Научная статья на тему 'СИМФОНИЯ КОНСТАНТИНА ОРБЕЛЯНА'

СИМФОНИЯ КОНСТАНТИНА ОРБЕЛЯНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Կոնստանտին Աղապարոնի Օրբելյան / Սիմֆոնիա / Օհան Դուրյան / KONSTANTIN ORBELIAN / SYMPHONY / OհAN DURYAN / КОНСТАНТИН АГАПАРОНОВИЧ ОРБЕЛЯН / СИМФОНИЯ / ОГАН ДУРЯН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Меликян Наира

Цель статьи - дать целостную характеристику Первой симфонии Константина Агапароновича Орбеляна. Представить и описать симфонию как одно из ярких и значимых произведений автора в жанре классических произведений. Изучить процесс становления, адаптации и эволюции творчества К.Орбеляна в контексте музыкальной культуры Армении середины ХХ века. Его место, значение и высокая оценка на всесоюзном конкурсе молодых композиторов 1962 года. Определены следующие задачи: изучить материалы газет, статьей, записи исполнения, отзывы и интервью современников композитора посвященных данному произведению. Описать историю создания на основе имеющихся материалов, провести анализ партитуры всех частей симфонии. С учетом контекста поставленных целей и задач избран метод исследования музыкальной семантики и целостного анализа. Задействованы труды отечественных музыковедов. В результате исследования было сделано заключение. Сопоставление черт академической, национальной и джазовой музыки в Первой симфонии дает основание рассмотреть проблему существования «двух стилей» в творчестве К.Орбеляна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KONSTANTIN ORBELIAN'S SYMPHONY

The purpose of the article is to give a holistic description of the First Symphony of K.Orbelian, to present and describe the symphony as one of the brightest and most significant works of the author in the genre of classical works as well as to study the process of formation, adaptation and evolution of K.Orbelian’s creativity in the context of the musical culture of Armenia. The following tasks are defined: firstly, to study the materials of newspapers, articles, recordings of performance. Secondly, to describe the history of creation based on available materials. Thirdly, to analyze the Symphony. Taking into account the context of the goals and objectives set, the method of studying musical semantics and holistic analysis was chosen. A comparison of the features of academic, national and jazz music in the Symphony gives reason to consider the problem of the existence of “two styles” in the work of K. Orbelian.

Текст научной работы на тему «СИМФОНИЯ КОНСТАНТИНА ОРБЕЛЯНА»

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ

SCIENTIFIC ARTSAKH

НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(5), 2020

СИМФОНИЯ КОНСТАНТИНА ОРБЕЛЯНА*

УДК 78.072

НАИРА МЕЛИКЯН

соискатель отдела музыки Института искусств НАН РА;

преподаватель Ереванского государственного колледжа эстрадно-джазового искусства (специальное фортепиано), г. Ереван, Республика Армения naira. melikyan11@,gmail. com

Цель статьи - дать целостную характеристику Первой симфонии Константина Агапароновича Орбеляна. Представить и описать симфонию как одно из ярких и значимых произведений автора в жанре классических произведений. Изучить процесс становления, адаптации и эволюции творчества К.Орбеляна в контексте музыкальной культуры Армении середины ХХ века. Его место, значение и высокая оценка на всесоюзном конкурсе молодых композиторов 1962 года.

Определены следующие задачи: изучить материалы газет, статьей, записи исполнения, отзывы и интервью современников композитора посвященных данному произведению. Описать историю создания на основе имеющихся материалов, провести анализ партитуры всех частей симфонии. С учетом контекста поставленных целей и задач избран метод исследования музыкальной семантики и целостного анализа. Задействованы труды отечественных музыковедов.

В результате исследования было сделано заключение. Сопоставление черт академической, национальной и джазовой музыки в Первой симфонии дает основание рассмотреть проблему существования «двух стилей» в творчестве К. Орбеляна.

Ключевые слова: Константин Агапаронович Орбелян, Симфония, Оган Дурян, лауреат премии всесоюзного конкурса молодых композиторов 1962 года.

