Ю.О. Кузьмичев
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы реализации взаимоотношений государства и частного лица.
Ключевые слова: инвестиционно-строительные проекты, государственные пилотные проекты, государственно-частное партнерство (ГЧП), управление строительством.
В данной статье нами рассмотрен такой актуальный вопрос управления бизнесом в строительстве, как реализация строительных проектов с государственным софинансировани-ем. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» от 7 мая 2012 г. ставит перед строителями амбициозные задачи - создание для населения возможности улучшения жилищных условий и снижение стоимости квадратного метра жилья на 20 %, в то же самое время Указ становится продолжением политики государства в обеспечении граждан России доступным жильем, которая определена правовыми актами, в частности, Федеральной целевой программой «Жилище» в 2011-2015 годах. При этом остается нерешенной проблема финансирования строительства дорог, объектов инженерной и социальной инфраструктур. По сложившейся практике финансовую нагрузку по созданию таких объектов несут застройщики. При таком подходе расходы на строительство внутриквартальных и внутридворовых дорог (а зачастую и подъездных дорог) и возведение объектов необходимой инфраструктуры закладываются в цену квадратного метра жилья [2].
Рассмотрим основные проблемы реализации взаимоотношений государства и частного лица на примере пилотного проекта ЖСК «Остров» в Приморском крае. Жилищностроительный кооператив с государственной поддержкой "Остров" был зарегистрирован 12 ноября 2012 года. В него вошли сотрудники Дальневосточного отделения РАН и Дальневосточного федерального университета. Первоначально, согласно представленному ходатайству, планируемое количество членов кооператива составляло 390 человек. На сегодняшний день общее количество членов кооператива составляет 437 человек. Общая потребность членов жилищно-строительного кооператива «Остров» в жилых помещениях составляет 437 жилых помещений, к которым относятся квартиры в многоквартирном доме, малоэтажные индивидуальные жилые дома, квартиры в домах блокированной застройки - «таун-хаусах». В декабре 2012 года Фондом «РЖС» было принято решение о передаче жилищностроительному кооперативу «Остров» 9 земельных участков общей площадью 40,98 га. Дополнительные 4 земельных участка Фонда «РЖС» общей площадью 15,5 га планируется передать жилищно-строительному кооперативу «Остров» в случае дальнейшего увеличения количества членов указанного кооператива до 1000 человек. Фондом «РЖС» совместно с администрацией Приморского края, администрацией Владивостока, Дальневосточным отделением РАН и Дальневосточным федеральным университетом подписан совместный план освоения земельного участка, передаваемого кооперативу. Указанный план предусматривает оказание содействия кооперативу на всех этапах жилищного строительства - начиная с передачи земельного участка кооперативу и заканчивая вводом объектов в эксплуатацию. В настоящее время при содействии Фонда «РЖС» уже реализуются проекты по созданию 30 жилищно-строительных кооперативов с государственной поддержкой в 24 субъектах Рос© Кузьмичев Ю.О., 2013
сийской Федерации. Созданы кооперативы в Новосибирской области, во Владивостоке, в г. Пушкин под Санкт-Петербургом. Фонд "РЖС" безвозмездно передает кооперативам земельные участки, архитектурные проекты и проектную документацию повторного применения, а также оказывает содействие в обеспечении земельного участка инженерной инфраструктурой. По экспертным оценкам, в случае оказания такого содействия снижение стоимости строительства 1 кв. м жилья составит до 30 процентов от рыночных цен. [3]
Таблица
Перечень основных проектов, реализуемых в рамках ГЧП в России
(по состоянию на 2010 г.)
№. Название проекта Сектор Форма ГЧП Место реализации Сроки Стоимость
проекта в
млрд руб.
