Савон Диана Юрьевна
Savon Diana Yurevna Ростовский государственный строительный университет Rostov State University of Civil Engineering
Профессор/Professor E-Mail: di199@yandex.ru
Маркер Елена Владимировна
Marker Elena Vladimirovna Колледж Института экономики и внешнеэкономических связей College of Institute of economy and foreign economic relations
Преподаватель/T eacher
Г осударственно-частное партнёрство в региональной системе финансового обеспечения экологической и социальной ответственности бизнеса
State-private partnership in regional system of financial security of ecological and social responsibility of business
Аннотация: В статье раскрыты актуальные проблемы обеспечения финансирования региональных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Предложены новые формы привлечения финансирования для реализации ГЧП-проектов.
The Abstract: In article actual problems of ensuring financing of regional projects of state-private partnership (GChP) are opened. New forms of attraction of financing for realization GChP-proyektov are offered
Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, финансовое обеспечение, инвестиции.
Keywords: State-private partnership, financial security, investments.
***
Нечеткое представление о финансовых источниках, потенциальных рисках и ожидаемой эффективности от реализации проектов в ряде случаев приводят к неэффективному использованию государственных ресурсов и потере бизнесом заинтересованности в участии в ГЧП. Некоторые институциональные формы партнерства и адекватные им экономические отношения нередко ошибочно расцениваются не как механизм прогрессивного поступательного экономического развития, а лишь как текущий пересмотр, изменение сложившейся системы отношений собственности и простая перемена подходов к финансированию. Разнообразны и цели различных партнерств. Одной из наиболее сложных проблем при этом является вопрос финансового обеспечения ГЧП, предопределяющего уровень его инвестиционного потенциала и экономическую эффективность. В связи с тем, что любое вложение капитала предполагает его рациональное, экономически выгодное (прибыльное) инвестиционное размещение, одним из важнейших организационно-управленческих вопросов ГЧП является поиск компромиссных решений, обеспечивающих, с одной стороны, достаточную для бизнеса доходность вложенного капитала при разумном распределении рисков, а, с другой стороны, максимально быстрое и качественное решение актуальных социальных проблем и эффективное управление объектами государственной собственности.
Как показывает анализ мировой практики, в условиях перехода на инновационный путь развития созидательная и регулирующая роль государства, призванного обеспечить технологический прогресс общества, возрастает. Государство становится ключевым фактором, ответственным за выработку национальной стратегии развития и создания механизмов ее реализации и финансового обеспечения, формирования новых схем инновационного прогресса с использованием финансовых институтов развития и частной инициативы в проектах ГЧП.
Одним из важных вопросов модернизации российской экономики является создание инфраструктуры привлечения инвестиций в инновационные проекты и компании. Реализация многих инвестиционных государственных программ на правительственном и региональном уровнях показала сложность комплексной модернизации некоторых крупных предприятий, отдельных городов (агломераций) и даже ряда субъектов. Необходима общая координация инвестиционных проектов и программ, но это возможно только при диалоге государства и бизнеса[3, С.195]. При этом государственные институты, прежде всего, должны создать условия для реализации инновационных проектов в социально важных районах и отраслях.
Областной закон «Об основах государственно-частного партнерства» № 448-ЗС от 22.07.10г. изменил инвестиционную политику в Ростовской области. Новый режим работы с инвесторами позволяет адекватно оценивать их значимость для региона и предлагать лучшим из них дополнительные меры поддержки: введены налоговые льготы для инвесторов, создан Совет по инвестициям при губернаторе, сформирована сотня приоритетных инвестиционных проектов, что будет способствовать росту объёма привлечённых инвестиций, в том числе и на охрану окружающей среды.
Создание Совета при губернаторе является административным органам, способствующим устранению многочисленных барьеров и коррупции при продвижении инвестиционных проектов. У каждого заместителя губернатора создается рабочая группа, состав которой наполнен и представителями бизнеса. Заседания Совета проводятся открытыми для общественности и СМИ. Каждый инвестиционный проект предприятия должен пройти стадию публичных слушаний, чтобы доказать органам власти и общественности экологическую значимость и эффективность своих проектов. Такой подход в управлении инвестиционным процессом в области сочетает, с одной стороны, большую адресность работы с инвесторами, с другой -публичность, предохраняющую от коррупции.