«...И еще одна симфония молодого композитора. На этот раз автора популярных песен, мастера импровизации, человека, чуть ли не вся жизнь которого проходит в гастролях руководимого им Государственного эстрадного оркестра. Речь -о Константине Орбеляне. О его музыке. Талантливой. Такой, что будит воображение, заставляет думать, размышлять, а в чем-то и спорить. Джаз и симфонизм, их «взаимоотношения», их своеобразная борьба в душе и творчестве музыканта».* 438Так писала высокая критика из Москвы в 1962году о произведении, которое на всесоюзном конкурсе молодых композиторов получила премию. А для К.Орбеляна создание симфонии это - «Самое счастливое событие в моей композиторской жизни»439.

Симфония, как известно, самый сложный и многообразный жанр, где наиболее остро и отчетливо выявляются тенденции современности вместе со степенью традиционности. Круг образов, бытовавший в ранних классических произведениях К.Орбеляна и черты стиля с особой силой и убежденностью выражаются именно в симфонии. В период создания симфонии К.Орбелян переживал глубокое увлечение творчеством Д.Д.Шостаковича,

* Հոդվածը ներկայացվել է 16.04.2020թ., գրախոսվել' 21.04.2020թ., տպագրության ընդունվել' 10.07.2020թ.:

438 Л. Генина. Опус первый, «Советская музыка» 1962г., №11, С. 21.

439 Берко М. Константин Орбелян. Ереван, «Луйс», 1990, С. 18.

187

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(5), 2020

внимательно изучал партитуры А.И.Хачатуряна. Его любимыми произведениями стали также Полифоническая соната и трио А. Бабаджаняна, квартет Э. Мирзояна, инструментальная музыка А.Арутюняна, симфония Д.Тер-Тадевосяна. В этих произведениях, по признанию самого композитора, его привлекали смелость поисков, яркость творческих результатов440. Симфония Орбеляна тем не менее не затерялась среди многочисленных симфоний его современников. Она исполнялась в Ереване, Москве, за рубежом, была отмечена премией на всесоюзном конкурс была издана в 1965 году в Москве издательством «Музыка» и записана на пластинку. Симфония по праву занимает первое место в ряду классических жанров в творчестве Орбеляна. Связь композитора со временем, в котором он жил, была многообразной, включая в себя дедуктивные и индуктивные черты: ощущение художником того времени, которое выражает и место его произведения на фоне других явлений музыкального творчества. Чтобы яснее выявить значение данного произведения, надо обязательно вспомнить тот период времени, эпоху когда создавалась симфония. Это период, который стал уникальным в истории армянской музыки. «В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов армянская симфония сделала такой мощный рывок, что стала явлением, далеко выходящим за рамки национальной школы.

....непохожесть одного произведения на другое, парад индивидуальностей, разность

тематики, смелое решение проблем симфонической формы привлекло к армянской симфонии всеобщее внимание. Вместе с тем отмечалось, что при самобытности каждого автора, их объединяла принадлежность к армянской музыке, национальному музыкальному языку. Хотя и сами подходы к фольклору были неодинаковы»441 442.

В течение 3-4 лет, друг за другом стали появляться симфония для литавр Э.Мирзояна, две симфонии Дж.Тер-Тадевосяна, Первая симфония А.Арутюняна, симфония №1 Э. Оганесяна, симфония Г. Егиазаряна «Раздан» и, конечно, симфония К. Орбеляна. Все они прочно вошли в историю современной музыки и определили во многом дальнейшие успехи армянского музыкального творчества. Как уже говорилось выше, симфония как самый сложный жанр - это свидетельство подлинной зрелости композиторской школы, потому что симфоническое мышление - высший вид творчества, требующий от автора быть во всеоружии не только профессионально, а также требует быть способным понять и обобщить значительные события в жизни общества, будь то история или современность. Симфония явилась яркой и неожиданной ветвью армянского симфонизма. Как пишет М.Рукхян: «Неожиданная, потому что к жанру симфонии обратился композитор, творчество

„ „ 442

и деятельность которого прочно связаны с эстрадной музыкой» .

