Научная статья на тему 'СТРУННЫЙ КВАРТЕТ КОНСТАНТИНА АГАПАРОНОВИЧА ОРБЕЛЯНА'

СТРУННЫЙ КВАРТЕТ КОНСТАНТИНА АГАПАРОНОВИЧА ОРБЕЛЯНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
KONSTANTIN ORBELIAN / STRING QUARTET / VI WORLD FESTIVAL OF YOUTH AND STUDENTS / Կոնստանտին Աղապարոնի Օրբելյան / լարային քառյակ / Երիտասարդության ուսանողների VI համաշխարհային փառատոն / КОНСТАНТИН АГАПАРОНОВИЧ ОРБЕЛЯН / СТРУННЫЙ КВАРТЕТ / VI ВСЕМИРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ / ДЖАЗ / ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР АРМЕНИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Меликян Н.З.

«Կոնստանտին Աղապարոնի Օրբելյանի լարային քառյակը» - հոդվածը նվիրված է կոմ- պոզիտորի առաջին խոշոր դասական ստեղծագործությանը, որը նրան բերեց հսկայական հաջողություն, ոսկե մեդալ հաղթանակ Երիտասարդության ուսանողների VI համաշխարհային փառատոնում:“String Quartet of Konstantin Agaparon Orbelian” - the article is dedicated to the composer's first major classical work, which brought him tremendous success, a gold medal and victory at the VI World Festival of Youth and Students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRING QUARTET OF KONSTANTIN AGAPARON ORBELIAN

“String Quartet of Konstantin Agaparon Orbelian” - the article is dedicated to the composer's first major classical work, which brought him tremendous success, a gold medal and victory at the VI World Festival of Youth and Students.

Текст научной работы на тему «СТРУННЫЙ КВАРТЕТ КОНСТАНТИНА АГАПАРОНОВИЧА ОРБЕЛЯНА»

Струнный Квартет Константина Агапароновича Орбеляна

Меликян Н. З.

Соискатель отдела музыки Института искусств НАН РА, Преподаватель Ереванского государственного колледжа эстрадно-джазового искусства

(специальное фортепиано) (Ереван, Армения) naira.melikyan11@gmail.com

Ключевые слова: Константин Агапаронович Орбелян, Струнный Квартет, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, джаз, Эстрадный оркестр Армении

4nUummUs^U Uqm^mpnU^ OppbjjmU^ ршп]ш^р

Ubippjuih Ъ. 3.

ZZ Я-UU wprfbuinjiphuin]iinnLin]i bpiud^mmpjiub фш^пцшЬшр hiujgnpq, bplnUp tuinpuuipujph h piuqiujph upi/bumfi щЬтшЦшЬрщЬрр цтиш]ипи (iliuuhiuqpiniuljiuh quu2hiuiInLp)

(bphiuh, Ztujiuuirnuh) naira.melikyan11@gmail.com

ийфпфпъй: «4nUummUm^U и^тщтрпи^ üppb^mU^ ршп]ш^р» - hnqli&p ифр^тй t ^nl-

щп^тпр^ шпш2^и ^n2np ^iui^iU umbq&шqnp&nLp]шUp, npp UpiU pbpbg h^i^^iU hш2nqnLp]nLU, nu^b h hi^piUi^ Ъp^mшuшpqnLp]шU h nmiUnqUbp^ VI hшüш2^шphш]^U фшпшшпипъй: 4^nnpn2 pintp 4nUumrnUm^U UqшщшpnU^ üppb^iU, npi]^ pinji^, Ъp^mшuшpqnLp]шU h nmiUnqUbp^ VI hшüш2^шphш]^U фшnшшnU

String Quartet of Konstantin Agaparon Orbelian

Melikyan N. Z.

Applicant, Department of Music, Institute of Arts, NAS RA Lecturer in Yerevan State College of Pop and Jazz Art (special piano) (Yerevan, Armenia)

naira.melikyan11@gmail.com

Abstract: "String Quartet of Konstantin Agaparon Orbelian" - the article is dedicated to the composer's first major classical work, which brought him tremendous success, a gold medal and victory at the VI World Festival of Youth and Students.