В первую очередь предполагается направлять совместное инвестирование в малые и средние перерабатывающие предприятия сельского хозяйства, так как на сегодняшний момент это наиболее перспективно с точки зрения социально-экономического устойчивого развития области в связи, с недостаточным количеством перерабатывающих сельскохозяйственных предприятий по сравнению с Краснодарским краем региона. Объём инвестиций на 2011 год, который должен быть привлечён в экономику Ростовской области за счёт бюджетных и внебюджетных источников, составит примерно 195 миллиардов рублей [4]. Поэтому предусмотрены финансовые инструменты стимулирования привлечения инвестиций в Ростовскую область. В отличие от других субъектов РФ, в бюджете Ростовской области 2011 года для реализации закона государственно-частного партнерства (ГЧП) предусмотрено 500 миллионов рублей. Преференции для инвесторов, такие как субсидирование процентной ставки, налоговые льготы, сохраняются при ГЧП, а для инвестиционных проектов стоимостью более 300 миллионов рублей будет увеличен размер преференций. Статус частного инвестора можно определить через преференции, предоставляемые данным механизмом. И список этих преференций достаточно значителен.
Он охватывает три ключевые для бизнеса направления:
1. льготы в сфере таможенного и налогового регулирования;
2. государственное финансирование инфраструктуры;
3. снижение административных барьеров.
Создание новой административной структуры - Совета по инвестициям при губернаторе Ростовской области показало, что данный административный орган вырабатывает пути устранения барьеров при реализации инвестиционных проектов.
При каждом заместителе губернатора создаются рабочие группы, в работе которых участвуют и предприниматели, где обсуждаются вопросы инвестиционной политики. 100 приоритетных инвестиционных проектов получат менеджеров от лица органов власти Ростовской области. Этими менеджерами станут курирующий министр и глава администрации того муниципального образования, где этот проект размещается. Задача ГЧП состоит в том, чтобы в этой сотне оказались те проекты, которые имеют наибольшую значимость и эффективность. Создание совета - это реализация того принципа, который важен для нас во взаимоотношениях с бизнесом - принципа открытого диалога. Совет взял на себя несколько функций. Первая -это обсуждение наиболее проблемных моментов в процессе реализации инвестиционных проектов. Вторая - выявление типовых проблем и выработка рекомендаций по их снятию. Было бы неправильно, если бы создание комфортных условий для развития инвестиционного процесса ограничивалось только организационными моментами. Поэтому предусмотрены финансовые инструменты стимулирования привлечения инвестиций в Ростовскую область. Первым шагом в этом направлении стал региональный закон о государственно-частном партнёрстве, который был принят летом 2010 года, а также подзаконные акты, появившиеся уже в 2011 году. Упомянутый закон имеет принципиальные отличия от аналогичных нормативно-правовых актов, которые действуют на территориях других субъектов РФ.
Основной работой по привлечению инвестиций занималось Агентство инвестиционного развития области (АИР), в задачи которого входило разработка предложений для инвесторов, сопровождением их проектов в регионе, презентацией потенциала области на ключевых международных выставках. АИР останется в структуре органов, отвечающих в Ростовской области за привлечение инвестиций, но главным органом будет Совет по инвестициям. Он является важной площадкой для обучения и формирования инвестиционного самосознания и бизнеса, и власти, для обмена мнениями и формирования согласованных решений. Свыше 85% всех проектов, стартовавших при участии Агентства инвестиционного развития Ростовской области в 2010 году, - индустриальные. Главным критерием оценки работы Агентства в новой пятилетке (2010 - 2014 годы), согласно условиям госконтракта, является старт проектов на сумму 2 млрд. дол. за 5 лет. На сегодня - это один из самых жестких и продуктивных критериев оценки работы подобных структур не только в России, но и в мире. В 2011 году инвестировались малые и средние перерабатывающие предприятия сельского хозяйства, так как эта ниша наиболее перспективна с точки зрения социально-экономического развития области. В настоящий момент по Ростовской области не хватает перерабатывающих сельскохозяйственных предприятий по сравнению с Краснодарским краем.
Одним из источников финансирования ГЧП-проектов является Инвестиционный фонд РФ. Конкретная сумма, выделяемая региону из Инвестиционного фонда, будет зависеть от общего объема средств, предусмотренных федеральным законом о бюджете на финансирование региональных инвестпроектов. При этом Министерство региона должно установить квоты для каждого субъекта, в том числе с учетом уровня его бюджетной обеспеченности. Обязательным условием создания регионального инвестфонда является выделение средств из бюджета региона. Наиболее существенным является суть самого проекта, его социальноэкономический эффект. Специалисты называют это "принципом проектного финансирования". То есть финансируются именно проекты, а не регион вообще. Регион должен работать над поиском проектов, их отбором, а федеральный Инвестиционный фонд будет помогать
финансировать проекты, направленные на социально-экономическое развитие регионов. В среднем на 1 рубль ассигнований федерального Инвестфонда приходится более 2 рублей частных инвестиций по проектам общегосударственного значения и до 6 рублей - по региональным проектам. Есть минимальный порог участия бизнеса в региональных проектах. Такие проекты должны соответствовать региональной стратегии развития, а частные инвестиции составлять более 50 процентов. Региональные инвестфонды существуют по тем же правилам, что и федеральный, в которых закреплены жесткие требования к инвесторам и предусмотрена их ответственность за выполнение обязательств по реализации проекта.