В послевоенные годы многие молодые композиторы совмещали в своем творчестве легкую и серьезную музыку. Примеров достаточно: А.Бабаджанян, А.Арутюнян,

А.Аджемян, А. Эшпай, Г. Свиридов, В. Дюкельский и мн. др. Константин Орбелян широкой общественности в большей степени был известен как композитор эстрадной музыки. Именно эстрадной музыкой он начал свой творческий путь и до конца жизни с любовью продолжал заниматься этим жанром, руководя Государственным эстрадным оркестром Армении, сочиняя музыку и песни в этом жанре. Яркая, впечатляющая мелодия, острый и живой ритм, искусная, нешаблонная гармония - вот отличительные черты наилучших песен и эстрадных произведений К.Орбеляна, которые очевидно свидетельствуют о серьезном и профессиональном подходе к этому жанру. К сожалению, многие современники композитора имели предвзятое к его творчеству отношение: «....мы еще не научились, как должно относится к эстрадной музыке. Не найдете, например, ни одну серьезную статью про эстрадные произведения К. Орбеляна. Наоборот, кто хочет ни за что, просто так,

440 Там же.

441 Там же, стр. 28.

442 Рухкян М. Армянская симфония. Исследовательские очерки. Ереван, Издательство АН Арм. ССР, 1980, стр. 60.

188

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(5), 2020

может упрекнуть автора или с укором похлопать по плечу. Это принятое дело, считается

443

естественным» .

Исключительную роль в судьбе Орбеляна сыграл Эдвард Михайлович Мирзоян, который во многом поддержал и повлиял на становление молодого композитора и в его планомерной профессиональной учебе. Благодаря огромной жажде знаний и незаурядным способностям Орбелян с отличием и экстерном окончил музыкальное училище и поступил в консерваторию.

Впервые К.Орбелян к серьезной музыке обратился своим струнным квартетом. И это абсолютно не было удивительным. Многие композиторы так начинали свой творческий путь. Обращение к камерному ансамблю было хорошим «стартом», здесь начинающий композитор мог попробовать свои силы, а в дальнейшем воплощать в жизнь широкие симфонические полотна. Обращаясь к серьезной музыке впервые, К. Орбелян сразу проявил такой высокий уровень профессионализма, что могли бы позавидовать даже более опытные и более известные композиторы современности. Квартет обратил на себя внимание прежде всего совершенством строения, гармоническим соотношением всех элементов. Музыка течет естественно и плавно, очаровывая красотой музыкальных персонажей, теплотой и искренностью лирических всплесков души. Высокие достоинства квартета были оценены в 1957 году на состоявшемся в Москве VI Всемирном конкурсе фестивале молодежи и студентов, где этому произведению была присвоена Первая премия и золотая медаль. Это был грандиозный триумф, где председателем жюри был Д. Шостакович, а само произведение вошло в репертуар квартета им Комитаса. Большой успех молодого композитора был очевиден: Орбелян показал, что свободно владеет всеми навыками классической формы письма, что более важно, органичное их применение и создание ярких образов национального характера. Он своим квартетом сразу поднялся на тот общий уровень, где в то время находилась наша музыка. По своим масштабам для первого значимого произведения это было очень много. Но вместе с тем это было неудовлетворительно, квартет свидетельствовал о высоком профессионализме К.Орбеляна, его ярких музыкальных способностях, но в этом произведении композитор еще не проявил себя как независимый художник с присущим только ему особым мышлением и композиторским письмом. «Насколько бы высоко не ценился квартет, который будет иметь еще долгую концертную жизнь, в общем смысле он имеет проходное значение и для

444

истории армянской музыки и даже для творческого пути самого композитора» .

После квартета Орбелян начал писать симфонию. «Почти год он не занимался эстрадным оркестром и посвятил его созданию Симфонии, в 1961 году она была представлена в качестве дипломной работы при окончании консерватории, которая затянулось из-за большой занятости делами оркестра»445.

Симфония писалась долгое время, перерывами. «Композитор отказался от первого почти уже законченного варианта симфонии. Музыка этого варианта, в обычном стиле уже звучала в квартете, который, видимо, не удовлетворял композитора. Он продолжал настойчиво искать новые возможности и новый стиль. Результатом стал новый вариант симфонии, который автор представил Ереванской слушательской аудитории, а чуть позже и Таллинским слушателям. Симфония ожила.. ..»446.