Keywords: Konstantin Orbelian, String Quartet, VI World Festival of Youth and Students

Струнный квартет Константина Агапароновича Орбеляна - это первое крупное сочинение, которое принесло молодому композитору незаурядный успех. Струнный квартет, как жанр академической музыки (как правило, для двух скрипок, альта и виолончели) имел в ХХ веке большое распространение. Некоторые авторы отходили от классической 4-х частной структуры, сонатной формы, но популярность жанра была очень высока в середине ХХ века и привлекала многих молодых композиторов, в том числе молодого студента музыкального училища К.Ор-беляна. Конечно, на него повлияли квартеты композиторов имевших для него незыблемый авторитет. Квартет А.И.Хачатуряна (1933г.), Н.Я. Мясковского(1943г. 9-й, ре минор в 3-х частях), 15 квартетов Д. Д. Шостаковича, и конечно его любимого педагога Э.М.Мирзояна (1947г.) и др...

В 1952 году вынужденно отдалившись от легкого жанра и оставив работу в Эстрадном оркестре, К.Орбелян поступил в музыкальное училище им. Р.Меликяна. Этому способствовала музыкальная среда, в которую он попал. Это плеяда молодых, талантливых армянских композиторов - Александр Арутюнян, Арно Бабаджанян, Эдвард Мирзоян, и конечно же А.И. Хача турян, которые вывели армянскую музыку за пределы республики, страны и явились лицом яркой и самобытной национальной творческой школы. И именно они стали для К.Орбеляна образцом, а вскоре и личными друзьями. Имея уже к этому времени долголетний музыкальный опыт, основанный только лишь на чистой практике и природной одаренности. К.Орбелян говорил: «Я все слышал, но ничего не знал» [1, с. 13]. Все эти обстоятельства: напряженная обстановка в оркестре, разговоры о некой «идеологической

чуждости», напоминания о том, что он «сын врагов народа» и конечно же человеческая зрелость (24 года), когда он всерьез задумался о своем призвании и месте в жизни подтолкнули заняться своим профессиональным образованием и поступить на композиторское отделение, в класс Эдварда Михайловича Мирзояна. Благодаря своему учителю молодой композитор обратился к планомерной профессиональной учебе. Велика роль Э.М.Мирзояна в становлении Орбеляна-композитора. Э.М.Мирзоян был невероятно одаренным педагогом, воспитавшим целое поколение талантливых композиторов: Мартын Вардазарян, Арташес Картарян, Айк Манвелян, Ваге Айрапетян...и мн.др...(с 1943 г преподавал в Ереванской государственной консерватории, а с 1952года также преподавал в муз.училище им Р.Меликяна). «За блеском эстрадного, джазового музыцирования, которым Орбелян безусловно покорял даже самых искушенных музыкантов, Мирзоян угадал гораздо более глубинные пласты музыкальных и индивидуальных возможностей его натуры. Мирзоян помог сформироваться не только профессиональным навыкам, но, и это главное, способствовал становлению творческой личности композитора, рождению Орбеляна-ху-дожника» [1, с. 12]. Отношения двух музыкантов, ученика и учителя, прошли разные стадии и с годами переросли в прочую, теплую человеческую привязанность. Поступив на первый курс, пришлось также наверстать упущенное в общеобразовательных предметах, получив аттестат зрелости к концу первого курса. (Однако было не просто в 24 года сидеть на школьной скамье с 14-15 летними однокурсниками). А углубленные занятия теоретическими предметами, раскрыли перед молодым музыкантом его собственные большие возможности и подвели под них прочную теоретическую основу. Уроки композиции, проходившие в классе Эдварда Михайловича Мир-зояна, привели к переводу после окончания первого курса сразу на последний, четвертый курс. Именно за эти студенческие, училищные годы он сочинил вторую и третью части струнного квартета. Огромная жажда знаний и явно незаурядные способности, а самое главное, проявление поистине нечеловеческих усилий привели к окончанию училища экстерном, за два года.

Окончив муз. училище с отличием, К. Орбе-лян в 1952 поступил в Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса. Несмотря на бурную жизнь: концертмейстерские подработки в балете, создание балетных миниатюр, которые были поставлены Главным балетмейстером театра В. Варковицким (пользовались

большим успехом и много лет не сходили со сцены), организованный на радио инструментальный квинтет, который явился шагом к возвращению в любимый мир джаза - все это не помешало быть прилежным студентом консерватории. И только уже в консерватории К. Орбе-лян закончил начатый в училище струнный квартет, сочинив две большие части - первую и последнюю, четвертую.