Государство получает от финансирования инвестпроектов - налоги, социальную стабильность. Это рабочие места, зарплата. По тем проектам общегосударственного значения, которые уже начали осуществляться, планируется создать более 130 тысяч рабочих мест. По 23 отобранным региональным проектам будет создано более 30 тысяч. Второе - конечно, налоги. По прогнозам, в среднем за 10 лет 1 рубль средств федерального бюджета, генерирует порядка 3 рублей поступлений в региональные и местные бюджеты.
Стоимость 15 реализуемых проектов общегосударственного значения составляет 1 триллион рублей, из них более 290 миллиардов - бюджетные инвестиции и более 709 миллиардов - средства частных инвесторов. Реализация 23 одобренных региональных проектов позволит привлечь в экономику регионов свыше 104 миллиардов рублей инвестиций, в том числе из средств федерального бюджета более 13,3 миллиарда, порядка 6,5 миллиарда из средств региональных и местных бюджетов и свыше 84 миллиардов составят средства частных инвесторов [1].
Первое направление в планах реализации региональных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, на 2011-2013 годы - это формирование современной инфраструктуры национальной инновационной системы. Здесь довольно широкий круг разнообразных проектов. В частности, проекты, направленные на развитие сети технопарков, бизнес-инкубаторов и центров трансферта технологий.
Второе направление связано с повышением конкурентоспособности базовых отраслей промышленности: энергетического, нефтегазового, химического секторов. Третье - развитие минерально-сырьевой базы и повышение эффективности использования ресурсов. В том числе - проекты создания высокотехнологичных предприятий по добыче и переработке природного сырья. Среди приоритетов - развитие конкурентоспособного сельского хозяйства, а также развитие транспортной инфраструктуры (в частности, высокоскоростного пассажирского движения на железнодорожном транспорте, развитие региональных сетей аэропортов), а также проекты, направленные на реструктуризацию экономики монопрофильных населенных пунктов, которые могут быть профинансированы, начиная с 2010 года с привлечением бюджетных ассигнований Инвестфонда.
Закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) - новая форма привлечения финансирования особенно эффективная для реализации отдельных проектов протяженных по времени, позволяющая привлекать средства широкого круга инвесторов. За несколько лет сформировалась существенная практика эффективного применения конструкции ЗПИФов и для реализации проектов в рамках ГЧП. По своей природе ПИФ - это инструмент долевого инвестирования. Универсальность ЗПИФа позволяет гибко выстраивать политику финансирования для проектов различного размера и с различными сроками реализации. В настоящее время существует два варианта реализации проектов ГЧП с применением закрытых фондов. Различаются они способом участия государства.
Еще одним из источников финансирования проектов государственно-частного партнерства является использование потенциала рынка ценных бумаг.
Основным источником финансирования инноваций в промышленности были и остаются собственные средства предприятий. По собственным средствам финансирования инвестиций на первом месте Волгоградская область (55,8%), на втором - Ростовская область (36,2%)
Значительные результаты экологической и социальной ответственности бизнеса региона должны быть достигнуты не только вследствие финансовых ассигнований на принципах партнерства, но и за счет высокой эффективности проводимых работ, постоянного поиска новых инструментов решений поставленных задач, приведения их в точное соответствие с новыми целями развития.
1. Басаргин В. Региональные инвестиционные проекты - хороший шанс для ускорения выхода регионов из кризиса // Российская газета. - Федеральный выпуск № 5208 (129) от 16 июня 2010 г.
2. Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели охраны окружающей среды. Статистический бюллетень. - М.: Росстат, 2011.
3. Савон Д.Ю., Гассий В.В. Деятельность субъектов государственно-частного партнёрства при реализации приоритетных национальных проектов в условиях устойчивого развития //Экономические и гуманитарные исследования регионов. Научно-теоретический журнал. -Ростов-на-Дону, 2012. - №2. - С.195-204.
4. http// www.donland.ru.
[2, С.97].
ЛИТЕРАТУРА