К. Калантар в своей статье «Наши славные друзья» писал: «Потом (после квартета-от авт.) снова было много песен. Музыки к кинофильмам. Много эстрады. Руководство Эстрадным оркестром требовало массу времени.. И все же. Симфония рождалась

443 Геодакян Г.

арм. языке).

444 Там же.

Симфония К.Орбеляна. Журнал «Советакан арвест», 1962, №10, стр. 36 (на

’ Берко М. Указ. соч., стр. 18.

’ Геодакян Г. Указ. статья, стр. 36.

189

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(5), 2020

медленно .... Полтора года упорного труда ... наконец-то написан последний такт. В 1962 году на всесоюзном конкурсе молодых композиторов симфония Орбеляна получила премию. А несколько месяцев назад К.Орбелян был в Праге. Его симфонией заинтересовались чехословацкие музыканты. К сожалению, ереванцы познакомились с ней совсем недавно: спустя три года после создания она впервые была исполнена у нас на ереванском туре Закавказской музыкальной весны»447.

Первая симфония К. Орбеляна для большого симфонического оркестра в трех частях впервые была исполнена 1 февраля 1962 года в Ереване оркестром Армянской филармонии под управлением Огана Дуряна. Сложно словами передать содержание симфонии. Будучи «самой лирической из всех музыкальных форм» (П.И. Чайковский), симфония включает в себя самые преданные мысли и чувства композитора. Если мы на конкретном языке понятий, терминов передадим мысли и чувства композитора, персонажи, которые воплощают сложность психики «лирического героя» симфонии, то они потеряют свое наиболее существенное качество, т.е. свою особую выразительную силу. Очень образно и красиво заметил Г. Геодакян: «Грубые прикосновения мгновенно уменьшат всю яркую красоту почти невидимых красочных переходов, тонкого сочетания огней и пыли с крыльев бабочки. Останется грубый скелет, голая схема». И это естественно, если бы возможно было бы все передать словами, то не было бы музыки. Это верно для каждой симфонии, для симфонии Орбеляна особенно. Композитор отошел от традиционной схемы принятия четырех обязательных частей симфонии. И не просто формально, а на самом деле. «Неистовый динамизм современной жизни так захватил воображение композитора, что он первоначально сочинил симфонию в двух частях, которые прямо-таки состязались в нагнетании «внутренней лихорадки». Однако присущее Орбеляну чувство формы подсказало ему необходимость выхода в иную сферу. Между частями появилось небольшое лирическое отступление, вторая часть - короткий вздох между бегом на большие дистанции в этом «безумном, безумном мире»448.

Это талантливое и оригинальное воплощение традиций классического симфонизма на национальной почве, с современным мышлением, ярким самобытным почерком, свежестью музыкальных идей. Напряженность, динамичность века, века сверхмощных скоростей, ускоренного темпа - вот подтекст симфонии. «Написанная для большого симфонического оркестра, насыщенная живописными образами, пронизанными динамикой, эта симфония продолжает традиции хачатуряновского симфонизма и в то же время стремление к камерности, прозрачности звучания, к обнаженности полифонической ткани, к линеарности выявляет тенденции, столь ярко выраженные в последнее время в армянской симфонической музыке, связанные с новым прочтением традиций Комитаса и с глубоким творческим осмыслением музыки Шостаковича»449.

В большинстве армянских симфоний форма жанра занимает видное место с особым акцентом на содержание музыки. В своей симфонии Орбелян отказался от использования скерцо, жанровых и танцевальных персонажей. Он сосредоточил все свое внимание на выявлении внутреннего драматического конфликта. Одной из важных особенностей симфонии является ее высококонцентрированное проявление лирико-драматического содержания. Использование лейтмотивизма в симфонии напрямую связано с этой особенностью. Принцип лейтмотивизма широко используется в инструментальной музыке, однако Орбелян применяет этот принцип органично и очень интересным образом. В симфонии Орбеляна есть два главных мотива. Первый мотив представлен в самом начале симфонии, во вступительном разделе первой части. В исполнении альтов, виолончелей и контрабасов эта тема звучит сдержанно и слегка мрачновато. Спокойный неспешный ритм

447 Калантар К. Наши славные друзья. Газета «Коммунист», 30 июня, 1965, №89.