В мае 1956 в Москве, Управление учебных заведений Министерства культуры СССР и Союза Советских композиторов СССР организовало смотр творчества молодых композиторов - студентов и аспирантов высших музыкальных учебных заведений страны. В нем приняли участие студенты композиционных отделений Московской ордена Ленина государственной консерватории им. Чайковского, Государственного музыкального-педагогического института им. Гнеси-ных, Ленинградский ордена Ленина государственной консерватории им. Римского Корсакого, Белорусской, Тбилисской, Харьковской, Алма-Атинской и др. консерваторий. Ереванская государственная консерватория им.Комитаса была представлена группой студентов - композиторов классов Г.Егиазаряна и Э. Мирзояна. Исполняли струнные квартеты К. Орбеляна и Д.Т Татево-сяна, соната для виолончели и фортепиано А. Тертеряна и др. композиторов. Концерты проходили в Малом зале Московской консерватории с большим успехом, которому способствовали исполнители - квартет им. Комитаса, студент Московской консерватории Ю.Егиазарян и др. В Центральном доме композиторов Москвы состоялось обсуждение и выступившие композиторы и педагоги отметили высокий профессиональный уровень студентов-композиторов Ереванской консерватории [2].

После дебютного успеха в Москве струнный квартет Орбеляна не выходил из репертуара Заслуженного коллектива Арм. ССР квартета им. Комитаса. 10 февраля 1957г. в малом зале Арм. Филармонии в концерте армянской камерной музыки, квартет им. Комитаса в своей программе с участием лауреата международного конкурса пианиста Виктора Мержанова, наряду с фортепианным квинтетом Э.Оганесяна, квартетом Степаняна исполнил квартет К.Орбеляна [3; 4].

Череда конкурсов и фестивалей в 1956году, следующих один за другим, на которых исполнялся квартет все более популизировали его, каждый раз получая все более высокую оценку зрителей и жюри.

В мае 1957г. Был проведен первый молодежный фестиваль Армении, где организационный комитет присвоил К.Орбеляну звание лауреата,

11-ое место и серебряную медаль за струнный квартет [5; 6].

В июле 1957г. в Москве состоялся Всесоюзный молодежный фестиваль, где Э. Оганесян удостоился первой премии за свой фортепианный квинтет, а струнный квартет К.Орбеляна получил вторую премию [7; 8]. Газета «Комсомолец» дала очерк фестиваля под названием «Представители Армении - лауреаты конкурсов Всесоюзного фестиваля молодежи»

[9]. В статье Г.Акопяна «Посланцы Армении на фестивале» писалось: «Лучшие представители армянской молодежи включены в состав делегации многонациональной советской

делегации..... Нашу талантливую молодежь

представляют композиторы Эдгар Оганесян, Константин Орбелян, певцы Эдуард Багдасарян, Аршавир Карапетян, канонистка Анжела Атабекян, дудукист Дживан Гаспарян и др.»

[10].

А уже 11 августа 1957 в газете «Комсомолец» под заголовком «Посланцы Армении - Лауреаты фестиваля» были опубликованы имена победителей VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Газета писала: «В течении десяти дней в театрах, концертных залах, клубах Москвы продолжались международные художественные конкурсы VI Всемирного фестиваля молодежи студентов. Сотни художественных коллективов и индивидуальных исполнителей многих стран мира приняли участие в конкурсах. 8 августа состоялось торжественное закрытие конкурсов..... На конкурсах с большим успехом

выступали молодые представители Армении. Все участвующие от Армении в Международных конкурсах фестиваля коллективы и индивидуальные исполнители стали лауреатами.

Звание Лауреата и золотую медаль получили молодая канонистка Анжела Атабекян и композитор Константин Орбелян за струнный квартет.

Звание лауреата и Серебряную медаль получили композитор Эдгар Оганесян за струнный квинтет, певцы А.Айдинян и А.Карапетян и дудукист Дживан Гаспарян.