1 Развитие системы теплоснабжения в г. Владимира и Владимирской области Жилищно- коммунальное хозяйство Инвестиционный фонд РФ Владимирская область 2009 - 2012 550
2 Строительство Курганской ТЭЦ-2 Жилищно- коммунальное хозяйство Инвестиционный фонд РФ Курганская область 2008 - 2010 10855
3 Строительство и эксплуатация мусороперерабаты-вающего завода в п. Яни-но Жилищно- коммунальное хозяйство Прочее Ленинградская область 2009 - 2010 0
4 Реконструкция системы водоснабжения Перми Жилищно- коммунальное хозяйство Инвестиционный фонд РФ Пермский край 2009 - 2011 847
5 Строительство и реконструкция водопроводных очистных сооружений г. Петрозаводска (II этап) Жилищно- коммунальное хозяйство Инвестиционный фонд РФ Республика Карелия 2009 - 2012 631
6 Создание коммунальной и энергетической инфраструктуры в целях создания сыроваренного завода по производству твердых сыров Сельское хозяйство Инвестиционный фонд РФ Республика Мордовия 2009 - 2013 1348
7 Строительство комбикормового завода в Рузаев-ском районе Республики Мордовия Сельское хозяйство Инвестиционный фонд РФ Республика Мордовия 2009 - 2011 583
8 Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведе-ния г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области Жилищно- коммунальное хозяйство Инвестиционный фонд РФ Ростовская область 2007 - 2021 33470
9 Региональный инвестиционный проект «Чистый Дон» Жилищно- коммунальное хозяйство Инвестиционный фонд РФ Ростовская область 2009 - 2011 4466
№. Название проекта Сектор Форма ГЧП Место реализации Сроки
10 Первая очередь программы развития АПК Тамбовской области
Сельское хозяйство
Инвестиционный фонд РФ
Тамбовская область
Стоимость проекта в млрд руб.
2009 - 2011 14930
В российской экономике 90 % совместных проектов осуществляется по инициативе и со значительным участием государства через Инвестиционный фонд РФ - государственный финансовый фонд Российской Федерации, предназначенный для софинансирования инвестиционных проектов. В законе о федеральном бюджете на 2006 год впервые было предусмотрено образование Инвестиционного фонда в объеме 69,7 млрд руб. Наполнение фонда происходит за счет повышения цены отсечения нефти при формировании Стабилизационного фонда и досрочного погашения внешнего долга — то есть за счет экономии на процентах. Процедура рассмотрения проектов проходит три основных этапа — инвестиционная комиссия, правительственная комиссия и утверждение на заседании Правительства РФ (см. рис. 1).
МИнрдгиннразвития / Инвестиционный фонд
—финансирование—
Инициатор проекта подготовка Заявка в Инвестфонд РФ
Инвестиционные субснглашдния
I
заемное финансирование
- I
^ I
ЛС
Инвесторы (частные и Инвестиционное Субъект РФ —
государстенные) соглашение
Федеральный орган____
исполнительной власти |
--I
межбюджетный трансфер
I I
"Г I
межбюджетный трансфер
- I
Орган муниципального ^___I
управления
Ответственный исполнитель
х обязательна
И нвдстпцптнный проект
Рис. 1. Основные процедуры, проводимые Инвестиционным фондом РФ
Предполагается, что государство будет финансировать бизнес-проекты стоимостью не менее 5 миллиардов рублей в течение пяти лет. Частный инвестор должен будет вложить минимум 25 % средств. Рентабельность проекта должна составлять не менее 4 % и не более 11 %.
Господдержка из инвестиционного фонда осуществляется в трех форматах:
• прямое софинансирование проектов;
• участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься тем или иным проектом;
одобрение
• система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий Минфина (так как их не надо прописывать ежегодно в бюджете, и эти средства не «сгорают» по итогам года).
Используются два типа критериев при отборе проектов: качественные и количественные. К качественным критериям относится, в частности, национальная приоритетность. В количественные критерии входят:
• общеэкономическая эффективность, которая выражается во вкладе проекта в прирост регионального и внутреннего валового продукта;
• бюджетная эффективность (рост налоговых поступлений);
• финансовая эффективность (внутренняя норма доходности, сроки окупаемости, индекс окупаемости инвестиций).