448 Берко М. Указ. соч., стр. 30.

449 Рукхян М. Указ. соч., стр. 61.

190

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(5), 2020

сопровождается мелодической линией с выраженной неустойчивостью и звучанием мрачного колорита. Это создает образ глубоких раздумий, раздумий, которые сдержанны в проявлении, но внутренне напряжены и взволнованны. Мелодия не имеет четких границ и кажется, что ни где не заканчивается. Мысль работает постоянно, унося нас через секреты сознания, восстанавливая в нашей памяти то нужное, важное, незабываемое. Тему вступления М.Рукхян сравнивает с армянским церковным пением. «Естественно, это очень древняя и традиционная область армянской музыки. Однако архаичность мелодики, ее строгий, аскетичный колорит сочетаются с острым по-современному, даже несколько урбанистическим стилем ее развития. Это стиль всего тематического развития симфонии, который как бы соединяет в себе прокофьевскую остроту интонирования и аскетический профиль армянской духовной музыки»450 451.

И вот картина стала проясняться, очертания стали более определенными, стала звучать тема главной партии. Эта тема (poco a poco accel.), которая непосредственно связана с темой вступления, является одной из преобразований лейтмотива. Но то, о чем можно было только догадываться во вступлении, уже вспыхивает здесь с полной силой. Мощное и взрывное tutti воинственной главной партии обрывается на септимовом скачке. Атмосфера сразу накаляется. Музыкальная речь становится тревожной и живой, c признаками трагического отчаяния и разочарования. В партии кларнетов и фагота появляется как отголосок, неполная фраза темы вступления вновь с остановкой на септимовом скачке. Солирующие «размышляющие» мелодии деревянных инструментов в то же время прерывают драматизм. И вновь новая часть (Andante con moto, rubato), новая картина. С появлением темы побочной партии становится ясным весь процесс возникновения тем. Тема побочной партии в поэтическом сочетании первых скрипок и флейт (новая трансформация лейтмотива вступительной темы) звучит лирично и мечтательно. Драматические воспоминания, кажется, пытаются погасить «искру» острого лирического ощущения. Тема поднимается все выше и выше, очаровывая нас своим свободным и широким дыханием, теплотой живых человеческих эмоций. Но музыкальный колорит постепенно становится мрачным, и звучание оркестра нарушается трубой. Эта тема со своим образно-смысловым значением контрастирует с предыдущими музыкальными темами. Это второй лейтмотив симфонии (после темы вступления), который играет главную роль в драматургии симфонии. Она наполнена огромной внутренней силой, в ней звучит воля к жизни и борьбе. И хотя второй мотив в экспозиционном разделе еще не достиг значительного развития, соло медных инструментов возвращает нас в сферу размышлений. Тем не менее, в нашей памяти сохраняется то, что оригинальный, своеобразный «призыв к жизни» и музыкальное «действие» становятся активными и целенаправленными. Таким образом, экспозиционный раздел первой части раскрывает симфонический стиль Орбеляна и характерную музыкальную драматургию. Выражаются они в уловке композитора,

- 451

которую можно сравнить с уловкой «кроссовера» , которая используется в кинопроизводстве. Воспоминания о прошлом, кажется, внезапно становятся жизненно важными и конкретными, события воскрешаются, затем действие возвращается к внутреннему плану, к сфере мыслей и размышлений автора, затем снова к новому живому образу, который снова прерывается кадром «отражения» автора. В роли «авторских размышлений» солируют деревянные инструменты. Музыкальное «действие» здесь, кажется, постоянно развивается двумя способами: внутренним и внешним. Но ошеломляет размышление автора, что он так настойчиво ищет смысл и значение живых образов, которые он воплотил в жизнь. Быстрое чередование резких контрастных музыкальных «кадров», что естественно в такой музыкальной драматургии, могло привести к грубой

450 Там же, стр. 62.