Звание лауреата и бронзовую медаль получил мужской хор, скрипач Генрих Смбатян и др.» [11]. В том же номере газеты в статье Ал. Саакяна «Посланцы Армении на VI Всемирном фестивале молодежи студентов» описывается поездка делегации молодежи из Армении на VI Всемирный фестиваль в город Воскресенск. На разных концертных площадках города Воскре-сенска проходили концерты лауреатов фестиваля, дружеские встречи.

Все центральные и местные газеты освещали итоги на VI международном фестивале молодежи студентов мира, [12] а телестудия Еревана

27 августа включила в свою программу фильм «Московский фестиваль» [13].

Квартет принес большую популярность композитору и очень полюбился слушателям. Квартет им. Комитаса включил его в свою гастрольную программу в город Ленинакан 24 января.,

[14] 30января 1958 г. прозвучал в малом зале Арм. Филармонии.

17 мая 1958г., в новостроенном Доме композиторов Еревана, для участников первой Закавказской «Музыкальной Весны», был организован камерный концерт. Квартет им. Комитаса (в составе: А.Габриелян, Р.Давидян, Г.Талалян, С.Асламазян) исполнил квартеты К. Орбеляна и Э.Мирзояна, а также камерные произведения А.Бабаджаняна, А.Степаняна, К.Закаряна и др.

[15].

Благодаря всем этим успехам Константин Агапаронович Орбелян был принят в Союз композиторов СССР.

О том, что творчество К.Орбеляна стало заметным явлением, свидетельствует письмо Арама Ильича Хачатуряна, адресованное молодому композитору [1, с. 16-17].

«Дорогой Котик! Пишу это письмо тебе из подмосковного санатория «Барвиха». Здесь я нахожусь после двухмесячного пребывания в Кремлевской больнице из-за кровотечения язвы двенадцатиперстной кишки. Все это у меня случилось после моего последнего приезда в Армению.

Цель моего письма еще раз сказать тебе, что ты очень даровитый человек и что тебе следует заняться композицией по -настоящему. О чем ты думаешь? Ведь ты зря расточаешь свое огромное дарование.

Чтобы ты меня правильно понял бы, я хочу тебе сказать, что я не только положительно отношусь к легкому жанру, к твоему оркестру, но и считаю, что ты делаешь очень важное дело в своем эстрадном оркестре. Причем ты часто пишешь легкую с большим вкусом, и, если так можно выразиться, пишешь легкую музыку без кавычек. Работая в этом жанре ты можешь быть вполне уважаем, вполне обеспечен и вполне ценим.

Таким образом, ценя твою работу в эстрадном оркестре, тем не менее, я предлагаю тебе бросить это дело, заниматься эстрадным оркестром от случая к случаю.

Тебе нужно переехать в Москву и серьезно начать систематически заниматься теорией композиции. Не подумай, что я хочу, чтобы ты учился бы у меня. У кого ты будешь учиться -это вопрос второстепенный, важно, чтобы ты учился бы.

Я бы хотел бы, чтобы ты ответил бы мне на это письмо. Я хочу знать - что ты думаешь по этому поводу. Пока советую тебе не терять время и писать произведения в духе твоего квартета.

Если можно будь еще острее в своем гармоническом языке и помни, чтобы джазовые звучности не отразились бы в твоих сочинениях. Так называемой левизны не бойся в своих сочинениях потому, что ты столь реалистичен и народен в своих слушаниях, т. е. ты слышишь правильно - тебе не страшны увлечения остротами и формальными конструкциями.

Конечно, все это должно быть ограниченно . нельзя ставить перед собой задачи конструкции голой формы не думая о содержании. Так что пойми меня правильно.

Извини меня, что вторгаюсь в твои внутренние дела, но мой долг, долг старшего, долг совести, сказать тебе и предупредить тебя.

Прими мой привет и передай привет всем композиторам.

Твой Арам Хачатурян 27.09 1958г. Барвиха».

Так что же из себя представляет это сочинение, удостоенное золотой медали на композиторском конкурсе, посвященном Всемирному фестивалю 1957года и которое принесло такой грандиозный успех композитору в 27-28 лет?

