УДК 332.87+338.121
© Д.Ю. Савон, Е.В. Маркер, 2013
ПРОЦЕСС ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Описаны новые формы финансового обеспечения при реализации проектов на основе государственно-частного партнерства, обеспечивающим экономическую эффективность, с учетом перехода к экологически ориентированной деятельности каждого отдельного субъекта хозяйствования.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, финансовое обеспечение, инвестиционный потенциал, финансовые инструменты.
Реализация проектов по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП) крайне актуальна с точки зрения развития экономики и с учетом нынешних бюджетных возможностей субъектов и страны в целом. Бюджеты субъектов РФ испытывают колоссальный дефицит средств, которые необходимо направлять в национальную экономику. А без инвестирования в национальную экономику, без полноценного участия в федеральных программах, которые требуют определенного софинансирования, регион не получит должного развития. Бюджетные возможности участия в реализации проектов - государственные гарантии, частичная компенсация кредитной процентной ставки, прямое бюджетное финансирование по ряду проектов, в том числе инфраструктурных, весьма ограничены.
Одной из наиболее сложных проблем при этом является вопрос финансового обеспечения ГЧП, предопределяющего уровень его инвестиционного потенциала и экономическую эффективность. В связи с тем, что любое вложение капитала предполагает его рациональное, экономически выгодное (прибыльное) инвестиционное размещение, одним из важнейших организационно-управленческих вопросов ГЧП является поиск компромиссных решений, обеспечивающих, с одной стороны, достаточную для
бизнеса доходность вложенного капитала при разумном распределении рисков, а с другой стороны, максимально быстрое и качественное решение актуальных социальных проблем и эффективное управление объектами государственной собственности[1,109].
Государство становится ключевым фактором, ответственным за выработку национальной стратегии развития и создания механизмов ее реализации и финансового обеспечения, формирования новых схем инновационного прогресса с использованием финансовых институтов развития и частной инициативы в проектах ГЧП.
В первую очередь предполагается направлять совместное инвестирование в малые и средние перерабатывающие предприятия сельского хозяйства, так как на сегодняшний момент это наиболее перспективно с точки зрения социально-экономического устойчивого развития Ростовской области в связи, с недостаточным количеством перерабатывающих сельскохозяйственных предприятий по сравнению с Краснодарским краем региона. Объём инвестиций на 2012 год, который должен быть привлечён в экономику Ростовской области за счёт бюджетных и внебюджетных источников, составит примерно 195 миллиардов рублей [3]. Поэтому предусмотрены финансовые инструменты стимулирования привлечения инвестиций в Ростовскую область. В отличие от других субъектов РФ, в бюджете Ростовской области 2012 года для реализации закона государственно-частного партнерства (ГЧП) предусмотрено 500 миллионов рублей. Преференции для инвесторов, такие как субсидирование процентной ставки, налоговые льготы, сохраняются при ГЧП, а для инвестиционных проектов стоимостью более 300 миллионов рублей будет увеличен размер преференций. Статус частного инвестора можно определить через преференции, предоставляемые данным механизмом. И список этих преференций достаточно значителен. Он охватывает три ключевые для бизнеса направления:
1. льготы в сфере таможенного и налогового регулирования;
2. государственное финансирование инфраструктуры;
3. снижение административных барьеров.
Одним из источников финансирования ГЧП-проектов является Инвестиционный фонд РФ. Конкретная сумма, выделяемая региону из Инвестиционного фонда, будет зависеть от общего объема
средств, предусмотренных федеральным законом о бюджете на финансирование региональных инвестпроектов. При этом Министерство региона должно установить квоты для каждого субъекта, в том числе с учетом уровня его бюджетной обеспеченности. Обязательным условием создания регионального инвестфонда является выделение средств из бюджета региона. Наиболее существенным является суть самого проекта, его социально-экономический эффект. Специалисты называют это «принципом проектного финансирования». То есть финансируются именно проекты, а не регион вообще. Регион должен осуществлять поиск проектов, их отбор, а фонд будет помогать финансировать проекты, направленные на социально-экономическое развитие регионов. В среднем на 1 рубль ассигнований федерального Инвестфонда приходится более 2 рублей частных инвестиций по проектам общегосударственного значения и до 6 рублей — по региональным проектам. Такие проекты должны соответствовать региональной стратегии развития, а частные инвестиции составлять более 50 процентов. Региональные ин-вестфонды существуют по тем же правилам, что и федеральный, в которых закреплены жесткие требования к инвесторам и предусмотрена их ответственность за выполнение обязательств по реализации проекта.