451 Кроссовер — сюжет или событие фильма или сериала, в которых оказываются вместе персонажи нескольких различных фильмов.

191

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(5), 2020

обрывчатости в композиции. Но благодаря использованию лейтмотивной системы, Орбелян во многом избежал опасности. Контрастные музыкальные образы, порожденные одним и тем же мотивом вступления, естественно воспринимаются как звенья в той же цепочке, что и логическое развитие ведущей музыкальной идеи. При таком сочетании тематического материала музыкальное повествование становится твердым и завершенным. Это и является тем органично примененным принципом лейтмотивизма симфонии, где мотив не является диктаторской схемой, «модным» атрибутом в композиции, а естественным и необходимым средством, без которого воплощение данной художественной идеи было бы невозможно и без которого композиция этой симфонии была бы подорвана. Хотя не все идеально:

«...Следует отметить, что в первой части симфонии, ...в разработке, ощущается некоторая

фрагментация музыкального материала. Не всегда ясна логика связи между отдельными музыкальными эпизодами, а некоторые из них даже кажутся случайными. Это снижает художественную ценность этого раздела I-ой части» .

Но и в этом разделе также есть страницы, которые были мастерки сделаны: в конце раздела разработки, со «страшным» звуком тромбонов и труб, тема вступления становится более зловещей и агрессивной. Создается сильное впечатление хорошо подготовленной трагической кульминации, где главный конфликт I-ой части достигает чрезвычайно резкого и драматического звучания.

Вся симфония - это грандиозная трехчастность, вбирающая в себя сонатность I и III частей и сквозное развитие II. Вторую часть даже можно назвать лирическим эпизодом между частями, где сонатная I часть является расширенной экспозицией тематического материала всей симфонии, а II и III части -локальные разработки основных образов I части. Продолжая развиваться в «двойном плане», музыка второй части в отличие от первой, кажется написанной тонкими акварельными красками. «Разные персонажи проходят сквозь друг друга как серия воспоминаний: порой грустные и печальные, порой нежные и мечтательные, с внутренней теплотой и яркостью. В этом уникальном лирическом интермеццо, воспоминания иногда приобретают силу непосредственного, живого события,

453

а иногда оказываются в тумане и теряются далеко в душе.» » .

Сквозное развитие II части приводит к рождению новой темы в исполнении флейты: легкого, аморфного ощущения воздуха. Это предвещение III части, где воспоминания теряют свое приоритетное значение. Жизнь становится доминирующей, с жестким циклом контрастных событий, неослабевающей борьбы страстей. Музыка III части своей динамикой, темпом и выразительностью является уникальным, дерзким и смелым явлением, особенно, для своего времени и не имела аналогов по своему характеру в армянской симфонической музыке. Орбелян здесь в полной мере раскрывает свои способности как симфонист. Он использует динамические возможности оркестра с удивительным мастерством для молодого композитора, здесь наверняка сказался опыт работы дирижером в эстрадном оркестре. Оркестр демонстрирует всю свою силу, мощь, свободно и гибко реагируя на каждые намерения автора, очень ярко и хорошо выражая как острую драму, так и напряженную динамику быстро развивающегося музыкального действия. Это впечатление жизненной силы и мощи также является результатом создания автором многочисленных полифонических текстур с богатым разнообразием ритма и богатой фактуры подголосочной полифонии. Последнее, как справедливо указывает А. Григорян, действительно производит большое впечатление452 453 454.

У Орбеляна необыкновенно острое чувство ритма. Тематические трансформации мотивов продолжают развиваться в III части. Особенно широкой обработке подвергается

452 Геодакян Г., Указ. статья, стр. 38.

453 Там же.

454 Григорян А., Симфоническая музыка. Журнал «Советакан арвест», 1962, № 6, стр. 25 (на арм. языке).

