Научная статья на тему 'Структурный и функциональный анализ региональной инвестиционной системы'

Структурный и функциональный анализ региональной инвестиционной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллин И. И.

Рассматриваются сущность, функции и структура региональной инвестиционной системы, а также принципы государственного участия в инвестиционных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and functional analysis of the regional investment system

The essence, functions and structure of the regional investment system, as well as principles of the state participation in investment process are defined.

Текст научной работы на тему «Структурный и функциональный анализ региональной инвестиционной системы»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №2-3(9-10)

ЭКОНОМИКА

УДК 330.342

СТРУКТУРНЫЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

© И.И.Абдуллин

Рассматриваются сущность, функции и структура региональной инвестиционной системы, а также принципы государственного участия в инвестиционных процессах.

Управление инвестиционной деятельностью в масштабах региона представляет собой специфический комплекс практических рекомендаций, опирающихся на научную концепцию эффективного менеджмента в условиях рынка. Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, в рамках которой будут ставиться, и решаться управленческие задачи. В данном контексте в качестве научной новизны предложена региональная инвестиционная система (РИС).

Региональная инвестиционная система представляет собой территориально специализированную часть хозяйства страны, характеризующуюся единством и целостностью инвестиционного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами удовлетворять потребности региональной экономики в инвестициях и обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие региона в отраслевом и территориальном аспектах.

Региональная инвестиционная система в рамках экономической структуры субъекта федерации относится к числу функциональных систем и в этом смысле она обладает самостоятельностью, действует как самоорганизующееся образование со своими собственными закономерностями. В тоже время по отношению к реальному сектору ее можно отнести к инфраструктуре, поскольку она обслуживает реальный сектор экономики региона, насыщает его своими ресурсами и - в зависимости от степени ее эффективности - ускоряет или замедляет процессы его развития.

Основными функциями региональной инвестиционной системы являются следующие:

- реализация целей, задач, основных направлений, мероприятий региональной инвестиционной стратегии и политики;

- обеспечение взаимодействия непосредственных участников регионального инвестиционного процесса (инвесторов и реципиентов) с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са-

моуправления в субъектах Российской Федерации;

- организация инвестиционных процессов, реализующихся через инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов и хозяйственные связи между ними;

- обеспечение разработки нормативных правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в регионе;

- участие в формировании потребительского и инвестиционного спроса;

- формирование источников инвестиционных ресурсов и освоение инвестиций;

- предоставление маркетинговых, консалтинговых, лизинговых услуг;

- обеспечение страхования инвестиционной деятельности;

- информационное обеспечение инвестиционной деятельности;

- учет инвестиций, контроль их целевого использования;

- формирование критериев оценки социально-экономической эффективности инвестиционной деятельности;

- проведение комплексной оценки социальноэкономической эффективности инвестиционной деятельности и реализации региональной инвестиционной стратегии и др.

На наш взгляд, региональная инвестиционная система представляет собой ключевой элемент экономической системы региона, поскольку именно в ней формируются межотраслевая структура и важнейшие пропорции региональной экономики: между накоплением и потреблением, накоплением и инвестированием, инвестированием и приростом капитальных стоимостей, вложениями и их отдачей и пр. Если рассматривать структуру региональной инвестиционной системы с учетом входящих в нее сфер хозяйствования, то в качестве составляющих можно выделить следующие элементы (подсистемы) (см. табл.1).

Региональная инвестиционная система, в качестве системы управления, как и большинство социотехнических систем, представляет собой

совокупность управляемой (объекта управления) и управляющей подсистем (субъекта управления), располагающей соответствующими механизмами управления инвестиционными процессами в регионе.

Объекты управления в региональной инвестиционной системе, по мнению автора, представляют собой перспективные направления использования совокупности инвестиционных ресурсов; своего рода точки экономического роста, обеспечивающие подъем производства в определенных отраслях и последующее, обусловленное этим развитие смежных отраслей в субъекте федерации.

Объектом инвестирования в рамках региональной инвестиционной системы может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, отрасль, район, город. Объединяющим началом для всех этих объектов является наличие собственного бюджета и собственной системы управления.

Таблица 1

Субъект управления в региональной инвестиционной системе представляет собой совокупность участников регионального инвестиционного процесса, обладающих инвестиционными ресурсами и системами их распределения, объе-

диненными в структуру, обеспечивающую достижение целей региональной инвестиционной стратегии и политики. Деятельность всех субъектов региональной инвестиционной системы определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта федерации, органов местного самоуправления, а также договорами, соглашениями между федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями в интересах улучшения социальноэкономического развития региона.