Количественные критерии утверждаются совместным приказом Минэкономразвития и Минфина. На конец 2008 г. на средства Инвестфонда реализовывалось 14 проектов. Характерно, что 8 из 14 проектов связаны с развитием транспортной инфраструктуры, причем 4 из 5 проектов реализуются в Северо-Западном федеральном округе, не испытывающим проблем с данным видом инфраструктуры в сравнении, например, с Сибирским или Дальневосточным федеральными округами. При этом основная часть затрат приходится на сроки окончания работ, хотя совокупная структура затрат в целом соответствует общемировым критериям (3,1 % - средства бюджетов, 27,4 % - средства Инвестфонда, 69,5 % - внебюджетные источники). В связи с этим обоснованным выглядит опасение, что экономический кризис сделает невозможным финансирование проектов в полном объеме. Кроме того, из-за громоздкости самой системы получения поддержки через Инвестиционный фонд возникают проблемы, связанные с дублированием обязанностей и операций, длительностью рассмотрения заявок (см. рис. 2) [1].
Рассмотрение заявки
в МРР, (включая встречное
заключение инвестконсультанта)
Д
Заседания не имеют четкой периодичности
Распоряжение Правительства, внесение изменений в бюджетную роспись —| —1 Подписание инвестсоглашения
З Сложно /¡\ спрогнози ровать длительность
Финансирование и реализация проекта
Проведение
конкурсов и
финансирование
"I/
Выполнение проекта
Контрол ь и мониторинг эффективности реализации
Недостаточная проработанность механизмов этапа
Рис. 2. Основные проблемы функционирования Инвестфонда РФ
Обобщая выше изложенное, хочется подчеркнуть, что, по нашему мнению, решать жилищную проблему необходимо путем осуществления инвестиционно-строительных проектов комплексного освоения территорий (КОТ) на принципах государственно-частного партнерства: покупатель оплачивает строительство жилья, а государство - объекты транспортной, инженерной и социальной инфраструктур. Для того чтобы планы руководства государства по обеспечению граждан жильем были реализованы, надо определить Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству органом исполнительной власти, ответственным за разработку и реализацию механизмов развития проектов малоэтажного строительства в рамках комплексного освоения территорий. Приоритетом должны пользоваться проекты, предполагающие наличие производств, обеспечивающих рабочими местами не менее 50 % трудоспособного населения, которое будет проживать на застраиваемой территории. Жилье эконом-класса, внутриплощадочные транспортная инфраструктура и инженерные сети создаются за счет девелопера. При этом объекты инфраструктуры необходимо создавать за счет средств бюджета Российской Федерации, ее субъектов и бюджетов муниципальных образований. В качестве поддержки со стороны государства нужно разрабатывать схемы субсидирования из федерального бюджета регионам на создание и развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры; на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам на обеспечение коммунальной инфраструктурой, а также по кредитам, полученным на цели жилищного строительства при реализации проектов. Кроме того, необходимы госгарантии по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры.
Библиографический список
1. Азимов Л.А. Российские модели ГЧП. Системные проблемы и их решения // Материалы семинара ПАКК. - 2008.
2. [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http://www.primorye24.ru/news/pressa/24787-igor-shuvalov-vstretilsya-s-uchastnikami-zhsk-ostrov.html
3. [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vlc.ru/news/ads/62871/
4. [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fondrgs.ru/work/ipoteka/
В.А. Персианов Е.Б. Беднякова
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ГОРОДОВ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ЗОН
Аннотация. Освещаются проблемы развития крупных городов и пригородных зон. Представлены различные взгляды на вопросы территориального планирования и районной планировке, на анализ пространственных особенностей и стратегических аспектов развития расселения на основе нового гуманистического подхода.
Ключевые слова: территориальная организация, урбанизация, транспортный узел, город, районная планировка.
Города не могут существовать и нормально развиваться изолированно от внешней среды и природно-географической, экономической, общественно-политической, культурной
© Персианов В.А., Беднякова Е.Б., 2013