192

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(5), 2020

второй мотив, который, как уже говорилось, призывает к жизни и борьбе. Мотив здесь становится доминирующим, и в конце III части он мастерски утверждает себя в победном звуке трубы на фоне играющих барабанов. Как заметила М.Рукхян, «драматургия всей III части симфонии строится на динамических переходах из одной ритмической сферы в другую, например, переход с восьмых на синкопированные шестнадцатые». Отсюда и джазовый колорит в симфонии, ритмы, являющиеся «пружиной» действия. Но именно эта джазовость и является неотъемлемой чертой, лицом и подчерком Орбеляна. Даже предостережения и наставления А.И.Хачатуряна в письме композитору не смогли отвести его от жанра: «Если можно будь еще острее в своем гармоническом языке и помни, чтобы джазовые звучности не отразились бы в твоих сочинениях». Конечно гармонический язык в симфонии острый, богатый, напряженный и очень разнообразный. Джазовые приемы голосоведения (прямолинейные параллели) хоть и отсутствуют, но дух и царство джаза в произведении выдает темперамент, ритм, импровизационная свобода некоторых эпизодов. Все звучит очень органично, естественно и современно. Заключительный раздел симфонии, финал, - это яркий, пафосный кульминационный момент всей симфонии, который по своей природе контрастирует с трагическим кульминационным моментом I части и завершает все развитие произведение. Г. Геодакян так трактует концовку: «...герой симфонии, пройдя сквозь драматические, порой даже трагические потрясения, смог снова вернуться к жизни, теперь перед ним открылось прекрасное будущее». Это автобиографическое откровение (учитывая многие факты биографии композитора) в музыке выражается так: ярко и лирично звучит второй мотив у медно-деревянных инструментов, затем струнные внезапно подхватывают эту мелодию и дают ей широкое песенное дыхание. Сверкающее, оптимистически настроенное позитивное чувство углубляется, расширяется и достигает большого энтузиазма и вдохновения. Вот он, долгожданный свет!! Так заканчивается музыкально-драматический рассказ композитора середины ХХ века современным музыкальным языком о современной ему действительности.

В армянской музыке этой эпохи достаточное количество симфоний проводят параллели со временем, с действительностью. Но большей частью страницы этих произведений связаны или с трагическим прошлым Армении (А.Хачатурян, Дж.Тер-Тадевосян (I симф.), А. Степанян, Г.Егиазарян, А. Арутюнян, Э. Оганесян идр. симф. -ии), или с Великой Отечественной войной (А.И. Хачатурян, Дж. Тер-Тадевосян 2симф.). К. Орбелян, как и его учитель Э.Мирзоян в своей симфонии, пробует все произведения посвятить современной действительности, без взгляда на прошлое. История жизни, которую изобразил Орбелян в своей симфонии, передает жизнеутверждающий пафос, героический дух, но вместе с тем этот герой, прошедший тяжелый путь, преодолел большие, порой даже трагические препятствия. Автор стремится понять и дать смысловую оценку явлениям современной действительности. Показать всю сложность и противоречие реальности вместе с достижениями и ошибками, с великими делами и с серьезными иллюзиями. В этом стремлении видно и осуждение культа личности, несправедливость, переживание яркого периода и бурного расцвета нашего искусства. Новое время, новая тема требует новых выразительных средств. Используя широкий опыт современной музыки, особенно в творчестве Д.Шостаковича, который в своих симфониях ярко отображал тему «становления личности», Орбелян нашел свой, принципиально своеобразный язык «орбеляновского» сочинительства. Композиционный язык Орбеляна гибок и богат, довольно национален и способен проявить взрывной динамизм века, и сложный внутренний мир современника. Критика в свое время обвиняла Орбеляна в отсутствии «органичности» языка , может язык был недостаточно «окрепшим», но именно несмотря на сложный и непривычный язык, своей волнующей непосредственностью, 455

455 Там же.