На наш взгляд, управляющую подсистему региональной инвестиционной системы можно структурировать на следующие элементы:

1. Государственная инвестиционная сфера РИС представляет собой совокупность органов государственной власти в регионе; государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности региона; организаций, индивидуальных предпринимателей, использующих государственные инвестиционные ресурсы, взаимодействующих между собой и с другими участниками региональной инвестиционной системы посредством формирования и использования государственных ресурсов и систем их распределения.

2. Негосударственная инвестиционная сфера РИС представляет собой совокупность организаций, индивидуальных предпринимателей, использующих собственные и привлеченные инвестиционные ресурсы, взаимодействующих между собой и с другими участниками региональной инвестиционной системы посредством формирования и использования собственных и привлеченных ресурсов и систем их распределения.

3. Инвестиционная сфера муниципальных образований РИС представляет собой совокупность органов местного самоуправления в регионе; муниципальных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности муниципальных образований региона; организаций, индивидуальных предпринимателей, использующих муниципальные инвестиционные ресурсы, взаимодействующих между собой и с другими участниками региональной инвестиционной системы посредством формирования и использования муниципальных инвестиционных ресурсов и систем их распределения.

4. Инвестиционная сфера домашних хозяйств представляет собой совокупность физических лиц, являющихся членами семьи, взаимодействующих между собой и с другими участниками региональной инвестиционной системы посредством формирования и использования финансовых, материальных, трудовых, информационных,

Структура региональной инвестиционной системы

Элементы РИС Характеристика

1. Сфера капитального строительства Осуществляются вложения средств в основные и оборотные фонды отраслей экономики региона. Сфера объединяет деятельность инвесторов, заказчиков, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан по индивидуальному и кооперативному жилищному строительству и других субъектов инвестирования.

2. Инновационная сфера Реализуются научно-технические новшества и интеллектуальный потенциал.

3. Сфера обращения финансового капитала Осуществляются вложения денежного, ссудного капитала и финансовых обязательств в различных формах; валютные операции.

4. Сфера реализации имущественных прав Осуществляется использование опыта, "ноу-хау" и других интеллектуальных ценностей.

интеллектуальных и других ресурсов членов домашних хозяйств и систем их распределения.

Особое место в управляющей подсистеме РИС занимают федеральные и региональные органы власти, выполняющие в региональной инвестиционной системе комплекс функций: организатора регионального инвестиционно-финансового рынка, его участника, а также менеджера региональной инвестиционной политики. В рамках каждой функции органы власти решают ряд задач (см. табл.2).

Анализ факторов и рисков, оказывающих влияние на инвестиционный климат, показывает, что возможности повышения инвестиционной привлекательности региона в краткосрочной перспективе весьма ограничены, поскольку наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала региона вносят факторы, характеризующие его географическую расположенность, а также факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности, а именно: наличие природных ресурсов, инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Один из немногих параметров, который можно изменить достаточно быстро - это снижение законодательного риска путем разработки ряда законодательных актов, предусматривающих упрощение и активизацию деятельности инвесторов на территории региона. Проблема заключается в том, что, во-первых, это разовое изменение (нецелесообразно было бы менять его постоянно), во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в современном российском обществе еще не сформирована правовая культура, то есть законы попросту не выполняются.

Таблица 2

Функции и задачи органов власти при проведении региональной инвестиционной политики

Функция Задачи

1. Организатор регионального инвестиционнофинансового рынка Снижение системного риска инвестиций. Развитие внутрирегиональных инвестиционных возможностей. Изменение структуры экономики региона. Повышение экспортного потенциала региона. Увеличение кредитования реального сектора. Повышение эффективности регионального фондового рынка. Создание новых инструментов

фондового рынка. Развитие региональных инвестиционных институтов. Привлечение прямых иностранных инвестиций в регион.

2. Участник регионального инвестиционно-финансового рынка Повышение доходов от использования регионального имущества. Повышение доходов от региональных инвестиций. Снижение стоимости заимствования.