Струнный Квартет К. Орбеляна - это произведение полное юношеской энергии, лирической непосредственности, прочно связанное с армянской народной музыкой, где следует, прежде всего, отметить живость его мелодии, естественность развития мысли и самое главное цельность сочинения.

Особенно интересно представлены первая часть и финал произведения. Они объединены общностью тематического содержания, романтической приподнятостью и насыщенной патетикой. Используя элементы главной партии из первой части, автор существенно драматизировал и трансформировал их в финале квартета. Еще в экспозиционных разделах интенсивное развитие получают основные музыкальные образы. Таковы, например, главная и побочная темы в экспозиции первой части, где обе написаны в динамической трехчастной схеме.

Главная партия Allegro patetiko с самого начала подвергается активному развитию. Нельзя не отметить известную близость ее характера и рисунка с началом Девятого квартета Н. Мясковского (ре минор в 3-х частях) написанного в 1943 году. А певучая и элегическая поначалу побочная партия получает еще больше напряженности развития. Одной из сильных сторон дарования молодого композитора, как отмечали критики Л.Кренкель и Н.Пейко (Н.И.

Пейко-был педагогом по инструментовке Э. Мирзояна в Московской музыкальной студии при Доме культуры Армянской ССР) в статье про К.Орбеляна, [16, с. 45] являлось умение придавать яркую мелодическую

выразительность широко развернутым разработочным построениям. И именно этим дарованием К.Орбелян часто пользовался в создании своих сочинений, а также в джазовых импровизациях.

Связь тематического материала с армянскими народными истоками особенно ярко проявилась в побочной партии первой части. Постепенно нисходящее движение мелодической линии ^8-Й8-е^-а8)надо отметить как одну из национальных черт, ясно ощущаемое в приведенном примере. Типичную для многих мелодий народов Востока эту структурную особеннсть, уловили даже многие русские классики (ярчайший пример - вступление и заключение «Грузинской песни» С.Раханинова) [16, с. 45].

Постепенным включением инструментов pizzicato начинается разработка. Этот прием был очень свойственен для эпохи, новатором которого был Веберн: исполнение быстрых пассажей pizzicato. И конечно же, этот эффект настораживает внимание слушателя перед драматургическим, наиболее важным разделом первой части.

Кульминация разработки представляет собой драматизированный марш - прием хоть и не новый, но в данном случае использованный очень выразительно. В репризе наиболее интересна лаконичная кода, особенно ее патетическое заключение; в начале коды автор использовал так называемую «гамму Римского Корса-кого» или лад уменьшенного септаккорда («гамма тон-полутон»). В данном случае оно использовано довольно механично, видимо это тенденция к джазовой музыке,...может это и имел в виду А.И.Хачатурян предупреждая чтобы «джазовые звучности не отражались в сочинениях».

Как уже говорилось выше, финал как бы продолжает развивать драматическое начало, заложенное в первой части квартета. Рефрен преобразовывает начальные интонации ее главной партии в плане драматизированного армянского народного танца.

Очень интересен по своей структуре финал квартета. Лирически-взволнованный первый эпизод финала по настроению близок побочной партии первой части, в то время как по рисунку он несколько напоминает главную партию.

Во втором эпизоде финала Andante fun ebre, продолжающем развитие главной партии первой части, он приобретает черты траурного марша, достигая кульминации своего развития.

Вторая часть квартета - это традиционно стремительное легкое скерцо с распевной средней частью, которая служит необходимой разрядкой между драматической первой и лирически напряженной третьей частями. Музыковеды Н.Пейко и Л.Кренкель назвали вторую часть « Дивертисментной».

Если в финале квартета большую роль играют эпизоды, вырастающие из трансформированной главной темы, первой части, то третья часть квартета, это выразительное певучее Andante me sto, так же как и первый эпизод финала, интонационно и эмоционально связана с побочной партией Allegro. Эту связь можно усмотреть не только в характере музыки, но и в близости мелодических образов, сходстве фактуры, а также и в особенностях развития.

Элегическая по своему характеру тема третьей части, вначале, как и в побочной партии первой части, приобретает затем экспрессивно -патетический характер. В этой части, как и в других, много выразительной полифонии: лирический дуэт первой скрипки то с альтом, то с виолончелью на фоне других голосов второго плана.