Государство получает от финансирования инвестпроектов — налоги, социальную стабильность. Это рабочие места, зарплата. Первое направление в планах реализации региональных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение — это формирование современной инфраструктуры национальной инновационной системы. Второе направление связано с повышением конкурентоспособности базовых отраслей промышленности: энергетического, нефтегазового, химического секторов. Третье — развитие минерально-сырьевой базы и повышение эффективности использования ресурсов. В том числе — проекты создания высокотехнологичных предприятий по добыче и переработке природного сырья. Среди приоритетов — развитие конкурентоспособного сельского хозяйства, а также развитие транспортной инфраструктуры (в частности, высокоскоростного пассажирского движения на железнодорожном транспорте, развитие региональных сетей аэропортов), а также проекты, направленные на реструктуризацию экономики монопрофильных населенных пунктов, которые могут
быть профинансированы, начиная с 2010 года с привлечением бюджетных ассигнований Инвестфонда.
Новой формой привлечения финансирования в реализации отдельных проектов протяженных по времени, позволяющей привлекать средства широкого круга инвесторов можно считать закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ). За несколько лет сформировалась существенная практика эффективного применения конструкции ЗПИФов и для реализации проектов в рамках ГЧП. Универсальность ЗПИФа позволяет гибко выстраивать политику финансирования для проектов различного размера и с различными сроками реализации. Реализация подобного механизма удовлетворяет задачам национального проекта «Доступное жилье», а также целому ряду иных федеральных целевых программ базовым принципом, которых определено развитие различных форм ГЧП с целью привлечения средств внебюджетных источников.
Еще одним из источников финансирования проектов государственно-частного партнерства является использование потенциала рынка ценных бумаг.
Таблица 1
Процесс финансирования инвестиционных проектов ГЧП
Регион Отрасль Количество Объём инвестиций (млн руб.)
проектов всего частные
Краснодар- ЖКХ, водо- 2 14081,0 7900,0
ский край снабжение и 10 925,0 7 900,0
(ЮФО) водоотведе-ние
Астраханская область Образование 1 4000,0 4000,0
(ЮФО)
Волгоград- Транспорт, ав- 1 53700,0 53700,0
ская область (ЮФО) тодороги
Ростовская ЖКХ, водо- 2 41591,0 26792,0
область снабжение и 4 466,7 2 250,4
(ЮФО) водоотведе-ние
Транспорт, аэ- 1 26 797,0 16 368,2
ропорты
Одним из важных показателей экологически и социально ответственного бизнеса является финансирование природоохранной деятельности. Региональные инвестиционные проекты — хороший шанс для ускорения выхода регионов из кризиса. Среди регионов ЮФО Ростовская область заняла второе место по объему инвестиций в основной капитал, уступив только Краснодарскому краю. Финансовые обязательства государства в развитии социально-экономических сфер растут, ибо эти отрасли являются капиталоёмкими и низко прибыльными, а государственный бюджет не в силах самостоятельно обеспечивать поддержку этих отраслей. В этой ситуации разумно привлекать средства из частного сектора.
Реализация программ позволит не только сформировать благоприятный инвестиционный климат региона, но и реализовать инвестиционную политику, которая должна быть направлена как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Савон Д.Ю., Карибжанова Е.Л., Маркер Е.В. Государственно-частное партнерство в решении задач устойчивого развития региона // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. Научный и общественно-теоретический журнал. — 2013. — №2.
2. http //pppcеnter. ru.
3. http //www. donland. ru.