193

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(5), 2020

образностью адресован широкому слушателю. Истинная ценность симфонии - это непосредственная связь с духом своего времени, которая даже может быть актуальной и в наши дни. «Всякий успех - испытание для человека. В тридцать с небольшим лет быть заслуженным артистом своей республики, популярным гастролером, композитором, тепло привечаемым на киностудиях, - все это не так мало, не правда ли? А тут еще Симфония. Не прошло несколько месяцев после создания, как уже исполняется в Москве (и прекрасно; она этого заслуживает). Словом, многое в творческой биографии композитора складывается в последнее время благополучно. И так легко поверить, что уже достиг всего! Что теперь только и дел развивать найденное, закреплять успех, шагать по обретенной дороге. А на самом деле дорога - вот она, только начинается...»456 Автор был прав: впереди был балет «Бессмертие», незабываемые песни, ставшие шлягерами, музыка для кино, ставшие стандартом джазовые произведения и долгий, яркий путь на посту руководителя Г осударственного эстрадного оркестра Армении.

ԿՈՆՍՏԱՆՏԻՆ ՕՐԲԵԼՅԱՆԻ ՍԻՄՖՈՆԻԱՆ ՆԱԻՐԱ ՄԵԼԻՔՅԱՆ

ՀՀ ԳԱԱ արվեստի ինստիտուտի երաժշտության ֆակուլտետի հայցորդ, Երևանի էստրադային և ջազային արվեստի պետական քոլեջի դասախոս (մասնագիտական դաշնամուր), ք. Երևան, Հայաստանի Հանրապետություն

Հոդվածի նպատակն է տալ Կ.Օրբեւյանի Առաջին սիմֆոնիայի ամբողջական բնութագիրը, ներկայացնել ու նկարագրել սիմֆոնիան որպես դասական ստեղծագործությունների ժանրում հեղինակի ամենավառ ու նշանակալից գործերից մեկը, ուսումնասիրել Կ. Օրբեւյանի ստեղծագործության ձևավորման ու զարգացման ընթացքը XX դարակեսին Հայաստանի երաժշտական մշակույթի համատեքստում: Առաջադրված են հետևյալ խնդիրները՝ 1. ուսումնասիրել մամուլի նյութերը, հոդվածները, ձայնագրությունները, կոմպոզիտորի ժամանակակիցների հարցազրույցները, 2.

նկարագրել երկի ստեղծման պատմությունը' հիմնվելով առկա նյութերի վրա, 3. վերլուծել սիմֆոնիայի բոլոր մասերը: Հաշվի առնելով նպատակն ու խնդիրները՝ ընտրվել է երաժշտական իմաստաբանության և համապարփակ վերլուծության մեթոդը: Ներառվել են հայրենի երաժշտագետների գործերը:

Ուսումնասիրության արդյունքում հանգել ենք եզրակացության. ակադեմիական, ազգային ու ջազային երաժշտության առանձնահատկությունների համեմատությունը Առաջին սիմֆոնիայում հիմք է տայիս դիտարկելու «երկու ոճերի» գոյության խնդիրը Կ.Օրբեյյանի ստեղծագործության մեջ:

Հիմնաբառեր' Կոնստանտին Աղապարոնի Օրբեսան, Սիմֆոնիա, Օհան Դուրյան, 1962թ. երիտասարդ կոմպոզիտորների համամիութենական մրցույթի դափնեկիր:

456 Л. Генина. Опус первый, «Советская музыка», 1962г., №11, С. 21

194

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(5), 2020

KONSTANTIN ORBELIAN'S SYMPHONY NAIRA MELIKYAN

National Academy of Sciences, Institute ofArts,

Music Department, Applicant;

Yerevan State College of Pop and Jazz Art (special piano), Lecturer Yerevan, Republic of Armenia

The purpose of the article is to give a holistic description of the First Symphony of K.Orbelian, to present and describe the symphony as one of the brightest and most significant works of the author in the genre of classical works as well as to study the process of formation, adaptation and evolution of K.Orbelian’s creativity in the context of the musical culture of Armenia. The following tasks are defined: firstly, to study the materials of newspapers, articles, recordings of performance. Secondly, to describe the history of creation based on available materials. Thirdly, to analyze the Symphony. Taking into account the context of the goals and objectives set, the method of studying musical semantics and holistic analysis was chosen.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A comparison of the features of academic, national and jazz music in the Symphony gives reason to consider the problem of the existence of “two styles” in the work of K. Orbelian.

Keywords: Konstantin Orbelian, Symphony, Ohan Duryan, winner of the 1962 All-Union Competition for Young Composers.

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.