3. Менеджер региональной инвестиционной политики Формирование региональной инвестиционной политики. Разработка механизма реализации региональной инвестиционной политики. Управление риском реализации региональной инвестиционной политики. Контроль за сбалансированностью и взаимозависимостью инвестиционной политики с иными направлениями региональной социально-экономической политики

Возможности влияния региональных властей на инвестиционный потенциал весьма ограниченны. Необходимы длительные сроки и значительные капиталы для развития производственных мощностей. Однако существуют определенные составляющие инвестиционного потенциала, воздействие на которые в определенной степени подвластно государственным управленческим структурам. Так, заинтересованность и участие органов власти в развитии транспортнокоммуникационной и энерго-промышленной инфраструктуры региона будет способствовать притоку иностранных инвестиций и активизации региональных инвестиционных процессов. Другой решающий фактор привлечения инвестиций в регион - это усилия региональных властей по подготовке и укомплектованию промышленных предприятий квалифицированными кадрами. Также возможен некоторый рост институционального потенциала региона за счет активизации деятельности ведущих институтов рыночной экономики и создания новых институтов. Следовательно, на сегодняшний день можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях улучшения инвестиционного климата в регионе, но не о массовой технологии управления его инвестиционной привлекательностью. Об управлении инвестиционной привлекательно-

стью региона, по мнению автора, можно говорить в случае, если существуют отчетливые представления о составляющих региональной инвестиционной системы, воздействие на элементы которой и даст желаемый результат. Другими словами, управление инвестиционной привлекательностью региона осуществляется в рамках управления региональной инвестиционной системой.

В современных условиях ключевой проблемой инвестиционной политики для всех без исключения регионов стал поиск источников финансирования. Основную роль в инвестиционном процессе могут играть три источника: собственные средства региональных бюджетов и предприятий и федеральный бюджет. Возможными источниками финансирования также могут стать прямые частные иностранные инвестиции и долгосрочные кредиты российских коммерческих банков.

Однако, как показывает опыт, если привлеченные финансовые ресурсы не будут своевременно инвестированы в соответствующие проекты, то это может привести к очередному экономическому спаду в регионе.

Немаловажным шагом на пути формирования инфраструктуры инвестиционной сферы должно стать создание Регионального Информационного Центра, основными задачами которого является формирование информационной системы в сети Интернет; обеспечение региональной информацией потенциальных российских и зарубежных инвесторов; повышение информированности региональных эмитентов рынка о технологиях и финансовых инструментах других регионов, распространение государственной (не закрытой) информации (реестры инвесторов, законодательство и т. д.).

Одним из обязательных условий предоставления гарантий по проектам, имеющим особое значение для социально-экономического развития области, является страхование, поэтому следует предусмотреть организацию Региональной Страховой Компании.

Регионы Российской Федерации отличаются большим разнообразием географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, потенциалом развития. Экономическая самостоятельность и безопасность региональных систем в наибольшей степени зависит от социально-экономического потенциала, размеры и структура которого определяют место региона в территориальном разделении труда, конкурентоспособность производимых в регионе товаров и услуг, а также способствуют комплексному социальному и экономическому

развитию региона. Чем больше совокупный потенциал региона, тем больше возможностей имеет регион для устойчивого развития, обеспечения своей экономической самостоятельности и безопасности.

Одним из ведущих в системе важнейших экономических показателей для региона должен быть объем вовлекаемых в экономику инвестиционных ресурсов. Экономическая безопасность региона напрямую связана с объемами реального инвестирования, обновлением основного капитала, оживлением инвестиционной активности, повышением эффективности инвестиционных процессов. Пусковые инвестиционные процессы являются толчком к развитию экономики региона, к активности хозяйствующих субъектов, во многом определяя ход других экономических процессов.

Таким образом, важнейшим инструментом системы управления инвестиционной деятельностью в регионе должна стать осмысленная региональная инвестиционная политика.

Создание благоприятных экономических, правовых и организационно-управленческих условий для всех участников инвестиционной деятельности предопределяет эффективность промышленного производства, выпуск конкурентоспособной продукции и воспроизводство значительной добавленной стоимости, гармоничное развитие отраслей экономики и социальной сферы, стабильное функционирование систем жизнеобеспечения населения. Все эти направления управленческой деятельности органов власти составляют основу государственной инвестиционной политики - функционального звена государственной экономической и социальной политики.

По нашему мнению, цели российского государства в национальной экономике шире интересов прочих участников инвестиционных процессов, поскольку государство обязано проводить общее регулирование экономики и выполнять социальную функцию. Экономика работает не ради производства как такового, а на благо человека. Она - основное средство достижения социального благополучия. Поэтому инвестициям в человека, в социальную сферу органы государственной власти должны отводить приоритетную роль.

