учреждения. С одной стороны, культура университета - это культура достижения интересов на рынке образовательных услуг -культура конкурентной борьбы; с другой -это традиционная академическая культура, основанная на сохранении и приращении педагогических ценностей51.

Культура любого типа представляет собой систему, т.е. единство образующих ее элементов. К ядру культуры принято относить доминирующие черты каждого из элементов. Специфика ядра той или иной культуры зависит от иерархии составляющих ее ценностей.

50Лейкина Я.В. Архитектура корпоративной культуры // Управление корпоративной культурой. 2009. №4. С. 258.

51 Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в Рос-сии. 2007. №11. С. 62.

INETERNUM. 2012. N1.

INETERNUM. 2012. Nl.

Ядром корпоративной культуры университета можно считать традиционные академические ценности (например, академическая свобода, академическая автономия, признание научным сообществом, публикации в авторитетных изданиях и т.д.), а новые ценности (например, ценности академического капитализма, интернационализации образовательного процесса) будут располагаться на периферии. Новые (постакадемические) ценности мы относим к периферийным в силу того, что они в разной степени принимаются членами академического сообщества и пока могут рассматриваться лишь как факультативные.

Несмотря на то, что традиционные и новые ценности университетской культуры зачастую находятся в противоречии, очевидна необходимость формирования конкурентоспособной корпоративной культуры университета. Это объясняется тем, что корпоративная культура университета:

- позволяет без административного нажима, естественным путем отбирать наиболее эффективные для достижения цели внутрикорпоративные межличностные отношения, соответствующие модели поведения персонала;

- способствует повышению репутации и имиджа университета;

- позволяет каждому члену педагогического коллектива самостоятельно определять возможность достижения им наибольшего успеха в повышении и своей собственной репутации (как исследователя и как преподавателя), и вуза в целом52.

Основная задача университетов заключается во внедрении новых ценностей на всех уровнях корпоративной культуры, в снятии проти-

52 Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. 2007. №11. С. 63.

воречия «старых» и «новых» ценностей. По сути, новые ценности лишь корректируют традиционные, «встраивают» их в новые социально-экономические условия существования вузов. Так, например, научная политика «нового» вуза предусматривает не перестройку имеющейся научной структуры, а надстройку, не введение новых ограничений, а предоставление новых возможностей, расширение пространства реализации интересов всех участников исследовательского процесса53.

Перспективное видение университета представлено в его миссии, которая может рассм-триваться как «слепок» основных ценностей, определяющих его функционирование.

Миссия высшего учебного заведения - это ясно сформулированное, побуждающее к действию, емкое изложение перспективного видения образа университета, принципов и способов продвижения к этому идеалу54. Миссия отражает главный смысл существования организации, ее ценности, определяет роль организации в системе общественных отношений, формулирует принципы взаимодействия с окружающей средой55.

Представленные в Таблице 1 актуальные формулировки миссий ряда российских вузов отражает их стремление следовать существующим общемировым тенденциям, определяющим, в том числе, ориентиры развития современного высшего образования и высших учебных заведений.

53 Жуков Д.С., Лямин С.К., Шаршов И.А. Направления развития и совершенствования научной инфраструктуры университета // Молодёжь и социум. 2011. №4. С. 7-16.

54 Макаркин Н.П., Томилин О.Б. Миссия университета // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5-6(28). С. 9-13.

55 Мальцева Г.И. Университетская корпоративная культура //Университетское управление: практика и анализ. 2005. №2. С.98.

Университет Миссия

Братский государственный университет Формирование единого научно-образовательного пространства северных территорий Восточной Сибири и зоны БАМ, способствующего решению задач их устойчивого социально-экономического развития.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ВГУЭС - предпринимательский инновационный университет, центр образования мирового уровня в сфере бизнеса и сервиса. Университет занимает ведущие позиции в области информационных технологий в образовании, содействует укреплению позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы готовим студентов к успеху в учебе, карьере и жизни.

Иркутский государственный технический университет Обеспечить качественное, доступное, современное образование, трансформированное через наши знания и опыт, через развитие научных и образовательных технологий в специалистов новой формации, способных к практической реализации полученных знаний в науке, производстве, предпринимательской деятельности.