Московская критика писала: «Молодой композитор показал в квартете хорошее владение классическими приемами, позволяющими достичь сочетания многообразия и единства в крупной форме. Это осуществлено на основе музыки,- пусть еще не очень самостоятельной, как в целом, так и в деталях, но очень живой, непосредственной и эмоционально заразительной.

Струнный квартет иногда считают одним из самых «немассовых» камерных жанров. В то же время в этом жанре многие выдающиеся композиторы прошлого и настоящего времени создали ряд замечательных произведений. Вслед за классиками творчество советских композиторов (достаточно назвать хотя бы Н.Мясковского, Д. Шостаковича, В. Щебалина) показало, что при всей скупости средств, а отсюда и «строгости» композиторских приемов, квартетная музыка способна нести в себе прекрасный мир мыслей и чувств, вполне доступных широкому кругу слушателей. И, конечно, квартетная музыка способна выражать эти мысли и чувства средствами, не менее яркими и доходчивыми, чем любой другой жанр музыкального искусства» [16, с. 45].

Список использованной литературы

1. М.Берко Константин Орбелян Ереван. Луйс. 1990.

2. «Коммунист» «Смотр творчества молодых» корр. газ. «Коммунист» Ереван 11мая 1956г. №110.

3. «ип^Ьшш^шЬ чшциишшЬ» Ереван, газета №35, 10 февраля1957 объявление на армянском языке.

4. «Коммунист» объявление «Вечер армянской камерной музыки» газ. Ереван 9февраля 1957г. №34

5. ИЬдЬ^ш СшИЬшршрциЬ «Ьр^щшишрцш^шЬ фЬиш^ш^ 1шшрЬшшЬЬрр» газ.«и4шЬршрц», Ереван 1июля №66 1957г

6. Ь ^р2шЬ)шЬ «Рпд^щпЫ \ фЬиш^шф 2шИр». Газ. Ереван «Орш^шЬ рЬрр»,1957г. 9 июня №21 на арм.яз.

7. БИии ; «Ьр^тшишрцтр^Ь Ьш^ш^т.рЬЬш-^шЬ фЬиш^шф дЬцшрфищш^шЬ ^пЬ^три-ЬЬрпЫ ИшцрпцЬЬрр» «Ш^Ьтт^шЬ -<ш,|шитшЬ», 1957г. 5 июля №157.

8. ч.^шЬрциЬ «ФЬиш^ш^ ^Ьр 1шП1рЬшшЬЬрр ». газ. «ип^Ьшш^шЬ -ш|шишшЬ», .Ереван 1957г.24 июля №173 на арм. Яз.

9. ТАСС «Представители Армении лауреаты конкурсов Всесоюзного фестиваля молодежи» газ «Комсомолец» , Ереван 1957г.12июля №83.

10. ^.^ш^прзшЬ «-<щ|шитшЬ^ щштфрш^ЬЬрр фЬит^шр^» газ. «ип^Ьшш^шЬ -ш|шитшЬ» Ереван 28 июля 1957г.на арм. .яз.

11. Ал.Саакян «Посланцы Армении на VI всемирном » газ. «Комсомолец» 11 августа 1957г. №96.

12. БИЦи «Цпиадш^ фЬищМшрд^» «ип^Ьшш^шЬ -<щ)шитшЬ» газ. 10 августа 1957г. №188 на арм.яз.

13. ЪрЬ^шЬ^ ЬЬппштштЬитрдшЬ иттц^ш» объявление, газ.«ип^Ьтш^шЬ чшциишшЬ» Ереван 25августа,№201.

14. «РшЬ^пр», объявление на арм. зыке, газ. Ленинакан 23 января, №19.

15. БИии «ЬрЬ^ ^Мщп^щпЬЬр^ шшЬр» Газ. «ип^Ьшш^шЬ -<щ)шитшЬ»,Ереван, 18мая 1957г, №116 на арм яз.

16. Л. Кренкель, Н. Пейко «Струнный квартет К.Орбеляа» Жур.«Советская Музыка» №12 Москва.1957г.

Сдана/^шШйф1Г 20.04.2020 Рецензирована/0-рш^пиф1 £ 22.04.2020 Принята/^йцтй^Щ £ 26.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.