Исходя из вышеизложенного, можно определить два основных принципа, по которым должно осуществляться участие государства в инвестиционных процессах:

1. Оптимальность государственной инвестиционной политики, т.е. разработка инвестиционной политики, не связанной с дополнительными

затратами ресурсов, и определение критериев отбора управленческих решений, приносящих максимальный эффект от осуществленных инвестиций в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов. Для этого необходимо:

- сокращение убыточной государственной собственности путем трансформации института остаточной государственной собственности (ГУПы) в более совершенные организационноправовые формы, например, в казенные предприятия или учреждения, либо в акционерные общества (с возможностью дальнейшей приватизации) с целью переориентации государственных средств на приоритетные для российского государства направления инвестирования, к примеру, высокотехнологичные и наукоемкие отрасли экономики, при этом инвестиции в основной капитал должны сочетаться с повышением эффективности капиталовложений;

- долевое участие государства в инвестиционных проектах по кредитованию реального сектора экономики с учетом необходимости структурной перестройки экономики России и долевое участие государства в инвестиционных проектах, касающихся социально значимых секторов экономики, например, ЖКХ, что позволит государству сочетать коммерческий интерес с решением социальной задачи. Одной из форм частногосударственного партнерства призван стать созданный по инициативе Президента РФ в январе 2006 года Инвестиционный фонд. Согласно положению об Инвестиционном фонде его средства будут направляться на финансирование крупных инфраструктурных проектов. Документ предусматривает три формы государственной поддержки инвестиционных проектов: прямое финансирование, предоставление гарантий по кредитам и взнос в уставный капитал. Участие частного капитала в инвестпроектах должно составлять не менее 25%. Государство будет гарантировать до 60% суммы кредита, привлекаемого компанией для реализации инвестиционного проекта, прошедшего соответствующий отбор. Срок государственной гарантии не будет превышать 5 лет [1]. В 2006 году объем Инвестфонда составит в 2007 году 72,9 млрд. рублей, в 2008 году - 73,2 млрд. рублей. В трехлетнем финансовом плане правительства РФ предусмотрено увеличение размера Инвестфонда в 2007 году до

95,8 млрд. рублей, в 2008 году - до 91,4 млрд. рублей [2].

На наш взгляд, стартовавший инвестиционный процесс - куда более эффективная и нужная для страны альтернатива складированию нефтяных сверхдоходов в стабилизационном фонде, который уже достиг колоссального, по меркам нашей экономики, размера - 2 трлн. рублей, или 10% годового ВВП. По некоторым оценкам, каждый рубль государственных средств, вложенный в развитие необходимой промышленности инфраструктуры, в течение последующего десятилетия может обернуться 3-4 рублями налоговых поступлений, не говоря уже о новых рабочих местах и росте доходов граждан [3];

- сконцентрировать возможности государственных регулирующих и управляющих органов не в поиск новых источников инвестиций и не в увеличение их количества, а в создание механизмов повышения их эффективности, в частности, через стимулирование создания рыночных институтов.

2. Использование системного подхода в управлении инвестиционными процессами. При выборе оптимальной стратегии инвестиционной политики в стране необходимо использовать системный подход, заключающийся в рассмотрении инвестиционных процессов в макроэкономике как единой сложной системы, состоящей из множества подсистем, часто имеющих противоположные цели, но в целом направленных на интересы национальной экономики. Следовательно, одним из условий активизации инвестиционных процессов является их новая организация, в основе которой лежит согласование интересов различных групп инвесторов, ориентированных на рыночные принципы отбора направлений инвестирования и оценки результатов инвестиций, и получателей - реципиентов инвестиций, для которых расширяются возможности использования альтернативных источников и форм привлечения инвестиций.

1. Положение об Инвестфонде // Газета "Деньги +",

01.03.2006.

2. Сэкономленные на долговых процентах $7,7 млрд

направят в Инвестфонд // www.aksnews.ru.

3. Рубанов И., Рязанов В., Тальская М. Убейте

Плюшкина в себе // "Эксперт" №24(518),

26.06.2006.

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALYSIS OF THE REGIONAL INVESTMENT SYSTEM

I.I.Abdoullin

The essence, functions and structure of the regional investment system, as well as principles of the state participation in investment process are defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.