Московский государственный технический университет «МАМИ» Миссия университета заключается: - в удовлетворении потребностей граждан, общества и государства в качественном профессиональном образовании; - во всестороннем и гармоничном развитии личности, обучении и воспитании свободно мыслящих граждан, обладающих высоким интеллектом и культурой, необходимым перечнем базовых и профессиональных компетенций; - в создании необходимых условий для развития российской экономики, повышения конкурентоспособности отечественного автомобилестроения за счёт генерации современных знаний и технологий, подготовки высококвалифицированных кадров, выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований на уровне мировых достижений.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет Нести в мир знания и опыт, позволяющие личности, обществу и Российскому государству видеть и использовать лучшие образцы подготовки высококлассных специалистов и эффективной реализации нововведений в сфере науки и высшего образования.

Орловский государственный аграрный университет Через опережающее развитие качества личности обучаемых, высокое качество обучения и воспитания, профессиональной и научной подготовки специалистов для сферы агропромышленного комплекса, обеспечение преемственности культуры и духовно-нравственных основ российского общества, внести достойный вклад в создание условий для роста качества жизни населения сельских территорий, обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Российский университет дружбы народов - в объединении знанием людей разных национальностей, рас и вероисповеданий; - в подготовке приоритетно востребованных специалистов в различных сферах человеческой деятельности; - в формировании личностей, являющихся патриотами своих стран и друзьями России, приобщённых к достижениям мировой культуры, несущих идеалы гуманизма, демократии и дружбы народов; - в воспитании молодёжи, способной успешно работать в любой стране мира и проявлять свои творческие возможности в условиях взаимосвязи цивилизаций и многообразия современного общества.

ШЕТЕЬШиМ. 2012. N1.

INETERNUM. 2012. Nl.

Сибирский государственный аэрокосмический университет Стать инновационным Университетом, интегрированным в международную систему высшего образования и имеющим высокую российскую и международную репутацию.

Сибирский федеральный университет Обеспечение опережающего, качественного профессионального образования, соответствующего требованиям мирового рынка труда, на основе тесной интеграции образовательного, научного, инновационного и воспитательного процессов.

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, способных развивать науку, культуру, образование, а также инновационный потенциал Саратовской области и других регионов России.

Анализ миссий российских университетов позволяет выделить как традиционные (образовательная деятельность и научный поиск, рассматриваемые в качестве ключевых ценностей), так и новые для университета ценностные блоки в формулировках миссии:

- ценности предпринимательского университета;

- соответствие подготовки выпускников мировым стандартам, т.е. подчеркивается необходимость соответствия требованиям глобального рынка труда;

- функционирование в интересах своего региона56.

Многие российские вузы находятся в активной фазе изменений в соответствии с ведущими мировыми тенденциями социально-экономического развития, что требует корректировки их миссии. Рассмотренные миссии российских университетов в полной мере соответствуют современным условиям развития высшего образования, в частности, отражают

56 Прохоров А.В. Миссия как основной элемент корпоративной культуры университета // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2011. №11. С. 271-274; Прохоров А.В. Предпосылки изучения корпоративной культуры университета // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2011. №2. С. 71-80.

необходимость ориентации университетов на интернационализацию образования, укрепления их роли в социально-экономическом развитии общества, подготовки кадров, отвечающих требованиям глобального рынка труда.

Меры по оптимизации корпоративной культуры университета не должны восриниматься лишь как «директива сверху» или дань моде, а как необходимые действия по укрепление конкурентоспособности университета на глобальном рынке научных и образовательных услуг.

Литература

1. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. 2007. №11. С. 62-65.

2. Грауманн О., Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования // Высшее образование в России. 2009. №6. С. 123-131.

3. Жуков Д.С., Лямин С.К., Шаршов И.А. Направления развития и совершенствования научной инфраструктуры университета // Молодёжь и социум. 2011. №4. С. 7 - 16.

4. Аейкина Я.В. Архитектура корпоративной культуры //Управление корпоративной культурой. 2009. №4. С. 258-265.

5. Макаркин Н.П., Томилин О.Б. Миссия университета // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5-6(28). С. 9-13.

6. Мальцева Г.И. Университетская корпоративная культура // Университетское управление: практика и анализ. 2005. №2. С.95-103.

7. Прохоров А.В. Соотношение корпоративной и академической культуры в современном университете // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.

2010. №10. С.179-184.

8. Прохоров А.В. Миссия как основной элемент корпоративной культуры университета

// Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2011. №11. С. 271-274.

9. Прохоров А.В. Предпосылки изучения корпоративной культуры университета // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2011. №2. С. 71-80.

10. Тюнников Ю, Мазниченко М. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2005. №10. С. 69-77.

11. Azman N., Sirat М. and Karim М.A. Building future scenarios for Malaysian universities // Journal of Asian Public Policy. 2010. Vol. 3. No. 1. pp. 86-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.